"Нравственное воспитание подрастающего поколения на основе истории, быта, культуры, традиции адыгов"
Оценка 4.6

"Нравственное воспитание подрастающего поколения на основе истории, быта, культуры, традиции адыгов"

Оценка 4.6
Исследовательские работы
doc
воспитательная работа +1
5 кл—11 кл +1
22.03.2024
"Нравственное воспитание подрастающего поколения на основе истории, быта, культуры, традиции адыгов"
(Цикл классных часов) Адыгея – это малая республика, столицей которого является город Майкоп, расположенная на живописных северных склонах Кавказского хребта, спускающихся к плодородной Прикубанской равнине. Адыгея – одна из самых молодых республик в Российской Федерации – образована в 1991 г. Моя малая Родина – это великолепные предгорья Кавказа, красивейшее плато Лаго-Наки, обилие карстовых пещер, снежные вершины гор, пышные альпийские луга, широкие степи, вековые леса, горные реки с водопадами, тихие озёра.
Нравственное воспитание подрастающего поколения на основе традиции адыгов..doc

Нравственное воспитание подрастающего поколения на основе истории, быта, культуры, традиции адыгов.

                                     (Цикл классных часов)

Адыгея – это малая республика, столицей которого является город Майкоп, расположенная на живописных северных склонах Кавказского хребта, спускающихся к плодородной Прикубанской равнине. Адыгея – одна из самых молодых республик в Российской Федерации – образована в 1991 г. Моя малая Родина – это великолепные предгорья Кавказа, красивейшее плато Лаго-Наки, обилие карстовых пещер, снежные вершины гор, пышные альпийские луга, широкие степи, вековые леса, горные реки с водопадами, тихие озёра.

Я знаю, Адыгея так мала.

На пёстрой карте, возле гор Кавказских,

Вот вся она под кончиком указки-

Земля, что целым миром мне была:

О, маленькая древняя земля

Одним лучом её согреет солнце-

И домики, белеющие сонно,

                                     И синие вершины, и поля.

Лихой джигит, пришпоривший коня,

 

 

Спроси о нас Историю.

Она  лихих черкесов помнит имена,

Она расскажет, как когда-то встарь

Летели бурки, и звенела сталь.

Спроси о нас у солнца и зари.

А лучше сам однажды посмотри-

Чем сто раз слышать, лучше раз взглянуть,

Ты приезжай и добрым гостем будь!               И. Машбаш.

                        Моя земля овеяна историческими легендами. По ней в средние века проходил из Европы в Азию великий шелковый путь. Здесь предки адыгов создали известную в мировой археологии Майкопскую культуру. Десятки расположенных неподалёку друг от друга, связанных между собой легендами курганов, загадочные дольмены, характерные только для Северо–Западного Кавказа, всё это музеи под открытым небом. Достопримечательности Республики Адыгея стали многочисленные памятники истории и культуры разных исторических эпох. Они свидетельствуют о ярчайшей культуре древних кавказцев.


Народ мой гостеприимный и миролюбивый строил хачещи для всех людей, любой национальности и любого вероисповедования, которые захотели бы посетить страну, дом.

КАК ПРОИЗОШЛИ КАВКАЗСКИЕ ГОРЫ.

Было это в те далёкие времена, когда вместо Кавказских хребтов, подпирающих снежными вершинами синее небо, кругом расстилалась ровная степь да кое-где выступали небольшие горы. И жили в тех местах лишь охотники да пасли стада пастухи. И вот однажды на одной из вершин появился старик отшельник. Никто не знал, кто он и откуда взялся. Отшельник все дни проводил в молитвах. Питался дикими плодами да родниковой водой. Вскоре стал отшельник любимцем бога. Дьявол, который знал обо всех грехах людей, возмутился:                                                                                                             - Этот старик был разбойником и убийцей, а теперь все считают его святым! И Бог благоволит к нему!                                                                                  И стал тогда Дьявол ночами мучить и искушать старца. Долго терпел отшельник и, наконец, обратился с мольбой к Богу:                                                          - О, Господи! Нет больше сил терпеть Дьявола! Разреши мне наказать его!                                                                                                                      Удивился Бог такой просьбе, но разрешил.                                             Наступила ночь. Развёл отшельник огонь, раскалил докрасна щипцы и стал ждать. В полночь сунул Дьявол в пещеру голову и стал вновь искушать старца. Перекрестился отшельник, взял раскалённые щипцы и схватил ими Дьявола за нос. Взвыл от дикой боли Дьявол и неистово забил хвостом по земле. Загремело всё вокруг, закачалась земля, и началось великое землетрясение. Там, где вздымалась земля, образовались высокие горы. В иных местах от ударов хвоста рушились скалы и появлялись мрачные ущелья. Эту легенду о происхождении Кавказских гор записал знаменитый Александр Дюма во время путешествия по Кавказу.

ТРАДИЦИОННАЯ МУЖСКАЯ ОДЕЖДА

Традиционная мужская одежда, ее структура и форма были обусловлены основными социальными функциями мужчины в адыгском обществе – кормилец семьи и защитник отечества. С другой стороны, ее специфика соответствовала эстетическим требованиям, предъявлявшимся внешнему облику и физическим данным мужчины. Хрестоматийными стали классические параметры черкесского − мужчины: тонкая талия, широкие плечи, маленькая ступня. Соотношение объема талии и размаха плеч было таковым, что «кошка не сгибаясь, могла пройти под талией мужчины, лежащего на боку». Избыточный вес, полнота считались неприемлемыми для адыга. Мужской национальный костюм состоял из нательной рубашки, верхней рубашки, черкески и бурки. Нательная рубашка – джэнэ чIэгъчIэлъ из хлопчатобумажной или льняной ткани с длинными рукавами без воротника.

Верхняя рубашка – къэпгпал, джэнэ кIыIутелъ из темной однотонной шерстяной или реже атласной ткани с воротником-стоечкой, системой нитяных пуговиц и петелек, длинными рукавами.                                                                        Поверх этого надевалась основная часть костюма – черкеска (цый) из домотканого сукна со строго приталенной блузой, семиклинным подолом, длинными широкими рукавами, с подтреугольным вырезом. Черкеска застегивалась на уровне талии, подол свисал свободно. Длина черкески определялась модой, возрастом, ситуацией, но не короче, чем до колен. Предпочтительные цвета черкески – серый, черный, коричневый. Белую черкеску носили юноши княжеского происхождения. Излюбленным цветом черкески был серый, который гармонировал с черненым серебром и был самым практичным для мужчины.

ТРАДИЦИОННАЯ ЖЕНСКАЯ ОДЕЖДА.

