Духовно-нравственное воспитание детей и молодежи на историческом примере деятельности династии Романовых в XIX – начале XX века.
Путь Великих княгинь
Елизаветы Феодоровны и Ольги Федоровны.
От Кавказа до Иерусалима.
Яковенко Ирины Александровны
преподаватель истории
ГБПОУ «КГМТ» г. Кисловодск
Молитва ее императорского высочества
великой княжны
Ольги Николевны
Пошли нам, Господи, терпенье
В годину буйных, мрачных дней
Сносить народное гоненье
И пытки наших палачей.
Дай крепость нам, о Боже правый,
Злодейства ближнего прощать,
И крест тяжёлый и кровавый
С твоею кротостью встречать.
И в дни мятежного волненья,
Когда ограбят нас враги,
Терпеть позор и униженья,
Христос, Спаситель, помоги.
Владыка мира, Бог вселенной!
Благослови молитвой нас:
И дай покой душе смиренной
В невыносимый смертный час.
И у преддверия могилы
Вдохни в уста твоих рабов
Нечеловеческие силы
Молиться кротко за врагов.
Развитие благотворительной деятельности императрицей Марией Федоровны1 в начале XIX века.
Слово «благотворительность» означает благо творить. Еще с древнейших времен люди помогали нуждающимся. Известно много примеров того, как царские дворы становились пристанищем для бедных и обездоленных. Примером может служить двор Ивана III, а точнее его жены Софья (Зоя) Палеолог[20], которая окружила себя людьми, находившимися на дне общества, царица давала им кров, еду и заботу.
Одной из первой организации в России, которая глубоко прониклась проблемами людей, стало Ведомство учреждений императрицы Марии (ВУиМ). Ведомство учреждений императрицы Марии (ВУиМ) - это высший государственный орган управления благотворительностью, женскими и некоторыми специальными учебными заведениями, находившимися под покровительством императрицы и других представительниц императорской фамилии. Ведёт историю от Канцелярии императрицы Марии Фёдоровны (прил. 1), которая 12.11.1796 была поставлена «начальствовать над воспитательным обществом благородных девиц». В 1880 данное учреждение было переименовано в Собственную е. и. в. канцелярию по учреждениям императрицы Марии.
Развитие деятельности Общества Российского Красного Креста вдовствующей императрицы Марии Федоровны1. Колония Красного Креста в Ессентуках.
Общество Красного Креста начало образовываться после Крымской войны, а развитием Красного Креста России занималась вдовствующая императрица Мария Федоровна.
Ведомство учреждений императрицы Марии Федоровны положило начало благотворительной деятельности в России, дало надежду для многих нуждающихся людей.
Огромная общественная деятельность императрицы, как главы Института императрицы Марии, играла важную роль в жизни России конца XIX — начала XX века. В ведении Института императрицы Марии (Ведомство было организовано императрицей Марией Федоровной – женой императора Павла I2.) находились учебные заведения, воспитательные дома, приюты для обездоленных и беззащитных детей, богадельни. Немалые средства на их содержание вкладывала царская семья. Благотворительные учреждения Ведомства были созданы практически во всех крупных городах Российской империи. В Москве и Московской губернии их насчитывалось не менее 10, в Петербурге и его окрестностях — более 17.
Среди них были: Общество попечения о детях лиц, ссылаемых по судебным приговорам в Сибирь; Братолюбивое общество по снабжению неимущих квартирами; Приют для неизлечимых больных; Александро-Мариинский дом призрения; Благотворительное общество при Обуховской больнице; Мариинский институт для слепых девочек и Институт взрослых слепых девиц; Мариинский родовспомогательный дом и находящаяся при нем школа повивальных бабок; многочисленные общины сестер милосердия, попечительства нуждающимся семействам воинов, дома призрения детей бедных жителей, приюты для сирот, оставшихся после павших воинов; и т.д.
По инициативе Марии Федоровны (прил. 3) в 1882 г. возникли Мариинские женские училища для девушек-горожанок (промежуточная ступень между начальной школой и средним учебным заведением). 30 ноября 1902 г. она была избрана почетным членом Казанского университета. Императрица попечительствовала также женскому Патриотическому обществу, Обществу спасения на водах, Обществу покровительства животным и др. [4]
2Романов Павел I Петрович (1754-1801) - император России с 1796-1801 гг. (Здесь и ниже)
На протяжении многих лет она была шефом полков, в том числе гвардейских — Кавалергардского и Синих кирасиров, — и постоянно оказывала им необходимую поддержку.
Деятельное участие принимала Мария Федоровна и в возглавляемом ею Обществе Российского Красного Креста (РКК).
Колония Красного Креста в Ессентуках
Большой треугольный квартал в начале ул. Анджиевского близ привокзальной площади нынче занят городскими зданиями (бывшим кинотеатром «Дружба», частным рестораном и корпусами Центрального Военного санатория). В начале XX века тут появилась колония Красного Креста, первый благотворительный санаторий в Ессентуках.
С 1826 г. этот участок земли входил в юртовый надел Ессентукской казачьей станицы. К концу XIX века в этой местности появилось более полусотни домовладений ессентукских казаков. По ходатайству видных врачей КМВ, директора В.А. Башкирова и Главноначальствующего гражданской частью на Кавказе князя Г.С. Голицына и согласно Высочайшему рескрипту от 30 марта 1898 г. на имя министра государственных имуществ А.С. Ермолова, огромный участок земли (128 десятин и 1309 кв. сажен), севернее Пантелеймоновского парка, был отчужден к концу 1898 г. из ессентукского юртового надела в казну для надобностей Управления КМВ, которое вознамерилось создать здесь большой дачный поселок.
Первым крупным арендатором новообретенной казенной земли стало ведомство учреждений императрицы Марии, которому по высочайшему повелению от 18 января 1899 г. отвели около 1,25 десятины земли для устройства лечебного санатория для больных воспитанниц этого ведомства.
