Дошкольная педагогика. Курсовая работа по народным играм
Оценка 4.7

Дошкольная педагогика. Курсовая работа по народным играм

Оценка 4.7
docx
20.02.2023
Дошкольная педагогика. Курсовая работа по народным играм
КР Смирнова Д.Ю.docx

МИНИСТЕРСТВО НАУКИ И ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ «УФИМСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ НАУКИ И ТЕХНОЛОГИЙ»

СТЕРЛИТАМАКСКИЙ ФИЛИАЛ

 

ФАКУЛЬТЕТ ПЕДАГОГИКИ И ПСИХОЛОГИИ

КАФЕДРА ДОШКОЛЬНОГО И НАЧАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

 

 

КУРСОВАЯ РАБОТА

ПО ПРОГРАММЕ БАКАЛВРИАТА

 

СМИРНОВА ДАРЬЯ ЮРЬЕВНА

ВОСПИТАНИЕ ДЕТЕЙ В ПРОЦЕССЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ТРАДИЦИОННЫХ НАРОДНЫХ ИГР

 

Выполнила:

студентка I курса, гр. ZSДО11

заочной формы обучения

Направление подготовки: 44.03.01

Педагогическое образование

Программа: Дошкольное образование

 

Научный руководитель:

ст.преподаватель Журавлева Г.А.

 

СТЕРЛИТАМАК – 2023

ОГЛАВЛЕНИЕ

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………..3

1.     Сущность процесса воспитания народным играм дошкольников………5

1.1.          Игра как форма организация жизни………………………………..7

1.2.          Место игры в педагогическом процессе ДОО……………………..9

Выводы по 1-ой главе……………………………………………………10

2.     Педагогические возможности народной игры. ………………………...11

2.1.          Педагогические условия эффективного руководства игровой деятельностью дошкольников. …………………………………...13

2.2.          Методы и подходы в руководстве народными играми ………....15

Выводы по 2-ой главе……………………………………………………16

3.     Изучение и анализ научной литературы по народным играм……………………………………………………………………….21

3.1.          Воспитание через народные игры в детских садах……………...23

3.2.          Использование народных игр в процессе обучения……………………………………………………………28

ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………30

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ………33

ПРИЛОЖЕНИЕ

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

Значение игры в воспитании ребенка рассматривается во многих педагогических системах прошлого и настоящего. Большинство педагогов расценивают игру как серьезную и нужную для ребенка деятельность. Например, нам очень хотелось бы выделить такого замечательного педагога, как Н.К. Крупская. Она неоднократно высказывала мысль об особом месте игры в жизни детей дошкольного возраста. «Для ребят дошкольного возраста игры имеют исключительное значение: игра для них-учеба, игра для них-труд, игра для них-серьезная форма воспитания. Игра для дошкольников- способ познания окружающего». Она считала, что игра полностью отвечает потребностям ребенка дошкольного возраста в движениях, воспитывает у него такие качества, как жизнерадостность, активность, живость воображения, пытливость.

Актуальность нашей работы в том, что с игрой мы не только формируем и развиваем личность ребенка, но и также храним память о традиционных народных русских играх, которые дают нам возможность узнать как можно больше о прошедшей жизни нашего замечательного народа.

Объектом нашего исследования мы называем процесс формирования и развития личности детей дошкольного возраста через традиционные народные игры.

В связи с этим мы называем наш предмет исследования- особенности воздействия традиционных народных игр на формирование и развитие личности детей дошкольного возраста.

Целью нашего исследования является- изучение влияния народных игр на гармоническое развитие детей дошкольного возраста.

Задачи нашего исследования таковы:

1)    Изучить теоретический материал по проблемам исследования,

2)    Подобрать методики исследования,

3)    Провести наблюдения в процессе игр за дошкольниками,

4)    Проанализировать полученные данные и дать к этому рекомендации.

Методы исследования: наглядные, словесные и практические.

Для обеспечения организованной, интересной и содержательной жизни детей в детском саду необходимо использовать в возрастных группах разнообразные игры. Внутренний, скрытый характер правил игр предоставляет ребенку большую свободу в его действиях, его обязательства перед играющим коллективом менее определены, чем в играх с готовыми правилами. Народные игры вызывают у дошкольников и оказывают огромное воздействие на них.

Народные игры в детском саду — не развлечение, а особый метод вовлечения детей в творческую деятельность, метод стимулирования их активности.

Играя, ребёнок познаёт окружающий его мир. Разучивая и используя в играх, хороводах фольклорные тексты и песни, он наполняет их конкретным содержанием применительно к игровым ситуациям. Познаёт ценности и символы культуры своего народа. Игра учит ребёнка тому, что он может сделать, и в чём он слаб. Играя, он укрепляет свои мускулы, улучшает восприятие, овладевает новыми умениями, освобождается от избытка энергии, испытывает различные решения своих проблем, учится общаться с другими людьми.

Игры для детей ценны в педагогическом отношении, создает определенный духовный настрой, интерес к народному творчеству. Известные педагоги рекомендовали использовать в работе с дошкольниками народные игры. Систематически проводимые и правильно организованные игры формируют характер, волю, воспитывают патриотические чувства. Воспитатель должен использовать игру как эмоционально — образное средство влияния на детей, пробуждать интерес, воображение, добиваться активного выполнения игровых действий.

1.     Сущность процесса воспитания народным играм дошкольников.

Игра — это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий об окружающем мире.

Перед воспитателем всегда стоит задача найти новые неизведанные пути, которые максимально соответствуют конкретным условиям воспитания, позволяют быстрее и с меньшими усилиями добиваться намеченного результата. Метод воспитания — это путь достижения заданной цели воспитания. Можно сказать также, что методы – это способы воздействия на сознание, волю, чувства, поведение воспитанников с целью выработки у них заданных целью воспитания качеств.

Воспитательное значение народных игр усиливается их коллективным характером. Дети объединяются на основе своих переживаний, интересов. Каков ребенок в игре, таким он будет и в жизни, поскольку через игру ребенок познает и входит в систему взаимоотношений людей, усваивает правила поведении. Ребенок в игре учиться подчиняться и брать ответственность на себя. Без игры не может быть полноценного умственного развития, потому что это огромное светлое окно, через которого в мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий об окружающем мире.

Народные игры без преувеличения можно назвать «витаминами» душевного благополучия. Игры для детей ценны в педагогическом отношении, создает определенный духовный настрой, интерес к народному творчеству. Известные педагоги рекомендовали использовать в работе с дошкольниками народные игры. Систематически проводимые и правильно организованные игры формируют характер, волю, воспитывают патриотические чувства. В работе большинства ученых занимающихся проблемой игр и народных традиций отмечается, что игра — единственная деятельность, которая выводит ребенка за рамки его непосредственного опыта и любое занимаемое место в игре, уникально. Игра — стратегически тонко организованное культурное дошкольное пространство ребенка, в котором идет от развлечения к развитию. Развлечения в играх — это поиск. В практике дошкольного воспитания народные игры встречаются часто. В отдельных сборниках есть народные игры, но они настолько изменены, что в новом варианте утратили народные традиции, лишены игрового значения и так далее, поэтому подбирая игру, воспитатели должны обращаться к программе детского сада, по которой он работает. Каждая игра должна давать наибольший двигательный и эмоциональный эффект. Поэтому не следует подбирать игры незнакомыми детям движениями, чтобы не тормозить игровые действия. Большое воспитательное значение заложено в правилах игры. Они определяют весь ход, регулируют действия и поведение детей, их взаимоотношения, содействуют формированию воли, то есть они обеспечивают условия, в рамках которых ребенок не может не проявить воспитываемые у него качества. Больше всего дети активнее всего участвуют в состязательных играх. Это игры, которые направленные на развитие физических так и умственных сил и способностей детей, например: «Петушиный бой», «Пирог», «Городки» и др.

