Данная статья представляет рассуждение из опыта работы на тему дополнительного образования в школе, о том как решается существующее противостояние между, с одной стороны - осваивать образовательный стандарт, а с другой стороны - создавать условия для свободного развития личности ребенка в школе.Дополнительное образование в школе - особая среда.
дополнительное образование в школе -особая среда.docx
Дополнительное образование в школе – особая среда, как условие развития и реализации
творческих способностей.
Дополнительное образование в школе на сегодня – одна из самых динамично
развивающихся систем. Постоянно обновляются содержание, требования, методы и формы
работы с детьми, а главное возможна творческая авторская позиция педагога.
Современный педагог должен обладать знаниями и опытом в определенной предметной
области,
находиться в процессе непрерывного профессионального роста,
самосовершенствования. Содействует этому методическое сопровождение педагога
дополнительного образования в школе и конкурсы педагогических достижений. Особую
популярность у педагогов дополнительного образования приобретают конкурсы:
«Слагаемые успеха», «Лучший педагог дополнительного образования», «Лучшее отделение
дополнительного образования». Опыт работы показывает (а наше отделение активно
участвовало во многих педагогических конкурсах) конкурсы увеличивают пространство,
в котором педагог может развивать свою творческую активность, дает возможность
движения вперед, при этом между педагогом и воспитанниками складываются отношения
взаимной заинтересованности, благоприятные условия для реализации личности, как
педагога, так и обучающегося.
Современные дети многогранны и в любой школе есть много учеников, обладающих
творческими способностями к различным видам деятельности. Главная задача педагога
помочь детям «найти себя», постичь его духовные потребности и уметь на них отозваться.
Ребенок всегда разный и «среднестатистических» детей нет. Единственная возможность
найти взаимопонимание с детьми – создать условия для раскрытия и развития их
творческих способностей. Пространством для развития творческой индивидуальности
всегда были сообщества по интересам, кружки, сейчас это объединения дополнительного
образования.
Дополнительное образование социально востребовано и «органично сочетает в себе
воспитание, обучение и развитие личности ребенка». Однообразие и монотонность
будничной жизни очень даже противопоказана детям. Поэтому планируя работу отделения
дополнительного образования детей (ОДОД) в гимназии мы определили ряд значимых для
нас задач, которые должны были решать запросы наших воспитанников.
создание условий для творческой самореализации личности в досуговой
деятельности, освоении культуры досуга и общения;
выявление и развитие творческих, физических, интеллектуальных способностей
обучающихся, их потребности в самосовершенствовании,
создание условий для самопознания,
жизненного и профессионального
самоопределении, формирования гражданской идентичности;
повышение общего уровня культуры воспитанников в процессе приобщения к
высоким ценностям мировой и отечественной культуры;
приобщение к здоровому образу жизни, профилактика правонарушений путем
вовлечения подростков, требующих особого внимания, в деятельность ОДОД. Для их решения мы выбрали направления развития нашего подразделения:
Реализуя задачи дополнительного образования,
гимназия пытается разрешить
существующее противостояние между, с одной стороны осваивать образовательный
стандарт, а с другой – создавать условия для свободного развития личности. Как ни
удивительно звучит, но общей сферой общего и дополнительного образования является
урок, однако это не «размывание» границ, а скорее опора и точка роста для выстраивания
индивидуального образовательного маршрута ребенка. Поэтому дополнительное
образование в школе способно помочь решить ряд задач, направленных на:
Расширение возможностей персонального развития каждого обучающегося, его
социальных, интеллектуальных и творческих интересов.
Акцентирование внимания на развитии способностей всех и особенно одаренных
детей с учетом возможностей дополнительного образования.
Переосмысление идей интеграции основного и дополнительного образования в
соответствии с требованиями новых стандартов, ориентирующих на построение
индивидуальных образовательных траектории учащихся в урочной и внеурочной
деятельности, обеспечивающей повышение качества образования через естественно
активное состояние всех субъектов образовательного процесса.
