Проект по Мировой Художественно Культуре на тему "Древнерусская иконопись"
План работы:
1.История иконописи
2.Характерные особенности иконописи
3. Символика цвета в иконе
3. Функции иконы
3.Школы иконописи
4.Иконописцы
5.Вывод
Стилистические особенности иконописи
Главная особенность иконы – ее внутренняя духовность, то есть светоносность: изображения не освещены внешним светом, как в светской живописи эпохи Возрождения европейских стран того времени, - они источают его изнутри.Проект по Мировой Художественно Культуре на тему "Древнерусская иконопись"
attachment_877534675.ppt
"Древнерусская иконопись"
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная казачья кадетская школа»
Забайкальский край, Нерчинский район, с. Знаменка
Проект по М Х К
Древнерусская
иконопись.
Выполнила : Швецова Ирина – 8 класс
Руководитель: учитель МХК
Трушина Светлана Юрьевна
"Древнерусская иконопись"
План работы:
1.История иконописи
2.Характерные особенности
иконописи
3. Символика цвета в иконе
3. Функции иконы
3.Школы иконописи
4.Иконописцы
5.Вывод
"Древнерусская иконопись"
Стилистические особенности
иконописи
• используются «обратная перспектива»;
• события происходят в различное время и в разных местах;
• персонажи изображаются в определенных позах и одеждах;
• нет определенного источника освещения;
• стилизуются пропорции человеческого тела;
• используется особая символика цвета, света, жестов,
атрибутов.
"Древнерусская иконопись"
История иконописи
"Древнерусская иконопись"
• Создание первых икон предание
относит нас к апостольским временам.
Первые иконы связывают с именем
евангелиста Луки. Древнейшие из
дошедших до нас икон относятся к VI
веку и выполнены в технике энкаустики
на деревянной основе, и это роднит их
с египетскоэллинистическим
искусством (так называемые
• фаюмские портреты).
"Древнерусская иконопись"
• С фаюмских портретов на зрителя пристально смотрят люди
разных наций, возрастов и достатка, роднит их одно – все они
«как живые». Тонко проработанные волосы и глаза, искусно
прописанные тени и фактура кожи, яркие, за тысячелетия не
потускневшие цвета.
"Древнерусская иконопись"
Византийская школа
"Древнерусская иконопись"
Основные эпохи
Доиконоборческая эпоха
Древнейшие иконы, дошедшие до нашего времени,
датируются 6 веком. Ранние иконы 6-7 веков сохраняют
античную технику живописи — энкаустику.
античному наследию.
Иконоборческий период
В период иконоборчества в 730—843 гг.
Македонский период
Характерен повышенный интерес к классическому
Комниновский период
Произведения этого времени достигают уравновешенности
между классической формой и одухотворенностью образа.
12 – 13 век
На смену линейной стилизации и экспрессии в иконопись
Палеологовский период
Сохраняя церковное содержание, иконопись приобретает
приходит спокойствие и монументализм.
чрезвычайно эстетизированные формы.
"Древнерусская иконопись"
"Древнерусская иконопись"
Символика цвета в иконе
• золотой блеск мозаик и икон позволял почувствовать
сияние Бога – символ вечности;
• пурпурный или багряный - это цвет царя, владыки,
величия;
• красный - это цвет тепла, любви, жизни, животворной
энергии, пролитая кровь за людей И.Х.;
• белый цвет - символ святости, нравственная чистота;
• синий и голубой цвета означали бесконечность неба,
символ иного, вечного мира, где обитают ангелы и сам
господь;
• зеленый цвет – символ жизни, весны , юности;
• коричневый - цвет голой земли, праха, всего временного
и тленного;
• черный цвет - цвет зла и смерти.
Изображение Иисуса
«Спас Вседержитель»-
поясное изображение
Иисуса Христа в левой
руке с Евангелием –
знаком принесенного им
в мир учения – и с
правой рукой, деснице,
поднятой в жесте
обращения к этому миру
благословения.