       Черкешенки славились красотой, изяществом, ими восхищался и Запад, и Восток. Женский национальный костюм состоял из корсета, нательной рубашки, платья, кафтанчика и сай. Адыгский корсет – шъохътан был изготовлен из сафьяна на шелковой или бумажной подкладке, без бретелек, чуть ниже талии, с пластиной сзади на уровне позвоночника и двумя спереди на уровне молочных желез, со шнуровкой спереди. Он отличался от европейского по функции и режиму ношения.                                                                 Европейский предназначен был для коррекции фигуры, его надевали, выходя в общество. Адыгский же корсет выполнял формирующую функцию, его носили ежедневно и круглосуточно с подросткового возраста. До замужества на ночь снимали только пластины. Цвет сафьяна соответствовал сословному статусу девушки: красный – для княжны, коричневый – для дворянки. Корсет призван был способствовать формированию идеальной фигуры: тонкая талия, узкие плечи, неразвитый бюст, широкие бедра.                                           Женская одежда акцентировала внимание на достоинствах фигуры девушки. Так, юбка (сай) состояла из семи клиньев, линия шва между которыми была оторочена тесьмой из парчовой нити. Сходящиеся в перспективе на нет золотистые линии в области талии на однотонном черном или бордовом фоне создавали ощущение предельной утонченности фигуры. Уровень талии регулировался покроем сай. Проблема ног была решена раз и навсегда длиной юбки, которая никогда не поднималась выше щиколоток. Отклонения от классических пропорций роста корректировались высотой обуви – котурнов – пхъэцуакъ. Ступня женской ножки должна была быть легкой и формировалась круглыми сафьяновыми туфелькамицокъэхъурай, которые мягко сдерживали ее рост.

 

I глава. Традиции, обычаи, обряды, адыгского народа

Адыгский этикет в традиционном смысле представляет собой во-первых, ядро, организующий центр традиционно-бытовой культуры общения адыгов. Под этим понимают форму поведения, обхождения, правила учтивости, принятые в обществе.                                                                                                     Во-вторых, адыгский этикет составляет составную часть свода неписанных законов, обычаев, известных под названием «адыгэ-хабзэ ». И не случайно почти до конца ХIХ века адыгский этикет регулировал поведение адыгов во всех областях традиционного образа жизни народа.                       Когда мы говорим о необходимости возрождения наших обычаев и традиций, восстановлении и развитии нашего родного языка и культуры, это следует понимать как необходимость творческого изучения наследия прошлого и отбора из него лучшего, что может пригодиться нам сегодня. Целью возрождения является воспитание культурного человека, а не только собрать архивный материал для музея этнографии. Общепринятые нормы поведения, культуры, этикета имеют исторические корни. Понятие русской дворянской чести, казачьего образа жизни, «адыгэ-хабзэ» – это части мировой культуры, их необходимо впитать в само существо, в натуру каждого человека. Основными принципами «адыгэ-хабзэ» являются: гостеприимство, почет и уважение старшим, мужество, честь, храбрость, соблюдений традиций и обычай. О почтительном отношении молодежи к старшим пишет Е.Н.Студенецкая: «Если старик проходил или проезжал по улице, все сидящие вставали. Если молодой ехал верхом и встречал старика, он должен был сойти с лошади и придержать ее, пока старший пройдет или проедет мимо... Почтительное отношение к старшим соблюдалось в общественных местах и, само собой разумеется, внутри семьи». В отношениях к старшим, соседям, незнакомым, к простому человеку проявляются нравственные качества личности. Действенность общественного мнения усиливалась еще и тем, что последнее требовало от старших строго соблюдать традиции своего народа и показывать молодым людям пример достойного поведения. Таким образом, старшие обязаны были словом и делом учить молодёжь жить и уважать его обычаи.

                            1.Хабзэ – обычай.

                            2.Хачещ - дом для гостей;

Адыги приобщали детей с детства к нравственному кодексу народа, прививая им трудолюбие, честность, скромность, уважение к старшим, к женщине. Детей учили верности в дружбе, воспитывали дисциплинированность и послушание. В мальчиках воспитывались храбрость, стойкость, в девочках – терпение и покорность. Они считали так же, что гуманность – одна из главных нравственных качеств, которыми должен обладать человек. Поэтому детей воспитывали в духе гуманизма и взаимного уважения между людьми. Одним из главных моральных требований адыгского народа является трудолюбие и уважение к людям труда. Необходимо подчеркнуть, что адыги вырабатывали у детей сдержанность (самое лучшее в нраве – сдержанность, – считали они), выдержку (у кого разум – у кого выдержка).                                                    Особое внимание в адыгской педагогике уделялось бережливости. В это понятие включалось не только бережное обращение с теми или иными предметами, но и умеренное питание, умение делать запасы. Бережливости посвящены пословицы, притчи, сказки. «УимыIэри земыхьери зы» («Не иметь и не беречь – одно и то же») – считали адыги.                                          Правдивость, честность определялись в адыгской педагогике как высокие, нравственные качества, требования их выражены словами: «Если даже горько, говори правду». «То, что не может сделать, не говори, а раз сказал, сделай». Красной нитью проходит в воспитания у молодежи смелости и решительности, упорства и настойчивости. Адыги считали, что эти качества должны быть неотъемлемыми для каждого человека.                                «Ни в какой другой стране мира манера поведения людей не является столь же спокойной  и достойной», – писал Дж. Лонгворт об адыгах. Поэтому у детей воспитывали необычайную скромность, выраженное осознание мужского достоинства.

                            1. Джэгу.

