духовно нравственное развитии старших дошкольников средствами сюжетно ролевой игры

  • Исследовательские работы
  • docx
  • 22.04.2019
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Вопросы, касающиеся духовности и нравственности, совершенствования личности волновали человечество во все времена. Проблемы современного общества в связи со сложной экономической ситуацией, способствующие возникновению на этом фоне безнравственности, жестокости и насилия, диктуют необходимость духовно-нравственного развития подрастающего поколения. Кризис духовности и нравственности в современном обществе наблюдается повсеместно, поэтому задачи духовно-нравственного развития детей и молодежи справедливо признаются приоритетными. От их решения зависит будущее нашей страны, которое связано не только с решением политических, экономических, социальных проблем, но, прежде всего, с воспитанием гражданина Отечества, развитием его духовности, нравственности, исторически сложившейся ментальности.
Иконка файла материала Курсовой проект ЛЮБА.docx
Духовно­нравственное развитие детей старшего дошкольного возраста средствами  сюжетно­ролевой игры ОГЛАВЛЕНИЕ Пояснительная записка ……………………………………………….. Актуальность, цель, задачи курсового исследования………………… Психолого­педагогические   основы   духовно­нравственного   развития детей старшего дошкольного возраста ……………………….……. Возможности   сюжетно­ролевой   игры   для   духовно­нравственного развития   детей старшего дошкольного возраста …………..………. Анализ имеющегося педагогического опыта использования сюжетно­ ролевых игр для духовно­нравственного развития     детей старшего дошкольного возраста ..........………………………………………….   парциальных Анализ   примерной, образовательных   программ   дошкольного   образования   с   позиции   комплексных   (авторских), выявления   возможностей   использования   сюжетно­ролевых   игр   для   детей   старшего   дошкольного духовно­нравственного   развития     возраста ………………………………………………….……………… Общая характеристика компонентов методической разработки.……. Обоснование   способов   оценки   качества   методической   разработки, показателей успешности ее реализации………………………………… 3 3 9 15 25 30 36 40Духовно­нравственное развитие детей старшего дошкольного возраста средствами  сюжетно­ролевой игры Пояснительная записка Актуальность, цель, задачи курсового исследования Вопросы, касающиеся духовности и нравственности, совершенствования личности   волновали человечество во все времена. Проблемы  современного общества   в   связи   со   сложной   экономической   ситуацией,   способствующие возникновению   на   этом   фоне   безнравственности,   жестокости   и   насилия, диктуют   необходимость   духовно­нравственного   развития   подрастающего поколения.   Кризис   духовности   и   нравственности   в   современном   обществе наблюдается   повсеместно,  поэтому   задачи   духовно­нравственного   развития детей и молодежи справедливо признаются приоритетными. От их решения зависит   будущее   нашей   страны,   которое   связано   не   только   с   решением политических,   экономических,   социальных   проблем,   но,   прежде   всего,   с   развитием   его   духовности, воспитанием   гражданина   Отечества, нравственности, исторически сложившейся ментальности. Процесс   принятия   духовно­нравственных   ценностей   на   осознанном уровне начинается уже со старшего дошкольного возраста и продолжается всю   жизнь.   Именно   данный   возраст   наиболее   сенситивен   для   принятия нравственных норм и формирования моральных установок, и, как следствие, духовно­нравственного развития.Духовно­нравственное развитие детей старшего дошкольного возраста средствами  сюжетно­ролевой игры В настоящее время Россия переживает один из непростых исторических периодов. Современную ситуацию в нашей стране можно охарактеризовать как трагическую  для большинства  людей с точки зрения экономических и социально­культурных условий существования. Но самая большая опасность, подстерегающая наше общество, сегодня,­ не в развале экономики, не в смене политической   системы,   а   в   разрушении   личности.   Поэтому,   системным кризисом для нашей страны всё же является кризис духовный. А это ни что иное, как  ощущение огромным числом людей бессмысленности  той жизни, которую им приходится вести. Другими словами, духовный кризис­это утрата смысла жизни. К,   сожалению,   в   современном   обществе   материальные   ценности доминируют   над   духовными.   Поэтому   у   детей   искажены   представления   о добре,   милосердии,   великодушии   и   справедливости,   гражданственности   и патриотизме.   