Содержание
1. Древнегреческая комедия . Введение -------------------------------------- 3
2. Происхождение и развитие древнегреческой комедии. Первичные формы комических представлений--------------------------------------------------------- 4
3. Общая характеристика творчества Аристофана ------------------------- 7
4. Заключение ------------------------------------------------------------------------ 12
5. Список литературы ------------------------------------------------------------- 13
Тема : Древнегреческая комедия
Введение
Цель реферата: Рассмотреть происхождение и развитие древнегреческой комедии. Первичные формы комических представлений.
Задачи: Проанализировать
1 Первичные формы комических представлений.
2. Мелкие комические жанры: мимы и флиаки.
3. Возникновение «древней» аттической комедии Ее характер и социальная основа.
4. Аристофан и Менандр асновоположники древнегреческой комедии и их
произведения.
5. Социально-политические и религиозные воззрения Аристофана
6 Действующие лица в комедиях Аристофана.
7. Язык комедий Аристофана.
ПРОИСХОЖДЕНИЕ И РАЗВИТИЕ ДРЕВНЕГРЕЧЕСКОЙ КОМЕДИИ. ПЕРВИЧНЫЕ ФОРМЫ КОМИЧЕСКИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ
Первые этапы становления аттической комедии, как
литературного жанра, были неизвестны античным исследователям; они знали ее уже
в той установившейся форме, которую она имела во второй половине V в. Комедия этого
времени называется (в отличие от своих более поздних форм) древней комедией.
Сами древние не имели единого мнения о происхождении комедии. Дорийцы
производили название ее от слова «коме» — «деревня» в основе были насмешливые
песни крестьян, которые высмеивали своих земляков, чем-нибудь им досадивших. Но
более обоснованным надо считать объяснение Аристотеля, который производил
название комедии от слова «комос» 1 — веселое шествие подвыпивших гуляк — и
начало ее выводил из обрядовых «фаллических» 2 песен в честь Диониса,
исполнявшихся еще и в его время (IV в. до н. э.). Эти обрядовые песни
включали как необходимый элемент- шутки, насмешки и даже непристойности. А
что представляет собой «комос», показывает сценка, описанная Платоном в «Пире»:
пьяный Алкивиад во главе толпы гуляк с песнями врывается в дом поэта Агафона.
Уже в самое раннее время в таких обрядовых играх большое место занимал спор
(агон), когда на насмешки одной стороны другая отвечала тем же самым, так что
дело доходило иногда не только до перебранки, но и до свалки. Можно сказать ,
что греческая комедия возникает в VI в. до н.э. из следующих четырех
элементов: а) шумные и веселые бытовые сценки пародийного и карикатурного
характера (особенно распространенные среди дорийцев); б)драматизированные песни
обличительного характера у селян, ходивших в праздники Диониса в город
высмеивать тамошних жителей; в) оргиастически-жертвеннный культ Диониса; г)
песни в честь богов плодородия на Дионисовых празднествах.
От культа Диониса - в карикатурной и пародийной форме - в комедию перешли
весьма многие существенные черты: а) хор, бывший когда-то неотъемлемым
элементом ритуала; б) агон (спор) двух полухориев (по 12 человек), получивший
теперь новое содержание (например, борьба старых и новых нравов в
"Облаках" Аристофана, военных и антивоенных взглядов в его
"Ахарнянах") вместо исконно дионисовской темы о борьбе старого и
нового божества; в) парабаса (движение хора в сторону зрителей и обращение к
ним от имени поэта, как остаток неполной отчлененности искусства и театральной
иллюзии от чисто жизненного значения старинного ритуала); г) богатая маскировка
("облака", "осы", "птицы"), заменившая старые
ритуальные маски; д) бомолох, "шут около алтаря" (обычно простак,
крестьянин) и высмеиваемая им толпа "болтунов", всяких торговцев,
лекарей, шарлатанов, которых он даже бьет,- аналогия жреца и народа; е) пир,
любовные приключения (с большой свободой действий и слов), свадьба и
заключительное шествие с факелами - аналогия старого жертвенного оргиазма. К
числу таких же шуточных действий принадлежит и упоминаемая Демосфеном процессия
на телегах, с которых проезжавшие осыпали прохожих шутками и насмешками. В
Спарте подобный характер носили выступления так называемых «дикелистов».
Зародившаяся в деревне комедия с самого начала находилась в резком
антагонизме с городской культурой, так что ее демократичность была связана с
деревенскими работниками и собственниками, и она ничего не имела общего с
промышленной и торговой демократией города.
Имеются неясные сведения о Мегарах, где как будто бы уже в начале VI в. до н.э. была в
ходу примитивная комедия, состоявшая, вероятно, из небольших шуточных сценок.
