Дополнительный материал к уроку истории "Христианская церковь в раннее Средневековье". 6 кл.
Оценка 4.8

Дополнительный материал к уроку истории "Христианская церковь в раннее Средневековье". 6 кл.

Оценка 4.8
Разработки уроков
doc
история
6 кл
05.04.2018
Дополнительный материал к уроку истории "Христианская церковь в раннее Средневековье". 6 кл.
Первые три века христианства были временем жестоких гонений на его последователей. Христианских мучеников за веру распинали, обезглавливали, бросали на растерзание диким зверям. В 313 г. Константин I издал Миланский эдикт, согласно которому христиане получили право свободно исповедовать свою веру. Христианство очень быстро вытеснило языческие верования, стало господствующей, а с конца IV века – единственно разрешённой религией империи.
Христианская церковь в раннее Средневековье.doc
Христианская церковь в раннее Средневековье  Учитель: В смутное время непрерывных нашествий, когда разрывались все  связи и рушились устои, из всего античного наследия лишь церковь не только  сохранила, но и укрепила своё положение. Первые три века христианства  были временем жестоких гонений на его последователей. Христианских  мучеников за веру распинали, обезглавливали, бросали на растерзание диким  зверям. В 313 г. Константин I издал Миланский эдикт, согласно которому  христиане получили право свободно исповедовать свою веру. Христианство  очень быстро вытеснило языческие верования, стало господствующей, а с  конца IV века – единственно разрешённой религией империи. Роли  поменялись: теперь уже христиане начали преследовать язычников. Только  теперь христиане получили возможность лучше разобраться в собственном  вероучении, ведь в нём было много неясного. С момента смерти Иисуса  Христа и его учеников­апостолов прошло не одно столетие, и многие  толковали их слова по­разному. Нужно было разобраться, во что и как  следует верить, как правильно почитать Господа. А это зависело от ответов на несколько очень важных вопросов. Что в действительности говорил Иисус, а  что было ему приписано людьми много лет спустя? Как понимать то, что  Иисус был Сыном Божьим? Что такое Святой Дух, и как он относится к Богу  Отцу и Богу Сыну? Для людей того времени все эти вопросы были жизненно  важными, ведь без правильных ответов на них нельзя было достичь Царства  Небесного.                                                                                                       Ученый­архивариус: В развитии и становлении христианского исповедания  огромную роль сыграли великие богословы: Августин, Иероним, Василий  Великий, Кирилл и Афанасий Александрийские, Иоанн Златоуст. Свои ответы на те же вопросы искали и простые верующие, и служители церкви. Среди  них, естественно, возникали разногласия и вовсе противоположные мнения.  Далеко не всегда удавалось найти компромисс, чаще в ожесточённых спорах  побеждала одна из точек зрения. Закреплённая мнением большинства, она  становилась догматом, обязательным для всех верующих. Для решения  наиболее важных и спорных вопросов и определения общей позиции церкви  устраивались соборы, в заседаниях которых участвовали епископы и  богословы.  Первые два собора, созванные в Никее в 325 году и в Константинополе в 381  году, свели важнейшие догматы христианства в краткий Символ Веры.  Учение, которое сложилось на соборах и соответствовало Символу Веры, в  греческом языке именовалось ортодоксальным, что переводится как  правоверный, православный. Церковь называла себя католической  (кафолической), что значит вселенской, всеобщей. Позже, когда в церкви  произошёл раскол, христианская церковь Востока стала именоваться  православной, а Запада – католической. Ереси. Отвергнутые на соборах учения объявлялись ошибочными и вредными. Их стали называть ересями, а тех, кто их придерживался, ­ еретикАми. Ересь  – греческое слово, обозначающее особый образ мыслей, ложное учение.  Еретики, фанатично убеждённые в своей правоте, именно себя считали  истинными христианами. Различия между победившими и отвергнутыми  взглядами могли быть достаточно зыбкими и зачастую непонятными простым  людям.                                                                                                   