"Дорога к счастью"

  • Руководства для учителя
  • doc
  • 12.04.2018
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

. Урок внеклассного чтения по рассказу Л.Улицкой "История про воробья Антверпена, кота Михеева, столетника Васю и сороконожку Марью Семеновну с семьей" из сборников рассказов "Истории про зверей и людей". 5-й класс Цели урока. Обучающая: познакомить с современным писателем, познакомиться с одним из рассказов сборника “Истории про зверей и людей”, выявить главную тему и мысль рассказа, формировать умение и навыки анализа произведения. Развивающая: развитие речи, мышления (доказывать, обобщать, сравнивать). Воспитательная: формирование нравственных ценностей, воспитание толерантности. Ход урока Эпиграф: “В жизни есть только одно несомненное счастье - жить для других”. Л.Н.Толстой “Лучшее наслаждение, самая высокая радость в жизни - чувствовать себя нужным!”. Максим Горький 1. Организационный момент. Осмысление цели урока и темы. Слово учителя. Биографическая справка. Людмила Евгеньевна Улицкая-русская писательница, одна из самых читаемых современных авторов. Произведения Улицкой переведены на 25 языков мира. Улицкая имеет много престижных литературных премий и наград. Многие ее произведения адресованы взрослому читателю, но есть у автора произведения и для детского чтения, с одним из таких произведений мы сегодня и познакомимся. Это рассказ из сборника “Истории про зверей и людей”, который вы прочитали дома, и называется он “История про воробья Антверпена, кота Михеева, столетника Васю и сороконожку Марью Семеновну с семьей”.
Иконка файла материала Дорога к счастью.doc
"Дорога к счастью". Урок внеклассного чтения по рассказу Л.Улицкой "История про воробья Антверпена, кота Михеева, столетника Васю и сороконожку Марью Семеновну с семьей" из сборников рассказов "Истории про зверей и людей". 5-й класс Цели урока. Обучающая: познакомить с современным писателем, познакомиться с одним из рассказов сборника “Истории  про зверей и людей”, выявить главную тему и мысль рассказа, формировать умение и навыки анализа  произведения. Развивающая: развитие речи, мышления (доказывать, обобщать, сравнивать). Воспитательная: формирование нравственных ценностей, воспитание толерантности. Эпиграф: Ход урока “В жизни есть только одно несомненное счастье ­ жить для других”. Л.Н.Толстой “Лучшее наслаждение, самая высокая радость в жизни ­ чувствовать себя нужным!”. Максим Горький 1. Организационный момент. Осмысление цели урока и темы. Слово учителя. Биографическая справка. Людмила Евгеньевна Улицкая­русская писательница, одна из самых читаемых современных авторов.  Произведения Улицкой переведены на 25 языков мира. Улицкая имеет много престижных литературных премий  и наград. Многие ее произведения адресованы взрослому читателю, но есть у автора произведения и для  детского чтения, с одним из таких произведений мы сегодня и познакомимся. Это рассказ из сборника “Истории  про зверей и людей”, который вы прочитали дома, и называется он “История про воробья Антверпена, кота  Михеева, столетника Васю и сороконожку Марью Семеновну с семьей”. Учащимся было дано задание познакомиться с текстом. Распечатанный текст у каждой группы. 2. Аналитическая работа с текстом. А. Работа группами. Каждой группе нужно составить кластер про своего героя. Кластер ­ графическая организация материала, показывающая смысловые связи того или иного понятия. Слово  “кластер” в переводе означает “пучок, созвездие”. Последовательность действий при составлении кластера: ­ посередине чистого листа написать ключевое слово в раскрытии темы. ­ вокруг написать слова и предложения, выражающие идеи, факты, подходящие для данной темы. ­ по мере записи появившиеся слова соединяются прямыми линиями с ключевым словом. 1­я группа представляет Столетника Васю, составляет свой кластер про этого героя. Каким вы увидели Васю в начале повествования? Кластер: “Столетник поначалу решил, что хозяева его забыли и вскоре за ним вернутся. Но никто за ним не  вернулся, и он остался один­одинёшенек в полуразрушенном домике, на щелястом подоконнике, под  открытой форточкой. Никто не приходил. Столетник отчаялся ждать и понял, что его бросили”. “Единственным доступным занятием было чтение”. “Столетник Вася с тех пор, как остался один в покинутом доме, считал себя неудачником”.    Одинокий.  Не имеет возможности двигаться, имеет ограниченные возможности. 