Дополнительное образование. Общеобразовательная общеразвивающая кружковая деятельность для детей с ОВЗ «Бумажная фантазия».«Бумагопластика как средство развития творческих способностей детей с ограниченными возможностями здоровья»
Оценка 4.9

Дополнительное образование. Общеобразовательная общеразвивающая кружковая деятельность для детей с ОВЗ «Бумажная фантазия».«Бумагопластика как средство развития творческих способностей детей с ограниченными возможностями здоровья»

Оценка 4.9
Образовательные программы
docx
воспитательная работа
12.06.2023
Дополнительное образование.  Общеобразовательная общеразвивающая кружковая деятельность  для детей с ОВЗ  «Бумажная фантазия».«Бумагопластика как средство развития творческих способностей детей с ограниченными возможностями здоровья»
Способность к творчеству – отличительная черта человека, благодаря которой он может жить в единстве с природой. Одним из средств развития творчества, умственных способностей, эстетического вкуса, а также конструкторского мышления детей является бумагопластика.
Дополнительное образование .docx

Дополнительное образование

Общеобразовательная общеразвивающая кружковая деятельность

 для детей с ОВЗ

 «Бумажная фантазия»

дети 5 -7 лет

срок реализации: 1 год

 

«Бумагопластика как средство развития творческих способностей детей с ограниченными возможностями здоровья»

 

Способность к творчеству – отличительная черта человека, благодаря которой он может жить в единстве с природой.

   Одним из средств развития творчества, умственных способностей, эстетического вкуса, а также конструкторского мышления детей является бумагопластика. Доступность бумаги как материала, простота ее обработки сильно привлекают детей. Они легко овладевают различными приемами и способами действия с бумагой, такие как сгибание, сминание, многократное складывание, надрезание, обрывание, склеивание и т. д. Работа с бумагой развивает у детей способность работать руками под контролем сознания. При складывании одновременно работают обе руки. Это гармонизирует работу полушарий мозга и развивает творческие задатки у ребенка, а также привычку сосредоточенно и кропотливо работать. Детям нравиться изготавливать поделки из бумаги, потому что на каждом занятии обязательно виден результат -  какая-нибудь фигурка, открытка, поделка, с которой можно поиграть или подарить. Творческая деятельность не заметно воспитывает детей, учит быть внимательными к своим близким, уметь делать и, что не маловажно, красиво преподносить подарки, сделанные собственными руками, а значит – с любовью.

Работа в данном направлении – это создание коррекционно-развивающих условий, способствующих максимальному развитию личности и творческих способностей, удовлетворению образовательных потребностей каждого ребёнка с ограниченными возможностями здоровья; сохранению и поддержанию его физического и психического здоровья, возможность создания ситуации успеха для детей через применение индивидуально-дифференцированного подхода в обучении, повышения самостоятельности, что позволяет обучающимся справиться с возможными трудностями при выполнении задания. Задачи, стоящие перед педагогом, предполагают формирование таких свойств личности, как внимание, осознанность в действиях, усидчивость, целеустремленность, аккуратность, художественный вкус, стремление к экспериментированию, формирование творческого начала в личности ребенка, развитие его индивидуальности. Помимо этого,  преследуются и коррекционные задачи – такие как   - коррекция и развитие творческих способностей детей с ограниченными возможностями здоровья через средства изобразительной деятельности.

Для достижения поставленных целей очень помогает кружок «Бумажная фантазия».  Задачи программы кружка:         

- создание условий для формирования всесторонне интеллектуальной, эстетически развитой творческой личности;

- содействие развитию инициативы, выдумки и творчества детей в атмосфере эстетических переживаний и увлеченности, совместного творчества взрослого и ребенка.

 

К особенностям детей данной категории относится то, что помимо системных нарушений речи, для них характерен более низкий уровень развития наглядно-образного мышления, операций анализа, синтеза, сравнения, оптико-пространственных и временных представлени. Содержание кружковой деятельности,  (адаптированной к потребностям конкретного ребенка с ОВЗ), направленно на развитие познавательных процессов, на создание основ в области художественного творчества. Индивидуализация образования позволяет обеспечить социализацию обучающегося.  Данная деятельность направлена на развитие терпения, умения концентрировать внимание, на развитие мелкой моторики и координации движений рук.

Программа рассчитана на 1 год обучения (8 месяцев). Занятия проводятся в групповой форме. Количество детей в группе 5-8 человек, что является чрезвычайно важным в личностно-дифференцированном подходе.  Теоретические знания по всем разделам программы даются на самых первых занятиях, а затем закрепляются в практической работе. Во время занятий педагог иметь возможность уделить внимание каждому ребенку индивидуально.В своей работе я использую различные е методы, в том числе,  такие методы, как:

- репродуктивный (то есть воспроизводящий.  Деятельность детей организуется на основе многократного повторения информации и выполнения практических действий.);

-  иллюстративный (объяснение сопровождается демонстрацией наглядного материала);

- проблемный (педагог или сам ребенок ставит проблему и вместе находят пути её решения).

