«Духовно-нравственное воспитание как ключевое требование ФГОС общего образования»
Оценка 4.7

«Духовно-нравственное воспитание как ключевое требование ФГОС общего образования»

Оценка 4.7
Научно-исследовательская работа
docx
администрации +2
Все классы
14.02.2019
«Духовно-нравственное воспитание как ключевое требование ФГОС общего образования»
Магистрант 1-го курса группы М-СР-18 Финансово-экономического института «ФГАОУ ВО Северо-Восточного Федерального университета им. М. К. Аммосова» Расторгуева Виктория Васильевна «Духовно-нравственное воспитание как ключевое требование ФГОС общего образования» Актуальность данной темы рассмотрим, учитывая мнение различных сфер нашего общества. Данный вопрос поднимается простыми людьми. Вот что отмечают опросы людей на улицах: - все чаще можно встретить жестокость и насилие; - не стало доверия друг к другу; - отсутствует уважение к старшим; - ценность человеческих отношений и жизни значительно понизилась в глазах современного общества; - отсутствие высших идеалов среди молодежи; - дезориентация подрастающего поколения в вопросах идеологий и ценностей общества. Изменения, происходящие сегодня в обществе, связаны с переоценкой ценностей. На протяжении многих лет происходило отчуждение человека от культуры, национальных корней и традиций. И стоит ли удивляться, что в наши дни, большинство школьников ориентированы на материальные блага, а не на духовные ценности, а у значительной части учащихся ценностные ориентации вообще не сформированы. В настоящее время духовно-нравственное воспитание становится направляющим ориентиром развития учащихся. Так как материальные ценности преобладают над духовными, поэтому молодое поколение неверно истолковывает понятия о добре, справедливости, патриотизме, милосердии, толерантности. В связи с этим возникла необходимость в приобщении младших школьников к духовно – нравственному развитию и воспитанию личности и гражданина России. Современный национальный воспитательный идеал – это высоконравственный, творческий компетентный гражданин России, принимающий судьбу Отечества, как свою личную. Рассмотрим духовно – нравственный портрет выпускника начальной школы: - любящий свой край и свою Родину; -уважающий и принимающий ценности семьи и общества; - любознательный, интересующийся, активно познающий мир - готовый самостоятельно действовать и отвечать за свои поступки перед семьёй и школой - доброжелательный, умеющий высказать своё мнение; обладающий основами коммуникативной культурой (умеет слушать и слышать собеседника, высказывать своё мнение); - владеющий основами умения учиться, способный к организации собственной деятельности; - выполняющий правила здорового и безопасного образа жизни для себя и окружающих. В школе реализовать выполнение поставленных целей и задач учителю помогает и процесс воспитания, и процесс обучения. Важным условием нравственного воспитания школьников является общий нравственный "климат” в классе и школе, стиль отношений между учителем и детьми, детских взаимоотношений. Полноправным членом коллектива ученик ощутит себя тогда, когда в классе царит обстановка взаимной заботы и внимания, доброжелательности и требовательности. При таком подходе развиваются достоинства каждого, преодолевается неуверенность слабых, не замечаются их недостатки. Важно помочь детям почувствовать коллектив, как целое, научить их дорожить его интересами. Забота о личности - первая заповедь нашего коллектива. Дети должны чувствовать себя защищёнными от несправедливости и обиды, видеть, что они небезразличны для других. Нужно учить детей не только «брать» что-то для себя, но и уметь «давать» хорошее другим, учить быть ответственными за общее дело. Конечно же, определяющее значение в нравственном воспитании имеет личный пример учителя, его отношение к детям. Даже в мелочах, в манерах дети стараются подражать своему учителю. Личный пример учителя, его отношение к детям имеет определяющее значение в духовно-нравственном воспитании младших школьников. Если для отношений между учителем и учениками характерны заботливость и отзывчивость, такими же будут и отношения учеников между собой. Очень важным моментом духовно-нравственного воспитания является также работа над Правилами поведения учащихся в школе. Урок – место разнообразных коллективных действий и переживаний, накопления опыта духовно – нравственных взаимоотношений. Здесь дети учатся работать самостоятельно, соотносить свои усилия с усилиями других, слушать и понимать своих товарищей, сопоставлять свои знания со знаниями других, отстаивать своё мнение, помогать и принимать помощь. Нравственное воспитание младшего школьника происходит в процессе обучения. Чтобы формировать нравственное сознание школьников, важно помогать учащимся осмыслить как их собственный опыт, так и опыт других (пример товарищей, родителей и взрослых, примеры из литературы). Использование произведений художественной литературы в процессе нравственного воспитании помогает выработке у детей способности сопереживания с другими, формирует их положительные нравственные эмоции. Для духовно-нравственного воспитания благоприятные условия создаются и на уроках литературного чтения. В процессе чтения рассказов, стихотворений, сказок у детей складывается представление о добре и зле. Добрый, говорят дети, - это тот, кто проявляет заботу об окружающих