         Адыг даже в самых трудных условиях стремился сохранить доброе и честное имя своей семьи, рода, племени. В числе уникальных явлений адыгской культуры едва ли не в первую очередь следует назвать знаменитые джегуI – широкомасштабные карнавальные празднества, устраивавшиеся очень часто и по самым различным поводам: свадьба, поминки, возвращение из похода, чествование божеств и т. д. Счастлив тот, кто хоть раз присутствовал на шапсугском игрище, видел зажигательные танцы, виртуозные номера всадников, слышал необычайные по силе воздействия песни и поэтические послания, наблюдал образы рыцарской этики и этикета. Не сомневаюсь, что черкесское игрище привлечет внимание широкой общественности, что люди проникнутся пониманием значимости этого поистине прекрасного народного праздника – праздника культуры.                                                          Адыгское игрище – джегу – несет в себе все черты средневекового праздника или карнавала. Традиционно это широкое поэтическое и, как правило, многодневное, трех или семидневное действие, включавшее в себя пляски, песни, атлетические соревнования и игры. Органически впитались в ткань игрища.                                                                                                   Слово «дынхэу» у бжедугов служит обозначением обряда приобщения невесты к шитью, но когда говорят «дэнхэу джегу» имеют в виду игрище в честь этого обряда. Есть ещё древние названия различных праздников – весеннего сева. Обще-сельское грандиозное игрище, которое адыги ещё в древнем прошлом (в 20-х годах) утраивали по случаю окончания весеннее-полевых работ.                                                                                                         Каждое конкретное торжество имело своё лицо, свой набор специфических, приуроченных к данному событию действий. Например, из поминального игрища выпадал такой важный компонент всякого другого празднества, как пляска. «Торжество тризны чуждо танцев» – писал в этой связи Хан-Гирей. Эти игрища можно сравнить с системой чередующихся во времени социальных фильтров. Через них общество пропускает своё бытие, оставляя всё, что отягощает дальнейшее движение вперёд. Субъектом игрища является именно общество и вся совокупность согласованных, сложенных сообщающихся действий, производимых людьми в рамках игрища, есть не что иное, как общественный диалог с судьбой. С ним связывал человек свои надежды на установление гармоничных отношений не только с социальным окружением, но и со всеми другими сферами бытия, доступными его восприятию и воображению. Игрище – не отдельная, не автономная единица. Оно всегда и очень крепко связано с каким-либо торжеством, праздником, в сущности, создаёт праздник как явление культуры. Праздники представляют собой в виде длинного списка событий в жизни отдельной семьи, рода, общины, а иногда и всего народа. По значимости в первом ряду этого списка следует поставить всевозможные сезонные праздники и праздники в честь тех или иных христианских или языческих божеств. Целой серией общесельских торжеств ознаменовывалась также свадьба. Свадебные игрища представляют собой привычные, прочно устоявшиеся формы заключения брака ключевые моменты всего корпуса свадебной обрядности. Точно так же, как заключение брака не мыслилась свадьба и без игрища.                                                                Существует, однако, множество других ценностей, менее активно, но достаточно настойчиво требовавших почитания в виде игрищ: возвращение с войны, рождение ребёнка, возвращение в родительский дом дочери или сына, отданных на воспитание (аталычество), приобретение какой-либо ценной вещи и т.д. Игрища сопровождают различные виды взаимопомощи: от сенокоса до сбора денег на гармошку, религиозные обряды и празднества, в том числе иногда даже мусульманские праздники, например праздник окончания мусульманского поста – гъид къурмена.                                                               Обряд «къурмэн» занимал значительное место в жизни адыгов. Его могли проводить по разным причинам: с целью предостережения от надвигающегося несчастья, болезни и т.д. О цели проведения такого жертвоприношения всегда говорилось в словах молитвы. Подобного рода обряды заключали в себе большой нравственный смысл, и он использовался народом в воспитательных целях подрастающего поколения.                                                                     Весьма распространённая и сама по себе очень любопытная разновидность празднеств – клятвенные игрища «нэузыр-джегу». В критических ситуациях, когда на карту ставится жизнь или смерть близкого человека, адорант клянётся (даёт обед), что в случае, если «его счастье победить», он непременно созовёт народ на пышное торжество. В бжедугском ауле Гатлукай по сей день вспоминают клятвенное игрище, устроенное Хуаде рашей в начале 20-х годов после выздоровления тяжело больной жены. В самом начале нынешнего столетия на окраине шапсугского аула Панахес состоялось семидневное игрище Ехтоковых. «Сын Ехтоковых – рассказывают жители аула, – был тогда уже немолодой 50-летний мужчина, и родители поклялись, что в случае если он женится, не поскупятся. И сыграли семидневную свадьбу».

1. Гъид къурмэн – праздник в честь окончания мусульманского поста.

Инициатива проведения игрища могла исходить, кроме того, от какой-либо признанной красавицы аула. Получив разрешения родителей, девушка через посыльных оповещала всю округу о том, что такого-то числа она устраивает большое игрище со скачками, что будут разыграны соответственно следующие призы:                                                                                 1.Трёхлетний жеребец                                                                             2.Золотые часы                                                                                        3.Украшенна золотым шитьём плеть.                                                               Например, в 20-х годах именное такое игрище провела в ауле Панахес Рахмет, дочь Шаде Кашмида. Подобные празднества ещё больше поднимали авторитет девушки, слава о ней распространилась далеко по всей Адыгее. Это были в сущности, игрища в честь девичьей чистоты и красоты. Замечательные тождества, устраивавшиеся в честь возвращения утерянных реликвий, известных на всю Адыгею, например, священный меч Шумоковых, считавшиеся достоянием всех бжедугов, во время нападения врагов был захвачен ими в качестве трофея. После переговоров с противником меч вернули. На игрище, устроенном по этому случаю, собралось множество людей со всех концов края. Это было в ХIХ веке. Наконец, уместно отметить, что сейчас общественность Адыгеи, Черкессии и Кабарды активно обсуждают вопрос о проведении ежегодных все адыгских игрищ – «Адыгэ хэгъэгу джегу». Игрища, как, мы видим, представляет собой акт почитания ценностей, лежащих вне самого торжества, и причём, ценностей различного плана; это может быть языческой бог или какая-либо важная вещь, прибытие попутного гостя или возвращение воинов из похода, окончание траура (поминальное игрище и выздоровление после болезни). Роль главы игрища возглавляется обычно на какого-либо из числа родственников устроителя торжества, например на старшего брата или брата по отцу. Это своего рода полномочные представитель хозяина игрища  называемого «джегур зи джегу», тамадой празднеств может быть избран и человек, не находящийся в родстве с семьёй, устроившей игрище.                                                                                                                Хатияко или джегуако – властитель танцевальной площадки и вместе с тем блюститель определённого порядка во время танцев. Он свободно передвигается по кругу и управляет ходом игрища, движениями желез, а также звучными, а чаще всего стихотворными призывами и приказами, комментариями и оценками. Отсюда, ещё одно обозначение человека в этой роли, распространённое только у бжедугов и темиргоевцев – кууакIо, т.е. «глашатай» и «крикун». Хатияко глава музыкантов и составляет вместе с ними единый и слаженный коллектив. По традиции, установившейся у адыгейцев в конце прошлого века, все музыканты, за исключением скрипачей, играют стоя. Лишь гармонист может опереться ногой на стул (правда, гармонистки играют сидя). Флейтисты играя, обычно ходят взад и вперед, навстречу друг другу. Трещоточники стоят на месте, отбивая трещотками такт и пританцовывая. В их функции входит, кроме того, аранжировка исполняемой мелодии своеобразным, иногда руладообразным пением – ежъу, что придаёт плясовой музыке неповторимый колорит. В структуре песен ежъу, как утверждают музыковеды, выполняет функцию рефрена, составляет фундамент напева. То же самое можно сказать о плясовой музыке. Выступая в двух вариантах, в виде песен-плясок и в виде простых наигрышей, обычно она в обоих случаях включает в себя ежъу. Сольный мужской танец известен под названием лъэпэкIас (танец на носках). У девушек соответствует зэкъокъашъу – «одиночный танец». В отличие от массовых танцев, где мужчины сами приглашают девушек, на групповой танец выходят обычно после персонального приглашения со стороны хатияко. Традиционно в круг приглашали сначала мужчину, и он, пританцовывая, отписывал один-два круга по площадке.

