ДОПОЛНТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ПО ЛЕЧЕБНОЙ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ ДЛЯ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

  • Разработки уроков
  • doc
  • 22.04.2018
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Программа дополнительного образования по лечебной физической культуре предназначена для специалистов школьных учреждений в области физической культуры. Материалы программы могут быть использованы руководителями по физическому воспитанию, методистами, врачами ЛФК, учителями школ, инструкторами по фитнесу, студентами физических, педагогических и медицинских университетов, колледжей, а так же заинтересованными родителями. Программа направлена на всестороннее гармоническое развитие детей младшего школьного возраста (6 – 11 лет), укрепления их здоровья, профилактику нарушений осанки и плоскостопия, а так же привитию навыковПрограмма дополнительного образования по лечебной физической культуре предназначена для специалистов школьных учреждений в области физической культуры. Материалы программы могут быть использованы руководителями по физическому воспитанию, методистами, врачами ЛФК, учителями школ, инструкторами по фитнесу, студентами физических, педагогических и медицинских университетов, колледжей, а так же заинтересованными родителями. Программа направлена на всестороннее гармоническое развитие детей младшего школьного возраста (6 – 11 лет), укрепления их здоровья, профилактику нарушений осанки и плоскостопия, а так же привитию навыков
Иконка файла материала profilaktika_narushenniya_osanki_i_plaskostopiya.doc
ПРОГРАММА ДОПОЛНТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ПО ЛЕЧЕБНОЙ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ ДЛЯ  ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО  ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА                      . Дивлет – Кильдеева И.Г.     Программа  дополнительного образования по лечебной физической культуре для детей младшего школьного возраста (Профилактика нарушений осанки и плоскостопия)                   Программа   дополнительного   образования   по   лечебной   физической   культуре предназначена   для   специалистов   школьных   учреждений   в   области   физической   культуры. Материалы   программы   могут   быть   использованы   руководителями   по   физическому воспитанию,   методистами,   врачами   ЛФК,   учителями   школ,   инструкторами   по   фитнесу, студентами физических, педагогических и медицинских университетов, колледжей, а так же заинтересованными родителями.Программа   направлена   на   всестороннее   гармоническое   развитие   детей   младшего школьного возраста (6 – 11 лет), укрепления их здоровья, профилактику нарушений осанки и плоскостопия,   а   так   же   привитию   навыков   к   систематическим   занятиям   физической культурой оздоровительной направленности.       В программе  дана структура и характеристика разделов: теоретический – основы знаний; практический – упражнения общей направленности: строевые упражнения, общеразвивающие упражнения при ходьбе на месте и в передвижениях, беге, прыжках, упражнение суставной гимнастики;   упражнения   специальной   направленности:     упражнения   для   формирования   и закрепления   правильной   осанки,   профилактики   плоскостопия,   упражнения     дыхательной гимнастики, самомассаж, комплексы упражнений танцевально – игровая гимнастика «СА – ФИ – ДАНСЕ», подвижные игры, коррекционно – профилактические упражнения, комплексы упражнений     лечебно   –   профилактического   танца     «Фитнес   –   Данс»,     упражнения общеразвивающей и специальной направленности, выполняемые без предметов, с предметом (палкой,   обручем,   со   скакалкой   и   др.)   и   на   гимнастических   снарядах   (гимнастической скамейке, гимнастической стенке и др.), раскрыто их содержание, определены цели, задачи и требования к  уровню подготовленности учащимся. Все комплексы упражнений проводятся под музыкальное сопровождение.       Программа   является приложением к учебно ­ методическому пособию  «Профилактика нарушений осанки и плоскостопия) для детей младшего школьного возраста. СОДЕРЖАНИЕ                                                                                                                                                                                             Стр. Пояснительная записка………………………………………… 4  Содержание программного материала ………………………  6   Характеристика средств  программы……………………….    8 Примерное распределение учебных часов ………………….  11 Примерное тематическое планирование программы……… 12 Литература  ……………………………………………………… 19 Литература для детей…………………………………………….20ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ   ЗАПИСКА. 4.                За   годы   учебы   в   школе   происходит   становление   личности   каждого школьника раскрытие  и  развитие  их  способностей,  воспитание  у  них интереса и желания к   овладению новыми знаниями, умениями, навыками. Это в полной мере   относится   и   к   педагогическому   процессу   в   области   физического воспитания,   именно   в   эти   годы   закладываются     здоровья, гармоничного,  умственного,  нравственного  и физического развития ребенка.                