• воспитание уважения к русскому (родному) языку, который
сохраняет и отражает культурные и нравственные ценности, накопленные
народом на протяжении веков, осознание связи языка и истории, культуры русского и других народов;
• понимание роли родного языка как основы успешной социализации личности;
• осознание эстетической ценности, потребности сохранить чистоту русского языка как явления национальной культуры;
• формирование мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, основанного на диалоге культур, а также различных форм общественного сознания, осознание своего места в поликультурном мире;
• способность к речевому самоконтролю; оцениванию устных и письменных высказываний с точки зрения языкового оформления, эффективности достижения поставленных коммуникативных задач;
• сформированность основ саморазвития и самовоспитания в соот¬ветствии с общечеловеческими ценностями и идеалами гражданского обще¬ства; готовность и способность к самостоятельной, творческой и ответствен¬ной деятельности;
• толерантное сознание и поведение в поликультурном мире, го¬товность и способность вести диалог с другими людьми, достигать в нем вза-имопонимания, находить общие цели и сотрудничать для их достижения;
• готовность и способность к образованию, в том числе самообра¬зованию, на протяжении всей жизни; сознательное отношение к непрерыв¬ному образованию как условию успешной профессиональной и обществен¬ной деятельности;
• эстетическое отношение к миру;
• совершенствование духовно-нравственных качеств личности, воспитание чувства любви к многонациональному Отечеству, уважительного отношения к русской литературе, к культурам других народов;
• использование для решения познавательных и коммуникатив¬ных задач различных источников информации (словари, энциклопедии, ин¬тернет-ресурсы и др.;
Дополнительный материал 38
Горький как литературный критик
Максим Горький на протяжении всей своей творческой жизни пытался дать оценку
существующему литера процессу и участвовал в нем не только в качестве писателя, но и в качестве
литературного критика. Выступления Горькогокритика становятся наиболее заметны на рубеже
ХIХ—ХХ веков. Эталоном творчества для писателя раннего периода была русская классическая
литература в лице Л. Н. Толстого, Н. А. Некрасова, А. Н. Островского. Именно произведения этих
великих писателей были своеобразным ориентиром для Горького, начинающего свое литературное
творчество.
Горький одним из первых выступил с критикой символизма. Он остро отреагировал на
произведения поэтовсимволистов — К. Бальмонта, Д. Мережковского, З. Гиппиус и Ф. Сологуба.
Новое течение он сравнил с пляской «св. Витта в поэзии и живописи».
В 1896 году выходит в свет критическая статья М. Горького «Поль Верлен и декаденты»,
в которой писатель дает оценку новому литературному течению — модернизму. В этой статье
Горький говорит о культуре декадентов как культуре упаднической, надуманной и искусственной,
которую невозможно сравнить с высокой культурой прошлого. Критик пишет о том, что между
устройством общества, идеалами общества и культурой существует реальная связь. Горький в
статье сатирически изображает декадентов и показывает их прямую связь с общественным
устройством того времени. Приведем некоторые высказывания из статьи:
«Люди эти с более тонкими нервами и с более благородной душой, плутали в темной
жизни, плутали, ища себе в ней чистого угла, часто шли против самих себя и гибли
неудовлетворенные, ничего не найдя, гибли с оскорбленной душой, измученные шумом пошлой и
развратной жизни, их милой и веселой Франции, раньше страной рыцарей, ныне страной жирных и
разнузданных купцов, чувствующих себя господами положения»; «И в то время как они гибли один
за другим, общество все пресыщалось своей извращенной культурой и, наконец, начало смутно
чувствовать позыв к новизне. Оно нашло ее, обратившись к древним религиозным культам...
воскресив средневековую магию под новым именем оккультизма».
Совсем подругому отреагировал Горькийкритик на появление в русской литературе
нового течения футуризма. Вот как подоброму отозвался он о поэтах футуристах: «Их много
ругают, и это несомненно огромная ошибка... Их породила сама жизнь, наши современные условия.
