Если добрые чувства
не воспитаны в детстве,
их никогда не воспитаешь,
потому что это подлинно человеческое утверждается в душе
одновременно с познанием первых и важнейших истин.
В детстве человек
должен пройти эмоциональную школу –
школу воспитания добрых чувств»
В. Сухомлинский
В системе начального школьного образования на протяжении многих лет неуклонно растёт внимание к проблемам духовно-нравственного воспитания подрастающего поколения. В начальной школе закладывается фундамент духовно-нравственных представлений об окружающей среде на основе патриотических, культурно-исторических и православных традиций России. В настоящее время востребован человек, готовый к активному преобразованию окружающей действительности, инициативный, не боящийся ответственности, умеющий работать и находить разумное сочетание индивидуальных и социальных потребностей. Для того, чтобы воспитать такого человека необходимо сначала сформировать определённые нравственные принципы и поведенческие навыки у ребёнка, умение отличать хорошее от дурного, полезное от вредного и мудрую адекватную реакцию на проявление всего этого в жизни.
В последние годы наше правительство уделяет большое внимание воспитанию
молодого поколения. И на это есть серьезные причины:
«молодеют» нравственные пороки, дети становятся непослушными,
дерзкими, у многих развита тяга к алкоголю, к курению и к другим вредным
привычкам. У определенной части детей и молодежи размыты идеалы, утрачены
нравственные принципы, дети становятся «Иванами, не помнящими
родства». И даже высокий уровень образования порой не помогает ребенку вырасти
настоящим семьянином, патриотом, гражданином своей Родины.
Настало такое время, когда духовно-нравственное воспитание
молодого поколения становится просто необходимым компонентом образования.
Об этом упоминается и в посланиях Президента России Федеральному собранию
Российской Федерации в 2007и 2008 годах : «Духовное единство народа и
объединяющие нас моральные ценности — это такой же важный фактор развития, как
политическая и экономическая стабильность… и общество лишь тогда способно
ставить и решать масштабные национальные задачи, когда у него есть общая
система нравственных ориентиров, когда в стране хранят уважение к родному
языку, к самобытной культуре и к самобытным культурным ценностям, к памяти
своих предков, к каждой странице нашей отечественной истории. Именно это
национальное богатство является базой для укрепления единства и суверенитета
страны, служит основой нашей повседневной жизни, фундаментом для экономических
и политических отношений».
Эти мысли находят
отражение и в базовом документе, регламентирующем
деятельность образования при переходе на новые Федеральные государственные
образовательные стандарты - в Концепции духовно-нравственного
воспитания и развития личности гражданина России:
«Духовно-нравственное развитие и
воспитание обучающихся является первостепенной задачей современной
образовательной системы и представляет собой важный компонент социального
заказа для образования».
Основным содержанием духовно-нравственного развития, воспитания и социализации являются базовые национальные ценности, хранимые в социально-исторических, культурных и семейных традициях многонационального народа России, передаваемые от поколения к поколению и обеспечивающие успешное развитие страны в современных условиях. Поэтому наша школа уже работает в рамках реализации духовно-нравственного воспитания школьников на основах православной культуры, то мне было интересно познакомиться с идеями, заложенными в концепции, уточнить, насколько верными оказались наши действия в этом направлении. Отрадно было увидеть, что мы на правильном пути.
Теперь посмотрим, каковы же наши традиционные источники нравственности? Это Россия, наш многонациональный народ и гражданское общество, семья, труд, искусство, наука, религия, природа¸ человечество. Соответственно этому и определяются базовые национальные ценности:
– Патриотизм – любовь к своей малой Родине, своему народу, к России, служение Отечеству;
– гражданственность – закон и порядок, свобода совести и вероисповедания, правовое государство;
– социальная солидарность – свобода личная и национальная, доверие к людям, институтам государства и гражданского общества, справедливость, милосердие, честь, достоинство;
– человечество – мир во всем мире, многообразие культур и народов, прогресс человечества, международное сотрудничество,
– наука – ценность знания, стремление к истине, научная картина мира;
– семья – любовь и верность, здоровье, достаток, уважение к родителям, забота о старших и младших, забота о продолжении рода;
– труд и творчество – уважение к труду, творчество и созидание, целеустремленность и настойчивость;
– традиционные российские религии – представление о вере, духовности, религиозной жизни человека, толерантности, формируемые на основе межконфессионального диалога;
– искусство и литература – красота, гармония, духовный мир человека, нравственный выбор, смысл жизни, эстетическое развитие, этическое развитие;
– природа – эволюция, родная земля, заповедная природа, планета Земля, экологическое сознание;
Базовые ценности должны лежать в основе уклада школьной жизни, определять урочную, внеурочную и внешкольную деятельность детей.
Иными словами необходима интегративность всех программ духовно-нравственного развития личности.
Для организации такого пространства необходимо взаимодействие школы с семьей, общественными и религиозными объединениями, учреждениями дополнительного образования, культуры и спорта, средствами массовой информации. Целью этого взаимодействия является совместное обеспечение условий для духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся.
