Духовно - нравственное воспитание
Оценка 4.9

Духовно - нравственное воспитание

Оценка 4.9
Повышение квалификации
docx
воспитательная работа
Взрослым
28.05.2018
Духовно - нравственное воспитание
Воспитание нравственности — одна из важнейших задач школы на всех этапах развития ребенка. В современных условиях, когда роль морального фактора особенно возросла, проблемы нравственно-эстетического воспитания в процессе формирования всесторонне развитой личности приобретают первостепенное значение. Ничего так не возвышает личность, как активная жизненная позиция, сознательное отношение к общественному долгу, когда единство слова и дела становится навсегда повседневной нормой поведения. Важно воспитать деятельного гражданина своей страны, а не стороннего наблюдателя. Поэтому главное в моей воспитательной работе - системный подход к формированию гражданской позиции школьника, создание условий самопознания и самовоспитания.…Влияние нравственное составляет главную задачу воспитания, гораздо более важную, чем развитие ума вообще, наполнение головы познаниями. К.Д.Ушинский
духовно - нравственное воспитание (2).docx
Духовно­нравственное воспитание как одно из  главных условий   национального   возрождения     подрастающего поколения.     …Влияние нравственное составляет главную задачу воспитания, гораздо более важную, чем развитие ума вообще, наполнение головы познаниями.                                                                              К.Д.Ушински й         Воспитание нравственности — одна из важнейших задач школы на всех этапах развития ребенка. В современных условиях, когда роль морального фактора особенно возросла, проблемы нравственно­эстетического воспитания в   процессе   формирования   всесторонне   развитой   личности   приобретают первостепенное значение. Ничего так не возвышает личность, как активная жизненная позиция, сознательное отношение к общественному долгу, когда единство слова и дела становится навсегда повседневной нормой поведения. Важно   воспитать   деятельного   гражданина   своей   страны,   а   не   стороннего наблюдателя. Поэтому главное в моей воспитательной  работе ­ системный подход к формированию гражданской позиции школьника, создание условий самопознания и самовоспитания.        Все мы, взрослые, желаем детям добра. Нам необходимо уберечь их от всего, что не чисто. Но, к сожалению, нет единого на все случаи жизни совета, как воспитывать ребёнка. Каждый ребёнок уникален, уникальны и наши с ним отношения.       Самое могучее и красивое дерево обязательно было когда­то тоненьким и хрупким. Но на его срезе ранний возраст навсегда отмечен первым тонким колечком   ­   это   стержень   всего   ствола.   Детство   ­   это   сердцевинная   часть каждой жизни. Поэтому всё, что впитывает ребёнок в себя в эти годы, очень важно. Трудно сейчас воспитать здорового ребёнка, здорового и телесно, и душевно.   Многое   зависит   от   нас,   воспитателей   школы­интерната,   так   как наши воспитанники постоянно находятся рядом. Духовно ­ нравственное развитие и воспитание воспитанников являются первостепенной   задачей   современной   образовательной   системы   и представляют собой важный компонент социального заказа для образования. Не   случайно     основой   разработки   и   реализации   федерального государственного образовательного стандарта общего образования является Концепция   духовно­нравственного   развития   и   воспитания.   Концепция определяет   цели   и   задачи   духовно­нравственного   развития   и   воспитания личности,   систему   базовых   национальных   ценностей,   принципы   духовно­ нравственного развития и воспитания личности.       Что же такое личность? Личностью является человек, который относится определенным образом к окружающему. Мы должны формировать в ребенке прежде всего гражданина своей страны и  гражданское отношение к самому себе.       Эффективность работы  с духовно ­ нравственным потенциалом ребенка зависит от педагога, его взглядов на жизнь, его профессиональной культуры, умения понимать и любить детей. Миссия воспитателя состоит в том, чтобы раскрыть в ребенке духовный потенциал, помочь растущему человеку оценить свои   возможности,   сохранить   свое   человеческое   достоинство,   наполнить ценностным содержанием его усилия по осмыслению окружающего мира и себя   в   нем.   Нужно   не   просто   сообщить   воспитаннику   ту   или   иную информацию, а научить его жизни и через свое отношение к ее различным сторонам, и своим собственным поведением и выражением взглядов.           