 

 

 

 

 

Тем временем «разводящие» девушек выводили для него очередную танцорку. Девушка делала шаг вперёд, сходила с высоких деревянных ходуль на землю и оставалась в сафьяновых чувяках, украшенных великолепным растительным орнаментом. Это были чувяки, предназначенные для танцев. Если девушка была очень знатной или известно умом, красотой, её выводили в круг три девушки – две держали под руки с обеих сторон, а третья шла сзади, поддерживая обеими руками её платье. Некоторое время девушка стояла неподвижно, наблюдая за движениями партнёра, изучая его манеру танцевать. Затем танцем приглашал её на танец лёгким движением правой руки и едва заметным поклоном.

 

1.     Джэгуако - тамада свадьбы;

2.     Хатияко - тамада свадьбы.

Чётко разработана сама процедура ухода с танца. Мужчина провожал девушку до того места, где стояли её подруги, там её подхватывали с обеих сторон «разводящие». До тех пор пока девушка не наденет деревянные ходули и не займёт своё место в ряду танцорок, её партнёр обязан был стоять перед ней, почтительно вытянув руки по швам. Затем, отклонившись, он отступал несколько шагов назад, пятясь и развернувшись правым плечом к девушке, возвращался на своё место. Излишними считались в этом случае, какие-либо словесные формы выражения благодарности.                                                         Адыги считают себя детьми солнца, поэтому, естественно, придавали магические значения кругу – образу солнца. Так, например, анэ, за которым они обедали и за которым они усаживали своих дорогих гостей, имел форму круга. Для проведения хасэ или народных собраний, они усаживали своих дорогих гостей, имел форму круга. Для проведения хасэ или народных собраний, они садились в круг. Также для проведения массовых торжеств с танцами, адыги образовывали круг. Здесь необходимо отметить, что на таких мероприятиях собирается большое количество людей, от нескольких сотен до тысячи, и порядок зависит от того, как ведёт себя каждый. Участники танцев, а это в основном молодые мужчины и девушки, стоят торжественно и чинно, зрители же наблюдают происходящее с интересом, обмениваются тихо впечатлениями. А если кто-то «забудется» и нарушит порядок (громкий разговор или смех), то он тут же «попадает на острый язычок» джэгуако, который обязательно сочинит о нём сатирический куплет или острым словом пристыдит его. Вот почему каждый знает своё место и старается вести себя достойно, чтобы не опозориться и не досаждать другим. Удивительно, не объяснимо, что адыги до сих пор сохраняют верность своим народным танцам, которые возникли ещё в глубокой древности. Ведь и сейчас на общественных и семейных торжествах адыги танцуют только свои родные танцы – красивый, плавный зафак, бурный темпераментный загатлят, танец первой любви – исламий, торжественный и медленный удж. Нет ни одного адыга, пожилого или молодого, живущего в Адыгее, Турции или Америке, у которого не дрогнуло бы сердце при первых же звуках старинного адыгского танца, исполняемого адыгской гармошкой и трещотками. Одним из самых красивых лирических танцев адыгов является исламий. О возникновении этого танца и происхождении данного названия существуют разные мнения и легенды. Его называют танцем первой любви, танцем счастья, поэты слагают о нём стихи, композиторы импровизируют, а художники рисуют, очарованные его красотой.

 Этот танец нельзя в тесноте танцевать

 Даже скалам – и тем враз пришлось отступать!

 На носочках по кругу летает джигит.

 Бей в ладоши! Пусть музыка жарче звучит!

 Веселее, гармошка - двенадцать ладов!

 Коль улыбка цветёт, то не нужно и слов.

 И горянка плывёт, как счастливый напев,

 Лёгким облаком шарфа джигита задев.

         Так представляет нам танец исламий поэт Исхак Машбаш.

Никакие модные танцы не смогли их заменить и даже повлиять на них за столько времени. Адыгские народные танцы выражают дух народа. Ведь несмотря на многолетнюю войну за независимость, несмотря на то, что большинство адыгов не по своей воле оказались за пределами исторической Родины, и не смотря на взаимопроникновение культур, они сохранили свои [i]лучшие обычаи и традиции. Современные европейские массовые танцы, где каждый самовыражается как  может, не обращая внимание на других, не могут выразить дух адыгского народа, который всегда проявлял большой интерес и уважение к человеческой личности. Ведь большинство адыгских танцев исполняются одной парой, а все участники торжества внимательно и с интересом наблюдают за ней. В каждом человеке заключён целый мир, каждая личность уникальна и представляет интерес для общества, ведь общество и состоит из них. Адыги понимают это, и поэтому так уважительны друг к другу.

 

II глава. Использование традиций в повседневной жизни.

 

Вопрос о культуре межнациональных отношений в нашей стране сейчас даже острее, чем вопросы экономики. За годы так называемой «дружбы народов» и «полного интернационализма» в каждом народе подавлялось всё национальное, всё самое лучшее, мудрое, что умножалось веками и было присуще данному народу. «Мой адрес не дом и не улица, Мой адрес – Советский Союз» – пели дружно все народы большой страны, теряя при этом своё национальное самосознание, свою исконную национальную культуру, заменяя уникальные самобытные обычаи и традиции одновременным, так называемыми «советскими обрядами», забывая свой родной материнский язык. Всё это способствовало тому, что за 80 лет все народы, проживающие в нашей стране, растеряли много ценного, интересного в своей культуре и в своём этикете.

         Зафак, загатлят, исламий, удж - названия танцев.

