Духовно-нравственное воспитание в начальной школе в рамках ФГОС
Оценка 4.9

Духовно-нравственное воспитание в начальной школе в рамках ФГОС

Оценка 4.9
docx
01.04.2021
Духовно-нравственное воспитание в начальной школе в рамках ФГОС
Доклад Духовно-нравственное воспитание в начальной школе...docx

         Статья « Духовно-нравственное воспитание в начальной школе         в рамках ФГОС»

Автор: Алтынникова Светлана Петровна

Место работы: МБОУ ООШ с Баляга ,Петровск-Забайкальский район.

Должность:  учитель начальных классов.

 

Одной из приоритетных задач общества и государства является воспитание, социально-педагогическая поддержка становления и развития высоконравственного, ответственного, творческого, инициативного, компетентного гражданина России.

 

Духовно- нравственное воспитание – это сложная, противоречивая, запутанная проблема педагогики. Ведь от того, каким   в духовно-нравственном отношении формируется ребенок зависит состоится ли он вообще как человек. Именно  нравственность включает в себя такие понятия как: душа, совесть, доброта, сочувствие, любовь, честь, патриотизм, т.е. самые  главные человеческие качества. И  мы взрослые, обязаны ежедневно, ежечасно, ежеминутно воспитывать их в наших детях. Известно, что основой духовно-нравственного воспитания является духовная культура той среды, в которой живет ребенок, где происходит его становление и развитие. В первую очередь это духовная культура семьи и образовательного учреждения, вынужденного брать на себя функцию компенсации недоработок и упущений семейного воспитания. Тот дух который царит в семье и в школе, которым живут родители и педагоги, составляющие ближайшее социальное окружение,- оказываются определяющим в формировании внутреннего мира ребенка. Из указанного следует, что нельзя добиться больших успехов в духовно-нравственном воспитании, если не будет создано единое духовно-нравственное образовательное пространство, состоящее из семьи и школы.

Наша школа находится в селе. Каждый школьник и его семья у всех на виду. Мы  видим и знаем, над чем  нам надо работать с каждым учеником, что ожидать от каждой семьи. В нашей школе и в нашем классном коллективе со временем сложились свои традиции и обычаи, при этом  духовно – нравственное воспитание – одно из важных направлений в моей работе классного руководителя. Работу  в разделе духовно-нравственное  воспитание я начинаю с наблюдений за детьми, за семьей с помощью различных методов: анкетирование, беседы, опросы, тесты, диагностика и. т.д. С помощью анкет я выясняю уровень образованности родителей, их материальное благосостояние, социальную устойчивость (работающие, материально-обеспеченны и социально  благонадежные семьи), а так же воспитательный потенциал семей. На основании проведенных мною различных методов изучения

 

 

 

 

Образование родителей учащихся.

 

 

 

 

 

 

 

 

                     Материальное благосостояние.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                    

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

фактов семьи я  выясняю, насколько высоким является уровень духовно-нравственного воспитания и развития у самих  родителей. Как бы много ни говорили сегодня о влиянии и негативном воздействии на ребёнка улицы и средств массовой информации, социологические исследования показывают, что влияние семьи сильнее, чем воздействие других.

Обобщив, все свои полученные данные, я в своей воспитательной работе с классом поставила  следующие задачи.

1.Работа с семьей.

При поступлении детей в 1 класс и знакомстве  родителей  с нашим клубом «Надежда»,(год создания клуба 1994г),  я демонстрирую альбомы  в классе с фотографиями с  мероприятий и рассказываю о том, как мы работаем с детьми в социуме, что большинство  праздников

 

 

 мы проводим совместно с родителями  и детьми, то есть сразу настраиваю родителей на то, что они будут посещать школу гораздо чаще (т.е. кроме родительских собраний они будут участвовать в воспитательном процессе), будут участниками какого-либо  мероприятия могут, оказывать  посильную  помощь в подготовке мероприятия  в классе. Так же говорю родителям, что это наша традиция- родители наши непосредственные и первые помощники в воспитании детей.

