«Духовно-нравственное воспитание как ключевое требование ФГОС общего образования»
Оценка 4.7
Научно-исследовательская работа
docx
администрации +2
Все классы
14.02.2019
Магистрант 1-го курса группы М-СР-18
Финансово-экономического института
«ФГАОУ ВО Северо-Восточного
Федерального университета
им. М. К. Аммосова»
Расторгуева Виктория Васильевна
«Духовно-нравственное воспитание
как ключевое требование ФГОС общего образования»
Актуальность данной темы рассмотрим, учитывая мнение различных сфер нашего общества. Данный вопрос поднимается простыми людьми. Вот что отмечают опросы людей на улицах:
- все чаще можно встретить жестокость и насилие;
- не стало доверия друг к другу;
- отсутствует уважение к старшим;
- ценность человеческих отношений и жизни значительно понизилась в глазах современного общества;
- отсутствие высших идеалов среди молодежи;
- дезориентация подрастающего поколения в вопросах идеологий и ценностей общества.
Изменения, происходящие сегодня в обществе, связаны с переоценкой ценностей. На протяжении многих лет происходило отчуждение человека от культуры, национальных корней и традиций. И стоит ли удивляться, что в наши дни, большинство школьников ориентированы на материальные блага, а не на духовные ценности, а у значительной части учащихся ценностные ориентации вообще не сформированы. В настоящее время духовно-нравственное воспитание становится направляющим ориентиром развития учащихся. Так как материальные ценности преобладают над духовными, поэтому молодое поколение неверно истолковывает понятия о добре, справедливости, патриотизме, милосердии, толерантности.
В связи с этим возникла необходимость в приобщении младших школьников к духовно – нравственному развитию и воспитанию личности и гражданина России.
Современный национальный воспитательный идеал – это высоконравственный, творческий компетентный гражданин России, принимающий судьбу Отечества,
как свою личную.
Рассмотрим духовно – нравственный портрет выпускника начальной школы:
- любящий свой край и свою Родину;
-уважающий и принимающий ценности семьи и общества;
- любознательный, интересующийся, активно познающий мир
- готовый самостоятельно действовать и отвечать за свои поступки перед семьёй и школой
- доброжелательный, умеющий высказать своё мнение;
обладающий основами коммуникативной культурой (умеет слушать и слышать
собеседника, высказывать своё мнение);
- владеющий основами умения учиться, способный к организации собственной
деятельности;
- выполняющий правила здорового и безопасного образа жизни для себя и окружающих.
В школе реализовать выполнение поставленных целей и задач учителю помогает и процесс воспитания, и процесс обучения.
Важным условием нравственного воспитания школьников является общий нравственный "климат” в классе и школе, стиль отношений между учителем и детьми, детских взаимоотношений. Полноправным членом коллектива ученик ощутит себя тогда, когда в классе царит обстановка взаимной заботы и внимания, доброжелательности и требовательности. При таком подходе развиваются достоинства каждого, преодолевается неуверенность слабых, не замечаются их недостатки. Важно помочь детям почувствовать коллектив, как целое, научить их дорожить его интересами. Забота о личности - первая заповедь нашего коллектива. Дети должны чувствовать себя защищёнными от несправедливости и обиды, видеть, что они небезразличны для других. Нужно учить детей не только «брать» что-то для себя, но и уметь «давать» хорошее другим, учить быть ответственными за общее дело. Конечно же, определяющее значение в нравственном воспитании имеет личный пример учителя, его отношение к детям. Даже в мелочах, в манерах дети стараются подражать своему учителю. Личный пример учителя, его отношение к детям имеет определяющее значение в духовно-нравственном воспитании младших школьников. Если для отношений между учителем и учениками характерны заботливость и отзывчивость, такими же будут и отношения учеников между собой. Очень важным моментом духовно-нравственного воспитания является также работа над Правилами поведения учащихся в школе.
Урок – место разнообразных коллективных действий и переживаний, накопления опыта духовно – нравственных взаимоотношений. Здесь дети учатся работать самостоятельно, соотносить свои усилия с усилиями других, слушать и понимать своих товарищей, сопоставлять свои знания со знаниями других, отстаивать своё мнение, помогать и принимать помощь. Нравственное воспитание младшего школьника происходит в процессе обучения.