Этот мегарский фарс был перенесен Сусарионом около 580-570 гг. в Аттику.
Только в Аттике комедия достигла полного развития, хотя, по свидетельству
Аристотеля, об этом спорили мегарцы и сицилийцы. Здесь она, не без влияния
трагедии, получила вполне развитую фабулу и структуру, разнообразные
характерные маски, определенное число актеров. И наконец, здесь были учреждены
(в середине V в. до н.э.)
состязания на Дионисовом празднике ленеи (в конце греческой зимы, январь) трех
комических авторов, причем хорегия проводилась так же, как и в трагедиях.
Раньше комический хор составлялся более или менее случайно, из добровольцев.
Комедия попала и на Дионисии, городские и сельские. Эта легализация укрепила
комедию и придала ей официальный характер, хотя правительство не раз издавало
ограничительные законы для комических авторов и выводимых ими героев.
Структура комедии несколько отличалась от трагедии. Вначале, как и в
последней: 1) про лог (разъясняющий содержание и смысл данной комедии) и 2) п а
р о д (первое выступление хора с лирико-драматической песнью или декламацией).
Далее, в отличие от трагедии, 3) а г о н, или состязание между действующими
лицами, среди которых победитель высказывает то, что в дальнейшем и проповедует
данная комедия; потом 4) парабаса (хор, обращенный к публике), 5) ряд небольших
сцен, где эписодии и стасимы чередуются по типу трагедии, и 6) эксод
(заключительная песнь уходящего пляшущего хора). Большая часть комедии делилась
на метрически соответствующие одна другой песни, а именно оде
("песне") соответствовала антода ("ответная песнь"), эпирреме
("присказке", слову предводителя одного полухория) - антэпиррема
("ответная присказка" другого полу-хория).
Полная парабаса (встречающаяся только в ранних комедиях Аристофана)
состоит из 7 частей: комматий (краткий хор), анапесты (вроде речи корифея хора)
и пниг ("удушие", длинная часть, произносившаяся скороговоркой), ода,
эпиррема, антода, антэпиррема. В дальнейшем парабаса сокращается и сходит на
нет. Кроме нее, были и другие, более мелкие хоровые интермедии.
Общий стиль древней аттической комедии - живой, легкий, остроумный,
непрестанно все новый и новый, полный всяких неожиданностей балаган, содержащий
в себе помимо увеселительных задач очень упорную антигородскую тенденцию,
почему комедия эта не является ни комедией нравов, ни комедией интриги, но
комедией общественно-политических идей, воплощаемых в том или ином
карикатурно-сатирическом образе (облака, осы, птицы-и пр.), являющемся исходным
для всей комедии. Для нее характерны неимоверное нагромождение всякой мелкой
бутафории, постоянная клоунада, яркость и пестрота костюмов, наличие грубого,
базарно-ярмарочного жаргона, пересыпанного ругательствами и нецензурными
выражениями. Все же это не мешало древней комедии быть классической.
Наиболее известными среди доаристофановских аттических комиков являются
Хионид, Магнет, Кратет и Ферекрат. О первых двух почти ничего не известно (о
блестящей славе их и об упадке Магнета в старости сообщает Аристофан во
"Всадниках", указывая также, что он и по-птичьи порхал, и пчелой
жужжал, и веселой лягушкой квакал). Оставшиеся фрагменты из Кратета (расцвет
творчества 450-423 гг. до н.э.) говорят о весьма заостренной сатире на Перикла
(зато восхваляется Солон), софистов и все городское демократическое общество с
его иноземными нововведениями, роскошью, изнеженностью, порочностью. Значение
Кратета в комедии древние сравнивали со значением Эсхила в трагедии. Аристофан
сравнивает Кратета (как и он сам себя) с бурным потоком. Древние критики
обвиняли его в грубоватости, а его язвительность сравнивали с архилоховской. О
Кратете Аристотель говорит, что он первый из афинских комиков оставил ямбы (то
есть прямую и личную сатиру) и перешел к разработке диалога и мифов. Характерны
мечты Кратета о земном рае в комедии "Дикие звери", равно как и
надежды Ферекрата найти счастье среди примитивно живущих дикарей в комедии
"Дикие".
Древняя аттическая комедия от веселых шуток карнавала постепенно
перешла к сюжетам общественной жизни и приняла активное участие в разгоревшейся
классовой борьбе своего времени. По мере того как обнаруживались недостатки
афинской рабовладельческой демократии, естественно, возникала потребность
разоблачения их. Комедия с ее сатирическими свойствами стала удобным поприщем
для критики недостатков существующего порядка и его руководителей. Свобода,
представляемая праздником Диониса, была удобным случаем открыто высказать
накопившиеся чувства. Сама острота этой критики свидетельствует о глубоком
интересе граждан к политическим вопросам. Расцвет такой комедии совпадает с
высоким подъемом общественной жизни во второй половине V в. до н. э. .
