. Урок внеклассного чтения по рассказу Л.Улицкой "История про воробья Антверпена, кота Михеева, столетника Васю и сороконожку Марью Семеновну с семьей" из сборников рассказов "Истории про зверей и людей". 5-й класс
Цели урока.
Обучающая: познакомить с современным писателем, познакомиться с одним из рассказов сборника “Истории про зверей и людей”, выявить главную тему и мысль рассказа, формировать умение и навыки анализа произведения.
Развивающая: развитие речи, мышления (доказывать, обобщать, сравнивать).
Воспитательная: формирование нравственных ценностей, воспитание толерантности.
Ход урока
Эпиграф:
“В жизни есть только одно несомненное счастье - жить для других”.
Л.Н.Толстой
“Лучшее наслаждение, самая высокая радость в жизни - чувствовать себя нужным!”.
Максим Горький
1. Организационный момент. Осмысление цели урока и темы.
Слово учителя. Биографическая справка.
Людмила Евгеньевна Улицкая-русская писательница, одна из самых читаемых современных авторов. Произведения Улицкой переведены на 25 языков мира. Улицкая имеет много престижных литературных премий и наград. Многие ее произведения адресованы взрослому читателю, но есть у автора произведения и для детского чтения, с одним из таких произведений мы сегодня и познакомимся. Это рассказ из сборника “Истории про зверей и людей”, который вы прочитали дома, и называется он “История про воробья Антверпена, кота Михеева, столетника Васю и сороконожку Марью Семеновну с семьей”.
"Дорога к счастью". Урок внеклассного чтения по
рассказу Л.Улицкой "История про воробья
Антверпена, кота Михеева, столетника Васю и
сороконожку Марью Семеновну с семьей" из
сборников рассказов "Истории про зверей и людей".
5-й класс
Цели урока.
Обучающая: познакомить с современным писателем, познакомиться с одним из рассказов сборника “Истории
про зверей и людей”, выявить главную тему и мысль рассказа, формировать умение и навыки анализа
произведения.
Развивающая: развитие речи, мышления (доказывать, обобщать, сравнивать).
Воспитательная: формирование нравственных ценностей, воспитание толерантности.
Эпиграф:
Ход урока
“В жизни есть только одно несомненное счастье жить для других”.
Л.Н.Толстой
“Лучшее наслаждение, самая высокая радость в жизни чувствовать себя нужным!”.
Максим Горький
1. Организационный момент. Осмысление цели урока и темы.
Слово учителя. Биографическая справка.
Людмила Евгеньевна Улицкаярусская писательница, одна из самых читаемых современных авторов.
Произведения Улицкой переведены на 25 языков мира. Улицкая имеет много престижных литературных премий
и наград. Многие ее произведения адресованы взрослому читателю, но есть у автора произведения и для
детского чтения, с одним из таких произведений мы сегодня и познакомимся. Это рассказ из сборника “Истории
про зверей и людей”, который вы прочитали дома, и называется он “История про воробья Антверпена, кота
Михеева, столетника Васю и сороконожку Марью Семеновну с семьей”.
Учащимся было дано задание познакомиться с текстом. Распечатанный текст у каждой группы.
2. Аналитическая работа с текстом.
А. Работа группами.
Каждой группе нужно составить кластер про своего героя.
Кластер графическая организация материала, показывающая смысловые связи того или иного понятия. Слово
“кластер” в переводе означает “пучок, созвездие”. Последовательность действий при составлении кластера:
посередине чистого листа написать ключевое слово в раскрытии темы.
вокруг написать слова и предложения, выражающие идеи, факты, подходящие для данной темы.
по мере записи появившиеся слова соединяются прямыми линиями с ключевым словом.
1я группа представляет Столетника Васю, составляет свой кластер про этого героя.
Каким вы увидели Васю в начале повествования?
Кластер:
“Столетник поначалу решил, что хозяева его забыли и вскоре за ним вернутся. Но никто за ним не
вернулся, и он остался одинодинёшенек в полуразрушенном домике, на щелястом подоконнике, под
открытой форточкой. Никто не приходил. Столетник отчаялся ждать и понял, что его бросили”.
“Единственным доступным занятием было чтение”.
“Столетник Вася с тех пор, как остался один в покинутом доме, считал себя неудачником”.
Одинокий.
Не имеет возможности двигаться, имеет ограниченные возможности.
2я группа представляет Кота Михеева, составляет кластер: каков этот персонаж в начале истории?
Кластер:
“Ещё одним неудачником был кот Михеев. Он был неудачником от самого рождения”.
“Ни одна живая душа о ней никогда не заботилась”.
“Решил сменить место жительства”.
“Места, в котором бы его приняли побратски, всё не находилось”.