Наиболее  распространённым среди ересей было учение Ария, который считал Христа не единосущным Богу Отцу, а лишь подобосущным ему, то есть подобным, но не  равным. Тем самым отрицался один из важнейших догматов христианства –  учение о Троице. Население Римской империи сравнительно быстро  отказалось от арианства, но зато именно в арианской форме приняли  христианство многие германские племена: вестготы, остготы, вандалы.  Исключение нам уже известно – это франки.                                                           Главная книга христиан. В ходе ожесточённых споров церковь из множества сочинений о Христе отобрала лишь несколько, признанных  «боговдохновенными». Это были четыре Евангелия: от Матфея, Марка, Луки  и Иоанна. Они и составили основу сборника христианских священных текстов – христианского канона. Кроме Евангелий, в канон вошли Деяния апостолов  (рассказ о жизни учеников Христа после его казни), Послания апостолов, а  также Апокалипсис – Откровение апостола Иоанна Богослова, в котором  рассказывается о видении конца света, открывшемся Иоанну. Все эти  сочинения, написанные на греческом языке, составили Новый завет. Он стал  продолжением Ветхого Завета. Вместе Ветхий и Новый Заветы составляют  главную книгу всех христиан – Библию. Библия на греческом языке  оставалась непонятной для большей части населения империи. Необходим  был её точный перевод на латинский язык. Эту трудную задачу прекрасно  выполнил святой Иероним. Его латинская библия использовалась в Западной  Европе в течение всего Средневековья, и образованные люди часто говорили и писали фразами и оборотами, взятыми оттуда.  Ученый­археолог: Организационная структура церкви. Одновременно с  христианским вероучением складывалась и церковная организация. Всё  духовенство делилось на белое и чёрное (считалось, что одна часть  служителей церкви носила белые одеяния, а другая – чёрные, хотя в  действительности деление по цвету одежд было условным). В состав белого  духовенства входили дьяконы, священники, епископы, архиепископы,  патриархи. У каждого священника был свой приход, состоявший из жителей  нескольких деревень или городских кварталов. Священник проводил службы  и исполнял церковные обряды в приходской церкви, организовывал  благотворительность в пользу вдов, сирОт и бедняков. Священникам  помогали диаконы. Все прихожане должны были платить налог на содержание церкви –  церковную десятину, то есть десятую часть урожая (позже и с других  доходов). Церковная десятина – десятая часть доходов, выплачиваемая  церкви всеми верующими. Часть собранной десятины шла на содержание  местного духовенства, поддержание в порядке приходской церкви и  благотворительность. Другая часть – на содержание тех, кто занимал более  высокие ступени церковной иерархии. Иерархия (священновластие) –  расположение чАстностей целого в порядке от высшего к низшему (в том  числе служебных званий и чинов).                                                  Несколько приходов или же несколько десятков приходов составляли  епископство. На Западе следующей ступенью был архиепископ, на Востоке –  митрополит, то есть тот, кто возглавлял церковь большого города (интересно,  что из тех же греческих корней позже возникло слово «метрополитен»).  Вершину церковной иерархии на христианском Востоке составили четыре  патриарха (первый корень этого греческого слова означает «отец», второй –  «старший, главный»). Центры патриархатов находились в Константинополе,  Иерусалиме, Александрии и Антиохии. Наиболее влиятельным среди них был  патриарх Константинопольский.  На Западе наибольшее влияние имел епископ Рима – папа римский (от  греческого слова «паппас» ­ отец). Первым епископом Рима считался один из  ближайших учеников Христа апостол Пётр. Папы римские утверждали, что  святой Пётр был главным среди апостолов и что перед смертью он передал  свою власть папам – его законным преемникам. Со временем и сам Рим стали  называть градом святого Петра.  