Они — во время рожденные ребята... Как бы смешны и крикливы ни были наши футуристы, но им
нужно широко раскрывать двери, широко, ибо это молодые голоса, зовущие к молодой новой
жизни». В этом отзыве о молодых поэтах современности Горький еще раз подчеркивает прямую
связь искусства и культуры с условиями общественной жизни.
Очерк М. Горького «В. И. Ленин»
Горький своим произведением о вожде пролетариата положил начало особой теме
советской литературы, к которой после него обращались многие писатели, — теме ленинианы.
Очерк «В. И. Ленин» стал образцом изображения Ленина— вождя, лидера партии, близкого к
народу. Неизменно присутствовали в образе Ленина его простота и жесткий характер, значимое
слово и взгляд, полный дум, устремленный в социалистическое будущее.
Создавал образ В. И. Ленина, Горький многое взял из древней русской литературы, по
традициям которой было принято изображать героев времени подвижниками, аскетами и
практически святыми. Поэтому в изображении вождя пролетариата и его основных черт характера
писатель использовал такие слова, как «героизм», «сила», «простота», «великий». Горький также
употребляет и устаревшие слова и обороты, свойственные духовной литературе: «человек мира
сего», «чаша сия», «в многой мудрости — много печали». Все эти выражения показывают,
насколько благоговейно относился автор очерка к Ленину. Горький пишет: «Владимир Ленин,
большой, настоящий человек мира сего», «чаша сия», «великое дитя окаянного мира сего,
прекрасный человек, которому нужно было принести себя в жертву вражды и ненависти ради
осуществления дела любви».
Очерк Горького строится на противопоставлении Ленина и Плеханова. И это не случайно:
изображая Плеханова в невыгодном свете, автор имеет возможность более полно и значимопоказать человечность и гениальность Ленина. Горький противопоставляет двух героев по многим
качествам, как малозначительным, так и тем, которые могут повлиять на их дальнейшую
политическую роль.
В самом начале очерка Горький не скрывает своего отношения к каждому из этих людей,
что подтверждает описание знакомства с ними. Если, рассказывая о встрече с Лениным, Горький
пишет: «когда нас познакомили», то о знакомстве с Плехановым сообщает: «Когда меня
«подводили» к Г. В. Плеханову...». Уже из этих строк читатель видит, что у Горького к Ленину
уважительное, теплое отношение, а к Плеханову — нейтральное, прохладное.
На протяжении всего очерка автор проводит своих героев через одинаковые ситуации,
показывая реакцию каждого из них на одни и те же события. Горький сопоставляет смех, речь,
взгляд, даже движения рук Ленина и Плеханова. Так, знакомясь с Горьким, Ленин крепко
стискивает руку пролетарского писателя, а Плеханов при знакомстве стоит в позе Наполеона,
скрестив руки на груди. Благодаря постоянным сравнениям между поведением двух героев,
конечно, большую симпатию у читателя вызывает энергичный и все время находящийся в движении
Ленин с его излюбленным жестом — рукой, вытянутой вперед, нежели Плеханов, трогающий
пуговицу на сюртуке, всегда неподвижный, как изваяние.
Горький в очерке очень подробно описывает речь героев, их манеру говорить и доносить
свои мысли до слушателей. Автор этому умению придавал особое значение, что видно из его слов:
«Не всегда важно, что говорят, но всегда важно, как говорят», И если Ленин «не пытался сочинять
красивые фразы, а подавал каждое слово на ладони, изумительно легко обнажая его точный
смысл», то, в отличие от вождя, Плеханов «...искусно... развешивал в воздухе… красиво
закругленные фразы». Изза разных манер говорить Ленин и Плеханов производили своими речами
разное впечатление на аудиторию и на самого Горького. Так, о говорящем речь Ленине автор
пишет: «Очень трудно передать необычное впечатление, которое он вызывал». Плеханов, по словам
Горького, «не сказал ничего, что моя память удержала бы».
