Древнейшая стадия истории человечества.
Введение.
История – (греч. Ιστορία, «исследование») — сфера гуманитарного знания, занимающаяся изучением человека (его деятельности, состояния, мировоззрения, социальных связей и организаций и т. д.) в прошлом; в более узком смысле — наука, изучающая всевозможные источники о прошлом для того, чтобы установить последовательность событий, объективность описанных фактов и сделать выводы о причинах событий.
Отцом истории как науки считается Геродот, написавший трактат «История», описывающий греко-персидские войны.
Геродот.
История повествует нам о прошлом и о том, какую роль в определенных событиях сыграл один человек или группа людей. История является интереснейшей наукой, т.к. она позволяет проследить, как в результате тех или иных действий людей меняются события, эпохи приходят одна на смену другой, как совершаются революции, начинаются войны, или заключаются перемирия. Что может быть интереснее человека и его жизни? Изучая историю можно попытаться понять, почему людей действуют определенным образом в каких-либо ситуациях, как на чужих ошибках научиться поменьше совершать своих. История – одна из самых объемных наук, т.к. включает в себя не только изложение конкретных событий, но и всевозможные их интерпретации. В рамках одного учебника нет возможности объять необъятное. Поэтому на занятиях и в учебнике будет показана лишь вершина айсберга исторических знаний, небольшая часть того, что можно знать.
История – наука гуманитарная. Следовательно, большую роль в ней играет человеческий фактор. Следовательно, история склонна к субъективизму более, чем какая либо другая наука. Постарайтесь представить, если у вас случился конфликт с другом, и каждый из вас расскажет об этом кому-то третьему… Скорее всего рассказы получатся далеко не одинаковыми. И это случится не потому, что вы намеренно пытались исказить события в свою пользу. Просто человеку свойственно вкладывать в рассказ свое личное отношение. А ведь это мы рассматривали ситуацию произошедшую недавно. Что же говорить о делах давно минувших дней? Поэтому остро встает вопрос о достоверности исторического знания и источниках, дающих нам его.
Достоверность и источники исторического знания. Исторический метод заключается в следовании принципам и правилам работы с первоисточниками и другими доказательствами, найденными в ходе исследования и затем используемыми при написании исторического труда.
Историческая наука имеет дело с фактами, которые составляют основу всякого исторического знания. Именно на фактах базируются все представления и концепции. От достоверности фактов зависят восприятие и объяснение исторической действительности, способность постижения сущности исторического процесса. В исторической науке факт рассматривается в двух смыслах: 1) как явление, имевшее место в истории; и 2) как его отражение в исторической науке (факт — знание).
Но между ними существует тесная связь. Второе невозможно без первого. Сами по себе «голые факты» как «фрагменты действительности» могут ничего не говорить читателю. Только историк дает факту известный смысл, который зависит от его общенаучных и идейно-теоретических взглядов. Поэтому в разных системах взглядов один и тот же исторический факт получает разное толкование, разное значение. Таким образом, между историческим фактом (событием, явлением) и соответствующим ему аучно-историческим фактом стоит интерпретация. Именно она превращает факты истории в факты науки.
История – наука о прошлом, следовательно нет возможности наблюдать объект своего изучения. В большинстве случаев единственным источником информации о прошлом для него является исторический памятник, благодаря которому он получает необходимые конкретно-исторические данные, фактический материал, составляющий основу исторического знания.
Все исторические источники можно разделить на 6 групп:
1. Письменные источники (эпиграфические памятники, т. е. древние надписи на камне, металле, керамике и проч.; граффити — тексты, нацарапанные от руки на стенах зданий, посуде; берестяные грамоты, рукописи на папирусе, пергаменте и бумаге, печатные материалы и др.).
2. Вещественные памятники (орудия труда, ремесленные изделия, предметы домашнего обихода, посуда, одежда, украшения, монеты, оружие, остатки жилищ, архитектурные сооружения и т. д.).
3. Этнографические памятники — сохраняющиеся до настоящего времени остатки, пережитки древнего быта различных народов.
4. Фольклорные материалы — памятники устного народного творчества, т. е. предания, песни, сказки, пословицы, поговорки, анекдоты и т. д.
5. Лингвистические памятники — географические названия, личные имена и т. д.
