федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение
высшего образования
«Мичуринский государственный аграрный университет»
Центр-колледж прикладных квалификаций
РАССМОТРЕНО УТВЕРЖДАЮ
на заседании цикловой Зам. директора по учебной
методической комиссии работе______Т.В. Толпеева
Протокол №__ от_ октября 2023
Председатель
_Кусова В.В.
Методическая разработка
познавательно-развлекательного шоу
на тему:
«Готов ли ты к профессиональной деятельности»
Разработал преподаватель
Филиппова Т.И.
2023 г.
Аннотация
Эффективность процесса профессионального становления личности определяется требованиями профессиональной деятельности – способностью личности к профессиональному развитию, росту профессиональной компетентности, оптимальному построению своей профессиональной карьеры.
Именно молодежь является основой будущего профессионального потенциала общества. На нее возлагаются наибольшие надежды как на группу, активно стремящуюся к освоению новых знаний и технологий и способную овладеть ими.
Будущие специалисты должны овладеть навыками работы в коллективе, коммуникативными способностями, умениями быстро и эффективно налаживать контакт с сотрудниками.
Квалифицированные лаборанты-химики требуются не только на предприятиях пищевой промышленности, в частности бродильного и консервного производств, но и во всех отраслях химической промышленности, микробиологической промышленности, сельскому хозяйству, здравоохранению и многим другим отраслям народного хозяйства.
Правильный и хорошо поставленный контроль является основным средством наблюдения за ходом технологического процесса, средством его своевременного исправления, осуществления действенной борьбы с потерями и получения повышенного выхода продукции с наиболее полным использованием ценного пищевого сырья.
Благодаря использованию активных практикоориентированных форм обучения это мероприятие способствует развитию интеллектуальных и творческих умений, мыслительных и коммуникативных навыков.
С целью более эффективной подготовки будущих специалистов написана данная методическая разработка.
Введение
В наше время во всем мире ежегодно открывают и описывают в литературе более 50 000 новых химических соединений. Это означает, что каждые 10 минут в какой-нибудь лаборатории химик с гордостью и радостью первооткрывателя рассматривает несколько кристалликов или несколько капель нового химического соединения, которое в результате упорного труда ему впервые удалось синтезировать или выделить из продуктов природного происхождения.
Ломоносов М.В. говорил: «Широко простирает химия руки свои в дела человеческие. Куда ни посмотрим, куда не оглянемся, везде обращаются пред очами нашими успехи ее прилежания». Ни одна отрасль промышленности, сельского хозяйства и быт не обходятся без химии. На втором курсе студенты приобретают специальность лаборант-химик. Для правильного ведения технохимического контроля химик заводской лаборатории должен в совершенстве знать методики всех производственных анализов, а также владеть высокой техникой выполнения лабораторных работ, правильно пользоваться химической посудой и оборудованием, выполнять различные операции: взятие пробы, фильтрование, центрифугирование, осаждение, прокаливание, титрование и др., уметь работать на аналитических весах, соблюдать технику безопасности.
Наличие правильно организованного контроля обеспечивает выпуск предприятиями готовой продукции, отвечающей требованиям стандартам.
Студенты люди будущего. Действительно, иначе их не назовешь. Вы и есть люди будущего – сегодняшние специалисты. Вам предстоит пользоваться всеми достижениями нашего народа, всеми открытиями ученых, предстоит доделать и завершить все, что мы задумали, затеяли и не успели довести до конца. Именно вам мы вручаем перечень надежд, планы исследований, наметки открытий.
Во всех ваших делах и стремлениях без науки вам не обойтись, и в первую очередь без химии.
Основная часть
«Широко простирает химия руки свои в дела человеческие.
Куда ни посмотрим, куда не оглянемся, везде обращаются
пред очами нашими успехи ее прилежания».
Ломоносов М.В.
Звучит песня в исполнении Рязановой Оксаны
1 вед. Здравствуйте, люди будущего! Действительности, иначе вас не назовешь. Вы и есть люди будущего – сегодняшние студенты, а завтра – специалисты широкого профиля. Вы можете работать лаборантами химиками, лаборантами микробиологами на пищевых предприятиях, технологами, инженерами, мастерами на бродильных предприятиях. Вам предстоит пользоваться всеми достижениями нашего народа, всеми открытиями ученых, предстоит доделать и завершить все, что задумано в преобразовании, развитии и совершенствовании промышленности.
Во всех ваших делах и стремлениях без науки не обойтись, и в первую очередь без химии.
