Духовная литература. 5-й класс

  • Руководства для учителя
  • doc
  • 12.04.2018
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Цели и задачи урока: Образовательные: • обобщить сведения о духовной литературе; • расширить кругозор школьников; • довести до сознания детей, что сюжеты, образы духовной литературы - неисчерпаемый кладезь мудрости, источник вдохновения. Воспитывающие: • содействовать в ходе урока формированию приоритета общечеловеческих ценностей; • воспитывать умение работать в коллективе. Развивающие: • развивать умение логически излагать свои мысли; • развивать эмоции школьников, с этой целью использовать примеры, иллюстрации, воздействующие на чувства ученика; • развивать познавательный интерес школьников. Оборудование урока. • Иллюстрации и репродукции картин на библейские сюжеты. • Книжная выставка.
Иконка файла материала Духовная литература. 5-й класс.doc
Духовная литература. 5-й класс Цели и задачи урока: Образовательные:    обобщить сведения о духовной литературе; расширить кругозор школьников; довести до сознания детей, что сюжеты, образы духовной литературы ­ неисчерпаемый кладезь  мудрости, источник вдохновения. Воспитывающие:   содействовать в ходе урока формированию приоритета общечеловеческих ценностей; воспитывать умение работать в коллективе. Развивающие:    развивать умение логически излагать свои мысли; развивать эмоции школьников, с этой целью использовать примеры, иллюстрации, воздействующие на  чувства ученика; развивать познавательный интерес школьников. Оборудование урока.  Иллюстрации и репродукции картин на библейские сюжеты.  Книжная выставка. Ход урока ­ Ребята, сегодня у нас заключительный урок, посвященный духовной литературе. Мы с вами читалиотрывки из  Библии, житие святых мучеников князей Бориса и Глеба, много размышляли, делились друг с другом  своими мыслями. И вот теперь настало время подвести итог тому, что мы узнали. Эпиграфом к нашему сегодняшнему уроку я выбрала слова из Евангелия от Луки: "И как ты хочешь, чтобы люди  поступали с тобой, так ты прежде поступай с ними". В течение урока мы будем раскрывать содержание этого  эпиграфа. Ребята, скажите, почему необходимо знать Библию? (Выслушать, обобщить). Прежде всего, Библия ­ это литературный и культурный памятник человеческой цивилизации, и человек не  может называться культурным, образованным, если он не знает Библию. Еще духовная литература, к которой  принадлежит и Библия, обращена к человеческой душе с проповедью благой, хорошей жизни, и не может  научить плохому. Кроме того, произведения многих русских и зарубежных писателей, поэтов и художников включают в себя  различные библейские сюжеты. И если мы не познакомимся с Библией, то не сможем понять эти произведения. А сейчас я хочу предложить вам своеобразную разминку: решите кроссворд "Библейские сказания". ­ Если вы правильно решите его, то в клетках по горизонтали, выделенных рамкой, прочтете название первой,  наиболее древней части Библии. (Ученики коллективно решают кроссворд). ­ Прочтите слово, которое появилось в клетках по горизонтали (Ветхий Завет). ­ Так называется первая, наиболее древняя часть Библии. О чем в ней повествуется? (О том, что Бог обещал  людям Спасителя мира и готовил их к его появлению через заповеди, пророчества, прообразы) ­ Когда были написаны книги Ветхого Завета? (До Рождества Христова) ­ А когда были написаны книги Нового Завета? (После Рождества Христова). ­ Каково главное содержание Нового Завета? (Бог действительно даровал людям обещанного Спасителя)­ Ребята, страницы и Ветхого, и Нового Завета полны удивительных историй, которые называются притчами. На  уроках литературы мы познакомились с двумя притчами, помещенными в учебнике. Что это за притчи? (Притча о  сеятеле, притча о семени и плевелах). ­ Сегодня вы узнаете