Чтобы формировать нравственное сознание школьников, важно помогать учащимся осмыслить как их собственный опыт, так и опыт других (пример товарищей, родителей и взрослых, примеры из литературы). Использование произведений художественной литературы в процессе нравственного воспитании помогает выработке у детей способности сопереживания с другими, формирует их положительные нравственные эмоции.
Для духовно-нравственного воспитания благоприятные условия создаются и на уроках литературного чтения. В процессе чтения рассказов, стихотворений, сказок у детей складывается представление о добре и зле. Добрый, говорят дети, - это тот, кто проявляет заботу об окружающих людях, друзьях, близких, родных, оказывая бескорыстную помощь. При работе с пословицами, поговорками, объясняется нравственный смысл пословиц и поговорок, путём подбора интересных примеров.
Знакомясь с народным языком, дети входят в мир народной мысли, народной жизни. Приступая к изучению рассказов, стихотворений, басен дети знакомятся с народным творчеством, воспитывается тем самым частичка духовности и нравственности.
Более полно наполнены краеведческим материалом уроки окружающего мира. Этот предмет как никакой другой погружает детей в мир как малой Родины, так и великой страны в целом. Чувство гордости за страну, ее богатства, историю, достижения прослеживается на каждом уроке данной дисциплины. Огромный воспитательный материал для патриотизма и закрепления любви к Родине несет каждая тема и раздел предмета Окружающий мир.
Внеурочная деятельность –творческая среда, которая дает дополнительные возможности для формирования патриотических чувств младших школьников. Воспитание духовности и нравственности прослеживается периодически в каждом курсе внеурочной деятельности.
Внеклассная работа – «живое» общение с русским, духовным, чистым источником. Здесь просто кладезь возможностей для формирования и становления таких ценностей, как:
- доброта;
- уверенность в себе;
- щедрость и открытость души;
- умение наслаждаться окружающим миром ;
- гордость за страну;
- патриотизм;
- стремление сделать свою страну лучше;
- открытие своей малой Родины и т.д.
Важно обеспечивать эмоциональную насыщенность внеклассной деятельности, организовывать совместные коллективные усилия и переживания, объединяющие ее участников. Нужно давать детям возможность показать свою индивидуальность и творчество. Им интересно высказывать своё мнение, видеть, что к его мнению прислушиваются другие и чувствовать себя увереннее.
Предпочтение отдается таким формам работы, как беседа, классный, час, круглый стол, дидактическая игра, открытое мероприятие и т.д. Все эти формы направлены на формирование представлений о нормах морально-нравственного поведения. Важно превратить долг, честь, совесть, достоинство во внутренние стимулы каждого ребёнка. Путь реализации данной задачи, конечно очень долог и кропотлив. И начальная школа-это лишь фундамент, на котором начинают формироваться взаимоотношения со сверстниками.
Отличный потенциал заложен в выездных мероприятиях и путешествиях, организуемых взрослыми.
Также важно работа с родителями по созданию семейной базы для духовно-нравственного воспитания детей.
Домашняя обстановка и отношения в семье оказывают большое влияние на нравственное развитие школьника. Как научить родителей видеть важность в воспитании нравственных качеств у детей?! Ведь за нравственным развитием ребенка требуется следить так же тщательно, как и за его успехами в чтении, письме, математике. Поведение родителей определяет формирование духовно-нравственных качеств ребёнка, поэтому часто приходится беседовать с родителями, проводить индивидуальную работу (по необходимости). А также вовлекать родителей во внеурочную жизнь своих детей. Ведь что, как ни совместные праздники и время, проведенное вместе, благотворно влияет на нравственное развитие воспитанников и вносит существенные изменения в их духовно-нравственный мир.