Чтец.
Другого ничего в природе нет
Ни здесь, ни там, в космических глубинах:
Все – от песчинок малых до планет
Из элементов состоит единых.
Как формула, как график трудовой,
Строй менделеевской системы строгой
Вокруг тебя творится мир живой
Входи в него, вдыхай, руками трогай.
Ты знаешь газ мельчайший водород
В соединенье с кислородом – это
Июньский дождь от всех своих щедрот,
Сентябрьские туманы на рассветах.
Кипит железо, серебро, сурьма
И темно-бурые растворы брома,
И кажется вселенная сама
Одной лабораторией огромной.
Степан Щипачев «Читая Менделеева»
2 вед. Гете говорил: «Настоящий ученик учится открывать неизвестное с помощью известного и тем самым приближается к учителю».
Как знания помогают специалисту, расскажут студенты четвертого курса, прошедшие практику на ведущих заводах России.
Слово предоставляется студентке гр. Т-45 Балашовой Оксане.
Слово предоставляется студентке гр. Т-41 Шконде Валентине.
1 вед. Химия - удивительная наука, наука о веществах и их превращениях. С ней вы познакомились еще в школе, а также придя в колледж для получения специальности продолжили ее изучение.
Ломоносов М.В. говорил: «Широко простирает химия руки свои в дела человеческие. Куда ни посмотрим, куда не оглянемся, везде обращаются пред очами нашими успехи ее прилежания». Ни одна отрасль промышленности, с/х и быт не обходятся без химии. На втором курсе вы приобрели специальность лаборант-химик.
2 вед. Давай проверим, готовы ли вы к профессиональной деятельности?
Вот черный ящик угадайте, что там находится:
Две вещи с различным совсем назначением,
Но сделаны обе они из стекла.
Первая в опытах очень нужна,
Вторая - сосуд для хмельного вина.
Что это?(колба и бокал)
Молодцы. Правильно.
1 вед. Важным атрибутом химической лаборатории является химическая посуда, изготавливаемая обычно из специальных сортов стекла, кварца, фарфора, пластических масс и т.д. Лаборант должен знать виды химической посуды, и для каких целей она применяется. Проверим ваши знания. На плакате изображены наиболее часто применяемые виды химической посуды. Назовите их. Для каких целей каждый из них применяется?
1. Плоскодонная колба. 2. Коническая колба. 3. Воронка для фильтрования. 4. Круглодонная колба. 5. Делительная воронка. 6. Колба Вюрца. 7. Химический стакан. 8. Мензурка. 9. Колба Бунзена. 10. Реторта. 11. Склянка. 12. прямой холодильник Либиха.
2 вед. Посмотрите на этот плакат. Назовите изображенный здесь процесс. Где это процесс применяется. Найдите рисунок, где этот процесс изображен верно. Какие ошибки допущены в других рисунках, и какие нежелательные результаты при этом получатся?
Здесь изображен процесс фильтрования, основанный на возможности прохождения через поры фильтра частиц только определенного размера и не больше. Правильное фильтрование показано на рисунке Г.
Молодцы. Правильно.
1 вед. Вспомним химию и технологию.
Напишите химические формулы следующих веществ: каустическая сода, хлорная известь, марганцовка, серная кислота и назовите, для чего они используются в промышленности:
Молодцы! Знаете химию и технологию.
2 вед.
Химия - красивейший предмет Красочный, до умопомраченья.
Изучает свойства всех веществ,
Получение, строенье и значенье.
Писатель Максим Горький сказал: «Химия - это область чудес, в ней скрыто счастье человечества, величайшие завоевания разума будут сделаны именно в этой области». В ней много волшебства и чудес.
1 вед. Используя химические реактивы можно получить различные напитки: молоко, фанту, газировку, малиновый сок.
2 вед. Пожалуйста, кто хочет приготовить эти напитки? Идите сюда. Вот вам раствор серной кислоты и содержимое стаканов: 1) хлорид бария, 2)гидрокарбонат натрия 3) карбонат натрия и гидроксид натрия 4) гидрокарбонат натрия и бихромат натрия.
Пожалуйста, подходите по очереди и готовим напитки.
1 вед. Здорово! А еще что-нибудь необычное можно сделать?