 

    Итак, народные игры в комплексе с другими воспитательными средствами представляет собой основу начального этапа формирования гармонически развитий личности, сочетающей в себе духовное богатство, моральную чистоту и физическое совершенство. Работая с детьми, педагогу надо помнить, что впечатления детства глубоки и неизгладимы в памяти человека, игры представляют собой сознательную, инициативную деятельность, направленную на достижение условной цели, установленной правилами игры, которые складываются на основе традиций. Игры, созданные на протяжении веков, стали подлинной сокровищницей многих народов. Они впитали опыт и творческие находки сотен поколений и несут их новым поколениям.

 

1.1.          ИГРА КАК ФОРМА ОРГАНИЗАЦИИ ЖИЗНИ

Народная игра- естественный спутник жизни ребенка, источник радостных эмоций, обладающий великой воспитательной силой. Народные подвижные игры являются традиционным средством педагогики. Испокон веков в них ярко отражался  образ жизни людей, их быт, труд, национальные устои, представления о чести, смелости, мужестве, желание обладать силой, ловкостью, выносливостью, быстротой и красотой движений, проявлять смекалку, выдержку, творческую выдумку, находчивость, волю и стремление к победе. В целях исследования, восстановления и систематизации драгоценного фольклорного материала организуются этнографические экспедиции, ему уделяют внимание на страницах печати, в передачах радио и телевидения.

Народные игры являются неотъемлемой частью интернационального, художественного и физического воспитания дошкольников. Радость движения сочетается с духовным обогащением детей. У них формируется устойчивое, заинтересованное, уважительное отношение к культуре родной страны, создается эмоционально положительная основа для развития патриотических чувств: любви и преданности Родине.

Неизгладимые впечатления дает детям знакомство с особенностями жизни народов других союзных и автономных республик. По содержанию все народные игры классически лаконичны, выразительны и доступны ребенку. Они вызывают активную работу мысли, способствуют расширению кругозора, уточнению представлений об окружающем мире, совершенствованию всех психических процессов, стимулируют переход детского организма к более высокой ступени развития. Именно поэтому игра признана ведущей жизнедеятельностью ребенка-дошкольника.

Все свои жизненные впечатления и переживания малыши отражают в условной игровой форме, способствующей конкретному перевоплощению в образ («Гуси-лебеди», «Коршун и наседка», «У медведя во бору»).

Игровая ситуация увлекает и воспитывает ребенка, а встречающиеся в некоторых играх зачины, диалоги непосредственно характеризуют персонажей и их действия, которые надо умело подчеркнуть в образе, что требует от детей активной умственной деятельности.

В играх, не имеющих сюжета и построенных лишь на определенных игровых заданиях, также много познавательного материала, содействующего расширению сенсорной сферы ребенка, развитию его мышления и самостоятельности действий. Так, например, в связи с движениями водящего и изменением игровой ситуации ребенок должен проявить более сложную, т.е мгновенную и правильную реакцию, поскольку лишь быстрота действий приводит к благоприятному результату. Большое воспитательное значение заложено в правилах игры. Они определяют весь ход игры, регулируют действия и поведение детей, их взаимоотношения. содействуют формированию воли, т.е они обеспечивают условия, в рамках которых ребенок не может проявить воспитываемые у него качества.

В народных играх много юмора, шуток, соревновательного задора, движения точны и образны, часто сопровождаются неожиданными веселыми моментами, заманчивыми и любимыми детьми считалками. Они сохраняют свою художественную прелесть, эстетическое значение и составляют ценнейший, неповторимый игровой фольклор.

Народные игры играют особую роль в воспитании детей дошкольного возраста, они являются методом вовлечения детей в творческую деятельность, методом стимулирования их активности. Играя, ребёнок познаёт окружающий его мир. Народные игры способствуют воспитанию сознательной дисциплины, воли, настойчивости в преодолении трудностей.

1.2.          МЕСТО ИГРЫ В ПЕДАГОГИЧЕСКОМ ПРОЦЕЕССЕ ДОО.

Игра - один из тех видов детской деятельности, которой используется взрослыми в целях воспитания дошкольников, обучая их различным действиям с предметами, способам и средствам общения. В игре ребёнок развивается как личность, у него формируется те стороны психики, от которых в последствие будут зависеть успешность его учебной и трудовой деятельности, его отношения с людьми.

Любая деятельность может происходить как самодеятельность. Игра же всегда самодеятельность. Трудиться, например, можно и с радостными чувствами, и с неприязнью. Игра без получения удовольствия невозможна. Игра всегда радостна для играющих. Если в игре возникают отрицательные эмоции, то она прекращается, разваливается.

Как уже было сказано, игра - вид деятельности, мотив которой заключается не в результатах, а в самом процессе. Для ребёнка игра - средство самореализации и самовыражения. Она позволяет ему выйти за приделы ограниченного мира детской и построить собственный мир. Игра обеспечивает ребёнку эмоциональное благополучие, позволяет реализовать самые разные стремления и желания и, прежде всего желание действовать, как взрослые, желание управлять предметами.

В игре развивается способность к воображению, образному мышлению. Это происходит благодаря тому, что в игре ребёнок стремится воссоздать широкие сферы окружающей действительности, выходящие за пределы его собственной практической деятельности, а сделать это он может с помощью условных действий.

В игре ребёнок получает и опыт произвольного поведения, учится управлять собой, соблюдая правила игры, сдерживая свои непосредственные желания ради поддержания совместной игры.

 

Обратимся к игре как к педагогической категории. Так как игра занимает огромное место в развитии, то она давно используется как педагогическое средство. Так, ещё в конце прошлого века игру в целях развития стали использовать дефектологи: лечение заикающихся детей, отстающих в психическом развитии и т. д.

Игра в педагогическом процессе может "сливаться" с другими видами деятельности, обогащая их. Так, например, общеизвестно, что положительный эффект даёт слияния трудовой и игровой деятельности в детском возрасте. Кроме того, отдельное место в педагогики занимают дидактические игры, существенно обогащая процесс обучения.

Какие же задачи может помочь реализовать педагогу игровая деятельность? Прежде всего, это установление контакта с ребёнком. Говоря о таком способе установления контакта, педагоги называют его контактом содружества, сотворчества, лучшим способом вступить в доверительские, дружеские отношения с ребёнком.

