Дополнительный материал для урока литературы на тему : "Публицистика М.Горького и А.Блока"

  • Разработки уроков
  • doc
  • 04.03.2018
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

• воспитание уважения к русскому (родному) языку, который сохраняет и отражает культурные и нравственные ценности, накопленные народом на протяжении веков, осознание связи языка и истории, культуры русского и других народов; • понимание роли родного языка как основы успешной социализации личности; • осознание эстетической ценности, потребности сохранить чистоту русского языка как явления национальной культуры; • формирование мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, основанного на диалоге культур, а также различных форм общественного сознания, осознание своего места в поликультурном мире; • способность к речевому самоконтролю; оцениванию устных и письменных высказываний с точки зрения языкового оформления, эффективности достижения поставленных коммуникативных задач; • сформированность основ саморазвития и самовоспитания в соот¬ветствии с общечеловеческими ценностями и идеалами гражданского обще¬ства; готовность и способность к самостоятельной, творческой и ответствен¬ной деятельности; • толерантное сознание и поведение в поликультурном мире, го¬товность и способность вести диалог с другими людьми, достигать в нем вза-имопонимания, находить общие цели и сотрудничать для их достижения; • готовность и способность к образованию, в том числе самообра¬зованию, на протяжении всей жизни; сознательное отношение к непрерыв¬ному образованию как условию успешной профессиональной и обществен¬ной деятельности; • эстетическое отношение к миру; • совершенствование духовно-нравственных качеств личности, воспитание чувства любви к многонациональному Отечеству, уважительного отношения к русской литературе, к культурам других народов; • использование для решения познавательных и коммуникатив¬ных задач различных источников информации (словари, энциклопедии, ин¬тернет-ресурсы и др.;
Иконка файла материала Дополнительный материал38.doc
Дополнительный материал 38 Горький как литературный критик Максим   Горький   на   протяжении   всей   своей   творческой   жизни   пытался   дать   оценку существующему литера процессу и участвовал в нем не только в качестве писателя, но и в качестве литературного критика. Выступления Горького­критика становятся наиболее заметны на рубеже ХIХ—ХХ веков. Эталоном творчества для писателя раннего периода была русская классическая литература в лице Л. Н. Толстого, Н. А. Некрасова, А. Н. Островского. Именно произведения этих великих писателей были своеобразным ориентиром для Горького, начинающего свое литературное творчество. Горький одним из первых выступил с критикой символизма. Он остро отреагировал на произведения поэтов­символистов — К. Бальмонта, Д. Мережковского, З. Гиппиус и Ф. Сологуба. Новое течение он сравнил с пляской «св. Витта в поэзии и живописи». В 1896 году выходит в свет критическая статья М. Горького «Поль Верлен и декаденты», в которой писатель дает оценку новому литературному течению — модернизму. В этой статье Горький говорит о культуре декадентов как культуре упаднической, надуманной и искусственной, которую невозможно сравнить с высокой культурой прошлого. Критик пишет о том, что между устройством   общества,   идеалами   общества   и   культурой   существует   реальная   связь.   Горький   в статье   сатирически   изображает   декадентов   и   показывает   их   прямую   связь   с   общественным устройством того времени. Приведем некоторые высказывания из статьи: «Люди эти с более тонкими нервами и с более благородной душой, плутали в темной жизни,   плутали,   ища   себе   в   ней   чистого   угла,   часто   шли   против   самих   себя   и   гибли неудовлетворенные, ничего не найдя, гибли с оскорбленной душой, измученные шумом пошлой и развратной жизни, их милой и веселой Франции, раньше страной рыцарей, ныне страной жирных и разнузданных купцов, чувствующих себя господами положения»; «И в то время как они гибли один за другим, общество все пресыщалось своей извращенной культурой и, наконец, начало смутно чувствовать   позыв   к   новизне.   