Национальное самосознание, подавляемое многие десятилетия, возрождаясь, стало принимать уродливые формы, как растение, вырастающее из-под камня. Это и понятно. Ведь человек, у которого нет ни своего дома, ни своей улицы, то есть, человек, которому не дорог родной очаг, не задумываясь разрушить чужой очаг. Человек, который не знает своих корней,  не любит свою малую Родину, не гордится славой своих предков, не будет никогда интернационалистом, он не будет уважать традиции, культуру и национальные чувства другого народа. А без этого не может быть ни взаимопонимания, ни национального согласия, ни культуры межнациональных отношений.                            У каждого человека Родина должна начинаться «с той песни, что пела ему мать и только тогда он будет настоящим патриотом и интернационалистом». «Гордиться славою своих предков не только можно, но и должно; не уважать оной есть постыдное малодушие», – писал А.С.Пушкин. Да, прекрасно сказано, чтобы гордиться славой своих предков, надо знать их историю, культуру, искусство, обычаи и традиции. Почему именно этот или другой герой стал героем произведение различных видов искусств? Почему история увековечила имена героев разных времён и народов? Отвечая на эти вопросы, я пришла к выводу, что несмотря на многообразие и самобытность обычаев и традиций разных народов, общечеловеческие идеалы и ценности едины – это ум, доброта, мужество, патриотизм, национальное самосознание и высокая культура общения с другими народами. Человек сегодняшнего дня бесчисленными нитями связан с прошлым своего народа; без этого прошлого не было бы настоящего. Народы на протяжении многих веков создавали множество материальных, культурных и духовных ценностей, без которых немыслима жизнь современного человека.                                                      Люди прошлого оставили в наследие разнообразные по форме верности, бескорыстной дружбы, самоотверженности служения отечеству и своему народу. Народные традиции и обычаи донесли до нас мудрую организацию воспитания подрастающего поколения, подготовку его к практической жизни. Эти и многие другие вопросы мы изучаем и рассматриваем на примерах исторических фактов, на уроках истории и кубановедения. На встречах с интересными людьми, которые проводятся в День знаний – 1 сентября каждый год, на своём личном примере старшее поколение преподаёт нам урок нравственности, жизненных ценностей и пример для подражания.                          Есть достоинства, которые в равной мере ценятся народами так же, как есть свойства человеческого характера, которые одинаково осуждаются ими. К первым относятся патриотизм, трудолюбие, гуманность, мужество, самообладание, справедливость, способность к состраданию, ответственное отношение к любому делу, скромность и другие. Эти нравственные качества признаются всеми народами как положительные и утверждаются ими различными способами. Отрицательными же качества (лень, трусость, малодушие, лживость, честолюбие, жадность) повсюду вызывают порицания; для борьбы с ними создан богатый арсенал всевозможных средств. В наше время, разумеется, никто не станет возражать против добрососедских отношений, почтительного отношения к старшим, сочувственного отношения к страдающему недугом. Народы, как и отдельные личности, имеют своё лицо, свой физический и духовный облик, свою неповторимую историю и культуру, которая вместе с тем является неотъемлемой частью общечеловеческой культуры.

Мне с колыбели музыка близка как и тебе.                               И нам с тобой недаром пели облака.                                    И родники, и стены, в доме старом.

И. Машбаш

Эти красивые слова Исхака Машбаша относятся к каждому народу Кавказа. Музыка народов Кавказа одинакова по характеру, темпераменту, темпу.  Да, ведь музыка – искусство, которое прежде всего воспринимает ребёнок в колыбели (песни, ласки). Рождённая в народе музыка всегда несёт печать времени и места её создания, отражает душевное состояние человека, его эмоциональный мир. Музыка связана с историей, отражает быт, нравы и обычаи. Развитие культуры формировалось словесным путём: в сказаниях, песнях, пословицах.                                                                                      Песня – это жанр, где чётко описывались герои. Были более развиты историко-героические песни (песни, сказания, предания). За свою многовековую историю адыги прошли через жестокие испытания, что отложило глубокий отпечаток в их песенном  творчестве. У адыгов родилось много песен – плачей по поводу смерти народных героев, гибелей в битвах «ОщнэIу зау» (« Битва в ущелье»), при реке Бзиюко («Бзыикъо зау»), при насильственном переселении в Турцию и т.д. Эти песни – плачи отражают жизнь, борьбу, бедственное положение подневольного адыгского народа. Адыг – воин всегда был вооружён, и на коне. Наверное, поэтому у адыга нет песен в ритме человеческого шага. Лауреат государственной премии СССР Т. Ш. Керашев писал, что мотивы песен адыгов - это или бешенная захватывающая скачка, такт напористой рыси или тягучие, печальные мелодии (роман «Состязание с мечтой»). Их можно было услышать в хачещах – кунацких (дом для гостей). Жизнь любого народа всегда сопровождается песней и музыкой.  Песни были различных видов: трудовые, исторические, героические, нартские, песни-плачи, шуточно-сатирические, лирические.  Народные песни передавались из поколения в поколение, из уст в уста и дошли до наших времён.

ТРУДОВЫЕ ПЕСНИ.

         Трудовые песни – это самые древние в песенной культуре адыгов, так как труд появился на самых ранних этапах человеческого общества. Связь устного творчества с трудовой деятельностью, является необходимостью, первичным условием   возникновения и развития народного творчества, особенно ярко проявляется в трудовых песнях, которые возникали во время работы. Песни оказывали большое влияние на трудовые процессы, ритмически организовывали и облегчали их. В этом жанре отражены все виды труда адыгов, но главное место занимают песни, связанные  с земледелием,  запечатлевшие основные моменты пахотных работ: пахота, посев, сбор урожая и т. д. Примером  могут служить широко известные песни: «Песня пахарей» («IэлъэкIо орэд»), «Песня прополки кукурузы» («Натрыф цыкIэкI орэд»), «Песня косарей» («Мэкъоо орэд»), «Песня погонщика волов при молотьбе» («IолэкIо орэд»). День выхода в поле возвращения пахарей в аул проходил очень торжественно. Сам процесс труда вызывал у древних предков, как и других первобытных  людей, определённые возгласы, эмоции, переклички. Учитывая характер труда, песни исполнялись массами, и впервые складывались формы группового пения. Другие трудовые песни в своём простом варианте передавались от одной работающей группы к другой. Трудовые песни отразили все виды деятельности: земледелия, скотоводство, кузнечное ремесло. Все трудовые песни можно разделить на три жанровых цикла:                                      1. Земледельческий;                                                                                         2. Скотоводческий;                                                                                            3. Производственно бытовой.

В земледельческий цикл входят жанровые семьи: песни пахарей, песни при прополке, песни косарей, песни при уборке кукурузы.                 Скотоводческий цикл включает в себя: эстетическая и магическая. Эстетическая функция проявлялся в яркости мелодии, в богатстве поэтического текста. Они облегчали и ускоряли труд. Магические прослеживались в песнях производственно бытового цикла. В работе люди пели, предрекали счастье тому, кто будет носить бурку, просили хорошую погоду, богатый урожай. Многие трудовые песни поются без слов, такое пение больше помогало в работе. Вся жизнь человека связана с трудом. Тема эта нашла широкое отражение в русских народных песнях.  Замечательное описание рождения трудовой песни мы находим в романе К.Федина «Первые радости». Много песен сложили лесорубы, грузчики, бурлаки. Труд бурлаков был особенно тяжёл. С самой ранней весны, собираясь артелями, они тянули огромные баржи по берегам Волги.

       ИСТОРИЧЕСКИЕ ПЕСНИ.

     Историко-географические песни повествуют о настоящих исторических событиях. Они воспроизводят события далёких времён, характеризуют исторические детали. Это уже новый музыкальный жанр. Историко-географические песни адыгов запечатлели историю народа. Песня рассказывала о любимцах народа, о боевых походах, о нападениях на мирные селения… Эти песни играли роль своеобразной музыкальной газеты: ведь джегуако, которые слагали песни, непрестанно путешествовали, разнося известия повсюду. Эти песни занимают главенствующее положение. Эту большую жанровую область можно разделить на 2 цикла: исторический (эпический) и героический (величальный).                                             Исторический цикл: семейные песни;                                       Героический: герои-одиночки, герои-предводители.                                 Песни имеют много общего в поэтических и музыкальных формах.