Вместе с тем, процессы   происходящие сегодня в обществе заставляют серьезно     задуматься     о     здоровье   подрастающего     поколения.     Многие исследования   показывают,       что     состояние       здоровья     подрастающего поколения  ухудшается с каждым  годом.  По мере  обучения  в  школе  здоровье у детей не прибавляется, а наоборот.  Среди  выпускников школ  уже  более  80 %  нельзя  назвать абсолютно здоровыми.   основыаппарата.     опорно   –   двигательного                  Количество детей   с нарушением   осанки   в Санкт ­ Петербурге   за последние   30   лет     увеличилось     в   3   раза     и   составляет   по   данным     разных исследований,   от   60   до     80   %,       т.е.     четыре     ребенка     из     пяти     имеют деформации     Распостраненность плоскостопия  составляет сегодня 40 % , это в  3 раза больше,  чем в начале 60­х годов   (15%).   Увеличивается   патология   не   только   опорно   ­   двигательного аппарата,  но  и  основных  органов  и  систем,  таких  как сердечно­ сосудистая , мочевыделительная, дыхательная, пищеварительная и др.          В  этой  связи  становится  актуальной  проблема  поиска  эффективных путей   укрепления     здоровья   ребенка,   коррекция     недостатков     физического развития, профилактики  заболеваний  и увеличения  двигательной  активности. С   целью   профилактики     различных     заболеваний   у   детей   и     подростков   и повышения их двигательной   активности   встала необходимость создания этой программы. Она  направлена на  исправление  дефектов осанки,  плоскостопия и развития различных функций и систем организма школьника.         В программе в качестве основного коррегирующего средства,  использованы различные   методики   лечебной   физической культуры,   а так же упражнения оздоровительно ­ развивающей   программы “СА­ФИ­ДАНСЕ “ разработанной в РГПУ им. А.И.Герцена  (авторы: Фирилева Ж.Е. и  Сайкина Е.Г.) и практический опыт работы автора в этой области.                 В   содержание   программы     входят   простые   по   форме   упражнения, направленные   на  формирование     правильной  осанки,    исправления     дефектов позвоночника и стопы,  укрепления  дыхательной и  сердечно­сосудистой  систем организма ребенка,   которые   дают возможность   тренировать   как сердечную, так и дыхательную мускулатуру.                 Для     развития   и   совершенствования     психомоторных     способностей школьников,   оптимизации     роста   и   укрепления     мелкой     моторики     рук   в программу  включены  упражнения ритмопластики, игропластики и пальчиковой гимнастики.         Эти упражнения  развивают  ручную  умелость,  положительно  воздействуют на   процессы   мышления,   памяти,   развивают   силу,   гибкость,   координацию движений быстроту и выносливость.      5.          Игровой  массаж и упражнения в расслаблении служат  основой закаливания  и оздоровления детского организма, способствуют снятию напряжения и  закрепощенности различных мышечных групп.         Подвижные  игры  предусматривают  закрепление  пройденного материала в  игровой форме, повышают интерес к уроку  лечебной  физической  культуры.         В программе  определены оздоровительные, образовательные и  воспитательные задачи,  установлены  требования к занимающимся,  даны  рекомендации по упражнениям  и  использована  специальная   литература.    Предполагается,  что освоение   данной   программы   поможет   естественному    развитию  организма ребенка, морфологическому и функциональному  совершенствованию его отдельных  органов  и  систем, создаст  необходимый  двигательный режим и хороший эмоциональный уровень занятий.Программа предназначена для специалистов дополнительного образования,  инструкторов по детскому фитнесу, а так же специалистов по физическому  воспитанию в школьных общеобразовательных учреждениях  для детей  специальной медицинской группы.        Целью программы является содействие всестороннему гармоническому  развитию организма ребенка, морфологическому и  функциональному совершенствованию его органов и систем, профилактика  и коррекция нарушений осанки и плоскостопия. I. Оздоровительно – коррекционные задачи    1.  Содействие оптимизации роста и развитие опорно – двигательного         аппарата, гармоничное развитие мышечной силы;    2.  Содействие формированию и закреплению правильной осанки,         развитию сердечно­сосудистой  и  дыхательной  системы  организма,         активизации  обменных  процессов, укреплению  нервной  системы  и        профилактике  плоскостопия;    3. Обеспечить  оптимальное  для  данного возраста и пола развитие двигательных        качеств: силы, гибкости, выносливости, координации движений и др.;    4. Способствовать  закаливанию,  повышать  устойчивость  организма  к  неблаго­        приятным  воздействиям  внешней  среды.      II. Образовательные задачи    1. Вооружать учащихся знаниями, умениями и навыками, необходимыми в разно­        образных условиях жизни;    2. Формировать  у  детей  знания о личной и общественной гигиене и способство­        вать  закреплению  навыков соблюдения  гигиенических правил в школе, дома,        в труде и во время отдыха.   3.Расширить  кругозор в области физической культуры,  развивать интерес и        потребность  к   занятиям   физическими   упражнениями, за  пределами     школы     ­ обязательный  элемент  режима  дня  при  условии  решения   этой  задачи.             