ЕДИНОЕ УЧЕБНОЕ ПРОСТРАНСТВО
Балясина Дарья Витальевна,
Центр-колледж прикладных квалификаций ФГБОУ ВО Мичуринский ГАУ,
г. Мичуринск, Тамбовской обл.
Научный руководитель: Филиппова Т.И.
Глобальная информатизация общества является одной из доминирующих тенденций развития цивилизации в XXI в. Современное общество быстро развивается в направлении перехода к обществу информационному, в котором ключевую роль играют информационные ресурсы, технологии хранения и трансляции. Бурное развитие компьютерных технологий меняет процесс обучения. На производстве требуются специалисты со знанием компьютера и умением использовать все его преимущества.
Одной из важнейших задач современного образовательного учреждения, является построение единого информационного образовательного пространства (среды) с целью перехода на качественно новый уровень в подходах к использованию компьютерной техники и информационных технологий во всех структурных подразделениях и повышения качества обучения и эффективности управления ОУ.
Целью данной работы является изучение информационного образовательного пространства и уровня использования современных ИКТ в центре-колледже прикладных квалификаций ФГБОУ ВО Мичуринский ГАУ.
В соответствии с указанной целью предлагается решить следующие задачи:
- изучить сущность, основные характеристики, способы создания, преимущества и недостатки единого информационно-образовательного пространства;
- определить уровень информатизации в колледже;
- проанализировать проблемы, препятствующие созданию информационно-образовательного пространства;
- предложить пути решения возникших проблем.
Предметом исследования являются информационно-образовательное пространство.
Объектом – центр-колледж прикладных квалификаций ФГБОУ ВО Мичуринский ГАУ.
Методы исследования: теоретический (изучение литературы, статей периодики, материалов Интернет-ресурсов), социологический, статистический.
Информационно-образовательное пространство (или среду) можно определить как пространство совместной образовательной деятельности всех субъектов учебно-воспитательного процесса на основе современных информационных технологий, обеспечивающих свободный доступ студентов и педагогов к значимой информации с помощью электронных средств: хранения, обработки, передачи информации.
Основные преимущества, связанные с использованием ИКТ в образовательном процессе:
- Созданные преподавателями электронные образовательные ресурсы, использование ресурсов сети Интернет (библиотечные ресурсы, Интернет-конференции, форумы и т.д.) позволяют расширить возможности при самостоятельной подготовке студентов.
- Компьютерный контроль знаний сокращает время, позволяет осуществлять самоконтроль.
- Создание опорных конспектов, практических и лабораторных работ в электронном виде позволяют проводить обучение по индивидуальному графику с использованием дистанционных технологий.
- Мультимедийные продукты позволяют улучшить наглядность учебного материала.
Реализация указанных преимуществ на практике связана с автоматизацией образовательного процесса, в ходе которой создаются и объединяются в локальную сеть автоматизированные рабочие места.
Среди минусов внедрения ИКТ в учебный процесс выделяют следующие:
• отсутствие устной речи (обучающийся больше пишет и читает, чем говорит);
• требуется дополнительное обучение при отсутствии навыков по работе с компьютером;
• зависимость процесса обучения от качества Интернет-канала (грозы, аварии на электростанции и т.д.);
• медицинские проблемы при работе за компьютером: страдает зрение, позвоночник, суставы кистей рук;
• разработка электронных учебных курсов и методических материалов требует больших временных затрат и усилий со стороны преподавателей;
• защита от негативного воздействия информационного потока через Интернет требует дополнительной подготовки всех участников образовательного процесса (преподавателей, родителей, обучающихся).
Рассмотрим состояние информационно-образовательного пространства и определим уровень информатизации в центре-колледже прикладных квалификаций ФГБОУ ВО Мичуринский ГАУ.
Колледж располагает достаточной материальной базой, в том числе электронными ресурсами. Общее количество персональных компьютеров в колледже 179, в учебном процессе задействованы 109, установленных в 7 компьютерных классах по 12-15 компьютеров. Все структурные подразделения колледжа оснащены компьютерами и необходимым программным обеспечением. В колледже все компьютеры объединены в единую локальную сеть (Интранет).