Всё   это   приводит   к   эмоциональной,   волевой   и   духовной незрелости   подрастающего   поколения,   повышению   агрессивности   и жестокости в обществе. Проблема развития основ духовности берёт своё начало ещё со времён Античности.   Тогда   понятие   «духовность»   связывали   с   понятиями   «дух», «душа».   Традиция   относить   эти   понятия   к   высшим   ценностям,   сохранила свою актуальность и в исследованиях современных педагогов и философов (Ю.П.Вяземский, В.Г. Фёдорова). Проблема   духовности   активно   разрабатывалась   в   философской   и психолого­психологической   литературе.   Это   аспект   рассматривали   З.С. Гончаров, М.С. Каган,  В.И. Мурашов, В.И.  Симанов, В.Д.  Шадриков,  В.Д. Шабанов и др. Теория и практика духовно­нравственного развития изучалась Ю.А.   Азаровым,   Е.В.   Бондаревской.   Исследование   духовности   у   детей дошкольного   возраста   тесно   взаимосвязано   с   исследованием   в   области нравственного воспитания личности (Л.И. Божович, В.Г. Нечаева, А.А. Рояк),Духовно­нравственное развитие детей старшего дошкольного возраста средствами  сюжетно­ролевой игры а так же взаимоотношений детей дошкольного возраста (В.С. Мухина, Л.В. Артемова,   Е.О.   Смирнова).   Таким   образом,   анализ   литературы   по   данной проблеме   показывает,   что   научных   трудов   по   духовно­нравственному развитию   старших   дошкольников   практически   не   существует.   Оно приравнивается к нравственному и эстетическому воспитанию. Кроме того, интерпретация   в   педагогике   таких   понятий   как   «духовность»,   «духовное развитие», «духовное воспитание» значительно отличается друг от друга. Нет четких концептуальных основ духовного воспитания личности, отсутствуют ориентиры   и   принципы   его   построения,   не   создано   целостной психологической   теории   воспитания   духовности   у   детей   старшего дошкольного возраста. Анализ   изученной   литературы   позволил   выделить  противоречие, которое заключается в необходимости духовно­нравственного развития детей старшего   дошкольного   возраста   и   недостаточной   разработанностью психологических   средств,   способствующих   успешной   реализации   данного процесса. Противоречие порождает проблему:  каковы психологические средства духовно­нравственного развития у детей старшего дошкольного возраста. Данная   проблема   обусловила   выбор  темы   исследования:   «Духовно­ нравственное   развитие   детей   старшего   дошкольного   возраста   средствами сюжетно­ролевой игры».   Цель   исследования:   теоретически   обосновать   возможности использования   сюжетно­ролевых   игр   в   системе   занятий   для   духовно­ нравственного развития старших дошкольников. Задачи: 1) изучить психолого­педагогические основы духовно­нравственного развития детей старшего дошкольного возраста.Духовно­нравственное развитие детей старшего дошкольного возраста средствами  сюжетно­ролевой игры 2) раскрыть   возможности   сюжетно­ролевой   игры   для   духовно­ нравственного развития старших дошкольников. 3) проанализировать   имеющийся   положительный   педагогический опыт   использования   сюжетно­ролевых   игр   для   духовно­нравственного развития   детей старшего дошкольного возраста. 4) осуществить   анализ   образовательных   программ   ДО   с   позиции выявления возможностей использования сюжетно­ролевых игр для духовно­ нравственного развития детей старшего дошкольного возраста. 5) охарактеризовать   структуру   системы   занятий   с  использованием сюжетно­ролевых   игр   по   духовно­нравственному   развитию   детей   старшего дошкольного возраста. 6) обосновать способы оценки качества системы занятий по духовно­ нравственному   развитию   детей   старшего   дошкольного   возраста   с использованием сюжетно­ролевых игр.  В   процессе   написания   курсового   проекта   для   решения   цели   и   задач были использованы теоретические методы исследования: анализ нормативно­   анализ правовых   документов,   анализ   методической   литературы, педагогического   опыта;   эмпирические   методы   исследования:   наблюдение, диагностические карты, разработка конспектов занятий. Теоретическая значимость заключается в анализе работ отечественных педагогов и психологов, а также в выявлении значимости сюжетно­ролевых игр в духовно­нравственном развитии детей старшего дошкольного возраста. Практическая значимость заключается в планировании системы занятий с использованием сюжетно­ролевых игр для духовно­нравственного развития детей старшего дошкольного возрастаДуховно­нравственное развитие детей старшего дошкольного возраста средствами  сюжетно­ролевой игры Психолого­педагогические основы духовно­нравственного развития   детей старшего дошкольного возраста Прежде,   чем   перейти   к   анализу   психолого­педагогических   основ духовно­нравственного   развития   детей   старшего   дошкольного   возраста, необходимо   обратиться   к   толкованию   его   ключевых   составляющих: «духовность» и «нравственность».   