Древнерусская литература. «Поучение Владимира Мономаха»
Оценка 4.6

Древнерусская литература. «Поучение Владимира Мономаха»

Оценка 4.6
doc
25.12.2020
Древнерусская литература. «Поучение Владимира Мономаха»
Древнерусская литература Поучение Владимира Мономаха.doc

Тема. Древнерусская литература. «Поучение Владимира Мономаха»                                                                                                                                       Цели                                                                                                                                                  Обучающая: заострить внимание учащихся на положительном влиянии Христианства на развитие русского государства.                                                                                          Развивающая:  развитие логики, умение анализировать предложенные тексты, выделять общее, на этой основе создавать собственный текст       Воспитывающая: воспитание самостоятельности и ответственности, приобщение к ценностям православной культуры, воспитание гражданственности и патриотизма.

                                                               История не терпит суесловья,

                                                              Трудна ее народная стезя.

                                                              Ее страницы, залитые кровью,

                                                             Нельзя любить бездумною любовью

                                                            И не любить без памяти нельзя.

                                                                                              Я. Смеляков

 

                                                     Ход урока

 

Слово учителя.

Вы прочитали эпиграф к нашему уроку. А теперь давайте объективно отнесемся к отдельным фактам нашей отечественной истории и постараемся пропустить их через себя. Объявление темы и целей урока

Для чего нужно изучать древнерусскую литературу?

На этот вопрос лучше, чем классики, нам будет трудно ответить, поэтому послушайте их мнение.

      «Да, русская старина нам дорога, дороже, чем думают иные. Мы стараемся понять ее ясно и просто…, мы изучаем ее в живой связи с действительностью с нашим настоящим и нашим будущим, которое совсем не так оторвано от нашего прошедшего, как опять-таки думают иные

                                                                                                И. С. Тургенев

     «Чем интеллигентнее человек, тем больше он способен понять, усвоить, тем шире его кругозор и способность понимать и принимать культурные ценности – прошлого и настоящего. В наше время изучение древней русской литературы становится все более и более необходимым. Мы понемногу начинаем осознавать, что решение многих проблем истории русской литературы ее классического периода невозможно без привлечения истории древней русской литературы…»                                                                                                       

                                                                                               Д. С.Лихачев

А теперь мне хотелось бы получить ваши ответы на поставленный вопрос

Варианты ответов: чтобы лучше знать Отечественную историю, чтобы уважать самих себя, чтобы перенимать социальных опыт предков.

 

 

Жанры древнерусской литературы

    Прежде чем изучать новый материал мы должны с вами повторить жанры древнерусской литературы и вспомнить понятие «Жанр»

Жанр – исторически формирующийся вид литературного произведения, которое обладает отличительными особенностями, признаками, закономерностями.

Жанры древнерусской литературы: поучение, повесть, слово, хождение, житие, летопись.

Поучение - проникновенная беседа о духовных ценностях.

Повесть как правило повествует о важных исторических событиях.

Хождение – здесь даётся информация о далёких путешествиях.

Житие – описание духовных подвигов и добрых дел святых.

Летопись – повествование о событиях исторической важности, расположенных «по летам», то есть в хронологической последовательности.

Слово – образец торжественного красноречия.

 

Объяснение нового материала.

Иисус Христос

Иисус пришел к человечеству почти 2000 лет назад. Он родился в бедной семье в маленьком иудейском г. Вифлееме. Юность свою он провел в одной из самых маленьких стран мира, к тому же оккупированной чужеземцами. Прожил он 33 года. И только последние 3 года он посвятил служению людям.

-Почему же практически во всем мире люди до сих пор о нем помнят?

                    Учение Христа представляет те моральные, внутренние   

                    законы человеческого общения, по которым на протяжении  

                    многих веков стремятся жить люди.

Запись Нагорной проповеди. Данная запись представлена в форме аудиозаписи.

«Вы слышали, что сказано древним: «Не убивай, кто же убь­ёт, подлежит суду». А Я говорю вам, что всякий, гневающийся на брата своего напрасно, подлежит суду...»

«Итак, если ты принесёшь дар твой к жертвеннику и там вспомнишь, что брат твой имеет что-нибудь против тебя, оставь там дар твой пред жертвенником, и пойди прежде примирись с братом твоим, и тогда приди и принеси дар твой...»

«Ещё слышали, что сказано древним: «не преступай клятвы, но исполняй пред Господом клятвы твои». А Я говорю вам: «Не клянись вовсе... <...> Но да будет слово ваше: да, да; нет, нет; а что сверх этого, то от лукавого».

«Просящему у тебя дай и от хотящего занять у тебя не отвра­щайся».

«Смотрите, не творите милостыни вашей пред людьми с тем, чтобы они видели вас: иначе не будет вам награды от Отца ва­шего Небесного. Итак, когда творишь милостыню, не труби пе­ред собою, как делают лицемеры в синагогах и на улицах, чтобы прославляли их люди».

«Не собирайте себе сокровищ на земле, где моль и ржа ис­требляют и где воры подкапывают и крадут; но собирайте себе сокровища на небе, где ни моль, ни ржа не истребляют и где во­ры не подкапывают и не крадут; ибо где сокровище ваше, там будет и сердце ваше».

«Итак во всём, как хотите, чтобы с вами поступали люди, так поступайте и вы с ними; ибо в этом закон и пророки».

 

-Чему учит Нагорная проповедь?

                      Основным общечеловеческим ценностям, нравственным

                      ориентирам, правилам чистой жизни.

 

Индивидуальное задание.

