Дополнительный материал к факультативу «Духовная культура казаков» на тему: «Обряды военного мира казаков»
Оценка 4.7
Разработки уроков
docx
история
6 кл—8 кл
29.04.2018
Представлен длополнительный материал к факультативу «Духовная культура казаков» на тему: «Обряды военного мира казаков»
Цель: знакомство с военными обрядами казачества, традициями венного мира казаков Забайкалья.
В структурном отношении она состояла из двух относительно самостоятельных, но взаимосвязанных миров (культур): военного и гражданского.Цель: знакомство с военными обрядами казачества, традициями венного мира казаков Забайкалья.
attachment_632655564.docx
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
"Средняя общеобразовательная казачья школа"
с.Знаменка, Нерчинский район, Забайкальский край
Дополнительный материал к факультативу
«Духовная культура казаков»
на тему:
«Обряды военного мира казаков»
Трушина Светлана Юрьевна
учитель музыки Цель: знакомство с военными обрядами казачества, традициями
венного мира казаков Забайкалья.
Если придерживаться одной из классификаций, употребляющихся в
антропологии, казачья культура относится к культурам «мужского типа».
В структурном отношении она состояла из двух относительно
самостоятельных, но взаимосвязанных миров (культур): военного и
гражданского.
Основополагающим был военный мир. Он обладал своей культурой, своей
системой ценностей, которая через официальные (школа), и неофициальные
(семья, народная педагогика) структуры помогала формированию особого
типа личности воиназащитника. В 18 лет осуществлялся переход из
гражданского в войсковой мир, он сопровождался специальными обрядами
(инициациями), важное место в которых занимал образ коня.
Ярким примером является обряд «Посадки на коня». Вот как описывает
его С. Былков:
Зародившийся в древности казачий обряд «посадка на коня» во времена
вольного казачества, до конца XVII века, имел значение перехода детей
мужского пола от воспитания женщиной (матерью, бабушкой, старшими
сестрами) к воспитанию мужчиной (отцом, дедом, старшим братом).
Казачонок, самостоятельно проехавший на лошади без седла, переменным
аллюром и продемонстрировавший станичникам свою смелость, силу и
ловкость,
уже всерьез рассматривался как воин, которому в случае нужды можно
доверить если и не боевую работу, то, по крайней мере, он мог быть
коноводом, мог нести сторожевую или обозную службу.
Кроме того, мальчик, имеющий физические недостатки или неустой
чивую психику, не мог в столь раннем возрасте пройти этот своеобразный
тест. Позднее, с начала XVIII века и до революции на Дону, Яике (Урал),
Тереке и Кубани в период государевой службы казачество а, этот обряд
для семьи казака получил еще и экономическое значение. Казачатам,
«посаженным на коней», т.е. прошедшим первое в своей жизни испытание,
станичное Правление нарезало земельный пай. С этого времени родители
начинали готовить сыновей к службе. Приобретали амуницию, сбрую, коня
и оружие. Позже, когда мальчики достигали 1214летнего возраста, их переводили в разряд «малолеток», т.е. допризывников, и уже планомерно
обучали нелегкой военной жизни.
Обряд «посадка на коня» в разных местах проводился поразному. В
староказачьих войсках это был сложный и торжественный обряд, которому
придавали большое значение не только дети, но и взрослые. «Знающие»
люди даже гадали по приметам о том, как сложится служба и жизнь казака.
В Забайкалье, особенно в местах, где проживали казаки, поверстанные в
1851 г. из заводских крестьян, это происходило в основном формально, т.е.
ежегодно, обычно весной, дети мужского пола наделялись землей, с чем их
самих и родителей атаман поздравлял и рекомендовал «не тянуть со
справой казаку».
Весной до перераспределения сельскохозяйственных угодий, обычно на
Пасхальной неделе, казаки собирались на круг (сход). Накануне им
объявлялась повестка круга, куда обычно и включался обряд посадки
казачат на коней.
Обряд проходил на площади у церкви. Казаки становились в круг. Отец,
дядя, старший брат или крестный, вводил за руку в круг семи,
восьмилетнего казачонка «именинника». Оба подходили без шапок. В это
время коновод, обычно подросток, подводил двух лошадей, своего под
седлом, а казачонка без седла, и становился поодаль.
После общей молитвы представитель рода казачонка (отслуживший казак,
член местной общины) представлял казакам сына, внука, брата, крестника
и т.п. со словами:
Господа старики, атаманы, братьяказаки, разрешите слово молвить!
Получив разрешение, продолжал:
В моей семье (в нашем роду) подрос казак, которому пора готовится к
службе.
Зовут его (имя), отец его... (Ф.И.О.), (потом обычно упоминали
знаменитых, уважаемых сородичей, предков казачонка по линии отца).
После этих слов старший казак надевал шапку и становился в общий круг,
а казачонок с поклоном обращался к казакам:
Господа старики, атаманы, казаки!
Я ... (Ф.И.О.) казачьего рода. Хочу стать казаком, дозвольте мне сесть на
коня. Бегло осмотрев парня и коня, казаки отвечали: «Любо, садись!» Но при
этом предупреждали, что если кто упадет с коня или будет ехать только
шагом, то в этом году его не примут.