Пантократо
р
"Древнерусская иконопись"
«Спас Нерукотворный»
Предание о том,
как Христос
избавил
властителя
города Эдессы
по имени Авгарь
от проказы.
Авгарь уверовал
в то, что он
излечится,
увидев лик
проповедника по
имени Иисус, и
послал он
Ананию сделать
Его портрет.
Но это оказалось
трудным
заданием. Иисус
же, увидев
страдания
художника,
омыл лицо и
отер его
полотенцем-
убрусом. И
произошло чудо:
лик Спасителя,
вписанный
крестчатый
нимб, чудесным
образом
запечатлелся на
полотне.
"Древнерусская иконопись"
Спас Златые Власы
Ангел златые власы
"Древнерусская иконопись"
Богоматерь Одигидрия
Изображение
Богоматери с
младенцем на левой
руке. Оба они садят
прямо, правая рука
матери указывает на
сына. Этот жест -
символ пути ко Христу
и через него- к
вечному спасанию.
Богоматерь Владимирская
"Древнерусская иконопись"
Богоматерь Умиление
Икона передающая
нежность матери и
сына. Они изображены
прильнувшие друг к
другу – щека к щеке.
Любовь, отраженная
на иконе, соединят
земное и небесное,
божественное и
человеческое начало.
"Древнерусская иконопись"
Богоматерь Знамение
"Древнерусская иконопись"
Богоматерь Оранта
Образ Богоматери,
олицетворяющий
заступницу Мира и
одновременно
ежедневную молитву
христианской церкви.
Богоматерь оранта
изображается в тунике,
перехваченной поясом.
Голова поверх чепца
прикрыта большим
длинным мафорием;
ранняя иконография
предполагает орарь,
одетый на шею.
"Древнерусская иконопись"
Отечество
На престоле в белых
одеждах старец- Бог
Саваоф, на коленах
которого Христос в
образе отрока; Дух
Святой представлен
белым голубем в лучах,
исходящий из уст
Саваофа, или
окруженным сферой,
которую держит Отрок-
Христос.
"Древнерусская иконопись"
Святые войны
Георгий, чудо о змие
Чудо Георгия о змие в житии
"Древнерусская иконопись"
Функции иконы
• Икона особый символ. Возводя дух верующего в
духовные сферы, она не только обозначает и
выражает их, но и реально являет изображаемое в
нашем преходящем мире. Это сакральный, или
литургический, символ, наделенный силой, энергией,
святостью изображенного на иконе персонажа или
священного события. Благодатная сила иконы,
согласно иконопочитателям, обусловлена самим
подобием, сходством образа с архетипом (отсюда
опять тенденция иконописи к иллюзионизму) и
именованием, именем иконы (отсюда, напротив,
условность и символизм образа).
"Древнерусская иконопись"
• Догматическая: догмат иконопочитания —
один из основных в Православии и на
иконах проявляется христианская
догматика.
Вероучительная: икона призвана учить,
наравне со словесным образом.
•
• Познавательная: икона иллюстрирует
события священной истории, служа
источником информации; являясь одним из
способов явления Божественной истины,
икона позволяет познать Бога и
Божественное.
• Проповедническая: икона может
безмолвно проповедовать, не доказывая, а
показывая истину.
"Древнерусская иконопись"
•
•
•
Храмовая: икона, например, в составе
иконостаса — одна из составляющих
православного храма.
Богослужебная: икона — часть литургии.
Воинская: икона издревле сопровождала
христианских воинов.
• Посредническая: икона — место встречи
•
человека и Бога.
Родовая: семейные иконы сопровождают
православного человека во всех радостях и
несчастьях и передаются из поколения в
поколение
"Древнерусская иконопись"
Святой Николай
Мирликийский
Николай Мирликийский
Николай с житием
"Древнерусская иконопись"
Основные школы
Андрей Рублёв и его современники
Расцвет русской иконописи в начале 15 века. Преподобный
• Новгородская школа.
• Псковская школа.
• Другие иконописные центры: Тверь, Ростов, Суздаль и т. д.
• 2 половина 15 века. Дионисий.
• 16 век.