           Учащийся представляет одноклассникам подготовленное сообщение о  

           жизни Владимира Мономаха.

 

Владимир Всеволодович Мономах (1053-1125), внук Ярослава Мудрого, был князем черниговским, переяславским, а с 1113 го­да — великим киевским князем. Своё прозвище Мономах полу­чил от матери, которая была дочерью византийского императора Константина Мономаха.

В 1093 году умер последний из Ярославичей, отец Мономаха — Всеволод, бывший в то время киевским князем. Владимир Мономах добровольно отказался от великого княжения в пользу двоюродного брата Святополка и остался княжить в Чернигове. В том же году на Русь напали половцы. Святополк и Владимир вышли им навстречу и были жестоко разбиты. В 1094 году по­ловцы появились вновь. Их вёл русский князь Олег Святославич. Осаждённый в Чернигове, Мономах согласился уступить этот город Олегу а сам перешёл в Переяславль. Олега Святославича прозвали Гориславичем за горе и беды, которые он принёс рус­ским людям. В 1097 году по инициативе Мономаха князья собрались на съезд в Любече, чтобы прекратить усобицы. Однако этого сде­лать не удалось. В 1113 умер Святополк Изяславич, бывший тогда киевским князем. Киевляне позвали на княжение Владимира Мономаха, который пользовался заслуженной славой крупного полководца и радетеля за русскую землю. Мономах стал великим князем в обход старшинства, что нарушало сложившийся к тому времени порядок наследования. На киевском престоле он позаботился о том, чтобы успокоить волнующееся население. Именно по его уставу было облегчено положение закупов, запрещено долговое рабство. В годы княжения Мономаха единство Руси было восстановлено, поскольку авторитет князя был бесспорен, а ослушников он жестоко карал.

Добившись единства среди князей, Мономах сумел нанести ряд тяжких поражений половцам и заставил их прекратить набеги.

 

-Что вы можете сказать о Владимире Мономахе с учетом представленной нагорной проповеди.

 

Княжение Владимира Мономаха. Комментарии учителя

1113-1125 – 12 лет княжения.

За 12 лет княжения усмирил печенегов, тюрков, берендеев, каракалпаков и своих непокорных князей, построил церкви и общественные дома, обвёл каменными стенами старые города и заложил новые, написал духовное завещание детям своим.

Под властью Владимира Мономаха Русь объединилась и перешла от пассивной обороны к активному наступлению на степь (на половцев) (XI-XII века).

Именно в это время составляется замечательный памятник русского летописания – «Повесть временных лет», проникнутая единой мыслью о русской земле, о ее защите, о единении Руси. «Се повести временных лет, откуда есть пошла Русская земля…».

Время Владимира Мономаха хорошо характеризует и его собственное сочинение – «Поучение» (сохранилось в единственном списке Лаврентьевской летописи 1377 г. в испорченном виде. Как вы думаете, что такое поучение? Какие цели ставили себе обычно авторы поучений?

Послушайте поучение Владимира Мономаха, подумайте, как вы его понимаете, найдите верный тон, убедительные интонации.

«Дети мои или иной кто, слушая эту грамотку, не посмейтесь над нею, но примите ее в сердце свое и не ленитесь, но усердно трудитесь…», - так сердечно звучат слова Мономаха.

 

Беседа .

-Какие советы Мономаха из ниже представленных, запомнились?

… Не ленитесь, но за всем наблюдайте.

… Ни питью, ни еде не предавайтесь, ни спанью.

… Лжи остерегайтесь и пьянства, от того душа погибает и тело.

… напоите и накормите просящего…

… убогих не забывайте и подавайте сироте…

… Ни правого, ни виновного не убивайте и не повелевайте убить его.

… соблюдайте свое слово…

… Гордости не имейте в сердце и в уме.

… Не уклоняйтесь учить увлекающихся властью.

… Старых чтите, как отца, а молодых, как братьев.

… Больного навестите, покойника проводите, ибо все мы смертны.

… Не пропустите человека, не приветив его.

… Что умеете хорошего, того не забывайте, а чего не умеете, тому учитесь.

 

-Как вы к ним отнестись? Можно ли считать их полезными в наше время?

-В чём текст «Поучения» перекликается с заповедями Иису­са Христа?

-Сопоставьте отрывки из «Нагорной проповеди» Иисуса Христа и фрагмент из «Поучения» Владимира Мономаха» (по жанрам, по содержанию, по нравственной ценности, по ответам на основные вопросы жизни).

 

Творческая работа учащихся (домашнее задание).

Попробуйте сами составить письмо-наставление или поучение своим младшему брату или сестре.

Подумайте, что хотелось бы им посоветовать, от чего уберечь, что внушить.

Напоминаю, что в поучении Владимира Мономаха есть и советы, есть и примеры – рассказы из жизни, оживляющие рассуждения, убедительно подтверждающие его мысли.


Тема. Древнерусская литература

Тема. Древнерусская литература

Жанры древнерусской литературы

Жанры древнерусской литературы

Не собирайте себе сокровищ на земле, где моль и ржа ис­требляют и где воры подкапывают и крадут; но собирайте себе сокровища на небе, где ни…

Не собирайте себе сокровищ на земле, где моль и ржа ис­требляют и где воры подкапывают и крадут; но собирайте себе сокровища на небе, где ни…

Княжение Владимира Мономаха. Комментарии учителя 1113-1125 – 12 лет княжения

Княжение Владимира Мономаха. Комментарии учителя 1113-1125 – 12 лет княжения

Творческая работа учащихся (домашнее задание)

Творческая работа учащихся (домашнее задание)
Скачать файл