Духовно-нравственные аспекты на уроках математики
Оценка 5

Духовно-нравственные аспекты на уроках математики

Оценка 5
docx
математика
02.05.2020
Духовно-нравственные аспекты на уроках математики
1.docx

Т.Н. Сулименко

МКОУ Тамтачетская СОШ, п. Тамтачет, Тайшетский район

Духовно-нравственные аспекты на уроках математики.

     Духовно-нравственное воспитание - это нравственные чувства (совесть, долг, ответственность, гражданственность, патриотизм); облик (терпение, милосердие, кротость, незлобивость); позиция (способность к различению добра и зла, проявление самоотверженной любви, готовность к преодолению жизненных испытаний); здоровье (создание условий для сохранения физического, психического здоровья, воспитание негативного отношения к вредным привычкам, пропаганда физической культуры и здорового образа жизни);поведение (готовность служения людям и Отечеству, проявление духовной рассудительности, послушания, доброй воли).

Раскрытие нравственных законов человеком с момента зарождения общества, претерпело большие изменения. Нравственные законы становятся более гуманными, в них вошли такие понятия, как свобода личности, уважение к личности. Такой процесс можно назвать нравственным прогрессом. Но в действительности не всё так просто. Ведь чтобы определить для себя законы нравственности, человек, по крайней мере, должен обладать богатым духовным миром. А кто его сделает богатым? Конечно, скажут многие, родители, окружающее общество. Но я считаю, что в первую очередь эта функция возлагается на учителей, на глазах которых этот ученик формируется в личность. А что может сделать его внутренний мир богаче?  Конечно же, знания!

Знание – самое дорогое из владений. Все стремятся к нему, само же оно не приходит. Задача школы на современном этапе, в условиях модернизации существующей системы российского образования, – не просто дать ребятам как можно больше знаний. Школа должна учить умению учиться, т.е. знания должны стать результатом увлекательного поиска истины, дающего возможность использовать их в нестандартной, заведомо не прогнозируемой ситуации.

И конечно же,  интегрированный урок способствует активизации познавательной деятельности, стимулирует познавательную активность, является условием успешного усвоения материала и способствует созданию у учащихся целостного представления об окружающем мире.

Элементы краеведения на уроках математики положительно влияют на результативность знаний учащихся, на развитие их как личности, несут большое воспитательное значение.

Можно определить следующие цели использования краеведения на уроках математики:

*       развитие познавательных интересов учащихся;

*       формирование их гражданских качеств;

*       воспитание патриотических чувств у подрастающего поколения.

А как можно совместить в работе такие, разные предметы, как математика и краеведение?

Во – первых, через текстовые задачи. Пробудить чувство любви и гордости за свою малую родину можно через сюжеты математических задач, содержащих краеведческую информацию. Ученики с большим интересом решают задачи, в которых говорится об их родном крае. Это способствует расширению их кругозора, связывает математику с окружающей действительностью.

Например:

Задачи из истории нашего поселка Тамтачет:

1.     Дата основания поселка Тамтчет датируется 1966 годом. Сколько лет нашему поселку Тамтачет исполнится в 2019 году?

2.     В 1971г. в п. Тамтачет насчитывалось: 4 двухэтажных жилых дома и 43 двухквартирных дома, 2 гостиницы, 1 общественная баня, 1 пекарня, 1 здание школы, 1 здание штаба, 2 магазина, 1 здание детского сада. Какую часть всех зданий занимали двухэтажные дома?

3.     В каком веке заложен поселок Тамтачет? (Данные в задаче 1)

4.     41 год назад п. Тамтачет была открыта средняя общеобразовательная школа. В каком году это произошло, если сейчас 2019 год. Представьте  это число в виде суммы разрядных слагаемых.

Во – вторых, можно использовать игровые моменты урока на этапе актуализации знаний, умений, навыков. Решая примеры устного счёта, например:

1.     Назовите  фамилию одного из начальников колонии, расположенной на территории поселка Тамтачет.

 

Б -7+15

 

В -3·(-7)

 

И  -5+7

 

О-15:5

 

Н   2-17

Л  8-13

 

(каждый следующий пример начинается с числа, который является решением предыдущего примера)

В – третьих, это уроки, приуроченные к юбилейным датам. Изучение программного материала по математике в тесной связи с общественно – важными событиями повышает социальную значимость деятельности учащихся.

