«Духовно – нравственное воспитание на уроках гуманитарного цикла в свете ФГОС»
Оценка 4.9

«Духовно – нравственное воспитание на уроках гуманитарного цикла в свете ФГОС»

Оценка 4.9
Руководства для учителя
doc
история +1
5 кл—9 кл
18.07.2022
«Духовно – нравственное воспитание на уроках гуманитарного цикла в свете ФГОС»
доклад.doc

Если добрые чувства не воспитаны в детстве,
 их никогда не воспитаешь,
 потому что это подлинно человеческое утверждается в душе 
одновременно с познанием  первых и важнейших истин.

 В детстве человек должен пройти эмоциональную школу –
 школу воспитания добрых чувств»

                                                                                                                             В. Сухомлинский

В системе начального школьного образования на протяжении многих лет неуклонно растёт внимание к проблемам духовно-нравственного воспитания подрастающего поколения. В начальной школе закладывается фундамент духовно-нравственных представлений об окружающей среде на основе патриотических, культурно-исторических и православных традиций России. В настоящее время востребован человек, готовый к активному преобразованию окружающей действительности, инициативный, не боящийся ответственности, умеющий работать и находить разумное сочетание индивидуальных и социальных потребностей. Для того, чтобы воспитать такого человека необходимо сначала сформировать определённые нравственные принципы и поведенческие навыки у ребёнка, умение отличать хорошее от дурного, полезное от вредного и мудрую адекватную реакцию на проявление всего этого в жизни.

В последние годы наше правительство уделяет большое внимание воспитанию молодого  поколения. И  на  это есть серьезные причины:  «молодеют»  нравственные пороки, дети становятся непослушными,  дерзкими, у многих развита тяга к алкоголю, к курению и к другим вредным привычкам. У определенной части детей и молодежи размыты идеалы, утрачены нравственные  принципы, дети  становятся «Иванами, не помнящими родства». И даже высокий уровень образования порой не помогает ребенку вырасти настоящим семьянином, патриотом, гражданином своей Родины.
       Настало такое время, когда  духовно-нравственное воспитание молодого поколения становится просто необходимым компонентом  образования. Об этом упоминается и в посланиях Президента России  Федеральному собранию Российской Федерации в 2007и 2008 годах : «Духовное единство народа и объединяющие нас моральные ценности — это такой же важный фактор развития, как политическая и экономическая стабильность… и общество лишь тогда способно ставить и решать масштабные национальные задачи, когда у него есть общая система нравственных ориентиров, когда в стране хранят уважение к родному языку, к самобытной культуре и к самобытным культурным ценностям, к памяти своих предков, к каждой странице нашей отечественной истории. Именно это национальное богатство является базой для укрепления единства и суверенитета страны, служит основой нашей повседневной жизни, фундаментом для экономических и политических отношений».

          Эти мысли  находят отражение и  в базовом  документе, регламентирующем  деятельность образования при переходе на новые Федеральные государственные образовательные стандарты - в  Концепции духовно-нравственного  воспитания и развития личности гражданина России:
 «Духовно-нравственное развитие и воспитание обучающихся является первостепенной задачей современной образовательной системы и представляет собой важный компонент социального заказа для образования».

       Основным содержанием духовно-нравственного развития, воспитания и социализации       являются базовые национальные ценности, хранимые в социально-исторических, культурных и  семейных традициях многонационального народа России, передаваемые от поколения к поколению и обеспечивающие успешное развитие страны в современных условиях.   Поэтому наша школа уже работает в рамках реализации духовно-нравственного воспитания школьников на основах православной культуры, то мне было интересно познакомиться с идеями, заложенными в концепции, уточнить, насколько верными оказались наши действия в этом направлении. Отрадно было увидеть, что мы на правильном пути.