6. Кинофотодокументы.
Изучение максимального количества всех видов источников позволяет воссоздать достаточно полную и достоверную картину исторического процесса.
В качестве наук, дающих большую чать информации можно назвать следующие 4 науки:
Археология – наука о древностях, изучение быта и культуры древних народов по дошедшим до нас вещественным памятникам.
Этнография – наука, изучающая жизнь отсталых (реликтовых) племен и пережитки прошлого в современных обществах.
Антропология – наука, которая изучает костные останки первобытных людей.
Лингвистика – наука, которая исследует язык и выявляет в нем древнейшие пласты, которые сформировались в далеком прошлом.
Концепции исторического развития. Существует множество концепций исторического развития. Все их рассмотреть в рамках одно учебника невозможно, да и не имеет смысла. Если читателя заинтересует данная тематика, он сам сможет заняться поиском интересующего его дополнительно материала.
Цивилизации. Варианты их типологии.
Цивилизация - целостные социокультурные системы со своими закономерностями, которые включают в себя:
n Религию
n Экономическую организацию
n Социальную организацию
n Политическую организацию
n Систему образования и воспитания
Признаки цивилизации
n Высокий уровень развития производящего хозяйства
n Наличие политических структур
n Использование письменности
Монументальные сооружения
Природное сообщество. исторические сообщества, живущие в рамках природного цикла.
Для цивилизации Природное сообщество характерно обожествление природы, традиционализм в культуре и коллективизм в социальной жизни, власть опирается на традиции или кровное родство
Восточная цивилизация. Традиционализм, низкая подвижность и слабое разнообразие всех форм человеческой жизнедеятельности, представление о полной несвободе человека, установка на созерцательность, политическая организация – деспотия, коллективизм
Западная цивилизация. Признаками западной цивилизации можно считать: динамизм, ориентация на новизну, уважение к человеческой личности, ндивидуализм, рациональность, свобода, равенство, терпимость, уважение к частной собственности, демократия. Подвидом западной цивилизации является техногенная цивилизация, начавшая формироваться в начале 15 века и распространившаяся по всей территории Земли.
Современная (глобальная) цивилизация. В современном мире появился новый глобальный тип цивилизации, в котором невозможно существование изолированно одной цивилизации от другой. Народы и культуры постоянно влияют друг на друга, обмениваются новейшими достижениями во всех областях жизнедеятельности.
Факторы исторического развития
Природно-климатический – определяет тип хозяйствования на данной территории, деятельность, которой преимущественно будут заниматься люди. Природа определяет не только вид деятельности, которым будут заниматься люди в данной местности, но и взаимоотношения их друг с другом, а также форму государственного устройства. Если условия климата суровые больше вероятность возникновения коллективных форм хозяйствования, а чем легче условия жизни, тем народя будут более склонны к индивидуализму. В более мягких условиях жизни правление будет более демократичным. Жесткий климат требует и достаточно авторитарного руководства, способного собрать налоги в условиях нехватки ресурсов.
Географический - Разные географические
зоны предоставляют различные возможности для этого. Некоторые из них настолько
хорошо подходят для жизни человека, что не создают предпосылок для изменения
среды, а значит, и роста потребностей и, в конечном счете, развития. Другие
настолько неблагоприятны, что препятствуют всяким преобразованиям.
Наиболее быстро развиваются территории, расположенные на перекрестках
географических путей, связывающих разные народы, вблизи центров цивилизаций.
Прогрессу способствует соседство с более развитыми странами. Это вызывает
устойчивое стремление к совершенствованию.
Экономический фактор. К мысли о том, что экономика играет важнейшую роль в истории, пришли во второй половины XIX в. многие историки. Это направление, которое принято называть историко-экономическим, или просто экономическим («экономиизмом»), получило самое широкое распространение в исторической науке Германии, Франции, Великобритании, России. Более того, на рубеже XIX и XX веков оно стало ведущим, что признавали как его поборники, так и его противники.