Внеучебная деятельность школьников – понятие, объединяющее все виды деятельности школьников (кроме учебной), в которых возможно и целесообразно решение задач их воспитания и социализации – это неотъемлемая часть образовательного процесса в школе. Она способствует реализации требований федеральных образовательных стандартов общего образования. Её преимущества: предоставление учащимся возможности широкого спектра занятий, направленных на развитие школьника.
Первый уровень результатов – приобретение школьником социальных знаний (об общественных нормах, об устройстве общества, о социально одобряемых и неодобряемых формах поведения в обществе и т.п.), понимания социальной реальности и повседневной жизни
Второй уровень результатов – формирование позитивных отношений школьника к базовым ценностям общества (человек, семья, Отечество, природа, мир, знания, труд, культура), ценностного отношения к социальной реальности в целом.
Третий уровень результатов – получение школьником опыта самостоятельного социального действия. «Действии для людей и на людях» спектра занятий, направленных на развитие школьника.
Рассмотрим еще и некоторые формы работы, которые способствовали бы решению основных задач по обеспечению преемственности в данной области.
Формы работы с детьми:
· Факультативные и индивидуально-групповые занятия, беседы, игры нравственного и духовно-нравственного содержания.
· Творческая художественная деятельность детей: рукоделие, рисование, лепка, создание предметов декоративно-прикладного творчества, развитие способностей сольного и хорового пения.
· Проведение праздников, развлечений и тематических меропреятий.
· Использование мультимедийных технологий (заочные экскурсии, виртуальный музей…).
· Совместная исследовательская и проектная деятельность детей и их родителей.
· Экскурсии.
С учетом возрастных особенностей дошкольников и младших школьников можно сказать, что развитие духовно-нравственных представлений происходит успешнее путем использования игровых форм и методов работы. Перечислим некоторые сюжетно-ролевые игры, способствующие развитию нравственного сознания:
«Поприветствуем друг друга»; «Подбери картинку к «хорошо» и «плохо»»; «Составь список своих обязанностей из сюжетных картинок для дома и сада (школы)» (коллективная работа в группе или паре); «Вспомни, какие поступки ты совершил за этот день. Нарисуй, расскажи о них»; «Помоги ребятам составить «Словарь вежливых слов»; «К тебе пришли гости: игра «Гость — хозяин»; «Ты в театре»; «Разговор по телефону»; «Нарисуй подарок другу (маме…)»; «На дне рождения»; «Именины»; «Если другу плохо…»; «Учимся общаться…»
Далее несколько слов хотелось бы сказать о формах и темах работы с родителями и беседами с детьми.
Примерные темы к размышлению для этических бесед:
· Кто создал правила человеческого поведения?
· Что такое «хорошо» и что такое «плохо»?
· Зачем быть вежливым?
· Неразлучные друзья — взрослые и дети.
· Мамочкины руки…
· Дружба — это…
· Как выбирать друзей?
· Отзывчивость и доброта.
· Спешите делать добро.
· Милость сердца или милое сердце…
· Правда или ложь. Рассматривание проблемных ситуаций.
· Что значит быть счастливым?
· Мир без улыбки. Какой он?
· Достоинства и недостатки.
· Маленький, да удаленький.
· Человек и мир природы.
· Дружба зверей и людей (в том числе с использованием примеров из житийной литературы)
· Дом, в котором ты живешь…
· Прогулки в лес.
Примерные формы работы с родителями:
· родительские собрания на нравственные и духовно-нравственные темы;
· лекторий для родителей;
· открытые уроки или занятия;
· совместные с родителями и детьми вечера вопросов и ответов;
· проведение совместных мероприятий (выставок, конкурсов, тематических родительских семинаров-собеседований, диспутов и дискуссий, дистанционных тематических родительских конференций и форумов);
· совместно организованные с родителями праздники;
· факультативные занятия совместно с родителями; анкетирование и тестирование родителей с целью консультативной помощи по вопросам семейного воспитания;
· использование наглядности: информационные стенды для родителей, папки-передвижки, выставки детских работ, дидактических игр, литературы;
· экскурсии;
· помощь родителей образовательному учреждению (облагораживание территории, участие в подготовке праздников, мелкий ремонт, хозяйственные работы).
Процесс духовно-нравственного воспитания дошкольников и младших школьников предполагает активное и заинтересованное общение ребёнка со взрослым (педагогом, родителем), и это является обязательным условием эффективности воспитательной работы, на основе которой формируются мотивы соблюдения ребёнком нравственных норм.
Сочетание подходов, методов и технологий духовно-нравственного воспитания дошкольников и младших школьников, включающих в себя чётко регламентированный набор действий субъектов, организационных норм, процедур выработки, принятия и реализации педагогических влияний и направленных на упорядочение и систематизацию коллективной деятельности участников педагогического взаимодействия, обеспечение её (деятельности) всем необходимым для плодотворной работы в области духовно-нравственного развития и воспитания ориентируют педагогов на определение критериев качества организованного ими процесса воспитания.
Таким образом, очевидно, что в рамках внедрения ФГОС второго поколения в базисном учебном плане школы (предметная область «Основы духовно-нравственной культуры народов России») и во всей системе работы школы (Основная образовательная программа начального общего образования: раздел «Программа духовно-нравственного развития, воспитания обучающихся на ступени начального общего образования») должны быть отражены основные принципы преемственности в области духовно-нравственного воспитания и развития обучающихся.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.