План – конспект урока в 4 А классе
Учитель: Азарова С.С.
Передмет: Русский язык (УМК»Школа россии)
Тема урока: ТЕКСТ. ТИПЫ ТЕКСТА.
Тип урока |
Освоение нового материала |
Педагогические задачи |
Создать условия для ознакомления с понятиями «текст-повествование», «текст-описание», «текст-рассуждение»; совершенствовать умение подбирать заголовок к тексту; способствовать развитию навыков определения микротем текста и составления плана; содействовать воспитанию интереса к русскому языку, культуры учебного труда на уроке |
Планируемые
предметные |
Познакомятся с типами текста; научатся различать текст-повествование, текст-описание, текст-рассуждение; отличать текст от набора не связанных друг с другом предложений; анализировать текст с нарушенным порядком предложений и восстанавливать их последовательность в тексте; определять тему и главную мысль текста; соотносить заголовок и содержание текста; составлять текст по рисунку и опорным словам (после анализа содержания рисунка); составлять текст по его началу и по его концу; составлять небольшие монологические высказывания по результатам наблюдений за фактами и явлениями языка |
Метапредметные УУД |
Познавательные: понимать заданный вопрос, в соответствии с ним строить ответ в устной форме; составлять устно монологическое высказывание по предложенной теме (рисунку); анализировать изучаемые факты языка с выделением их отличительных признаков, осуществлять синтез как составление целого из частей (под руководством учителя); регулятивные: принимать и сохранять цель и учебную задачу, соответствующую этапу обучения (определенному этапу урока), с помощью учителя; понимать выделенные ориентиры действий (в заданиях учебника, справочном материале учебника – памятках) при работе с учебным материалом; оценивать совместно с учителем или одноклассниками результат своих действий, вносить соответствующие коррективы; коммуникативные: отстаивать свою точку зрения, соблюдая правила речевого этикета; аргументировать свою точку зрения с помощью фактов и дополнительных сведений; критично относиться к своему мнению; уметь взглянуть на ситуацию с иной позиции и договариваться с людьми, придерживающимися другого мнения |
Личностные |
Осознанно готовиться к урокам русского языка, выполнять задания, формулировать свои вопросы и задания для одноклассников |
Организационная структура урока
Этап урока |
Содержание деятельности учителя |
Содержание
деятельности учащегося |
Формируемые
способы учащегося |
1 |
2 |
3 |
4 |
II. Актуали-зация знаний. Проверка |
Проверяет домашнее задание. Проводит беседу о проделанной работе. – Прочитайте план. Какой заголовок вы записали? – Расскажите об истории слова «каникулы». |
Отвечают на вопросы учителя. Рассказывают о выполненной дома работе. Записывают заголовок: «Осенний лес». (См. РМ, Приложение 2.) |
Выдвигать гипотезу и обосновывать ее. Осуществлять актуализацию личного жизненного опыта. Уметь слушать в соответствии с целевой установкой. Принимать и сохранять учебную цель и задачу. Дополнять, уточнять высказанные мнения по существу полученного задания |
Минутка чистописания. |
Проводит минутку чистописания. – Букву «о» приглашаем на минутку чистописания. – Посмотрите в окно. Какое сейчас время года? Запишите слово «ос..нь». Какую букву вставим? Как проверить? (Осенний.) – Запишите предложение. Обозначьте ударение в словах, подчеркните безударную гласную. Найдите главные члены предложения. |
Выполняют чистописание. Записывают буквосочетания, слова. ОС СО ос со сс оо ссс ооо осень
Заглянула осень на лесную поляну. |
|
Работа над словами с непроверяемым написанием |
Организует работу над словами с непроверяемым написанием. – Подберите однокоренные слова, антонимы, синонимы к словам «здравствовать» и «здравствуй». (См. РМ, Приложение 3.) |
Записывают словарные слова в
индивидуальный |
Продолжение табл.