Выводы по 1-ой главе:

Таким образом, проанализировав психолого – педагогическую литературу можно сделать вывод:

Народные игры играют большую роль в умственном и физическом развитии ребенка. Различные народные игры помогают развивать дошкольника разносторонне, координацию движений, способствуют развитию речи и мышления.

Но для того, чтобы эффект от игры был положительный, необходимо при ее выборе учитывать физиологические особенности детей различных возрастов; во многом успех игры зависит от выбора места ее проведения и подготовки этого места к игре, объяснения правил, разделения на команды и выбора водящих.

Что касается дозировки в процессе игры, то не рекомендуются чрезмерные напряжения. Надо обеспечить оптимальные нагрузки. Интенсивные нагрузки следует чередовать с отдыхом.

 

Народные игры, как и другие виды игр, являются формой организации жизни детей, имеют большое значение в воспитании навыков общения развитии взаимоотношений детей в группе детского сада.

 

Особо этот момент важен в настоящее время, когда большинство детей по причинам безопасности лишены возможности участвовать в народно- дворовых играх, еще недавно являющихся хорошей школой воспитания.

 

 

 

2.     ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ВОЗМОЖНОСТИ НАРОДНОЙ ИГРЫ.

По мнению И.В. Гороховой, являясь феноменом народной культуры, народная игра может служить одним из средств приобщения детей к народным традициям, что, в свою очередь, представляет важнейший аспект воспитания духовности, формирования системы общечеловеческих ценностей; в современной ситуации общественного развития обращение к народным истокам, к прошлому является весьма своевременным.

 

Возможности народной игры в качестве средства развития ценностей народной культуры, традиций своего народа огромны. Народная игра рассматривается как транслятор традиционной культуры народа и общечеловеческих ценностей. Это исторически сложившееся общественное явление, самостоятельный вид деятельности, свойственный народностям и регионам, который изменяется и развертывается как субъективная деятельность ребенка, в ходе которой происходит развитие его психики. Так, например, русские народные игры представляют собой сознательную инициативную деятельность, направленную на достижение условной цели, установленной правилами игры, которая складывается на основе русских национальных традиций и учитывает культурные, социальные и духовные ценности русского народа в физкультурном аспекте деятельности.

 

Народная игра способствует у детей выработке нужных моральных качеств всегда в соединении с качествами, относящимися к физической, умственной, трудовой и другими сторонами культуры. Таким образом, включая народную игру в учебно-воспитательный процесс, педагог ненавязчиво, целенаправленно вводит детей в мир народной культуры.

 

Народная игра, выполняя различные воспитательные функции, служит естественным и действенным средством приобщения детей к народной культуре и развития навыков общения.

 

В исследовании М.А. Жуковой рассмотрен процесс использования народных игр в формировании нравственных качеств личности. По мнению исследователя, народная игра обеспечивает детям связь с нравственной культурой каждого человека и всего общества. Высокие требования к честности, справедливости, доброте и другим человеческим качествам заключены во всех народных играх.

 

Нравственные требования заключены не в словесных наставлениях, а в ее содержании, правилах и традициях. Веками заведено, что за нечестность, обман товарищей любому участнику игры дети могут сказать: «Мы с тобой больше не играем». И уже тут ничего невозможно поделать, кроме как осознать свою вину и исправиться.

 

Народные игры дают возможность моделировать разные ситуации в жизни ребенка, учат сноровке, организованности и воспитанности и другим качествам личности. Дают большую опору для эмоционального и нравственного воспитания детей.

 

Педагоги ориентируются на педагогические возможности народной игры, ее коллективный характер, наличие обязательных для игроков норм и правил взаимоотношений и поведения, добровольность и равноправие при распределении ролей, разновозрастной состав группы, простоту и доступность оснащения.

2.1.          Педагогические условия эффективного руководства игровой деятельностью дошкольников.

Передача игрового опыта совмещает в себе и воображаемую ситуацию, и интересную событийную сторону. В зависимости от этапа игры на первый план выступают наиболее значимые для последующего развития игры способы воспроизведения действительности.

Большое значение имеют игровые проблемные ситуации, которые ставят детей перед необходимостью использовать ранее полученные впечатления и побуждают детей к поиску новых знаний. Своевременное изменение игровой среды, побуждает ребёнка к самостоятельной игре.

Благодаря взаимосвязи всех компонентов игра с первых её этапов организуется как самостоятельная деятельность детей. Постепенно она становиться всё более  творческой, а основные компоненты комплексного подхода к формированию игры сохраняются на всех этапах её развития. Меняется лишь роль каждого компонента в общей системе педагогических воздействий. Например, на этапе формирования ознакомительной предметно – игровой деятельности главный компонент руководства игрой – подбор игрушек с определёнными свойствами и общение взрослого с ребёнком; на этапе отобразительной игры на первый план выступают обучающие игры, в частности показ игрового действия; на этапе формирования сюжетно – отобразительной игры – организация практического опыта и проблемное общение взрослого с ребёнком по ходу игры.

При переключении детей на ролевое поведение вновь усиливается значение совместных игр с воспитателем, демонстрирующие ролевые отношения между   играющими . Содержание работы по всем компонентам руководства игрой направленно на постепенное усложнение способов решения игровых задач, развития сюжета, взаимоотношений детей и их самостоятельности в игре.

Чтобы добиться игры подлинной, эмоционально насыщенной, включающей интеллектуальное решение игровой задачи, педагогу необходимо комплексно руководить формированием, а именно: целенаправленно обогащать тактический опыт ребенка, постепенно переводя его в условный игровой план, во время самостоятельных игр побуждать дошкольника к творческому отражению действительности. [25, с. 56]. Самостоятельное воспроизведение ребенком отдельных элементов действий или ряда действий. Для детей характерно подражание действиям взрослого в сходной, но нетождественной ситуации, перенос действия на другие предметы. Качественный скачок в развитии, связанный с возникновением настоящего слова как средства обозначения предмета, приближает возникновение настоящей игры.

Для этого этапа характерно создание специальной игровой обстановки, воспроизведение действий другого человека-педагога, использование предметов-заменителей. Действие с предметом осуществляется согласно игровому смыслу, а не постоянно присущему значению предмета. В играх ребенок самостоятельно воспроизводит не отдельные действия, а целые сюжеты, действуя, то за педагога, то за куклу. Предмет используется многократно, но действие носит куплетный, а не сюжетный характер.

Следующий этап - появление переименования в игровой ситуации. Сначала ребенок называет другим именем предметы-заменители в соответствии с функцией, которую они выполняют в игре, однако отождествление с другим человеком и присвоение себе его имени еще отсутствует.

Воспитатель должен играть вместе с детьми. Он должен занимать позицию «играющего партнера». Стратегия педагога должна заключаться в том, чтобы дети были поставлены перед необходимостью использовать более сложный, новый способ построения игры.

 

 

2.2.          Методы и подходы в руководстве народными играми

«Как форма организации жизни и деятельности детей игра должна иметь свое определенное место в распорядке дня и в педагогическом процессе в целом». [1]

 

Недопустимо использовать время, отведенное на игры, для какой- либо другой деятельности. К детским играм необходимо подходить очень серьезно, внимательно следить за ходом игры и стараться не упускать возможность для образовательно-воспитательной работы в процессе игры.

