Духовно-нравственное и гражданско-патриотическое воспитание в школе
Оценка 4.8

Духовно-нравственное и гражданско-патриотическое воспитание в школе

Оценка 4.8
Исследовательские работы
docx
воспитательная работа
Взрослым
17.11.2021
Духовно-нравственное и гражданско-патриотическое воспитание в школе
Духовно-нравственное и гражданско-патриотическое воспитание в школе.docx

ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЕ

И ГРАЖДАНСКО-ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ В ШКОЛЕ

 

Панчук Александр Мефодиевич

Заместитель директора

Учитель истории и обществознания

МОУ «ШКОЛА «КОРН» ГОРОДА ДОНЕЦКА»

 

         Провозглашенная в апреле 2014 года Донецкая Народная

Республика позиционирует себя как суверенное государство, занимающее

территорию Донецкой области Украины. Однако провозгласить

государство и стать им – разные вещи. Ведь государство – не только

группа людей, проживающих в пределах общей территории, это, в первую

очередь, единомышленники, объединенные одной идеей, целью.

Осознание объединяющего начала – это первый шаг в построении

государства, а для этого необходимо знать прошлое, собственную

культуру и говорить на одном языке. Язык, история, культура — это то,

что может быть названо духовно-нравственной базой личности [3].

Духовно-нравственная основа личности закладывается в семье и

школе. Семейные ценности, усваиваемые ребенком с первых лет жизни,

имеют непреходящее значение для человека в любом возрасте.

Взаимоотношения в семье проецируются на отношения в обществе и

составляют основу гражданского поведения человека [2].

Как важнейший социальный институт школа, взаимодействуя с

другими субъектами социализации, создает необходимые условия для

духовно-нравственного, гражданского, социального развития

обучающегося, формируя его ценностные ориентиры.

Стабильное политическое и социально-экономическое развитие

государства, невозможно без образования и воспитания подрастающего

поколения в духе высокой нравственности и гражданской идентичности.

Именно поэтому разработаны и реализуются Концепция патриотического

воспитания детей и учащейся молодежи Донецкой Народной Республики

(приказ МОН ДНР от 17.07.2015 №322), приняты Государственные

образовательные стандарты среднего общего образования (приказ МОН

ДНР от 30.07.2018 №679). Вышеуказанные нормативно-правовые

документы направлены на обеспечение формирования гражданской

компетентности обучающихся; гражданского становления; реализации

права на изучение родного языка, овладение духовными ценностями и

культурой родного края [1].

В содержании среднего общего образования ведущую роль по

формированию духовно-нравственной личности играют гуманитарные

предметы, в частности литература, языки, история, обществознание, уроки

гражданственности и духовности Донбасса. Воспитательный потенциал

этих предметов огромен, поэтому логично выстраивать работу по

формированию личности человека и гражданина, любящего свою Родину,

знающего и ценящего ее культуру и историю именно через эти предметы.

Однако в методике воспитания духовно-нравственной личности есть

и другие инструменты. Для формирования гражданственности,

духовности, воспитания нравственности используется множество форм

внеурочной деятельности, среди которых создание краеведческих

кружков и музеев; организация экскурсий; проведение уроков мужества и

толерантности, тематических вечеров, военно-спортивных игр, викторин,

школьных праздников, посвященных знаменательным датам и др.

Система работы школы по воспитанию духовно-нравственных и

гражданско-патриотических компетенций личности многопланова, состоит

из нескольких этапов. Так в начальной школе закладываются основные

ценности и нормы поведения. Школьник осознает себя гражданином своей

страны, личностью, ответственной за свою деятельность. Главной задачей

основной школы является воспитание уважения к праву и закону,

ответственности перед социумом. На последнем этапе школьного

обучения старшеклассник определяется с гражданской позицией и

политической ориентацией. Выпускник общеобразовательной школы

готов защищать и отстаивать свою гражданскую позицию, свои права, а

также права других людей.

         Конечно, в современных условиях школе приходится

самостоятельно решать ряд проблем, связанных с формированием

духовно-нравственных и гражданско-патриотических компетенций

обучающихся. К ним относятся отсутствие качественных учебно-

методических комплексов, педагогические кадры; материально-

техническая база. Так, например, обладающий огромным воспитывающим

потенциалом курс уроков гражданственности и духовности Донбасса

вообще не имеет учебно-методического комплекса, только методические

рекомендации, хотя введен в школах республики в 2016 году.

Перечисленные ключевые проблемы требуют скорейшего решения,

особого внимания со стороны государства, продуманной внутренней

государственной политики.

Список литературы

1. Государственный образовательный стандарт среднего общего образования

[Электронный ресурс]. URL: https://dnr-online.ru/download/ob-utverzhdeniigosudarstvennogo-

obrazovatelnogo-standarta-srednego-obshhego-obrazovaniya/

свободный. – (дата обращения:01.09.2018)

2. Петрова А.В. Духовно-нравственное и гражданско-патриотическое воспитание

школьников [Электронный ресурс]. URL: http://открытыйурок.рф/статьи/631455/,

свободный. – (дата обращения: 01.09.2018)

3. Образование как основа формирования духовно-нравственной личности

[Электронный ресурс]. URL: http://www.nirsi.ru/articles/98-2/, свободный. – (дата

обращения: 01.09.2018)__


 

ДУХОВНО - НРАВСТВЕННОЕ И ГРАЖДАНСКО -

ДУХОВНО - НРАВСТВЕННОЕ И ГРАЖДАНСКО -

Однако в методике воспитания духовно-нравственной личности есть и другие инструменты

Однако в методике воспитания духовно-нравственной личности есть и другие инструменты
Скачать файл