"Доволен ли Д.И. Писарев Базаровым?"

  • Разработки уроков
  • doc
  • 12.04.2018
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

"Доволен ли Д.И. Писарев Базаровым?" (Осмысление статьи Д.И. Писарева "Базаров") Цели: • С помощью интерпретации статьи показать отношение Писарева и Базарову, его убеждения и заблуждения. • Привитие интереса к критике Писарева. • Развивать в детях умение высказывать свое мнение, умение принимать мнения товарищей; умение слушать друг друга, умение обобщать, сравнивать, сопоставлять. Оборудование урока: • портрет Писарева, статья "Базаров"; • выставка книг о Д.И. Писареве. Ход урока I. Организационный момент II. Сообщение темы и целей урока 1. Вступительное слово учителя. Д.П. Писарев - выдающийся критик, публицист, прошел недолгий, но противоречивый путь творческого развития. У Писарева можно поучиться мудрому, тонкому пониманию души. В нем проявились такие индивидуалистические свойства и качества: рассудительность, стойкость духа, целеустремленность, искренность, честность... "Себе цену знаю", - с гордым достоинством говорил Писарев. В статье "Базаров" критик старался сказать то, что думал. Писарев в Базарове подмечает все, без всяких компромиссов.
Иконка файла материала Доволен ли Д.И. Писарев Базаровым.doc
"Доволен ли Д.И. Писарев Базаровым?" (Осмысление статьи Д.И. Писарева "Базаров") Цели:  С помощью интерпретации статьи показать отношение Писарева и Базарову, его убеждения и  заблуждения.  Привитие интереса к критике Писарева.  Развивать в детях умение высказывать свое мнение, умение принимать мнения товарищей; умение  слушать друг друга, умение обобщать, сравнивать, сопоставлять. Оборудование урока:   портрет Писарева, статья "Базаров"; выставка книг о Д.И. Писареве. I. Организационный момент II. Сообщение темы и целей урока 1. Вступительное слово учителя. Ход урока Д.П. Писарев ­ выдающийся критик, публицист, прошел недолгий, но противоречивый путь творческого  развития. У Писарева можно поучиться мудрому, тонкому пониманию души. В нем проявились такие  индивидуалистические свойства и качества: рассудительность, стойкость духа, целеустремленность,  искренность, честность... "Себе цену знаю", ­ с гордым достоинством говорил Писарев. В статье "Базаров"  критик старался сказать то, что думал. Писарев в Базарове подмечает все, без всяких компромиссов. 2. Краткое сообщение заранее подготовленным учеником о жизни и творчестве Д.И. Писарева. Писарев Дмитрий Иванович (1840­1868), критик, публицист. Родился 2 октября (14 н.с.) в селе Знаменское Орловской губернии в небогатой дворянской семье. Детские годы прошли в родительском доме; его первоначальным образованием и воспитанием занималась мать, Варвара  Дмитриевна. В четыре года свободно читал по­русски и по­французски, затем овладел немецким, В 1852­1856 годах учился в Петербургской гимназии, по окончании которой поступил на историко­ филологический факультет Петербургского университета. Начиная с 1859 года Писарев регулярно выступает с  рецензиями и статьями в журнале "Рассвет" ("Обломов". Роман Гончарова"; "Дворянское гнездо". Роман  И.Тургенева"; "Три смерти". Рассказ графа Л.Толстого"). Неудовлетворенный университетской программой,  целенаправленно занимается самообразованием. В 1860 году в результате переутомления и личных переживаний на почве многолетней безответной любви к  своей кузине Р.Кореневой Писарев душевно заболевает и четыре месяца проводит в психиатрической  лечебнице. После выздоровления продолжает университетский курс и успешно заканчивает университет в 1861  году. Активно сотрудничает с журналом "Русское слово" (до его закрытия в 1866­м), становится его ведущим  критиком и практически соредактором. Его статьи привлекают внимание читателей остротой мысли,  искренностью тона, полемическим духом. В 1862 году публикует статью "Базаров", которая обострила споры вокруг так называемого "нигилизма" и  "нигилистов". Критик открыто симпатизирует Базарову, его сильному, честному и суровому характеру. Он  считал, что Тургенев понял этот новый для России человеческий тип "так верно, как не поймет ни один из наших  молодых реалистов". В этом же году, возмущенный репрессиями против "нигилистов" и закрытием ряда демократических  просветительских учреждений, Писарев пишет памфлет (по поводу брошюры Шедо­Ферроти, написанной по  заказу правительства и обращенной против Герцена), содержащий призыв к свержению правительства и  физической ликвидации царствующего дома.2 июля 1862 года был арестован и заключен в одиночную камеру Петропавловской крепости, где провел четыре  года. После года, проведенного в заключении, получил разрешение писать и печататься. Годы заточения ­ расцвет деятельности Писарева и его влияния на русскую демократию. На это время  приходится почти сорок его публикаций в "Русском слове" (статья "Мотивы русской драмы" (1864); "Реалисты",  "Пушкин и Белинский" (1865); "Мыслящий пролетариат о романе Чернышевского "Что делать?"" и др.). Досрочно освобожденный 18 ноября 1866 года по амнистии Писарев сначала работает со своим прежним  соредактором, издававшим теперь журнал "Дело", но в 1868 году принимает приглашение Н.