Древнее двуречье
Оценка 4.7

Древнее двуречье

Оценка 4.7
Разработки уроков
docx
история
5 кл
19.11.2022
Древнее двуречье
13 древнее двуречье.docx

Урок истории по теме " Древнее Двуречье". 5-й класс

Цель: познакомить школьников с географическим положением и природой Древнего Двуречья, с занятиями населения, религиозными верованиями, развитием письменности и культурой этой страны.

Задачи:

  • Развивать навыки работы с исторической картой.
  • Анализировать фрагмент исторического документа.
  • Расширять познавательный интерес школьников.

Термины и понятия:

Передняя Азия, Месопотамия (Междуречье), клинопись, глиняные таблички.

Оборудование и дидактический материал

:учебник, карта "Древний Восток", презентация “Древнее Двуречье”, пакет документов.

Тип урока

: комбинированный урок.

Вид урока

: урок-путешествие.

Форма урока

: урок-погружение.

Ход урока

1. Оргмомент

         Здравствуйте дорогие ребята! Очень приятно видеть вас в хорошем расположении. Начинаем наш урок. Его эпиграфом будут слова:

“Река времен в своем стремленье
Уносит все дела людей
И топит в пропасти забвенья
Народы, царства и царей”.

         На уроках истории мы каждый раз вспоминаем с вами события далёкого прошлого, изучаем историю разных стран и народов. А сегодня я предлагаю вам отправиться со мной в путешествие? Хотите?

         А где вы хотели бы оказаться? В прошлом или настоящем? Почему?

         Я предлагаю отправиться в далекое путешествие, в прошлое - страну, которая называется Древнее Двуречье. Согласны?(слайд1)

         В конце нашего путешествия каждый из вас выберет себе жетон с оценкой своей работы на уроке.

2. Подготовительный этап

         Я буду вашим экскурсоводом, и вы можете задавать мне вопросы, которые возникнут в ходе нашего путешествия, а я постараюсь на них ответить.

3. Повторение ранее изученного материала

         А чтобы попасть в Двуречье, нам надо совершить длительный авиаперелет. Поэтому в начале, чтобы получить билет нам необходимо вспомнить, всё о стране, которую мы изучали на прошлых уроках – о Древнем Египте.

Давайте все вместе ответим на вопросы: (слайд 2)

1.     Царь Древнего Египта. (Фараон)

2.     Растение, из стеблей которого делали материал для письма. (Папирус)

3.     Знак письменности Древнего Египта. (Иероглиф)

4.     Гробница египетских фараонов. (Пирамида)

5.     На каком материке находится Египет? (Африка)

6.     Столица Древнего Египетского царства. (Мемфис)

7.     Место в пустыне, где есть растительность и вода. (Оазис)

8.     Бог Солнца древних египтян. (Ра)

9.     Здание, где люди поклонялись богам. (Храм)

10. Назовите священных животных Древнего Египта. (кошка, бык, крокодил, ибис и т.д.)

         Молодцы, билет на путешествие мы с вами получили. А теперь заполняем необходимые документы для перелёта - визу и декларацию. Все документы, которые вы будете заполнять необходимо, сдать в конце урока, за это вы получите оценку. Получите, пожалуйста, пакет необходимых документов. Откройте их и ознакомьтесь. Сначала нужно заполнить визу, а зетам применив свои знания по истории Древнего Египта декларацию.

Самостоятельная работа по заполнению визы и декларации. (На заполнение визы – 3 минуты, на декларацию - 5 минут).

         Ребята отложите заполненные документы. Скажите, какова цель нашего путешествия?

         Мы хотим побывать с вами в стране, где никогда не были. Чтобы вам хотелось узнать об этой стране?

         Варианты ответов. Учитель обобщает полученные ответы.

         Нам хочется узнать, каковы особенности этой страны.

(Слайд 3) План урока.

4. Объяснение нового материала (Слайд 4)

         В разное время эту страну называли Междуречьем, Месопотамией или Вавилонией. Древнее Двуречье находится на территории Передней Азии, в долине которой протекают реки Тигр и Евфрат, там издревле существовали очаги земледелия. Примерная дата возникновения государства 5000 лет. О древнейшей истории Двуречья знаем довольно мало, так как на месте многих поселений, городов не сохранилось ни руин, ни гробниц подобных Египетским пирамидам, ни остатков храмов – лишь глиняные холмы.

