Древнегреческий миф
Оценка 5

Древнегреческий миф

Оценка 5
pdf
русская литература
23.06.2020
Древнегреческий миф
Древнегреческий миф Дедал и Икар.pdf

Алла Юрьевна Андреева,

учитель русского языка и литературы 

МЦХШ при РАХ

Г. Москва

 

Древнегреческий миф «Дедал и Икар». «Вечные проблемы» творчества и творческих личностей, осмысленные в древности. 6 класс

 

Заметки учителя словесности с урока  по родной русской литературе

 

Введение. Кому адресован урок

 

          Введение нового предмета «Родная русская литература» дало возможность учителям, пока еще не ограниченным рамками жестких стандартов (имеется в виду отсутствие программ и учебников по предмету), проявить свободу методического и педагогического творчества: поработать согласно со своим выбором и для своих учеников. Не бывает, как говорится, худа без добра.

Ученики ученикам рознь. Например, в нашей школе, в Московской центральной художественной школе при Российской академии художеств, собраны дети, особо одарённые в изобразительном искусстве, для большинства из которых творчество с раннего детства – потребность и радость, подростки, большинство из которых уже определись с выбором будущей профессии. Руки этих учеников тоскуют без карандашей, красок и глины, глаза - всё время в поисках объекта воплощения в их работах. В какой момент их «накроет» озарение – непредсказуемо. Поэтому и подход к ним нужен особый. При выборе произведений и ракурсе их рассмотрения желательно учитывать то, что уже сейчас это творческие личности. Конечно же, произведения, которые дают им «пищу» для размышлений – это те, где говорится о творцах, о творениях, о творческом процессе, о том, с чем могут столкнуться они в обществе или в процессе творческого становления.

 

Композиция урока

Задача урока

Задача урока «Вечные проблемы» творчества и творческих личностей, осмысленные в древности. Древнегреческий миф «Дедал и Икар» обозначена уже в названии.

Повторение пройденного

С понятием «миф» ученики уже знакомы, остается напомнить:

 

Миф - это совокупность представлений о мире, принимаемая носителем мифологического сознания за действительное и не подвергающееся сомнению знание, в отличие, например, от фольклора.

          

Словарная работа

Не обойтись без словарной работы, информацию удобно подготовить на слайде:

 

Афины – город-государство в Аттике, которое с V века до н.э. играло наряду со Спартой ведущую роль в истории Древней Греции. 

Акрополь – скалистый холм высотой 156 метров над уровнем моря находится в центре котловины Аттики. Крутой с трех сторон, он имеет подъем на вершину только с западной стороны.

Ариопаг - орган власти в Древней Греции.

Остров Крит –  самый большой греческий остров, пятый по величине остров в Средиземном море. 

 

Активное слушание и составление вопросов   

Античную древнюю культуру мы ощущаем, как живой исток, исток наших ценностей, нравственных и эстетических. В этом мы лишний раз убедимся, работая над мифом «Дедал и Икар». Он уже прочитан учениками, но стоит прослушать его ещё раз,

( Слушать здесь:

 https://www.youtube.com/watch?v=6lqEsfW-N9A   )

совместив это с составлением вопросов к тексту. Дело полезное: вопросы являются основным методом познания практически всего, художественный текст – не исключение.  Вспомним, что весь способ обучения древнегреческого философа Сократа состоял в том, что учитель не делал ничего другого, только лишь задавал вопросы, направляя внимание своих учеников и предоставляя им возможность самим находить ответы.          Именно так выстраиваем работу на этом уроке, озвучивая вопросы и выстраивая беседу по ним. Быстро выделить интересные, логично выстроить их, направить беседу в нужном направлении – задача и искусство учителя.

 

Диалог

Дедал – гений или преступник?

 Элементарный вопрос «Что можно сказать о Дедале как человеке и творце?» можно направить на поиск многих нравственных начал, характерных для творческих личностей. 