Осенив себя крестным знамением, со словами «Господи, благослови раба
твоего грешного... (имя)» казачонок надевал шапку, подходил к коню и
садился верхом (при помощи своего представителя). Молодые казачата в
сопровождении подростков старших друзей, после команды атамана
«Вперед, ребята, с Богом!» выезжали шагом на маршрут.
Маршрут выбирался удобный для движения на лошадях, обычно вокруг
поселка, станицы, по ходу солнца, обязательно мимо кладбищенских ворот,
где казачата спешивались, творили поминальную молитву о предках, прося
их благословения.
В виду круга казачата пускали коней в галоп, но подъезжали уже шагом.
Сопровождающий урядник из старших казаков с коня докладывал кругу
сколько выехало и сколько приехало казачат.
Атаман командовал:
Слезай! Казачата, ко мне! Казачата спешивались, отдавали коней
товарищам, сняв шапки, подходили к атаману, священнику и старикам, от
которых получали наказы. Первым наказ давал почетный старик, он
старался кратко, но доступно, используя примеры из жизни, предания,
рассказать о казачьих обычаях, Законах казачьего Братства, о том, как они
должны соблюдаться в быту и на войне.
Вторым говорил атаман, который в своей речи растолковывал, чему служат
казаки, их права и обязанности.
В заключение напутствовал священник, который призывал спасать свою
душу, т.е. жить по православию, всегда, везде и во всем хранить и защищать
веру.
Затем, встав лицом к востоку, казачата давали торжественное обещание
быть достойными Славы предков, соблюдать Закон казачьего Братства,
жить по православной вере, защищать Отечество. (Текст обещания читал
старший, а казачата повторяли за ним). После обещания казачата
подходили по очереди под благословение к священнику, где целовали
крест или икону, к почетному старику, к атаману. Атаман трижды: по
плечам и по спине, стегал каждого нагайкой с приговором:
Помните это крестное целование. Теперь вы ходите не только под богом,
но и под атаманом. Ваше горе наше горе! Ваша слава наша слава! Отныне в добром деле казаки вам помогут, а за худое спросят, дорожите своим
словом, в нем ваша честь. Аминь.
Затем атаман командовал:
На молитву, шапки долой.
Читали молитву Господню «Отче наш».
Вновь команда:
Принятым казакам пройти к писарю для записи в станичную книгу.
Казачата подходили к писарю представлялись:
Господин писарь, казак (Ф.И.О.) прибыл для записи в станичную книгу.
После записи казачата принимали поздравления, подарки и впервые на
правах взрослых мужчин приглашали товарищей к себе в гости праздновать
событие. Женщины семьи казачонка принимали товарищей сына, накрывали
стол, памятуя о том, что ребятам наверняка придется вместе служить,
делить не только хлебсоль, но и опасности, может статься, ктото из них в
будущих боях спасет жизнь их сына, внука, брата. С того дня казачонок
принимал участие в мужских делах и забавах: учился военному ремеслу,
работал в поле с отцом, ездил на охоту, рыбалку. На масленицу, во время
кулачного боя, мог становиться в «стенку» своей улицы, чего
«непосаженому» делать не разрешалось.
Побратимство - особая древняя обрядность, которая делала друзей, чаще
всего однополчан, «братьями в духе».
У казаков побратим приравнивался, а зачастую и почитался ближе родных
братьев. Чаще всего побратимом становились люди, долгое время знающие
друг друга, пережившие вместе какието крупные невзгоды, или когда один
спас другого. Обычай предоставлял побратимам огромные духовные права,
но накладывал тяжелые обязанности. Так, в древности побратим, если он
был не женат, обязан был после смерти друга жениться на его вдове.
Обязанность побратима приходить на помощь всеми силами и средствами
даже без зова, собственно, и делает побратимство важнейшим обычаем.
После смерти одного из побратимов другой обязан заботиться о его
родителях и детях как о своих.
В качестве закрепления побратимства казаки обмениваются нательными
крестами, читают молитву Символ Веры, положа друг другу руки на плечи.
Затем троекратно целуются и далее идут в церковь к исповеди и
причастию. Никаких клятв не произносят. И часто никому о побратимстве
не говорят. Источники:
1.Вопросы традиционной культуры. 2009. Вып. 2. Казачество: духовная
культура / Сост.: Карпова М.М., Филатченко И.А. Чита: УМЦКиНТ,
2009. с.
2. «История казачества Александрово Заводского района»: Буклет. –
2006
3. Константинова Н.Н. Из истории Забайкальского казачества. Чита, 1995.
Дополнительный материал к факультативу «Духовная культура казаков» на тему: «Обряды военного мира казаков»
Дополнительный материал к факультативу «Духовная культура казаков» на тему: «Обряды военного мира казаков»
Дополнительный материал к факультативу «Духовная культура казаков» на тему: «Обряды военного мира казаков»
Дополнительный материал к факультативу «Духовная культура казаков» на тему: «Обряды военного мира казаков»
Дополнительный материал к факультативу «Духовная культура казаков» на тему: «Обряды военного мира казаков»
Дополнительный материал к факультативу «Духовная культура казаков» на тему: «Обряды военного мира казаков»
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.