Для   того,   чтобы     определить   отношение   моих   воспитанников   к   окружающим   людям   и   друг   к   другу   в   своей   группе   провожу   такие мероприятия:  беседы: «Мой режим дня», «Кто я? Какой я?», «Мое хобби», «Внимание! Наркомания», «Берегите здоровье», «Курить или не курить ­ вот в   чем   вопрос»;   беседы   по   профориентации;   часы   откровенного   разговора: «Мой сосед по парте», «Письмо самому себе», «Человек среди людей», «Что такое   личность?»,   совместно     с   психологом   организуем   психологические практикумы:   «Правила   счастливого   человека»   и   др.;   дискуссии:   «Быть человеком», «Хочу и надо»; выставки рисунков «Курить и пить ­ здоровью вредить».      Нормы поведения, нормы морали, убеждения ребенка определяются теми нормами,   которые   приняты   в   данном   обществе.   Включаясь   в   систему общественных отношений, в жизнь общества, ребенок сам выделяет себя из окружающей   среды,   ощущает   свою   индивидуальность,   свои   психические   и физические возможности. В связи с этим мы организуем детей на работу по уборке села, ухаживаем за памятниками, помогаем вдовам ветеранов  и т.п.         Большое   внимание   в   своей   работе   я   уделяю   формированию   у воспитанников   понимания   сущности   основных   социальных   ролей:   дочери, сына, мужа, жены, матери. Провожу на эту тему беседы, вечера вопросов и ответов, ролевые игры: «Моя будущая семья», «Дружба, любовь, семья» и т. д.,  что в условиях интерната особенно значимо.    Нравственное формирование человека начинается в семье, в дошкольном учреждении,   в   школе   оно   приобретает   еще   большую   систематичность   и целенаправленность.     Ключ   к   нравственному   развитию   школьника   ­   его   взаимоотношения   со сверстниками.   Если   ранее,   в   начальной   школе,   ребенок,   безусловно, ориентировался на нормы поведения и ценности, исходящие от воспитателя, то далее очень заметна ориентация на мнение сверстников.    Необходимо стремиться к тому, чтобы воспитанник  осознал роль знаний в жизни человека, овладел этикой взаимоотношений «воспитанник ­ педагог», «воспитанник   ­   воспитанник»,   выполнял   роль   хозяина   в   школе, поддерживающего   обстановку   доброжелательности   и   радости   общения, уважения друг к другу. По этому направлению провожу такие мероприятия: беседы: «Зачем нужно учиться в школе», «Мои права и обязанности», «Дом в котором   мы   живем»;   конкурсы   сочинений:   «Моя   школа»,   «Мой воспитатель» ;смотр классных и спальных комнат: «Уютная комната » и т.д.       В работе с детьми стараюсь убедить их в том, что настоящий гражданин любит свою Родину и гордится ею, изучает ее историко­культурное, духовное наследие,   верен   своему   гражданскому   долгу   и   готов   к   защите   Отечества. Работая в данном направлении, ставлю перед собой такие задачи: ­   развивать   общественную   активность   воспитанников,   воспитывать   в   них сознательное   отношение   к   народному   достоянию,   верность   боевым   и трудовым традициям старшего поколения, преданность Отчизне, готовность к защите ее свободы и независимости; ­ воспитывать политическую культуру, чувство ответственности и гордости за свою страну. Решаю   поставленные   задачи   через   такие   мероприятия:   беседы:   «Я   ­   гражданин России», «Память, которой не будет конца», «Урок России» (о государственной   символике),   «Преступление   и   наказание»,   оформление альбома «Города­герои»,устный журнал «Красная книга Курской области»; литературно­музыкальная   композиция   «Русская   воинская   доблесть», оформление   уголка   «Государственная   символика   России»;   встречи   с инспектором по делам несовершеннолетних; экскурсии в музеи;   выставки рисунков; уроки мужества (встречи с ветеранами войны); военно­спортивная игра «Зарница» и т.д.      В настоящее время воспитанники должны серьезно задуматься над своим существованием на планете Земля и над тем, как ее сохранить. Надо любить и беречь природу, занимать активную позицию в борьбе за сохранение мира на Земле.   Необходимо   воспитывать   у   детей   понимание   взаимосвязей   между человеком,   обществом,   природой;   формировать   эстетическое   отношение детей   к   окружающей   среде   и   труду   как   источнику   радости   и   творчества людей.   Экологическое   воспитание   осуществляем   посредством   следующих КТД: Круглый   стол   «Я   ­   житель   планеты   Земля»;   конкурс   рисунков   «Береги природу ­ наш дом», уборка территории школы «Укрась кусочек планеты», «Цветник школы»; экскурсии в природу и др.       