«Древнюю» аттическую комедию в начале IV в. сменила «средняя», явившаяся
переходом от политических тем к бытовым: она содержит мифологические пародии,
моральные нравоучения, аллегории, отчасти мотивы интриги и воспроизведение
характеров и т. п. В конце IV в. оформилось направление «новой» бытовой
комедии со всеми разновидностями ее — комедия нравов, характеров и интриги.
Наряду с комедией в обстановке повседневного быта возникли и мелкие
формы комических представлений — мимы и флиаки.
Во всем этом творчестве проявляется наблюдательность, умение схватывать
смешные стороны действительности, ему присуще глубокое чувство юмора.
Неисчерпаемое богатство комических мотивов, сюжетов и образов в этих мелких
сценках могли составить материал для комедии крупного масштаба, которая в V в. и возникла в
Аттике. В этих образцах дорийской комедии бросается в глаза отсутствие хора,
которому принадлежала существенная роль в аттической комедии.
Мы знаем несколько имен современников, но точные данные имеются только о
ближайших предшественниках Аристофана — о Магнете, Кратине и Эвполиде, хотя и
их произведения почти не сохранились.
Магнет одиннадцать раз одерживал победы на состязаниях, начиная с 472 г.
Уже по названиям его пьес можно судить о характере их содержания: «Барбитисты»
(музыканты, играющие на барбите), «Птицы», «Лидийцы», «Орехотворки», «Лягушки»
и т. д. Под конец жизни успех изменил ему, и его затмили новые знаменитости.
Аристофан вспоминает о нем во «Всадниках» (520—525), говоря о трудностях
профессии комического поэта.
Из предшественников Аристофана наиболее крупным талантом обладал,
по-видимому, Кратин, который умер около 420 г. в очень преклонном возрасте. Он
написал 21 комедию и не раз выступал соперником Аристофана. Известно не менее
девяти его побед. Сюжеты он брал частью из современной жизни, вводя в них
нападки на политических деятелей, в том числе на Перикла. Нападки на
политических деятелей были в это время постоянной темой выступления комических
поэтов. Аристофан отмечал увлекательную манеру Кратина, напоминающую своей
стремительностью бурный поток («Всадники», (526—528). В другом месте он
называет его «пожирателем быков» («Лягушки», 357). Сохранилось несколько
отрывков из его «Одиссеи», где с большим юмором представлено, как Полифем
готовит на жаркое спутников Одиссея. Особенно интересна была комедия «Бутылка»,
которая доставила поэту первую награду. Хотя комедия не сохранилась, ее
содержание нам известно. В основной части был представлен спор между Комедией и
Мефой, т. е. Попойкой. Комедия как законная супруга жаловалась друзьям на то,
что покинута Кратином ради Попойки. В результате благодаря посредничеству
друзей достигалось примирение супругов. Древние критики отмечают у Кратина
большую силу сатирического таланта и считают его в этом отношении наследником
Архилоха.
Третьим выдающимся мастером комедии был Эвполид (446— 411 гг.). Он жестоко
нападал в своих комедиях на Аспасию, Клеона, Гипербола, Алкивиада, софистов,
Сократа и многих других. Некоторое время он был дружен с Аристофаном и даже
помогал ему в сочинении комедии «Всадники», но потом они поссорились из-за
какого-то литературного вопроса и начали нападать друг на друга в своих
произведениях. Эвполид написал около 14 комедий и семь раз получал первую
награду. Наибольшей известностью пользовались две его комедии — «Города», где
прославлялись верные союзу с Афинами города и подвергались осмеянию отступники,
и «Демы», где в противовес современным демагогам для спасения от бедствий войны
вызывались из загробного мира выдающиеся политические деятели прошлых времен —
Солон, Мильтиад, Аристид и др. Несколько небольших отрывков недавно найдено на
папирусах. В одном из прежде известных отрывков содержится интересное воспоминание
об умершем Перикле.
