Духовно нравственное воспитание молодежи - основа становления гражданина РФ
Филиппова Татьяна Ивановна
Центр-колледж прикладных квалификаций ФГБОУ ВО Мичуринский ГАУ
Истинный показатель цивилизации -
не уровень богатства и образования,
не величина городов, не обилие урожаев,
а облик человека, воспитанного страной
Р. Эмерсон
Образовательный процесс в колледже – это, стержень организации жизни, а нравственное воспитание - ядро воспитательной системы, главный ее компонент. Проблема духовно-нравственного воспитания остается сегодня очень актуальной. Нравственно-духовное поле засевается сорняками. Страна не знает своих героев труда, зато знает тех, у кого виллы на Лазурном берегу. Это искривляет сознание людей. У нас есть веками проверенное средство спасения - делать добро. Важно сегодня возродить связи нашей молодежи с историей, верой и культурой собственного народа.
Формирование у студентов нравственности, сознания активного гражданина, обладающего политической культурой, критическим мышлением, способностью самостоятельно делать свой выбор - является одной из главных задач воспитания в Центр-колледже прикладных квалификаций. Содержание воспитательной работы в колледже по формированию нравственности обучающихся включает в себя:
- отношение к политике нашего государства, понимание моральных и духовных ценностей;
- отношение к Родине, другим странам и народам, нетерпимость к национальной и расовой неприязни;
- отношение к труду;
- отношение к природе, бережливость, экологическое сознание;
- отношение к людям: коллективизм, демократизм, взаимопомощь, гуманность, взаимное уважение, культура поведения;
- отношение к себе: высокое сознание общественного долга, чувство собственного достоинства и принципиальность.
Чтобы формировать у личности нравственное отношение, необходимо включить ее в соответствующие виды деятельности и использовать их для выработки и воспитания этих отношений. Включая студентов в разные виды деятельности, общественную, патриотическую, учебную, трудовую, в деятельность по охране природы, мы развиваем понимание того, как эту деятельность необходимо осуществлять, у ребят формируется чувство совести, ответственности, вырабатываются навыки поведения и укрепляется воля.
Участие в коллективно-творческих делах (КТД), инсценировках, диспутах являются мощными средствами духовно-нравственного воспитания молодежи.
Процесс воспитания многотруден, он гораздо сложнее процесса формирования знаний и умений. Духовно-нравственное воспитание требует обращения не только к разуму, но, в первую очередь, к чувствам студентов. Для развития у подростков духовно-нравственных ценностей от нас, преподавателей требуется создание условий для переживания и сопереживания. А это достигается путем включения студента в ситуации, в которых он приобретает опыт подлинного человеческого общения, добрых отношений с людьми, учится мирному разрешению конфликтов, ощущает радость от совместной полезной деятельности.
Решение проблем духовно-нравственного воспитания осуществляется у нас в колледже через такие формы воспитательного воздействия как ролевые игры, тренинги, этические беседы, конкурсы, классные часы. Приведу в качестве примера лишь некоторые из них. Это классные часы: «Кодекс поведения», «Наркомания и здоровье»; коллективно-творческие дела «Мы - актеры», «Сделай свой выбор», «Любовь, как много в этом слове», «Пой пока молодой»; спортивные мероприятия «Быстрее, выше, сильнее», дискуссии «Твоя жизнь в твоих руках», «Мой силуэт на стене» (о соотношении желаний, потребностей и прав), заседания клуба «Подросток и закон» (встречи с представителями правоохранительных органов), уроки здоровья, веревочные курсы, занятия в творческих объединениях по интересам. Эта деятельность является тем каналом, по которому студент может направить свою энергию из деструктивного в конструктивное направление. Коллективное сотворчество ставит студентов перед необходимостью прислушиваться к мнению товарищей, понимать и чувствовать их настроение, вырабатывает умение терпимо относиться к ошибкам других, осознавать чувства партнера, выражать свое понимание.