 

Детские игры отличаются своим многообразием «по своему содержанию, степени самостоятельности детей, формам организации, игровому материалу».

 

В зависимости от вида игры, ее задач, необходимо тщательно продумать степень участия педагога в ней, приемы и методы руководства данной игрой. «Чтобы руководить детской игрой, требуется такт, умение определить меру вмешательства в игру, видеть, как ведут себя дети в игровых ситуациях». [3]

 

Однако нельзя полностью брать на себя функции организатора игры, это приемлемо в младшем дошкольном возрасте. В старшем дошкольном возрасте необходимо создать условия, чтобы дети сами были организаторами игр, так как нередко дети слоняются по группе, не умея организовать игру самостоятельно, без участия взрослого. Необходимо поощрять самостоятельность, детей в проведении игр.

 

Итак, самостоятельные игры. Конечно, они не могут возникнуть на пустом месте. Для их возникновения проводится большая и кропотливая работа педагога по обогащению детей знаниями, опытом, по расширению их кругозора.

Для успешного протекания сюжетно - ролевых игр необходимо непрерывно углублять знания детей об окружающем мире, знакомить с событиями современности. Наблюдение, чтение, беседы о радио и телепередачах, рассказы взрослых подталкивают к пониманию того, что ребенок видит и слышит и созданию предпосылок для возникновения игр.

Из всего разнообразия самостоятельных игр на протяжении всего дошкольного детства сюжетно-ролевые игры являются основными в игровой деятельности детей. Развитие сюжетно- ролевой игры «происходит не спонтанно, а зависит от условий жизни и воспитания ребенка, то есть от социальных влияний» ». [1] Можно сказать, что сюжетно-ролевая игра самостоятельна по своей сути, но эта самостоятельность относительна, так как в ней присутствует косвенное педагогическое руководство. Сюжетно-ролевая игра проходит несколько ступеней развития: от непосредственной работы педагога по обогащению детей знаниями и опытом к самостоятельной игре, где этот опыт и знания трансформируются детьми в соответствии с личным опытом и их эмоциональным отношениям к окружающему.

Руководство игровой деятельностью остаётся, но оно переходит от прямых методов (показ, объяснение) к косвенным методам руководства игрой, активизирующие психические процессы ребенка, его опыт, проблемы (вопросы, советы, напоминания и др.). Недопустимы прямые указания, замечания в адрес играющего ребенка, так как это может вывести его из состояния включенности в образ, игру. Ранее в младших группах педагог напрямую обучал детей способам игры – показывал, как играть с игрушкой, объяснял, для чего нужна данная игрушка или вещь, как их можно использовать в игре, самостоятельно составлял не сложный сюжет игры, распределял роли, играл с детьми, демонстрируя образы ролей и сюжетов, то к старшему возрасту дети самостоятельно придумывают сюжет, распределяют роли, выбирают игровой материал, создают игровое пространство, вносят в игру своё видение ситуации, разворачивают событие в соответствии со своим социальным опытом.

Иногда, когда дети зацикливаются на одном содержании, «можно применить метод скрытой инструкции». [1]

Суть его состоит в том, что педагог в скрытой, ненавязчивой форме предлагает новые сюжеты, роли, игровые действия посредством рассказа с модифицированным сюжетом на заданную игровую ситуацию, или дети вдруг получают письмо, ситуацию содержания которого можно обыграть, или придумать поездку экскурсию куда либо и т.д.

Иногда “спасти” ситуацию можно, приняв на себя роль какого-либо нового персонажа и побуждая своими репликами и действиями к дальнейшему развёртыванию сюжета. Но этот подход в руководстве игрой приемлем в том случае, если дети принимают педагога как старшего друга, если его уважают и он пользуется авторитетом.

В идеале в старшем возрасте сюжетно-ролевые игры должны спонтанно организовываться самими детьми. Как правило, организатор игры становится ее ведущим, распределение ролей происходит по интересам (кто кем хочет быть), если возникают затруднения, взрослый предлагает обсудить кандидатуры. Содержание игры трансформируется и обогащается благодаря индивидуальному опыту каждого ребёнка. Поэтому иногда целесообразна замена исполнителя конкретной роли. В ходе игры можно применить такую замену ролей, как “отпуск”, “переезд”, “прием на работу”, “смена должности”, “ввод второго сотрудника” и т.д.

Как показывает практика, игра обусловлена стремлением к самостоятельности, стремлением получить конечный результат своих действий, общением со сверстниками, желанием удовлетворить разнообразные познавательные и художественные интересы.

На ход игры в старшем возрасте большое внимание оказывает сформированность детского коллектива, положительная оценка воспитателем отношений между детьми, дружба, а так же взаимооценка детей друг другом, так как в этом возрасте на первом плане в игре выступают отношения.

Можно косвенно изменять ситуации в игре, подводя в ходе беседы с детьми их мысли к тому, что «требования к товарищу по игре должны сочетаться с заботой о нем, готовностью помочь ему». Так воспитывается коллективизм, дружба, взаимопомощь.

Воспитатель должен озвучить одобрение таких проявлений в игре как забота, взаимовыручка, уважительное отношение друг к другу.

 

Похвала очень сильный стимул в детском возрасте, поэтому любые проявления инициативы по включению в игру новой сюжетной линии является хорошим подходом в стимулировании игры.

Для возникновения замысла игры целесообразно применять такие методы как чтение художественной литературы (дети любят подрожать своим сверстникам), яркий, впечатляющий рассказ воспитателя о каком либо событии, беседа.

Очень впечатляют детей встречи с представителями различных профессий, их рассказы из жизни, интересные случаи на работе.

Большое значение в игровой деятельности имеет игровой материал. Иногда достаточно внести в игровую зону новую игрушку, какой-либо атрибут, как игра приобретает новое русло, либо явится толчком для новой игры.

Выводы по 2-ой главе:

Народные игры вызывают активную работу мысли, способствуют расширению кругозора, уточнению представлений об окружающем мире, совершенствованию всех психических и физических процессов, стимулирует переход детского организма к более высокой ступени развития.

 

Игровая ситуация увлекает и воспитывает ребенка.

 

В народных играх много познавательного материала, содействующего расширению сенсорной сферы ребенка, развитию его мышления и самостоятельности действий, а также в них много юмора, шуток, соревновательного задора; движения точны и образны, часто сопровождаются неожиданными веселыми моментами, заманчивыми и любимыми детьми считалками, жеребьевками, потешками.

 

Они сохраняют свою художественную прелесть, эстетическое значение и составляют ценнейший, неоспоримый игровой фольклор.

 

На современном этапе народные игры являются таким же важным и сильным фактором воздействия на личность ребенка, как воспитание и развитие детей в национальной традиционной культуре.