Из менее известных поэтов отметим еще Кратета и Ферекрата. Кратет, по словам
Аристотеля, первый стал заниматься обработкой диалога и фабулы. Из семи
написанных им комедий особенно известна комедия «Звери». Это — чудесная сказка,
в которой осуществляется мечта о том, чтобы животные и даже неодушевленные
предметы стали служить человеку. Комедия Ферекрата «Дикари» была ответом на
идеализацию жизни первобытных людей современными философами. Несколько человек,
которым надоела жизнь в культурном обществе, отправились на лоно природы к
дикарям. Однако вскоре им пришлось разочароваться, когда они чуть не были
съедены дикарями. Подобным же образом Телеклид в «Амфиктионах» изобразил
счастливую жизнь золотого века, когда людям не нужно было трудиться для
добывания пищи, так как хлеб, вино, всякая дичь и рыба сами готовились, чтобы
попасть в рот человеку.
Общая характеристика творчества Аристофана.
а) Что касается прежде всего сюжетов комедий Аристофана, их исторической основы, то здесь перед нами последняя четверть V в. и первые два десятилетия IV в. до н.э. Это - время кризиса афинской демократии и конец всего классического периода Греции.
б) Идейны и смысл комедий Аристофана. Мировоззрение Аристофана не старинно-аристократическое (он - сторонник крепких и устойчивых земледельческих идеалов), не софистическое или демократическое. Оно основано на резкой критике зарвавшейся и разбогатевшей городской демократии, которая вела захватническую войну ради дальнейшего обогащения.
Социально-политические
взгляды Аристофана в связи с указанными тремя периодами его творчества
эволюционируют от смелой, вызывающей сатиры на демократические порядки, в
сообенности на милитаризм тогдаших демократических лидеров, через известного
рода разочарования в действенности подобных памфлетов, к прямому утопизму,
свидетельствующему о бессилии автора против наступления торгово-промышленных
слоев и о некоторых его тенденциях к мечте и к сказке, которая, впрочем, тоже
встречает у него критику.
В религиозных взглядах Аристофан весьма принципиален (такова, например, его
яркая антисофистическая позиция в "Облаках"), но это не мешало ему
выводить богов в смешном и даже шутовском виде, давать карикатуру на молитву и
пророчества. Правда, принимать это комическое изображение богов за полное их
отрицание едва ли возможно, так как это не противоречило греческой религии
начиная с самого Гомера. Тем не менее у Аристофана мы находим самую резкую
критику антропоморфной мифологии. До Лукиана (II в.
н.э.) мы нигде в античной литературе не встретим такого издевательского
изображения богов, демонов и героев. Однако известно, что во времена Аристофана
и даже еще раньше антропоморфная мифология отрицалась даже религиозно мыслящими
писателями.
в) Жанр комедии
Аристофана содержит в себе, с одной стороны, элементы бурно-оргиастического
культа Диониса, а с другой - острейшую сатиру и пародию на городские порядки. В
связи с характером жанра индивидуально-пластические образы, в которых Аристофан
воплощал свои отвлеченно-типовые идеи, всегда носили характер неимоверно
раздутого шаржа, размалеванного, визгливого шутовства и клоунады. Действующие
лица ни в какой мере не являются здесь живыми характерами, взятыми из
конкретно-индивидуальной жизни. Это - только общие типы (таков в
"Ахарнянах" тип задавленного войной крестьянина; Стрепсиад в
"Облаках", тип сбитого софистами с толку простолюдина; Клеон, меньше
всего реальный вождь демократической партии, но вообще хитрый и дальновидный
демагог). С другой стороны, нет ничего ярче и пластичнее тех образов, в которых
Аристофан воплощал эти отвлеченные типы. Таков в "Облаках" Стрепсиад
- ворчун, скупец, пройдоха, неудачник и т. д. Однако характеры заметно
эволюционируют в поздних комедиях Аристофана, приобретая уже чисто бытовые
черты, характерные для позднейшей комедии (например, Ксанфий в
"Лягушках" или Карион в "Богатстве").
В связи с основным характером древнейшей комедии произведения Аристофана
полны всяких отступлений, случайных эпизодов, причудливого сцепления
невероятных мелочей - словом, полного беспорядка. Но Аристофан очень упорно
проводит каждый раз определенную, четкую отвлеченную идею, которой вся эта
видимая бесформенность подчинена. Комедия Аристофана не является комедией
интриги (на манер более поздней комедии). Его интересуют не человеческие
действия, а отвлеченные идеи. Лирические партии у Аристофана отличаются
непрерывным разнообразием и полной неустойчивостью в настроениях, но Аристофану
не чужды были и высокая лирика природы ("Птицы", "Облака"),
и красоты простой сельской жизни ("Ахарняне", "Мир"),
г) Художественны и стиль аристофановских комедий представляет собой
необычайно выразительный образец чисто классического стиля, то есть он основан
не на психологии, не на анализе переживаний или картинах быта, но на
изображении отвлеченно-типического в индивидуально-пластической форме. Это и
есть классический стиль искусства, и этим как раз богат Аристофан. Особенно
замечателен язык Аристофана. В основе это обыденный, разговорный аттический
городской язык. Но комик пересыпает его бесчисленными каламбурами,
противоестественными словосочетаниями, неожиданными многочисленными
сравнениями; вносит бойкую живость и характерность в диалоги (пример - экзамен
колбасника во "Всадниках"), доходящие до грубых острот (Стрепсиад),
тут иностранное коверканье (скиф в "Женщинах на празднике Фесмофорий"),
комическая скороговорка и даже полная непристойность речи.
