Статья « Духовно-нравственное воспитание в начальной школе в рамках ФГОС»
Автор: Алтынникова Светлана Петровна
Место работы: МБОУ ООШ с Баляга ,Петровск-Забайкальский район.
Должность: учитель начальных классов.
Одной из приоритетных задач общества и государства является воспитание, социально-педагогическая поддержка становления и развития высоконравственного, ответственного, творческого, инициативного, компетентного гражданина России.
Духовно- нравственное воспитание – это сложная, противоречивая, запутанная проблема педагогики. Ведь от того, каким в духовно-нравственном отношении формируется ребенок зависит состоится ли он вообще как человек. Именно нравственность включает в себя такие понятия как: душа, совесть, доброта, сочувствие, любовь, честь, патриотизм, т.е. самые главные человеческие качества. И мы взрослые, обязаны ежедневно, ежечасно, ежеминутно воспитывать их в наших детях. Известно, что основой духовно-нравственного воспитания является духовная культура той среды, в которой живет ребенок, где происходит его становление и развитие. В первую очередь это духовная культура семьи и образовательного учреждения, вынужденного брать на себя функцию компенсации недоработок и упущений семейного воспитания. Тот дух который царит в семье и в школе, которым живут родители и педагоги, составляющие ближайшее социальное окружение,- оказываются определяющим в формировании внутреннего мира ребенка. Из указанного следует, что нельзя добиться больших успехов в духовно-нравственном воспитании, если не будет создано единое духовно-нравственное образовательное пространство, состоящее из семьи и школы.
Наша школа находится в селе. Каждый школьник и его семья у всех на виду. Мы видим и знаем, над чем нам надо работать с каждым учеником, что ожидать от каждой семьи. В нашей школе и в нашем классном коллективе со временем сложились свои традиции и обычаи, при этом духовно – нравственное воспитание – одно из важных направлений в моей работе классного руководителя. Работу в разделе духовно-нравственное воспитание я начинаю с наблюдений за детьми, за семьей с помощью различных методов: анкетирование, беседы, опросы, тесты, диагностика и. т.д. С помощью анкет я выясняю уровень образованности родителей, их материальное благосостояние, социальную устойчивость (работающие, материально-обеспеченны и социально благонадежные семьи), а так же воспитательный потенциал семей. На основании проведенных мною различных методов изучения
Образование родителей учащихся.
Материальное благосостояние.
фактов семьи я выясняю, насколько высоким является уровень духовно-нравственного воспитания и развития у самих родителей. Как бы много ни говорили сегодня о влиянии и негативном воздействии на ребёнка улицы и средств массовой информации, социологические исследования показывают, что влияние семьи сильнее, чем воздействие других.
Обобщив, все свои полученные данные, я в своей воспитательной работе с классом поставила следующие задачи.
При поступлении детей в 1 класс и знакомстве родителей с нашим клубом «Надежда»,(год создания клуба 1994г), я демонстрирую альбомы в классе с фотографиями с мероприятий и рассказываю о том, как мы работаем с детьми в социуме, что большинство праздников
мы проводим совместно с родителями и детьми, то есть сразу настраиваю родителей на то, что они будут посещать школу гораздо чаще (т.е. кроме родительских собраний они будут участвовать в воспитательном процессе), будут участниками какого-либо мероприятия могут, оказывать посильную помощь в подготовке мероприятия в классе. Так же говорю родителям, что это наша традиция- родители наши непосредственные и первые помощники в воспитании детей.
С целью активного включения родителей в развитие духовно-нравственное воспитание детей проводятся следующие мероприятия: «Праздник бабушек и дедушек». Цель: воспитание уважения к старшему поколению. Дети к этому празднику готовят номера художественной самодеятельности, приносят фотографии своих бабушек, прабабушек, готовят подарки, газеты, рисунки .Вместе со своими бабушками участвуют в конкурсах, болеют за них, помогают им, слушают их песни и как они поют, как умеют рассказывать сказки и.т.д. Бабушкам очень нравятся такие мероприятия, где они встречаются с внуками, показывают своим примером как надо себя вести, как правильно отдыхать, делятся своим жизненным опытом. Или еще такое мероприятие как конкурс-концерт «Мамина дочка» посвященное Дню матери. Он состоял из конкурсов среди девочек класса:
На свои мероприятия мы приглашаем работников детской и взрослой библиотек, старшеклассников – кружковцев, работников Ц Д. и Т, частыми гостями на наших праздниках были главы администраций нашего поселка. Праздник «Семейное древо» проводился к международному дню семьи с участием семейных команд. Дети к этому празднику рисовали и готовили рассказы о своей семье, приносили фотографии своих семей, готовили самое любимое блюдо всей семьи , отгадывали загадки о доме. СОБИРАЛИ ПОСЛОВИЦУ О СЕМЬЕ, РИСОВАЛИ ПОРТРЕТ СВОЕЙ ДРУЖНОЙ СЕМЬИ, УЧАСТВОВАЛИ В ЭСТАФЕТЕ «Семейная головоломка», «Отдых на природе», «Кто это?», «Тройной прыжок» и др. Все семейные команды были награждены грамотами и призами. Вместе с детьми мы проводим диагностику развития межличностных отношений. Дети высказывают свое отношение к старшим, к сверстникам и как они относятся к самому себе. Диагностируем в течение всего учебного года ( входная, промежуточная, итоговая диагностики).Дети группы риска обязательно посещают у нас все мероприятия.
