Духовная жизнь человека.

  • docx
  • 09.01.2022
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала ПАВЛОВ А.К. ДУХОВНАЯ ЖИЗНЬ ЧЕЛОВЕКА (НАУЧНАЯ СТАТЬЯ)..docx

Павлов Александр Константинович, -

генеральный директор МИНИОДСПК «ПЕДКАМПУС»

(Российская Федерация, Северо-западный Федеральный округ,

Республика Карелия,  г. Петрозаводск), -

доктор педагогических наук, профессор,

член-корреспондент, академик МАНЭБ,

Заслуженный деятель науки РФ

Духовная жизнь человека

     Духовная жизнь человека реализуется через духовную деятельность, связанную с изменением сознания людей, в отличие от деятельности практической, направленной на преобразование реальных объектов природы и общества.

     Духовная деятельность включает в себя:

·        познавательную деятельность, т.е. отражение действительности в художественной и научной форме, в мифах и религиозных учениях;

·        ценностно-ориентировочную деятельность, т.е. определение положительного или отрицательного отношения людей к явлениям окружающего мира, формирование и развитие их мировоззрения;

·        прогностическая деятельность, т.е. планирование или предвидение возможных изменений действительности.

     Духовную жизнь человека невозможно представить без духовной культуры, которая включает в себя процесс духовного творчества и создания духовных ценностей в виде музыкальных произведений, картин, научных открытий, религиозных учений, правовых норм, моральных норм, деятельность в области политики и т.д., и т.п.

     Говоря о духовной культуре, следует различать её форму и содержание. Под формой понимается то, в чём воплощены достижения духовной культуры: конкретные музыкальные произведения, литературные произведения, произведения изобразительного искусства. Именно поэтому принято считать, что форма духовной культуры материальна, в отличие от её содержания, идеального по своей сути. Содержание – это то, что значат достижения духовной культуры для личности и общества.

     Выделяются следующие функции духовной культуры:

§  Познавательная функция культуры заключается в том, что достижения культуры дают возможность глубокого познания окружающего мира и использования этого знания в человеческой практике;

§  Информативная функция культуры выражается в накоплении и передаче социального опыта от поколения к поколению. Культура является единственным способом, которым человечество может передавать социальный опыт;

§  Коммуникативная функция культуры позволяет людям вступать в общение друг с другом благодаря знаковым системам, которые выработаны культурой (буквы, художественные образы, технические средства и т.д.);

§  Нормативная функция культуры выражается в регулировании поведения отдельных индивидов и целых социальных групп. Первостепенное значение здесь имеют мораль и право – главные регуляторы в системе культуры;

§  Гуманистическая функция культуры – главная функция культуры, которой подчинены все перечисленные функции.