Компетенции учителя музыки в современной школе
Оценка 4.7

Компетенции учителя музыки в современной школе

Оценка 4.7
Руководства для учителя
docx
музыка
1 кл—8 кл
16.05.2022
Компетенции учителя музыки в современной школе
ХХI век внёс свои коррективы абсолютно во все сферы жизни общества. Не стала исключением ни музыка как часть культуры, ни школа, где культура транслируется, ни сами дети. В связи с этим появились новые требования к учителю музыки. Обществу нужен специалист нового уровня. Правда, остаётся открытым вопрос об эффективной мотивации учителей музыки к таким изменениям их профессиональной деятельности.
публикация Компетенции учителя музыки в современной школе.docx

Компетенции учителя музыки в современной школе

 

Традиционно учителю музыки свойственны различные виды профессиональной деятельности: педагогическая, методическая, воспитательная работа, исполнительская и научно-исследовательская, организационно-управленческая и культурно-просветительская деятельность. Ряд компонентов деятельности учителя музыки свойственен абсолютно всем педагогам, независимо от специальности. Но есть и специфика, диктуемая тем, что данная профессия находится на стыке двух типов профессий: «человек – человек» и «человек – художественный образ». Отсюда дополнительно вытекает творческий, духовно-практический характер деятельности, эмоционально-чувственная наполненность, художественность, многопрофильность и обязательный диалоговый характер взаимодействия субъектов обучения.

Полигранная деятельность педагога-музыканта часто попадала в фокус научного внимания таких отечественных исследователей, как Э.Б. Абдуллин, Ю.Б. Алиев, О.А. Апраксина, Б.В. Асафьев, Л.Г. Арчажникова, Л.А. Баренбойм, Л.А. Безбородова, Л.В. Горюнова, Д.Б. Кабалевский, В.В. Медушевский, Г.Г. Нейгауз, Л.А. Рапацкая, Н.А. Терентьева, Б.Л. Яворский и др.

Л.Г. Арчажникова, анализируя составляющие этой деятельности, выделяет не только организационную, познавательную, исследовательскую компоненты, но и отдельно – эмоциональную составляющую. Многие теоретики и практики музыкального образования и искусства считают музыку одной из возможностей познания мира, ведь в музыке отражаются события, явления, процессы и сущностные характеристики жизни. Поэтому обучение музыке – это синтез познавательной и эстетической деятельности. Некоторые обращают отдельное внимание на исследовательский компонент музыкально-педагогической деятельности.

Проанализировав основные положения исследований различных учёных, мы пришли к выводу, что современное преподавание музыки в школе имеет следующие особенности:

– ведущая направленность обучения – эстетическая, что обеспечивает содержание культурного и эстетического воспитания обучающихся;

– один из ведущих принципов обучения – идея самоценности искусства;

– сочетание искусствоведческого и философско-эстетического характера содержания преподавания музыки;

– опора в обучении на эмоционально-чувственные компоненты личности школьника;

– выстраивание урока музыки как интеграции искусства, творчества, обучения;

– использование на уроке музыки методик и элементов технологий, используемых в искусстве и творческом процессе;

– развивающий характер музыкального образования, направленность на развитие творческих, художественно-эстетических, исполнительских способностей субъектов педагогического процесса.

Если сравнивать деятельность учителя музыки общеобразовательной и музыкальной школы, то сразу становится заметной многофункциональность работы в общеобразовательной школе. В системе профессионального музыкального образования каждая составляющая музыки изучается отдельно, зачастую в виде самостоятельной дисциплины (история музыки, сольфеджио и т.д.), форма занятий варьируется в зависимости от специфики образовательного контента. В общем музыкальном образовании не может быть ни отдельных музыкальных дисциплин, ни частого комбинирования форм индивидуальной и групповой работы. У учителя нет возможности в полном объеме донести теорию музыки или уделить внимание каждому ученику в овладении музыкальным инструментом. Поэтому в преподавании музыки на первое место выходит взаимосвязь всех компонентов и граней музыки, их единство.

В связи с этим при подготовке учителя музыки не может быть одной-двух главных дисциплин. Постановка на первый план историко-теоретических предметов, фортепиано или дирижирования не обеспечит решения школьных задач преподавания музыки, проблем массового музыкального образования.

Современной школе требуется музыкант-универсал, функционал которого сильно отличается от функционала учителя музыки 20 лет назад. При этом учитель должен обладать педагогическими компетенциями выпускника педагогического вуза, а многими профессиональными умениями овладеть на уровне подготовки в консерватории.