III.   Воспитательные задачи. 1. Формировать навыки дисциплинированного поведения в соответствии с  правилами для учащихся в школе и в спортивном зале;   2.  Воспитывать ответственное отношение к выполнению  учебных заданий,        согласованной работы в коллективе;   3.  Формировать навыки доброго тактичного отношения друг к другу, взаимного        контроля, взаимовыручки и культурного поведения;    4. Воспитывать трудолюбие, самообладание, выдержку и настойчивость в        достижении цели.    5. Способствовать развитию интеллектуальных качеств, внимания, памяти,        повышению  познавательной активности.          Для решения поставленных задач требуется соблюдение следующих правил: 1. Активизация двигательного режима школьника.2. Путем контроля через родителей – за рациональным режимом. 3. Создание наилучших эстетических условий дома и в школе. 4. Обеспечение систем врачебного контроля, самоконтроля.                                                                               СОДЕРЖАНИЕ  ПРОГРАММЫ         Теоретический раздел          В течении занятий давать теоретические сведения: 1. Основы знаний о личной гигиене; 2. Влияние  занятий физическими упражнениями не системы дыхания, крово­ обращения, центральную нервную систему, опорно­двигательный аппарат. 3. Основные приемы самоконтроля; 4. Здоровый  образ жизни – одна из основных ценностных ориентаций воспитания личности; 5. Режим дня и двигательный режим; 6. Правила и формы занятий физическими упражнениями, доступными видами  спорта в свободное время; 7. Полноценный сон и режим питания и т.д. Практический отдел 1.Упражнения общего воздействия;              а) ходьба;            б) бег. 2.Общеразвивающие упражнения без предметов. 3.Общеразвивающие упражнения с предметом;       а) с гимнастической палкой;       б) с мешочками;       в) с обручем;       г) со скакалкой. 4.Общеразвивающие упражнения у гимнастической стенки и скамейке; 5. Упражнения на расслабление, дыхание, самомассаж. 6.Упражнения оздоровительно­развивающей гимнастики “ CА­ФИ­ДАНСЕ”.             а) игропластика;             б) упражнения ритмической гимнастики;        в) пальчиковая гимнастика; 7.Подвижные игры для формирования правильной осанки 8.Коррегирующие упражнения а) симметричные упражнения;      б) асимметричные упражнения;      в) упражнения для закрепления правильной осанки.   9. Примерные комплексы упражнений:      а) для профилактики нарушений осанки;      б) при сутулой спине;      в) при боковом искривлении;г) упражнения для профилактики плоскостопия. 10. Лечебно – профилактический танец «ФИТНЕС – ДАНС» Требования к учащимся       Занимающие должны знать о правилах личной гигиены, режима дня: 1. Уметь выполнять специальные комплексы упражнений для профилактики нарушения осанки и плоскостопия; 2.Овладеть специальными упражнениями для развития дыхания и сердечно­ сосудистой системы организма; 3.Иметь   определенный   “ запаc”   движений   для  развития  двигательных способностей; 4.Уметь  правильно  выполнять  упражнения  самомассажа,  игропаластики, пальчиковой гимнастики. Профилактика  Профилактика  нарушений осанки и  нарушений осанки и  плоскостопия плоскостопия          Упражнения общего  Упражнения общего  воздействия (стр.  воздействия (стр.  ходьба, бег) ходьба, бег) О.Р.У. О.Р.У. у гимнастической  у гимнастической  стенки и скамейки стенки и скамейки О.Р.У. О.Р.У. без предметов без предметов            Упр.            Упр.     на расслабление         на расслабление                                                             дыхание, массаж дыхание, массаж О.Р.У.  О.Р.У.  с предметами с предметами на снарядах на снарядах Комплексы упр. Комплексы упр. «ФИТНЕСС­ «ФИТНЕСС­ ДАНС» ДАНС» Комплексы упр. Комплексы упр. «СА­ФИ­Дансе» «СА­ФИ­Дансе» Подвижные игры  Подвижные игры  для формирования для формирования правильной осанки правильной осанки Коррегирующие Коррегирующие упражнения упражнения Примерные Примерные  комплексы   комплексы  упражнений упражнений                  Рис. 1      Содержание программы «Профилактика нарушений                                                        осанки и плоскостопия. 8. ХАРАКТЕРИСТИКА СРЕДСТВ  ПРОГРАММЫ «ПРОФИЛАКТИКА НАРУШЕНИЙ ОСАНКИ И ПЛОСКОСТОПИЯ»Основными средствами  программы по ЛФК являются физические упражнения  общеразвающей и специальной направленности, выполняемые без предметов, с  предметами (палкой, мешочками, обручем, скакалкой) и на гимнастических  снарядах (гимнастическая стенка, скамейка). Исходными положениями таких  упражнений могут быть: лежа на спине, животе, сидя с прямыми и согнутыми  ногами, в упорах присев, упорах стоя и лёжа, в положениях стоя и в висах.                              Упражнения общей направленности     Включают: строевые упражнения, общеразвивающие упражнения при ходьбе на месте и в передвижениях, беге, прыжках, упражнения суставной гимнастики, на  растягивание и расслабление мышц, упражнения на дыхание и массаж.  Комплексы упражнений общей направленности содействуют развитию мышечной  силы, выносливости, подвижности в различных суставах и других двигательных  способностей, то есть решают задачи общей физической подготовки  занимающихся Это так же оказывает профилактическое воздействие на опорно­  двигательный аппарат ребёнка.        