д)
Особенностями комического жанра объясняется своеобразный характер действующих
лиц у Аристофана. «Древняя» аттическая комедия задавалась целью не просто
изображать окружающую действительность, а высмеивать ее уродливости. Поэтому и
действующие лица рисуют не подлинных, живых людей, а представляют их в
одностороннем карикатурном освещении. Это — носители какого-нибудь одного
свойства, одной страсти. Среди них мы нередко находим известных общественных
деятелей, которые были хорошо знакомы зрителям, — и это придавало спектаклю
особенную остроту. Часто поэт пользуется вымышленными именами, выводя просто
характерные типы своего времени, иногда ограничивается обозначением профессий:
оружейный торговец, мастер серпов, земледелец и т. п. . Женские образы в
комедиях Аристофана имеют меньшее значение. Они играют существенную роль только
в трех комедиях: «Лисистрата», «Женщины на празднике Фесмофорий» и «Женщины в
Народном собрании» . Выделяются две руководительницы — Лисистрата и Праксагора,
весьма похожие одна на другую . Это — умные и ловкие агитаторы, умеющие
организовать заговор, опытные хозяйки, женщины с сильной волей, способные
держать мужей под башмаком .
Замечательный
образ представил Аристофан в лице Пафлагонца во «Всадниках ». Под этим именем
он вывел демагога Клеона. Он хотел дать исполнителю этой роли маску,
изображающую лицо Клеона. Однако могущество демагога в момент постановки
комедии было так велико, что ни один мастер не согласился сделать такую маску,
и эту роль пришлось исполнять самому Аристофану.
Аристофан представил Клеона как самого беззастенчивого обманщика, казнокрада,
вымогателя, который втерся в доверие к народу, наводит страх на богатых,
действует доносами, обвиняя честных граждан в заговорах против демократии или в
сношениях с врагами.
В творчестве Аристофана «древняя» аттическая комедия достигла высшего
завершения. Для нас он остается единственным представителем этого рода поэзии и
родоначальником всего направления комической поэзии в мировой литературе.
Аристофан начал писать еще очень молодым и первые произведения (427—425 гг.) —
«Пирующие», «Вавилоняне» и «Ахарняне», из которых сохранилось только последнее,
— ставил под именем актера Каллистрата. Аристофан выступал иногда в качестве
актера. Он, например, играл роль Пафлагонца-Клеона во «Всадниках». Последнее из
дошедших до нас произведений, комедия «Богатство», было поставлено им в 388 г.
После этого он написал еще комедии «Кокал» и «Эолосикон», которые были
поставлены его сыном Араром, может быть, уже после смерти автора, и не дошли до
нас. Время смерти Аристофана можно отнести приблизительно к 385 г. Аристофан
написал свыше 40 комедий, а до нас дошло одиннадцать. В хронологическом порядке
они располагаются следующим образом : «Ахарняне» — 425 г., «Всадники» — 424 г.,
«Облака» — в первой редакции в 423 г., «Осы» — 422 г., «Мир» — 421 г., «Птицы»—
414 г., «Лисистрата» — 411 г., «Женщины на празднике Фесмофорий»—по-видимому, в
411 г., «Лягушки» — 405 г., «Женщины в Народном собрании» — в 392 или 389 г.,
«Богатство» — 388 г.
В первой из этих комедий, в «Ахарнянах», представлено, как крестьянин
Дикеополид, испытывая тяжесть войны, пришел в Народное собрание, чтобы добиться
заключения мира. Но видя тщетность своих ожиданий, он заключил мир сам,
единолично . Его земляки из большого аттического дема Ахарн, составляющие в
комедии хор — по этому хору названа и комедия, — хотят убить его как предателя .
А Ахарны как раз сильно пострадали в первые же годы войны (Фукидид, II, 21), и
Дикеополид доказывает, что война выгодна только демагогам да стратегам, вроде
Ламаха . Дикеополид справляет праздник, веселится и пирует, в то время как
другие страдают от войны . На его свободный рынок прибывают люди из чужих
городов . Мегарец с голоду продает ему своих дочерей . Даже сам полководец
Ламах присылает к нему за дроздами и угрями, чтобы попировать на празднике, но
Дикеополид ничего не дает тем, кого считает виновниками войны . Ламаху во время
праздника приходится спешить на границу, чтобы отразить нападение врагов, а
возвращается он в весьма жалком виде, так как разбился, перескакивая через ров.