Когда начинается разговор о Дедале, он неминуемо перетекает в разговор учеников о себе. Шестиклассники уже способны к самоанализу, у них накоплен маленький творческий опыт.

Личность Дедала ученики характеризуют как типичного художника, ваятеля. У людей этого склада отлично развито чувство красоты, они любят создавать её вокруг себя. Так и Дедал создаёт статуи, которые кажутся живыми. Это уже не языческие идолы. У них обозначены все части тела, у них «живые» лица, глаза.

          Дедал – изобретатель. И опять разговор о таком свойстве характеров творцов, как их способность опережать время. На наш язык - это креативность, поиск неординарных решений. Наши юные художники имеют опыт в этом направлении. Приводятся многочисленные факты из текста: Дедал изобретает инструменты: топор, бурав. Позже на Крите им сооружен лабиринт.

Особенно восхищают ребят крылья, сооруженные Дедалом. В этом изобретении видят они воплощение вековой мечты человечества о покорении неба, о полёте в неизведанное. Причём ими отмечается, что речь идёт не просто о мечте, а о дерзновении. По жизненным наблюдениям моих собеседников и по знакомству с судьбами знаменитых людей искусства, тот добивается многого, кто рискует, кто вырывается мыслями за границы возможного, кто способен удивить, вернее, даже потрясти своей идеей.

Ещё одно наблюдение – вывод, насколько нужна творческой личности свобода! Как бы хорошо ни было Дедалу у Миноса, но «золотая клетка, по их словам, всё равно - клетка». Неволя тяготит. Вырваться на свободу - цель критского пленника. Ученики доверительно делятся и своими проблемами:

как часто мешает их самореализации давящее «надо», и как им легко пишется, когда есть внутренняя мотивация.

-Почему именно небо выбрано пленниками для бегства?

     -  Земля и вода закрыты, тогда остаётся небо. В этом невероятном по тем временам замысле видят мои собеседники отличие между людьми обычными и истинно творческими, это уникальная способность творцов видеть возможности там, где другие не замечают.

-Наблюдательность – вот «оптическое стекло» творческого потенциала. Творение невозможно без такой лупы, направленной на объект творческого воплощения. Скорее всего, наблюдение за птицами поможет Дедалу генерировать идею в конкретное деяние – крылья. (Дети, разумеется, выражают эту мысль другим словарным запасом).

-Как «уживается» в одном человеке гениальность и преступность?    Почему-то разговор о преступлении Дедала откладывается, но обойти его нельзя. Испытание соперничеством, говорят ученики, не всем по силам. Как антитеза вспоминается дарственная надпись Жуковского на портрете, подаренном Пушкину: «Победителю-ученику от побежденного учителя». И в этом контексте порядочность и благородство Василия Андреевича Жуковского становится ещё очевиднее. Бывает, что кто-то, «продвинутый», по замечанию одноклассников, вспоминает пушкинских Моцарта и Сальери. Зависть к племяннику Талу – смертельный и смерть несущий грех. Как - логично! - прослеживают дети: наказание Дедалу от богов адекватно совершенному злодеянию.

 

Нравственный урок

Урок этого сюжетного поворота формулируется легко: зависть в творческой среде существует испокон веков. Не дать росткам её окрепнуть – это сохранить себя как личность.

 

Икар – достойный сын отца-творца

Вопрос «Почему Икар ослушался отца?» возникает почти у всех, но не потому, что не знают на него ответ, а потому что думают, что ответ однозначен и прост. На самом деле его осмысление многопланово.

 Версии ответов примерно таковы:

-Проблема «отцов и детей» была, есть и будет: родители поучениями пытаются уподобить своих наследников себе, учат идти по следам, а дети вырываются из-под опеки, стремятся обогнать – это закономерно, иначе и прогресса не было бы.

-Икар слишком юн и безрассуден. 

-Икар – сын своего отца. Страсть и увлечённость – особенность их натуры. Одержимый ими мальчик забывает обо всём, явно не слышит призывов отца. Что-то наподобие вдохновения.