РВВ.docx
Магистрант 1го курса группы МСР18
Финансовоэкономического института
«ФГАОУ ВО СевероВосточного
Федерального университета
им. М. К. Аммосова»
Расторгуева Виктория Васильевна
«Духовнонравственное воспитание
как ключевое требование ФГОС общего образования»
Актуальность данной темы рассмотрим, учитывая мнение различных
сфер нашего общества. Данный вопрос поднимается простыми людьми. Вот
что отмечают опросы людей на улицах:
все чаще можно встретить
не
стало
доверия
жестокость
друг
и насилие;
другу;
к
отсутствует
старшим;
ценность человеческих отношений и жизни значительно понизилась в глазах
уважение
к
современного
отсутствие высших идеалов среди молодежи;
общества;
дезориентация подрастающего поколения в вопросах идеологий и ценностей
общества.
Изменения, происходящие сегодня в обществе, связаны с переоценкой
ценностей. На протяжении многих лет происходило отчуждение человека от
культуры, национальных корней и традиций. И стоит ли удивляться, что в
наши дни, большинство школьников ориентированы на материальные блага, а
не на духовные ценности, а у значительной части учащихся ценностные
ориентации вообще не сформированы. В настоящее время духовно
нравственное воспитание становится направляющим ориентиром развития учащихся. Так как материальные ценности преобладают над духовными,
поэтому молодое поколение неверно истолковывает понятия о добре,
справедливости, патриотизме, милосердии, толерантности.
В связи с этим возникла необходимость в приобщении младших
школьников к духовно – нравственному развитию и воспитанию личности и
гражданина России.
Современный национальный воспитательный идеал – это
творческий компетентный гражданин России,
высоконравственный,
принимающий
как свою личную.
судьбу
Отечества,
Рассмотрим духовно – нравственный портрет выпускника начальной
школы:
любящий свой край и свою Родину;
уважающий и принимающий ценности семьи и общества;
любознательный, интересующийся, активно познающий мир
готовый самостоятельно действовать и отвечать за свои поступки перед
семьёй и школой
доброжелательный, умеющий высказать своё мнение;
обладающий основами коммуникативной культурой (умеет слушать и
слышать
собеседника, высказывать своё мнение);
владеющий основами умения учиться, способный к организации
собственной
деятельности;
выполняющий правила здорового и безопасного образа жизни для себя и
окружающих.
В школе реализовать выполнение поставленных целей и задач учителю
помогает и процесс воспитания, и процесс обучения. Важным условием нравственного воспитания школьников является
общий нравственный "климат” в классе и школе, стиль отношений между
учителем и детьми, детских взаимоотношений. Полноправным членом
коллектива ученик ощутит себя тогда, когда в классе царит обстановка
взаимной заботы и внимания, доброжелательности и требовательности. При
преодолевается
таком подходе развиваются достоинства каждого,
неуверенность слабых, не замечаются их недостатки. Важно помочь детям
почувствовать коллектив, как целое, научить их дорожить его интересами.
Забота о личности первая заповедь нашего коллектива. Дети должны
чувствовать себя защищёнными от несправедливости и обиды, видеть, что они
небезразличны для других. Нужно учить детей не только «брать» чтото для
себя, но и уметь «давать» хорошее другим, учить быть ответственными за
общее дело. Конечно же, определяющее значение в нравственном воспитании
имеет личный пример учителя, его отношение к детям. Даже в мелочах, в
манерах дети стараются подражать своему учителю. Личный пример учителя,
его отношение к детям имеет определяющее значение в духовнонравственном
воспитании младших школьников. Если для отношений между учителем и
учениками характерны заботливость и отзывчивость, такими же будут и
отношения учеников между собой. Очень важным моментом духовно
нравственного воспитания является также работа над Правилами поведения
учащихся в школе.
Урок – место разнообразных коллективных действий и переживаний,
накопления опыта духовно – нравственных взаимоотношений. Здесь дети
учатся работать самостоятельно, соотносить свои усилия с усилиями других,
слушать и понимать своих товарищей, сопоставлять свои знания со знаниями
других, отстаивать своё мнение, помогать и принимать помощь. Нравственное
воспитание младшего школьника происходит в процессе обучения.