Комедия «Всадники» получила название по хору афинских всадников,
выступающему в ней. Поставленная в 424 г., она была откликом на недавнюю победу
афинян над спартанцами при Сфактерии в 425 г. Демагог Клеон, богатый владелец
кожевенной мастерской, приняв на себя командование афинским войском, взял в
плен на острове Сфактерии и привез в Афины 120 спартиатов, цвет спартанской
аристократии . После этой победы Клеон приобрел в народе еще большую
популярность и стал держать себя с крайней самоуверенностью . Между тем было
ясно, что эта победа одержана благодаря тщательной подготовке и длительной
блокаде острова стратегами, главным образом Демосфеном . Клеон, таким образом,
присвоил себе славу, которую должен был разделить с другими . Не ясно ли, что
такие зазнавшиеся выскочки затирают дельных и преданных народу людей? Эту
мысль и выразил Аристофан в своей комедии .
Он представил в ней хозяйство старого, дряхлого брюзги Дема (дем —
по-гречески «народ»), сына Пникса (название холма, на котором происходили
заседания Народного собрания), большого охотника до бобов (с помощью бобовых
зерен иногда производилось голосование). Старик купил нового раба — наглого и
бесстыдного Пафлагонца . Рабы из Пафлагонии (область в северо-западной части
Малой Азии) известны были своей наглостью. Этот хитрец, в котором сразу можно
было узнать Клеона, сумел вскоре втереться в доверие к хозяину и сделал
невыносимым положение верных и преданных рабов, т. е. Никия и Демосфена . Они в
противовес Пафлагонцу нашли еще большего наглеца и невежду — Колбасника
Агоракрита, и тот самой беззастенчивой лестью и подхалимством добивается
расположения Дема: он доверяет ему управление всем своим хозяйством. Дело
заключается сказочным концом: Колбасник возвращает Дему молодость, и у того
начинается счастливая жизнь, уже без прежних ошибок.
Осмеянию новых научных и философских теорий посвящена комедия «Облака». Новые и
оригинальные учения, которые порывали со старыми традициями, показываются тут с
точки зрения простого крестьянина Стрепсиада. Вследствие того, что Фидиппид,
сын Стрепсиада от жены, взятой из знатного рода, водит знакомство с
аристократической молодежью и увлекается конным спортом, он втянул отца в
долги, заставляя покупать для себя рысаков. Не зная, как расплатиться с
долгами, Стрепсиад идет в «думальню» Сократа , чтобы поучиться у него науке не
платить долгов . Сократ призывает новых богов — Облака как покровителей новой
науки, затуманивающей головы вздором, и они являются в виде хора — отсюда и
название комедии. В ряде комических сцен представлено обучение Стрепсиада,
причем Сократу, в карикатурном виде, приписываются теории современных физиков,
естествоиспытателей, религиозных мыслителей, софистов и т. д. Он представлен
настоящим мошенником и обманщиком. Стрепсиад оказывается слишком тупым, он не
может усвоить такой науки, и Сократ прогоняет его. Тогда Стрепсиад вместо себя
посылает своего сына Фидиппида. Ему представлено на выбор взять за руководство
Справедливое слово или Несправедливое. Фидиппид предпочитает последнее и идет в
«думальню» Сократа. Между тем к Стрепсиаду являются кредиторы. Но он,
нахватавшись у Сократа мошеннических уверток, прогоняет их ни с чем. Когда
вскоре по окончании курса возвращается Фидиппид, отец по этому случаю устраивает
пирушку. Но тут между ними загорается спор, во время которого Фидиппид колотит
отца и доказывает, что по современным научным взглядам это в порядке вещей.
Тогда только Стрепсиад понимает лживость новых учений, видит корень зла в
Сократе и поджигает его «думальню».
При постановке в 423 г. «Облака» потерпели неудачу. Аристофан потом несколько
переделал текст, добавил в парабазе (518 сл.) жалобу на несправедливость
публики, спор между Справедливым словом и Несправедливым и конечную сцену,
когда Стрепсиад поджигает «думальню». Мы имеем только вторую редакцию.
В «Мире» представлено, как крестьянин Тригей взлетает на навозном жуке на
небо, чтобы добиться от Зевса прекращения войны. Но он застает там только
Гермеса, от которого узнает, что все несчастья пошли с тех пор, как богиня мира
Ирина заключена богом войны в пещеру. Тогда он призывает на помощь всех
трудовых людей и освобождает ее. А вместе с Миром приходит на землю Опора —
богиня урожая, и комедия заканчивается веселым пиром на свадьбе Тригея и Опоры.
