План – конспект урока в 4 А классе
Учитель: Азарова С.С.
Передмет: Окружающий мир (УМК»Школа россии)
Тема урока: Планеты Солнечной системы
Цели |
Способствовать формированию представлений о планетах Солнечной системы, о том, отчего на Земле сменяются день, ночь, времена года, первоначальных умений поиска необходимой информации и анализа полученной информации, развитию интереса к предмету «Окружающий мир»; создать условия для определения границ знания и «незнания» |
Тип урока |
открытие нового знания |
Планируемые |
Предметные (объем
освоения и уровень владения компетенциями): получат возможность
научиться работать Метапредметные (компоненты культурно-компетентностного опыта / приобретенная компетентность): овладеют способностью понимать учебную задачу урока, отвечать на вопросы, обобщать собственные представления; слушают собеседника и ведут диалог, оценивают свои достижения на уроке; умеют вступать в речевое общение, пользоваться учебником. Личностные: имеют мотивацию к учебной деятельности; навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных ситуациях |
методы
и формы |
объяснительно-иллюстративный; коллективная, фронтальная, индивидуальная |
Оборудование |
схема «Сравнительная величина Солнца и планет»; рисунки и фотографии «Планеты Солнечной системы»; глобус; схемы «Смена дня и ночи», «Смена времен года», теллурий |
Основные |
Планеты Солнечной системы, теллурий |
организационная структура (сценарий) урока
Этапы
|
Обучающие
|
Деятельность учителя |
Деятельность
|
Формы
организации на уроке |
Формируемые
умения |
Промежуточный контроль |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
I. Мотивация деятельности |
Эмоциональная, психологическая мотивационная подготовка учащихся к усвоению учебного |
– Здравствуйте, юные астрономы! Сегодня мы отправляемся в космическое путешествие на планеты Солнечной системы. Откройте свои бортовые журналы и запишите тему путешествия. 1-й этап – повторение изученного. проверка домашнего задания. 2-й этап – остановка «планеты Солнечной системы». 3-й этап – отдых (выход в открытый космос). 4-й этап – практическая работа «Отчего на Земле сменяются день, ночь, времена года?». 5-й этап – возвращение на Землю. Итог урока. Домашнее задание. – Итак, отправляемся в путь, чтобы раскрыть секреты планет Солнечной системы и узнать, отчего на Земле сменяются день и ночь, времена года. А для этого нам нужны хорошие знания, ум и смекалка, умение наблюдать, анализировать и, конечно, быть дисциплинированными |
слушают учителя. демонстрируют готовность к уроку, готовят рабочее место |
Фронтальная, индивидуальная |
Коммуникативные: планируют учебное сотрудничество форме, вступают Личностные: понимают и принимают значение знаний для человека; имеют желание учиться; проявляют интерес к изучаемому предмету, понимают его важность |
Организация рабочего места |
Продолжение табл.
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
II. Актуализация опорных знаний |
Проверка домашнего
задания: крос- Дидактическая игра «Верно – |
– Итак, первое испытание. Нам предстоит разгадать название космического корабля. Для этого необходимо решить кроссворд. Название корабля сможем прочитать по вертикали . – Будьте внимательны! Чтобы запустить в работу главный компьютер корабля, необходимо ввести пароль. Слушайте каждое мое высказывание и отвечайте: «Верно» или «Неверно». – Земля – это одна из планет Солнечной системы. – Солнце – ближайшая к нам звезда, раскаленный газовый шар. – Масса Земли в 330 тысяч раз больше массы Солнца. – Земля движется вокруг Солнца. – Специалистов, изучающих астрономию, называют астронавтами. – Луна – планета Солнечной системы. – Компьютер
к работе готов. Вперед, к загадочным – Почему космонавты называют Землю голубой планетой? – Она еще имеет
воздушную оболочку, атмосферу, – Земля уникальна. Это единственная планета Солнечной системы, а может, и всей Вселенной, где имеется жизнь. Земля расположена именно там, где надо. |
Разгадывают кроссворд
Участвуют
Отвечают: – Верно. – Верно.
– Неверно. – Верно.
– Неверно. – Неверно.
Отвечают
|
Фронтальная, индивидуальная, коллективная |
Познавательные: осуществляют анализ, синтез, сравнение, обобщение, аналогию, классификацию, сериацию; извлекают необходимую информации из текстов; используют знаково-символические средства; осознанно и произвольно строят речевое высказывание; подводят под понятие. Коммуникативные: обмениваются мнениями; умеют слушать друг друга, строить понятные для партнера по коммуникации речевые высказывания, задавать вопросы с целью получения необходимой для решения проблемы ин- |
Устные ответы, записи |
Продолжение табл.