Важнейшими педагогическими подходами в таких условиях стали творческий и деятельностный подход с ориентацией учителя на овладение новыми видами деятельности, не являющимися для учителя традиционными (аранжировка, написание фонограмм, владение компьютерными музыкальными приложениями). Как показывает практика, именно творчество и близость интересов учителя музыкальным интересам школьников – лучший залог эффективности уроков музыки.

Подготовка такого универсального учителя музыки складывается из овладения инструментальной, вокально-хоровой, музыкально-теоретической деятельностью. Учитель должен сам подбирать на слух ноты мелодии или песни, музицировать, импровизировать, уметь объяснять, как это сделать, своим ученикам, владеть голосом и петь песни разных направлений и жанров, которые нравятся ученикам. К списку традиционных умений учителя музыки теперь добавились знание специальных музыкальных приложений, владение синтезатором, умение писать и использовать готовые фонограммы, создавать аранжировки. От учителя ожидается, что он будет композитором, музыкантом-исполнителем, певцом и ди-джеем (при музыкальном оформлении и сопровождении школьных мероприятий).

Относительно содержания музыкальных дисциплин до сих пор ведутся споры и есть предложения включать в учебную программу изучение не только произведений народных жанров и классической музыки, но и отдельные образцы духовной религиозной музыки, джаза, эстрады и поп-музыки. Конечно, авторы таких предложений указывают на то, что при отборе учебного репертуара особое внимание нужно уделить высокому уровню художественности произведений, содержащимся в них духовным ценностям, ориентации на идеалы красоты, добра, истины, любви, свободы и т.д.

Современная музыка не существует без электронных инструментов. Использование электронных музыкальных инструментов, чаще всего цифрового интерактивного синтезатора, заменяет классические инструменты, такие как фортепиано. Процесс обучения в общеобразовательной школе можно сделать более живым, интересным, творческим и увлекательным, решить многие образовательные задачи, если использовать на уроках музыки синтезатор. На периферии, вдали от областных культурных центров, где нет филармоний, концертных залов, театров и опер, синтезатор является чуть ли не единственным техническим средством, благодаря которому детям можно продемонстрировать и объяснить различные тембры инструментов, показать некоторые возможности музыкального инструмента вообще.

В совокупности с компьютерными технологиями, он может произвести переворот в музыкальном образовании, как в своё время фортепиано. Синтезатор позволяет многогранно изучить окраски звука, синтезировать многообразие тембров и шумов. Однако появление синтезатора вовсе не означает отказ от традиционных компонентов процесса обучения музыке, его содержания, форм, методов, средств и педагогических подходов

ХХI век внёс свои коррективы абсолютно во все сферы жизни общества. Не стала исключением ни музыка как часть культуры, ни школа, где культура транслируется, ни сами дети. В связи с этим появились новые требования к учителю музыки. От учителя ожидается поддержка волны интереса в молодёжной среде к вокалу, исполнительству на музыкальных электронных инструментах, композиторству и аранжированию. Это обуславливает необходимость изменения содержания подготовки и учебного плана будущих учителей музыки: обществу нужен специалист нового уровня. Правда, остаётся открытым вопрос об эффективной мотивации учителей музыки к таким изменениям их профессиональной деятельности.

Библиографическая ссылка

Якуб А.А. СПЕЦИФИКА ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧИТЕЛЯ МУЗЫКИ В СОВРЕМЕННОМ ОБЩЕСТВЕ // Международный журнал экспериментального образования. – 2019. – № 6. – С. 62-66;
URL: https://expeducation.ru/ru/article/view?id=11925 (дата обращения: 07.05.2022).


 

Компетенции учителя музыки в современной школе

Компетенции учителя музыки в современной школе

Проанализировав основные положения исследований различных учёных, мы пришли к выводу, что современное преподавание музыки в школе имеет следующие особенности: – ведущая направленность обучения – эстетическая,…

Проанализировав основные положения исследований различных учёных, мы пришли к выводу, что современное преподавание музыки в школе имеет следующие особенности: – ведущая направленность обучения – эстетическая,…

В связи с этим при подготовке учителя музыки не может быть одной-двух главных дисциплин

В связи с этим при подготовке учителя музыки не может быть одной-двух главных дисциплин

Конечно, авторы таких предложений указывают на то, что при отборе учебного репертуара особое внимание нужно уделить высокому уровню художественности произведений, содержащимся в них духовным ценностям,…

Конечно, авторы таких предложений указывают на то, что при отборе учебного репертуара особое внимание нужно уделить высокому уровню художественности произведений, содержащимся в них духовным ценностям,…

Библиографическая ссылка Якуб

Библиографическая ссылка Якуб
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
16.05.2022