Монашество на Востоке и на Западе. Второй составной частью духовенства  было так называемое чёрное духовенство – монашество (по­гречески  «монахос» значит «одинокий»). Так называли людей, которые бежали от  суеты повседневной жизни, чтобы молиться, размышлять и готовиться к  вечной жизни. Одни селились в уединённом месте (в пустыне, в горах, в лесу)  и жили в одиночестве (таких называли отшельниками), а другие жили  совместно (в одиночку даже неприхотливому монаху прожить было очень  трудно). Свою обитель монахи огораживали стеной, за которую не должны  были проникать суета и соблазны мирской жизни. Основателем монашества  считается святой Антоний, живший в Египте в III­IV веках. Однажды в  пустыне ему было видение: кто­то, похожий на него, поочерёдно работал и  молился, предложив и Антонию следовать этому примеру. Антоний  послушался ангела, поселился в пустыне, и вскоре его святость привлекла к  нему многих последователей.                                                                                    Вскоре монашество появилось и на Западе, но по­настоящему широко оно  стало распространяться в результате деятельности святого Бенедикта. Он жил в первой половине VI века и основал монашеский орден, позже названный его именем.  По примеру восточных монахов Бенедикт создал собственный устав, то есть  правила монашеской жизни. Этот устав не требовал от монахов чрезмерного  аскетизма, он был вполне выполним в самых разных условиях и потому вскоре распространился очень широко – от Италии до Англии. Молитва и труд стали  основными занятиями любого монаха. Аскетизм – добровольное  ограничение потребностей.  Вскоре в Европе возникло много монастырей. Самые крупные назывались  аббатствами, а их настоятели – аббатами (в переводе с сирийского «отец»).  Первоначально маленькие и неказистые, со временем многие обители  отстроились, теми или иными путями приобрели огромные богатства и  немалое влияние. При монастырях стали появляться школы, прежде всего  здесь возникали и сохранялись большие библиотеки, а также мастерские по  переписке книг – скриптории, где учёные монахи годами трудились над  рукописями. В те разрушительные времена монастыри стали самыми важными центрами культуры и образования.  Ученый­архивариус: О спорах с арианами и созыве никейского собора 325  года (Из «церковной истории» Феодорита Кирского, V век)                                 …В каждом городе и селении стали открываться споры и ссоры за  божественные догматы. А простой народ был зрителем событий и судиею  речей… Не иноплеменники и враги, как было некогда, а  единоплеменники  вместо стрел языком поражали друг друга или, лучше, члены, составляющее  единое тело, вооружались друг против друга.                                                         Узнав об этом, премудрый царь (Константин I Великий) прежде всего  старался преградить самый источник зла и потому отправил в Александрию  одного известного благоразумием мужа с посланием, надеясь через то  потушить пожар и согласить разномыслящих. Но, обманувшись в своём  ожидании, он созвал тот знаменитый Никейский собор…  Учитель: Итак, подведем итог. В дни, когда пала Западная Римская империя,  Европа распалась на множество варварских королевств, к тому же ведших  постоянные войны между собой, единственным объединяющим фактором  оставалась христианская церковь, которая в начале Средневековья  претерпела значительные изменениями, с которыми мы и познакомились  сегодня.

Дополнительный материал к уроку истории "Христианская церковь в раннее Средневековье". 6 кл.

Дополнительный материал к уроку истории "Христианская церковь в раннее Средневековье". 6 кл.

Дополнительный материал к уроку истории "Христианская церковь в раннее Средневековье". 6 кл.

Дополнительный материал к уроку истории "Христианская церковь в раннее Средневековье". 6 кл.

Дополнительный материал к уроку истории "Христианская церковь в раннее Средневековье". 6 кл.

Дополнительный материал к уроку истории "Христианская церковь в раннее Средневековье". 6 кл.

Дополнительный материал к уроку истории "Христианская церковь в раннее Средневековье". 6 кл.

Дополнительный материал к уроку истории "Христианская церковь в раннее Средневековье". 6 кл.
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
05.04.2018