2 вед. Конечно. Только мне потребуется помощь. Давайте вместе прочитаем, что здесь написано. (Провести опыт «синие надписи» - двое разворачивают фильтровальную бумагу, и ведущий из пульверизатора обрызгивает ее. Появляется надпись «Химик-лаборант»). Преподаватель: Секреты у людей существовали всегда и чтобы передать их непосредственно нужному человеку, информацию зашифровывали. То есть существовала тайная переписка «тайнопись» между людьми - любимыми, революционерами. Писали обычное письмо, или посылали книгу, а между строк использовали различные бесцветные вещества и писали нужную информацию. Проявляли письма при нагревании над паром, свечой. Давайте и мы с вами так сделаем. (используем молоко или серную кислоту появляется надпись «Технолог»)
1 вед. «На нашей встрече, друзья, инертным газом быть нельзя!»
Проведем конкурс «Выбери ответ»
l. Название какого элемента означает «разрушитель» (1-хлор, 2-фосфор,
3-азот, 4-фтор, 5-кислород, 6-кремннй).
2. Какие вещества можно использовать при выпечке кондитерских изделий (1-серная кислота, 2-уксусная кислота, 3-винный камень, 4-известковое молоко, 5-хлорид аммония, 6-питьевая сода)
3. Название какого элемента в переводе с латинского означает «краска»
(1-хром, 2-литий, 3-железо, 4-фосфор, 5- марганец, 6-никель)
4. Какое вещество называют угарным газом (1-оксид углерода(IV),
2-сероводород, 3-метан, 4-сернистый газ, 5-оксид углерода (II), 6-аммиак)
5. Какая кислота находится в стрекательных клетках крапивы (1-соляная,
2-лимонная, 3-щавелевая, 4-азотная, 5-яблочная, 6-муравьиная)
6. Какой химический элемент входит в состав любого органического соединения (1-кислород, 2-азот, 3-углерод, 4-водород, 5-сера, 6-хлор)
Молодцы.
2 вед. Следующий конкурс «Пятый лишний». В каждом перечне большинство терминов объединяет какой-либо признак. Нужно исключить лишнее вещество или предмет.
А) держатель, колба, цилиндр, воронка, химический стакан;
Б)1-углерод, 2-алмаз, 3-карбид, 4-графит, 5 – карбин;
В) 1-антрацит, 2-торф, 3 – кокс, 4 - нефть, 5- стекло;
Г) 1-морская вода, 2-минеральная вода, 3-дистиллированная вода, 4-жесткая вода, 5-грунтовая вода
Д) 1-известковое молоко, 2-пушонка, 3-гашеная известь, 4-известняк,
5-известковая вода
Е) 1-известняк, 2-мел, 3-мрамор, 4-малахит, 5-кальцит.
Молодцы.
Для вас исполняют танец Красницкая Ольга и Калугина Нина
1 вед. Наука, из которой выросла химия – алхимия. Алхимики верили в магическую силу философского камня, который, по их убеждению, способен превращать различные неблагородные металлы в золото. Они также занимались поисками элексира долголетия и проводили различные опыты. Вот некоторые из них: (Опыты проводит преподаватель)
Опыт № 1 «Несгораемый платок» Кто может дать мне платочек. У меня в руках платок, который не сгорает в пламени.
Опыт № 2 «Операция без боли»
Оперирую без боли, правда, будет много крови,
При каждой операции нужна стерилизация.
Йодом смочим мы обильно, чтобы все было стерильно.
Не вертитесь, пациент, нож подайте, ассистент.
Посмотрите: прямо струйкой кровь течет, а не вода.
Но сейчас я вытру руку – от пореза нет следа.
Опыт № 3 «Дым без огня»
Вы не раз слышали, что дыма без огня не бывает. А я могу доказать, что это не так! Дым бывает и без огня! (немного конц. HCl и аммиак)
Опыт № 4 «Невидимый художник»
2 вед. Проведем конкурс. «Химик - лингвист» - вооружитесь ручками
Если вы правильно назовете вещества, формулы которых приведены на плакате, то из первых букв этих названий получится крылатая фраза.
Аu, NH4CI, NНз, Nb, СаСO3, Еu, Na2CO3, In, AgNO3, Am. (золото, нашатырь, аммиак, ниобий, известняк, европий, сода, индий, ляпис, америций).
Знание - сила, (если болельщики не справятся с заданием, вместе расшифровываем).
1 вед. А сейчас мы вспомним литературу.
Назвать пословицы и поговорки с упоминанием названий химических элементов (например железо, золото, серебро)
1. Куй железо, пока горячо.
2. Слово серебро, молчание - золото.
3. Не все то золото, что блестит.
4. Мал золотник, да дорог.
5. Не кует железо молот, кует кузнец.