К  историческим песням относятся: «ОщпэIу зау» («Битва в ущелье»); «Бзикъо зау» («Бзиюкинская битва»); «Пщи-оркъ-зау» («Восстание бжедугов»). Песня «ОщнэIу зау» освещаются события XVI или XVII вв. Племя абадзехов не имело князей и дворян, поэтому бжедугские и темиргоевские князья всё время стремились прибрать их к своим рукам. Боясь, что они одни не справятся с абадзехами, хотели привлечь  себе на помощь кабардинских князей. Но последние не хотели делить власть ни с кем и решили самостоятельно захватить абадзехские земли. Сначала, они послали своих разведчиков, разузнали пути-дороги, затем в поход. Об этом узнали абадзехи. Они заранее подрубили деревья ( в связи с этим возникло слово «ОщэIу»), подготовили засады. Когда дружины  кабардинских князей вошли в узкое ущелье р. Дахэ, абадзехи завалили подрубленные деревья спереди и сзади пришельцев. Известный герой Айдамеркан в XVI веках выступал как гроза насильников и был защитником народа. Каждая песня, воспевающая героя, имела подтекст «Бери пример с него!».

                   ГЕРОИЧЕСКИЕ ПЕСНИ.

         Это песни о героях-одиночках, это песни о героях-вождях народа. Основная черта, особенность этих песен – это их историчность. Документами подтверждено, что названия героических объектов реально и что они существуют до сих пор. Героический цикл разделён на два семейства.                        Это:  1) песни о героях-одиночках;                                                                    2) песни о героях-предводителях масс.                                          Характерная черта героических песен – это то, что они существуют параллельно с преданиями сказания к ним. Они экономны, песни  сжаты. Они сконцентрировали в себе самое художественное, что толковалось,  пояснялось в преданиях. Содержат они в себе мотивы плача, горя, переживания, что зависело от сложной насыщенной трагическими событиями в песни «ей», «ео-ой», «гуще», которые были связаны с интонациями возгласа, вздоха, стона.  Из всех жанров, героические песни получили большое развитие. Причина популярности жанра героических песен – это воспитательная функция. Эти песни предназначались молодёжи, чтобы юноши могли вырасти достойными воинами, патриотами своей родной земли. Наряду с песнями о богатырях-нартах, адыги сложили песни о народных героях, борющихся и погибших в борьбе за свободу своего народа. Такие песни складывались по горячим следам событий, сразу же после сражений. Песни, воспевавшие их мужество и отвагу, быстро разлетались по аулам, становясь народными. Одним из любимых, национальных героев является Хатх Кочас. Вот, что о нём известно: «Храбрый молодой шапсугский охотник. Слава о нём далеко летит и затмевает величие Дауем-хафа, сурового князя соседнего племени Хатукай. Удаль Хатх Кочаса тем более злит деспотического князя, что Кочас из свободолюбивого племени шапсугов, не признающего Власти князей».

НАРТСКИЕ ПЕСНИ.

     Древний эпос «Нарты» - героические сказания о нартах-богатырях бытует в различной степени у многих народов Западного и Северного Кавказа, от Абхазии до Дагестана, а так же у грузин-сванов. И хотя в каждой национальной версии эпоса применяются схожие сюжеты, мотивы, имена героев общее название «нарт», тем не менее, каждый народ сохраняет свои особые черты своеобразия и самобытности. Это вызвано тем, что истории, материальная и духовная культура того или иного народа отличались друг от друга, развивались самостоятельно, а различные идеи и системы художественного мышления порождали разное представление о нартах вообще и об отдельных героях в частности.                                                                                   Основные художественные сюжеты объединены в циклы вокруг героев эпоса. Наиболее разработаны циклы о нартах Саусэрыкъу, Пэтэрэз, Ащэшэз, Шэбатныкъу. Характерной особенностью адыгской версии нартского эпоса является его исполнение в певческой форме. Нартские песни классифицируются только по принадлежности к определённому герою и объединяются в один цикл об этом герое: песни о нарте Саусэрыко. Нарт Саусэрыко - является центральным героем адыгской версии эпоса. Это видно из того, что цикл песен о Саусэрыко развёрнут наиболее полно. Здесь прослеживается его жизнь от рождения до смерти. Саусэрыко родился чудесным образом из камня, охваченный пламенем. Его закаляет искусный нартский кузнец Тлепш, после чего он превращается в неуязвимого «железного человека». Но в его неуязвимом теле остаётся уязвимое место - колени, где прикасались щипцы  кузнеца Тлепша во время закалки. Саусэрыко погибает от удара по уязвимому месту. Как пишет кабардинский учёный А.М.Гутов: «Зарождение в камне от мужского семени, рождение из камня, булатное тело героя воспринимают как элементы необычные, но не невозможные. Связь с мифологическими представлениями здесь очевидна. В данном случае эту связь следует понимать не как художественное переосмысление, а как непосредственные отношения отражения действительно существовавших представлений, поскольку описываемые в героическом эпосе события воспринимаются носителями эпоса как действительные факты, которые имели или могли иметь место в героическую эпоху.

                                      ПЕСНИ-ПЛАЧИ.

         Песни-плачи близкие к историко-героическим песням. Одно из важных объединяющих качеств - их историчность. Подобно историка - героически песням, песни-плачи основывались на конкретных событиях, их герои – не вымышленные люди, а реальные, имеющие свои имена, жившие в определённых социально-бытовых условиях. Таким образом, содержательная сторона песен-плачей имела достаточное количество точек соприкосновения с историко-героическими песнями. Особенность же песен-плачей состоит в том, что описываемые события подавались не в объективно-отвлечённом плане, а от лица обиженного или обиженных. Песни-плачи являлись как бы криком души, эмоциональным всплеском, способным облегчить страдания. С другой стороны, некоторые песни-плачи создавались для того, чтобы восстановить честное имя человека, оправдать его перед лицом народа, очистить его от преднамеренного или случайного наговора. В прошлом люди глубоко верили в магическую силу песни. В ней не могло быть неправды. Если создавалась песня в защиту какого-либо человека, то он обязательно был оправдан в глазах окружающих. И так песни-плачи, с содержательной стороны имели много общего с историческими песнями. Что же касается особенностей музыкального языка, то на этом уровне песни-плачи и исторические песни содержат общие черты. Песни-плачи довольно многочисленный жанр адыгского народного песнетворчества. Само слово «гъыбзэ» (гыбзэ) - «язык плача» широко бытовало среди народов и представлялось ко многим песням, имевшим трагическое содержание. Все песни-плачи можно разделить на три жанровых цикла:          1. Общественно-социальные;                                                                            2. Социально-бытовые;                                                                                     3. Любовно-лирические.                                                                Общественно-социальный цикл песен-плачей содержит семейство:          1. Героических плачей о героях-одиночках;                                                       2. Скорбно-драматических, повествующих о трагических событиях в жизни народов.                                                                                       Любовно-лирический цикл можно разделить на семейство:                  1.Экспрессивных;                                                                                              2. Лерико-драматических;                                                                  3.Лирических плачей (см. схему).