В царствование императора Николая II. (прил. 6) вдовствующая императрица Мария Федоровна имела собственный двор, проживала в петербургском Аничковом дворце. Иногда она ездила на Кавказ, на минеральные воды Абастумана.
После обретения земельного участка на Ессентукской группе в 1899 г. на нем вскоре были построены жилое здание и несколько хозяйственных построек. Однако уже 14 июня 1902 г. на заседании Опекунского совета ведомства учреждений императрицы Марии по ходатайству Главноначальствующего гражданской частью на Кавказе генерал - адъютанта князя Григория Сергеевича Голицына (1838-1907) было постановлено безвозмездно уступить участок с постройками, отведенный ведомству учреждений императрицы Марии в Ессентуках, во владение Российского общества Красного Креста для устройства ессентукской колонии Красного Креста. Кстати, попечительницей Российского общества Красного Креста являлась также вдовствующая императрица Мария Федоровна. Высочайшее разрешение императора Николая II на отчуждение этой земли из ведомства учреждений императрицы Марии в собственность Красного Креста было получено 29 июня 1902 г.
Создание ессентукской колонии было поручено пятигорскому местному Управлению общества Красного Креста, председателем которого был директор КМВ В.В. Хвощинский. Главный ходатай князь Г.С. Голицын первым пожертвовал на устройство ессентукской колонии Красного Креста 1500 руб.
15 мая 1903 г. состоялось открытие очередного лечебного сезона на Ессентукской группе. В этот день благочинный, священник о. Михаил Попов освятил и новый дом в местной колонии Красного Креста. Теперь колония могла принимать до 35 больных, которые помещались в отдельных и общих комнатах. С этого времени стал ощущаться большой недостаток в просторной столовой, и больным приходилось обедать в комнатах и на террасах. При колонии имелись водопровод, баня для служащих, прачечная, огород и корова. Колония работала с 10 мая по 10 сентября.
В годы гражданской войны здания колонии Красного Креста превратились в военный госпиталь. [5]
Можно сделать вывод, что христианское учение — это «неугасимый светоч, идущий вечно, как огненный столб в пустыне, впереди человека и народов, за ним должно стремиться развитие всякой народности и всякое истинное воспитание, идущее вместе с народностью». [23]
Развитие Свято – Успенского Второ – Афонского Бештаугорского мужского монастыря
Духовно-нравственное воспитание являлось и является в России основой всех воскресных школ при церквях и монастырях. Воспитание благочестивого, нравственного, духовного, духовно-развитого, но и в тоже время достаточно светского человека - это одна из целей церковно-монастырской деятельности русского Православия.
Центрами образования с древнейших времён были монастыри, где писались летописи и создавались книги. Монахи были первыми учителями, которые обучали детей грамоте. Для поддержки и развития монастырей, церквей люди отдавали часть своих доходов, а иногда и последний рубль, во благо дела Божьего.
Одним из таких подвижников был Великий князь Дмитрий Константинович (прил. 9), благодаря которому в начале XX века на Кавказских Минеральных Водах был образован Свято-Успенский Второ-Афонский мужской монастырь.
В этой главе показан пример того, как деятельность монастыря может использоваться в духовно-нравственном воспитании учащихся.
Великий князь Дмитрий Константинович – первый ктитор (староста) Свято-Успенского Второ-Афонского мужского монастыря
Второ-Афонский Успенский мужской монастырь был построен в 1903-1904 гг. иеромонахами Герасимом и Иоанном, приехавшие из знаменитого монастыря на Святой горе Афон. Место для обители на юго-западном склоне г. Бештау указал святой праведник Иоанн Кронштадтский. 21 июля 1904 года новостроящийся монастырь удостоил посещения Его Императорским Высочеством Великим князем Дмитрием Константиновичем, которого при встрече приветствовал и поднес ему икону «Всех Скорбящих Радость» иеромонах Иоанн. По предложению иеромонаха Иоанна, Его Высочество изъявил свое высокое согласие быть ктитором Второ-Афонского монастыря, а полковник Д.П. Шишков согласился быть помощником высокого ктитора.
В самый разгар мировой войны Димитрий Константинович обратился к дому Романовых с предложением оставить высокие посты, которые обычно занимали представители династии по традиции, а не по знаниям и способностям. Романовы этого обращения не заметили. [11]
Создание Марфо–Мариинской обители Милосердия
В России во все времена почитали святых мучеников, которых Церковь возводила в сан святых (канонизировала). Канонизация – это возведение в лик святых, тех людей, которые на земле вели правильный образ жизни, помогая людям и умирали мученической смертью за свою веру и отчизну.
В истории России немало таких примеров – это и Александр Невский, Дмитрий Донской, и семья последнего русского царя Николая II.
В этой главе я рассказываю, о Великой княгине Елизавете Феодоровны, которая всю свою жизнь посвятила служению людям. Она жила только людскими переживаниями. Для того чтобы помогать людям Елизавета Феодоровна создала Марфо–Мариинскую обитель Милосердия[7], чтобы каждый мог найти себе приют и успокоение для души. Благотворительность - стала главным дело её жизни и когда она умирала мучительной смертью Великая княгиня Елизавета Феодоровна молилась не о себе, а о прощении и милости для других.
Император Александр III, будучи очень религиозным человеком, жертвовал большие суммы из личных средств на украшение святынь на Святой Земле. Император вместе со своими братьями Владимиром, Алексеем, Сергеем и Павлом построил великолепный храм святой Марии Магдалины в Гефсимании в память своей матери Императрицы Марии Александровны. [9]
Император Александр III, как глава огромного государства, не мог отлучиться из России, чтобы лично присутствовать в Иерусалиме на освящении этого замечательного храма-памятника. Зная глубокую религиозность своего брата, Великого князя Сергея Александровича (прил. 8), Император поручил ему быть его представителем на торжестве освящения. [10]
Сергей Александрович уже был на Святой Земле в 1881 году, и при его участии было основано Православное Палестинское Общество, председателем которого он и стал. [9]
Целями этого Общества было изыскание средств в России для помощи Русской Миссии в Палестине, расширение там миссионерской работы, приобретение земель с памятниками старины на Святой Земле и помощь паломникам, едущим из России в Палестину на поклонение святыням. Чтобы понять, почему у русских православных людей был такой интерес к Палестине, необходимо заглянуть в страницы истории.