Строевые упражнения  являются средством организации занимающихся и  целесообразного их размещения на площадке. Они способствуют формированию  правильной осанки, формируют навыки коллективных действий.       Общеразвивающие упражнения  без предметов оказывают разностороннее и избирательное воздействие на организм занимающихся, развивают двигательные способности, формируют правильную осанку, регулируют физическую нагрузку.      Общеразвивающие упражнения с предметами и на снарядах  включают  упражнения с гимнастическими палками, с мешочками, с обручем, со скакалкой. Воздействуют на  мышцы всего тела, способствуют развитию быстроты и  выносливости.        Упражнения на расслабление мышц и самомассаж  способствуют  формированию свободного движения, что улучшает качество двигательного  навыка. Применяются при снижении физической нагрузки, содействуют  хорошему кровообращению в мышцах и их питанию, улучшают самочуствие,  стабилизируют сон.          Суставная гимнастика оказывает положительное влияние не только на  морфологию суставов, но и на ближайшие мышцы и связки, увеличивая их  подвижность и эластичность.  Упражнения специальной направленности     Включают упражнения для формирования и закрепления правильной осанки,  профилактики плоскостопия, упражнения дыхательной гимнастики. Здесь  используется большинство упражнений коррекционной и лечебно –  профилактической направленности.              Формирование и укрепление осанки.   Практически все упражнения   в программе   «Профилактика   нарушений   осанки   и   плоскостопия»   являются 9.средствами   для   формирования   правильной   осанки.   При   подборе   специальных комплексов упражнений определяется их направленность. Это упражнения: на создание   представления   и   формирования   правильной   осанки:   на   укрепления мышц и формирование «мышечного корсета», закрепление и совершенствование навыков правильной осанки, коррекционные упражнения.        Профилактика плоскостопия – упражнения для укрепления сводов споты в различных исходных положениях (лёжа, сидя, стоя у опоры). Они сочетаются с общеразвивающими упражнениями и с упражнениями в расслаблении мышц.             Дыхательная гимнастика    ­   специальные   упражнения   для   развития дыхательной   мускулатуры.   Эти   упражнения     в   разной   степени   связаны   с общеразвивающими упражнениями.          Коррекционные   упражнения   ­  это  упражнения   для   формирования   и закрепления осанки. Симметричные упражнения, асимметричные упражнения. Примерные   комплексы   при   начальной   стадии   бокового   искривления позвоночника. При сутулой спине (кифотическая осанка). Примерные комплексы упражнений для профилактики и лечения начальных форм плоскостопия. Комплексы упражнений «СА – ФИ – ДАНСЕ»                 Направлены на решение задач развития двигательных способностей детей, креативности, музыкально – ритмического развития.        Пальчиковая гимнастика  в программе представлена упражнениями для развития   мелкой   моторики     и   координации   движений   рук.   Упражнения пальчиками с речитативом. Общеразвивающие упражнения и игры пальчиками в двигательных действиях со стихами и речитативом. Игры – соревнования.            Игропластика.  Специальные упражнения для развития мышечной силы в образных и игровых действиях и заданиях, для развития гибкости, укрепления мышц живота и спины. Примерные комплексы упражнений.             Упражнения   ритмической   гимнастики   –  это   «Часики»,   «Три поросенка», «Красная шапочка», «Трубачист», «Упражнения с гимнастическими палками»   и   др.   (Описание   комплексов   ритмической   гимнастики   смотри   в методических пособиях 1987 ­2001 г.) Комплексы упражнений «Фитнес – Данс»            Из   большого   разнообразия   комплексов   упражнений   лечебно   –   профилактического   танца     «Фитнес   –   Данс»   были   отобраны   наиболее эффективные для целенаправленного корригирующего воздействия на различные органы и системы организма, в первую очередь – опорно – двигательный аппарат. При   этом   используются   упражнения   общеразвивающей   и   специальной направленности, выполняемые без предметов, с предметами (палкой, обручем, со скакалкой   и   др.)   и   на   гимнастических   снарядах   (гимнастической   скамейке, гимнастической стенке и другие). Все комплексы упражнений проводятся под музыкальное сопровождение. 10.Подвижные игры для формирования правильной осанки.                   Большое   разнообразие   игр   развивают   лидерство,   инициативу, раскрепощённость,   активность.   В   них   используются   приёмы   имитации, подражания, образного сравнения, ролевые ситуации, соревнования.           Структурную   основу   программы   «Профилактика   нарушений   осанки   и плоскостопия   «   составляют:   основы   знаний,   практический   материл   (умения, навыки и развитие двигательных способностей) и требования к занимающимся.        Программа имеет гибкий характер, позволяющий, в зависимости от условий материальной   базы,   уровня   физического   развития     и   подготовленности занимающихся   рационально   варьировать   содержание   программы   и   творчески обеспечить её выполнение.     