Так как среди студентов есть подростки из категории сирот и трудных мы используем программу «Учим детей быть счастливыми» о профилактике вредных привычек, социального сиротства, безнадзорности и беспризорности несовершеннолетних, путем привлечения их в спортивно-массовые и культурно-массовые мероприятия, выявления талантов, организацию их свободного времени.
Основополагающим принципом современной образовательной системы является ее гомоцентрический характер. Это означает, что развивающаяся личность студента является центральным звеном единого процесса обучения и воспитания. Основная цель духовно-нравственного воспитания - формирование самостоятельной, творческой личности на основе овладения ею общечеловеческими ценностями, национально-культурным наследием, развития талантов и способностей. Достижение этой цели воспитания осуществляется через педагогические технологии, авторские программы, включающие различные формы и методы воспитательного воздействия на студентов. Основным условием успешности воспитания является объединение в этом процессе всех заинтересованных лиц, и, прежде всего, семьи и образовательного учреждения. В связи со сложившейся в последние десятилетия экономической ситуацией в стране, когда многие родители, решая финансовые проблемы семьи, вынуждены работать на нескольких работах или вахтовым методом вдали от своих родных, на воспитание духовно-нравственных ценностей они обращают очень мало внимания, а в некоторых семьях вообще не обращают (не до этого!). У детей из таких семей формируется ситуативная мораль, попадая в ту или иную социальную группу, они следуют нравственным принципам этой группы, слепо доверяя чужому мнению. По данным многочисленных социальных опросов 7,8 % педагогов обвиняют семью в том, что подросток в ней вообще не воспитывается. В это же время и родители не очень радужно оценивают действия педагогов. Попав в ножницы между учебным заведением и родителями, подростки вынуждены лавировать, приспосабливаться, что приводит к безнравственности. Наша задача при духовно-нравственном воспитании свести к минимуму недопонимание и наладить взаимную работу между учебным заведением и семьей подростка. Преподавательский коллектив может успешно выполнять свои воспитательные функции лишь при условии систематического всестороннего изучения каждого студента, и тут без помощи и поддержки родителей ему не обойтись. Только зная особенности подростка, можно организовать правильное его воспитание и развитие. Надо всем вместе избавлять студентов от вредных действий, которые могли бы запечатлеться как отрицательные привычки.
И ещё один важный момент: для того, чтобы раскрывать потенциал студентов, сам педагог постоянно должен совершенствоваться. Вот несколько заповедей духовно-нравственного воспитания для педагогов:
1. Педагог должен иметь способность совершенствоваться для подростков, чтобы понимать их, искать и находить разумный компромисс. Это показатель нашей педагогической нравственности.
2. Всегда давать студентам подросткам раскрыться и создавать для этого все условия. Помнить, что мы призваны творить добро, а значит, быть добрыми. Л.Н.Толстой писал: «Какая необходимая приправа ко всему — доброта, самые лучшие качества без доброты ничего не стоят».
3. Гори сам и зажигай других, веди за собой! Экскурсии, походы в театр, кинотеатр, выставки участие в конференциях, научные проекты и т.д. помогают преподавателю лучше узнать студентов, приобщить к полезному, а студенты в сою очередь начинают в преподавателе видеть не только учителя-предметника, но и понимающего человека, к которому всегда можно обратиться за советом.
Соблюдая эти не очень трудные заповеди, можно легко найти общий язык с подростками. Наш колледж пользуется этими правилами, использует новые идеи, совершенствует систему воспитания подростков, разрабатывает и реализует программы, которые приносят свои положительные плоды. В подтверждение этому многочисленные победы студентов в межрегиональных, международных и всероссийских конкурсах, успешная трудовая деятельность и карьерный рост выпускников, их крепкие семьи и слова благодарности своим учителям. Дети – это, наше будущее, и пока они обучаются в нашем колледже, мы верим, что наше будущее в наших руках!
Литература
1. Сухомлинский В.А. Задачи воспитания в наши дни // Учитель: статьи. Документы. Педагогический поиск. Воспоминания. М.: Политиздат, 1991.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.