ДОСТИЖЕНИЯ И ПРОБЛЕМЫ В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС?
Отличительной
особенностью нового стандарта является его системно - деятельностный характер,
ставящий главной целью развитие личности учащегося. Вместо простой передачи
знаний, умений и навыков от учителя к ученику, приоритетной целью образования
стало формирование у учащихся умения учиться. Основными характеристиками
современного урока считаю: целенаправленность, взаимодействие, сотрудничество,
самостоятельная деятельность обучающихся, оценивание.
Перестроиться было, конечно, сложно. Надо было научиться думать по-новому и
строить урок совершенно по- иному, чем это было прежде. Необходимо было
перестроить свое мышление, отношение к процессу обучения, исходя из новых
требований к результатам образования. До введения документа применение
системно-деятельностного подхода было личной инициативой учителя, а в настоящее
время, это обязательный компонент работы для формирования УУД. Раньше я
пыталась выполнить то, что запланировала, а теперь нужно организовать
деятельность детей и самооценку учащегося на уроке. Основными этапами урока
стали: коллективное целеполагание, планирование и организация деятельности,
рефлексия.
На уроках иностранного языка я стараюсь замотивировать учащихся так, чтобы они сами сказали цели и тему урока. Для этого использую пословицы, поговорки, скороговорки, облака. Использую свой накопленный годами педагогический опыт и что-то беру для себя полезное, интересное из курсов профессиональной переподготовки. Например, предлагаю скороговорку с исчисляемыми и неисчисляемыми существительными и на основе этого формулируется тема урока . На данном этапе формируются познавательные , регулятивные УУД. Или, при изучении конструкций There is/are , предлагаю составить из цифр, каждая из которых является номером буквы в алфавите, пословицу и на основе пословицы сформулировать тему или цели урока. There is no place like home. – В гостях хорошо, а дома лучше. Можно использовать её и для фонетической зарядки.
.На уроке систематизации знаний по теме: конструкции There is/are на этапе актуализации учащиеся выявляют свои затруднения. Из чего далее они ставят цель работы и определяют, как выйти из затруднения. Иногда помощью являются наводящие вопросы учителя. Результатом этого является то, что учащиеся формулируют и работают по алгоритму, который они сами же и составили. Затем получают задания на изученный материал для закрепления. Ученики работают в группах или в парах. Они получают задания, где нужно поставить правильную конструкцию и уметь объяснить, почему они использовали ту, а не иную. Критерии оценивания находятся у каждой группы / пары. Скажу честно, не на каждом уроке или его этапе можно применить системно-деятельностный подход. Но я стараюсь применить его хотя бы в каком- то фрагменте урока.
Активными формами обучения считаю организацию работы в группах и парах. Подробнее остановлюсь на групповой работе, целью которой считаю активное включение каждого ученика в процесс усвоения учебного материала. Задачи преследуются следующие: активизация познавательной деятельности, развитие навыков самостоятельной учебной деятельности, развитие умений успешного общения, совершенствование межличностных отношений в классе. Несмотря на то, что у нас «возрастные ученики» (Я работаю в школе при колонии), поведение нисколько не отличается от учеников начальной дневной школы. Они с удовольствием работают в парах, в группах, оценивают себя и своих одноклассников. Вариантов комплектования групп несколько: по желанию, случайным образом, по выбору учителя, по выбору «лидера», по определённому признаку. Например, такая форма проведения занятий на уроках, как работа в парах, сплачивает ребят, заставляет их думать, совместно делать выводы. В начальной школе вполне возможно предложить ученикам простые правила совместной работы, с помощью которых учащиеся смогут контролировать себя и провести рефлексию. Безусловно, групповая форма организации работы имеет немало достоинств. Однако есть в ней и некоторые трудности, или минусы.
Плюсами считаю то, что повышается учебная и познавательная мотивация; снижается уровень тревожности учащихся, страха оказаться неуспешным, некомпетентным в решении каких-то задач; в группе выше обучаемость, эффективность усвоения и актуализации знаний; улучшается психологический климат в классе.