Великая княгиня Елизавета Феодоровна, 1 узнав о предстоящей поездке на Святую Землю, несказанно этому обрадовалась.
Ее душа стремилась увидеть те места, где жил и ходил Спаситель и где Он был распят и воскрес из мертвых. Она хотела все видеть своими глазами, везде побывать. Ее желанием было приникнуть к мраморной плите Гроба Господня и молиться о себе, о Сергее, о своих родных, о России.
Когда же представилась возможность Елизавете Феодоровне поехать на Святую Землю, она с радостью приняла это как Промысл Божий и решила, что там, в Иерусалиме, у Гроба Господня, Спаситель Сам откроет ей Свою волю. Еще Елизавета Феодоровна хотела помолиться о своем отце, который чувствовал себя одиноким. Теперь уже три его дочери были замужем: она — за Великим князем Сергеем, Виктория — за принцем Луи Баттенбергским и Ирена — за Генрихом Прусским. Оставалась еще незамужней младшая дочь, Алике. Но здесь было все очень сложно. Алике беззаветно любила наследника Российского престола Цесаревича Николая Александровича, и он отвечал ей тем же. Но на пути к их счастью стояли препятствия, много препятствий. Елизавета Феодоровна очень желала этого брака и стремилась помочь молодым. Теперь, на Святой Земле, она могла помолиться и об этом. Великий князь Сергей Александрович и Елизавета Феодоровна прибыли в Палестину в октябре 1888 года. Ехали они поездом до Одессы, а оттуда — пароходом. По пути была остановка в Киеве. Этот старинный русский город произвел большое впечатление на Великую княгиню, которая продолжала восторгаться всем новым, что она видела в России. [10]
Паломничество великокняжеской четы в Палестине началось с города Назарета, места Благовещения Преблагословенной Девы Марии, затем они посетили гору Фавор, где Господь Иисус Христос преобразился пред Своими учениками и показал им Свою славу2 . Гора Фавор, в форме перевернутой чаши, с развалинами древних когда-то существовавших здесь храмов, с богатой растительностью, не могла не очаровать духовно тонкое воображение Елизаветы Феодоровны.
Все на Святой Земле было новым, необычным и таинственным. Иерусалим с его сказочной стеной Старого города, где казалось, что время вернулось на несколько веков назад; оливковые деревья и камни; древние памятники, развалины старинных построек и разбросанные везде храмы различной архитектуры, как православные — греческие и русские, так и католические, — все это настраивало Елизавету Феодоровну на размышление и молитву. В ее сознании неотступно звучала мысль, что здесь ходил и учил Спаситель мира Иисус Христос. [10]
Храм св. Марии Магдалины был построен в Гефсиманском саду у подножия Елеонской горы. С золочеными куполами, величественный, окруженный густой зеленью кипарисов и оливковых деревьев, он представлял собой изумительное по красоте зрелище.
А наверху Елеонской горы, рядом с другим православным храмом, высилась гигантская колокольня, прозванная «русской свечой». Колокола для этой колокольни, привезенные из России, русские паломники тащили на себе, впрягшись в упряжь, из портового города Яффы, чтобы своим трудом-подвигом угодить Господу. [9]
Увидев всю эту красоту и величие, Великая княгиня Елизавета сказала: «Как я бы хотела быть похороненной здесь». Тогда красивая, полная радости и надежд молодая женщина и не думала, что исполнятся эти ее слова, что здесь, в храме св. Марии Магдалины, и будут почивать ее святые мощи до того дня, когда воскреснет свободная Россия и ее с честью, вероятно, перенесут в ту страну, которую она так любила.
В дар храму св. Марии Магдалины Великая княгиня Елизавета Феодоровна привезла из России драгоценную утварь для совершения богослужений — святые сосуды, Евангелие и воздухи1. Вернувшись со Святой Земли, Великая княгиня Елизавета Феодоровна продолжала размышлять о Православии и переживала заново все те моменты религиозного подъема, которые она испытала на Святой Земле. Она уже твердо решила перейти в Православие, но ее от этого шага удерживала мысль, что она этим определенно нанесет удар своим любимым родным, и в первую очередь отцу. [9]
Когда Елизавета Феодоровна сказала о своем решении перейти в православную веру мужу, он так был растроган, что у него на глазах появились слезы.
Имя Елизаветы в протестантстве Великая княгиня носила в честь одной из своих предков — святой Елизаветы Тюрингенской. Для Елизаветы Феодоровны святая Елизавета Тюрингенская являлась примером благочестивой жизни и любви к ближним. Поэтому, переходя в Православие, Великая княгиня не захотела расстаться с этим именем, а только избрала себе новую небесную покровительницу — святую праведную Елизавету, мать святого Иоанна Крестителя, память, которой Православная Церковь празднует 18 сентября.
Во время Таинства перехода в Православие, после святого Миропомазания, Император Александр III благословил свою невестку драгоценной иконой Нерукотворного Спаса, и эту икону Елизавета Феодоровна свято чтила всю свою жизнь.
12 мая 1891 года Великая княгиня Елизавета писала королеве Виктории: «...церемония прошла так хорошо и была такой прекрасной! Я описала ее по-немецки Папе, который передаст ее и сестрам, и, если Вы пожелаете прочитать, они пошлют описание Вам...»
В 1891 году Император Александр III назначил своего брата, Великого князя Сергея Александровича, генерал-губернатором города Москвы, где он был убит террористом Иваном Каляевым, который выкрикнул: «Долой Царя! Да здравствует революция!»2 , 18 февраля 1905 года.
