Духовная культура

  • Работа в классе
  • Разработки уроков
  • doc
  • 28.02.2018
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Духовная культура Цель: дать представление обучающимся о духовной культуре через использование интерактивных методов, как средства развития ключевых компетентностей. Задачи: Образовательная: • раскрыть сущность и особенности духовной культуры; • сформировать понятия “культура”, “наука”, “искусство”, “художественный образ”. Развивающая: • развитие информационной и коммуникативной компетентности обучающихся. Воспитательная: • воспитание толерантного отношения друг к другу в процессе работы в группах. Тип урока: открытие новых знаний Вид урока: интерактивный по способам деятельности, интегрированный по содержанию Основные методы и приёмы: выявление и постановка проблемы, работа над заданиями проблемного характера, изучение и анализ материала, побуждающий и подводящий диалог, аналитическая беседа, обобщение, интерактивные методы, игровые приёмы Вид работы: групповая
Иконка файла материала Духовная культура.doc
Духовная культура Цель: дать представление обучающимся о духовной культуре через использование  интерактивных методов, как средства развития ключевых компетентностей. Задачи: Образовательная:   раскрыть сущность и особенности духовной культуры; сформировать понятия “культура”, “наука”, “искусство”, “художественный образ”. Развивающая:  развитие информационной и коммуникативной компетентности обучающихся. Воспитательная:  воспитание толерантного отношения друг к другу в процессе работы в группах. Тип урока: открытие новых знаний Вид урока: интерактивный по способам деятельности, интегрированный по содержанию Основные методы и приёмы: выявление и постановка проблемы, работа над заданиями  проблемного характера, изучение и анализ материала, побуждающий и подводящий диалог,  аналитическая беседа, обобщение, интерактивные методы, игровые приёмы Вид работы: групповая Формы работы:    самостоятельная работа с источниками информации (словарь, иллюстрации, текст); работа в группах; игра. Оборудование: 1. Технические средства обучения: компьютер, проектор, экран 2. Материалы: ­ Дидактические материалы (Приложение № 2) ­ Раздаточный материал (Ожегов С.И Толковый словарь русского языка “Оникс”, 2010;  Большой толковый словарь русского языка, ред. Ушаков Д.Н., АСТ “Астрель”, 2008) ­ Учебник Мировая художественная культура: От истоков до XVII века. 10 класс. Базовый  уровень, М., “Просвещение”, 2010; Этапы деятельности: 1. Организационный этап (настрой на работу). 2. Этап подготовки к предстоящей работе (мотивация­создание проблемной ситуации). 3. Представление необходимой информации. 4. Применение информации, интерактивные упражнения. 5. Домашнее задание. 6. Подведение итогов (закрепление материала в игровой форме, рефлексия).Планируемые результаты: 1) учащиеся узнают сущность и особенности духовной культуры; 2) у учащихся развиваются навыки информационной и коммуникативной компетентности; 3) учащиеся смогут осмыслить необходимость толерантного отношения друг к другу в ходе  работы в группах. 1. Организационный этап Ход урока ДЕЙСТВИЯ УЧИТЕЛЯ Приветствие учащихся. Настрой учащихся на  работу (аутотренинг). Проверка готовности к  уроку ДЕЙСТВИЯ УЧЕНИКОВ Приветствие учителя. Рассаживаются для работы в группах, согласно тому, как были  поделены накануне (берутся за руки, чтобы почувствовать себя  командой ­ настрой на работу). 2. Мотивация и формулирование темы урока ДЕЙСТВИЯ УЧИТЕЛЯ ДЕЙСТВИЯ УЧЕНИКОВ ­ Ребята, мы часто слышим словосочетание  “культурный человек”, но что это значит? Каким  должен быть человек, чтобы быть культурным? Приём “Ассоциация” Молодцы! А сейчас давайте вместе подумаем, почему  мы начали наш урок с этого вопроса? Смогли ли мы назвать все необходимые качества для  культурного человека? О чём мы будем говорить сегодня на уроке? Попробуйте сформулировать тему урока. Открывает тему урока на доске Заполняют схему (Приложение № 3.1), озвучивают результат своей  работы классу.     Озвучивают ассоциации,  пытаются определить тему урока.   Ученики формулируют и  записывают тему: “Духовная  культура”. 