Открываем дневник путешественника и записываем:

         Древнее Двуречье - страна, расположенная в Передней Азии, между рек Тигр и Евфрат. Вывод учителя.

         А что бы наше путешествие было успешным, нам необходимо ознакомиться с природно -климатическими условиями. Природные условия Двуречья очень схожи с Древним Египтом. Откроем учебник с.63 и сравним климатические условия двух стран.

(Слайд 5), (слайд 6)

          - Каков климат Древнего Двуречья? (теплый, мягкий, влажный).

         - Чем могли заниматься жители? (земледелием).

         - Что способствовало этому виду деятельности?(климат, наличие рек, разливы, плодородие).

         Это все благоприятные условия. Слайд 7, слайд 8, слайд 9

         А какие неблагоприятные условия вы можете отметить? Слайд 10

         Мы высаживаемся в аэропорту. Вы  наверно устали в полете, пора нам размять уставшие о ноги.

Физкультминутка

         Учитель называет слова, если слово относится к первобытным людям - поднять руки, к Жителям Древнего Египта – присесть.

Вождь, пирамида, жрец, старейшина, собирательство, мумия, саркофаг, родовая община,

Молодцы.

          А теперь  отправляемся посмотреть страну. Обязательно посетим её музеи.

Показ презентации (Слайды 11 - 13).

           Древние племена Междуречья со временем объединились для совместного проживания в укрепленные поселения. Постепенно, эти поселения превращались в города – центры небольших государств. Так более 5 тыс. лет назад в нижнем течении рек Тигра и Евфрата древний народ «шумеры» образовал первое государство в Древнем Двуречье. В переводе с древнего языка «шумеры» означают «черноголовые». С этим народом связана одна из загадок истории Древнего мира. Неизвестно, откуда они пришли на эти земли. Их язык не был похож ни на какой другой. На сохранившихся изображениях этих людей можно заметить, что у них были неправдоподобно правильные овальные черты лица с большими глазами. Эти странные люди основали в Двуречье крупные центры, города-государства Ур и Урук.

Глина - самый распространенный  материал, применяли его  и для изготовления посуды и для сооружения дамб. (Слайд 14)

           У жителей Древнего Двуречья было много богов, но особо почитаемыми были боги и богини связанные с явлениями природы:

ШАМАШ – бог Солнца

СИН – бог Луны

ЭА – богиня воды

ИШТАР – богиня плодородия Слайд 15,16

         Основное занятие жителей Двуречья – земледелие, скотоводство, торговля. А что там выращивали?

         Возьмите из файла документ, давайте его прочитаем и ответим на вопросы.

Работа с документом  запись в дневник путешественника.

Вывод учителя.

         Несмотря на отсутствие строевого леса и камня, здесь строили дворцы и храмы, жилые дома. Строительным материалом являлась глина, из которой делали большие кирпичи. Но самое интересное предназначение глины - использование ее в качестве писчего материала. (Слайды 17). На холмах Двуречья археологами найдены среди обломков глиняной посуды и кирпичей таблички, покрытые значками в виде клинышков. Эти знаки называются клинописью.

         Записать определение в дневник путешественника.

         Клинопись - вид письма Древнего Двуречье.

         В начале в Двуречьи пытались писать рисунками. Но это очень трудно сделать на толстой глиняной табличке, и со временем стали не рисовать, а оттискивать на глине палочками клинописные знаки. Затем табличку обжигали и в таком виде ее можно было хранить очень долго, т.к. она становилась очень прочной. Множество таких табличек сохранилось до наших дней. Каждый знак обозначал слово или словосочетание. Школы в Древнем Двуречье назывались – эдубы – дома табличек.  А учителя звали – отец дома табличек.

         Дети разного возраста обучались вместе. Много лет требуется мальчикам, чтобы научиться письму, счету, астрономии, узнать сказания и мифы. Учиться в школе было трудно. Будущих писцов учителя держали строго.