Теперь посмотрим, каковы же наши традиционные источники нравственности? Это Россия, наш многонациональный народ и гражданское общество, семья, труд, искусство, наука, религия, природа¸ человечество. Соответственно этому и определяются базовые национальные ценности:

–      Патриотизм – любовь к своей малой Родине, своему народу, к России, служение Отечеству;

–      гражданственность – закон и порядок, свобода совести и вероисповедания, правовое государство;

–      социальная солидарность – свобода личная и национальная, доверие к людям, институтам государства и гражданского общества, справедливость, милосердие, честь, достоинство;

–      человечество – мир во всем мире, многообразие культур и народов, прогресс человечества, международное сотрудничество,

–      наука – ценность знания, стремление к истине, научная картина мира;

–      семья – любовь и верность, здоровье, достаток, уважение к родителям, забота о старших и младших, забота о продолжении рода;

–      труд и творчество – уважение к труду, творчество и созидание, целеустремленность и настойчивость;

–      традиционные российские религии – представление о вере, духовности, религиозной жизни человека, толерантности, формируемые на основе межконфессионального диалога;

–      искусство и литература – красота, гармония, духовный мир человека, нравственный выбор, смысл жизни, эстетическое развитие, этическое развитие;

–      природа – эволюция, родная земля, заповедная природа, планета Земля, экологическое сознание;

Базовые ценности должны лежать в основе уклада школьной жизни, определять урочную, внеурочную и внешкольную деятельность детей.

Иными словами необходима интегративность всех программ духовно-нравственного развития личности.

Для организации такого пространства необходимо взаимодействие школы с семьей, общественными и религиозными объединениями, учреждениями дополнительного образования, культуры и спорта, средствами массовой информации. Целью этого взаимодействия является совместное обеспечение условий для духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся.

Внеучебная деятельность школьников – понятие, объединяющее все виды деятельности школьников (кроме учебной), в которых возможно и целесообразно решение задач их воспитания и социализации – это неотъемлемая часть образовательного процесса в школе. Она способствует реализации требований федеральных образовательных стандартов общего образования. Её преимущества: предоставление учащимся возможности широкого спектра занятий, направленных на развитие школьника.

Первый уровень результатов – приобретение школьником социальных знаний (об общественных нормах, об устройстве общества, о социально одобряемых и неодобряемых формах поведения в обществе и т.п.), понимания социальной реальности и повседневной жизни

Второй уровень результатов – формирование позитивных отношений школьника к базовым ценностям общества (человек, семья, Отечество, природа, мир, знания, труд, культура), ценностного отношения к социальной реальности в целом.

Третий уровень результатов – получение школьником опыта самостоятельного социального действия. «Действии для людей и на людях» спектра занятий, направленных на развитие школьника.

Рассмотрим еще и некоторые формы работы, которые способствовали бы решению основных задач по обеспечению преемственности в данной области.

Формы работы с детьми:

·        Факультативные и индивидуально-групповые занятия, беседы, игры нравственного и духовно-нравственного содержания.

·        Творческая художественная деятельность детей: рукоделие, рисование, лепка, создание предметов декоративно-прикладного творчества, развитие способностей сольного и хорового пения.

·        Проведение праздников, развлечений и тематических меропреятий.

·        Использование мультимедийных технологий (заочные экскурсии, виртуальный музей…).

·        Совместная исследовательская и проектная деятельность детей и их родителей.

·        Экскурсии.

 

С учетом возрастных особенностей дошкольников и младших школьников можно сказать, что развитие духовно-нравственных представлений происходит успешнее путем использования игровых форм и методов работы. Перечислим некоторые сюжетно-ролевые игры, способствующие развитию нравственного сознания:

«Поприветствуем друг друга»; «Подбери картинку к «хорошо» и «плохо»»; «Составь список своих обязанностей из сюжетных картинок для дома и сада (школы)» (коллективная работа в группе или паре); «Вспомни, какие поступки ты совершил за этот день. Нарисуй, расскажи о них»; «Помоги ребятам составить «Словарь вежливых слов»; «К тебе пришли гости: игра «Гость — хозяин»; «Ты в театре»; «Разговор по телефону»; «Нарисуй подарок другу (маме…)»; «На дне рождения»; «Именины»; «Если другу плохо…»; «Учимся общаться…»

Далее несколько слов хотелось бы сказать о формах и темах работы с родителями и беседами с детьми.

 

 

Примерные темы к размышлению для этических бесед:

·        Кто создал правила человеческого поведения?

·        Что такое «хорошо» и что такое «плохо»?