-Икар тоже во власти красоты и света, поэтому его так влечёт «лучезарное!» солнце.

-Полёт – это раскованность и свобода. Неожиданно получив её, Икар потерял границы дозволенного. 

-Он только что любовался отцом, как громадной птицей, наконец и себя ощутил ею. Птица – создание вольное, а высота – безмерная, наслаждаться потоком нахлынувшей воли – счастье для настоящего Дедалида!

Эти и подобные мысли звучат в разговоре о дерзком, очаровательном мальчике, рванувшемся к солнцу.

-Какие чувства вызывает гибель Икара?

Дети говорят о жалости к герою, о беззащитности юнца (видят даже такую выразительную деталь – перышки на поверхности моря), о восхищении его порывом, о красоте прощального трагического полёта, о том, что мальчик вместо безбрежной лазури неба получил безбрежную лазурь моря, названного в его честь.

 

Нравственный урок

Дидактический вывод прост, произносится с улыбкой: надо родителей слушаться: они опытнее, они хотят добра детям. Затем посерьёзнее: в начинаниях стоит соизмерять задачу и возможность её реализации, свои силы. Затем – к «подводному течению»: блещущая внешняя красота может быть обманчива и нести зло.

 

Творческие задания Раскрась словами!

Логично вписывается в ход урока задание – написать эпитеты к слову

«солнце», предложить придумать самобытные и поэтичные слова.

 

Нарисуйте прекрасное!

Наши уроки родной русской литературы – это почти всегда разговор о прекрасном, потому что искусство – это служение прекрасному.

-Какие моменты мифа кажутся наиболее прекрасными?

Большинство называют «Полёт отца и сына», «Полёт Икара», «Падение Икара». На уроке – дети, для которых рисование – удовольствие и потребность. Предложение написать «Порыв Икара» встречается одобрительно.

 

«И пальцы просятся к перу, перо к бумаге». Проба пера.

И всё-таки у нас урок литературы, урок реализации творческих литературных возможностей, поэтому следующий этап урока – проба пера. Ученикам предлагается выразить свои чувства и мысли о мечте, крыльях, солнце, творцах, дерзновении в своих стихотворениях.

 

 

Результат урока  

Авторы творческого проекта  – ученики МАХЛ при РАХ. Г. Москва

 «Полёт Икара»

 

 

Слепушкин Сергей, 6 - Б класс

 

Испытай один раз полёт, и твои глаза

навечно будут устремлены в небо. Однажды там побывав, на всю жизнь ты обречён тосковать о нём.

Леонардо да Винчи

Степанова София, 6 - Б класс

 

Вечные Икары

 

Нам крылья дали для надежды,

И к небу нам открыты вежды, 

Глотнуть бы нам, как лимонаду,

Вдохнуть, как сладкую усладу, Свободу, дерзкие мечты, 

Что взрослым не сказал бы ты.

 

И ждёт нас, может быть, победа,  Счастливых, жаждущих успеха. 

Итог случается печальный, 

Непредсказуем шаг начальный, 

Стеклом витражным хрустнуть вдрызг —  Первопроходцев рок-каприз.

 

Нам имя подарила вечность За дерзость, смелость и беспечность. За это нас зовут: «Икары!»,

Стихий мы не боимся кары.

Нам отрываться от Земли! Крылатыми нас нарекли.

 

Исмаков Кирилл, 6 - Б класс

 

Икар

 

Юноша, надеждой окрылённый,

Словно птица, взмыл он в небеса, К солнцу пылким сердцем устремлённый,  Но упавший в пенные моря.

 

Первый взмах, второй… И был последний…

Вмиг не стало светлого дитя…

Вдруг померк взгляд детский — мальчик бедный Вряд ли понял смерть, в Аид летя.

 

Он был счастлив — и погиб счастливым. «Непослушный был и был строптивый», — Кто-то скажет голосом глумливым.