Г.М.   Коджаспировой,     А.Ю.     Коджаспирова   понятие   «духовность» рассматривается как:  1. высший уровень развития и саморегуляцию зрелой личности, когда основными   ориентирами   ее   жизнедеятельности   становятся   непреходящие человеческие ценности; 2.   ориентированность   личности   на   действия   во   благо   окружающих, поиск ею нравственных абсолютов  [ ]; В   психологическом   словаре   под   редакцией   А.В.   Петровского   и   М.Г Ярошевского, духовность означает индивидуальную выраженность в системе мотивов   личности   двух   фундаментальных   потребностей:   идеальной потребности   познания   и   социальной   потребности   жить,   действовать   дляДуховно­нравственное развитие детей старшего дошкольного возраста средствами  сюжетно­ролевой игры других.   Под   духовностью   чаще   всего   подразумевается   первая   из   этих потребностей, а под душевностью – вторая [ ]. Душевность   –   как   личностное   качество   связано,   прежде   всего,   с проявлением вовне характерных особенностей души человека, суверенности его внутреннего мира, отношением к другим, как к равному себе. Это интерес к   потребностям   других,   принятие   их   как   личностно   значимых.   В   основе душевности лежит способность к эмпатии, сострадательности, сорадованию. С   духовностью,   авторы   соотносят   потребность   познания   мира,   себя, смысла и назначения своей жизни.       Академик   П.В   Симанов,   в   соавторстве   с   П.Ю.   Ершовым,   Б.П. Вяземским в работе «Происхождение духовности» дает определение понятию духовность с позиции потребности личности в познании и альтруистической потребности «для других». Духовность – выраженность в структуре мотивов данной   личности   идеальной   потребности   познания   и   альтруистической потребности «для других» [ ]. Эти потребности тесно связаны между собой. Л.И Божович отмечала, что   потребность   в   новых   впечатлениях,   новых   знаниях   является   одной   из фундаментальных   врожденных   потребностей   человека.   Автор   также отождествлял понятие духовности в данном аспекте с нравственностью. «Нравственность»   является   термином,   употребляющимся   в   живом языке и в специальной литературе чаще всего как синоним морали, реже ­ ήβος этос), латинское moralis (от mos, мн. этики. Так же как греческое слово  ч.   mores),   немецкое   «Sittlichkeit»,   русское   слово   «нравственность»  ( этимологически восходит к слову «нрав» (характер) и лексически закреплено в «Словаре Академии Российской» [ ].  По мнению С.И. Ожегова, нравственность – это «внутренние, духовные качества,   которыми   руководствуется   человек,   этические   нормы,   правила поведения, определяемые этими качествами» [ , с.414]. Часто,   в     использовании   слов   «мораль»   и   «нравственность»   люди отождествляют   данные   понятия,   путая   их   истинный   смысл.   Однако, концептуальное различие между моралью и нравственностью проводил ещеДуховно­нравственное развитие детей старшего дошкольного возраста средствами  сюжетно­ролевой игры Г.Гегель   в   «Философии   права»,   где   нравственность   представлена   как завершающий этап развития объективного духа, следующий за абстрактным правом и моралью. Абстрактное право ­ это сфера частной собственности, формальной свободы единичной для себя сущей воли и абстрактного добра; мораль ­ это сфера реальной свободы, в которой субъективная воля полагает себя так же, как и объективная воля, свободная не только в себе, но и для себя, как рефлексия самосознания к добру, как совесть; нравственность ­  это сфера   практической   свободы,   субстанциональной   конкретности   воли, возвышающейся над субъективным мнением и желанием, это ­ «в себе и для себя   сущие   законы   и   учреждения»   [   ,   с.200].   Непосредственными проявлениями   нравственности   являются,   по   Гегелю,   семья,   гражданское общество и государство [ ]. В.