Оно   нашло   ее,   обратившись   к   древним   религиозным   культам... воскресив средневековую магию под новым именем оккультизма». Совсем   по­другому   отреагировал   Горький­критик   на   появление   в   русской   литературе нового течения футуризма. Вот как по­доброму отозвался он о поэтах футуристах: «Их много ругают, и это несомненно огромная ошибка... Их породила сама жизнь, наши современные условия. Они — во время рожденные ребята... Как бы смешны и крикливы ни были наши футуристы, но им нужно  широко  раскрывать   двери,   широко,   ибо  это  молодые   голоса,   зовущие   к  молодой   новой жизни». В этом отзыве о молодых поэтах современности Горький еще раз подчеркивает прямую связь искусства и культуры с условиями общественной жизни. Очерк М. Горького «В. И. Ленин» Горький   своим   произведением   о   вожде   пролетариата   положил   начало   особой   теме советской литературы, к которой после него обращались многие писатели, — теме ленинианы. Очерк  «В.  И. Ленин» стал образцом  изображения  Ленина—  вождя,  лидера   партии,   близкого к народу. Неизменно присутствовали в образе Ленина его простота и жесткий характер, значимое слово и взгляд, полный дум, устремленный в социалистическое будущее. Создавал образ В. И. Ленина, Горький многое взял из древней русской литературы, по традициям   которой   было   принято   изображать   героев   времени   подвижниками,   аскетами   и практически святыми. Поэтому в изображении вождя пролетариата и его основных черт характера писатель использовал такие слова, как «героизм», «сила», «простота», «великий». Горький также употребляет и устаревшие слова и обороты, свойственные духовной литературе: «человек мира сего»,   «чаша   сия»,   «в   многой   мудрости   —   много   печали».   Все   эти   выражения   показывают, насколько   благоговейно   относился   автор  очерка   к  Ленину.   Горький   пишет:   «Владимир   Ленин, большой,   настоящий   человек   мира   сего»,   «чаша   сия»,   «великое   дитя   окаянного   мира   сего, прекрасный   человек,  которому  нужно  было  принести  себя   в  жертву вражды  и  ненависти   ради осуществления дела любви». Очерк Горького строится на противопоставлении Ленина и Плеханова. И это не случайно: изображая   Плеханова   в   невыгодном   свете,   автор   имеет   возможность   более   полно   и   значимопоказать человечность и гениальность Ленина. Горький противопоставляет двух героев по многим качествам,   как   малозначительным,   так   и   тем,   которые   могут   повлиять   на   их   дальнейшую политическую роль. В самом начале очерка Горький не скрывает своего отношения к каждому из этих людей, что подтверждает описание знакомства с ними. Если, рассказывая о встрече с Лениным, Горький пишет:   «когда   нас   познакомили»,   то   о   знакомстве   с   Плехановым   сообщает:   «Когда   меня «подводили» к Г. В. Плеханову...». Уже из этих строк читатель видит, что у Горького к Ленину уважительное, теплое отношение, а к Плеханову — нейтральное, прохладное. На протяжении всего очерка автор проводит своих героев через одинаковые ситуации, показывая реакцию каждого из них на одни и те же события. Горький сопоставляет смех, речь, взгляд,   даже   движения   рук   Ленина   и   Плеханова.   Так,   знакомясь   с   Горьким,   Ленин   крепко стискивает   руку  пролетарского  писателя,  а  Плеханов  при знакомстве  стоит в  позе  Наполеона, скрестив   руки   на   груди.   Благодаря   постоянным   сравнениям   между   поведением   двух   героев, конечно, большую симпатию у читателя вызывает энергичный и все время находящийся в движении Ленин   с   его   излюбленным   жестом   —   рукой,   вытянутой   вперед,   нежели   Плеханов,   трогающий пуговицу на сюртуке, всегда неподвижный, как изваяние. Горький в очерке очень подробно описывает речь героев, их манеру говорить и доносить свои мысли до слушателей. Автор этому умению придавал особое значение, что видно из его слов: «Не всегда важно, что говорят, но всегда важно, как говорят», И если Ленин «не пытался сочинять красивые   фразы,   а   подавал   каждое   слово   на   ладони,   изумительно   легко   обнажая   его   точный смысл»,   то,   в   отличие   от   вождя,   Плеханов   «...