Формирование единого информационного пространства для обеспечения процесса
образования, усиление на этой основе взаимодействия всех участников
образовательного процесса (педагог– ученик – родитель).
Совершенствование учебнометодического,
организационного,
кадрового,
материальнотехнического обеспечения системы дополнительного образования.
Очень важно для развития личности ребенка публичное признание его достижений. Успех
дает дополнительную установку на ничем не заменимую радость творчества. Как и в любой
школе у нас в ОДОД творческие детские коллективы различных направленностей:
художественной,
социально
педагогической. В силу особенностей гимназии, первенство у естественнонаучной
направленности, но:
физкультурноспортивной,
естественнонаучной,
гордость нашего отделения неоднократный победитель международных и
всероссийских конкурсов Образцовый хореографический ансамбль «Лукоморье»,
неоднократный победитель международных и всероссийских конкурсов
школьных печатных изданий школьная редакция газеты «PROпеллер», программа
ОДОД «Первые шаги. Организация школьных СМИ»;
лауреат городских и районных конкурсов хоровая студия «Пилигрим»;
лауреат международных и всероссийских конкурсов театральная студия
«Дебют»;
неоднократный победитель выставок и полноправный член городской дизайн
студии при СПб ГДТЮ Аничков дворец «Творческое объединение
«Ухтышка»;
победители всероссийского, городских и районных конкурсов объединения
«Зарница» и «Юный стрелок»,
единственные в Пушкине, но уже победители районных, международных
конкурсов по «спортивному» «Что? Где? Когда?» школьные команды
«Инверсия», «Модуль Х»,
победители городских и районных соревнований – воспитанники спортивной
секции по легкой атлетике, а также другие детские объединения.
Особую роль в образовании, гражданскопатриотическом воспитании гимназистов,
формировании социально активной личности играет детское общественное объединение
«Взлёт».
И нельзя недооценивать для развития творческих способностей детей, формирования
комфортной школьной среды, значение школьных праздников и традиций. У нас с
воспитательной службой гимназии, выработалась совместная система традиционных
школьных мероприятий: День знаний, День рождения гимназии, День учителя, Новогодние
праздники, День Победы, праздник последнего звонка. Отделение активный участник всех
мероприятий которые проходят в рамках действующих программ по воспитательной
работе в гимназии «Наше Отечество» для младших школьников и «Открой в себе Родину»
для ребят среднего и старшего возраста. Кроме того, отделение дополнительного
образования нашей гимназии один из организаторов районной научнопрактической
конференции «Царскосельские старты».
Школьное сообщество гимназии вовлекает и объединяет не только учащихся, педагогов,
но и родителей, в том числе и через сотворчество. Наши родители – активные участники
праздников, а также их подготовки. Хорошей традицией стали дни открытых дверей
отделения, к которым дети готовят выставки творческих работ, выступления творческих
коллективов, организуются различные мастер классы с непременным участием родителей.
Все эти слагаемые направлены на эмоциональное
восприятие детей, формируют
ценностное отношение к предметной деятельности и познание действительности, а
следовательно и являются условием развития творческих способностей.
Мы живем в эпоху радикальных изменений, в том числе, и в российском образовании и
возможно завтра, те образовательные области, которые сегодня входят в дополнительное
образование – будут входить в основную образовательную программу. И тот опыт, который
сегодня накоплен в дополнительном образовании станет важной предпосылкой для
перехода образования на новый уровень, ведь любая работа в системе не может быть статична и, конечно, всегда есть проблемные поля, которые, с одной стороны – тормозят
процесс, а с другой – подталкивают на новый виток развития. Поэтому основной миссией
нашего отделения дополнительного образования являются слова в интерпретации для
детей выраженные в девизе: «Закон гимназии один для всех: Ум + Здоровье + Творчество
= Успех».
Дополнительное образование в школе - особая среда
Дополнительное образование в школе - особая среда
Дополнительное образование в школе - особая среда
Дополнительное образование в школе - особая среда
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.