Осторожный.
Одинокий.
3я группа рассказывает про Воробья Антвепрена.
Кластер:
“Он был самым слабым птенцом, – это оттого, что он простудился во младенчестве, всё детство проболел
бронхитом и по этой причине был и ростом мал, и перышками жидковат”.
“Его прозвали Перхачом, и имя это было очень обидным”.
Его “ постоянно лупили и клевали”.
Он решил начать новую жизнь, в новом месте и с новым именем.
Одинокий.
4я группа представляет Сороконожку Марью Семеновну.
Кластер:
“Марья Семёновна была по природе такая скрытная, что про неё вообще ничего не было известно”.
“Она оказалась простоватой робкой особой, к тому же довольно неповоротливой, несмотря на все свои
многочисленные ножки”.
Матьодиночка.
Б. Индивидуальная работа учащихся
Все герои волей случая оказались в одном, полуразрушенном доме, и в их жизни произошли большие перемены:
“Вася как мог занимался образованием Михеева и Антверпена, учил их всему, что прочитал в
Энциклопедии, и лечил, когда была нужда, своим горьким соком”.
“Антверпен попрежнему носил для Васи воду в клюве, а Михеев навёл в доме чистоту и порядок”.
Появление малышей у Марьи Семеновны очень изменило жизнь каждого героя, в домике “началась
совершенно новая жизнь”.
“Вася и прежде был безотказен, по первой необходимости предоставлял свой толстый лист для
медицинских целей, но с тех пор, как у Марьи Семёновны появились дети, ему всё чаще приходилось
расставаться с листочками”.
“Михеев нанялся охранять амбар от мышей в соседней деревне – за это ему наливали каждое утро бидон
молока. Антверпен целый день нянчился с малышами. Ему приходилось по двадцать раз на дню спасать
из беды то одного, то другого. Кроме того, он должен был успеть слетать за водой для себя и Васи, а по
дороге ещё и склевать несколько зёрнышек, подкормиться. Он похудел и выглядел озабоченным”.
“Марья Семёновна говорила, что просто погибла бы, если бы не помощь друзей”.
Неприятности, случившиеся с Антверпеном, а затем с Михеевым, объединили друзей еще сильнее. Антверпен
вывихнул крыло, кот обварился кипятком:
Антверпен “набил полный рюкзачок зерном, хотел взвалить его себе на спину, но сделал неловкое
движение и вывихнул крыло. Лететь он теперь не мог. Он, конечно, давно бы добрался до дома, если бы
был порожняком, но ему было жаль бросить набитый зерном рюкзачок, поэтому он елееле ковылял по
дороге, толкая перед собой зерно для сороконожек. Только к вечеру следующего дня добрался он до
дому. Он был весь в пыли, крыло волочилось по земле, клюв раскрыт, он еле дышал”.
“ Михеев поскользнулся, кастрюля с кипятком выпала из его лап, и он обварился с ног до головы”.
“Вася, сидя в своём горшке, не мог сдержать слез и причитал не переставая – за что ему такое
несчастье, почему он родился жалким растением, у которого нет ни рук, ни ног, чтобы помочь своим
друзьям в беде”.
Какие нравственные качества проявили герои во время этих жизненных испытаний? (Благородство, готовность
прийти на помощь, даже пожертвовать собой ради друга):
“Антверпен тем временем отклёвывал от Васи по листику, пока не обнаружил, что от Васи почти ничего
не осталось: всего один маленький лист торчал из земли!”
Вася возродился благодаря заботе своих друзей, маленькие сороконожки извлекли из этой истории
хороший урок.
3. Выводы.
А мы с вами составляем “рецепт счастья”: что необходимо каждому из нас, чтобы стать счастливым?
Нужен дом.
Нужны друзья.
Нужна семья.
Нужно иметь свое имя, которое с достоинством носить. “Уважайте своё имя! Существа, которые уважают
своё имя, не разбрасывают яблочную кожуру по полу, не швыряют окурки и пустые бутылки на землю, не
гоняют на мотоцикле без глушителя, не обижают слабых и любят всех, даже тех, кто на них нисколько не
похож, например воробьев, кошек и столетников! А те, кто своего имени не уважает, составляют дикую
толпу, которая разбрасывает яблочную кожуру и так далее и тому подобное…”.
Необходимо быть нужным. Вспомните эпиграф сегодняшнего урока: “Лучшее наслаждение, самая
высокая радость в жизни чувствовать себя нужным!”; “В жизни есть только одно несомненное счастье
жить для других.”
4. Подведение итогов.
Выставление оценок ученикам.
Домашнее задание: нарисовать иллюстрацию к наиболее понравившемуся эпизоду рассказа.