Этнический фактор. Этническая общность (этнос) - исторически возникший вид устойчивой социальной группировки людей, представленный племенем, народностью, нацией, группой народов (славянская этническая общность и др.). Этический фактор замечательно прослеживается на истории России, находящейся на пересечении Западной и Европейской цивилизаций. Россия граничит со множеством народов, взаимодействует с ними, перенимает обычаи, традиции. Множество слов в русском языке, которые воспринимаются нами сейчас как родные, на самом деле являются заимствованными. В процессе культурного обмена народы заметно развиваются. Этническое взаимодействие происходит в процессе экономической деятельности человека, военных походов.
Периодизация всемирной истории.
1. Палеолит (2 млн.л. – 8 тыс.л. до н.э.) — эпоха существования ископаемого человека, а также ископаемых, ныне вымерших видов животных. В эпоху палеолита климат Земли, её растительный и животный мир довольно сильно отличались от современных. Люди эпохи палеолита пользовались лишь оббитыми каменными орудиями, не умея ещё шлифовать их и изготовлять глиняную посуду — керамику. Они занимались охотой и собиранием растительной пищи. Рыболовство только начинало возникать, а земледелие и скотоводство не были известны. Начало палеолита совпадает с появлением на Земле древнейших обезьяноподобных
2. Мезолит (8 тыс. л. – 5 тыс.л. до н.э.) эпоха каменного века, переходная между палеолитом и неолитом. Для мезолитических культур многих территорий характерны миниатюрные каменные орудия — микролиты. Употреблялись оббитые рубящие орудия из камня — топоры, тёсла, кирки, а также орудия из кости и рога — наконечники копий, гарпуны, рыболовные крючки, острия, кирки и др. Распространились лук и стрелы, разнообразные приспособления для рыболовства и охоты на морского зверя (долблёные челны, сети). Глиняная посуда появилась в основном уже при переходе от мезолита к неолиту. Собака, которая, вероятно, была приручена в позднем палеолите, широко использовалась в мезолите; началось приручение и некоторых др. видов животных (свинья и др.). Основой хозяйства были охота, рыболовство и собирательство (в т. ч. сбор съедобных моллюсков). Возникали предпосылки для перехода (уже на ступени неолита) к производящим формам хозяйства — земледелию и скотоводству.
3. Неолит (5 тыс.л. – 3 тыс.л. до н.э.) – эпоха позднейшего каменного века, характеризующаяся использованием исключительно кремнёвых, костяных и каменных орудий (в том числе изготовленных с помощью техники пиления, сверления и шлифования) и, как правило, широким распространением глиняной посуды. Орудия труда эпохи неолита представляют собой завершающую стадию развития каменных орудий, сменяемых затем появляющимися во всё больших количествах изделий из металла. По культурно-хозяйственным признакам культуры неолита распадаются на две группы: 1) земледельцев и скотоводов и 2) развитых охотников и рыболовов. Неолитические культуры первой группы отражают последствия перехода к принципиально новым формам получения продуктов путём их производства (так называемая производящая экономика).
4. Энеолит (3 тыс.л. – 2 тыс.л. до н.э.) медно-каменный век, эпоха перехода от каменного века к бронзовому.
5. Бронзовый век (2 тыс.л. – 1тыс.л. до н.э.) - историко-культурный период, характеризующийся распространением в передовых культурных центрах металлургии бронзы и превращением её в ведущий материал для производства орудий труда и оружия.
6. Железный век
Древнейшая стадия истории человечества.
Выделение человека из животного мира. Антропогенез.
Антропогенезом принято называть часть биологической эволюции, которая привела к появлению вида Homo sapiens, отделившегося от человекообразных обезьян и плацентарных млекопитающих. Предполагают, что ближайшим общим предком человека и антропоморфных обезьян была группа дриопитеков (древесных обезьян), обитавших 25—30 млн. лет назад. Примерно 25 млн. лет назад произошло разделение дриопитеков на две ветви, которые в дальнейшем привели к возникновению двух семейств: понгид, или антропоморфных обезьян (гиббон, горилла, орангутан, шимпанзе), и гоминид (людей).
Табл. 1.1. Основные этапы эволюции человека.