В этом разделе мы работаем над развитием у детей чувства патриотизма и гражданской солидарности. Для этого мы проводим классные часы, мероприятия такие как: классный час посвященный Дню защитника Отечества, просмотр презентаций, подготовка и выпуск газет(23 февраля, 9 мая),проводим спортивное мероприятие «Школа молодого бойца», «Гагаринский урок», посвященный первому космонавту Ю .А. Гагарину, урок мужества «Горячее сердце». К дню победы мы знакомимся с жизнью и подвигом Героя Советского Союза Е.И. Нагаева, участвуем в манифестациях, выступаем с концертными номерами перед односельчанами, принимали участие в акции «Бессмертный полк» ,в конкурсе рисунков о войне, в викторине «Спасибо деду за нашу победу», классный час о подвигах пионеров-героев, выставку книг о войне для детей, выполнили презентацию «Что я знаю о войне» « Мой легендарный прадед» ,в конкурсе чтецов стихотворений и сочинений о войне и др. Проведены классные часы: «О толерантности», «Что такое кличка?», «Права и обязанности школьника» и др, проведена диагностика гражданско-правовой воспитанности учащихся и анкетирование.
Цель данного раздела: формирование у учащихся понимания значимости здоровья для самоутверждения. Начиная с 1 класса мы приучаем детей правильно относиться не только к своему здоровью но и к здоровью окружающих .Для этого я провожу беседы по технике безопасности ,классные часы: «Откуда берутся грязнули?», «Режим дня», «В гостях у Мойдодыра» «О пользе овощей и фруктов». «Дорожные знаки». Учащиеся класса принимали участие в районном и краевом конкурсах «Рыцари дорожного движения» заняли призовые места. Проведены устные журналы о вредных привычках,, параолимпийских играх, проводим разучивание новых физминуток на уроках, следим за чистотой кабинета, проветриваем его, ,принимали участие во Всероссийской викторине «Будь здоров!» ,проводили анкетирование и мониторинг по правилам дорожного движения.
Самый важный раздел в духовно-нравственном воспитании. В течение 4-х лет учащиеся класса принимают активное участие в школьных, районных дистанционных олимпиадах, предметных неделях, неделе здоровья. Выполнены проекты: « Города России», «Книжки-малышки о зиме», «Альбом загадок», « Мамин день» «Литературный сундучок», «Моя кукла», проекты по предметам, экологический КВН, литературные турниры и викторины, марафоны образовательной платформы « УЧИ.РУ»
В этом разделе мы проводим мероприятия воспитательного значения, образовательного, чтобы дети осознавали какой ущерб природе и самому себе может нанести человек не правильным хозяйствованием и какую пользу и помощь сможет оказать природе человек, грамотно используя природные ресурсы. В этой сфере проводились такие мероприятия как:
«Птичий КВН», «День Земли», дистанционные олимпиады по окружающему миру, по ОБЖ, кружок «Мой край Забайкалье», акция «Накорми птиц», конкурсы рисунков и плакатов на различные темы, поделки из природного материала и из бросового материала ,беседы и классные часы.
7.Досуг.
Цель: создавать условия для позитивного общения учащихся в школе и за её пределами в различных видах досуговой деятельности. В этой сфере деятельности у нас проходят КАЛЕНДАРНЫЕ праздники на которые у нас так же приходят родители и вместе с нами принимают участие. Ну и конечно в конце учебного года мы с детьми проверяем свой уровень воспитанности
Заключение . Процесс формирования нравственных ценностей длится всю жизнь,невозможно сделать детей нравственными за 1-2 мероприятия.Но организация подобной работы помогает сформировать у них понимание значимости доброты,уважения,внимательного отношения к другим людям и честности в жизни человека.Сделать себя нравственнее,добрее,чище- значит сделать таким мир вокруг себя.Духовно-нравственное воспитание и развитие гражданина России является ключевым фактором развития страны.Воспитание человека,формирование свойств духовного развития личности,любви к своей стране,потребности творить и совершенствоваться есть важнейшее условие успешного развития России.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.