 

 

 

 

3.     ИЗУЧЕНИЕ И АНАЛИЗ НАУЧНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ ПО НАРОДНЫМ ИГРАМ

Для изучения более подробного описания по народным играм мне пришлось отыскать дома периодичные журналы по дошкольному образованию, которые я когда-то выписывала себе домой. Все они называются» Дошкольник» и «Дошкольное образование».  В каждом из них рассказывается методическая работа в сфере дошкольного образования. На каждой из интересных страниц я прочитала много нового, чего раньше мне было неизвестно о работе в дошкольной организации, там также было показано на иллюстрациях как проходит обучение народным играм в разных возрастных группах. Я помню, как с нетерпением ждала каждый выпуск этих журналов. Один раз в месяц почтальон мне приносил в почтовый ящик в деревне. Данные журналы расположены у меня дома на полочке и если хочется почитать, то я беру и листаю познавательные журналы.

Родная культура — важнейшее из средств развития детей, именно родная культура должна найти дорогу к сердцу, душе ребенка и лежать в основе его личности. В народе говорится: нет дерева без корней, дома — без фундамента. Трудно построить будущее без знания исторических корней и опоры на опыт предшествующих поколений.

Название одной из статей:» Приобщение дошкольников к родной культуре через народные игры».  Игра является ведущим видом деятельности для дошкольников. Ее автор педагог-логопед Ольга Владимировна Князева, которая работает в ДОО №45 в Москве. И вот, как она интересно рассказывает о процессе обучения и развития народным играм.

Сохранение культурного наследия русского народа зависит от того, насколько глубоко и разносторонне проводится работа с детьми дошкольного возраста. Коллектив ее детского сада работает над проблемой возрождения православной культуры. Способов и путей в достижении поставленной цели много, но учитывая особенности нашего профиля, мы отдали предпочтение народным играм. Русские народные игры вобрали в себя лучшие национальные традиции. В них ярко отражается образ жизни людей, их труд, быт, национальные устои. В народных играх много юмора, шуток, задора, что делает их особенно привлекательными для малышей.

Доступность и выразительность народных игр активирует мыслительную деятельность ребенка, способствует расширению представлений о культурном наследии русского народа, развитию психических процессов. Поэтому приобщение дошкольников к русским народным играм, над которыми она работает, актуальна и соответствует потребностям времени и детского сада. Только через народную педагогику возможно приобщение к культурным ценностям, наследию русского народа.

В своей работе она придает большое значение обучению элементам русских народных игр, в которых отражался образ жизни людей, их быт, труд, национальные понятия о мужской силе и женской слабости, находчивости, воли, стремление к победе. Поэтому она использовала эмоционально — образные средства — интерес, воображение, активность. Элементы предстоящей игры включает в комплексы утренней гимнастики или физкультминуток; также в тематические виды занятий или как часть занятия. Здесь она старается раскрыть сюжетную народную игру, показывает иллюстрации, рассказываем о предметах, используемых в этих играх, национальных обычаях, знакомлю с текстом игры. Иногда кратко рассказываем о сюжете игры, поясняя роль, диалог. (Игры «Гуси-гуси», «Мак», Ястреб» и другие). Все свои жизненные впечатления и переживания дошкольники передают в условно-игровой форме. Поэтому она способствует их превращению в образ не только применяя атрибуты, но и создает музыкальный фон; способствует вхождению в образ медведя (Игра «У медведя во бору»») или в образ коршуна и наседки. Условно-игровая форма организации русских игр особенно развивается в играх, отражающих отношение человека к природе. Русский народ всегда трепетно относился к природе, берег ее, прославлял эти игры, воспитывают доброе отношение к окружающему миру. Это игры «Стадо», «Пчелки и ласточка», «Волк и овцы «и другие. Чтобы игровая ситуация увлекала ребят, используем зачины, юмор, шутки, считалки, жеребьевки. Вся эта прелюдия помогает быстро организовать детей, объективно выбрать ведущего точно выполнять напевность или характерный склад текста. Объясняя новую игру, часто использует СУНДУК — ИГРОТЕКУ. Это многофункциональный сундук. Находящиеся в нем предметы, в зависимости от предстоящей игры, уникальны тем, что состоят из предметов известных на Руси. Это игры городки, волчок, биты, скакалки, юла, мишень камушки и другое. С помощью сундука педаого знакомила ребят с историей русских игр их сверстников прошлых столетий. Эти игры интересны тем, что в них нужно проявлять смекалку и находчивость, быстроту и хорошую координацию. Здесь я использую игры «Городки», «Горелка», «Лапта», «Палочка — выручалочка». Оригинальность самовыражения, своеобразие языка, формы и содержание русских перекличек совершенствуют национальные традиции и несут богатые фольклорные пласты, которые способствуют воспитанию уважительного и устойчивого отношения к родной стране. Здесь она предлагает игры, отражающие занятия наших предков женщин и мужчин, их бытовой уклад и деятельность «Дедушка — рожок», «Встречный бой», «Каравай», «Невод» и другие. Эти игры отражают стремление детей стать сильнее, победить всех. Учитывая, что творческие возможности детей индивидуальны, стараемся создать наилучший образ путем воображения — собирают ягоды, сеют лен, рубят дрова, вяжут метелки. Показывает картины, рассматривает иллюстрации, песни, пляски, тем самым расширяя интерес к народной традиции, культуре.

 

 

 

3.1.          Воспитание через народные игры в детских садах

Народные игры — уходящие корнями в древность забавы, в основе которых лежат этнические традиции (хороводы, манипуляции с народной игрушкой и т. д.). Эти традиции — источник мудрости, помогающий подрастающим поколениям усваивать общечеловеческие ценности. Раздел общероссийской программы детских садов содержит набор рекомендаций «Введение в русскую традиционную культуру», подразумевающий воспитание в детях почитания Родины и преданности своему народу. Народная игра является одним из лучших способов реализации этой задачи.

В нашей стране повсеместно и неуклонно происходит возрождение древней культуры всех народов, населяющих Россию, развиваются и совершенствуются национальные традиции в искусстве и литературе, содержащие в себе богатейшие фольклорные пласты, куда относятся и народные игры. В целях исследования, восстановления и систематизации драгоценного фольклорного материала организуются этнографические экспедиции; ему уделяют внимание на страницах печати, в передачах радио и телевидения. Так возвращаются к жизни замечательные образцы многонационального народного творчества. По содержанию все народные игры классически лаконичны, выразительны и доступны ребенку. Они вызывают активную работу мысли, способствуют расширению кругозора, уточнению представлений об окружающем мире, совершенствованию всех психических процессов, стимулируют переход детского организма к более высокой ступени развития. Именно поэтому игра признана ведущей деятельностью ребенка-дошкольника.

 

Все свои жизненные впечатления и переживания малыши отражают в условно-игровой форме, способствующей конкретному перевоплощению в образ («Гуси-лебеди», «Коршун и наседка», «У медведя во бору», «Чепена», «Олени и пастухи» и т. д.). Игровая ситуация увлекает и воспитывает ребенка, а встречающиеся в некоторых играх зачины, диалоги непосредственно характеризуют персонажей и их действия, которые надо умело подчеркнуть в образе, что требует от детей активной умственной деятельности.