1 |
2 |
3 |
4 |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
|
|
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
– Запишите словарные слова в индивидуальные словарики, используя прием ассоциаций |
Подбирают однокоренные слова, антонимы, синонимы к словарным словам |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
III. Сообщение темы урока. Определение целей урока |
Задает вопросы. Комментирует ответы, предлагает сформулировать цель урока. – Прочитайте тему урока. – Сегодня на уроке будем учиться определять тип текста |
Обсуждают тему урока. Отвечают на вопросы, формулируют цель урока. Под руководством учителя определяют задачи урока |
Принимать и сохранять учебную цель и задачу |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
IV. Объяснение нового Наблюдение над языковым материалом. |
Организует работу по теме урока. Объясняет новый материал, отвечает на вопросы учеников. – Прочитайте три текста упражнения. Определите тип каждого текста по содержанию. В повествовательном тексте повествуется о чем-либо, рассказывается, что происходило с Лебедем и Соболько. К такому тексту можно поставить вопрос «что произошло?». |
Выводят языковые закономерности, лежащие в основе изучаемого понятия или правила. Анализируют формулировку правила (понятия), данную в учебнике. Проводят наблюдения на материале связных текстов. Делают выводы о типах текста и составляют таблицу. |
Осуществлять анализ объектов с опорой на визуализа- цию, выделять последовательность развития сюжета |
Продолжение табл.
1 |
2 |
3 |
4 |
||||||||||||
Работа по учебнику (упражнение 9) |
В описательном тексте автор говорит о внешнем виде Соболько, причем обращает внимание на те детали во внешнем облике, которые больше всего привлекли его внимание. К такому тексту можно поставить вопрос «какой?». В тексте-рассуждении дается объяснение, почему один из островов Светлого озера назывался Голодаем. К такому тексту можно поставить вопрос «почему?». – Спишите любой текст. Проверьте себя. – Прочитайте правило определения типа текста в учебнике |
|
|
||||||||||||
V. Первичное закрепление знаний. Работа по учебнику (упражне- ние 10) |
Задает вопросы. Комментирует и корректирует ответы. Наблюдает за работой учащихся. Помогает, при необходимости проверяет ответы. Комментирует ход решения.
– Прочитайте предложения. О каком цветке идет речь в каждом из предложений? – Какие предложения можно встретить в научном тексте? – Какое предложение можно встретить в художественном тексте? – Какие выразительные средства использовал В. Брюсов, чтобы образно описать ландыш? |
Выполняют дидактические упражнения, отвечают Применяют новые знания на новом языковом материале. Выполняют аналитические упражнения. Участвуют в обсуждении вопросов по теме. – О ландыше.
– Первое и третье предложения.
– Второе предложение.
– Сравнение, олицетворение |
Осуществлять анализ произведения. Осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме |
Продолжение табл.
1 |
2 |
3 |
4 |
VI. Закрепление и обобщение приобретенных знаний и умений. Работа по учебнику (упражне- ние 11). |
Организует дискуссию, выслушивает мнения, подводит итог. – Тема «Как красива осенняя березка!» предполагает создание описательного текста; в формулировке темы заключена и тема, и главная мысль. – При создании текста нужно не только описать осенний наряд березки, но сделать это так, чтобы все поняли, что она действительно красива и автор любуется ее красотой. |
Обобщают способы действия по правилу, применяют на практике алгоритмические предписания, инструкции. Выполняют аналитико-синтетические упражнения, работу со словарями. Выбирают темы для сочинения. Обсуждают предложенные темы. |
Понимать Слушать собеседника. Строить понятные для собеседника высказывания. Аргументировать свою позицию, точку зрения. Осуществлять анализ с целью нахождения соответствия заданному эталону. Формулировать свое мнение и позицию. Строить монологические высказывания. Адекватно исполь- |
Работа с текстом (по карточкам). |
Организует работу в группах с текстом на кар- точках. Каждой группе дает карточку с текстом. Предлагает три варианта текста – на одну тему, но разного типа. – Прочитайте текст. Определите тип текста. Дайте название своему тексту. – Какую работу нужно выполнить с данным текстом? (Списать, определить тему и главную мысль текста, найти характерные признаки для определения типа текста, выделить орфограммы, разобрать предложения и т. д.) |
Выполняют работу с текстом в группах. Карточка 1. Название: «Дождь идет». Текст-повествование. Карточка 2. Название: «Дождь идет». Текст-описание. Карточка 3. Название: «Зачем нужен дождь?». Текст-рассуждение. |
Продолжение табл.