 

2.Развитие личности.

Одна  из сфер личностного развития – это укрепление нравственности, основанной на свободе, воле и духовных отечественных традициях.

С целью активного включения родителей в развитие духовно-нравственное воспитание детей проводятся следующие мероприятия: «Праздник бабушек и дедушек». Цель: воспитание уважения к старшему поколению.   Дети к этому празднику готовят номера художественной самодеятельности, приносят фотографии своих бабушек, прабабушек, готовят подарки, газеты, рисунки .Вместе со своими бабушками участвуют в конкурсах, болеют за них, помогают им,  слушают их песни и как они поют, как умеют рассказывать сказки  и.т.д. Бабушкам очень нравятся такие мероприятия, где они встречаются с внуками, показывают своим примером как надо себя вести, как правильно отдыхать, делятся своим жизненным опытом. Или еще такое мероприятие как конкурс-концерт «Мамина дочка» посвященное Дню матери. Он состоял из конкурсов среди девочек класса:

1. « Я у мамы модница»

2. «Я у мамы помощница»

3. «Я у мамы умница »

4. «Я у мамы артистка»

5. «Я у мамы  хозяйка»  и другие.

На свои мероприятия мы приглашаем работников детской и взрослой библиотек, старшеклассников – кружковцев, работников Ц Д. и Т, частыми гостями  на наших праздниках были главы администраций нашего поселка. Праздник «Семейное древо» проводился к  международному дню семьи  с участием семейных команд. Дети к этому празднику рисовали и готовили рассказы о своей семье, приносили фотографии своих семей, готовили самое любимое блюдо всей семьи , отгадывали загадки о доме. СОБИРАЛИ ПОСЛОВИЦУ О СЕМЬЕ,  РИСОВАЛИ ПОРТРЕТ СВОЕЙ ДРУЖНОЙ СЕМЬИ, УЧАСТВОВАЛИ В ЭСТАФЕТЕ «Семейная головоломка», «Отдых на природе», «Кто это?», «Тройной прыжок» и др. Все семейные команды были награждены грамотами и призами. Вместе с детьми мы проводим диагностику развития межличностных отношений. Дети высказывают свое отношение к старшим, к сверстникам и как они относятся к самому себе. Диагностируем в течение всего учебного года ( входная, промежуточная, итоговая диагностики).Дети группы риска обязательно посещают у нас все мероприятия.

3.Общественные отношения.

В этом разделе  мы работаем  над развитием у детей  чувства  патриотизма и гражданской солидарности. Для этого мы проводим классные часы, мероприятия такие как: классный час посвященный Дню защитника Отечества, просмотр презентаций, подготовка и выпуск газет(23 февраля, 9 мая),проводим спортивное  мероприятие «Школа молодого бойца», «Гагаринский урок», посвященный первому космонавту Ю .А. Гагарину, урок мужества «Горячее сердце». К дню победы мы знакомимся с жизнью и подвигом Героя Советского Союза Е.И. Нагаева, участвуем в манифестациях, выступаем с концертными номерами перед односельчанами, принимали участие в акции «Бессмертный полк» ,в конкурсе рисунков о войне, в викторине «Спасибо деду за нашу победу», классный час о подвигах пионеров-героев, выставку книг о войне для детей, выполнили презентацию «Что я знаю о войне» « Мой легендарный прадед» ,в конкурсе чтецов стихотворений и сочинений о войне и др. Проведены классные часы: «О толерантности»,  «Что такое кличка?»,  «Права и обязанности школьника» и др, проведена   диагностика  гражданско-правовой воспитанности  учащихся и анкетирование.

4.Ученик и его здоровье.