Некрасова  сотрудничать в "Отечественных записках", где публикует ряд статей и рецензий. Творческий путь Писарева на 28 году жизни внезапно оборвался: во время отдыха под Ригой он утонул, купаясь  в Балтийском море. Похоронен на Волковом кладбище в Петербурге. 3. Слово учителя. Мы изучили роман И.С. Тургенева "Отцы и дети". У каждого из нас сложилось определенное мнение о Базарове. Кто­то восхищается, кто­то считает, что "базаровщина" ­ болезнь века, в нем виновато общество, в котором  "негде повернуться, нечем дышать, некуда девать исполинской силы". Все­таки правда остается на стороне  Базаровых, и Тургенев, как настоящий художник, критик, не мог не увидеть этого. 4. Беседа по вопросам. ­ Ваше первое впечатление о статье "Базаров". (Критическая буря, возникшая по поводу "Отцов и детей", драматически переживалась Тургеневым. В ответ  вышла статья Писарева, который многое предугадал в русском нигилизме. Писарев восторженно благодарит  автора за художественное изображение Базарова, в котором он видит истинный тип лучших и сильных умов  нового поколения. Из статьи видно, что Писарев доволен Базаровым. Статья дает ответ на многие вопросы.) ­ Каков Базаров, по мнению Писарева, в сравнении с другими литературными героями? ("У Печорина есть воля без знания, у Рудиных ­ знание без воли, у Базарова ­ есть знание и воля, мысль и дело  сливаются в одно целое".) ­ Согласны ли с мнением Писарева, который считает, что светлым лучом можно назвать тургеневского Базарова, чем Катерину из драмы "Гроза"? (Писарев наотрез отказывается видеть в Катерине положительную героиню, а в  ее самоубийстве ­ вызов "темному царству". Критик считает, что светлым лучом можно назвать человека с  развитым умом, твердым характером. Катерина, слепо руководствуясь чувствами,, совершает множество  глупостей и, наконец "бросается в воду и делает, таким образом, последнюю и величайшую нелепость" Поэтому,  по мнению Писарева, можно назвать светлым лучом Базарова.) Физкультминутка (для глаз). 5. Защита вариантов ответа (вопросы по статье даны заранее). ­ Разделяет ли Писарев неприятие поэзии, музыки, эстетических наслаждений Базарова? Один из вариантов ответа 1 группы: "Писарев в своей статье говорит, что не разделяет этих заблуждений и  считает их признаком "узкого умственного деспотизма. Невозможно не наслаждаться красотою природы, мягким  воздухом, свежею зеленью, нежными переливами контуров и красок". 6. Интерпретация отдельных моментов статьи. (Учащиеся читают интересные моменты из статьи и анализируют.) 1. Сообщение "юных критиков" на тему: "Писарев о героях романа". Первое сообщение: Аркадий Кирсанов ­ неглупый малый, выпускник университета, человек, лишенный  умственной оригинальности и постоянно нуждающийся в поддержке. Он "с чужого голоса" отрицает авторитеты. Хочет быть "сыном своего века", "напяливает" на себя идеи Базарова. Аркадий ­ сам по себе, а идеи ­ сами по  себе. Второе сообщение: Николай Петрович Кирсанов, по мнению Писарева, человек ограниченный и цельный,  нежели его сын. "У него больше соответствия и гармонии, чем у сына..."Третье сообщение: Павел Петрович в глубине души "такой же скептик и эмпирик, как и сам Базаров". Привык  жить независимо, праздно, не подчиняя себя чужим, и поэтому ненавидит тех людей, в которых встречает  отпор. (Дети анализируют отдельные высказывания, дополняют.) ­ Почему Писарев говорит о каждом из героев, окружающих Базарова, как о посторонних? (Скорее всего критик видит в Базарове больше личности, а нечестный и ограниченный ­ вреднее врага.) 7. Чтение высказываний критиков, писателей о статье "Базарова". III. Итог урока. ­ Что общего во взглядах у Писарева и у Тургенева? (Писарев согласен с Тургеневым, который оправдал Базарова и оценил по его достоинству. Базаров вышел из  испытаний чистым и крепким. Тургенев не полюбил Базарова, но признал его силу. Отрицая природу, отрицаешь  сам себя, свою жизнь как часть природы человека.) ­ Что есть общего в Базарове и Писареве? (Мы считаем, что в Писареве сам Базаров. Сам Писарев ­ образец возвышенного героизма, он же и рукоплещет  во всем Базарову.) Домашнее задание. Написать сочинение на тему "Можно ли Базарова назвать "светлым лучом"?".

Посмотрите также