Сергеева Татьяна Михайловна
Дополнительное образование – один из важных факторов социализации детей и молодежи.
В условиях развития постиндустриальной цивилизации государства и общество сталкиваются с новыми многообразными вызовами, успешный ответ на которые позволит выйти на качественно новый уровень жизни и развития человека, а несвоевременное или неадекватное реагирование может привести на грань катастрофы.
Проблема социализации личности сегодня стоит столь же остро, как и много десятилетий назад, ввиду постоянных изменений социальных норм, ценностей и установок.
На протяжении длительного времени она остается центральной для ряда областей.
Социализация — процесс усвоения человеческим индивидом образцов поведения, психологических установок, социальных норм и ценностей,знаний, навыков, позволяющих ему успешно функционировать в обществе. В отличие от других живых существ, чьё поведение обусловлено биологически, человек как существо биосоциальное нуждается в процессе социализации. Первоначально социализация индивида обычно происходит в семье, а уже потом вне её. Социализация – это усвоение, накопление и воспроизведение социального и индивидуального опыта.
Первичная социализация продолжается от рождения ребёнка до формирования зрелой личности. В дальнейшем основой социализации становится школа, где детям приходится действовать в соответствии с новыми правилами и в новой обстановке. На этом этапе индивид приобщается уже не к малой группе, а к большой.
В существующих условиях социальной жизни наиболее актуальной выступает
проблема, требующая включения каждого человека в единую социальную целостность
и саму структуру общества. Главным понятием данного процесса и является социализация личности,
которая позволяет каждому человеку стать полноценным членом общества. Процесс социализации личности протекает на протяжении всего
существования человеческой жизни, поскольку окружающий мир пребывает в
постоянном движении, все изменяется и человеку просто необходимо меняться для
более комфортабельного пребывания в новых условиях. Человеческая сущность
претерпевает регулярные изменения и с годами меняется, она не может быть
постоянной. Жизнь – это процесс постоянной адаптации, требующий непрерывных
изменений и обновлений. Человек представляет собой социальное существо. Процесс
интеграции каждого индивида в общественные слои считается достаточно сложным и
довольно длительным, поскольку включает усвоение ценностей и норм социальной
жизни и определенных ролей.
Не
малую роль в процессах образования и социализации в современном мире стали
играть творческие способности человека. Для современной педагогики они уже не
кажутся чем-то редким и необычным. Современные подходы в педагогике
предполагают, что каждый человек – творческая личность. Дидактика включает опыт
творческой деятельности учащегося в процессе обучения как важнейший компонент
содержания образования наряду с усвоением знаний, умений и навыков.
Социализация личности интересна тем, что усвоенный социальный опыт становится регулятором социального поведения личности.
В современном мире одним из важнейших факторов социализации подростков становится дополнительное образование.
Дополнительное образование детей — составная (вариативная) часть общего образования, сущностно - мотивированное образование, позволяющее обучающемуся приобрести устойчивую потребность в познании и творчестве, максимально реализовать себя, самоопределиться профессионально и личностно. Многими исследователями дополнительное образование детей понимается как целенаправленный процесс воспитания и обучения посредством реализации дополнительных образовательных программ.
Дополнительным образованием называют сферу получения знаний и навыков за пределами обязательного государственного стандарта, которое должно удовлетворять разнообразные интересы ребенка.
Система дополнительного образования в России формировалась из уникальных российских форм внешкольной работы (внешкольного воспитания). Внешкольное воспитание в России возникло в конце XIX века в виде кружков, клубов, мастерских, дневных приютов для детей, летних оздоровительных лагерей.
На государственном уровне решение о развитии внешкольного образования было принято в ноябре 1917 года, когда в Народном комиссариате просвещения РСФСР был создан отдел внешкольного образования. В 1918 году создано первое государственное внешкольное учреждение Станция юных любителей природы.
В задачи дополнительного образования детей дошкольного возраста и школьного входит гармоничное соединение общего образовательного стандарта с созданием необходимых условий для формирования творческой личности. Основной упор при этом делается на защиту права ребенка на самоопределение и саморазвитие. Цель дополнительного образования - развитие мотивации детей к познанию и творчеству, содействие личностному и профессиональному самоопределению учащихся, их адаптации к жизни в
обществе, приобщение кздоровому образу жизни. Дополнительное образование способствует реализации социальной, рекреативной и досуговой функции свободного времени, позволяет детям использовать его с максимальной
пользой, сочетая досуг сразвлечениями, праздником, творчеством, наиболее полно обеспечивающего право человека на развитие и свободный выбор различных видов деятельности, в которых происходит личностное и профессиональное самоопределение детей, подростков и молодежи. В дополнительном образовании образование рассматривается не просто как «подготовка к жизни» или освоение основ профессии, а как, собственно, основа жизни – непрерывный процесс саморазвития, самосовершенствования, увлекательного и радостного потребления интеллектуальных ресурсов. В дополнительном образовании подрастающее поколение учится мечтать, проектировать, планировать, преобразовывать свою жизнь и окружающую действительность, стремясь в своей творческой деятельности к совершенству и гармонии. Такое образование основывается на свободе мысли и действия, творчестве, партнёрстве, уважении достоинства каждой личности.
Дополнительное образование органически связано с учебно - воспитательным
процессом в школе, внеурочной работой, воспитательной работой по месту
жительства.Среди организационных форм дополнительного образования детей
преобладают кружки,секции, клубы,творческие объединения разной
направленности: художественной, технической, спортивной, туристско-краеведческой и др. Является прямым продолжением школьного
образования. Ключевая социокультурная роль дополнительного образования состоит в том, что оно превращает творчество и самотворчество детской и подростковой субкультуры в Общее Дело всего общества, а не отдельных обособленных организационно-управленческих институций: детского сада, школы, техникума или вуза. Дополнительное образование - механизм поддержки индивидуализации и самореализации человека, удовлетворения вариативных и изменяющихся потребностей детей и семей.
Многие дети не могут проявить себя в общем образовании, в классе. Они чувствуют себя скованно, зажато, стесняются отвечать при одноклассниках, боясь ошибиться. Но у этих же детей много увлечений и талантов, не касающихся основных предметов. Кто-то очень хорошо рисует, кто-то сочиняет стихи, а кто-то очень спортивный. И такие дети проявляют себя в дополнительном образовании, учавствуя в различных конкурсах и соревнованиях. Получая, за такие конкурсы дипломы, сертификаты и грамоты, такой ребенок составляет портфолио. При этом у ребенка повышается самооценка, а вследствие этого у некоторых детей повышается авторитет в классе. Ребенок становится более уверенным в себе, у него появляется опыт, который поможет в дальнейшем приспособиться в нашем изменяющемся обществе.Таким образом, при помощи дополнительного образования у подростков развивается мотивация, самореализиция и социализация.
Библиографический список:
1.Портал психологических изданий PsyJournals.ru — http://psyjournals.ru/education21/issue/54812_full.shtml
2.Р.М.Шалимов. Социализация личности в изменяющемся мире. Психология образования в XXI веке: теория и практика.
3.М.Д.Емелева. Проблемы социализации личности.
4.Википедия.
5. Концепция развития дополнительного образования детей в российской федерации. Проект (первая версия)
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.