ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЕ
И ГРАЖДАНСКО-ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ В ШКОЛЕ
Панчук Александр Мефодиевич
Заместитель директора
Учитель истории и обществознания
МОУ «ШКОЛА «КОРН» ГОРОДА ДОНЕЦКА»
Провозглашенная в апреле 2014 года Донецкая Народная
Республика позиционирует себя как суверенное государство, занимающее
территорию Донецкой области Украины. Однако провозгласить
государство и стать им – разные вещи. Ведь государство – не только
группа людей, проживающих в пределах общей территории, это, в первую
очередь, единомышленники, объединенные одной идеей, целью.
Осознание объединяющего начала – это первый шаг в построении
государства, а для этого необходимо знать прошлое, собственную
культуру и говорить на одном языке. Язык, история, культура — это то,
что может быть названо духовно-нравственной базой личности [3].
Духовно-нравственная основа личности закладывается в семье и
школе. Семейные ценности, усваиваемые ребенком с первых лет жизни,
имеют непреходящее значение для человека в любом возрасте.
Взаимоотношения в семье проецируются на отношения в обществе и
составляют основу гражданского поведения человека [2].
Как важнейший социальный институт школа, взаимодействуя с
другими субъектами социализации, создает необходимые условия для
духовно-нравственного, гражданского, социального развития
обучающегося, формируя его ценностные ориентиры.
Стабильное политическое и социально-экономическое развитие
государства, невозможно без образования и воспитания подрастающего
поколения в духе высокой нравственности и гражданской идентичности.
Именно поэтому разработаны и реализуются Концепция патриотического
воспитания детей и учащейся молодежи Донецкой Народной Республики
(приказ МОН ДНР от 17.07.2015 №322), приняты Государственные
образовательные стандарты среднего общего образования (приказ МОН
ДНР от 30.07.2018 №679). Вышеуказанные нормативно-правовые
документы направлены на обеспечение формирования гражданской
компетентности обучающихся; гражданского становления; реализации
права на изучение родного языка, овладение духовными ценностями и
культурой родного края [1].
В содержании среднего общего образования ведущую роль по
формированию духовно-нравственной личности играют гуманитарные
предметы, в частности литература, языки, история, обществознание, уроки
гражданственности и духовности Донбасса. Воспитательный потенциал
этих предметов огромен, поэтому логично выстраивать работу по
формированию личности человека и гражданина, любящего свою Родину,
знающего и ценящего ее культуру и историю именно через эти предметы.
Однако в методике воспитания духовно-нравственной личности есть
и другие инструменты. Для формирования гражданственности,
духовности, воспитания нравственности используется множество форм
внеурочной деятельности, среди которых создание краеведческих
кружков и музеев; организация экскурсий; проведение уроков мужества и
толерантности, тематических вечеров, военно-спортивных игр, викторин,
школьных праздников, посвященных знаменательным датам и др.
Система работы школы по воспитанию духовно-нравственных и
гражданско-патриотических компетенций личности многопланова, состоит
из нескольких этапов. Так в начальной школе закладываются основные
ценности и нормы поведения. Школьник осознает себя гражданином своей
страны, личностью, ответственной за свою деятельность. Главной задачей
основной школы является воспитание уважения к праву и закону,
ответственности перед социумом. На последнем этапе школьного
обучения старшеклассник определяется с гражданской позицией и
политической ориентацией. Выпускник общеобразовательной школы
готов защищать и отстаивать свою гражданскую позицию, свои права, а
также права других людей.
Конечно, в современных условиях школе приходится
самостоятельно решать ряд проблем, связанных с формированием
духовно-нравственных и гражданско-патриотических компетенций
обучающихся. К ним относятся отсутствие качественных учебно-
методических комплексов, педагогические кадры; материально-
техническая база. Так, например, обладающий огромным воспитывающим
потенциалом курс уроков гражданственности и духовности Донбасса
вообще не имеет учебно-методического комплекса, только методические
рекомендации, хотя введен в школах республики в 2016 году.
Перечисленные ключевые проблемы требуют скорейшего решения,
особого внимания со стороны государства, продуманной внутренней
государственной политики.
Список литературы
1. Государственный образовательный стандарт среднего общего образования
[Электронный ресурс]. URL: https://dnr-online.ru/download/ob-utverzhdeniigosudarstvennogo-
obrazovatelnogo-standarta-srednego-obshhego-obrazovaniya/
свободный. – (дата обращения:01.09.2018)
2. Петрова А.В. Духовно-нравственное и гражданско-патриотическое воспитание
школьников [Электронный ресурс]. URL: http://открытыйурок.рф/статьи/631455/,
свободный. – (дата обращения: 01.09.2018)
3. Образование как основа формирования духовно-нравственной личности
[Электронный ресурс]. URL: http://www.nirsi.ru/articles/98-2/, свободный. – (дата
обращения: 01.09.2018)__
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.