Однажды ночью, зимой, по тревоге, Великий князь Сергей Александрович с Елизаветой Феодоровной, разбудив уже спавших своих приемных детей Марию и Дмитрия, в экипаже с задернутыми шторами на окнах, спешно переехали в Николаевский дворец под защиту Кремлевских стен. Этот дворец был расположен возле Чудова монастыря. Супруги думали, что по окончании волнений они опять вернутся в Нескучное. Но вышло все по-другому.
Из этого Николаевского дворца Великий князь Сергей Александрович выехал, чтобы принять свою страшную смерть, а Великая княгиня Елизавета Феодоровна, пережив там трагическую кончину любимого мужа, перешагнула порог к новой, лучезарной жизни, которая повела ее к венцу святости.
С момента кончины Великого князя Сергея Александровича Елизавета Феодоровна еще глубже ушла в молитву. Она не снимала траур, все время проводила в храме и очень редко куда выходила. Она получила полное отвращение ко всякой животной пище. Вероятно, ужас той картины, которая представилась перед ней после взрыва бомбы, навсегда оттолкнул ее от употребления мяса и даже рыбы. Ее ежедневным столом являлись теперь только молоко, хлеб, овощи и яйца. И этим она питалась еще задолго до того, как стала монахиней. [7]
Но праздничные дни Светлого Христова Воскресения 1905 года проходили в атмосфере предчувствий грядущих тяжелых событий: русская армия продолжала терпеть поражения на фронте, а внутри страны все явственнее ощущалась работа революционеров. Настроение Императорской четы не было веселым.
На летний период она поехала в Ильинское, где решила организовать госпиталь для раненых. Этому делу она стала уделять все свое время. Не жалея себя, она ухаживала за ранеными и в этой работе стала находить себе успокоение.
В Москве, около Кремля, Елизавета Феодоровна арендовала помещение и открыла там тоже госпиталь для раненых. Таким образом, сама еще не сознавая этого, она стала готовить себя к полному самоотречению и самопожертвованию для блага других. [7]
Осенью 1905 года революция шагала уже полными темпами: крестьяне жгли помещичьи усадьбы и жестоко расправлялись с помещиками, рабочие бастовали, в губерниях было убито несколько губернаторов.
Несмотря на предупреждения полиции, Великая княгиня Елизавета продолжала ежедневно выезжать из Кремля, чтобы быть в своем госпитале.
Когда и при каких обстоятельствах зародилась мысль у Великой княгини Елизаветы Феодоровны о создании Марфо-Мариинской обители — неизвестно. Вероятно, это было в конце 1906 года.
Продолжая носить траур по мужу, Елизавета Феодоровна ходила по церквам и госпиталям.
У Великой княгини Елизаветы были замечательные драгоценности. Она решила употребить все свое богатство на благо и нужды других. Она собрала все свои украшения, сняла с руки обручальное кольцо и тоже присоединила его к ним. Все это она тщательно рассортировала и разделила на три группы. Одна — подарки от Императорской семьи — были отданы казне; другую часть Великая княгиня подарила своим родственникам, а третью, самую большую, она решила употребить на осуществление задуманного ею плана — постройки обители молитвы, труда и милосердия. Кроме драгоценностей, она собрала все свои ценные предметы искусства и стала все это распродавать, чтобы собрать больше денег для будущей Марфо-Мариинской обители. К Елизавете Феодоровне вернулась энергия, прежде утраченная от горя, и окружавшие ее близкие и друзья заметили, что она обрела какую-то цель в жизни, к которой стала стремиться. Но о своих мыслях и идеях она пока ничего никому не говорила. [7]
Она хотела сначала послужить людям, как заповедал Иисус Христос в святом Евангелии: «Ибо алкал Я, и вы дали Мне есть; жаждал, и вы напоили Меня; был странником, и вы приняли Меня; был наг, и вы одели Меня; был болен, и вы посетили Меня». И на вопрос праведников, когда они так поступали, Господь ответил им: «...так как вы сделали это одному из сих братьев Моих меньших, то сделали Мне» (Мф. 25, 35—36, 40).
У Великой княгини стал часто бывать священник о. Александр, отличившийся своим ревностным служением и бесстрашием на фронте Русско-японской войны. Этот священник и одна дама, вдова, г-жа Узлова, чей муж погиб от рук революционеров, были единственными людьми, которых Великая княгиня посвятила в свои планы о создании Марфо-Мариинской обители.
В Москве Елизавета Феодоровна купила усадьбу с четырьмя домами и большим садом. Это место находилось на дальней стороне от Москвы-реки, вдоль Большой Ордынки. Здесь она решила учредить свою обитель и дать ей наименование Марфо-Мариинской — в честь святых Марфы и Марии.
В главном большом двухэтажном доме были устроены столовая для сестер, кухня, кладовая и другие хозяйственные помещения. Другой дом был оборудован для больницы, которая состояла из четырех палат, отдельных комнат для тяжелобольных, операционной и перевязочной. Часть этого же дома была перестроена под церковь.
Рядом с больницей были устроены аптека и амбулатория для обслуживания приходящих больных. Тут же, рядом с храмом и больницей, находился дом настоятельницы. В верхнем этаже четвертого дома была отведена квартира для священника-духовника, а в нижнем — были размещены классы школы для девочек Марфо-Мариинского приюта и библиотека.
Вокруг зданий и храма Елизавета Феодоровна устроила прекрасный сад. Как пишет игумен Серафим в «Мучениках христианского долга» (с. 11), «...можно сказать, что не было деревца, которое не было бы посажено по ее указанию, не было гвоздя, вбитого не по ее распоряжению...».
В чудесном саду обители, где могли гулять выздоравливающие пациенты госпиталя, играть дети приюта и отдыхать сестры обители после тяжелых трудов дня, были посажены душистые цветы, главным образом белого цвета. Белый цвет был любимым цветом Великой княгини.