Кабинеты и структурные подразделения колледжа имеют выход в Интернет. Преподаватели проводят интегрированные уроки, организуют проектную деятельность, активно используют Интернет в образовании. Колледж имеет свою Web-страницу. Многогранные возможности Интернета студенты применяют в исследовательской деятельности, выполняют проектные и творческие работы. Для итоговой аттестации студентов преподавателями специальных дисциплин разрабатываются междисциплинарные профессионально-ориентированные тесты в системе управления образовательными электронными курсами Moodle, выполнение которых проводится на ПК. В учебном процессе используются электронные учебники (ЭУ), обучающее - контролирующие программы.
Однако наряду с отмеченными положительными сторонами использования ИКТ в воспитательно-образовательном процессе колледжа мы отметили и ряд недостатков:
- учебная нагрузка компьютерных классов основными курсами («Информатика», «Информационные системы» и т.п.) занимает более 70% всей нагрузки. Времени для самостоятельной работы студентов в компьютерных классах практически не остается;
- неодинаковая компьютерная подготовка студентов приводит к различным результатам восприятия информации с экрана и усвоения изучаемого материала;
- скорость получения информации из сети Интернет в различные временные интервалы неодинакова, что не позволяет полноценно использовать открытые образовательные ресурсы;
- при организации занятий в компьютерных классах со стороны преподавателей крайне редко используются обучающие программы.
К факторам, тормозящим процесс информатизации, можно отнести следующие:
1. Различный подход к пониманию и использованию ИКТ в образовательном процессе со стороны студентов и преподавателей;
2. Различный уровень профессиональной ИКТ-компетенции преподавательского состава колледжа
- умеют создавать графические и текстовые документы (самостоятельно оформляют групповую документацию, диагностику и т. д.) – 80%;
- умеют применять электронные дидактические и педагогические программные средства – 72,5%;
- владеют навыками поиска информации в Интернете – 62,5 %;
- владеют программой Power Point для создания мультимедийных презентаций – 42,5%;
- умеют разрабатывать ЭУП и другие образовательные ресурсы с использованием ПО и мультимедиа – 12,5 %;
- активно используют информационные технологии в образовательном процессе – 12,5%;
- применяют компьютерные технологии в работе со студентами и родителями -32,5 %
3. Низкая вовлеченность родителей в формирование и функционирование единой информационно-образовательной среды колледжа;
4. Отсутствие централизованной системы обеспечения ОУ программными продуктами (Приобретаемые программы на рынке ПОП для организации учебно-воспитательного процесса недоработаны, и большая часть из них не является системными, рассчитаны только на индивидуального пользователя);
5. Отсутствие единых требований к ЭУ, единой общедоступной и бесплатной общероссийской библиотеки электронных образовательных ресурсов, а также обучающих курсов для преподавателей по созданию ЭУ;
6. Отсутствие в колледже специальной службы технической поддержки;
7. Отсутствие системы стимулирующих выплат за создание и использование в образовательном процессе ПП и ЭУП.
Для решения имеющихся проблем необходимо:
1. Повышение квалификации преподавателей специальных дисциплин по отдельным вопросам, например, разработке ЭУ, развитию системы дистанционных образовательных услуг и др.
2. Проведение обучающих семинаров, тематических симпозиумов и круглых столов для преподавателей, студентов и родителей с целью повышения их компьютерной грамотности и обучения основам интернет-безопасности.
3. Создание единой универсальной информационной среды, в которой могли бы работать все участники образовательного процесса, имеющие средний уровень ИКТ-подготовки.
4. Создание специальной службы технической поддержки, обеспечивающей разработку новых и использование готовых программных продуктов.
5. Подключение высокоскоростного Интернета, позволяющего использовать ЦОРы и дистанционные технологии.
Все указанные проблемы свидетельствуют о необходимости построения прочного фундамента, в основе которого лежат новые подходы, методики и технологии, ориентированные на использование современных информационных технологий в учебном процессе. Это позволит повысить эффективность образования, сделает его более доступным.
Литература
1. Полат Е.С. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования: Учеб. пособ. для студ. пед. вузов и системы повыш. квалиф. пед. кадров /Е.С. Полат, М.Ю. Бухаркина, М.В. Моисеева, А.Е. Петров / Под ред. Е.С. Полат. – М.: Издательский центр «Академия», - 2003. – 272 с.
2. Современные системы и технологии обучения в условиях модернизация образования. Сборник материалов областной научно-практической конференции. Часть I. – Тамбов: ТОИКПРО, 2006. – 223 с.
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.