"Древнерусская иконопись"

  • Исследовательские работы
  • ppt
  • 20.02.2018
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Проект по Мировой Художественно Культуре на тему "Древнерусская иконопись" План работы: 1.История иконописи 2.Характерные особенности иконописи 3. Символика цвета в иконе 3. Функции иконы 3.Школы иконописи 4.Иконописцы 5.Вывод Стилистические особенности иконописи Главная особенность иконы – ее внутренняя духовность, то есть светоносность: изображения не освещены внешним светом, как в светской живописи эпохи Возрождения европейских стран того времени, - они источают его изнутри.Проект по Мировой Художественно Культуре на тему "Древнерусская иконопись"
Иконка файла материала attachment_877534675.ppt
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение  «Средняя общеобразовательная  казачья кадетская школа»  Забайкальский край,    Нерчинский район, с. Знаменка Проект по М Х К Древнерусская иконопись. Выполнила : Швецова Ирина – 8 класс Руководитель: учитель МХК Трушина Светлана Юрьевна
План работы: 1.История иконописи 2.Характерные особенности иконописи 3. Символика цвета в иконе 3. Функции иконы 3.Школы иконописи 4.Иконописцы 5.Вывод
Стилистические особенности иконописи • используются «обратная перспектива»; • события происходят в различное время и в разных местах; • персонажи изображаются в определенных позах и одеждах; • нет определенного источника освещения; • стилизуются пропорции человеческого тела; • используется особая символика цвета, света, жестов, атрибутов.
История иконописи
• Создание первых икон предание  относит нас к апостольским временам.  Первые иконы связывают с именем  евангелиста Луки. Древнейшие из  дошедших до нас икон относятся к VI  веку и выполнены в технике энкаустики  на деревянной основе, и это роднит их  с египетско­эллинистическим  искусством (так называемые  • фаюмские портреты).
• С фаюмских портретов на зрителя пристально смотрят люди  разных наций, возрастов и достатка, роднит их одно – все они  «как живые». Тонко проработанные волосы и глаза, искусно  прописанные тени и фактура кожи, яркие, за тысячелетия не  потускневшие цвета.
Византийская школа
Основные эпохи Доиконоборческая эпоха Древнейшие иконы, дошедшие до нашего времени, датируются 6 веком. Ранние иконы 6-7 веков сохраняют античную технику живописи — энкаустику. античному наследию. Иконоборческий период В период иконоборчества в 730—843 гг. Македонский период Характерен повышенный интерес к классическому Комниновский период Произведения этого времени достигают уравновешенности между классической формой и одухотворенностью образа. 12 – 13 век На смену линейной стилизации и экспрессии в иконопись Палеологовский период Сохраняя церковное содержание, иконопись приобретает приходит спокойствие и монументализм. чрезвычайно эстетизированные формы.
Символика цвета в иконе • золотой блеск мозаик и икон позволял почувствовать сияние Бога – символ вечности; • пурпурный или багряный - это цвет царя, владыки, величия; • красный - это цвет тепла, любви, жизни, животворной энергии, пролитая кровь за людей И.Х.; • белый цвет - символ святости, нравственная чистота; • синий и голубой цвета означали бесконечность неба, символ иного, вечного мира, где обитают ангелы и сам господь; • зеленый цвет – символ жизни, весны , юности; • коричневый - цвет голой земли, праха, всего временного и тленного; • черный цвет - цвет зла и смерти.
Этапы изготовление икон • изготовление «ковчега»; • «паволока»; • «левкас»; • рисунок будущей иконы; • позолота площадей; • прописка фона и одежды – доличное письмо; • заполняются контуры ликов – личное письмо; • обводка контуров рисунка; • охренение ликов; • «пробелка»; • «оживка»; • выполнение подписи; • «олифа» защитный слой.
Изображение Иисуса «Спас Вседержитель»- поясное изображение Иисуса Христа в левой руке с Евангелием – знаком принесенного им в мир учения – и с правой рукой, деснице, поднятой в жесте обращения к этому миру благословения. Пантократо р
«Спас Нерукотворный» Предание о том, как Христос избавил властителя города Эдессы по имени Авгарь от проказы. Авгарь уверовал в то, что он излечится, увидев лик проповедника по имени Иисус, и послал он Ананию сделать Его портрет.   Но это оказалось трудным заданием. Иисус же, увидев страдания художника, омыл лицо и отер его полотенцем- убрусом. И произошло чудо: лик Спасителя, вписанный крестчатый нимб, чудесным образом запечатлелся на полотне.
Спас Златые Власы   Ангел златые власы
Богоматерь Одигидрия Изображение Богоматери с младенцем на левой руке. Оба они садят прямо, правая рука матери указывает на сына. Этот жест - символ пути ко Христу и через него- к вечному спасанию. Богоматерь Владимирская
Богоматерь Умиление Икона передающая нежность матери и сына. Они изображены прильнувшие друг к другу – щека к щеке. Любовь, отраженная на иконе, соединят земное и небесное, божественное и человеческое начало.
Богоматерь Знамение
Богоматерь Оранта Образ Богоматери, олицетворяющий заступницу Мира и одновременно ежедневную молитву христианской церкви. Богоматерь оранта изображается в тунике, перехваченной поясом. Голова поверх чепца прикрыта большим длинным мафорием; ранняя иконография предполагает орарь, одетый на шею.