ШУТОЧНО-САТИРИЧЕСКИЕ ПЕСНИ.

Шуточно-сатирические песни своими корнями уходят в далёкое прошлое. Их жанровые черты формировались ещё в древнейших произвольных магических представлениях, а так же в некоторых обрядовых действиях как укачивание одряхлевших стариков, которые из прикладных функций приобрели смеховой развлекательный характер. Шутка и сатира кроются в самом характере адыгского народа. Известно, что острословы были не редкостью в каждом адыгском ауле. Особенно талантливых из них знали далеко в округе. Острословием отличались не только мужчины, но и женщины. Считалось, что острословие украшает человека, делает его самостоятельнее, независимее. А песенное острословие ещё больше ценилось народом. То, что было невозможно высказать в обыденной речи, считалось не скромным - всё это с лёгкостью могло  пропиваться в песне. Все шуточно-сатирические песни можно разделить на 3 жанровые цикла:                                                                                                1. Бытовые шуточно-сатирические песни, где происходит осмеяние физического или личностного порока одного или группы людей, целого селения, рода;                                                                                                         2. Социально-сатирические песни, в которых осмеиваются общественные пороки;                                                                                                  3.Алегорические песни или песни-басни.                                      Шуточно-сатирические песни наделены несколькими функциональными значениями. Прежде всего, им присуще смеховая функция. Смех в самых разных своих конкретных качествах выражается не только через текст, но и через музыкальные средства. Кроме смеховой функции шуточно-сатирические песни несли в себе и воспитательную функцию. Осмеяние, направленное на выявление самых негативных личностных и общественных сторон, всегда имело целью их исправления и устранения. Из многочисленных шуточно-сатирических песен наиболее популярны следующие: «Къоджэ орэдхэр» (песни про аулы), «Къазыймэ я Хьаниф» (Казиева Ханифа) и мн. др.. Особый интерес представляет песня про аулы, которая создана в конце второй половины прошлого века. В ней имеется один куплет про каждый аул, где очень броско и кратко даётся характеристика того или иного аула, подчёркивая его отличительные, отрицательные стороны.

 

Надпись: песни-плачи
 

 

 

 

 

 

 

 

 


ЛИРИЧЕСКИЕ ПЕСНИ.

         Лирические песни являются сравнительно молодыми в ряду других жанров адыгского песнетворчества. Прежде всего, оно связано с причинами духовного характера. Лирические песни весьма разнообразны по своему содержанию. В целом же их жанровой областью можно выделить три циклалирических песен:                                                                                            1. Любовные;                                                                                                     2. Бытовые;                                                                                                        3. О природе.

Все они обладают самостоятельным характером не только в  содержательном плане, но и в музыкальном отношении так же имеет свои особенности. В большинстве любовно-лирических песен содержательная сторона рассказывает о невозможности соединения двух влюблённых по каким-либо причинам. Эти песни в основном были сложены в XIX веке и опережали социальную действительность в самом непосредственном виде. Примером может   служить широко известная песня «Адыиф». Адыиф - это имя девушки, которую вопреки воли родителей, но с её согласия, юноша ночью тайком увозит из дома. В ночном лесу конь испугался криков фазана, встрепенулся и бросил девушку. Адыиф  упала на камни и разбилась насмерть.                                  Бытовые лирические песни та же, как и любовные, по содержанию связаны с выражением сокровенных чувств. Однако, в отличии от первых, здесь любовь не безнадёжная, а чаще - робкая, застенчивая, но взаимна; не всегда выражаемая откровенно прямо, не всегда понимаемая; иногда бывает и открытое выражение любви. По всей вероятности, содержательная сторона бытовых лирических песен явилось продуктом новых социально-бытовых условий жизни людей, когда желания молодых не оставались без внимания. Новое поэтическое содержание соответствовало мелодии. В общую лирическую струю вошли светлые радостные и, что весьма не маловажно, танцевальные черты. Из песен этого цикла можно остановиться на примере «СипэIохьаплъ» (Моя коричневая шапка).                                                               В цикле песен о природе известны примеры очень древних произведений, истоки которых вероятнее всего, кроются в знаменательно-магических песнопениях. Когда-то обращение к реке, к дереву, к горам и т. д. всегда преследовало цель умилостивить, выпросить какие-то блага. Постепенно отношение к неживым объектам менялось через сложную цепь этапов и стадий, наконец, привело просто к восхищению и любованию природой. Пример: песни о реке Белой соединяет в себе образно-поэтический текст то живописной то бурлящий , негодующей то мягкой и спокойной реке и музыкальный напев явно магически - заклинательного характера. Лирические песни адыгов содержать три направления, три группировки выразительных средств. Первое направление – это , так сказать область «чисто» лирики, т. е. субъективного переживания, выразительно-эмоционального строя музыкальной речи. Второе направление-это область  песенно-танцевальная, где песенное и танцевальное начала выступают в особом нерасчлененном единстве. И, наконец, третье направление связано с мелодикой обрядовой магическом песни.                             Историческая действительность, объективное положение адыгов выдвинули на первый план этическую и историческую линии. Лирические песни, которые создавались в боле ранее время, имели свой круг исполнителей и слушателей. Основная же масса лирических песен «расцвела» в XIX веке, особенно в советское время. Естественно, поэтому их формирование шло под воздействием нового слухового опыта их создателей. Но обошлось здесь и без влияния русской многонациональной, советской песни.                      Трудовые песни часто переходили из одной артели в другую, причём слова могли изменяться в зависимости от выполняемой работы. В 60-ч годах XIX века получила большое распространение знаменитая бурлацкая  песня « Дубинушка». Её пели и крестьяне и студенты. Текст песни не раз переделывался, добавлялись новые слова и куплеты, а когда в октябре 1917 года совершилась ВЕЛИКАЯ ОКТЯБРЬСКАЯ СОЦИАЛИСТИЧЕСКАЯ РЕВОЛЮЦИЯ, народ запел песню со следующими словами:                                                 Но стала пора, и проснулся народ,                                                                    Разогнул он могучую спину,                                                                           И прочнее царя, и прочнее  гор,                                                                       Показал он свою им дубину…