Изучение   учебного   материала   осуществляется   в   логической последовательности в сочетании  взаимосвязанных занятий, которые проводятся два раза в неделю, из расчета 68 часов в год. (Таблица 1)        Педагогу необходимо правильно спланировать и определить преемственность тем, объём и нагрузку учебного материала на каждое занятие, учитывая этапы обучения   двигательным   действиям,   уровень   физической   подготовленности   и физического развития занимающихся.         Произвольное изменение количества упражнений и их последовательности в комплексах   приведёт   к   нарушению   дозировки   физической   нагрузки, соответственно, повлияет на решение поставленных педагогических задач всей программы.         Примерные планы – графики планирования учебного материала                 В приложении даны примерные планы – графики планирования учебного материала   программы   «Профилактика   нарушений   осанки   и   плоскостопия», которые   имеют   форму   таблиц,   в   них   используются   следующие   условные обозначения: ( + ) – использование данного материала на уроке; ( Р ) – разучивание двигательного действия под непосредственным контролем              учителя; ( З ) – закрепление двигательного действия; ( С ) – совершенствование двигательного действия до уровня навыков и умений; ( П ) ­  повторение данного материала; ( 1,2,3,4) – в графе «Ходьба и бег» означает время (в минутах.)11. Примерное распределение учебных часов на основании учебного материала программы  «Профилактика нарушений осанки и плоскостопия» (сетка часов при  двухразовых занятий в неделю) Содержание разделов    Количество учебных часов  1.Правила техники  безопасности на занятиях. 2.Ходьба, бег. 3. О.Р.У. без предметов 4.О.Р.У. с предметами 5. О.Р.У. на гимнастических  снарядах 6.О.Р.У. на развитие дыхания,     расслабление, самомассаж. 7.СА – ФИ – ДАНС 8.Подвижные игры 9.Коррегирующие упражнения 10.Комплексы упражнений 11. Лечебно – профилактический  танец «Фитнес – Данс»   В течении года В течении занятий 10 часов 12 часов 8 часа В течении занятий 10 часов В течении  занятий 10 часов 8часов 10 часов                      ВСЕГО                                                         68   часовПримерное планирование материала. 12. Учебный материал 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 Номера уроковОсновы  знаний. Правила поведения в спортзале.                   О.Р.У. О.Р.У.  без предметов: ­упражнения для мышц плечевого  пояса и рук.   ­упражнения для мышц спины.  О.Р.У. с предметами:    ­ упражнения с палкой.  ­ упражнения у гим. стенки. Дыхательные упражнения. Упражнения на расслабление. Самомассаж. Ходьба и бег. Примерные комплексы: ­для профилактики наруш. осанки ­упражнения при плоскостопии Пальчиковая гимнастика Коррегирующие упражнения: ­ симметричные; ­ асимметричные; ­ упражнения для формирования    и закрепления осанки.      Подвижные игры: ­“ Чья лошадка быстрее?  “ ­ “ Барабан “ ­ “ Cидя по­турецки. “ ­  “ Где ноги? “ ­  “  Сидячий футбол “ ­  “ Переложи  мяч  “ ­  “ Ходим в шляпах“ ­ “  Море волнуется “ ­  “ Между булавами“ ­  “  Ловкие ноги”                                                       + + + + Р З С С + + + + Р З С С + + + + Р З  С С + + + + Р + + + 4 С С З + + + 4 С С С + + + 4 С С + + + 4 С + + + 2 + + + + + + 3 + + + + + 3 + + + + + + 3 + + + + + 3 + + + + + 2 + + + + 2 + + + + 2 + + З З З 3 Р Р Р Р 3 Р Р С С С 3 З С С С 3 З З Р З С С + + Р З С С + + Р З С С +    + +     + + + + + + + + + + + + + + + + + + + + + + + + + +ПРИМЕРНЫЕ   ПОУРОЧНЫЕ   ЗАДАЧИ                                              1­17 УРОК. 13.   гимнастика.     Коррегирующие        Урок 1. Правила поведения на уроках по лечебной физкультуре. Ходьба и бег. Разучить  упражнения  для мышц  шеи,  плечевого  пояса  и рук.  Разучить О.Р.У.   с палкой.   Упражнения   у   гимнастической   стенки.   Выполнить   упражнения   на расслабление.   Пальчиковая     упражнения (симметричные) Примерный комплекс для профилактики осанки. Подвижная игра: « Чья лошадка быстрее»      Урок 2. Повторить  правила  поведения  на  уроках  по  ЛФК.  Ходьба и бег. Повторить О.Р.У. с гимнастической палкой. Закрепить   упражнения   для   мышц шеи, плечевого пояса и рук.   Повторить   упражнения у гимнастической стенки. Упражнения     на     расслабление.   Упражнения     на     плоскостопие.     Пальчиковая гимнастика,  коррегирующие упражнения. Подвижная игра: “ Барабан “          Урок 3.  Ходьба, бег. Совершенствовать О.Р.У.   с   гимнастической палкой, упражнения для мышц шеи,   плечевого   пояса   и   рук.   Закрепить упражнения у гимнастической стенки.  Самомассаж. Примерный  комплекс  для  профилактики нарушения     осанки.   Коррегирующие   упражнения.   Подвижная   игра:   “   Сидя   по­ турецки “      Урок 4. Построение, ходьба и бег. Закрепить О.Р.У. с гимнастической палкой. Совершенствовать упр. для мышц шеи, плечевого пояса и рук. Совершенствовать  упражнения на плоскостопие. Коррегирующие упражнения. Подвижная игра: « Где ноги»  Дыхательные упражнения.          Урок 5.   Построение, ходьба, бег.   Разучить упр. у гимнастической стенки. Разучить упражнения для мышц спины.   Дыхательные упражнения.   Самомассаж. Примерный   комплекс для профилактики   нарушения   осанки.   Коррегирующие упражнения.  Подвижная  игра:“ Cидячий футбол “      Урок 6.  Построение, ходьба, бег.  