Делая обзор методических подходов по вопросам вокальной подготовки обучающихся, целесообразно начать с вокальной методики М.И. Глинки. Его работы имели основой не только педагогический опыт, но и методы работы над собственными вокальными навыками. Методы владения вокальным мастерством он отразил в своих трудах, один из которых - «Упражнения для усовершенствования голоса, методические пояснения к ним и вокализы-сольфеджио» [1].
Основой его работы послужил концентрический метод. Для успешного развития вокальных навыков, в том числе интонационного, необходимо довести до совершенства натуральные ноты, или, как они еще называются, тона примарной зоны. И концентрический метод как раз отражает этот принцип работы – совершенствование примарных тонов, а после и остальные звуки. Именно этот метод и главенствует в современной вокальной педагогике, расширение границ диапазона после того, как отработана примарная зона. То же касается и интервального диапазона, он расширяется от урока к уроку. Самобытностью данного метода являлась естественность, ведь отрабатывание начиналось со средних натуральных тонов, берущихся без особых усилий и напряжения, и постепенность.
Стоит отметить примечания, оставленные автором, служащие для достижения результатов развития вокального навыка:
1. Чтобы прямо попадать на ноту;
2. Обращать больше внимания на верность, а потом на непринужденность голоса;
3. Петь не громко и не тихо, но вольно;
4. Не делать крещендо, как тому учат старинные учителя, но, напротив, взяв ноту, держать ее в равной силе (что гораздо труднее и полезнее);
5. Стараться уровнять все ноты.
Упражнения данной методики выстроены поступенно и подходят для индивидуального применения, как взрослыми певцами, так и могут использоваться в работе с детьми, только встающими на путь вокального исполнительства.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Дмитриев, Л. Б. Голосообразование у певцов [Текст] / Л. Б. Дмитриев; – М.: Государственное музыкальное издательство, 1962. 59 с.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.