Для формирования и развития регулятивных и коммуникативных УУД учащихся В рамках исследовательской деятельности для учащихся начальных классов в МБОУ «СШ №16» ведётся курс внеурочной деятельности «Я-исследователь», составленный на основе авторской программы Савенкова А.И. «Я – исследователь»;
В процессе реализации курса развиваются познавательные потребности и способности младших школьников. Первоклассники обучаются специальным знаниям, необходимым для проведения самостоятельных исследований. У них формируются и развиваются умения и навыки исследовательского поиска.
В ходе тренингов ребятам особенно понравились темы «Наблюдение и наблюдательность», «Что такое эксперимент», «Составление презентаций» Первоклассники наблюдали за снегом, появлением изморози и инея. Проводили эксперименты под руководством учителя.
Используя набор «Юного исследователя», ребята получили опыт того, чем изморозь отличается от инея. Также исследовали плесень, состав мела, пластилина. Слушали Каменева Алексея, Павлова Андрея, Козлова Аркадия - призёров научных исследовательских конференций краевого и муниципального уровней.
Ребята получили первый опыт представления сообщения в виде электронной презентации и видеоролика.
По итогам первого года обучения в рамках мониторинга ребята выбрали для защиты своей работы метод исследования эксперимент. Так Тиньгаев Матвей продемонстрировала как образуется накипь, Игуменов Вадим доказал ,почему скисает молоко. Занятия по внеурочному курсу «Я-исследователь» и кружку стали очень популярными у ребят и их родителей.
Любая исследовательская работа (проект) состоит из нескольких этапов:
1. Выбор темы.
Специфика исследовательской работы в начальной школе заключается в систематической направляющей, стимулирующей и корректирующей роли учителя.
1 по 3 класс почти все работы носят коллективный характер, тематика определяется учителем, но каждый ученик вносит свой вклад в общую работу, это приучает детей работать в коллективе, ставить общие интересы выше своих. В 3-4 классах многие ученики уже знают, какой предмет им интересен, могут сами выбрать тему исследования. Учитель может и должен лишь “подтолкнуть” их к правильному выбору, попросив ответить на следующие вопросы.
Организация исследования включает в себя следующие этапы:
Подумать самостоятельно
Что я об этом знаю?
Какие мысли я могу высказать про это?
Какие выводы я могу сделать из того, что мне уже известно?
Просмотреть книги и издания периодической печати по теме.
Запиши важную информацию, которую узнал из книг, газет и журналов.
Спросить у других людей.
Запиши интересную информацию, полученную от других людей.
Просмотреть телематериалы.
Запиши то необычное, что узнал из фильмов.
Использовать Интернет.
Запиши то новое, что ты узнал с помощью компьютера.
Понаблюдать.
Запиши интересную информацию, полученную с помощью наблюдений, удивительные факты и парадоксы. По возможности сделай фотографии.
Провести эксперимент.
Запиши план и результаты эксперимента.
В 4 классе практически все учащиеся становятся активными читателями школьной и городской библиотек, они уже могут самостоятельно найти информацию и осветить поставленный перед ними вопрос.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.