Повторить упражнения у гимнастической стенки,     повторить     упр.     для     мышц   спины.     Дыхательные     упражнения. Самомассаж. Примерный  комплекс  на  плоскостопие.  Подвижная  игра:  “ Переложи мяч”      Урок 7.  Построение,  ходьба  и бег.  Упражнения  на  дыхание. Примерный Комплекс для профилактики нарушения осанки. Упражнения на мышцы спины. Совершенствовать     упражнения   у     гимнастической   стенки.   Подвижная   игра: «Ходим в шляпах».Урок 8.   Повторить содержание урока  № 7.      Урок 9.   Повторить содержание урока  № 1.      Урок 10.  Повторить содержание урока № 2.      Урок11.   Повторить содержание урока № 3.      Урок 12.  Повторить содержание урока № 4.      Урок13.   Повторить содержание урока № 5.      Урок 14.  Повторить содержание урока № 6.     Урок 15.   Повторить содержание урока № 7.      Урок 16.  Повторить содержание урока № 8. 14. Примерное планирование материала. Номера уроков Учебный материал 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32Основы знаний. Правила поведения на ЛФК. + +           О.Р.У. О.Р.У. без предметов: ­ упражнения для мышц   брюшного пресса ­ упражнения для  боковых    мышц туловища. О.Р.У. с предметами: ­ упражнения с обручами ­ упражнения на гим. скамейке Дыхательные упражнения Упражнения на расслабление Игропластика Ходьба и бег Примерные комплексы: ­ при боковом искривлении ­ при плоскостопии Коррегирующие упражнения Подвижные игры: ­  “ Контроль осанки” ­ “ Перенеси булаву­ не уронив” ­  “ Мяч не теряй” ­ “ Школа мяча “ ­  “ Послушный мяч “ ­ “ Кто устойчевее “ ­ “ Гуси “ ­ “ Не урони “ ­ “ Не урони кольцо “ ­ “ Ходьба и бег по гимнастич.      cкамейке “ Р З С С + + + + Р З С С + + + + Р Р Р Р 2 Р Р + З З З З 2 З З + + С С С С С 2 С С С 2 С С С С + + + + Р + + + 3 Р + + + + З + + + 3 З + + + + + + + + С С + + + 3 С + + + + + + + 3 С + + + + 4 + + + 4 + + + 4 + + + 4 + + + + + + + + + + + + + + + + + + 3 + + + + + + + + 3 + + + + + + + + + 3 + + + + + + + + + 3 + + + + +15.   и     дыхательные   упражнения.   Совершенствовать                   ПРИМЕРНЫЕ   ПОУРОЧНЫЕ   ЗАДАЧИ                                              17 – 32 УРОК.      Урок 17. Правила  техники  безопасности  на уроках по лечебной физкультуре. Построение, ходьба,  бег.  Разучить  О.Р.У.  с  обручем. Упражнения на дыхание, на  расслабление.  Игропластика.  Разучить  примерный  комплекс  при   боковом  искривлении.  Коррегирующие  упражнения. Подвижная  игра: « Контроль  осанки».      Урок 18.  Построение, ходьба, бег. Повторить упр. с обручем.  Упражнения на дыхание,   упр. на расслабление.   Повторить   комплекс упражнения при боковом искривлении.  Коррегирующие упражнения.  Игропластика.  Подвижная  игра:  “ Перенеси булаву,  не уронив ”      Урок 19. Построение, ходьба, бег.  Совершенствовать упр. с обручем. Упр. на расслабление     примерный комплекс   упражнений   при   боковом   искривлении.   Коррегирующие   упражнения. Игропластика. Подвижная игра: “ Мяч не теряй“          Урок 20.    Построение,   ходьба и бег.   Закрепить   упражнения с обручем. Упражнения для мышц брюшного пресса.  Упражнения на расслабление и дыхание. Разучить  примерный     комплекс     упражнения  при  плоскостопии.    Игропластика. Коррегирующие упражнения.  Подвижная игра – “ Школа мяча. Послушный мяч”      Урок 21. Построение, ходьба, бег. Разучить О.Р.У. на гимнастической скамейке Упражнение     на     дыхание     и   расслабление.     Совершенствовать     комплекс упражнений   при     плоскостопии.     Упражнения     на   дыхание   и   расслабление. Коррегирующие упражнения. Разучить упражнения для боковых мышц туловища. Подвижная игра: “ Послушный мяч”      Урок 22.  Построение, ходьба и бег.  Повторить  упражнения  на гимнастической скамейке.     комплекс упражнений   на   плоскостопие.     Коррегирующие   упражнения.   Повторить упражнения   для     мышц     боковых     мышц   туловища.   Подвижная     игра:   «Кто устойчивее»      Урок 23.  Построение, ходьба, бег. Совершенствовать  упражнения на скамейке. Примерный     комплекс     упражнений   при     плоскостопии.     Упражнения     на расслабление   и   дыхание.     Совершенствовать     упражнения     для   боковых   мышц туловища.  Подвижная игра:  “Гуси. Послушный мяч“      Урок 24.  Построение. Ходьба, бег. Закрепить упражнения  на гимнастической скамейке. Закрепить  упражнения для  боковых мышц туловища.   Упражнения на дыхание   и   расслабление.   Закрепить     примерный     комплекс     упражнений   при плоскостопии.  Коррегирующие  упражнения. Подвижная  игра: “ Не урони”   Упражнения   на   дыхание,   расслабление.     ПовторитьУрок 25.  Повторить содержание урока  № 17.      Урок 26.  Повторение содержание урока № 18.      Урок 27.  Повторить содержание урока № 19.      Урок 28.  Повторение содержание урока № 20.      Урок 29.  Повторение содержания урока № 21.      Урок 30.  Повторить содержание урока № 22.      Урок 31.  Повторение содержания урока № 23.      Урок 32.  Повторение  содержание урока № 24. 16. Примерное планирование материала. Номера уроков Учебный материал 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48+ Р Р Р Р Р Р 2 Р Р + З С З З З З З 2 С С С С С 2 З С З + + + + Основные  знания Значение занятий по ЛФК              О.Р.У. О.Р.