Цель данного раздела: формирование  у учащихся  понимания значимости  здоровья для  самоутверждения. Начиная с 1 класса мы приучаем детей правильно  относиться  не только к своему здоровью но и к здоровью окружающих .Для этого я провожу беседы   по технике безопасности ,классные часы: «Откуда берутся грязнули?», «Режим дня», «В гостях  у Мойдодыра» «О пользе овощей и фруктов». «Дорожные знаки». Учащиеся класса  принимали участие в районном и краевом  конкурсах  «Рыцари  дорожного движения» заняли призовые места. Проведены  устные журналы  о вредных привычках,, параолимпийских играх, проводим разучивание новых физминуток на уроках, следим  за чистотой кабинета, проветриваем его, ,принимали участие во Всероссийской викторине «Будь здоров!» ,проводили  анкетирование и мониторинг по правилам дорожного движения.

 

5.Знание-сила!

Цель: развитие познавательной активности и положительной учебной мотивации.

Самый важный раздел  в духовно-нравственном  воспитании. В течение 4-х лет учащиеся  класса принимают активное участие в школьных, районных  дистанционных олимпиадах, предметных неделях, неделе здоровья. Выполнены проекты: « Города России»,  «Книжки-малышки о зиме», «Альбом загадок», « Мамин день» «Литературный сундучок», «Моя кукла», проекты по предметам, экологический КВН, литературные турниры и викторины,  марафоны образовательной платформы « УЧИ.РУ»

 

6.Сохраним нашу природу.

Цель: воспитывать ценностное отношение к природе, окружающей среде  роль человека в природе.

В этом разделе мы проводим мероприятия воспитательного значения, образовательного, чтобы дети осознавали какой ущерб природе и самому себе может нанести человек не правильным  хозяйствованием и какую пользу и помощь сможет оказать природе человек, грамотно используя природные ресурсы. В этой сфере проводились такие мероприятия  как:

«Птичий КВН», «День Земли», дистанционные олимпиады по окружающему миру, по ОБЖ, кружок «Мой край Забайкалье», акция «Накорми птиц», конкурсы рисунков и плакатов  на различные темы, поделки из природного материала и из бросового материала ,беседы и классные часы.

 

7.Досуг.

Цель: создавать условия для позитивного общения учащихся в школе и за её пределами в различных видах досуговой деятельности. В этой сфере деятельности  у нас проходят  КАЛЕНДАРНЫЕ праздники  на которые у нас так же приходят родители и вместе с нами  принимают участие. Ну и конечно в конце учебного года  мы с детьми проверяем свой уровень воспитанности

 

Заключение . Процесс формирования нравственных ценностей  длится всю жизнь,невозможно сделать детей нравственными за 1-2 мероприятия.Но организация подобной  работы помогает сформировать у них понимание значимости доброты,уважения,внимательного отношения к другим людям и честности в жизни человека.Сделать себя нравственнее,добрее,чище- значит сделать таким мир вокруг себя.Духовно-нравственное воспитание и развитие гражданина России является ключевым фактором развития страны.Воспитание человека,формирование свойств духовного развития личности,любви к своей стране,потребности  творить и совершенствоваться есть важнейшее условие успешного  развития России.

 

     

 


 

Статья « Духовно-нравственное воспитание в начальной школе в рамках

Статья « Духовно-нравственное воспитание в начальной школе в рамках

Материальное благосостояние.

Материальное благосостояние.

Как бы много ни говорили сегодня о влиянии и негативном воздействии на ребёнка улицы и средств массовой информации, социологические исследования показывают, что влияние семьи

Как бы много ни говорили сегодня о влиянии и негативном воздействии на ребёнка улицы и средств массовой информации, социологические исследования показывают, что влияние семьи

Обобщив, все свои полученные данные, я в своей воспитательной работе с классом поставила следующие задачи

Обобщив, все свои полученные данные, я в своей воспитательной работе с классом поставила следующие задачи

Я у мамы модница» 2. «Я у мамы помощница» 3

Я у мамы модница» 2. «Я у мамы помощница» 3

Всероссийской викторине «Будь здоров!» ,проводили анкетирование и мониторинг по правилам дорожного движения

Всероссийской викторине «Будь здоров!» ,проводили анкетирование и мониторинг по правилам дорожного движения
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
01.04.2021