Например:

Урок по теме «Действия с десятичными дробями» в 5 классе можно связать с датой снятия блокады Ленинграда. Каждое  полученное число при выполнении следующих упражнений, будет напоминать  ученикам о страшной правде  войны.

1.     Сколько дней длилась блокада Ленинграда, если началась она 8 сентября 1941 года, а закончилась 27 января 1944 года? (900 дней)

2.     В кольце блокады оказалось много людей. А сколько? Сосчитайте

228,7 * 10000 =            (2887000 человек)

3.     Во время зимы 1941-1942 годов стояли страшные морозы. Какие? Сосчитайте.

10,5 + 40,5 -  8 =           (43 С)

4.     На заводах у станков взрослых заменили подростки. Сколько часов в сутки они работали? Вычислите.

2,8: 2 * 10 =                   (14 часов)

5.     Зима 1941-1942 годов. Не стало отопления, света, стены домов промерзли. Посчитайте. На сколько см в глубину промерзли стены домов?

12,4 – 0,4 + 18 =           (30 см)

6.     20 000 000 человек наша страна потеряла в Великой  Отечественной войне. Если бы мы посвятили каждой жертве войны по  минуте молчания, то нам бы пришлось молчать, сколько лет?       (38 лет)

В – четвертых, это изучение природы родного края, в процессе которого формируется экологическое мышление учащихся.

1. Пойманный налим весит 2,4кг, что составляет 30% от веса пойманного тайменя. Сколько может весить таймень?

          2. Продолжительность жизни зайца в среднем 7 лет, что составляет 40% от продолжительности жизни соболя. Чему равна продолжительность жизни соболя?

          3. В бассейне Бирюсы 2000 разновидностей флоры и фауны, из них 100 видов занесены в Красную книгу Иркутской области и 16 в Красную книгу России. Какой процент занесен в Красную Книгу России?

       4. Притоки реки Бирюса: Пойма- 339 км, Топорок- 490 км,Туманшет-600км, Тагул- 657 км.    На сколько % Тагул  длиннее речки Пойма?

И в - пятых, формирование физического и нравственного здоровья является неотъемлемым  составляющим любого урока.

Например, формируя установки на здоровый образ жизни можно поговорить и даже вычислить результаты вредных привычек, например курения:

1.     Одна сигарета содержит до 2,1 мг. никотина, яда более сильного, чем стрихнин. При курении   дыма попадает в воздух. Выясните, сколько никотина окажется в воздухе комнаты, в которой курильщик выкурил 10 сигарет? При этом известно, что смертельная доза яда-40 мг. Сколько процентов смертельной дозы яда будет в воздухе этой комнаты?                                                                                                          Ответ:14 мг;  35%

А рассмотренные с новой точки зрения правила умножения положительных и отрицательных чисел, положительным образом отразятся на нравственном здоровье учащихся.

Например, всем известное правило:

«Друг моего друга – мой друг»:  ( + ·  + = +)

«Враг моего врага – мой друг»: ( - ·  - = +)

«Друг моего врага – мой враг»: (+ ·  -  =  - )

«Враг моего друга – мой  враг»: (- · + = - );

Ценность таких уроков заключается в том, что учащиеся в течение всего урока работают целенаправленно, с увлечением и интересом узнают больше о тайнах родного края.

В заключение хотелось бы отметить, что прежде чем воспитывать на уроке математике духовно-нравственную личность, нужно для начала заинтересовать самим предметом, чтобы его изучали не с одной лишь целью успешно пройти ГИА, а чтобы их интерес к предмету был настолько велик, чтобы они сами могли бы делать различные научные открытия в этой области, а следовательно прославлять свою страну и быть патриотом своей Родины.


 

Т.Н. Сулименко МКОУ Тамтачетская

Т.Н. Сулименко МКОУ Тамтачетская

И конечно же, интегрированный урок способствует активизации познавательной деятельности, стимулирует познавательную активность, является условием успешного усвоения материала и способствует созданию у учащихся целостного представления об…

И конечно же, интегрированный урок способствует активизации познавательной деятельности, стимулирует познавательную активность, является условием успешного усвоения материала и способствует созданию у учащихся целостного представления об…

Какую часть всех зданий занимали двухэтажные дома? 2

Какую часть всех зданий занимали двухэтажные дома? 2

Во время зимы 1941-1942 годов стояли страшные морозы

Во время зимы 1941-1942 годов стояли страшные морозы

Одна сигарета содержит до 2,1 мг

Одна сигарета содержит до 2,1 мг
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
02.05.2020