У. без предметов: ­ упражнения для мышц ног ­ упражнения для мышц шеи,   плечевого пояса и рук О.Р.У. с предметами: ­ упражнания со скакалкой Дыхательные упражнения Упражнения на расслабление Самомассаж Упражнения ритм. гимнастики Ходьба и бег Примерные комплексы: ­ при сутулой спине ­ при плоскостопии Коррегирующие упражнения: ­ упражнения на формирование   и закрепление осанки Подвижные игры: ­ “ Длинная скакалка “ ­ “ Свободное место “ ­ “ Серсо “ ­ “ Перелет птиц “ ­ “ Мороз и кролики “ ­ “ Мы такие футболисты “ ­ “ Катание мячей “ ­ “ Мяч в ворота “ ­ “ Кто подует сильнее “ ­ “ Кто быстрее “ + + + + Р З С Р З С + + + + С С С С С 2 + + + + 3 + + + + 3 + + + + 3 + + + + 3 + + Р З С С С + + + + + 4 + + + + + + + 4 + + + + + 4 + + + + + + + + + 4 + + + + + + + + + + + + + + + + 17. + + + + 3 3 + + + + + + + + + 3 + + + + + 3+ + + + + + + + + + + + + ПРИМЕРНЫЕ   ПОУРОЧНЫЕ   ЗАДАЧИ.      Урок 33.  Значение занятий по лечебной физкультуре. Разучить О.Р.У. со УРОК  33 –48Разучить     сутулой     комплекс     упражнений   при     скакалкой.   Упражнение   на   дыхание   и   расслабление.   Упражнения   ритмической гимнастики.     спине. Коррегирующие     упражнения. Упражнения   на   формирование   и   закрепление правильной осанки. Подвижная игра: “ Длинная скакалка”          Урок 34.  Построение,  ходьба   и  бег.  Повторить   упражнения  со   скакалкой. Упражнения на дыхание и расслабление.  Упражнения  ритмической  гимнастики. Повторить     примерный   комплекс   упр.   при   сутулой   спине.   Коррегирующие упражнения.   Упражнения   на   формирование   и   закрепление   правильной   осанки. Подвижная игра: “ Cвободное место”       Урок 35. Построение, ходьба, бег. Совершенствовать упражнения со скакалкой. Упражнения   на   расслабление   и   дыхание.   Упражнения   ритмической   гимнастики. Коррегирующие   упражнения.     Совершенствовать     комплекс   упражнений   при сутулой спине. Упражнения на формирование и закрепление правильной осанки. Подвижная игра  “ Серсо”          Урок 36.    Построение,   ходьба, бег.   Закрепить   упражнения со   скакалкой. Разучить упражнения для мышц ног.   Упражнения   на   дыхание и расслабление. Закрепить упражнения ритмической  гимнастики.  Разучить  примерный  комплекс упражнений   при  плоскостопии.   Коррегирующие  упражнения   на  формирование   и закрепление правильной осанки. Подвижная игра: “ Перелет птиц”          Урок 37.   Построение, ходьба, бег.   Повторить упражнения для мышц ног. Упражнения   на дыхание и расслабление.   Повторить   комплекс упражнений при плоскостопии. Коррегирующие   упражнения   на   формирование   и   закрепление правильной осанки. Подвижная игра: “ Мороз и кролики”      Урок 38.  Построение, ходьба и бег.  Совершенствовать  упражнения для  мышц ног. Дыхательные  упражнения и на расслабление. Коррегирующие упражнения на формирование и закрепление правильной осанки.  Закрепить  примерный  комплекс упражнений при плоскостопии.   Подвижная игра: “ Мы такие футболисты”      Урок 39. Построение, ходьба, бег. Разучить упражнения для мышц шеи,  плечевого  пояса и рук. Упражнения на дыхание   и   на расслабление.   Разучить комплекс   при   сутулой   спине.     Коррегирующие   упражнения   на   формирование   и закрепление правильной  осанки.  Подвижная игра: “ Катание мячей”           Урок 40.   Построение, ходьба, бег. Повторить упражнения для мышц шеи, плечевого   пояса   и   рук.   Упражнения   на   дыхание   и   расслабление.   Повторить комплекс   упражнений   при     сутулой     спине.     Коррегирующие     упражнения     на формирование   и закрепление правильной   осанки.   Подвижная   игра: “   Мяч   в ворота “      Урок 41. Повторить содержание урока № 39. Подвижная игра¨” Кто быстрее”      Урок 42. Повторить содержание урока № 40.   Урок 43. Повтор урока № 33.      Урок 44. Повторить содержание урока № 34    Урок 45. Повтор урока № 36.      Урок 46. Повторить содержание урока № 34.   Урок 47. Повтор урока № 37.                           Урок 48.  Повторить содержание урока № 36. 18. Примерное планирование материалаУчебный материал 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59860 61 62 63 64 65 66 67 68 Номер урока П П П П + + + + + + + + + + + + + + + + + + + + С С С С + + + + + + + + + + + + + + + + + + + + С С С С + + + + + + + + + + + + + + + + + + + + + + + + + + + + + + + + П + + + + + С + + + + + С + + + + + + + + П П П + + + + + + + + + + + + + + + С С С + + + + + + + + + + + + + + + С С С + + + + + + + + + + + + + + + + + + + + + + + + 1. Ходьба и бег. 2. О.Р.У.  без           предметов 3. О.Р.У. с предметом 4. О.Р.У. на       гимнастических      снарядах. 5. О.Р.У. на развитие дыхания,  расслабление, самомассаж. 6. СА­ФИ­ДАНСЕ. 7. Подвижные игры. 8. Коррегирующие      упражнения                     ПРИМЕРНЫЕ    ПОУРОЧНЫЕ   ЗАДАЧИ. Урок 48 –68.  Повторение  и  совершенствование  пройденного   материала                          на  усмотрение  учителя,  в зависимости от количества часов                         и степени подготовки учеников. 19.ЛИТЕРАТУРА. 1. Алямовская В.Г.  Как воспитать здорового ребенка. – М., 1993. 2. Белостоцкая Е.М.,  Виноградова Т.Ф.,  Каневская Л.Я.  и др. Гигиенические  основы   воспитания   детей   от  3 до 7 лет. – М.,  1987. 3. Бердыхова Я.     Мама, папа, занимайтесь со мной. –  М.,  ФкиС.   1990. 