Очень важно для Горького отношение двух политиков к простым людям, и здесь он опять
сравнивает Ленина и Плеханова. Безусловно, сравнение получается не в пользу последнего. Вот,
что пишет Горький об искреннем отношении Ленина к рабочим: «Не могу представить себе другого
человека, который, стоя так высоко над людьми, умел бы сохранять себя от соблазна честолюбия и
не утратил бы живого интереса к «простым людям». Плеханов, по наблюдениям Горького,
«относился к людям снисходительно, разумеется, не так, как бог, но несколько похоже». В отличие
от Ленина, который постоянно беседовал с рабочими, Плеханов отказывался с ними общаться.
Из сказанного выше становится понятно и отношение самих рабочих к Ленину и
Плеханову. Не случайно приведены слова простых людей: «Ленин — вождь и товарищ наш»;
«Плеханов — наш учитель, наш барин».
Безусловно, очерк Горького «В. И. Ленин» нельзя рассматривать как реальное и
непредвзятое свидетельство о двух крупных деятелях того времени. Некий схематизм, присущий
очерку Горького, отмечал К. Чуковский: «Дано: Уж и Сокол. Требуется доказать: Сокол лучше
Ужа». Думается, необязательно пояснять, что роль Ужа в очерке досталась Плеханову, а роль
Сокола — Ленину.
Со временем взгляд пролетарского писателя на вождя пролетариата изменился.
Взаимоотношения Горького с Лениным были достаточно сложными. Постоянные поучения Ленина
были одной из причин, которые подтолкнули Горького к разрыву отношений с ним. По словам
Горького, он отправил Ленину письмо, в котором писал, «что он очень интересный человек, ума —
палата, воля железная, но те, которые не желают жить в обстановке вечной склоки, должны отойти
от него подальше. Создателем постоянной склоки везде является сам Ленин. Это же про исходит
оттого, что он изуверски нетерпим и убежден, что все на ложном пути, кроме него самого. Все, что
не по Ленину, — подлежит проклятию». Даже не верится, что это слова того Горького, который
написал первое произведение советской ленинианы... Так, за время общения Горького с Лениным
изменилось отношение пролетарского писателя к вождю революции.
Современники о Максиме Горьком
В. Ф. Ходасевич1
1Ходасевич. В. Ф. Горький // Энциклопедия для детей. М., 1999. Т. 9. с. 137.«Он вырос и долго жил среди всяческой житейской скверны. Люди, которых он видел,
были то ее виновниками, то жертвами, а чаще — и жертвами, и виновниками одновременно.
Естественно, что у него возникла (а отчасти была им вычитана) мечта об иных, лучших людях.
Потом неразвитые зачатки иного, лучшего человека научился он различать кое в ком из
окружающих...
...На своем веку он прочел колоссальное количество книги запомнил все, что в них было
написано. Память у него была изумительная. Иногда по какомунибудь вопросу он начинал сыпать
цитатами и статистическими данными».
А. А. Блок2
«...Если и есть реальное понятие «Россия», или лучше, — Русь, — помимо территории,
государственной власти, государственной церкви, сословий и пр., то есть если есть это великое,
необозримое, просторное, тоскливое и обетованное, что мы привыкли объединять под именем Руси,
— то выразителем его приходится считать в громадной степени — Горького Горький более того,
чем он хочет быть и чем он хотел быть всегда, именно потому, что его «интуиция» глубже его
сознания: неисповедимо, по роковой силе своего таланта, по крови, по благородству стремлений,
по «бесконечности идеала» (слова В. В. Розанова) и по масштабу своей душевной муки, — Горький
— русский писатель».
2Блок. А. А. О реалистах // Энциклопедия для детей. М., 1999. Т. 9. с. 142.