6. От медного лба золотых мыслей не дождешься.
7. Добро серебро, а золото лучше.
— Молодцы!
2 вед. Надо вспомнить стихотворные строки из стихов М.Ю. Лермонтова и А.С. Пушкина со словом «золото»
1. Под ним струя светлей лазури
Над ним луч солнца золотой... («Парус»)
2. Ночевала тучка золотая
На груди утеса - великан... («Утес» )
3.У лукоморья дуб зеленый,
Златая цепь на дубе том...
...Там царь Кащей
Над златом чахнет... («Руслан и Людмила»)
4. А орешки не простые,
Все скорлупки золотые...
...Торговали мы булатом,
чистым серебром и златом...
... Тридцать три богатыря,
В чешуе златой горя... («Сказка о царе Салтане»)
5. Месяц, месяц мой дружок,
Позолоченный рожок!.. («Сказка о мертвой царевне и семи богатырях»)
6. Пришел невод с одною рыбкой,
С непростою рыбкой - золотою... («Сказка о рыбаке и рыбке)
7 В багрец и золото одетые леса. («Осень»)
— Молодцы!
1 вед. Спасибо за участие.
Леонардо да Винчи сказал:
«Опыт никогда не ошибается,
Ошибаются ваши суждения,
Ожидая от него такого действия,
которое не является следствием ваших экспериментов».
2 вед. Мы все спешим за чудесами
Но нет чудесней ничего
Чем снова встретиться здесь с вами
Под крышей колледжа своего.
1 и 2 вед. Вместе . До свидания. До следующих встреч.
Эффективность процесса профессионального становления личности определяется требованиями профессиональной деятельности – способностью личности к профессиональному развитию, росту профессиональной компетентности, оптимальному построению своей профессиональной карьеры.
Именно молодежь является основой будущего профессионального потенциала общества. На нее возлагаются наибольшие надежды как на группу, активно стремящуюся к освоению новых знаний и технологий и способную овладеть ими.
Будущие специалисты должны овладеть навыками работы в коллективе, коммуникативными способностями, умениями быстро и эффективно налаживать контакт с сотрудниками.
Квалифицированные лаборанты-химики требуются не только на предприятиях пищевой промышленности, в частности бродильного и консервного производств, но и во всех отраслях химической промышленности, микробиологической промышленности, сельскому хозяйству, здравоохранению и многим другим отраслям народного хозяйства.
Правильный и хорошо поставленный контроль является основным средством наблюдения за ходом технологического процесса, средством его своевременного исправления, осуществления действенной борьбы с потерями и получения повышенного выхода продукции с наиболее полным использованием ценного пищевого сырья.
Благодаря использованию активных практикоориентированных форм обучения это мероприятие способствует развитию интеллектуальных и творческих умений, мыслительных и коммуникативных навыков.
С целью более эффективной подготовки будущих специалистов написана данная методическая разработка.
Внеклассная работа по химии — это продолжение учебно-воспитательного процесса, начатого на уроке. Ее разнообразные формы и виды дополняют и углубляют знания учащихся, а также способствуют поддержанию устойчивого интереса к изучению химии.
Проведение химических вечеров давно стало традицией в нашей школе. Причем тематика их часто выходит за рамки химии и носит интегративный характер. Каждый такой вечер превращается в яркий, запоминающийся на долгие годы праздник.
При отборе содержания вечера, который проходил в форме «круглого стола», мы использовали информацию из различных областей человеческой деятельности: исторический, литературный и фольклорный материалы, данные биологических и медицинских исследований, не обошли стороной и рекомендации косметологов, диетологов и кулинаров. Это, в свою очередь, определило состав участников «круглого стола».
Праздник состоял из двух частей: импровизированного «круглого стола», дегустации яблок, а также различных блюд из них.
Предварительная подготовка:
Формируются группы (информационная, технологическая, связь с общественностью, творческая):
1. информационная: подбор материала о профессии, инновации в профессии (работа с Интернетом, библиотека).
2. технологическая: создание мультимедийного продукта (презентации, видео-ролики, постер)
3. связь с общественностью: подбор информации об организациях, о направлениях деятельности, трудоустройство выпускников, трудовые династии в организации
4. творческая: создание альманаха «Возможности профессионала» (ретуширование фото, тематические буклеты, создание музыкальной композиции)
Начало
общие компетенции:
ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.
ОК 2. Организовывать собственную деятельность исходя из цели и способов ее достижения, определенных руководителем.