После Дионисия. Грозненское время. Мастерские
• Конец 16 века. Годуновская школа. Строгановские иконы.
• 17 век.
• Возрождение прежних традиций после смутного времени.
• 2 половина 17 века. Появление новых художественных
Масштабы художественных работ.
форм. Ориентация на европейское искусство. Симон
Ушаков. Иконопись старообрядцев.
митрополита Макария. Новые иконографии.
• Иконопись петровского времени и синодального периода.
• Византийская школа
"Древнерусская иконопись"
Новгородская школа
Страшный
суд
Богоматерь Знамение
"Древнерусская иконопись"
Святитель Николай
"Древнерусская иконопись"
Архангел гавриил
Чудо Георгия о змие
"Древнерусская иконопись"
Псковская школа
Иоанн Лествичник,
Георгий и Власий
Борис и Глеб на
конях
"Древнерусская иконопись"
Школы
Ростова, Ярославля и Владимира
Толгская Первая
Богородица Страстная
"Древнерусская иконопись"
Ростово – суздальская школа
Чудо Георгия о змие
Архангел гавриил
"Древнерусская иконопись"
Годуновская школа
"Древнерусская иконопись"
Строгановская школа
Богоматерь
Никифор Савин
"Древнерусская иконопись"
Феофан Грек
Феофан Грек ок.
1340 – ок. 1410
знаменитый
византийский
живописец, много
лет проживший на
Руси. Образы
изографии Феофана
Грека внешне
суровы, замкнуты.
Апостолы и святые
сосредоточены на
молитве, заняты
огромной и
сложной духовной
работой.
"Древнерусская иконопись"
Успение Богоматери
Донская икона Божией Матери
"Древнерусская иконопись"
Андрей Рублёв
Андрей Рублев ок. 1360 –
ок. 1430 гениальный
русский живописец,
создатель многих
фресок и икон. Своими
работами он заложил
основу московской
художественной школы,
которая на несколько
веков стала ведущей в
русском искусстве.
Использует лаконичные
плавные контуры,
широкая манера письма
близки приемам
монументальной
живописи.
Троица Андрей Рублев
"Древнерусская иконопись"
Благовещение
Рождество Христово
"Древнерусская иконопись"
Дионисий
Дионисий ок. 1440 – ок. 1505
выдающийся живописец второй
половины 15 – начала 16 века. В
отличие от Андрея Рублева, он не
был монахом. В семье Дионисия
умение писать иконы и фрески
передавалось по наследству.
Тематику творчества Дионисия
определяют религиозно-
философские идеи
общественного служения и
долга, особое понимание роли
Руси в ходе истории. Работам
Дионисия присущ уверенный,
изящный рисунок,легкий,
прозрачный колорит, особая
согласованность и пластичность
композиций.
Распятие
"Древнерусская иконопись"
"Древнерусская иконопись"
Симон Фёдорович Ушаков
Ушаков Симон Фёдорович (1626 – 1686-88) – царский
изограф, живописец и график. Он создал целую школу
учеников и последователей. Современники высоко
ценили его труды: Ушаков был даже удостоен
дворянского звания
Тайная вечеря
"Древнерусская иконопись"
• Все на свете уходит – остается
искусство.
Цепь веков не прервется голосами
поэтов.
Смотрят фрески соборов и полотна
портретов.
На земле одряхлевшей будет горько
и грустно.
Только пусто не будет, пока живо
искусство.
"Древнерусская иконопись"
Вывод
то
не
есть
освещены
Главная особенность иконы – ее внутренняя
духовность,
светоносность:
изображения
внешним
светом, как в светской живописи эпохи
того
Возрождения европейских
времени, - они источают его изнутри. Икона
утрачивает обращенность к внутреннему
миру
нарядность,
человека:
перегруженность
многосоставность
композиций,
от
традиций,
западных
(католических) влияний приводят к упадку
традиционной древнерусской иконописи.
Икона значительно обмирщается, однако
иконописцы новых направлений создают
постепенный
внедрение
внешняя
и
стран
отход
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.