Я отвечу: «Мальчик тот был дивный!»

 

Пряхин Артём, 6 - Б класс

 

Окрылённая Мечта

 

Икар, с белоснежными крыльями мальчик, Стой! — пена бурлит над жестокой водой. Взмахнул он руками, силён и запальчив,

И взмыл тогда к Солнцу — такой молодой!

 

Тогда показалось ему на мгновение,

Что Солнце он тронул своею рукой,

Но Боги Олимпа бездушны в решении,

Отправив в последний полёт над водой.

 

И стал он лишь телом, холодным, бездушным. Спокойный от счастья, рискнувший собой, 

Да, был он уж мёртвым сейчас и ненужным, Но в вечности стал Окрылённой Мечтой.

 

Захарова Карина, 6 - Б класс

 

Полёт к мечте

 

Полёт-побег, полёт-надежда, Полёт-рывок, полёт-невежда Ведут к мечте, как по черте.

И в красоте, и в слепоте

Наметят путь — прямой в судьбе, По широте и долготе.

 

Будь рад и тяготам пути:

Их отпусти — и улети! Лети с расправленным крылом И с разлетевшимся пером! 

Знай: и твоё паденье вниз — 

Полёт. Хоть и смертельный риск.

 

Зуева Александра, 6 - А класс

 

Избранный Богами

 

Он тот, кого избрали Боги,

Он тот, кто дерзок, смел и мал, Его способности убоги,

Но он возможности искал.

 

А после гибели Икара, 

Винил себя лишь сам Дедал, 

Не мог принять Небес он кару,  С которых сын его упал.

 

Малкина Елена, 6 - А класс

 

Полёт в вечность

 

Икар — свободный человек, Летит теперь из века в век. Рискнул взлететь он к Солнцу, ввысь, В мечтах слагая песню-мысль.

 

Что для свободы нужно право, Понять юнцу мешала слава, Которой наделил отец.

Гордыни горестный венец.

 

Матякубова Мирра, 6 - А класс

 

Небесная кара

 

Мальчик с белоснежными крылами,

Медленно парит он над волнами, Точно птица райская, взлетает,

О свободе и полёте он мечтает.

 

Его страстное, безумное желание — Ввысь взметнуться, там же воздух и сияние.

Поднялся он: вот свобода, неба сила! Но влекло к себе великое светило.

 

Дрогнуло вдруг сердце у Икара:

И за что в такой момент такая кара?  Ощутил он тяжесть над руками, 

Нет, не крылья… Перья над волнами…

 

Родригес Исабель, 6 - А класс

 

За что?

 

Мальчик с белоснежными крылами Реет над ревущими волнами!

Даже Солнце любовалось на Икара!

Счастье же, увы, продлилось мало…

Воском истекали крылья, будто Капли сала белого на блюдо, Осыпались пёрышки на воду. Дивно потрясённому народу И не внять ни разумом, ни оком: Кто это? За что наказан Богом?

 

Потурай Анна, 6 - Б класс

 

Полёт к свету

 

Солнце всё манило и манило,  Икар, как мотылёк, на свет летел. Юнец забыл, ч е м Солнце им грозило, Ту истину он вспомнить не успел.

 

 И восковые слёзы покатились

 Из крыльев. Плач об участи его.

 Как жаль: мечты крылатого не сбылись:   Ведь он погиб от счастья своего.

 

 О чём мечтают люди

 

Все люди мечтают летать,

Летать своей мыслью и телом, Свободу полёта познать,

Вернуться на Землю целым.

 

Мечтатели знают, к а к  это:

Взлететь, как Икар, — и упасть.

Да, можно разбиться о скалы, Но сердцу в восторге пылать!

 

Осиновская Анна, 6 - А класс

 

Схватка в Небе

 

В далёком небе,  в ушедшем веке

 Икар парит!

Он о свободе, о Человеке  всем прокричит.

 

Его безумное желанье открыло путь,

на нём - восторги, и страданье,       и смерти жуть.

