Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя школа №1 имени Героя Советского Союза Е.И. Стерина»
Отчет по самообразованию
Тема: «Духовно-нравственное воспитание школьников»
Старшая вожатая: Монченко Е.Н.
2016-2017
Цели и задачи:
- восполнение недостатка доброго религиозно-нравственного воспитания учащихся;
- постепенное и непрерывное духовное воспитание;
- формирование у учащихся представления о высших ценностях и идеалах;
- понятия власти родительской, гражданской, обращение внимания на
существование в каждом человеке образа внутренней нравственной
красоты, привитие у учащихся чувства исторической памяти.
Последнее десятилетие в теории и практике обучения и воспитания недостаточно внимания уделялось гуманитарному развитию личности, воспитанию её духовных ценностей. В то же время духовность – одна из вечных проблем человечества, а воспитание на основе богатой русской традиции является важнейшей задачей современной педагогики.
Социальная значимость воспитания духовных ценностей учащихся обусловлена велением времени, поскольку именно от духовности общества зависит его будущее.
Отталкиваясь от общественных, нравственных и духовных ценностей, главной своей задачей было определено, воспитание у детей стремления находится в непрерывном диалоге с культурой, искусством, сформировать желание освоения все новых и новых её пластов.
Духовное восхождение личности реализуется в активности освоения и порождения ценностной картины мира, определяемых через категории «смысл» и «цель». «Не зная, для чего ему жизнь, человек скорее истребит себя, даже если кругом его всё будут хлеба... ибо тайна человеческого бытия не в том, чтобы только жить, а для чего жить»- писал Ф.М. Достоевский.
Решению обозначенных задач не в состоянии помочь разовые меры, необходим системный подход, программная форма организации и управления работой по духовно-нравственному оздоровлению и духовно-нравственной профилактике.
Исходя из мыслей Ушинского, нельзя служить общечеловеческому, не выполняя долга перед Родиной, поэтому в основе образования и воспитания должно лежать национальное начало. Именно это начало должно стоять во главе угла образовательного процесса в школе:
· формирование и развитие личности;
· развитие способности к свободной ориентации в современном мире;
· самоопределение личности;
· способность к принятию ответственных самостоятельных решений;
· воспитание гражданина России, что предполагает:
- воспитание патриотизма, понимаемого как личная ответственность за
сохранение пространства, освоенного предками, за свою малую
Родину, ответственность за сохранение отечественной культуры;
- воспитание правосознания и уважения к Закону.
Задача учителей заключается не только в том, чтобы вооружить учащихся глубокими и прочными знаниями, но и сформировать у школьников духовно-нравственные качества, воспитать патриотизм, развивать творческое мышление, познавательную активность, умение самостоятельно пользоваться различными источниками информации, ориентироваться в событиях сегодняшнего дня.
В основу образовательного процесса должны быть заложены следующие направления деятельности:
- нормативно – правовое и информационно-методическое
обеспечение;
- информационно-просветительская и культурно- просветительская
деятельность;
- педагогическое сопровождение семьи в вопросах духовно-
нравственного воспитания детей;
- социальное служение и благотворительные акции;
- работа по вопросам духовно-нравственного воспитания и
просвещения населения.
Все эти направления лежат в основе сотрудничества с учреждениями образования и культуры района.
Классные часы, беседы, диспуты, конференции считаем основной формой воспитательной работы вообще и нравственного воспитания в частности. Предполагаются циклы классных часов, бесед по нравственной тематике различны в разных параллелях:
В начальной школе предлагаются темы:
- Добро. Добродетель. Милосердие.
- «Правдивый ли ты?»
- «Любовь к близким»
- «Законы дружбы»
- «Твое отношение к труду»
- «Культура общения» и т.д.
(Используются формы: игры, проигрывание ситуаций).
В пятом классе:
- «Человеческая личность и её качества»
- «Направленность человеческой личности: интересы, взгляды,
убеждения»
- «Черты нравственного человека: доброта, честность, совестливость,
благородство, порядочность, полезность деяний» и другое.
В шестом классе:
- «Нравственное воспитание». Основные понятия нравственности: добро, зло, честь, верность, долг, ответственность, милосердие, стыд, совесть, счастье. Моральные кодексы рыцаря, джентльмена, русского дворянина, домострой.
В седьмом классе:
- «Научи себя учиться»
В восьмом классе:
- «Отношения мальчиков и девочек: девичья честь и мужское
достоинство».
- «Самооценка своих нравственных качеств».
В девятом классе:
- «Могу, хочу, надо».
- «Мир духовности».
- «Человек и судьба»
Здесь используются такие формы как тестирование, самоанализ, занимательный аутотренинг, проигрывание ситуаций, ролевые игры, сочинения по нравственной тематике, обсуждение просмотренных спектаклей и проведенных экскурсий, анкетирование.
В десятом классе:
- «Искусство общения, искусство играть заданную роль в обществе,
строить свои отношения с людьми».
- «Управляй собой: эмоциями, состоянием».
В одиннадцатом классе:
- «Жизненные пути».
- «Путь к счастью в личной жизни».
- «Подготовка к трудовой деятельности».
Формы: деловые игры, круглые столы, мозговые штурмы, тестирование.
По духовно-нравственной, патриотической и гражданской тематике в школе за истекший период проводились различные творческие конкурсы. Цель – воспитание эстетических, гражданских, патриотических, нравственных чувств у учащихся.
Конкурс литературно-творческих работ, посвященный Дню Победы, первому полету человека в космос, и многое другое.
Регулярно проводились конкурсы и выставки детского рисунка, конкурсы стенных газет и плакатов - традиционная и интересная форма работы.
Участие в этом конкурсах заставляет школьников задуматься о своей малой Родине, воспитывает патриотизм, активную жизненную позицию. Ребята чувствуют свою сопричастность к жизни района и страны.
За много лет работы у нас сложились богатые традиции. Ежегодно в школе проводятся большие праздники. Готовясь и участвуя в них, ребята осознают свою причастность к жизни школы, учатся уважать её традиции, проявляют свои творческие способности, учатся уважать традиции своего народа, других народов.
Во время подготовки этих коллективных творческих дел происходит единение детей, учителей, родителей и это способствует формированию единого школьного коллектива.
- Пасхальные дни милосердия
- Масленица
- Муниципальный творческий конкурс «Радуга»
-Праздник посвященный Дню семьи
- Праздник, посвященный Дню Победы
Несомненно, важное место в воспитании гражданина России принадлежит урокам. Урок влияет на становление многих качеств личности, следовательно, учитель должен уметь четко и грамотно определять те цели и задачи, которых он хочет достигнуть. Большое значение здесь имеет и правильное определение воспитывающего аспекта урока. Под него отбирается учебный материал, методы обучения, формы организации познавательной деятельности. Все эти составляющие должны быть направлены на формирование нравственных, патриотических, этических и других качеств личности.
Очень важно воспитывающее обучение, в процессе которого организуется целенаправленное формирование запланированных педагогом отношений учащихся к различным явлениям окружающей жизни, с которыми ученик сталкивается на уроке.
Огромная роль в нравственном воспитании принадлежит краеведению. Это самая доступная сфера творческой деятельности ученика и учителя. Край, в котором мы живем, рассматривается от села до всей страны.
Каждый учитель использует краеведческий материал с целью воспитания любви к родному краю, чувства гордости за свой народ.
Работа школы, проводимая в данном направлении, способствует формированию основ духовной культуры личности школьника, отражающей основные признаки культуры мира, необходимой для полного развития человека как гражданина планеты Земля, как члена будущего общества-общества.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.