Наконец, следует отметить, что многие трудовые песни поют на припевные слоги, когда в песне отсутствует смысловое содержание. Именно такое пение больше помогало рабочим при работе. В заключении следует отметить, что адыгские трудовые песни, как уже было сказано, является наиболее древними. Они впервые создали такие формы песнопения, которые заложили основу народного песнетворчества. Особый интерес представляет приём перекличке группы, поющих несмотря на дальнейшее развитие взаимоотношений партий солиста и хора что будет видно в дальней или изложении в других песенных жанрах, в трудовых песнях устойчиво сохранилось форма переклички. В связи с резким изменением способов трудовой деятельности народа многие трудовые песни потеряли своё бытования. К ним относятся ПЕСНЯ ПРИ ПРОПОЛКЕ. Проходят века и тысячелетия. Сменяются поколения. С каждым поколением приходит и уходит многое – мода, привычки, традиции и даже законы. Сочиняются новые песни, стихи и другие произведения искусства, лучшие из которых становятся достоянием благодарного потомства, прочие же перестают быть. Мы, современная молодёжь, живём совсем в иных социальных, материальных и культурных условиях, чем юноши и девушки минувших эпох. Это и порождает порой неверное мнение, будто нравы и обычаи, равно как и моральные ценности, созданные в прошлом, неприемлемы для современного человека.                                                                                                                         Человек сегодняшнего дня бесчисленными нитями связан с прошлым своего народа; без этого не было бы и настоящего. Народы на протяжении многих веков создали множество материальных, культурных и духовных ценностей, без которого не мыслима жизнь современного человека. Они накопили немало житейского опыта, разумных обычаев, традиций, которые могут служить прекрасной школой мудрости, способной оказать помощь современному поколению в решении сложных вопросов цивилизованного общества. Прежде всего, необходимо обратиться сердцем и душой к нашим национальным нравственным ценностям, славной истории, возродить духовность, и это предаст силы преодолеть экономические трудности. Не враждовать, а жить в мире и дружбе с соседями, смотреть друг другу в глаза искренне и приветливо, а не со злостью и завистью. И главное – трудиться самоотверженно, самозабвенно, жертвенно – всем и каждому на своём месте.

И когда пройдёт  немого лет, наступят иные времена для моей страны. И станет наша земля щедрой и плодородной, а горло сёла богатыми. Хочу видеть её в будущем, прежде всего, мирной без войн и крови, без горя и слёз, могущественной, равной среди передовых стран мира, технически развитой, компьютеризированной, автоматизированной на современном уровне. Хочу, чтобы все новые научные открытия принесли только пользу, чтобы не повторился Чернобыль, чтобы мы не стали последними, кто видел настоящих журавлей в синем небе и улыбки солнечной ромашки на земле, слышал трель живого соловья и запах грибов в тенистой роще. Пусть каждый из моих соотечественников почувствует себя не праздным гостем, а настоящим хозяином страны, полноправным гражданином. Хочу, чтобы мои сын и дочь с гордостью  называли себя адыгами, как и далёкие красивые мужественные предки, адыгами, живущими на своей Родине – Адыгее. Хочу верить, верю! Ведь надежда никогда не умирает. Она живёт и тлеет – в петле духовных пожарищ в любые времена, как святая искра, согревая Божью землю надеждой на лучшее будущее.                                                                                                       Не может быть иначе: у благословенной земли моей больше и светлое будущее.


Скачано с www.znanio.ru



[i]

Нравственное воспитание подрастающего поколения на основе истории, быта, культуры, традиции адыгов

Нравственное воспитание подрастающего поколения на основе истории, быта, культуры, традиции адыгов

Летели бурки, и звенела сталь

Летели бурки, и звенела сталь

И вот однажды на одной из вершин появился старик отшельник

И вот однажды на одной из вершин появился старик отшельник

Верхняя рубашка – къэпгпал, джэнэ к

Верхняя рубашка – къэпгпал, джэнэ к

I глава. Традиции, обычаи, обряды, адыгского народа

I глава. Традиции, обычаи, обряды, адыгского народа

Они считали так же, что гуманность – одна из главных нравственных качеств, которыми должен обладать человек

Они считали так же, что гуманность – одна из главных нравственных качеств, которыми должен обладать человек

Есть ещё древние названия различных праздников – весеннего сева

Есть ещё древние названия различных праздников – весеннего сева

Весьма распространённая и сама по себе очень любопытная разновидность празднеств – клятвенные игрища «нэузыр-джегу»

Весьма распространённая и сама по себе очень любопытная разновидность празднеств – клятвенные игрища «нэузыр-джегу»

Хатияко или джегуако – властитель танцевальной площадки и вместе с тем блюститель определённого порядка во время танцев

Хатияко или джегуако – властитель танцевальной площадки и вместе с тем блюститель определённого порядка во время танцев

Некоторое время девушка стояла неподвижно, наблюдая за движениями партнёра, изучая его манеру танцевать

Некоторое время девушка стояла неподвижно, наблюдая за движениями партнёра, изучая его манеру танцевать

Его называют танцем первой любви, танцем счастья, поэты слагают о нём стихи, композиторы импровизируют, а художники рисуют, очарованные его красотой

Его называют танцем первой любви, танцем счастья, поэты слагают о нём стихи, композиторы импровизируют, а художники рисуют, очарованные его красотой

Мой адрес не дом и не улица, Мой адрес –

Мой адрес не дом и не улица, Мой адрес –

На встречах с интересными людьми, которые проводятся в

На встречах с интересными людьми, которые проводятся в

Лауреат государственной премии

Лауреат государственной премии

Многие трудовые песни поются без слов, такое пение больше помогало в работе

Многие трудовые песни поются без слов, такое пение больше помогало в работе

Это песни о героях-одиночках, это песни о героях-вождях народа

Это песни о героях-одиночках, это песни о героях-вождях народа

Саусэрыко. Нарт Саусэрыко - является центральным героем адыгской версии эпоса

Саусэрыко. Нарт Саусэрыко - является центральным героем адыгской версии эпоса

Социально-бытовые; 3

Социально-бытовые; 3

кратко даётся характеристика того или иного аула, подчёркивая его отличительные, отрицательные стороны.

кратко даётся характеристика того или иного аула, подчёркивая его отличительные, отрицательные стороны.

ЛИРИЧЕСКИЕ ПЕСНИ. Лирические песни являются сравнительно молодыми в ряду других жанров адыгского песнетворчества

ЛИРИЧЕСКИЕ ПЕСНИ. Лирические песни являются сравнительно молодыми в ряду других жанров адыгского песнетворчества

Новое поэтическое содержание соответствовало мелодии

Новое поэтическое содержание соответствовало мелодии

Наконец, следует отметить, что многие трудовые песни поют на припевные слоги, когда в песне отсутствует смысловое содержание

Наконец, следует отметить, что многие трудовые песни поют на припевные слоги, когда в песне отсутствует смысловое содержание

И когда пройдёт немого лет, наступят иные времена для моей страны

И когда пройдёт немого лет, наступят иные времена для моей страны
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
22.03.2024