Очень занятая строительством на Ордынке, Елизавета Феодоровна одновременно разрабатывала устав своей обители. Ей приходилось обдумывать каждый его пункт и вести переговоры и переписку с членами Святейшего Синода. [7]
Несмотря на такую занятость, она никогда не забывала и о своем долге помощи нуждающимся. Двери ее дома всегда были открыты для просителей всякого чина и сословия. Она никому не отказывала, вникала в нужды каждого и помогала, в чем могла. Иногда, чтобы помочь просящему, она использовала свое положение и связи не только в России, но привлекала для этого и своих родственников, живущих за границей.
Учреждая свою обитель, Елизавета Феодоровна решила посвятить ее святым Марфе и Марии, сестрам Лазаря, которого Господь воскресил к жизни после четырехдневной смерти.
Осуществляя план создания Марфо-Мариинской обители, Великая княгиня хотела в ней возродить древний институт диаконис.
О диаконисах в литературе Православной Церкви почти ничего не сохранилось. Известно, что орден диаконис существовал в Древней Церкви в первые века христианства — тогда, когда еще не было монастырей. Диаконисами в те времена могли быть вдовы или девы уже немолодого возраста. Они занимались в основном катехизацией — иными словами, приготовлением женщин-язычниц, готовящихся принять христианство. Диаконисы помогали им при Таинстве крещения, а также занимались и благотворительной работой. Но точных данных по этому вопросу не сохранилось.
Она долго трудилась над составлением устава своей новой обители. Монастырь с сочетанием благотворительной и медицинской работы — это была обитель, которую стремилась создать Великая княгиня. В основу Марфо-Мариинской общины был положен упорный и огромный труд Елизаветы Феодоровны. Елизавете Феодоровне пришлось несколько раз переделывать проект устава своей обители, чтобы удовлетворить все требования Святейшего Синода. Император Николай II ясно понимал идею создания Марфо-Мариинской обители и одобрял ее. Он своим Высочайшим указом помог ускорить утверждение обители Елизаветы Феодоровны Святейшим Синодом.
Обитель святых Марфы и Марии1 начала свою деятельность, базируясь на временном уставе, 10 февраля 1909 года (дата — по старому стилю).
Великая княгиня Елизавета Феодоровна занимала только три небольшие комнаты. Это были ее кабинет, гостиная и спальня. Стены этой скромной квартиры были окрашены в белый цвет, и мебель стояла самая необходимая и простая: стол, плетеные стулья и деревянная кровать. По стенам висело много икон. В доме настоятельницы была еще приемная и молельня, где выделялся большой образ святого преподобного Серафима Саровского.
Все здания обители, кроме дома священника, соединялись коридорами, так что можно было их обойти, не выходя наружу.
В 1909 году Елизавета Феодоровна купила еще участок с домом, прилегавший к саду обители. Часть этого дома была перестроена для общежития сирот, а другая часть отведена под гостиницу для приезжающих говеть в святую обитель. [7]
При открытии Марфо-Мариинской обители Милосердия (такое название было за ней закреплено Святейшим Синодом2) там было всего шесть сестер, но в течение года число их увеличилось до тридцати и продолжало все время возрастать. Это были молодые женщины из разных слоев общества — от княгинь до крестьянок, которые, воодушевленные примером Великой княгини Елизаветы, решили посвятить свою жизнь Богу.
Первый храм, который был построен рядом с больницей (прозванный больничным), был освящен епископом Трифоном 9 сентября 1909 года (по ст. стилю) во имя святых Жен Марфы и Марии. В престол храма были вложены частицы мощей святых: Алексия, митрополита Московского, святой праведной Елизаветы, небесной покровительницы Великой княгини, и святого Иоанна Лествичника, Второй большой храм, в честь Покрова Пресвятой Богородицы, Елизавета Феодоровна построила в 1911 году.
В основу Марфо-Мариинской обители Милосердия был положен устав почти, что монастырской общежительной жизни. После утверждения этого устава Святейшим Синодом3 9 апреля (по ст. ст.) 1910 года в обительской церкви святых Марфы и Марии произошло великое по своему значению событие: по разработанному Святейшим Синодом чину епископом Трифоном были посвящены в звание крестовых сестер любви и милосердия 17 сестер обители во главе с Великой княгиней Елизаветой.
Одним из главных мест сосредоточения бедноты, которому Великая княгиня Елизавета уделяла особое внимание, был Хитров рынок, или просто Хитровка.
Это место «славилось» как самый постыдный район города Москвы.
В. Гиляровский в своей книге «Москва и москвичи» (изд. «Московский рабочий». Москва, 1983) пишет: «... страшные трущобы Хитровки десятки лет наводили ужас на москвичей. Десятки лет и печать, и Дума, и администрация, вплоть до генерал-губернатора, тщетно принимали меры, чтобы уничтожить это разбойное логово». [17]
Несмотря на все попытки правительства, Хитровка продолжала существовать. Ни один филантроп города не рискнул проникнуть туда, чтобы оказать какое-либо благоприятное воздействие на жителей этого места.
Елизавета Феодоровна была первой, которая стала ходить туда в сопровождении только одной сестры Марфо-Мариинской обители Милосердия, обычно Варвары Яковлевой или молодой княжны Марии Оболенской, которой тогда было только восемнадцать лет4.
Население Хитровки состояло из нищих, бродяг, карманных воров и взломщиков, скупщиков краденого, беглых арестантов и уголовных преступников, скрывающихся от полиции.
Полицейские протоколы фиксировали, что большинство беглых каторжан из Сибири удавалось вылавливать именно здесь, в Хитровке, но делать это было нелегко.
Дети здесь рождались на улице, и не многие из них выживали, но об этом мало кто заботился. Если ребенок выживал, то его ожидали ужасное детство и будущее. Обычно голодных плачущих младенцев использовали, чтобы выпрашивать больше милостыни. Мальчики-подростки учились воровать и становились в большинстве случаев преступниками. Девочек же ожидала еще худшая участь. Их заставляли почти с детского возраста идти на улицу и продавать себя.