4. Богуславская З.М., Смирнова Е.О.  Развивающие игры для детей младшего школьного возраста. – М.“ Просвещение “  1991. 5. Велитченко В.К. Физкультура для ослабленных детей. М.,  “ Советский спорт. “ 1986. 6. Велитченко  В.К., Волкова  С.С.,  Рипа  М.Д.      Занятия   физической культурой со школьниками, отнесенными  к  специальной медицинской группе.  – М., “ Просвещение “. 1988. 7. Иванов С.М.      Лечебная  физкультура  при  заболеваниях  в  детском возрасте. – М., Медицина. 1983. 8. Качашкин В.М.  Физическое  воспитание  в начальной школе. – М., 1978. 9. Кольцова М.М.,  Рузина М.С.    Ребенок  учится  говорить:  пальчиковый игротренинг. – СПб., 1998. 10.Коротков И.М.  Подвижные игры детей. – М., 1987. 11.ЛовейкоИ.Д.,  Фонарев М.И.     Лечебная  физкультура  при  заболеваниях      позвоночника у детей. – М. 1988. 12.Морфо­функциональное  созревание  основных  физиологических  систем      организма детей дошкольного возраста.     / Под ред. Антроповой М.В., Кольцовой М.М./ ­ М., 1983. 13.Пономарев С.А.Растите малышей здоровыми. – М.,“ Советский спорт “ 1989.   14.Пензулаева Л.И.  Физическое развитие детей 5 – 6 лет. – М., 1988. 15.Потапчук А.А., Дидур М.Д.    Осанка и  физическое  развитие  детей.      Программы диагностики и коррекции нарушений. – СПб. Речь. 2001. 16.Страковская В.Л  Подвижные  игры в терапии больных  и  ослабленных      детей. – М., Медицина. 1987. 17.Страковская В.Л.  300 подвижных игр для оздоровления детей от 1 до 14 лет.       М. 1994. 18.Тюрин  Аверкий.  Самомассаж. –  СПб.,  Москва.,  Минск.,  Харьков.  1997. 19.Толстых А.В.   Познай себя. – Искуство. 1990. 20.Фомина А.И.    Физкультурные занятия и спортивные игры в детском саду.      М. 1974.  21.Фонарев М.И.     Лечебная физкультура при детских заболеваниях.      Ленинград. “ Медицина “ Ленинградское отделение. 1981. 22.Фонарев М.И.  Развитие функций мышечной системы ребенка. Афтореферат      докт. Диссиртации. – М. 1969. 23.Фонарев А.М.  Развитие ориентировочных реакций у детей. – М. 1977. 24.Фирилева Ж.Е. Методическая разработка и материалы к проведению занятий      по  ритмической  гимнастике  в школе. – Л. 1987, 1988.20. 25.Фирилева Ж.Е., Сайкина Е.Г.  “ СА – ФИ – ДАНСЕ “. Танцевально – игровая       гимнастика  для  детей:  Учебно ­ методическое  пособие  для  педагогов        дошкольных и школьных учреждений.  СПб. “ Детство – пресс “, 2000. 26. Хамзин Х.  Сохранить  осанку – сберечь  здоровье. ­  М., “Знание”  1980 27. Шмелева М.И., Элькина К.Н.  Лечебная физкультура для детей перенесших        костно – суставной  туберкулез. – М., “ Медицина”  1966. 28. Шитикова Г.Ф.   Если хочешь быть здоровым. – Лениздат. 1978. 29. Цвынтарный В.В.  Играем пальчиками и развиваем речь. – СПб. 1996. 30. Юрко Г.П.,   Фролов В.Т.    Физкультурные  занятия  на  воздухе  с  детьми       дошкольного  возраста.  –  М.  1983. 31. Яковлев В.Г.   Игры для детей.  – М., Физкультура и спорт. 1985.                             ЛИТЕРАТУРА  ДЛЯ  ДЕТЕЙ. 1.Аленький Б.Ф. Массаж и движение. – Екатеринбург; Средне – Уральское     книжное издательство, 1992 2. Дубровкий В.И. Лечебная физкультура. – М.: Владос, 1999 3. Зайцев А.А., Конева Е.В., Полищук Н.К., Сологуб С.А. Физическое      воспитание школьников. – Калининград, 1997 4. Как вырастить здорового ребенка. Под редакцией Асферова  В.П. –      Л.:Медицина, 1991 5. Кольцова М.М., Рузина М.С. Ребенок учится говорить. Пальчиковый      игротренинг. – СПБ.: МИМ, 1998 6. Котешева И.А. Лечение и профилактика нарушений осанки. – М.: Эксмо,       2002 7.Красикова И.С. осанка. Воспитание правильной осанки. Лечение  нарушений осанки. – СПБ: Корона принт, 2001 8. Каралашвили Е.Л. Физкультурные минутки. – М., Творческий центр, 2002 9. Кеменев Ю.Я. Дыхательная гимнастика. – Издательская группа «Весь»,2004 10. Лечебная физкультура при заболеваниях в детском возрасте./Под ред.        Иванов С.М. – М.: Медицина, 1988 10.Ловейко И.Д., Фонарев М.И. Лечебная физкультура при заболеваниях       позвоночника у детей. –Л.: Медицина, 1988 11.Матвеев С.В. Херодинрв Б.И. Здоровый ребенок. Физическое воспитание  и врачебный контроль. – СПБ.:  Сотис, 1999 12.Михайлов М.К., Акберов Р.Ф. К проблеме шейного остеохондроза у  детей. – Вертебрология. 1995 14.Овчинникова Т.С. Потапчук А.А. Двигательный тренинг для         дошкольников. – СПБ.: Речь. 2002 15.Полеся Г.В., Петренко Г.Г. Лечебное плавание при нарушении осанки и       сколеозе у детей. – Киев.: Здоровье, 1980 16. Рубинова А.Д. Лечебная физкультура при расстройствах осанки исколеозах у школьников. – М.: Медицина, 1995 17. Сайкина Е.Г.,Фирилева Ж.Е. Физкульт – привет минуткам и паузам! –        СПБ. Издательство: Детство ПРЕСС, 2004 21. 18. Спешнев Ф.Ф. Спортивно – вспомогательная  гимнастика. – М.: ФиС,1957 19. Сайкина Е.Г., Фирилева  Ж,Е. Лечебно – профилактический танец        «Фитнес – данс» ­ СПБ, Детство – Пресс, 2007 20. Узорова О.В. Нефедова Е.А. Пальчиковая гимнастика. – М.АСТ­ Астраль,       2002 21. Фирилева Ж.Е., Сайкина Е.Г. Танцевально – игровая гимнастика для        детей «СА­ФИ­ДАНСЕ». – СПБ: Детство – Пресс, 2006 22. Фирилева Ж.Е. Танец как средство оздоровления детей  школьного и        дошкольного возраста. – СПБ.: Изд – во РГПУ им. А.И. Герцена, 2006 23. Цвынтарный В.В. Играем пальчиками и развиваем речь. – СПБ, ИЧП       «Хардроу», 1996