 

В играх, не имеющих сюжета и построенных лишь на определенных игровых заданиях, также много познавательного материала, содействующего расширению сенсорной сферы ребенка, развитию его мышления и самостоятельности действий. Так, например, в связи с движениями водящего и изменением игровой ситуации ребенок должен проявить более сложную, т. е. мгновенную и правильную, реакцию, поскольку лишь быстрота действий приводит к благоприятному результату («Палочка-выручалочка», «Пятнашки» и др.).

 

Большое воспитательное значение заложено в правилах игры. Они определяют весь ход игры, регулируют действия и поведение детей, их взаимоотношения, содействуют формированию воли, т. е. они обеспечивают условия, в рамках которых ребенок не может не проявить воспитываемые у него качества. Например, в игре «Коршун и наседка» коршун должен ловить лишь одного цыпленка, стоящего в конце всей вереницы цыплят, и только после слов наседки: «Не дам тебе своих детей ловить». Игра требует внимания, выдержки, сообразительности и ловкости, умения ориентироваться в пространстве, проявления чувства коллективизма, слаженности действий, взаимопомощи («один — за всех и все — за одного» — цыплята), ответственности, смелости, находчивости (наседка).

Работая над проблемой приобщения дошкольников к русским народным играм в ДОО достигают больших результатов в воспитании и развитии детей средствами русской народной культуры, русских национальных традиций.

 

Народные подвижные игры влияют на воспитание воли, нравственных чувств, развитие сообразительности, быстроты реакции, физически укрепляют ребенка. Через игру воспитывается чувство ответственности перед коллективом, умение действовать в команде. Вместе с тем, спонтанность игры, отсутствие дидактических задач делает эти игры привлекательными «свежими» для детей. По-видимому, такое широкое применение народных подвижных игр и обеспечивает их сохранность и передачу из поколения в поколение. Основным условием успешного внедрения народных подвижных игр в жизнь дошкольников всегда было и остается глубокое знание и свободное владение обширным игровым репертуаром, а также методикой педагогического руководства. Воспитатель, творчески используя игру как эмоционально-образное средство влияния на детей, пробуждает интерес, воображение, добиваясь активного выполнения игровых действий. Народные игры в комплексе с другими воспитательными средствами представляют собой основу начального этапа формирования гармонически развитой личности, сочетающей в себе духовное богатство, моральную чистоту и физическое совершенство.

Использование народных игр в работе с детьми позволяет   донести до детей самобытность русского народа, колорит его обычаев, своеобразие русского языка, сформировать интерес к русской народной культуре, к ее традициям.

Педагоги детского сада широко используют народные игры на занятиях, в повседневной жизни ребят, на прогулке, на праздниках и развлечениях. В подборе игр принимают участие не только воспитатели и специалисты: музыкальный руководитель отслеживает музыкальный репертуар; инструктор по физическому воспитанию продумывает комплекс разучиваемых движений; логопед формирует сенсомоторную сторону речи, корректирует систему языка, развивает навык связного высказывания.

 

На праздниках и развлечениях также используем народные игры. К ребятам приходят различные персонажи из сказок, которые играют с ними в подражательные игры - «Петя-петушок»; хороводные – «Заинька», «Коза»; игры-забавы – «Бабка-ежка»; игры-состязания – перетягивание каната, борьба и т.д. в такие игры вовлекаются не только дети, но и воспитатели, и другие сотрудники детского сада.

 

В повседневной жизни, особенно на прогулке, наши воспитанники любят играть в так называемые дворовые игры: «Салочки», «Море волнуется», «Краски», «Фанты», «Телефон».

 

Мы считаем, что использование народных игр в работе с детьми позволяет нам донести до детей самобытность русского народа, колорит его обычаев, своеобразие русского языка, сформировать интерес к русской народной культуре, к ее традициям.

 

Опыт работы с детьми показывает, что в последнее время дети все реже играют в обычные «дошкольные игры». Редко встречаются оригинальные идеи в играх, интересные повороты в их сюжетах. Часто игры дошкольников однообразны, без яркости и вдохновения, которые так присущи детскому восприятию окружающего мира. Дети встречаются с трудностями, когда нужно проявить воображение и фантазию, придумать что-то свое.

 

 

 

 

 

3.2.   Использование народных игр в процессе обучения

Я работаю в логопедической группе №8 «Звездочки». У нас в группе 12 детей. Каждый день проводятся различные занятия, а также логопедические упражнения. Наша группа, как и весь детский сад работает по программе Н.Е Веракса» От рождения до школы». В ней представлен примерный перечень народных игр для каждой группы. Мои воспитатели и логопед самые лучшие и всегда направят на правильный путь. Даже благодаря им я становлюсь лучше с каждым днем и хочу быть похожей на них. Они обучают детей полезным вещам. Наши дети очень любят играть в эту игру, но правила в ней уже немного другие.

Весной и летом бытовали разные игры с мячом. Одним из примеров такой игры была лапта. Упоминание об этой игре есть в древнерусских летописях. Среди предметов, найденных при раскопках в древнем Новгороде, есть немало мячей и сама лапта (палка - бита), давшая название игре. Значит более тысячи лет живет эта игра в народе. Основным условием успешного внедрения народных подвижных игр в жизнь дошкольников всегда было и остается глубокое знание и свободное владение обширным игровым репертуаром, а также методикой педагогического руководства. Воспитатель, творчески используя игру как эмоционально – образное средство влияния на детей, пробуждает интерес, воображение, добиваясь активного выполнения игровых действий. В младших группах воспитатель заканчивает игру анализом проведенной игры и предложением перейти к каким-либо другим видам деятельности более спокойного характера. Значительное внимание уделялось вариантам подвижных игр, позволяющим не только повысить интерес к игре, но и усложнить умственные и физические задачи, совершенствовать двигательные навыки, воспитывать ловкость. Во всех вариантах детей сначала просили определить способ предстоящих действий в зависимости от требований игры, затем проверить правильность своего выбора непосредственно в игре.

 

При проведении игр детей знакомили с разнообразными приёмами увёртывания, напоминали, что можно резко изменить направление, остановиться, присесть, слегка наклонить корпус, выполнить обманное движение. Использование наглядного материала позволяло находить наиболее рациональный вариант решения двигательной задачи.

Таким образом, можно сделать вывод, что при проведении игр, основу которых составляли подражательные и ритмические движения, упражнения на внимание, неожиданные перестроения. Широко использовались имитационные упражнения. В играх, требующих мгновенного прекращения действий по игровому сигналу, сохранению определённого положения, подчёркивались быстрота реакции, а также оригинальность и выразительность позы.

Народная игра способствует у детей старшего дошкольного возраста выработке нужных моральных качеств всегда в соединении с качествами, относящимися к физической, умственной, трудовой и другими сторонами культуры. Самые разнообразные игры могут быть использованы для формирования культуры общения у детей старшего дошкольного возраста. Таким образом, включая народную игру в учебно-воспитательный процесс, воспитатель ненавязчиво, целенаправленно вводит детей в мир народной культуры, обучая детей культуре общения. [3]

 

Особенность народной игры как воспитательного средства заключается в том, что она входит в качестве ведущего компонента в народные традиции: семейные, трудовые, семейные, празднично-игровые и прочие. Это позволяет взрослому ненавязчиво, целенаправленно вводить детей в мир народной культуры, этики, человеческих отношений.