ОК 4. Осуществлять поиск информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач.
ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.
ОК 6. Работать в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, клиентами.
Ведущий 2: На производстве химик может выступать как инженер,
технолог, специалист по контролю качества (аналитик).
Химик-технолог налаживает технологический процесс, определяет стандарты работы.
Разрабатывает инструкции и нормативы, следит за соблюдением технологии.
Аналитики контроля качества исследуют качество сырья и готовой продукции
предприятия. Если обнаруживается брак, технолог выясняет причины и решает, как
их можно устранить.
У нас в гостях представители специальности «Химик-технолог», много лет проработавшие на химических предприятиях:
Цель:
· создание условий для формирования ОК
Задачи:
· формирование познавательных интересов студентов в области профессиональных знаний
· воспитание толерантности, умения работать в команде, эффективно общаться с коллегами.
Ожидаемый результат:
· создание условий для формирования ОК,
· создание и успешная защита проектов
Форма проведения: защита проектов, имитация рабочей обстановки, игра
Методы:
Время и место проведения: 45 минут, учебная аудитория, стилизованная под офис
Участники: студенты, представители организаций (в качестве экспертов), представители ЦЗ населения, родители, педагоги.
Средства: раздаточный материал, презентации, студенческие проекты, плакаты
Оформление и оборудование:
· техническое обеспечение (мультимедийный проектор, компьютер).
· стенды с фотографиями по профессии, листовки. Профессиограмма по профессии.
· наглядные пособия (студенческие проекты, презентации).
· украшение зала (плакат «Моя профессия», фото практикантов, трудовые династии)
Цели мероприятия:
· Расширить, углубить, систематизировать знания обучающихся о мире химических профессий
· развитие умений применять теоретические знания в будущей профессиональной деятельности;
· формирование навыков анализировать информацию, развитие мышления, трудолюбия, памяти, расширение кругозора и объема знаний обучающихся;
· развитие устной речи, коммуникативных способностей
· воспитание сознательного и осмысленного применения полученных знаний в будущей профессиональной деятельности;
· формировать умение работать индивидуально и в коллективе
· прививать любовь к специальности техник-технолог
способствовать
творческому развитию и самовыражению обучающихся
Заключение
Химизация народного хозяйства – это внедрение методов химической технологии, химического сырья и химических материалов в различные отрасли народного хозяйства с целью ускоренного развития их и повышения эффективности.
Химическая технология – это наука о наиболее экономичных методах и средствах массовой переработки сырьевых природных материалов в продукты потребления и промежуточные продукты для различных отраслей материального производства, при которой хотя бы на одной из стадий производства происходит изменение химического состава, строения и химических свойств перерабатываемых веществ, то есть превращение одних веществ в другие вещества.
«Химия, как и всякая наука, есть в одно время и средство, и цель», - писал Д.И. Менделеев. Химия – средство, благодаря которому человек получил возможность не только извлекать из природного сырья металлы, соли, топливо и множество других необходимых материалов, но и создавать новые вещества, которых нет в природе. Назовем только синтетические красители, лекарственные препараты, пластические массы. В наши дни изделия из материалов, созданных химией, окружают нас везде.
Химические знания возникли из запросов практики. Но от умения использовать некоторые природные материалы для жизненных потребностей до создания химии как науки прошло много столетий.
Наличие правильно организованного контроля обеспечивает выпуск предприятиями готовой продукции, отвечающей требованиям стандарта.
Выпускники по окончании колледжа могут работать в цехах предприятия, в лабораториях, отделах химического контроля бродильного и консервного производств, в научно-исследовательских институтах, проектных организациях на должности химика, техника-технолога, сменного мастера, начальника смены, цеха; микробиолога, инспектора по контролю продукции.
Литература.
1. Азимов А. Краткая история химии. Пер. с анг. М: Мир, 1983.
2. Алексенский В.Н. Занимательные опыты по химии. М.: Просвещение, 1980.
3. Андреева Е. Химия жизни. Ленинград. Детская литература, 1987.
4. Гросс Э., Вайсмантель. Химия для любознательных. Ленинград. Химия, 1987.
5. Ольгин О. Опыты без взрывов. М.: Химия, 1986.
6. Шульгин Г.Б. Эта увлекательная химия. М.: Химия, 1984.
7. Шульгин Г.Б. Химия для всех. М.: Знание, 1987.
8. Кукушкин Ю. А. Химия вокруг нас. М.: Высшая школа, 1992.
9. Журнал. Среднее специальное образование. 2006.
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.