Исходя из индивидуальных возможностей и простраивается  работа с данным ребенком. Главное правило – от простого к сложному. С кем то мы начинаем с малого, с развития умений простого составления   узоров и декоративных композиции из геометрических и растительных элементов на листах бумаги разной формы.  У кого- то наблюдается «боязнь» ножниц, и приходится больше времени уделять устранению этой проблемы, через использование  игр и упражнений для снятия тревожности и психоэмоционального напряжения, на предупреждение утомляемости.  Это такие игры как: «Танцующие руки» (одновременное рисование обеими руками под музыку), игра «Щенок отряхивается», Игра «Танец пяти движений» (По предложению педагога дети изображают последовательно):

-  течение воды - плавные, мягкие движения;

-  переход через чащу - резкие, сильные, четкие движения;

-  сломанную куклу - потряхивающие, на законченные движения;

-  полет бабочек - изящные, нежные движения;

-  покой - стояние без движения, слушание своего тела и т.д.

В любом деле нужна «золотая середина». Если развивать у ребенка только фантазию или учить только копировать, не связывая эти задания с грамотным выполнением работы, значит, в конце концов, загнать ребенка в тупик, тормозить его развитие. Поэтому, традиционно совмещаются правила бумагопластики с элементами фантазии.

Планируемые результаты обучения детей является развитие:

·         коммуникативных способностей, эмпатии, умения взаимодействовать в коллективе;

·         внимания, зрительной, слухоречевой памяти;

·         активизации воображения, пространственного мышления, умения классифицировать, сравнивать, выстраивать последовательность действий и событий;

·         словарного запаса, развитие речи, умения формулировать свою мысль, отвечать на вопросы педагога.

·         развитие саморегуляции, умения соблюдать правила, подчиняться требованиям, работать самостоятельно и по образцу.

 

Формы контроля

В программе «Бумажная фантазия» разработан мониторинг, который позволяет отследить уровень освоения воспитанниками теоретической и практической части программы, динамику роста знаний, умений и навыков.

Критерии оценки:

·         1.Самостоятельное создание художественного образа.

 Использование нетрадиционных способов при работе с бумагой;

 Развитие технической стороны выполнения.

·         2.Знание материалов.

Свойства материалов;

 Назначение материалов;

 Аккуратность в работе с материалом.

·         3.Проявление творчества.

 Преодоление неуверенности в деятельности;

 Атмосфера доброжелательности, толерантности в детском коллективе в ходе изо деятельности;

 Способность привносить новое в используемую технику.

Так как в конце занятий кружка ребенок уходит с выполненной работой, родителям детей, посещающих кружок, намного проще и нагляднее отследить динамику развития творческих способностей, самостоятельность в выполнении работы, порадоваться успеху.

Например, один ребенок со статусом ОВЗ, вначале плакал и боялся ножниц, не мог усвоить словесную инструкцию, сейчас ребенок активно работает с ножницами, ищет  какой – либо элемент в работе для нестандартного подхода к решению поставленной задачи, т.е. своего способа достижения цели. Это мною поощряется и дает толчок для развития креативного мышления и воображения. Результат всегда необычен, но очень интересен.

В кружке «Бумажная фантазия» есть традиция – в конце занятия совместное фото на память со своими работами.

      Художественный труд является одним из важнейших средств познания мира и развития знаний эстетического воспитания. В процессе творческого обучения у ребенка совершенствуются наблюдательность и эстетическое восприятие, художественный вкус и творческие способности. Систематическое овладение всеми необходимыми средствами и способами деятельности обеспечивает детям радость творчества и их всестороннее развитие, а также позволяет плодотворно решать задачи подготовки детей к школе.

 

 

 


 

Скачано с www.znanio.ru

Дополнительное образование

Дополнительное образование

К особенностям детей данной категории относится то, что помимо системных нарушений речи, для них характерен более низкий уровень развития наглядно-образного мышления, операций анализа, синтеза, сравнения,…

К особенностям детей данной категории относится то, что помимо системных нарушений речи, для них характерен более низкий уровень развития наглядно-образного мышления, операций анализа, синтеза, сравнения,…

Формы контроля В программе «Бумажная фантазия» разработан мониторинг, который позволяет отследить уровень освоения воспитанниками теоретической и практической части программы, динамику роста знаний, умений и навыков

Формы контроля В программе «Бумажная фантазия» разработан мониторинг, который позволяет отследить уровень освоения воспитанниками теоретической и практической части программы, динамику роста знаний, умений и навыков
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
12.06.2023