Всё это в Небе смешалось, билось, слилось в одно.

 

А Солнце злилось и ярилось, сломив крыло.

И не поднять теперь Икару закрытых век,

Но всё ж пылать тому пожару в мечтах вовек.

 

Марина Анастасия, 6 - Б класс

 

Непостижимое

 

Им крылья даны для надежды,

Икары всё рвутся летать,

Но только до синего неба

Им часто уже не достать…

 

 

Слепушкин Сергей, 6 - Б класс

 

Окрылённый

 

Вот птицей человек взлетает ввысь,

Его полёт слагает воля, мысль.

Летает он, Икар, над облаками,

Свободен, птицы под его ногами.

 

С Богами споря, к Солнцу мчится он,  Но грустен, одинок, как Робинзон.  Оттаял воск — его свеча погасла,  Но в памяти навеки след остался.

 

Мгновенья счастья

 

Икары от рожденья смелы, И их порыв неукротим. 

Их крыльям не дано покоя, А всплеск энергий ощутим.

 

Ведь было то мгновенье счастья: Впервые он взмахнул крылом! Икар летел всё к Солнцу ближе, И растопился воск лучом.

 

Как белоснежными волнами Кипело море под горой!..

Но юным суждено стремиться

Вперёд и вверх — сгорать свечой!

 

Слепушкин Николай, 6 - Б класс

 

Стремление к высоте

 

Давно стремятся люди к высоте,

К такой загадочной, желанной красоте.  И крылья смастерил творец Дедал,

С ним в небо устремился сын — Икар.

 

И вот на птиц он смотрит свысока, В полёте крепнет детская рука.

Так хочется подняться к Солнцу ближе, 

Но крылья тают. Он летит всё ниже… Конец. Пучина поглощает перья. И крик Дедала. Жуткое мученье.

 

Герасимова Вероника, 6 - Б класс

 

Схватка с Солнцем

 

Мальчик с белоснежными крылами,

В пенном, а не в лавровом венце…  Солнце с золотистыми лучами

Так прекрасно в огненном кольце!

 

И свободой большею манило К ласковым, далёким островам!.. Но сожгло коварное светило

Крылья. Беспощадное к творцам.

 

Мог Икар похвастаться обзором Стольких миль, мелькавших под крылом! Синева небес с морским простором Спорили о власти над юнцом.

 

В море Икарийском помнить волнам Счастье Окрылённого отцом.

 

Филькова Мария, 6 - А класс

 

Мальчик с белоснежными крылами

 

Мальчик с белоснежными крылами

Поднялся над синими морями, К счастью он вознёсся в небесах

С криком детским, радостным в устах.

 

Но отец предусмотрителен, суров: «Наша жизнь зависит от ветров,

Но от них мы и погибнуть можем.

Вслед лети! И будь поосторожней!

 

Всё прекрасно, даже волн кипение, Только смерть мы видим в отражении.

Золотую середину соблюдай,

Высоко ты к солнцу не взлетай!»

 

Но не слушал маленький Икар, Он свободен! Он во власти чар! И поднялся к солнцу он далёкому,

Светлому, манящему, жестокому…

 

Нужная Анастасия, 6 - А класс

 

Крылья

 

Им крылья дали для надежды,

Господь смотрел на них с небес, Кольнуло больно в сердце нежном, Икар летит к своей мечте.

 

Откуда смелость и свобода Течет в столь юном храбреце? Он мир, паря в тумане вечном,

Забыл с улыбкой на лице.

 

Взмахнул крылами, точно птица,

Он к солнцу устремил свой взгляд. Но поздно: жарок луч-десница.

Лишь перья в воздухе летят…

 

Майборода Ольга, 6 - А класс

 

Неукротимый

 

Икар, мальчишка молодой,

С горячей, буйной головой,  На крыльях песни и мечты.

Он покоритель высоты!

 

Весь мир лежал теперь под ним,

Но он всё был неукротим,

Он в солнечные выси взмыл, Но навсегда во тьму уплыл.