 

Неслучайно игровой опыт детей старшего дошкольного возраста непременно включает разнообразные народные прибаутки, игровые считалки, народные подвижные, шуточные и другие игры со сверстниками и взрослыми.

 

Народные подвижные игры влияют на воспитание воли, нравственных чувств, развитие сообразительности, быстроты реакции, физически укрепляют ребенка. Через игру воспитывается чувство ответственности перед коллективом, умение действовать в команде. Вместе с тем, спонтанность игры, отсутствие дидактических задач делает эти игры привлекательными «свежими» для детей. По-видимому, такое широкое применение народных подвижных игр и обеспечивает их сохранность и передачу из поколения в поколение.

 

В народных играх много юмора, шуток, соревновательного задора; движения точны и образны, часто сопровождаются неожиданными веселыми моментами, заманчивыми и любимыми детьми считалками, жеребьевками, потешками. [10]

 

Они сохраняют свою художественную прелесть, эстетическое значение и составляют ценнейший, неоспоримый игровой фольклор.

Таким образом, можно сделать вывод, что основным условием успешного внедрения народных игр в жизнь дошкольников всегда было и остается глубокое знание и свободное владение обширным игровым репертуаром, а также методикой педагогического руководства.

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Таким образом, на основании изученной литературы и проанализированного опыта можно сделать следующие выводы.

Дошкольный возраст - это период совершенствования, развития личностных новообразований, которые за период дошкольного возраста обогащаются индивидуальными параметрами. Средний дошкольный возраст является наиболее важным периодом для формирования двигательной активности. Дети обладают богатым творческим воображением и стремятся удовлетворить свою биологическую потребность в движениях.

В формировании разносторонне развитой личности ребенка подвижным играм с правилами отводится важнейшее место. Они рассматриваются как основное средство и метод физического воспитания. Являясь важным средством физического воспитания, подвижная игра одновременно оказывает оздоровительное воздействие на организм ребенка.

Подвижные игры в комплексе с другими воспитательными средствами представляют собой основу начального этапа формирования гармонически развитой, активной личности, сочетающей в себе духовное богатство, моральную чистоту и физическое совершенство.

Детские подвижные игры, взятые из сокровищницы народных игр, отвечают национальным особенностям, выполняют задачу национального воспитания. Они выступают не только как фактор физического развития и воспитания, но и как средство духовного формирования личности.

Народные игры являются действенным средством всестороннего, и, прежде всего умственного и физического развития детей. Они помогают освоению и закреплению ранее полученных знаний и умений, развивают физические качества в различных игровых ситуациях. Народные игры органически включаются в современный воспитательно-образовательный процесс в дошкольных учреждениях и могут составить конкуренцию авторским современным подвижным играм при соблюдении следующих организационно-педагогических и психолого-педагогических условий:

 

- систематического их включения в разные формы организации двигательной деятельности детей (физкультурные занятия, прогулки, физкультурно-спортивные досуги и праздники, дни здоровья),

 

- использования эмоционально привлекательных приемов организации и проведения подвижных игр (народных атрибутов, костюмов, музыкального сопровождения и т.п.),

 

- интеграции образовательных областей «физическое развитие», «познавательное развитие», «художественно-эстетическое развитие» в процессе разучивания и использовании русских народных игр.

 

Нормы и правила воспитания, выработанные педагогикой, проверены временем. В них сосредоточена веками формировавшаяся народная мудрость, вобравшая в себя общечеловеческие ценности.

 

Народные игры интересны и актуальны и в настоящее время, несмотря на то, что существует достаточно большое количество соблазнов в наш технократический век. Дети с большим удовольствием, а самое главное, с пользой играют в них, т.к. мелодия песни связывает движения детей одним ритмом, координирует их, поднимает настроение, развивает физически, доставляет радость. У них формируется устойчивое, заинтересованное, уважительное отношение к культуре родной страны, создаётся эмоциональная положительная основа для развития духовных и патриотических чувств: любви и преданности к Родине. Игры вызывают активную работу мысли, способствуют расширению кругозора, уточнению представлений об окружающем мире, совершенствованию всех умственных и психических процессов, стимулирует переход детского организма к более высокой степени развития.

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ:

1.Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования: утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013г., №1155 / Министерство образования и науки Российской Федерации. – Москва: 2013г.

2. Детские подвижные народные игры народов СССР: Пособие для воспитателей детского сада/ Сост. А.В. Кенеман, Под ред. Т.И Осокиной: - М.: Просвещение, 2015.- 239 стр.: с ил.

3. Дошкольная педагогика. Учеб. Пособие для студентов пед. Ин-тов по спец. №2110» Педагогика и психология (дошк.), Под ред. В.И Логиной, Просвещение 2020.-270 с.

4.Жуков М.Н. Подвижные игры [Текст]: учебник для студентов педагогических вузов / М.Н.Жуков. — Москва: Издательский центр «Академия», 2021. - 160 с.

5.Ковалевский, А.К. Обогащение двигательного развития детей старшего дошкольного возраста [Электронный ресурс]: учебное пособие / А.К. Ковалевский. – Екатеринбург: Уральский государственный педагогический университет, 2016.-138с. – 2215-6879 – Электронные текстовые данные. – Режим доступа: http: // www. maam.ru/21357.htm.l, только для зарегистрированных пользователей. Дата обращения: 01.05.2023.

6.Лейкина, М.В. Подвижные игры [Текст]: учебное пособие для техникумов физической культуры / М.В.Лейкина. – Москва: Просвещение, 2021. - 99с.

7. Лесгафт, П.Ф. Руководство по физическому образованию детей школьного возраста [Текст] / П.Ф. Лесгафт. - Москва: ФиC, 1987.- 359 c.

8. Рунова, М.А. Двигательная активность ребенка в детском саду 5-7 лет [Текст] / М.А. Рунова. - Москва: Мозаика-синтез, 2009. - 212 с.

 

9. Степаненкова, Э. Я. Теория и методика физического воспитания и развития ребенка [Текст]: учеб.пособие / Э.Я.Степаненкова. – Москва: Воспитание дошкольника, 2006. - 368 с.

10.Теория и методика подвижных игр [Текст]: учебно-методический комплект / сост. Е.А.Домрачева. - Уфа: Академия ВЭГУ, 2012. - 67 с.

11.Филиппова, С.О. Формирование у дошкольников двигательных навыков [Текст] / С.О.Филиппова. - Москва: Просвещение, 2004. - 108 с.

12.Хухлаева, Д. В. Методика физического воспитания в дошкольных учреждениях [Текст]: учебник / Д.В. Хухлаева.- Москва: Просвещение, 2008.- 208 с.

13. ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ. Инновационная программа дошкольного образования (6-ое издание).- Москва: Мозаика Синтез, 2022.-340 стр.