Отечество На престоле в белых одеждах старец- Бог Саваоф, на коленах которого Христос в образе отрока; Дух Святой представлен белым голубем в лучах, исходящий из уст Саваофа, или окруженным сферой, которую держит Отрок- Христос.
Святые войны Георгий, чудо о змие   Чудо Георгия о змие в житии
Функции иконы • Икона ­ особый символ. Возводя дух верующего в  духовные сферы, она не только обозначает и  выражает их, но и реально являет изображаемое в  нашем преходящем мире. Это сакральный, или  литургический, символ, наделенный силой, энергией,  святостью изображенного на иконе персонажа или  священного события. Благодатная сила иконы,  согласно иконопочитателям, обусловлена самим  подобием, сходством образа с архетипом (отсюда  опять тенденция иконописи к иллюзионизму) и  именованием, именем иконы (отсюда, напротив, ­  условность и символизм образа).
• Догматическая: догмат иконопочитания —  один из основных в Православии и на  иконах проявляется христианская  догматика.  Вероучительная: икона призвана учить,  наравне со словесным образом. • • Познавательная: икона иллюстрирует  события священной истории, служа  источником информации; являясь одним из  способов явления Божественной истины,  икона позволяет познать Бога и  Божественное. • Проповедническая: икона может  безмолвно проповедовать, не доказывая, а  показывая истину.
• • • Храмовая: икона, например, в составе  иконостаса — одна из составляющих  православного храма.  Богослужебная: икона — часть литургии. Воинская: икона издревле сопровождала  христианских воинов. • Посредническая: икона — место встречи  • человека и Бога. Родовая: семейные иконы сопровождают  православного человека во всех радостях и  несчастьях и передаются из поколения в  поколение
Святой Николай Мирликийский Николай Мирликийский   Николай с житием
Основные школы Андрей Рублёв и его современники Расцвет русской иконописи в начале 15 века. Преподобный • Новгородская школа. • Псковская школа. • Другие иконописные центры: Тверь, Ростов, Суздаль и т. д. • 2 половина 15 века. Дионисий. • 16 век. После Дионисия. Грозненское время. Мастерские • Конец 16 века. Годуновская школа. Строгановские иконы. • 17 век. • Возрождение прежних традиций после смутного времени. • 2 половина 17 века. Появление новых художественных Масштабы художественных работ. форм. Ориентация на европейское искусство. Симон Ушаков. Иконопись старообрядцев. митрополита Макария. Новые иконографии. • Иконопись петровского времени и синодального периода. • Византийская школа
Новгородская школа Страшный суд   Богоматерь Знамение
Святитель Николай
Архангел гавриил   Чудо Георгия о змие
Псковская школа Иоанн Лествичник, Георгий и Власий   Борис и Глеб на конях
Школы Ростова, Ярославля и Владимира Толгская Первая   Богородица Страстная
Ростово – суздальская школа Чудо Георгия о змие   Архангел гавриил
Годуновская школа
Строгановская школа Богоматерь   Никифор Савин
Феофан Грек Феофан Грек ок. 1340 – ок. 1410 знаменитый византийский живописец, много лет проживший на Руси. Образы изографии Феофана Грека внешне суровы, замкнуты. Апостолы и святые сосредоточены на молитве, заняты огромной и сложной духовной работой.
Успение Богоматери   Донская икона Божией Матери
Андрей Рублёв Андрей Рублев ок. 1360 – ок. 1430 гениальный русский живописец, создатель многих фресок и икон. Своими работами он заложил основу московской художественной школы, которая на несколько веков стала ведущей в русском искусстве. Использует лаконичные плавные контуры, широкая манера письма близки приемам монументальной живописи. Троица Андрей Рублев
Благовещение Рождество Христово
Дионисий     Дионисий ок. 1440 – ок. 1505 выдающийся живописец второй половины 15 – начала 16 века. В отличие от Андрея Рублева, он не был монахом. В семье Дионисия умение писать иконы и фрески передавалось по наследству. Тематику творчества Дионисия определяют религиозно- философские идеи общественного служения и долга, особое понимание роли Руси в ходе истории. Работам Дионисия присущ уверенный, изящный рисунок,легкий, прозрачный колорит, особая согласованность и пластичность композиций.     Распятие
Симон Фёдорович Ушаков Ушаков Симон Фёдорович (1626 – 1686-88) – царский изограф, живописец и график. Он создал целую школу учеников и последователей. Современники высоко ценили его труды: Ушаков был даже удостоен дворянского звания   Тайная вечеря
• Все на свете уходит – остается  искусство. Цепь веков не прервется голосами  поэтов. Смотрят фрески соборов и полотна  портретов. На земле одряхлевшей будет горько  и грустно. Только пусто не будет, пока живо  искусство.
Вывод то не есть освещены Главная особенность иконы – ее внутренняя духовность, светоносность: изображения внешним светом, как в светской живописи эпохи того Возрождения европейских времени, - они источают его изнутри. Икона утрачивает обращенность к внутреннему миру нарядность, человека: перегруженность многосоставность композиций, от традиций, западных (католических) влияний приводят к упадку традиционной древнерусской иконописи. Икона значительно обмирщается, однако иконописцы новых направлений создают постепенный внедрение внешняя и     стран отход
Источники • http://xreferat.ru/47/844­1­drevnerusskaya ­ikonopis.html • http://festival.1september.ru/articles/51214 3/ • http://go.mail.ru/search_images • http://www.ukoha.ru/article/hitor/