И. Даль толковал слово мораль как «нравственное ученье, правила для воли, совести человека». В данной трактовке   можно выделить главное отличие морали от нравственности: мораль – это учение о нравственности, а нравственность   –   это   цель   и   конечный   результат   этого   учения,   который становится той «субъективной волей»   (отмеченной выше: по Гегелю) «как рефлексия самосознания к добру, как совесть»[ , с.345]. Лаконично   и   четко,   по   нашему   мнению,   трактовал   понятие нравственности В.И. Слободчиков. По мнению автора, нравственность ­  это личная   форма   этического   сознания,   область   свободных   и   ответственных поступков личности, ее внутренних мотивов и побуждений творить добро [ ]. Формирование   у   подрастающего   поколения   нравственного   сознания, устойчивого   нравственного   поведения,   нравственных   чувств,   активной жизненной позиции каждого человека, привычки руководствоваться в своих поступках, действиях, отношениях чувством общественного долга – главная функция духовно­нравственного развития. К.Д. Ушинский в книге «Человек как предмет воспитания. Опыт педагогической антропологии» указывал на то, что   именно   нравственные   чувства   (ни   слова,   ни   мысли,   ни   поступки)Духовно­нравственное развитие детей старшего дошкольного возраста средствами  сюжетно­ролевой игры выражают человека и его отношение к миру. «…в них слышен характер не отдельной мысли, не отдельного решения, а всего содержания души нашей и ее строя. В мыслях наших мы можем сами себя обманывать, но чувствования наши скажут нам, что мы такое: не то, чем бы мы хотели быть, но то, что мы такое на самом деле» [ , с. 29] В результате долгого накопления человеком представлений   о   плохом   и   хорошем,  о   должном   и   не   должном,  осознания общественных,   социальных   норм   формируются   нравственные   чувства, нравственные представления.  А.М. Паутова, Т.В. Першина сущностный смысл духовно­нравственного развития заключают в создание условий для формирования у детей духовно­ нравственных   качеств.   Формирование   нравственных   качеств   должно опираться на опыт собственных переживаний ребенка, на практику его личных взаимоотношений с окружающими людьми и прежде всего со сверстниками. Любое качество личности не может существовать вне контекста целостной личности   ребенка,   вне   системы   мотивов   его   поведения,   его   отношений   к действительности, его переживаний, убеждений и пр. []. Л.А. Григорович выделяет в трактовке понятия нравственности  такие качества   и   свойства,   как   доброта,   порядочность,   дисциплинированность,  Б.Т.Лихачев   придерживается   мнения,   что   такие коллективизм   [   ]. нравственные   качества   и   свойства   личности,   как   патриотизм,   доброта, порядочность,   честность,   правдивость,   трудолюбие,   дисциплинированность, коллективизм и др., образуются на базе нравственных чувств, сознания и воли. «Эти свойства и качества личности, ­ указывает он, ­   представляют собой   которые   возникают   в   результате психические   новообразования, взаимодействия ребенка с миром в системе общественных отношений. Они устойчиво   проявляются   ребенком   в   этих   отношениях,   сознаются, закрепляются   в   чертах   характера,   свойствах   личности,   в   привычках   иДуховно­нравственное развитие детей старшего дошкольного возраста средствами  сюжетно­ролевой игры привычных   формах   поведения»   [24,   с.267].   По   мнению   педагога,   данные качества зарождаются уже в дошкольном возрасте []. Е. Ю. Демурова,   Л. А. Порембская,   З. Н. Борисова   актуальными   для воспитания   в   старшем   дошкольном   возрасте   считали   такие   нравственные качества, как ответственность, самостоятельность и дисциплинированность [ , , ].  Опираясь на понятия о ведущей деятельности и социальной ситуации развития Л.С Выготского, Л.И Божович показала, как в сложной динамике взаимодействия   деятельности   и   межличностного   общения   ребенка,   разные периоды его жизни, формируется межличностная позиция. Эта позиция одна из главных характеристик личности, предпосылка к ее развитию, понимаемая как совокупность ведущих мотивов деятельности [5]. Мотивы про социального поведения, являющиеся основой духовности, вызывают   особый   интерес   в   психологии   мотивации.   Под   про   социальные поведением понимаются альтруистические действия человека, направленные на благополучие других людей, оказание им помощи. За таким поведением лежит мотив альтруизма. Альтруистически   мотивированное   поведение   ведет   к   благополучию других людей, к собственному, без надежды на вознаграждение.          Отчасти   норма   социальной   ответственности   объясняет альтруистическое   поведение,   как   одну   из   социальных   норм   нравственного порядка,  существующего   в  обществе.  