Мир, окружающий нас, бесконечен и многообразен. Вещи, предметы, среди которых живет человек, явления природы - это материальный мир. Но есть и другой мир духовный. Духовный мир - это знания, содержащиеся в книгах, произведениях искусства, это отношения между людьми, отношение к миру. Не только человек живет в духовном мире, но и этот мир отражается в человеке и образует его внутренний мир.
Духовно - нравственное воспитание.docx
Духовно –нравственное воспитание
«Суди о прожитом дне не по урожаю, который ты собрал, а по тем
семенам, что ты посеял в этот день».
Как приятно жить в великой стране, чувствовать себя наследником
истории великого государства, каким является Россия. Но бывает странно
слышать на улице негативные мнения о молодых людях: «Ох уж эта
молодежь! Ничего святого в них нет!
Действительно, в настоящее время в молодежной среде произошла смена
нравственных ориентиров. Уменьшилось количество молодых людей, высоко
оценивающих такие ценности как вежливость, уважение к старшим, любовь к
Родине, чувство долга, честность, искренность, целомудрие, незлобие,
сплоченность и взаимовыручка. Кажется, что молодежь решила просто
перечеркнуть весь жизненный и исторический опыт предшествующих
поколений. Всё есть в России: несметные природные богатства, обилие земли,
богатейшая история и культура, все еще сохраняют передовые позиции наука
и образование. Но при наличии всех необходимых условий нашу страну можно
только условно назвать высокоразвитым государством. Недостает нам
нравственности в душе и морали в обществе.
Одна из актуальнейших в настоящее время проблем, которое решает
общество, это проблема духовнонравственного воспитания. Очевидно, что
повышенный интерес к этой теме возник не случайно. Значительно возросло
внимание к духовной стороне бытия человека и православной культуры в
России. В этих условиях родители, учителя и общественность осознают
необходимость возвращения в школу воспитания, укрепления сотрудничества
государства, семьи, школы в целях духовнонравственного воспитания и
развития школьников, их морального оздоровления.
В апреле 2010 года в 19 регионах страны начался федеральный
эксперимент по введению в учебный процесс образовательных школ нового
предмета «ОРК и СЭ». «Основы православной культуры» один из шести
модулей учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики».
Доля школьников 4го класса, выбравших «Основы православной культуры» к
1 апреля 2010 года по Камчатскому краю 39% (893 ученика).
Введение курса считаю весьма своевременным, так как он
предусматривает формирование качеств патриотизма и гражданственности,
бережное и уважительное отношение к историческому прошлому своей страны, помогает осмыслить нравственные категории добра и зла, смысла
жизни и их воплощения в житиях святых и героев Отечества.
Основными задачами этого курса считаю:
развитие представлений младшего подростка о значении нравственных норм
и ценностей для достойной жизни личности, семьи и общества;
формирование уважительного отношения к различным духовным и светским
традициям;
понимание значения нравственности, морально ответственного поведения в
жизни человека и общества.
Компоненты программы: занятия «Основы православной культуры»,
включают в себя лекции, беседы, экскурсии, поисковую деятельность
учащихся, сочинения – рассуждения, проектную деятельность.
Соприкосновение с основами православной культуры в младшем школьном
возрасте несет положительную эмоциональную окраску. Методами оценки
выступают похвала, поощрение, поддержка обучающихся.
Очень часто в школу приходят дети разных национальностей, из семей с
разным социальным статусом, с разными материальными возможностями. На
этих уроках дети учатся уважать не только себя, но и тех, кто находится
рядом с ними. Этому способствуют следующие уроки курса:
«Россия – наша Родина»
«Совесть и раскаяние»
«Милосердие и сострадание»
«Золотое правило этики»
«Зачем творить добро»
Как учитель, я поняла, что прежде, чем научить ребенка читать, писать и
считать, необходимо дать ему нравственные основы: человек, мир, добро,
любовь, милосердие, сострадание. Им нужно помочь вырасти достойными
людьми, помочь унаследовать нашу любовь к родной земле, наше трудолюбие,
доброту, порядочность, совестливость. Но для этого нужно работать всю
жизнь, приложить все усилия, чтобы каждый день приносил каждому ученику
успех – в учёбе, спорте, творчестве, духовнонравственном развитии. Чтобы
каждый ученик уходил из школы с маленькими и большими победами. И не
сумма знаний истинное достояние ребенка, а способность к добру,
состраданию, милосердию, к саморазвитию. Воспитание веры в себя, в достижимость разумно поставленных целей, необходимо для успешной
жизнедеятельности каждого человека. Очень важно, кто был рядом с
ребёнком эти четыре года, какими стали его душа и сердце. Убеждена, что
гарантом качественного образования может быть только учитель, его
профессионализм, мастерство на уроке. А противостоять той бездуховности,
которая царит в молодежной среде, может только курс «Основы
православной культуры». Он дает возможность показать учащимся, каким
должен быть человек, ради чего живет на Земле, к чему должен стремиться.
Именно на этих занятиях мы говорим о любви к ближнему, о преодолении
эгоизма в себе, об уважительном отношении к старшим, о добре и зле.
Переживая столкновения с жизненными трудностями, мои ученики, возможно,
вспомнят «благую мысль». И не совершит человек чегото непоправимого,
удержится от скверного, злого, вспомнит уроки добра и выберет верный путь.
В заключении хочу сказать, что идеей, ведущей к успеху воспитания детей,
стала древняя мудрость: «Суди о прожитом дне не по урожаю, который ты
собрал, а по тем семенам, что ты посеял в этот день».
Духовно-нравственное воспитание
Духовно-нравственное воспитание
Духовно-нравственное воспитание
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.