искусно...   развешивал   в   воздухе…   красиво закругленные фразы». Из­за разных манер говорить Ленин и Плеханов производили своими речами разное  впечатление  на  аудиторию  и  на самого  Горького.  Так,  о  говорящем  речь  Ленине  автор пишет: «Очень трудно передать необычное впечатление, которое он вызывал». Плеханов, по словам Горького, «не сказал ничего, что моя память удержала бы». Очень важно для Горького отношение двух политиков к простым людям, и здесь он опять сравнивает Ленина и Плеханова. Безусловно, сравнение получается не в пользу последнего. Вот, что пишет Горький об искреннем отношении Ленина к рабочим: «Не могу представить себе другого человека, который, стоя так высоко над людьми, умел бы сохранять себя от соблазна честолюбия и не   утратил   бы   живого   интереса   к   «простым   людям».   Плеханов,   по   наблюдениям   Горького, «относился к людям снисходительно, разумеется, не так, как бог, но несколько похоже». В отличие от Ленина, который постоянно беседовал с рабочими, Плеханов отказывался с ними общаться. Из   сказанного   выше   становится   понятно   и   отношение   самих   рабочих   к   Ленину   и Плеханову.   Не   случайно   приведены   слова   простых   людей:   «Ленин   —   вождь   и   товарищ   наш»; «Плеханов — наш учитель, наш барин». Безусловно,   очерк   Горького   «В.   И.   Ленин»   нельзя   рассматривать   как   реальное   и непредвзятое свидетельство о двух крупных деятелях того времени. Некий схематизм, присущий очерку Горького, отмечал К. Чуковский: «Дано: Уж и Сокол. Требуется доказать: Сокол лучше Ужа». Думается, необязательно пояснять, что роль Ужа в очерке досталась Плеханову, а роль Сокола — Ленину. Со   временем   взгляд   пролетарского   писателя   на   вождя   пролетариата   изменился. Взаимоотношения Горького с Лениным были достаточно сложными. Постоянные поучения Ленина были одной из причин, которые подтолкнули Горького к разрыву отношений с ним. По словам Горького, он отправил Ленину письмо, в котором писал, «что он очень интересный человек, ума — палата, воля железная, но те, которые не желают жить в обстановке вечной склоки, должны отойти от него подальше. Создателем постоянной склоки везде является сам Ленин. Это же про исходит оттого, что он изуверски нетерпим и убежден, что все на ложном пути, кроме него самого. Все, что не по Ленину, — подлежит проклятию». Даже не верится, что это слова того Горького, который написал первое произведение советской ленинианы... Так, за время общения Горького с Лениным изменилось отношение пролетарского писателя к вождю революции. Современники о Максиме Горьком В. Ф. Ходасевич1 1Ходасевич. В. Ф. Горький // Энциклопедия для детей. М., 1999. Т. 9. с. 137.«Он вырос и долго жил среди всяческой житейской скверны. Люди, которых он видел, были   то   ее   виновниками,   то   жертвами,   а   чаще   —   и   жертвами,   и   виновниками   одновременно. Естественно, что у него возникла (а отчасти была им вычитана) мечта об иных, лучших людях. Потом   неразвитые   зачатки   иного,   лучшего   человека   научился   он   различать   кое   в   ком   из окружающих... ...На своем веку он прочел колоссальное количество книги запомнил все, что в них было написано. Память у него была изумительная. Иногда по какому­нибудь вопросу он начинал сыпать цитатами и статистическими данными». А. А. Блок2 «...Если и есть реальное понятие «Россия», или лучше, — Русь, — помимо территории, государственной власти, государственной церкви, сословий и пр., то есть если есть это великое, необозримое, просторное, тоскливое и обетованное, что мы привыкли объединять под именем Руси, — то выразителем его приходится считать в громадной степени — Горького Горький более того, чем он хочет быть и чем он хотел быть всегда, именно потому, что его «интуиция» глубже его сознания: неисповедимо, по роковой силе своего таланта, по крови, по благородству стремлений, по «бесконечности идеала» (слова В. В. Розанова) и по масштабу своей душевной муки, — Горький — русский писатель». 2Блок. А. А. О реалистах // Энциклопедия для детей. М., 1999. Т. 9. с. 142.