         Каждый знак в клинописи - это рисунок, который означал целое слово.

Вот и мы с вами побываем в школе Двуречья:

         Задание. Историки нашли глиняные таблички, но некоторые слова стерлись попробуйте их восстановить.

1. Почвы в Двуречье были так плодородны, что посеянная пш.. .-давала до ста зерен, а ф… пальма - до 50 плодов в год.

2. Некоторые свободные вавилоняне были очень богаты. Они владели многочисленными полями и садами с гра…, я…. У них было множество домашних животных: о…, к…з, л….

3. Люди не отступали перед трудностями. Они рыли к-… лы, с помощью которых орошали земли. На их полях зрел я…, пш…. Вокруг селений зеленели ф… пальмы.

Прочитаем, что у вас получилось

5. Закрепление изученного материала

На путешествие подходит к концу. А чтобы вернуться обратно домой, мы должны выполнить тест по теме нашего путешествия.

Выполнение теста. (5 минут)

На следующий урок вы узнаете, как хорошо вы справились с заданиями во время путешествия.

6. Рефлексия.

- Вам понравилось путешествие?

- Что вы узнали нового, интересного?

- Что вы сегодня дома захотите рассказать своим родителям о нашем уроке?

Ответы уч-ся.

Выберите себе жетон.

7. Д.з. (дифференцированное)

Запишите домашнее задание.

На 4 - Параграф 13, читать, отвечать на вопросы. Р.Т № 46,47

На 5 - Дополнительное задание: перед вами пословицы первых жителей Междуречья, предлагается дома найти русские варианты:

а) Бедняк занимает - себе забот наживает.

б) Хорошо одетому всегда рады.

в) Он еще не поймал лисицу, а уже делает для нее колодку.

Итог урока.

         В завершение хотелось бы сказать, что народ Древнего Двуречья внес неоценимый вклад в сокровищницу мировой науки и культуры. Давно умерли мастера и ученые, художники и поэты, но то, что было ими создано, будет всегда удивлять и восхищать людей. И, возможно, нас еще ждут большие открытия. Может быть, эти открытия сделаете вы сами. Всем спасибо за урок!

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

а) Рассказать о жизни ремесленников и земледельцев в Древнем Египте.

Карточка №1

Кого называли ремесленниками? Какие ремесла были развиты в Древнем Египте? В каких условиях трудились земледельцы, ремесленники?

 

б) Рассказать о жизни вельможи в Древнем Египте.

Карточка №2

Кто такие вельможи? Как они жили? Чем занимались вельможи?

 

в) Рассказать о жизни фараона в Древнем Египте.

Карточка №3

Кто такой фараон? Для чего фараоны участвовали в военных походах? Как было вооружено войско фараона? Как выглядела боевая колесница? Что фараон привозил из похода?

 

а) Рассказать о жизни ремесленников и земледельцев в Древнем Египте.

Карточка №1

Кого называли ремесленниками? Какие ремесла были развиты в Древнем Египте? В каких условиях трудились земледельцы, ремесленники?

 

б) Рассказать о жизни вельможи в Древнем Египте.

Карточка №2

Кто такие вельможи? Как они жили? Чем занимались вельможи?

 

в) Рассказать о жизни фараона в Древнем Египте.

Карточка №3

Кто такой фараон? Для чего фараоны участвовали в военных походах? Как было вооружено войско фараона? Как выглядела боевая колесница? Что фараон привозил из похода?

 


 

Урок истории по теме " Древнее

Урок истории по теме " Древнее

Древнем Египте. Давайте все вместе ответим на вопросы: (слайд 2) 1

Древнем Египте. Давайте все вместе ответим на вопросы: (слайд 2) 1

Двуречья очень схожи с Древним

Двуречья очень схожи с Древним

Возьмите из файла документ, давайте его прочитаем и ответим на вопросы

Возьмите из файла документ, давайте его прочитаем и ответим на вопросы

На путешествие подходит к концу

На путешествие подходит к концу

Рассказать о жизни ремесленников и земледельцев в

Рассказать о жизни ремесленников и земледельцев в
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
19.11.2022