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
|
|
Если бы Земля была ближе к Солнцу, на ней стояла бы сильная жара. Если бы она находилась дальше от Солнца, на ней было бы чересчур холодно. А от сильной жары и сильного холода погибло бы все живое. – Так почему Землю называют «планета-сад»? – познакомимся с другими планетами |
|
|
формации; могут работать в коллективе, уважают мнение других участников образовательного процесса. Регулятивные: ориентируются в учебнике;
контролируют учебные действия, замечают допущенные ошибки; осознают правило
контроля Личностные: осознают свои возможно- |
|
III. Изучение нового материала |
Знакомство |
демонстрирует рисунки и фотографии с изображением планет, схему «Сравнительная величина Солнца и планет». – Мы познакомились с четырьмя планетами, включая Землю, их называют каменными планетами или планетами земной группы. – Запишите их названия в бортовой журнал: Меркурий, Венера, Земля, Марс – каменные планеты. – Мы познакомились с основными планетами Солнечной системы. Их называют газовыми из-за их состава. Запишите в бортовой журнал их названия. Подчеркните одной чертой название самой большой планеты, а двумя – самой маленькой: Юпитер, Сатурн, Уран, Нептун, Плутон. – Мы с вами много узнали о планетах Солнечной системы. Назовите их сходства и различия |
Заранее подготовленные ученики рассказывают Выполняют
Отвечают |
Фронтальная |
Устные ответы, записи |
Продолжение табл.
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
IV. Практическая деятельность |
Практическая работа «Отчего на Земле сменяются день, ночь, времена года?» |
– Мы вернулись на борт космического корабля. Нам необходимо ответить на вопрос «Отчего на Земле сменяются день, ночь, времена года?». В этом нам поможет разобраться прибор «теллурий». Рассмотрите прибор. Большой желтый шар – это Солнце. А глобус – наша Земля. – Давайте посмотрим прибор в работе. Что делает Земля? – Как освещается Земля Солнцем? Одинаково? – Как вы думаете, что бывает в той части Земли, которая освещена Солнцем? И что бывает в той части земного шара, куда не попадают солнечные лучи? – Посмотрите на верхний рисунок в учебнике (с. 12). Что вы можете сказать? – Один оборот вокруг своей оси Земля делает за 23 часа 56 минут, то есть за сутки. Значит, смена дня и ночи происходит из-за вращения Земли вокруг своей оси. Но Земля вращается еще и вокруг Солнца. Что же происходит на Земле? Что мы наблюдаем? – Один оборот вокруг Солнца Земля делает за 365 суток, или за год. – Итак, мы открыли тайну смены дня и ночи, времен года. Запишите выводы:
|
Рассматривают теллурий. Приводят Отвечают
|
Фронтальная, индивидуальная. |
Познавательные: осуществляют логические действия; выдвигают гипотезы и их обосновывают; осуществляют поиск необходимой информации; используют знаково-символические средства; моделируют и преобразовывают модели разных типов (схемы, знаки и т. д.); осознанно и произвольно строят речевое высказывание. Регулятивные: осуществляют контроль, коррекцию, оценку, волевую саморегуляцию в ситуации затруднения. Коммуникативные: аргументируют свое мнение. |
Устные ответы, записи |
Окончание табл.
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
|
Задания |
Предлагает выполнить задания. В ходе выполнения работы учащимися помогает им, дает рекомендации |
Выполняют |
Индивидуальная |
Личностные: осуществляют смыслообразование; оценивают усваиваемое содержание с нравственно-этической точки зрения; осознают ответственность за общее дело |
Задания |
V. Итоги урока. Рефлексия |
Обобщение полученных на уроке сведений. Заключительная беседа. Выставление оценок |
– Все тайны раскрыты. Путешествие подошло к концу. – Понравилось ли вам оно? – Какие выводы сделали? – Какая информация показалась для вас значимой? – Как оцениваете свою деятельность? |
Отвечают |
Фронтальная, индивидуальная |
Познавательные: ориентируются в своей системе знаний – отличают новое от уже известного. Регулятивные: оценивают собственную деятельность на уроке |
Устные ответы |
VI. Домашнее задание |
Комментарий учителя |
Учебник, с. 9–15. Ответить на вопросы рубрики «Проверь себя». выполнить задания 1, 2 |
Слушают, уточняют |
индивидуальная |
Регулятивные: осуществляют поиск решения поставленных задач |
Задания |
Ресурсный материал
кроссворд
1. Небесное тело, видимое простым глазом, в форме светящейся точки на небе. (Звезда.)
2. Специалист по астрономии. (Астроном.)
3. Небесное тело, движущееся вокруг планеты. (Спутник.)
4. Наука о небесных телах. (Астрономия.)
5. Ближайшая от Земли звезда. (Солнце.)
6. Небесное тело, имеющее вид туманного светящегося пятна и световой полосы в форме хвоста. (Комета.)
Ключевое слово: Восток.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.