Комедия «Лисистрата» названа по имени афинской женщины, которая организует
заговор женщин всех государств с тем, чтобы положить конец войне. Страдая от
хозяйственной разрухи военного времени и томясь тоской по находящимся постоянно
в походах мужьях, женщины заставляют их согласиться на заключение мира.
Комедия «Женщины на празднике Фесмофорий», написанная накануне олигархического
переворота 411 г., совершенно не затрагивает политических вопросов, а
подвергает осмеянию поэтов Агафона и Эврипида. Эврипид узнает, что женщины,
озлобленные его нападками, сговариваются его убить. Тогда он обращается к поэту
Агафону, известному изнеженным образом жизни, прося заступиться за него. Тот
отказался, но дал из своего гардероба женский костюм родственнику Эврипида, и
этот родственник в женском платье проник на собрание женщин, справляющих
праздник Фесмофорий (в честь Деметры и Персефоны), куда мужчинам не было
доступа. В ответ на обвинение женщин он пытался защитить Эврипида, говоря, что
на самом-то деле женщины много хуже, чем он их изображает. Этим он возбудил
подозрение и был разоблачен. Ему на выручку пришел сам Эврипид и, обещав
женщинам больше не позорить их, хитростью освободил родственника из рук
скифа-полицейского.
Большой историко-литературный интерес представляет комедия «Лягушки». Она
поставлена в январе 405 г. под свежим впечатлением смерти Эврипида и Софокла.
Бог Дионис, в ведении которого считалось театральное дело, очень обеспокоен
тем, что со смертью этих поэтов и с отъездом в Македонию младшего трагического
поэта Агафона театр опустел. Поэтому он решает отправиться в загробный мир,
чтобы вернуть на землю Эврипида . Так как, по мифам, в загробный мир однажды
сходил Геракл и увел оттуда адского пса Кербера, Дионис надевает, подобно ему,
львиную шкуру, берет палицу и в сопровождении раба Ксанфия, который несет
багаж, отправляется в путешествие. Ему приходится переезжать через адское
озеро. Там раздается кваканье хора Лягушек — отсюда название комедии. Дионис
после ряда приключений, когда его принимают за Геракла и бьют за похищение
Кербера или хотят пытать как раба, и т. п., наконец, достигает дворца Плутона.
Там в это время происходил спор между Эсхилом и Эврипидом из-за первенства.
Долгое время первое место занимал Эсхил. Но, когда в царство мертвых пришел
Эврипид, он собрал шайку грабителей, мошенников, отцеубийц и т. п. злодеев и
стал требовать себе первого места. Дионис видит в этом удобный случай, чтобы
убедиться, кто из них лучший поэт. Эсхил выставляет требование, чтобы поэт был
учителем народа, и в пример ставит свои произведения «Персы» и «Семеро против
Фив», которые поднимают бодрость и мужество граждан. А Эврипид изображает
жизнь, как она есть, и развращает молодежь. Дионис отдает предпочтение Эсхилу и
берет его с собой на землю, а заместителем Эсхила остается Софокл.
«Женщины в Народном собрании» — пародия на какие-то планы социальных
преобразований, во множестве предлагавшиеся в конце V и в начале IV в. Энергичная
Праксагора подговаривает афинских женщин взять в свои руки управление
государством. Так как в это время участие граждан в заседаниях Народного
собрания уже оплачивалось, желающих оказывалось так много, что пришлось
установить определенный кворум, которым ограничивалось число участников. Поэтому
женщины еще до рассвета, одетые в мужские одежды и с подвязанными бородами,
явились в Народное собрание и заняли там места. Для пришедших позднее мужчин уже
не нашлось места. Праксагора внесла предложение: ввиду того, что управление
мужчин обнаружило свою несостоятельность, передать все дела женщинам, которые
показали свое умение управлять, как домашние хозяйки. Большинством голосов
управление и передано женщинам. Затем Праксагора выступила с новым предложением
— об отмене частной собственности и об обобществлении всех вещей. После этого
конкретно показывается новый порядок. Одни честно отдают свое имущество в общее
достояние, другие выжидают, что будет дальше. Происходит комический спор между
двумя женщинами — старой и молодой из-за обладания молодым человеком. Комедия
заканчивается веселым шествием на обед.
