Дополнительное образование
Общеобразовательная общеразвивающая кружковая деятельность
для детей с ОВЗ
«Бумажная фантазия»
дети 5 -7 лет
срок реализации: 1 год
«Бумагопластика как средство развития творческих способностей детей с ограниченными возможностями здоровья»
Способность к творчеству – отличительная черта человека, благодаря которой он может жить в единстве с природой.
Одним из средств развития творчества, умственных способностей, эстетического вкуса, а также конструкторского мышления детей является бумагопластика. Доступность бумаги как материала, простота ее обработки сильно привлекают детей. Они легко овладевают различными приемами и способами действия с бумагой, такие как сгибание, сминание, многократное складывание, надрезание, обрывание, склеивание и т. д. Работа с бумагой развивает у детей способность работать руками под контролем сознания. При складывании одновременно работают обе руки. Это гармонизирует работу полушарий мозга и развивает творческие задатки у ребенка, а также привычку сосредоточенно и кропотливо работать. Детям нравиться изготавливать поделки из бумаги, потому что на каждом занятии обязательно виден результат - какая-нибудь фигурка, открытка, поделка, с которой можно поиграть или подарить. Творческая деятельность не заметно воспитывает детей, учит быть внимательными к своим близким, уметь делать и, что не маловажно, красиво преподносить подарки, сделанные собственными руками, а значит – с любовью.
Работа в данном направлении – это создание коррекционно-развивающих условий, способствующих максимальному развитию личности и творческих способностей, удовлетворению образовательных потребностей каждого ребёнка с ограниченными возможностями здоровья; сохранению и поддержанию его физического и психического здоровья, возможность создания ситуации успеха для детей через применение индивидуально-дифференцированного подхода в обучении, повышения самостоятельности, что позволяет обучающимся справиться с возможными трудностями при выполнении задания. Задачи, стоящие перед педагогом, предполагают формирование таких свойств личности, как внимание, осознанность в действиях, усидчивость, целеустремленность, аккуратность, художественный вкус, стремление к экспериментированию, формирование творческого начала в личности ребенка, развитие его индивидуальности. Помимо этого, преследуются и коррекционные задачи – такие как - коррекция и развитие творческих способностей детей с ограниченными возможностями здоровья через средства изобразительной деятельности.
Для достижения поставленных целей очень помогает кружок «Бумажная фантазия». Задачи программы кружка:
- создание условий для формирования всесторонне интеллектуальной, эстетически развитой творческой личности;
- содействие развитию инициативы, выдумки и творчества детей в атмосфере эстетических переживаний и увлеченности, совместного творчества взрослого и ребенка.
К особенностям детей данной категории относится то, что помимо системных нарушений речи, для них характерен более низкий уровень развития наглядно-образного мышления, операций анализа, синтеза, сравнения, оптико-пространственных и временных представлени. Содержание кружковой деятельности, (адаптированной к потребностям конкретного ребенка с ОВЗ), направленно на развитие познавательных процессов, на создание основ в области художественного творчества. Индивидуализация образования позволяет обеспечить социализацию обучающегося. Данная деятельность направлена на развитие терпения, умения концентрировать внимание, на развитие мелкой моторики и координации движений рук.
Программа рассчитана на 1 год обучения (8 месяцев). Занятия проводятся в групповой форме. Количество детей в группе 5-8 человек, что является чрезвычайно важным в личностно-дифференцированном подходе. Теоретические знания по всем разделам программы даются на самых первых занятиях, а затем закрепляются в практической работе. Во время занятий педагог иметь возможность уделить внимание каждому ребенку индивидуально.В своей работе я использую различные е методы, в том числе, такие методы, как:
- репродуктивный (то есть воспроизводящий. Деятельность детей организуется на основе многократного повторения информации и выполнения практических действий.);
- иллюстративный (объяснение сопровождается демонстрацией наглядного материала);
- проблемный (педагог или сам ребенок ставит проблему и вместе находят пути её решения).
Исходя из индивидуальных возможностей и простраивается работа с данным ребенком. Главное правило – от простого к сложному. С кем то мы начинаем с малого, с развития умений простого составления узоров и декоративных композиции из геометрических и растительных элементов на листах бумаги разной формы. У кого- то наблюдается «боязнь» ножниц, и приходится больше времени уделять устранению этой проблемы, через использование игр и упражнений для снятия тревожности и психоэмоционального напряжения, на предупреждение утомляемости. Это такие игры как: «Танцующие руки» (одновременное рисование обеими руками под музыку), игра «Щенок отряхивается», Игра «Танец пяти движений» (По предложению педагога дети изображают последовательно):
- течение воды - плавные, мягкие движения;
- переход через чащу - резкие, сильные, четкие движения;
- сломанную куклу - потряхивающие, на законченные движения;
- полет бабочек - изящные, нежные движения;
- покой - стояние без движения, слушание своего тела и т.д.
В любом деле нужна «золотая середина». Если развивать у ребенка только фантазию или учить только копировать, не связывая эти задания с грамотным выполнением работы, значит, в конце концов, загнать ребенка в тупик, тормозить его развитие. Поэтому, традиционно совмещаются правила бумагопластики с элементами фантазии.
Планируемые результаты обучения детей является развитие:
· коммуникативных способностей, эмпатии, умения взаимодействовать в коллективе;
· внимания, зрительной, слухоречевой памяти;
· активизации воображения, пространственного мышления, умения классифицировать, сравнивать, выстраивать последовательность действий и событий;
· словарного запаса, развитие речи, умения формулировать свою мысль, отвечать на вопросы педагога.
· развитие саморегуляции, умения соблюдать правила, подчиняться требованиям, работать самостоятельно и по образцу.
Формы контроля
В программе «Бумажная фантазия» разработан мониторинг, который позволяет отследить уровень освоения воспитанниками теоретической и практической части программы, динамику роста знаний, умений и навыков.
Критерии оценки:
· 1.Самостоятельное создание художественного образа.
Использование нетрадиционных способов при работе с бумагой;
Развитие технической стороны выполнения.
· 2.Знание материалов.
Свойства материалов;
Назначение материалов;
Аккуратность в работе с материалом.
· 3.Проявление творчества.
Преодоление неуверенности в деятельности;
Атмосфера доброжелательности, толерантности в детском коллективе в ходе изо деятельности;
Способность привносить новое в используемую технику.
Так как в конце занятий кружка ребенок уходит с выполненной работой, родителям детей, посещающих кружок, намного проще и нагляднее отследить динамику развития творческих способностей, самостоятельность в выполнении работы, порадоваться успеху.
Например, один ребенок со статусом ОВЗ, вначале плакал и боялся ножниц, не мог усвоить словесную инструкцию, сейчас ребенок активно работает с ножницами, ищет какой – либо элемент в работе для нестандартного подхода к решению поставленной задачи, т.е. своего способа достижения цели. Это мною поощряется и дает толчок для развития креативного мышления и воображения. Результат всегда необычен, но очень интересен.
В кружке «Бумажная фантазия» есть традиция – в конце занятия совместное фото на память со своими работами.
Художественный труд является одним из важнейших средств познания мира и развития знаний эстетического воспитания. В процессе творческого обучения у ребенка совершенствуются наблюдательность и эстетическое восприятие, художественный вкус и творческие способности. Систематическое овладение всеми необходимыми средствами и способами деятельности обеспечивает детям радость творчества и их всестороннее развитие, а также позволяет плодотворно решать задачи подготовки детей к школе.
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.