В. Гиляровский в книге «Москва и москвичи» пишет: «...ужасные иногда были ночи на этой площади, где сливались пьяные песни, визг избиваемых «марух» да крики «караул». Но никто не рисковал пойти на помощь: раздетого и разутого голым пустят, да еще изобьют за то, чтобы не лез куда не следует».
Полиция не в состоянии была справиться с положением в Хитровке. Набеги полицейских патрулей редко бывали удачными, так как Хитровка имела свою хорошую систему укрывательства. Е. М. Алмединген пишет, что не исключена была возможность того, что некоторые инспекторы полиции находились в связи с главарями колонии Хитровки и заранее давали им знать о планах полиции.
Великая княгиня Елизавета Феодоровна сознавала, что она не была в состоянии сама преобразить Хитров рынок, и поэтому она старалась спасать главным образом несчастных детей Хитровки.
Ее ноги, ходившие раньше по мягким коврам дворцов и изящно танцевавшие мазурку и полонез, теперь в грубых ботинках месили грязь переулков Хитрова рынка. Ужасные запахи нечистот с примесью винного перегара, грязные лохмотья, жаргонный язык, потерявшие человеческий образ лица не пугали и не отталкивали ее. Она видела в каждом таком несчастном образ Божий. Она говорила: «Подобие Божие может быть иногда затемнено, но оно никогда не может быть уничтожено» (пер. с англ.) (Е. М. Алмединген «Ал Unbroken Unity», p. 67).
Елизавета Феодоровна неутомимо ходила из одного притона в другой, собирая сирот и уговаривая родителей передать ей для воспитания своих детей. Жаргон жителей Хитровки она едва понимала, но знание человеческих душ и умелый подход ее к таким людям делали то, что ее слова доходили до их сознания и сердец, и они, нередко расчувствовавшись до слез, вверяли ей своих детей.
Мальчики устраивались в общежития, где они, имея хорошее питание и воспитание, быстро укреплялись физически и духовно, а некоторые, продолжая жить с родителями, принимались под постоянное наблюдение и перевоспитание. Из одной группы таких недавних оборванцев образовалась артель исполнительных юношей-посыльных Москвы. Девочек устраивали в закрытые учебные заведения или приюты, где также следили за их здоровьем и духовным ростом.
Все население Хитрова рынка знало и уважало Великую княгиню. Как писала Е. М. Алмединген, не было ни одного случая, чтобы кто-либо из жителей Хитровки оскорбил или унизил Великую княгиню. Ее там обожали и называли или сестрой Елизаветой, или матушкой.
Покойная игумения Гефсиманской обители матушка Варвара, лично знавшая Елизавету Феодоровну, передала о ней следующий случай, который произошел на Хитровом рынке.
Однажды Великая княгиня в сопровождении казначея Марфо-Мариинской обители В. Гордее вой, вошла в один из притонов Хитровки. Ее глазам представилась следующая картина: несколько грязных бродяг сидели за столом с бутылкой водки и играли в карты. Среди них, подперев голову руками и устремив куда-то в пространство свой взгляд, сидел мужчина. Елизавета Феодоровна обратилась к нему со словами: «Добрый человек...» В ответ ей сразу же раздалось: «Какой он добрый? Это последний вор и негодяй...» Но Великая княгиня, не обратив внимания на такую аттестацию, сказала ему, что ее мешок, где находятся деньги и вещи для раздачи бедным, очень тяжел и она просит помочь ей донести его до Марфо-Мариинской обители.
Бродяга сразу же поднялся и сказал, что немедленно исполнит ее просьбу. Причем, разговаривая с Великой княгиней, он обращался к ней очень почтительно, называя ее «Ваше Высочество». Со всех сторон раздались сразу же сильные протесты. Все стали говорить Великой княгине, что он по дороге продаст содержимое мешка, а деньги пропьет. Но она была непреклонна. Она передала ему свою ношу и не спеша направилась в свою обитель. Когда она пришла туда, ей сказали, что какой-то незнакомец принес ее мешок. Елизавета Феодоровна забеспокоилась, напоили ли его сестры чаем и дали ли поесть? Узнав, что нет, она распорядилась сразу же это сделать.
Накормленный сестрами бродяга обратился к Великой княгине с просьбой проверить содержимое мешка, и, когда там оказалось все в порядке, он стал проситься взять его на работу в Марфо-Мариинскую обитель. Елизавета Феодоровна исполнила его просьбу и назначила его помощником садовника. [7]
С тех пор он совершенно переменился: перестал пить и воровать, хорошо выполнял свою работу и стал усердно посещать храм Божий.
Этот случай был рассказан г-жой Гордеевой матушке Варваре, тогда еще Валентине Цветковой.
Подобных примеров спасения заблудших душ человеческих было много в жизни Елизаветы Феодоровны — многие были обязаны ей своим спасением. Великая княгиня тщательно готовила своих сестер обители к посещению мест бедноты. Она вместе с о. Митрофаном Сребрянским учила их не только медицинским знаниям, но и как духовно наставлять опустившихся людей. Хорошо подготовленные таким образом сестры стали регулярно посещать Хитров рынок только с 1913 года. До этого времени этим занимались главным образом сама Великая княгиня и еще несколько сестер, которые сопровождали ее.
Имея медицинскую подготовку, сестры обители стали на месте оказывать первую помощь.