 

Отец его летал над морем,

Искал и звал любимца-сына, Но пару белых перьев горем

Взмывала вверх морская тина.

 

Верулашвили Диана, 6 - А класс

 

Прощание Икара

 

Отец, ты дал мне вечную свободу, От плена острова освободил,

А я, увы, не справился с судьбою,  Тебя подвёл и счастия лишил. Поднялся к Солнцу я как можно ближе, Забыл про твой наказ и твой урок. И виноват я, только я… Пойми же…  Не проклинай себя! Прости меня!

Сынок.

 

Воробьёва Алиса, 6 - Б класс

 

«Стрелою крылатой…»

 

На скорости быстрой, Со взором горящим

Летел Икар к Солнцу, Забыв про наказ.

 

Летел к своей цели. От жара растаяв,

Воск выпустил перья.

От крыльев — каркас…

 

Стрелою крылатой

Упал он в пучину.

И дух его тело 

Навеки покинул.

 

Дедал сокрушался,

Осмыслить не в силах, Что мир наш Икара За что-то отринул.

 

Кукушкин Всеволод, 6 - Б класс

 

Порыв

 

Икар был тем ещё мечтателем, Отец Дедал — изобретателем.

И совместился их порыв в один. 

На крыльях взмыли и отец, и сын.

 

Тот их полёт — побег от несвободы,

И Небо — для людей такой породы.  Но Солнце так обманчиво манило, Оно же жизнь Икара погубило.

 

Федоров Иван, 6 - Б класс

 

Месть неба

 

Увы, забыл восторженный Икар

Что говорил ему отец Дедал,

Он взмыл под облака, поближе к Солнцу,

Там хорошо ему, искусств питомцу,

В порывах страсти, в чувствах упоения,  Восторга, радости и вдохновения! Но обернулся наш творец Дедал,  И не увидел, где его Икар.

Качались перья в море одиноко.

За что ты, Небо, мстило так жестоко?

 

Алла Юрьевна Андреева, учитель русского языка и литературы

Алла Юрьевна Андреева, учитель русского языка и литературы

Композиция урока Задача урока

Композиция урока Задача урока

Дело полезное: вопросы являются основным методом познания практически всего, художественный текст – не исключение

Дело полезное: вопросы являются основным методом познания практически всего, художественный текст – не исключение

Ещё одно наблюдение – вывод, насколько нужна творческой личности свобода!

Ещё одно наблюдение – вывод, насколько нужна творческой личности свобода!

Икар – достойный сын отца-творца

Икар – достойный сын отца-творца

Затем – к «подводному течению»: блещущая внешняя красота может быть обманчива и нести зло

Затем – к «подводному течению»: блещущая внешняя красота может быть обманчива и нести зло

Слепушкин Сергей, 6 - Б класс

Слепушкин Сергей, 6 - Б класс

Нам имя подарила вечность За дерзость, смелость и беспечность

Нам имя подарила вечность За дерзость, смелость и беспечность

Отправив в последний полёт над водой

Отправив в последний полёт над водой

Малкина Елена, 6 - А класс

Малкина Елена, 6 - А класс

Мальчик с белоснежными крылами

Мальчик с белоснежными крылами

Схватка в Небе В далёком небе, в ушедшем веке

Схватка в Небе В далёком небе, в ушедшем веке

Его полёт слагает воля, мысль.

Его полёт слагает воля, мысль.

Но крылья тают. Он летит всё ниже…

Но крылья тают. Он летит всё ниже…

Вслед лети! И будь поосторожней!

Вслед лети! И будь поосторожней!

Он покоритель высоты! Весь мир лежал теперь под ним,

Он покоритель высоты! Весь мир лежал теперь под ним,

От крыльев — каркас… Стрелою крылатой

От крыльев — каркас… Стрелою крылатой

Качались перья в море одиноко.

Качались перья в море одиноко.
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
23.06.2020