Разработчик: преподаватель обществознания
Матвиенко Антонина Сергеевна
Красноярский край
п.Балахта
КГБПОУ «Балахтинский аграрный техникум»
Учебное занятие 90 мин
Предмет: обществознание
Тема урока: Древние мыслители о мире человека
Образовательная цель: сформировать представление у обучающихся общей картины развития представлений о человеке
и обществе в ранних мифах и первых философских учениях.
Развивающая цель: учить анализировать, делать выводы о сущности человека и его природе, об обществе в
представлениях древних философах.
Воспитательная цель: формировать научное мировоззрение у обучающихся
Межпредметные связи: всемирная история, культурология, философия
Тип урока: комбинированный
Формируемые УУД:
Планируют цели и способы взаимодействия, обмениваются мнениями, держат позицию(К)
Принимают, понимают учебную задачу (Р)
Извлекают информацию, осуществляют анализ, сравнение (П)
Анализ объектов с целью выделения признаков и синтез как составления целого из частей; подведение под
понятие(П)
Выражение своих мыслей; аргументация своего мнения; учёт разных мнений, умение держать позицию (К)
Рефлексия способов и условий действия(Р)
Самооценка; адекватное понимания причин успеха или неуспеха в УД(Л) Этапы урока
Оргмомент
Ход урока
Действия учителя
Здороваюсь.
Прошу прослушать притчу:
Недалеко от дороги стояло засохшее дерево.
Однажды ночью мимо проходил вор. Он увидел вдалеке
силуэт и подумал, что это стоит полицейский возле дороги,
испугался и убежал.
Вечером проходил влюблённый. Он ещё издали заприметил
изящный силуэт и подумал, что это его любимая уже давно
поджидает его. Его сердце радостно забилось. Он
улыбнулся и ускорил шаг.
Однажды мимо дерева проходила мать с ребёнком.
Малыш, напуганный страшными сказками, подумал, что
возле дороги приведение и громко расплакался.
Но во всех случаях дерево было только деревом.
Мы видим мир таким, каковы мы сами.
Источник: http://pritchi.ru/id_286
Организую фронтальную работу по пониманию
текста
Задаю вопросы: «О чем эта притча?», «Какой вывод
можно сделать согласно тексту?»
Действие ученика
Здороваются.
Слушают
Отвечают:
Мир открывается для каждого с той стороны, с какой он
хочет его увидеть. У каждого из нас свои очки, и Мир
сияет для каждого какойто своей гранью. Записывают в тетрадь
Каждый прописывает цель урока в тетради,
проговаривают в паре, корректируют.
Отвечают желающие
Слушают
Целеполагание
Изучение
нового
материала
Запишите тему урока: Человек и общество в ранних
мифах и первых философских учениях.
План урока:
1.Мифологическое сознание древнего человека
2.Древнеиндийская философия
3.Древнекитайская философия
4. Философия древней Греции
Теперь, исходя из темы и плана урока, сформулируйте
собственную цель урока, зафиксируйте в тетрадях.
Проговорите в парах свои цели, откорректируйте, если
нужно.
Спрашиваю, какую цель ставят на урок, формулируем
общую цель.
Опрашиваю на понимание цели, способов получения цели
Даю установку по изучению материала:
Человек издавна задумывался о себе самом, своем месте в
окружающем мире, об отношениях с окружающими
людьми, о происхождении и характере высшей власти,
направляющей развитие коллектива, сообщества,
государства. Картина мира и место человека в нем
отразились в ранних мифах, которые существовали
практически у всех народов. Новым этапом осмысления
сущего и обоснования должного стали философские идеи и
учения, выдвинутые в Древних Индии, Китае, Греции.
Философия в ту раннюю эпоху развития человечества
вбирала в себя знания о мире и человеке. Обратившись к представлениям людей далекого
прошлого о мире и самих себе, мы сможем глубже понять
истоки и направленность эволюции этих взглядов,
особенности мировосприятия современного человека.
Организую групповую работу по изучению нового
материала.
Напоминаю алгоритм работы в группе, и роли каждого
члена группы.