Есть и минусы. Хотя ведущую роль в групповой работе играют учащиеся, ее эффективность во многом зависит от усилий и мастерства учителя: во-первых, групповой работе надо сначала научить, для этого учитель должен потратить время на каких-то уроках - без соблюдения этого условия групповая работа бывает неэффективна; во-вторых, организация групповой работы требует от учителя особых умений, затрат, усилий; в-третьих, при непродуманном комплектовании групп некоторые ученики могут пользоваться результатами труда более сильных одноклассников; разделение на группы может проходить непросто, даже драматично; в классе всегда найдутся ученики, желающие работать в одиночестве - им надо создать условия для этого, а это дополнительные сложности для учителя. В нашей школе большая наполняемость классов. Невозможно проконтролировать каждую группу, а тем более, заниматься индивидуальной работой в полном объёме. Нельзя не учитывать и тот факт, что учащиеся уже в начальной школе не хотят учиться, у них страдает мотивация к получению новых знаний. Поэтому учитель должен понимать, "Как учить?" или, точнее, "Как учить так, чтобы инициировать у учащихся собственные вопросы: "Чему мне нужно научиться?" и "Как мне этому научиться?"
Оценивание – навигатор образовательного процесса. Одной из задач современного урока является формирование у учащегося способности к рефлексивному контролю своей деятельности как источника мотива и умения учиться, познавательных интересов и готовности к успешному обучению. Ученик активен, если осознает цель учения, его необходимость, если каждое его действие является осознанным и понятным. В структуре урока, соответствующего требованиям ФГОС, рефлексия является обязательным этапом урока. В ФГОС особый упор делается на рефлексию деятельности, предлагается проводить этот этап в конце урока. При этом учитель играет роль организатора, а главными действующими лицами выступают ученики. Для чего нужна рефлексия? Если ученик понимает ради чего он изучает данную тему, как она ему пригодится в будущем; какие цели должны быть достигнуты именно на этом уроке; какой вклад в общее дело он может внести; может ли он адекватно оценивать свой труд и работу своих одноклассников и тогда процесс обучения становится намного интереснее и легче как для ученика, так и для учителя. Ведь развитие ученика предполагается в ходе обучения. Процессы развития включают в себя самообразование (овладение способами добывания знаний) и саморазвитие (изменение самого себя). И то и другое невозможно без рефлексии.
Рефлексия для меня и моих учеников - обязательный этап урока в условиях реализации ФГОС. Осуществлять рефлексию можно по-разному: это элементы рефлексии на отдельных этапах урока; рефлексия в конце каждого урока, темы курса; постепенный переход к постоянной внутренней рефлексии. Рефлексия способствует развитию трёх важных качеств человека : самостоятельность, предприимчивость, конкурентоспособность.Я провожу как после выполнения отдельных заданий, так и в конце урока. Это могут быть вопросы типа: На уроке было легко или трудно? Что я узнал на уроке? Я получил полезную информацию? На каком ещё уроке вы изучаете животных? Ты любишь животных? Каких? Какое задание было самое сложное? И другие вопросы. Предлагаю ученикам нарисовать геометрическую фигуру как они себя оценивают-треугольник – «3», квадрат – «4», звёздочка – «5». Прошу нарисовать смайлик о своём настроении, с каким они уходят с урока. Несмотря на возраст учеников, они это охотно делают.
Немного об учебниках. Я работаю по УМК «Rainbow English», О.В.Афанасьева, И.В Михеева, издательство Дрофа. Главным принципом в модернизации заданий у наших учебников является ориентирование учебного материала, способов его представления, методов обучения на максимальное включение учащихся в учебную деятельность: постановка учебной задачи на каждом уроке (тема-вопрос, проблемная ситуация); увеличение заданий для работы в парах и/или группах; увеличение заданий и вопросов, инициирующих детское действие; увеличение заданий по поиску информации; увеличение количества заданий, раскрывающих связи учебного материала с реальной действительностью и другими школьными предметами на основе формирования УУД.
Содержание структуры учебников и всех компонентов УМК ориентировано на основные этапы урока: мотивационный, проблемный, работа с информацией, аналитический, рефлексивный.
Плюсом в УМК считаю, что каждый раздел учебника начинается с планируемых достижений учащихся («Мы познакомимся… научимся… будем учиться…»), каждый урок – с поставленных конкретных на этом уроке задач.
Также, в учебниках добавлены странички «Проверим себя и оценим свои достижения» Ученикам нравится оценивать себя. Они оценивают себя серьёзно, основательно, правдиво. Ребята оценивают себя и своих одноклассников. Критерии задания выставляются заранее. Самооценка-по результатам рефлексии. Для этого я использую: оценочные листы, жетоны, сигналы рукой.
К сожалению, изменения не произошли в системе оценивания. Стандартами это не предусмотрено. Как была пятибальная система, так она и осталась. Она не позволит нам отразить личностный рост и достижения каждого отдельного ученика в зависимости от его индивидуальных особенностей. Отметки «4» , «3» и «5» могут быть разными для разных учеников. Для одних она может быть больше, для других- меньше. А как нам, учителям, правильно оценить ученика?
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.