В брошюре «Марфо-Мариинская обитель Милосердия», на с. 31—32 пишется о работе сестер следующее: Посещая бедных, приходится иногда оказать немедленную помощь, но ухаживать за тяжелыми больными, живущими на койках, в коечно-камо-рочных квартирах, невозможно из-за плохих условий; о таковых надо хлопотать, чтобы устроить их в больницы, когда обительская больница переполнена. Часто приходится также хлопотать о помещении детей в приюты и о приискании мест безработным. Порой оказывается и денежная помощь, как-то: уплата за койку, взнос за швейную машину, уплата за учение девушкам, учащимся на разных курсах, покупка билетов при отправке на родину и т. д., также раздается детям теплая и всякая другая одежда. Но при этом, конечно, главная заслуга сестер должна быть в нравственном, духовном воздействии. Люди обездоленные, живущие в так называемых «углах», больше других нуждаются в духовной помощи; и хорошее, теплое слово, сказанное с любовью, ободряет и дает силы безропотно продолжать трудовую скорбную жизнь в надежде на милость Божию... [7]
При Марфо-Мариинской обители Милосердия Великая княгиня Елизавета учредила приют для девочек. В 1913 году в этом приюте было восемнадцать круглых сирот, которых подготавливали к поступлению в будущем в сестры обители. Если бы некоторые из них не имели призвания для этой миссии, то образование, которое им давалось, и основательная медицинская подготовка обеспечивали им в будущем возможность хорошей работы.
Из воспоминаний Л. Миллер: « Когда я была в Москве в 1990 году (Л. Миллер), то познакомилась с Параскевой Тихоновной Кориной, вдовой художника П. Д. Корина. Она мне рассказала много интересного о своем детстве. Параскева Корина, урожденная Петрова, была по происхождению чувашкой. Еще в раннем детстве она лишилась родителей и была взята на попечение родственниками. Окончив приходское училище, 11-летняя Паша поступила учиться в закрытое учебное заведение. В это время в Пермскую губернию приехала Великая княгиня Елизавета Феодоровна. Она пожелала взять из этого края к себе в обитель на воспитание трех девочек-сирот. По рекомендации местного епископа Нафанаила Паша попала в число этих девочек. Ее первая встреча с Великой княгиней произошла в Москве, на елке, устроенной Елизаветой Феодоровной для сирот. Тогда Великая княгиня подошла к ней и спросила ее: «Какую игрушку ты хочешь с елочки?» Паша попросила колокольчик, который висел у самой верхушки елки. Тогда Елизавета Феодоровна засуетилась и стала просить сестер принести лестницу, чтобы снять для Паши игрушку. Лестница была принесена, и девочка получила свой колокольчик. [8]
Когда Император Николай II приехал в Москву, где происходило открытие мошей и прославление Святого Патриарха Гермогена, то по распоряжению Елизаветы Феодоровны девочек, учениц Марфо-Мариинской обители, привезли во дворец и посадили на подоконники, чтобы они могли хорошо видеть церемонию торжества прославления. После молебствия Император Николай II проследовал к часовне Спасителя, а потом заехал в Марфо-Мариинскую обитель. Сперва он осмотрел общежитие сестер. К нему подвели молоденькую новую семнадцатилетнюю сестру. Он обнял ее и поцеловал. Потом он зашел в столовую. Там его окружили со всех сторон девочки приюта. Они говорили: «К нам поступила учиться чувашка!» Император подозвал Пашу, обнял за плечи и говорит: «Привыкаешь? Скучаешь? А ты что-нибудь по-чувашски скажешь ли мне?» Девочка ответила, что прочитает ему по-чувашски молитву «Отче наш». Когда она читала эту молитву, Император наклонился и слушал. Потом погладил ее по голове. Паша тогда подумала: «И на Императора не похож. Такой ласковый и приятный». [7]
Окончив образовательное училище в обители, Паша прошла фармацевтические курсы и стала работать помощницей провизора в аптеке обители.. Великую княгиню она видела каждый день. Елизавета Феодоровна не забывала своих воспитанниц и часто присылала в аптеку для них сладости. На лето она отправляла девушек на отдых в имение князя Юсупова или Апраксина».
Высокая настоятельница заботилась и о повышении грамотности, главным образом среди женщин. Она основала при обители Воскресную школу для полуграмотных и безграмотных женщин и девушек, работающих на фабриках. Они приходили в воскресные дни в Марфо-Мариинскую обитель и учились в школе с часу до трех. Уроки вели сестры под руководством священника о. Евгения Синадского. Потом их угощали чаем с бутербродами, а затем следовали уроки пения или же устраивались интересные доклады на полезные и душеспасительные темы, сопровождаемые туманными картинами 1. После этого все шли в храм, где служился акафист, и женщины принимали участие в общем пении.
Таким образом, Великая княгиня Елизавета заботилась не только об обучении этих бедных тружениц, но она давала им возможность провести воскресный день в приятном нравственном занятии, спасая их от пагубных увеселений или празднословия. В 1913 году таких женщин обучалось 75 человек.
При Марфо-Мариинской обители Милосердия была библиотека в две тысячи томов книг. Книги для чтения выдавались бесплатно. Число посторонних абонентов было более 100 человек. [8]
При обители существовала и столовая для бедных, где отпускалось ежедневно свыше 300 обедов. Эти обеды выдавались преимущественно бедным женщинам, обремененным многочисленной семьей, а также трудящимся на поденной работе.
Усталые после тяжелой работы дня, эти женщины приносили в свои жилища горячие и питательные обеды и кормили своих детей.
В организации этих обедов нередко принимали участие и многочисленные благотворители Марфо-Мариинской обители, когда они заказывали для бедных поминальные обеды в память своих усопших родных, имена которых поминались в тот день в обительском храме.
За один 1913 год было выдано 139 443 обеда.
Великая княгиня Елизавета Феодоровна надеялась, что созданная ею Марфо-Мариинская обитель Милосердия расцветет большим плодоносным деревом. Со временем она хотела устроить отделение обители и вне города Москвы.
Кроме учреждений внутри Марфо-Мариинской обители, настоятельница и ее сестры ведали и другими делами благотворительности вне стен обители. Одним из таких учреждений был дом с квартирами для девушек, работающих на фабриках, а также и для бедных студенток.
В брошюре «Марфо-Мариинская обитель Милосердия» на с. 42 написано следующее:
Эти последние (работницы фабрик) часто гибнут, живя в плохих условиях, в подвалах и т. д.