 

МИНИСТЕРСТВО НАУКИ И ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

МИНИСТЕРСТВО НАУКИ И ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

ОГЛАВЛЕНИЕ ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………

ОГЛАВЛЕНИЕ ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………

ВВЕДЕНИЕ Значение игры в воспитании ребенка рассматривается во многих педагогических системах прошлого и настоящего

ВВЕДЕНИЕ Значение игры в воспитании ребенка рассматривается во многих педагогических системах прошлого и настоящего

Изучить теоретический материал по проблемам исследования, 2)

Изучить теоретический материал по проблемам исследования, 2)

Сущность процесса воспитания народным играм дошкольников

Сущность процесса воспитания народным играм дошкольников

Игра — стратегически тонко организованное культурное дошкольное пространство ребенка, в котором идет от развлечения к развитию

Игра — стратегически тонко организованное культурное дошкольное пространство ребенка, в котором идет от развлечения к развитию

ИГРА КАК ФОРМА ОРГАНИЗАЦИИ ЖИЗНИ

ИГРА КАК ФОРМА ОРГАНИЗАЦИИ ЖИЗНИ

Все свои жизненные впечатления и переживания малыши отражают в условной игровой форме, способствующей конкретному перевоплощению в образ («Гуси-лебеди», «Коршун и наседка», «У медведя во бору»)

Все свои жизненные впечатления и переживания малыши отражают в условной игровой форме, способствующей конкретному перевоплощению в образ («Гуси-лебеди», «Коршун и наседка», «У медведя во бору»)

МЕСТО ИГРЫ В ПЕДАГОГИЧЕСКОМ ПРОЦЕЕССЕ

МЕСТО ИГРЫ В ПЕДАГОГИЧЕСКОМ ПРОЦЕЕССЕ

Обратимся к игре как к педагогической категории

Обратимся к игре как к педагогической категории

Выводы по 1-ой главе: Таким образом, проанализировав психолого – педагогическую литературу можно сделать вывод:

Выводы по 1-ой главе: Таким образом, проанализировав психолого – педагогическую литературу можно сделать вывод:

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ВОЗМОЖНОСТИ НАРОДНОЙ

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ВОЗМОЖНОСТИ НАРОДНОЙ

Народная игра, выполняя различные воспитательные функции, служит естественным и действенным средством приобщения детей к народной культуре и развития навыков общения

Народная игра, выполняя различные воспитательные функции, служит естественным и действенным средством приобщения детей к народной культуре и развития навыков общения

Педагогические условия эффективного руководства игровой деятельностью дошкольников

Педагогические условия эффективного руководства игровой деятельностью дошкольников

Чтобы добиться игры подлинной, эмоционально насыщенной, включающей интеллектуальное решение игровой задачи, педагогу необходимо комплексно руководить формированием, а именно: целенаправленно обогащать тактический опыт ребенка, постепенно переводя…

Чтобы добиться игры подлинной, эмоционально насыщенной, включающей интеллектуальное решение игровой задачи, педагогу необходимо комплексно руководить формированием, а именно: целенаправленно обогащать тактический опыт ребенка, постепенно переводя…

Методы и подходы в руководстве народными играми «Как форма организации жизни и деятельности детей игра должна иметь свое определенное место в распорядке дня и в…

Методы и подходы в руководстве народными играми «Как форма организации жизни и деятельности детей игра должна иметь свое определенное место в распорядке дня и в…

Итак, самостоятельные игры. Конечно, они не могут возникнуть на пустом месте

Итак, самостоятельные игры. Конечно, они не могут возникнуть на пустом месте

Иногда, когда дети зацикливаются на одном содержании, «можно применить метод скрытой инструкции»

Иногда, когда дети зацикливаются на одном содержании, «можно применить метод скрытой инструкции»

На ход игры в старшем возрасте большое внимание оказывает сформированность детского коллектива, положительная оценка воспитателем отношений между детьми, дружба, а так же взаимооценка детей друг…

На ход игры в старшем возрасте большое внимание оказывает сформированность детского коллектива, положительная оценка воспитателем отношений между детьми, дружба, а так же взаимооценка детей друг…

Народные игры вызывают активную работу мысли, способствуют расширению кругозора, уточнению представлений об окружающем мире, совершенствованию всех психических и физических процессов, стимулирует переход детского организма к…

Народные игры вызывают активную работу мысли, способствуют расширению кругозора, уточнению представлений об окружающем мире, совершенствованию всех психических и физических процессов, стимулирует переход детского организма к…

ИЗУЧЕНИЕ И АНАЛИЗ НАУЧНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

ИЗУЧЕНИЕ И АНАЛИЗ НАУЧНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Русские народные игры вобрали в себя лучшие национальные традиции

Русские народные игры вобрали в себя лучшие национальные традиции

Русский народ всегда трепетно относился к природе, берег ее, прославлял эти игры, воспитывают доброе отношение к окружающему миру

Русский народ всегда трепетно относился к природе, берег ее, прославлял эти игры, воспитывают доброе отношение к окружающему миру

Воспитание через народные игры в детских садах

Воспитание через народные игры в детских садах

В играх, не имеющих сюжета и построенных лишь на определенных игровых заданиях, также много познавательного материала, содействующего расширению сенсорной сферы ребенка, развитию его мышления и…

В играх, не имеющих сюжета и построенных лишь на определенных игровых заданиях, также много познавательного материала, содействующего расширению сенсорной сферы ребенка, развитию его мышления и…

Народные подвижные игры влияют на воспитание воли, нравственных чувств, развитие сообразительности, быстроты реакции, физически укрепляют ребенка

Народные подвижные игры влияют на воспитание воли, нравственных чувств, развитие сообразительности, быстроты реакции, физически укрепляют ребенка

На праздниках и развлечениях также используем народные игры

На праздниках и развлечениях также используем народные игры

Использование народных игр в процессе обучения

Использование народных игр в процессе обучения

При проведении игр детей знакомили с разнообразными приёмами увёртывания, напоминали, что можно резко изменить направление, остановиться, присесть, слегка наклонить корпус, выполнить обманное движение

При проведении игр детей знакомили с разнообразными приёмами увёртывания, напоминали, что можно резко изменить направление, остановиться, присесть, слегка наклонить корпус, выполнить обманное движение

Неслучайно игровой опыт детей старшего дошкольного возраста непременно включает разнообразные народные прибаутки, игровые считалки, народные подвижные, шуточные и другие игры со сверстниками и взрослыми

Неслучайно игровой опыт детей старшего дошкольного возраста непременно включает разнообразные народные прибаутки, игровые считалки, народные подвижные, шуточные и другие игры со сверстниками и взрослыми

ЗАКЛЮЧЕНИЕ Таким образом, на основании изученной литературы и проанализированного опыта можно сделать следующие выводы

ЗАКЛЮЧЕНИЕ Таким образом, на основании изученной литературы и проанализированного опыта можно сделать следующие выводы

Нормы и правила воспитания, выработанные педагогикой, проверены временем

Нормы и правила воспитания, выработанные педагогикой, проверены временем

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ

Степаненкова, Э. Я. Теория и методика физического воспитания и развития ребенка [Текст]: учеб

Степаненкова, Э. Я. Теория и методика физического воспитания и развития ребенка [Текст]: учеб
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
20.02.2023