и о других притчах. Но прежде вспомним, что такое притча? (Работа с определением, записанном на доске: Притча ­ небольшой рассказ, содержащий поучение, которое  касается общечеловеческих законов). Притчи отличаются тем, что в них нет указания ни на место действия, ни на время, нет исторических лиц, их  герой ­ человек вообще, а не какой­то конкретный человек, но обязательно поставленный в ситуацию выбора. Ну а теперь послушаем притчу о блудном сыне. (Рассказ ученика) ­ Какая удивительная история, правда? И у каждого ее героя свой выбор. Выбирает свой путь младший сын, который не хочет жить так, как принято, но  не умеет построить жизнь по­своему. В трудных обстоятельствах он решает вернуться к отцу и повиниться  перед ним. Выбирает и отец: он мог бы хранить обиду (разделение имущества ­ обида и оскорбление) и мог отвергнуть сына (ведь по справедливости тому теперь ничего не полагается, он свою долю получил). Отец мог хотя бы упрекнуть  сына. Но, оказывается, отцовская любовь ­ то, без чего нельзя жить, она выше справедливости, которой  придерживается старший сын. (Показать репродукцию картины Рембрандта "Возвращение блудного сына",  рассказать об этой картине). И еще об одной притче мы поговорим сегодня. Это притча о добром самарянине. Ученик рассказывает). ­ Мы видим, что стоят перед выбором и герои данной притчи. Священник и его помощник, погруженные в свои высокие размышления, прошли мимо страдающего, и это  непростительно. А самарянин увидел в страдающем просто человека, которому нужна помощь. Милосердие и  любовь к человеку оказались выше религиозной розни. Такому отношению к ближнему, когда человек важнее любой идеи, национальной, социальной или  государственной принадлежности, и учил Христос. Некоторые люди считают себя добрыми и хорошими уже потому, что не делают зла. Но если в их присутствии  совершается зло, а они молчат, разве можно назвать их хорошими, добрыми, порядочными людьми. Один умный человек сказал: "Не бойся врагов ­ в худшем случае они могут убить тебя. Не бойся друзей ­ в худшем случае они могут предать тебя. Бойся равнодушных ­ они никого не убивают, но именно с их молчаливого согласия существуют на земле  предательства и убийства". А теперь послушайте историю о таких же ребятах, как и вы. Она называется "Лена, костыли и снежки". Учитель  читает рассказ) Правильно ил поступила Дина? А понравился ли вам Коля? ­ Ребята, а вы знаете, что в Библии сказано о злых людях? Прочтите запись на доске. И злоба их обратится против них, И злодейство их упадет на голову их. (Рассказать ребятам о том, что и добро вернется, и зло тоже) ­ Мы живем не в пустыне, где кроме нас никого больше нет. Мы живем среди людей и должны думать не только  о себе, но и о других людях. Послушайте историю об американской девочке Норе и о том, как она думала о людях. (Учитель читает рассказ). Что вы можете сказать о поступке Норы?А вы смогли бы поступить так же? ­ Ребята! Посмотрите, как много книг на нашей выставке. Давайте с ними познакомимся. (Рассказ учителя о  книгах). После урока вы сможете их посмотреть, попросить друг у друга почитать. А теперь посмотрите на иллюстрации. (<Рисунок 1>) Как вы думаете, какое место из Библии иллюстрировано  здесь? (Работа с иллюстрациями.) ­ Ребята, давайте вернемся к нашему эпиграфу. Прочтем его еще раз. Я думаю, вы поняли, насколько важны эти  слова, и теперь всегда мысленно будете ставить себя на место другого человека (а понравилось бы вам, чтобы с вами поступали так, как вы собираетесь поступить с этим человеком?) Итак, мы сегодня завершили изучение раздела "Духовная литература", вспомнили притчи, читали интересные  истории. Хочется надеяться, что все то, о чем вы узнали на уроке, пригодится вам в жизни. Объявление оценок. Задание на дом: индивидуальные (ученикам раздаются карточки).