Она  побуждает   человека   к  оказанию безвозмездной помощи. Другая   социальная   норма,   определяющая   альтруистическую   помощь­ норма   взаимности   ­   моральное   обязательство   человека   платить   добром   за добро. Этические,   моральные,   нравственные   нормы   являются   важным источником духовности, на которые личность ориентируется в повседневной жизни,   они   обусловлены   не   только   его   представлением   о   должном,   но   и практическими   поступками.  В  этических,   эстетических   нормах   закреплены высшие   образцы   человеческой   культуры.   И   если   субъект   усваивает   их,Духовно­нравственное развитие детей старшего дошкольного возраста средствами  сюжетно­ролевой игры переживает   как   внутренние   специальные   образцы   поведения,   то   он приобщается к высшим духовным ценностям. В.В.   Зеньковский   говорит   о   духовности   как   о   творческой   силе   в человеке.   Духовность   проявляется   в   стремлении   к   абсолютному,   и бесконечному,   что   является   сердцевиной   личности   и   ее   саморазвития. «Начало духовности в человеке, ­ пишет он, ­ не есть отдельная сфера, не есть некая особая и обособленная жизнь, а есть творческая сила, пронизывающая собой всю жизнь человека (и души, и тела) и определяющая новое «качество» жизни.   Начало   духовности,   поэтому,   начало   цельности   и   органической иерархичности в человеке [ ]. По мнению В.А Андрусенко, духовность не наследуется, но развивается по мере готовности и открытости души человека к восприятию духа, с одной стороны, и возможностью самого духа влиять на его душевную организацию – с другой. Логика формирования духовности раскрывается им в следующих аспектах:   через   эмоционально­духовное   осмысление   окружающего   мира   у ребенка   формируются   основные   алгоритмы   его   миропонимания, устанавливаются   особенности   своего   «Я»;   через   осмысление,   рефлексию собственной души, ребенок приобщается к истинным духовным ценностям, выходит   на   ориентиры   гуманного,   миро   отношения,   углубляя   и   развивая собственные духовно­душевные состояния; через анализ основных форм миро отношения он осознает важность чувства Дома, Родины, Земли [ ]. В.И. Мурашов рассматривает духовность как единство универсальных способностей личности, чувства – мышления – воли в их сущности – красота – истина   –   добро,   как   адекватное   интеллектуально­чувственно­волевое выражение закономерности бытия [ ]. М.С. Каган так же говорит о триаде чувства, ума и воли. Духовность он называет   интегративным   качеством   психической   активности   человека, выражающее   полноту   и   целостность   его   внутренней   жизни,   согласие   его разума, воли и чувства, сопряженность его мировоззрения и самосознания [ ].Духовно­нравственное развитие детей старшего дошкольного возраста средствами  сюжетно­ролевой игры Многие ученые (И.А. Сикорский, В.М. Бехтерев, В.И.Мурашов) в своих исследованиях говорили о необходимости развития ума, чувства и   воли в процессе   духовно­нравственного   развития   у   детей   старшего   дошкольного возраста, т.е. о развитии интеллектуальной, эмоциональной и произвольной сферы.     1. Формирование интеллектуальной сферы. С освоением  смыслов  и значений окружающего мира, поведение ребенка начинает детерминироваться моральными   нормами,   которые   в   свою   очередь,   в   процессе   воспитания духовности,   перерастают   в   нравственный   закон   личности.   Это   становится возможным   в   том   случае,   когда   мораль,   моральные   нормы,  определяющие поведение ребенка становятся личностно значимыми. Мораль в процессе воспитания духовности понимается не только как совокупность   нравственных   знаний;   это   особое   эмоциональное   состояние, обуславливающие принятие морального требования. Знание моральной нормы оформляет поведение ребенка, но не мотивирует его. Освоение ребенком ценностей духовной культуры, транслируемых по­ средством лучших произведений искусства, позволяет ему осознать гармонию межличностных отношений, постичь реальные жизненные конфликты и пути их разрешения, познать поступки человека, характеризующиеся проявлением духовности.  2.   Формирование   эмоциональной   сферы.   В   процессе   духовно­ нравственного развития в старший дошкольный период эмоциональная сфера развивается   от   «аффективно   ­   эмоциональной   чувственности»   до   сложной эстетической,   мировоззренческой   чувственности,   связанной   с   чувственным постижением   духовного   мира   другого   человека,   отношения   к   сверстнику, другим   людям,   к   нравственным,   эстетическим   ценностям.   