Дождь

  • Разработки уроков
  • docx
  • 28.03.2018
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Цель: познакомить, что такое дождь, облака и туман. Задачи: • узнать о превращении воды в туман и облака и дождя в природе; • узнать о положительных и отрицательных свойствах, дождя тумана • научиться узнавать погоду по появлению тумана, облаков • уметь различать облака по видам; Тип урока: урок комплексного применения знаний с использованием ИТК Этапы урока: 1. Вызов 2. Осмысление 3. Рефлексия Приемы ИКТ: кластер, синквейн, толстые и тонкие вопросы, маркировка текста, верные и неверные утверждения. Методы работы: репродуктивный, частично-поисковый, исследовательский. Форма работы: фронтальная, парная, индивидуальная.
Иконка файла материала ДОДЬ.docx
Тема: Дождь, облака и туман. Цель: познакомить, что такое  дождь, облака и туман. Задачи:      узнать о превращении воды в туман и облака и дождя в природе; узнать о положительных и отрицательных свойствах, дождя тумана научиться узнавать погоду по появлению тумана, облаков уметь различать облака по видам; Тип урока: урок комплексного применения знаний с использованием ИТК Этапы урока:  1. Вызов 2. Осмысление 3. Рефлексия Приемы ИКТ: кластер, синквейн, толстые и тонкие вопросы, маркировка текста, верные и неверные утверждения. Методы работы:  репродуктивный, частично­поисковый, исследовательский. Форма работы: фронтальная, парная, индивидуальная. ХОД УРОКА: Деятельность учителя  Деятельность учащихся УУД    дети отгадывают   Коммуникативные (высказывания)   Регулятивные (постановка задач)  Организационный момент 1. Загадки  Без пути и без дороги  Ходит самый длинноногий В тучах прячется во мгле,  Только ноги на земле. (Дождь) Он идёт, а мы бежим Он догонит всё равно! В дом укрыться мы спешим, Будет к нам стучать в окно. И по крыше тук да тук! Нет, не впустим, милый друг! (Дождь) 2. Вызов – Посмотрите отрывок мультфильма и  подумайте, какая тема нашего урока.  Просмотр отрывка мультфильма  «Ежик в тумане», заканчивая словами … она задохнется в тумане? – Значит, какая тема урока?  – Какую учебную задачу перед собой  поставим? – А еще задачи? (Слайды 1­3) Смотрят.  Отвечают. Туман. 1. Знать, что такое туман,  как он образуется. 2. Значение тумана. 3. Определение погоды по туманам и облакам. 2. Осмысление – А что такое облака? ­ А что такое туман?  Запись на доске. – Прочитаете в учебнике. Ответы детей.  Гипотезы. Обсуждают, отвечают. Читают в учебнике с.27­ 28. Коммуникативные (обсуждения) Познавательные (нахождение  информации)– Проверка гипотез. Читаем с доски по  одной и обсуждаем. – Что вам удалось выяснить из текста? Облака – это скопление  капель воды, которые  находятся высоко над  поверхностью земли.   – Молодцы, а теперь найдите в тексте,  как  образуются туманы. В тексте делайте  пометки: что вы знали, что не знали, что  хотели бы побольше узнать. Ставим  буковки напротив абзацев: З, Н, У. ( маркировка текста) – Скажите, а какие процессы происходят с  водой при образовании туманов? – Мы решили 1 задачу? – Попробуйте составить синквейн по теме  «Туман» У А.С.Пушкина есть такие строки: «Исчезли юные забавы,  Как сон, как утренний туман» – Как вы думаете, туман может исчезнуть? – А как вы думаете, туман – «друг» или  «недруг» человека?  – Решили вторую задачу? – Ребята, а сейчас посмотрим видеоклип  «Облака» Что вы здесь увидели, о чем  слушали песню? Возвращение к слайду «Туман»,  Туман  – это мельчайшие  капельки  воды, которые  висят в воздухе низко над землей.  Работают с текстом «Как  возникают туманы»  Хрестоматия, с.54. Испарение и конденсация. Да. Составляют синквейн. 1. Туман. 2. Густой, белый. 3. Образуется,  поднимается, оседает. 4.Туманы бывают весной,  летом и осенью. 5.Вода. Отвечают: туман не  исчезает, а превращается  в водяной пар. Мнения разделись.  Учащиеся обсуждают в  парах. Туман – «друг»: спасает  растения в садах и на  полях от заморозков;  увлажняет кожу человека, что полезно для здоровья. Туман – «недруг»: в  тумане плохо видно,  поэтому люди могут  заблудиться в пути;  пешеходам нужно  осторожно переходить  дорогу; водителям – быть внимательнее на дороге. Да. Это облака.  Задачи: 1.Что такое облака. 2. Виды облаков. 3. Предсказание погоды  Регулятивные (удержание цели) Коммуникативные  (работа в парах) Регулятивные  (удержание цели) Регулятивные  (постановка задач)дописываем задачи. по туману и облакам. – Молодцы! Узнайте, что такое облака из  текста.  Работают с текстом,с.81. Познавательные  (нахождение  информации) – Что вам удалось узнать с помощью  текста?   Облака – это тот же  туман, только находится  он высоко над земной  поверхностью. Чем  темнее цвет облаков, тем  больше в них капелек  воды, если воздух очень  холодный, водяной пар  превращается в  кристаллики льда или  снежинки и виде дождя,  града или снега падает из  туч на землю. Ребята, мы с вами узнали, что такое туман,  что такое облака. У них есть что­то общее,  а чем­то они отличаются. Давайте  попробуем выяснить чем похожи и чем  различаются туман и облака Составляем кластер ... Составляют. Отмечают в задачах. Регулятивные (Удержание задач) Одинаковой ли формы бывают облака?  