В этом же доме удалось уделить несколько мест для бедных курсисток, которые часто гибнут от плохого здоровья, недостатка питания. В этой квартире постоянно живет сестра обители, имеется библиотека в двести томов, и еженедельно квартиру посещает духовник обители для служения молебнов и ведения бесед. Если Господь поможет и отзовутся добрые люди, то Марфо-Мариинская обитель Милосердия мечтает выстроить на своей земле большой дом дешевых квартир именно для таких лиц, где за минимальную плату молодым труженицам можно будет иметь помещение и здоровый стол. Это, несомненно, будет полезно не только для здоровья этой молодежи, но поможет принести и нравственную пользу. В таком доме будет устроена аудитория, где иногда будут вестись беседы, а в обыкновенное время жительницы дома могут находить хорошие нравственные книги и при содействии сестер проводить с пользой свои досужие часы.
Великая княгиня Елизавета еще организовала вне стен своей обители и дом для чахоточных женщин. Это учреждение просуществовало три года, а потом было закрыто ввиду того, что государство к тому времени открыло особую секцию туберкулезных больниц.
Дому для чахоточных женщин Елизавета Феодоровна была особенно предана. Это был специальный дом-больница, окруженный прекрасным садом. Там находились чахоточные женщины бедного класса. Нередко туда попадали и заболевшие туберкулезом прислуги, рассчитанные после обнаружения у них болезни и обреченные на смерть в жуткой нищете. Находясь в этом доме-лечебнице, чахоточные женщины приобретали надежду на выздоровление. Они обнимали и целовали Великую княгиню Елизавету, желая выразить ей свою признательность. Они не задумывались о том, что могут этим передать ей свою болезнь. Но Елизавета Феодоровна не старалась увернуться от их объятий. Она не хотела обидеть этим больных. Она знала, что ее жизнь и ее здоровье находятся в руках Божиих.
Если чахоточная женщина-мать умирала, то нередко она перед смертью передавала Великой княгине своих детей, и умирала она спокойно, веря, что Высокая матушка позаботится о детях. [8]
Была организована Елизаветой Феодоровной и «Детская лепта» — кружок детей и взрослых, которые собирались по воскресеньям в Николаевском дворце работать для бедных детей. Члены этого кружка по желанию брали работу на дом.
В течение 1913 года было одето свыше тысячи восьмисот детей: детская обувь покупалась на пожертвованные деньги, материал жертвовался людьми, платья шились кружком «Детской лепты», а верхняя одежда заказывалась нуждающимся безработным женщинам. Все заготовленное распределялось по бедным семьям, потребность которых обследовали сестры Марфо-Мариинской обители.
Великая княгиня заботилась и о духовном воспитании жителей Москвы. Она устраивала беседы для народа.
В брошюре «Марфо-Мариинская обитель Милосердия» написано, что каждое воскресенье в течение зимнего периода после вечерни в соборе обители Покрова Пресвятой Богородицы устраивались беседы для народа с общим пением молитв.
Архиепископы, епископы и другие духовные лица московской епархии приезжали в обитель, чтобы проводить эти беседы с народом. Беседы были настолько популярны, что привлекали много людей из разных слоев общества города Москвы, и они приходили к обители задолго до назначенного для беседы часа, столпившись у ворот в ожидании, когда откроют храм.
Подводя итог тому, что напечатано здесь на основании брошюры «Марфо-Мариинская обитель Милосердия» и других источников, можно с уверенностью сказать, что, если бы не октябрьский переворот в России, дело, которое начала Великая княгиня Елизавета Феодоровна, никогда бы не заглохло1. Вероятно, следуя ее примеру, по всей России выросли бы подобные Марфо-Мариинские общины и благосостояние русского народа, его грамотность и нравственные устои поднялись бы на большую высоту2.
Такой опыт благотворительной деятельности стал актуальным в конце XX века, когда произошло возрождение в церковно-монастырской деятельности. Благотворительной деятельностью на Кавказе занимался ныне покойный митрополит Ставропольский и Владикавказский Гедион, а продолжает его деятельность сейчас митрополит Феофан.
В столице Северной Осетии Владикавказе на улице Цагалова 31 расположено обветшалое здание с интересной историей.
В мае 1862 года осетинский просветитель, первый настоятель Осетинской церкви священник Аксо Колиев открыл первую во Владикавказе школу для осетинских девочек, которую он построил на собственные средства.
В 1865г. школа получила название «Ольгинская женская гимназия» в честь великой княгини Ольги Федоровны, урожденной принцессы Цецилии Баденской. Ольга Федоровна была женой младшего сына Николая I великого князя Михаила Николаевича.
С 1862 года Великий князь занимал должность наместника Кавказа, а его жена, не имея никаких государственных постов, посвятила себя воспитанию детей и благотворительности.
После посещения школы, Ольга Федоровна приняла ее под свое покровительство, а спустя год в 1866г гимназия была взята на попечение Обществом восстановления православного христианства на Кавказе и в этот же год была преобразована в трехклассное учебное заведение.
В 1891г., в год смерти великой княгини Ольги Федоровны гимназия была закрыта. Об этом событии написал Коста Хетагуров в своей статье «Владикавказские письма (Маленькая история)», которая была опубликована в газете «Северный Кавказ». Вместе с другими представителями осетинской интеллигенции Коста Хетагуров обратился к Правительственному Синоду с просьбой сохранить школу. Под давлением осетинской общественности Правительственный Синод отменил решение о закрытии школы. Преобразовав ее в Осетинский женский приют с училищем.
С 1916 г. училище было преобразовано во второклассную учительскую женскую школу, которую закончили первые осетинские учительницы.
В июле 1918г. на базе этой учительской гимназии была открыта Осетинская смешанная учительская семинария.
Сегодня Ольгинская женская гимназия является памятником архитектуры и объектом культурного наследия России.
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.