Эмоциональная отзывчивость старших дошкольников активно развивается через приобщение к духовной культуре: музыке, живописи, литературе, народному искусству. В результате     интеграции   единство   эстетических   чувств   и   нравственных переживаний   создает   основу   для   воспитания   духовности,   для   осознанияДуховно­нравственное развитие детей старшего дошкольного возраста средствами  сюжетно­ролевой игры многообразия человеческих ценностей. В исследованиях П.В. Запорожца, Л.П. Стрелковой   изучалось   значение   использования   произведений   искусства   не только как средства воспитания эстетического чувства, но и эмпатии у детей старшего дошкольного возраста. В результате исследования был сделан вывод о   взаимосвязи   развития   эстетического   чувства   и   эмпатии,   и   о   том,   что воспитание   способности   детей   к   сочувствию,   сопереживанию   средствами эстетической деятельности позволяет ребенку в более сжатые сроки овладеть   Развитие   эмпатии   является системой   чувственных   переживаний. необходимым компонентом воспитания духовности, поскольку «способность индивида эмоционально отзываться на переживания другого» ­ это источник развития альтруизма, нравственных чувств и нравственного поведения.  В   процессе   воспитания   духовности   закладывается   первый   компонент эмпатийного процесса ­ сопереживание, проявляющееся на основе таких ме­ ханизмов как эмоциональное заражение и идентификация. Условия группы детского сада позволяют обеспечить ребенку «широту» сопереживания, когда ребенок   чувствует   себя   одним   из   многих   сопереживающих,   причастных   к общему, коллективному сопереживанию, где объектом эмпатии может стать ребенок ­ сверстник или игрушка, или литературный персонаж. 3. Формирование произвольной сферы. Развитие произвольной сферы у детей   дошкольного   возраста   тесно   связано   с   воспитанием   морального сознания,   поэтому   важными   факторами   волевой   регуляции   деятельности детей дошкольного возраста являются: ­ включение в регуляцию деятельности высоких духовных мотивов и ценностей; ­ повышение их статуса в общей иерархии стимулов, управляющих дея­ тельностью;   ­   способность   выделять   и   оценивать   нравственную   сторону совершаемых поступков. В процессе воспитания духовности, мотивация поступка, включающая волевую регуляцию, становится сознательной, а сам поступок произвольным.Духовно­нравственное развитие детей старшего дошкольного возраста средствами  сюжетно­ролевой игры Такое   действие   всегда   совершается   на   базе   произвольно   построенной иерархии мотивов, где верхнюю ступень занимает высоконравственное побуж­ дение, дающее моральное удовлетворение человеку в случае успеха деятель­ ности. Волевая регуляция деятельности ­ есть сознательное, опосредованное целями   и   мотивами   предметной   деятельности   состояние   оптимальной мобилизованности,   нужного   режима   активности,   концентрации   этой   актив­ ности в необходимом направлении. В процессе духовно­нравственного развития волевая регуляция старших дошкольников   опосредует   деятельность,   направленную   на   благо   другого человека,   совершаемую   на   добровольной   основе,   отражая   высшие нравственные   ценности.   Поэтому   произвольная   сфера   воспитывается совместно с общим психологическим развитием личности. Можно сказать о том, что игровая деятельность так же может выступать условием воспитания духовности у детей старшего дошкольного возраста. Исходя из этого можно сделать вывод, о том, что содержанием духовно­ нравственного   развития   у   старших   дошкольников   станет   воспитание   трёх универсальных способностей личности, детерминируемых духовными ценно­ стями   общества:   способности   к   сочувствию,   проявляющиеся   не   только   в преодолении   собственной   позиции   и   принятии   позиции   «Другого»,   но   и   в сложном   внерациональном   понимании   духовного   мира   «Другого», интуитивном   проникновении   в   сферу   его   переживаний;   способности   к сознанию,   определяющиеся   стремлением   к   освоению   смыслов   и   значений окружающей   действительности,   характеризуемые   не   только   состоянием осознавания   собственного «Я», но, прежде  всего ­ проживание состояния совместности,   взаимности     в   процессе   постижения   нравственного   знания;, способности к содействию, выражающиеся в альтруистических поступках для блага другого, бескорыстном служении ему, готовности к пожертвованию для его блага своими интересами.