1 |
2 |
3 |
4 |
|||
|
Карточка 1.
Карточка 2.
Карточка 3.
Тексты прочитываются учениками вслух, учащиеся разделяются на три группы. Каждая группа называет тему, главную мысль текста, доказывает принадлежность текста к тому или иному типу. |
|
зовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач. Осуществлять контроль по результату |
Продолжение табл.
1 |
2 |
3 |
4 |
Работа в тет- ради (зада- ние 12). |
Организует работу в рабочей тетради. – Прочитайте. Вставьте пропущенные в словах буквы. Озаглавьте текст. – Определите и запишите тип текста каждой части. |
Выполняют задание в рабочей тетради. Записывают заглавие текста: «Важный петух». Определяют тип каждой части текста. 1-я часть – описание. 2-я часть – повествование. |
|
Работа в тет- ради (зада- ние 13). |
– Прочитайте. Составьте из предложений текст-рассуждение. Укажите цифрой в квадратах последовательность предложений в тексте. – Запишите тип данного текста. |
Указывают тип текста: текст-рассуждение о том, почему клестов иногда называют попугаями. Составляют текст из предложений. (См. РМ, Приложение 4.) |
|
Работа в тет- ради (зада- ние 14). |
– Прочитайте. Составьте предложение повествовательного текста. Запишите. |
Записывают предложение. На помощь он позвал других муравьев. |
|
Работа в тет- ради (зада- ние 15) |
– Прочитайте задание 15. Составьте по данному началу любой описательный текст (3–4 предложения). Запишите его |
Выполняют запись. (См. РМ, Приложение 4.) |
|
VII. Итог урока. Рефлексия |
Организация подведения итогов урока учащимися. Учитель предлагает детям оценить их работу на уроке, заполнив таблицу самооценки. Проводит беседу по вопросам: – Что особенно заинтересовало вас во время урока? – Что нового узнали на уроке? – Что такое текст? – Назовите типы текстов. – Почему в речи мы пользуемся разными видами текстов? |
Отвечают на вопросы. Определяют свое эмоциональное состояние на уроке. Проводят самооценку, рефлексию. Проговаривают цель урока, определяют, достигнут результат или нет, высказываются о трудностях, с которыми столкнулись на уроке. Продолжают высказывания: • Я почувствовал, что… • Было интересно… • Меня удивило… • Своей работой на уроке я… |
Осуществлять самоконтроль учебной деятельности |
Окончание табл.
1 |
2 |
3 |
4 |
|
– Закончите предложения: • Несколько предложений, объединенных по смыслу, называются … (текстом). • Текст, в котором рассказывается, о чем произошло, называется … (повествованием). • Текст, к которому можно поставить вопрос «какой?», называется … (описанием). • Текст, в котором говорится о причинах явлений и состояний, к которому можно поставить вопрос «почему?», называется … (рассуждением). – Понравилась ли вам работа на уроке? Оцените себя |
|
|
Домашнее задание |
Проговаривает и объясняет домашнее задание. Формулирует задачи выполнения упражнения, дает сопутствующие комментарии. – Выполнить задание 16 в рабочей тетради, упражнение 11 (письменное задание) в учебнике; выучить словарные слова |
Внимательно слушают, задают уточняющие вопросы |
Осознавать, принимать, сохранять учебные задачи |
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.