Последняя комедия Аристофана — «Богатство» сильно отличается от всех
предыдущих отвлеченным характером своей темы и отсутствием личных нападок, за
исключением беглого упоминания о демагоге Агиррии, стратеге Памфиле и злостном
должнике Филепсии (174—177). Хор не играет тут. почти никакой роли. Эта комедия
была первоначально поставлена в 408 г., а в 388 г. Аристофан возобновил
постановку ее в переработанном виде. Эта переделка сохранилась. Бедный старик
Хремил по совету оракула идет за встретившимся ему на улице слепым и приводит
его к себе в дом. Оказывается, что это — бог богатства Плутос. Так как он
слепой, он приходит к первым попавшимся людям, не разбирая, честные они или
нет. Хремил отводит его в храм Асклепия, где тот и получает прозрение. Хремил и
его приятели делаются богатыми. Тщетно Бедность доказывает свои нравственные
преимущества. Честные люди благодарят бога богатства, а негодяи, потеряв
возможность вредить другим, недовольны и даже видят в этой перемене низвержение
демократии (949). Зевс гневается на Хремила за то, что люди разбогатевшие уже
не нуждаются в нем. Заканчивается комедия процессией, которая идет на Акрополь,
чтобы там установить культ бога богатства.
Эта пьеса-аллегория начинает собой ряд комедий нового типа — «средней»
аттической комедии. Язык комедий Аристофана отличается большой живостью,
выразительностью, богатством и разнообразием. По характеру самого жанра комедии
он блещет образностью, остротами, каламбурами и неожиданными оборотами . Во
многих случаях автор старается индивидуализировать речь действующих лиц. Пародии, которыми
пересыпаны комедии Аристофана, воспроизводят и типичный стиль соответствующих
произведений — эпоса, трагедии, современных дифирамбических поэтов.Иногда ради
комизма поэт сам придумывает словечки или искажает слово живой речи, чтобы
придать ему новый неожиданный смысл. Надо представить себе комическое
впечатление, когда скороговоркой произносится слово, составленное из 24 частей. К
Аристофану применимы слова одного из действующих лиц в не дошедшей до нас
комедии:
Была средняя речь у него —
Без жеманства людей городских
И без грубости пошлой деревни.
Поздние произведения Аристофана — «Лягушки» и «Женщины в Народном собрании» —
значительно отличаются по своему характеру от ранних. Особенно это заметно в
последней известной нам комедии «Богатство» . В ней взята тема общечеловеческая
. Комедия свободна от личных нападок, главное место в ней занимает спор с
Бедностью . Вся острота сатиры и весь боевой задор исчезли, вместе с тем не
стало и веселой буффонады прежних комедий . В комедиях нового направления стали
преобладать морализирование и аллегория, сильнее стал выдвигаться бытовой
элемент .
Так кончает существование «древняя» аттическая комедия со своим ярко
выраженным политическим уклоном, уступая место новому направлению. «Богатство»
Аристофана и его последние комедии «Кокал» и «Эолосикон», не дошедшие до нас,
принадлежат уже к новому типу комедий . Это — так называемая «средняя»
аттическая комедия.
Заключение
Проделав паботу пришли к выводу, что из тридцати (приблизительно) имен особенно славились Эвполид (около 445-411 гг.), Фриних и Платон (не философ), произведения которых в целом виде до нас не дошли. Этим авторам свойственна, видимо, та же идеология, что и Аристофану.
На рубеже V-IV вв. комедия аристофановского типа (которая носит название "древней") приходит к концу, с тем чтобы в дальнейшем - уже в эллинистическую эпоху - уступить место так называемой "средней" и так называемой "новой" аттической комедии (Менандр), которые были уже не комедиями отвлеченных типов и идей, но комедиями нравов и интриги.
Причиной гибели древней комедии был культурно-социальный переворот, положивший конец классическому периоду греческой истории с его борьбой аристократии и демократии внутри отдельных полисов (городов-государств). Эта борьба в Пелопоннесскую войну была перенесена в область междуполисных отношений и привела к гибели как аристократию, так и демократию прежнего вида. Вместе с этим кончилась и комедия. Наступившая эпоха эллинизма обладала совсем новым социально-политическим и культурным укладом. Она требовала от комических произведений аполитизма, а также психологического и бытового, нешаржированного реализма.
Список литературы
1. Тронский И.М.Иистория античной литературы. – л., 1946..
2. Радциг С.И. История древнегреческой литературы. – М., 1982║ http://www.sno.pro1.ru/lib/radzig/88.htm
3. Лосев А.Ф. Античная литература. – М., 1997║http://antique-lit.niv.ru/antique-lit/losev/komediya-do-aristofana.htm
4. http://antique-lit.niv.ru/antique-lit/losev/aristofan.htm
Скачано с www.znanio.ru
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.