Временные границы |
Этапы антропогенеза |
Характерные черты развития |
40 тыс. лет назад |
Стадия неоантропа (кроманьонца). Человек разумный |
Формирование облика современного человека. Возникновение общества. Одомашнивание растений и животных |
200—500 тыс. лет назад |
Стадия палеоантропа (неандертальца). Человек неандертальский |
Объем головного мозга 1200—1400 см3. Высокая культура изготовления орудий труда. Совершенствование речи и племенных отношений |
1—1,3 млн. лет назад |
Стадия архантропа (питекантропа). Человек прямоходящий (питекантроп — о. Ява; синантроп —Китай, атлантроп — Африка, гейдельбергский человек — Европа) |
Объем мозга 800—1200 см3. Формирование речи. Овладение огнем |
2—2,5 млн. лет назад |
Человек умелый |
Переходная стадия к формированию типасовременного человека. Объем мозга 500- -800 см5. Изготовление первых орудий труда (галечная культура) |
9 млн.лет назад |
Стадия протантропа. Австралопитеки — предшественники людей |
Переходная форма обезьяны к человеку. Прямоходящие. Использование примитивных «орудий»(палки,камни, кости). Дальнейшее развитие стадности |
25 млн. лет назад |
Общие предки человекообразных обезьян и людей — дриопитеки |
Древесный образ жизни, стадность |
Наши древние предки группировались в человеческие стада (праобщины) численностью от 20 до 40 человек. Такое количество особей в стаде наиболее выгодно для выживания человека как биологического вида. Меньшее количество членов стада не смогло бы справиться с тяжелыми условиями окружающей жизни. Основными занятиями на ту пору были охота или собирательство, т.е. присваивающий вид хозяйствования. Пока мужчины находились на поисках пищи, женщины заботились о детях, выживание которых было также необходимо для дальнейшего существования стада; в обязанности женщин также входило поддержание огня. Большее количество особей в стаде тоже нецелесообразно, т.к. с увеличением численности стада, становится труднее им управлять. Люди жили одной большой семьей, совместно добывая пропитание и заботясь об общих детях. Отношения между мужчинами и женщинами скорее всего были неупорядоченными – промискуитет. Если численность стада увеличивалась, то оно делилось на два.
Однако постепенно люди начинают замечать, что в их обществе рождается все меньше здорового потомства, а следовательно, стадо становится менее жизнеспособным. Это было связано с вступлением в половой контакт близких родственников. Поэтому постепенно появляется запрет на вступление в связь членов одного и того же стада – экзогамия. С появлением экзогамии появляется и родовая община. Всякая родовая община должна была поддерживать дружеские отношения с другими родовыми общинами, с которыми она обменивалась супругами. Рядом всегда существовало две или более общин. Женщины общины имели право на мужчин из соседней общины, но не на своих. Аналогично и мужчины имели право на женщин только соседней общины. В ту пору общественное устройство основывалось на власти женщины, т.е. господствовал матриархат. Дети, рожденные от групповых браков супругов из дружеских общин жили в материнской общине, т.к. установить отца не всегда имелась возможность. Но в таком случае возникает опасность связи отца с дочерью, что может опять таки повлечь рождение нездорового потомства. Тогда было принято деление на возрастные группы. Постепенно в брак вносилось все больше ограничений, пока он не становится моногамным и дающим наибольшее количество здоровых детей. К тому времени основным занятием людей становится скотоводство, а чуть позднее и земледелие, т.е. вид хозяйства от присваивающего эволюционирует в производящее. Люди держались вместе большой родовой общиной, пока у них не было совершенных орудий труда для обработки земли, и пока эта деятельность требовала совместных усилий.
С появлением плуга с железным лемехом, железного топора, лопаты, лука со стрелами, родовая община сменяется соседской. Люди живут меньшими группами, но некоторыми видами деятельности, требующими больших физических затрат (расчистка пашни) занимаются совместно несколько соседских общин.
Так как при добывании средств к существованию люди становятся все более самостоятельными и меньше нуждаются в своих соседях, то и заработанное уже остается в пределах одной семьи. Таким образом начинает зарождаться частная собственность, которую необходимо охранять. В связи с этим более сильные физически становятся более сильными экономически. Они могут позволить себе нанять рабочую силу для обеспечения своих потребностей. В связи с ростом доходов появляется необходимость их охранять, т.е.нанимать армию. Таким образом, начинают формироваться первые государства. Подробнее этот процесс мы рассмотрим в следующих главах.
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.