Именно   многогранное   включение   в   учебную,   трудовую,   игровую   деятельности ­ необходимое условие духовно­нравственного воспитания.          Печать, радио, кино и телевидение ­ средства массовой информации и пропаганды, активно воздействуют на современного ребенка и способствуют ускорению его духовного развития. Однако, когда этой информации много и она   недостаточно   педагогически   направляется,   то   усвоение   ее   очень затруднено.   Ребенок   с   трудом   самостоятельно   осмысливает   полученную общую информацию, с трудом может определить и выразить свое отношение к тем фактам, событиям и явлениям, о которых узнает.            Сегодня перед воспитателем стоит особая задача ­ научить ребенка пользоваться средствами массовой информации, обращаться к тем сведениям, которые он получает из этих источников, т. е. формировать коммуникативную компетенцию. Способствуя формированию того или иного качества личности, мы вместе с    тем   влияем   на   личность   ребенка   в  целом.   Использование   поощрения   и порицания   при   оценке   нравственных   поступков   требует   большой осторожности и такта. Поощрение морального поступка служит закреплению лучшего в поведении ребенка.     Научить правильному свободному выбору поступков ­ важная предпосылка выработки мотивов поведения. Для этого необходимо, чтобы ребенок прошел через   такие   ситуации,   в   которых   ему   придется   решать   нравственную проблему:   помочь   или   не   помочь   товарищу,   помочь   бескорыстно   или   за награду,   сказать   правду   или   промолчать.   Усвоение   детьми   нравственных знаний   ­   дело   сложное:   оно   требует   нравственной   активности   от   самого ребенка,   а   от   воспитателя   известного   педагогического   такта,   тонкости   и умения.       Проводя   мероприятия,   которые   носят   познавательный   характер, воспитатель   не   должен   забывать   о   мероприятиях,   которые   носят развлекательный  характер. Эти мероприятия представляют  собой наиболее яркие   события   в   повседневной   жизни   детей,   доставляющие   радость, способствующие   проявлению   положительных   качеств   личности.   Основной принцип,   которого   должен   придерживаться   в   своей   работе   воспитатель,   ­ развлекая воспитывать.        Многообразие вариантов мероприятий, создаваемых творчеством самого воспитателя,   наполняет   каждый   из   них   неповторимым   своеобразием.   И, безусловно,   способствует   духовно­нравственному   воспитанию   личности ребенка,   которому   предстоит   стать   полноправным   гражданином   нашей страны.   пользуясь   лишь   нравственными   средствами.    Я согласна  с писателем и педагогом с С.А.Соловейчиком, что: «Воспитание –   это   обучение   нравственной   жизни,   то   есть   обучение   нравственным средствам. Воспитывая детей, мы учим их добиваться своих целей за свой счет,   Нравственность (определяемая   вопросом   «за   чей   счет?»)   указывает   нижнюю   границу возможных   для   человека   действий   и   поступков;   через   требования нравственности   переступить   невозможно.   Нравственность   –   граница дозволяемого     совестью.   А   верхней   границы   нет,  вверх   духовность,  а   она бесконечна… Будет нравственность, почти наверняка будет духовность, не будет нравственности – не будет ничего, никакого воспитания». Приобщение   школьника к культуре, к духовным ценностям – не столько социальная     необходимость,   сколько   наш   моральный   долг   как   перед прошлыми поколениями, так и перед будущим России. Литература: 1.Кукушин В.С.Теория и методика воспитательной работы: Учеб. Пособие. –  Ростов н/Д.: Издательский центр «МарТ» 2002. 2.Петракова Т.И.Психолого – педагогические условия эффективного  использования гуманистических ценностей образования в процессе духовно –  нравственного воспитания подростков. – М.:1999. 3.Соловейчик. – М.: Издательский дом Шалвы Амонашвили, 2007

Духовно - нравственное воспитание

Духовно - нравственное воспитание

Духовно - нравственное воспитание

Духовно - нравственное воспитание

Духовно - нравственное воспитание

Духовно - нравственное воспитание

Духовно - нравственное воспитание

Духовно - нравственное воспитание

Духовно - нравственное воспитание

Духовно - нравственное воспитание

Духовно - нравственное воспитание

Духовно - нравственное воспитание
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
28.05.2018