3. Предоставление необходимой информации ДЕЙСТВИЯ УЧИТЕЛЯ ДЕЙСТВИЯ УЧЕНИКОВ ­ Сегодня мы будем говорить о культуре. И чтобы  лучше понять смысл этого термина, я предлагаю вам  поработать с иллюстрациями. Разделите  предложенные вам иллюстрации на две группы и  аргументируйте ваш ответ. В итоге работы групп мы пришли к выводу, что все  иллюстрации можно разделить на две группы:  природа и культура Работают с иллюстрациями, находят аргументы в защиту своего мнения  (Приложение № 3.2). Озвучивают  результат работы группы классу.Метод “Кластер” На доске помещает таблички с понятиями “природа” и “культура”. Ребята, подумайте, какие ассоциации у вас  возникают в связи с этими словами. Запишите их на  доске рядом со словом. Попробуйте сформулировать, что означают эти  понятия. А сейчас при помощи словарей проверьте, правильно ли вы поняли смысл слова.   Записывают ассоциации на доске.   Формулируют определения  понятий. Проверяют и записывают  определения понятий в тетрадь 4. Применение информации, интерактивные упражнения ДЕЙСТВИЯ УЧИТЕЛЯ ДЕЙСТВИЯ УЧЕНИКОВ Рассмотрите внимательно представленные каждой  группе предметы и найдите ответы на вопросы: Можно ли составить из этих предметов пары? Что объединяет предметы и почему? Какие виды культуры вы можете назвать, основываясь на результатах анализа предметов? Игра “Исключи лишнее” Детям представлены иллюстрации. Задача ребят найти  объекты материальной и духовной культуры. Попробуйте сделать вывод по итогам нашей игры. Смотрят представленные  предметы, находят ответы на  вопросы. (Приложение 3.3.) Представляют результат работы классу.   Записывают в тетрадь два вида  культуры – материальная и  духовная. Анализируют иллюстрации,  высказывают своё мнение Делают вывод и запись в  тетрадь, два вида культуры  тесно взаимосвязаны. Физминутка “Гимнастика для глаз” Выполняют гимнастику Уважаемые, участники групп. Перед вами лежит  конверт, в нём находится важная информация и план  работы. У вас есть 5 минут на выполнение задания.  Удачи! Прием “Пометки на полях” Итак, все готовы? Внимательно слушаем результаты  работы групп. По итогам работы групп сделайте общий вывод, ответив  на вопросы: На какие две группы условно можно разделить духовную Рассматривают и анализируют  представленную информацию.  Работают в соответствии с  планом. (Приложение № 4.1)     Представляют и аргументируют  свою точку зрения.культуру? Что характерно для каждой группы? Делают вывод и записи в  тетрадь Творческая игра “Капля” Перед каждым участником групп лежит изображение в  виде капли. Ваша задача за 5 минут, включив всю свою  фантазию, доработать это изображение и дать ему  название. Всем понятно задание? Начали! Рассмотрим нашу выставку. Кто хотел бы лично  представить свою работу? Рассмотрите внимательно основу для наших рисунков и  ответьте на вопросы: Основа для рисунка разная? А почему мы получили разные рисунки? Что получилось в результате нашей работы? Что отразилось в наших рисунках? Найдите значение этих слов в словаре и уточните, что  они означают Работают над созданием  произведения, придумывают  название. (Приложение № 4.2)     Размещают работы на доске. Представляют свои работы (по  желанию).   Отвечают на вопросы (образ, художественный образ)   Работают со словарями и  записывают понятия в тетрадь А сейчас мне бы хотелось, чтобы вы посмотрели в свои  схемы, заполненные в начале урока. Есть ли желание  дополнить свои записи? Дополняют схему, поясняют  свои записи классу 5. Домашнее задание ДЕЙСТВИЯ УЧИТЕЛЯ ДЕЙСТВИЯ УЧЕНИКОВ Создать художественный образ используя средства  материальной культуры. Записывают д /з в дневник Задают вопросы по  содержанию д /з. 6. Подведение итогов, рефлексия ДЕЙСТВИЯ УЧИТЕЛЯ ДЕЙСТВИЯ УЧЕНИКОВ Прием “Шесть шляп критического мышления” Объясняет суть работы, при помощи случайного  распределения (жетоны из шляпы) делит учащихся на  шесть групп – шесть шляп. Работают в группах, в  соответствии с полученным  цветом шляпы. (Приложение № 5) Высказывают своё мнение,  дают оценку уроку и своей  работе.Оценивает результат работы класса. Благодарит всех учащихся за урок. Благодарят учителя за урок.

Посмотрите также