·        Зачем быть вежливым?

·        Неразлучные друзья — взрослые и дети.

·        Мамочкины руки…

·        Дружба — это…

·        Как выбирать друзей?

·        Отзывчивость и доброта.

·        Спешите делать добро.

·        Милость сердца или милое сердце…

·        Правда или ложь. Рассматривание проблемных ситуаций.

·        Что значит быть счастливым?

·        Мир без улыбки. Какой он?

·        Достоинства и недостатки.

·        Маленький, да удаленький.

·        Человек и мир природы.

·        Дружба зверей и людей (в том числе с использованием примеров из житийной литературы)

·        Дом, в котором ты живешь…

·        Прогулки в лес.

 

 

Примерные формы работы с родителями:

·        родительские собрания на нравственные и духовно-нравственные темы;

·        лекторий для родителей;

·        открытые уроки или занятия;

·        совместные с родителями и детьми вечера вопросов и ответов;

·        проведение совместных мероприятий (выставок, конкурсов, тематических родительских семинаров-собеседований, диспутов и дискуссий, дистанционных тематических родительских конференций и форумов);

·        совместно организованные с родителями праздники;

·        факультативные занятия совместно с родителями; анкетирование и тестирование родителей с целью консультативной помощи по вопросам семейного воспитания;

·        использование наглядности: информационные стенды для родителей, папки-передвижки, выставки детских работ, дидактических игр, литературы;

·        экскурсии;

·        помощь родителей образовательному учреждению (облагораживание территории, участие в подготовке праздников, мелкий ремонт, хозяйственные работы).

 

 

Процесс духовно-нравственного воспитания дошкольников и младших школьников предполагает активное и заинтересованное общение ребёнка со взрослым (педагогом, родителем), и это является обязательным условием эффективности воспитательной работы, на основе которой формируются мотивы соблюдения ребёнком нравственных норм.

Сочетание подходов, методов и технологий духовно-нравственного воспитания дошкольников и младших школьников, включающих в себя чётко регламентированный набор действий субъектов, организационных норм, процедур выработки, принятия и реализации педагогических влияний и направленных на упорядочение и систематизацию коллективной деятельности участников педагогического взаимодействия, обеспечение её (деятельности) всем необходимым для плодотворной работы в области духовно-нравственного развития и воспитания ориентируют педагогов на определение критериев качества организованного ими процесса воспитания.

Таким образом, очевидно, что в рамках внедрения ФГОС второго поколения в базисном учебном плане школы (предметная область «Основы духовно-нравственной культуры народов России») и во всей системе работы школы (Основная образовательная программа начального общего образования: раздел «Программа духовно-нравственного развития, воспитания обучающихся на ступени начального общего образования») должны быть отражены основные принципы преемственности в области духовно-нравственного воспитания и развития обучающихся.


Если добрые чувства не воспитаны в детстве, их никогда не воспитаешь, потому что это подлинно человеческое утверждается в душе одновременно с познанием первых и важнейших…

Если добрые чувства не воспитаны в детстве, их никогда не воспитаешь, потому что это подлинно человеческое утверждается в душе одновременно с познанием первых и важнейших…

Эти мысли находят отражение и в базовом документе, регламентирующем деятельность образования при переходе на новые

Эти мысли находят отражение и в базовом документе, регламентирующем деятельность образования при переходе на новые

Земля, экологическое сознание;

Земля, экологическое сознание;

Рассмотрим еще и некоторые формы работы, которые способствовали бы решению основных задач по обеспечению преемственности в данной области

Рассмотрим еще и некоторые формы работы, которые способствовали бы решению основных задач по обеспечению преемственности в данной области

Неразлучные друзья — взрослые и дети

Неразлучные друзья — взрослые и дети

Процесс духовно-нравственного воспитания дошкольников и младших школьников предполагает активное и заинтересованное общение ребёнка со взрослым (педагогом, родителем), и это является обязательным условием эффективности воспитательной работы,…

Процесс духовно-нравственного воспитания дошкольников и младших школьников предполагает активное и заинтересованное общение ребёнка со взрослым (педагогом, родителем), и это является обязательным условием эффективности воспитательной работы,…
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
18.07.2022