2­я группа представляет Кота Михеева, составляет кластер: каков этот персонаж в начале истории? Кластер: “Ещё одним неудачником был кот Михеев. Он был неудачником от самого рождения”. “Ни одна живая душа о ней никогда не заботилась”. “Решил сменить место жительства”. “Места, в котором бы его приняли по­братски, всё не находилось”.      Осторожный.  Одинокий. 3­я группа рассказывает про Воробья Антвепрена. Кластер:  “Он был самым слабым птенцом, – это оттого, что он простудился во младенчестве, всё детство проболел бронхитом и по этой причине был и ростом мал, и перышками жидковат”. “Его прозвали Перхачом, и имя это было очень обидным”. Его “ постоянно лупили и клевали”.    Он решил начать новую жизнь, в новом месте и с новым именем.  Одинокий. 4­я группа представляет Сороконожку Марью Семеновну. Кластер:   “Марья Семёновна была по природе такая скрытная, что про неё вообще ничего не было известно”. “Она оказалась простоватой робкой особой, к тому же довольно неповоротливой, несмотря на все свои  многочисленные ножки”.  Мать­одиночка. Б. Индивидуальная работа учащихся Все герои волей случая оказались в одном, полуразрушенном доме, и в их жизни произошли большие перемены:  “Вася как мог занимался образованием Михеева и Антверпена, учил их всему, что прочитал в  Энциклопедии, и лечил, когда была нужда, своим горьким соком”. “Антверпен по­прежнему носил для Васи воду в клюве, а Михеев навёл в доме чистоту и порядок”.   Появление малышей у Марьи Семеновны очень изменило жизнь каждого героя, в домике “началась  совершенно новая жизнь”. “Вася и прежде был безотказен, по первой необходимости предоставлял свой толстый лист для  медицинских целей, но с тех пор, как у Марьи Семёновны появились дети, ему всё чаще приходилось  расставаться с листочками”. “Михеев нанялся охранять амбар от мышей в соседней деревне – за это ему наливали каждое утро бидон молока. Антверпен целый день нянчился с малышами. Ему приходилось по двадцать раз на дню спасать  из беды то одного, то другого. Кроме того, он должен был успеть слетать за водой для себя и Васи, а по  дороге ещё и склевать несколько зёрнышек, подкормиться. Он похудел и выглядел озабоченным”. “Марья Семёновна говорила, что просто погибла бы, если бы не помощь друзей”.    Неприятности, случившиеся с Антверпеном, а затем с Михеевым, объединили друзей еще сильнее. Антверпен  вывихнул крыло, кот обварился кипятком:   Антверпен “набил полный рюкзачок зерном, хотел взвалить его себе на спину, но сделал неловкое  движение и вывихнул крыло. Лететь он теперь не мог. Он, конечно, давно бы добрался до дома, если бы  был порожняком, но ему было жаль бросить набитый зерном рюкзачок, поэтому он еле­еле ковылял по  дороге, толкая перед собой зерно для сороконожек. Только к вечеру следующего дня добрался он до  дому. Он был весь в пыли, крыло волочилось по земле, клюв раскрыт, он еле дышал”. “ Михеев поскользнулся, кастрюля с кипятком выпала из его лап, и он обварился с ног до головы”. “Вася, сидя в своём горшке, не мог сдержать слез и причитал не переставая – за что ему такое  несчастье, почему он родился жалким растением, у которого нет ни рук, ни ног, чтобы помочь своим  друзьям в беде”. Какие нравственные качества проявили герои во время этих жизненных испытаний? (Благородство, готовность  прийти на помощь, даже пожертвовать собой ради друга):   “Антверпен тем временем отклёвывал от Васи по листику, пока не обнаружил, что от Васи почти ничего  не осталось: всего один маленький лист торчал из земли!” Вася возродился благодаря заботе своих друзей, маленькие сороконожки извлекли из этой истории  хороший урок. 3. Выводы. А мы с вами составляем “рецепт счастья”: что необходимо каждому из нас, чтобы стать счастливым?  Нужен дом.  Нужны друзья.  Нужна семья.  Нужно иметь свое имя, которое с достоинством носить. “Уважайте своё имя! Существа, которые уважают своё имя, не разбрасывают яблочную кожуру по полу, не швыряют окурки и пустые бутылки на землю, не  гоняют на мотоцикле без глушителя, не обижают слабых и любят всех, даже тех, кто на них нисколько не похож, например воробьев, кошек и столетников! А те, кто своего имени не уважает, составляют дикую  толпу, которая разбрасывает яблочную кожуру и так далее и тому подобное…”.  Необходимо быть нужным. Вспомните эпиграф сегодняшнего урока: “Лучшее наслаждение, самая  высокая радость в жизни­ чувствовать себя нужным!”; “В жизни есть только одно несомненное счастье­  жить для других.” 4. Подведение итогов. Выставление оценок ученикам. Домашнее задание: нарисовать иллюстрацию к наиболее понравившемуся эпизоду рассказа.