Чтобы формировать нравственное сознание школьников, важно помогать
учащимся осмыслить как их собственный опыт, так и опыт других (пример товарищей, родителей и взрослых, примеры из литературы). Использование
произведений художественной литературы в процессе нравственного
воспитании помогает выработке у детей способности сопереживания с
другими, формирует их положительные нравственные эмоции.
Для духовнонравственного воспитания благоприятные условия
создаются и на уроках литературного чтения. В процессе чтения рассказов,
стихотворений, сказок у детей складывается представление о добре и зле.
Добрый, говорят дети, это тот, кто проявляет заботу об окружающих людях,
друзьях, близких, родных, оказывая бескорыстную помощь. При работе с
пословицами, поговорками, объясняется нравственный смысл пословиц и
поговорок, путём подбора интересных примеров.
Знакомясь с народным языком, дети входят в мир народной мысли,
народной жизни. Приступая к изучению рассказов, стихотворений, басен дети
знакомятся с народным творчеством, воспитывается тем самым частичка
духовности и нравственности.
Более полно наполнены краеведческим материалом уроки окружающего
мира. Этот предмет как никакой другой погружает детей в мир как малой
Родины, так и великой страны в целом. Чувство гордости за страну, ее
богатства, историю, достижения прослеживается на каждом уроке данной
дисциплины. Огромный воспитательный материал для патриотизма и
закрепления любви к Родине несет каждая тема и раздел предмета
Окружающий мир.
Внеурочная деятельность –творческая среда, которая дает
дополнительные возможности для формирования патриотических чувств
младших школьников.
прослеживается периодически в каждом курсе внеурочной деятельности.
Воспитание духовности и нравственности
Внеклассная работа – «живое» общение с русским, духовным, чистым
источником. Здесь просто кладезь возможностей для формирования и
становления таких ценностей, как: доброта;
уверенность в себе;
щедрость и открытость души;
умение наслаждаться окружающим миром ;
гордость за страну;
патриотизм;
стремление сделать свою страну лучше;
открытие своей малой Родины и т.д.
Важно обеспечивать эмоциональную насыщенность внеклассной
организовывать совместные коллективные усилия и
деятельности,
переживания, объединяющие ее участников. Нужно давать детям возможность
показать свою индивидуальность и творчество. Им интересно высказывать
своё мнение, видеть, что к его мнению прислушиваются другие и чувствовать
себя увереннее.
Предпочтение отдается таким формам работы, как беседа, классный,
час, круглый стол, дидактическая игра, открытое мероприятие и т.д. Все эти
формы направлены на формирование представлений о нормах морально
нравственного поведения. Важно превратить долг, честь, совесть, достоинство
во внутренние стимулы каждого ребёнка. Путь реализации данной задачи,
конечно очень долог и кропотлив. И начальная школаэто лишь фундамент, на
котором начинают формироваться взаимоотношения со сверстниками.
Отличный потенциал заложен в выездных мероприятиях и
путешествиях, организуемых взрослыми.
Также важно работа с родителями по созданию семейной базы для духовно
нравственного воспитания детей.
Домашняя обстановка и отношения в семье оказывают большое влияние
на нравственное развитие школьника. Как научить родителей видеть важность
в воспитании нравственных качеств у детей?! Ведь за нравственным развитием
ребенка требуется следить так же тщательно, как и за его успехами в чтении, письме, математике. Поведение родителей определяет формирование
духовнонравственных качеств ребёнка, поэтому часто приходится
беседовать с родителями, проводить индивидуальную работу (по
необходимости). А также вовлекать родителей во внеурочную жизнь своих
детей. Ведь что, как ни совместные праздники и время, проведенное вместе,
благотворно влияет на нравственное развитие воспитанников и вносит
существенные изменения в их духовнонравственный мир.
«Духовно-нравственное воспитание как ключевое требование ФГОС общего образования»
«Духовно-нравственное воспитание как ключевое требование ФГОС общего образования»
«Духовно-нравственное воспитание как ключевое требование ФГОС общего образования»
«Духовно-нравственное воспитание как ключевое требование ФГОС общего образования»
«Духовно-нравственное воспитание как ключевое требование ФГОС общего образования»
«Духовно-нравственное воспитание как ключевое требование ФГОС общего образования»
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.