Павлов Александр Константинович, -
генеральный директор МИНИОДСПК «ПЕДКАМПУС»
(Российская Федерация, Северо-западный Федеральный округ,
Республика Карелия, г. Петрозаводск), -
доктор педагогических наук, профессор,
член-корреспондент, академик МАНЭБ,
Заслуженный деятель науки РФ
Духовная жизнь человека
Духовная жизнь человека реализуется через духовную деятельность, связанную с изменением сознания людей, в отличие от деятельности практической, направленной на преобразование реальных объектов природы и общества.
Духовная деятельность включает в себя:
· познавательную деятельность, т.е. отражение действительности в художественной и научной форме, в мифах и религиозных учениях;
· ценностно-ориентировочную деятельность, т.е. определение положительного или отрицательного отношения людей к явлениям окружающего мира, формирование и развитие их мировоззрения;
· прогностическая деятельность, т.е. планирование или предвидение возможных изменений действительности.
Духовную жизнь человека невозможно представить без духовной культуры, которая включает в себя процесс духовного творчества и создания духовных ценностей в виде музыкальных произведений, картин, научных открытий, религиозных учений, правовых норм, моральных норм, деятельность в области политики и т.д., и т.п.
Говоря о духовной культуре, следует различать её форму и содержание. Под формой понимается то, в чём воплощены достижения духовной культуры: конкретные музыкальные произведения, литературные произведения, произведения изобразительного искусства. Именно поэтому принято считать, что форма духовной культуры материальна, в отличие от её содержания, идеального по своей сути. Содержание – это то, что значат достижения духовной культуры для личности и общества.
Выделяются следующие функции духовной культуры:
§ Познавательная функция культуры заключается в том, что достижения культуры дают возможность глубокого познания окружающего мира и использования этого знания в человеческой практике;
§ Информативная функция культуры выражается в накоплении и передаче социального опыта от поколения к поколению. Культура является единственным способом, которым человечество может передавать социальный опыт;
§ Коммуникативная функция культуры позволяет людям вступать в общение друг с другом благодаря знаковым системам, которые выработаны культурой (буквы, художественные образы, технические средства и т.д.);
§ Нормативная функция культуры выражается в регулировании поведения отдельных индивидов и целых социальных групп. Первостепенное значение здесь имеют мораль и право – главные регуляторы в системе культуры;
§ Гуманистическая функция культуры – главная функция культуры, которой подчинены все перечисленные функции.
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.