Какой формы облака вы видели? Разной. Давайте попробуем выяснить, какие     бывают облака. Работают с карточками. Карточка  №1 Перистые:  облака находится высоко в  небе; похожи на перья птиц; не закрывают  Солнце; образуются на высоте 10­12 км;  состоят из кристалликов льда. Индивидуальная работа.     Подчеркивают  отличительные признаки  облаков. Познавательные    (нахождение  информации) Карточка №2 Кучевые: похожи на клочки ваты;образуются на высоте 1­7 км; состоят из  мельчайших капелек воды; постоянно  меняют форму. Карточка №3 Слоистые: серые, низкие; образуются при  встрече тёплого воздуха с олодным на  высоте 1­2 км; вестники обильных дождей  и снегопадов. Карточка №4. Дождевые: образуются на высоте 3­4 км от  земли, вестники ливневых дождей, града,  грозы. – А сейчас на слайдах найдите все четыре  вида облаков. Коммуникативные. Познавательные.         Обсуждают в парах,  выступают. Подтаскивают название  облаков к иллюстрациям  на слайдах. – Ребята, а сейчас каждый из вас может  спросить,   о каких понятиях из темы  сегодняшнего урока говорят поэты в своих  стихотворениях?     Говорится о кучевых  облаках.  Познавательные Дождевые облака.  Туман.  Кучевые облака.        Я сегодня видел сам: Слон летал по небесам! В синеве он важно плыл, Даже солнце заслонил! И опять случилось чудо –  Превратился он в верблюда. Сегодня с самого утра Не играет детвора. Плачет лес, и плачет луг. Море целое вокруг. Что за горе? Вот беда, С неба хлынула вода! Это облако приплыло, Наше солнышко закрыло. Кто­то ночью утащил лес. Был он вечером, а утром исчез. Не осталось ни пенька, ни куста Только белая кругом пустота. Загораю на полянке. В небе стайка облаков. Мчится облако в панамке, Два – похожи на жуков. Надо мной плывут красиво Зебра, лев, индюк, тюлень. Лось, лошадка с белой гривой, Морж и северный олень. Крокодил вдали  и чайки… Посмотрите­ка, друзья. Ах, как будто в зоопарке Побывал сегодня я.– Как вы думаете, почему у разных видов  облаков своя форма? Отчего зависит  форма облаков? Форма облаков зависит от ветра, от высоты и  разности температур. – Как вы считаете, может ли облако упасть  на землю? Дети отвечают по  цепочке, используя  начало предложения:  «Нет, это невозможно». «Да, потому что…»       – Многие думают, что облако не может  упасть на землю, это совсем не так. Облака падают на землю, и можно неожиданно  оказаться в густом тумане, который и есть  не что иное, как упавшее на землю облако.  Ребята, наблюдение за облаками очень  важно для предсказания погоды. Если  научиться читать «язык» облаков, можно  легко узнать, какая погода будет не только  к вечеру, но и через неделю.  Небольшое, но быстро движущее облако в  тропических странах называют «бычьим  глазом». Это предвестник самых страшных  ураганов. – Какие приметы погоды по туманам и  облакам. Золотая заря – к хорошей погоде.  Багровые зори – к дождю.   Если кучевые облака к вечеру  исчезают – к хорошей погоде.  Небо в барашках  дождь приносит.  Если на небе появляются перистые  облака, которые быстро  надвигаются с запада, знайте – надо  ожидать изменения погоды.  Перистые облака предвещают  ненастье от двух дней и более.  Когда днем жарко, душно и быстро  увеличиваются кучевые облака, это  предвещает грозу. Рефлексия – Ребята, вы сейчас проверите свои знания.  Задание каждому на отдельной карточке:  прочитайте вопросы и найдите ответы.  Первая пара выписывают буквы,  означающие верные ответы из правого  столбика, а вторая – из левого столбика.Вопросы:  Обрушивают на землю ливневые  дожди, грозы, град.  Всегда плывут высоко в небе,  похожи на перья птиц.  Невидимый водяной пар в холодном воздухе.  Туман, который находится высоко  над земной поверхностью.  Образуются при встрече теплого  воздуха с холодным.  Похожи на ярко­белые клочки ваты.  Из какого вещества состоит туман? Вода Осадки Кучевые Слоистые Перистые Облака Град  Дождевые Туман  – Назовите тему нашего урока.  Дождь, облака и туман.   – Какие учебные задачи мы ставили? Регулятивные (удержание задач) 1. Узнать, что такое  туман и облака 2. Значение тумана. 3. Познакомиться с  различными видами  облаков. 4.Определение погоды по  туману и облакам. – Нам удалось решить поставленные  задачи? Да. – Попробуем оценить свою работу на уроке по критериям:  Отмечают на столбике  успеха    усвоение материала активность на уроке работа в парах – Встаньте, на правую ладонь мысленно  положите знания, с которыми пришли на  урок, на левую – те, которые получили на  уроке. Соедините ладошки в «хлопке» и  скажите друг другу «спасибо», «молодец».  Спасибо за урок, все молодцы! Домашняя работа: стр. 26­28, вопросы