Организую выступление от групп
Прошу сформулировать общие выводы по услышанной
теории
1 группа изучает материал по теме:
МИФОЛОГИЧЕСКОЕ СОЗНАНИЕ ДРЕВНЕГО
ЧЕЛОВЕКА
2 группа изучает материал по теме:
ДРЕВНЕИНДИЙСКАЯ ФИЛОСОФИЯ: КАК
СПАСТИСЬ ОТ СТРАДАНИЙ МИРА
3 группа изучает материал по теме:
ДРЕВНЕКИТАЙСКАЯ ФИЛОСОФИЯ: КАК
СТАТЬ «ЧЕЛОВЕКОМ ДЛЯ ОБЩЕСТВА»
4 группа изучает материал по теме: ФИЛОСОФИЯ
ДРЕВНЕЙ ГРЕЦИИ: РАЦИОНАЛЬНЫЕ НАЧАЛА
ПОСТИЖЕНИЯ ПРИРОДЫ И ОБЩЕСТВА
Докладчики от групп объясняют свою тему, фиксируя
свои схемы и главную мысль на доске.
Все остальные фиксируют у себя в тетради, задают
вопросы на понимание.
Обучающиеся делают выводы:
1.Мифологическое сознание это вид мировоззрения,
которое основывается, главным образом, на желании
верить. Это один из древних типов восприятия мира.
Для мифологического сознания все, что существует —
одушевлено. Мифологическое пространство — это
пространство души.
2.Центральным мотивом древнеиндийской философии
было преодоление человеком дисгармонии и несовершенств действительности путём ухода от неё в
свой внутренний мир, в котором нет страстей и желаний.
3.В целом в древневосточной философии ещё не было
представлений о человеке как личности. Высшей
ценностью считался не человек, а некий безличный
абсолют (дух Вселенной, небо …). Большинство
религиознофилософских течений склоняло человека к
созерцательности принятию несовершенств общества как
неизбежной данности, поискам гармонии в своём
внутреннем состоянии. Исключение – конфуцианство т.к.
направленно на гармонизацию отношений между людьми.
4. Природа государства стоит «впереди» семьи и
индивида. Так совершенство гражданина
обуславливается качествами общества, которому он
принадлежит — кто желает создать совершенных людей,
должен создать совершенных граждан, а кто хочет
создать совершенных граждан, должен создать
совершенное государство.
Основным общим правилом, по идее Аристотеля, должно
служить следующее: ни одному гражданину не следует
давать возможности чрезмерно увеличивать свою
политическую силу сверх надлежащей меры. Таким
образом, древнегреческие мыслители отстаивали идею
первенства интересов государства перед запросами
личности.
Закрепление
Организую самостоятельную работу, давая возможность
обучающимся сделать выбор уровня выполняемого
Индивидуально выполняют задания по уровням на 5, 4, 3 Подведение
итогов
Домашнее
задание
задания.
Что общего и каковы различия в понимании древних
философов о сущности и природе человека и общества.
Предлагаю учащимся афоризмы, по которым(на выбор)
они должны написать эссе:
Познание стран мира украшение и пища
человеческих умов(Леонардо да Винчи)
Мир сотворен не во времени, а вместе с временем.
(Аврелий Августин)
Мир больше, чем мы о нем знаем, но меньше, чем мы
могли бы подумать. (Венедикт Немов)
Напоминаю структуру эссе:
1. Цитата.
2. Проблема, поднятая автором; её актуальность.
3. Смысл высказывания.
4. Собственная точка зрения.
5. Аргументация на теоретическом уровне.
6. Не менее двух примеров из социальной практики,
истории и/или литературы, подтверждающие верность
высказанных суждений.
7. Вывод.
Спрашиваю, помнят ли они, принцип работы с проблемой?
Отвечают желающие
Записывают темы
Отвечают:
К проблеме необходимо периодически возвращаться на
протяжении всего процесса написания эссе. Это нужно
для того, чтобы верно раскрыть её содержание, а также
случайно не выйти за рамки проблемы и не увлечься
рассуждениями, не относящимися к смыслу данного
высказывания
Рефлексия
Удалось ли, вам достигнуть цели, которые вы поставили в
начале урока? если да, то за счет чего? Если нет, то
почему?
Анализируют свои цели, действия, формулируют ответ и
обозначают способы действия, которые позволили
прийти к результату. Где вы можете применить новые знания, умения?
Древние мыслители о мире человека
Древние мыслители о мире человека
Древние мыслители о мире человека
Древние мыслители о мире человека
Древние мыслители о мире человека
Древние мыслители о мире человека
Древние мыслители о мире человека
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.