людях, друзьях, близких, родных, оказывая бескорыстную помощь. При работе с пословицами, поговорками, объясняется нравственный смысл пословиц и поговорок, путём подбора интересных примеров. Знакомясь с народным языком, дети входят в мир народной мысли, народной жизни. Приступая к изучению рассказов, стихотворений, басен дети знакомятся с народным творчеством, воспитывается тем самым частичка духовности и нравственности. Более полно наполнены краеведческим материалом уроки окружающего мира. Этот предмет как никакой другой погружает детей в мир как малой Родины, так и великой страны в целом. Чувство гордости за страну, ее богатства, историю, достижения прослеживается на каждом уроке данной дисциплины. Огромный воспитательный материал для патриотизма и закрепления любви к Родине несет каждая тема и раздел предмета Окружающий мир. Внеурочная деятельность –творческая среда, которая дает дополнительные возможности для формирования патриотических чувств младших школьников. Воспитание духовности и нравственности прослеживается периодически в каждом курсе внеурочной деятельности. Внеклассная работа – «живое» общение с русским, духовным, чистым источником. Здесь просто кладезь возможностей для формирования и становления таких ценностей, как: - доброта; - уверенность в себе; - щедрость и открытость души; - умение наслаждаться окружающим миром ; - гордость за страну; - патриотизм; - стремление сделать свою страну лучше; - открытие своей малой Родины и т.д. Важно обеспечивать эмоциональную насыщенность внеклассной деятельности, организовывать совместные коллективные усилия и переживания, объединяющие ее участников. Нужно давать детям возможность показать свою индивидуальность и творчество. Им интересно высказывать своё мнение, видеть, что к его мнению прислушиваются другие и чувствовать себя увереннее. Предпочтение отдается таким формам работы, как беседа, классный, час, круглый стол, дидактическая игра, открытое мероприятие и т.д. Все эти формы направлены на формирование представлений о нормах морально-нравственного поведения. Важно превратить долг, честь, совесть, достоинство во внутренние стимулы каждого ребёнка. Путь реализации данной задачи, конечно очень долог и кропотлив. И начальная школа-это лишь фундамент, на котором начинают формироваться взаимоотношения со сверстниками. Отличный потенциал заложен в выездных мероприятиях и путешествиях, организуемых взрослыми. Также важно работа с родителями по созданию семейной базы для духовно-нравственного воспитания детей. Домашняя обстановка и отношения в семье оказывают большое влияние на нравственное развитие школьника. Как научить родителей видеть важность в воспитании нравственных качеств у детей?! Ведь за нравственным развитием ребенка требуется следить так же тщательно, как и за его успехами в чтении, письме, математике. Поведение родителей определяет формирование духовно-нравственных качеств ребёнка, поэтому часто приходится беседовать с родителями, проводить индивидуальную работу (по необходимости). А также вовлекать родителей во внеурочную жизнь своих детей. Ведь что, как ни совместные праздники и время, проведенное вместе, благотворно влияет на нравственное развитие воспитанников и вносит существенные изменения в их духовно-нравственный мир.
РВВ.docx
Магистрант 1­го курса группы М­СР­18  Финансово­экономического института  «ФГАОУ ВО Северо­Восточного  Федерального университета  им. М. К. Аммосова»  Расторгуева Виктория Васильевна «Духовно­нравственное воспитание как ключевое требование ФГОС общего образования» Актуальность   данной   темы   рассмотрим,   учитывая   мнение   различных сфер нашего общества.  Данный вопрос поднимается простыми людьми. Вот что отмечают опросы людей на улицах: ­ ­   все   чаще   можно   встретить   не   стало   доверия   жестокость     друг   и   насилие; другу; к     отсутствует старшим; ­ ­ ценность человеческих отношений и жизни значительно понизилась в глазах уважение     к   современного ­ отсутствие высших идеалов среди молодежи;   общества; ­ дезориентация подрастающего поколения в вопросах идеологий и ценностей общества. Изменения, происходящие сегодня в обществе, связаны с переоценкой ценностей. На протяжении многих лет происходило отчуждение человека от культуры, национальных корней и традиций. И стоит ли удивляться, что в наши дни, большинство школьников ориентированы на материальные блага, а не   на   духовные   ценности,   а   у   значительной   части   учащихся   ценностные ориентации   вообще   не   сформированы.   В   настоящее   время   духовно­ нравственное   воспитание   становится   направляющим   ориентиром   развития учащихся.   Так   как   материальные   ценности   преобладают   над   духовными, поэтому   молодое   поколение   неверно   истолковывает   понятия   о   добре, справедливости, патриотизме, милосердии, толерантности.        В   связи   с   этим   возникла   необходимость   в   приобщении   младших школьников   к духовно – нравственному развитию и воспитанию личности и гражданина России.  Современный   национальный   воспитательный   идеал   –   это   творческий   компетентный   гражданин   России, высоконравственный, принимающий как свою личную.   судьбу   Отечества,   Рассмотрим   духовно   –   нравственный   портрет   выпускника   начальной школы: ­ любящий свой край и свою Родину; ­уважающий и принимающий ценности семьи и общества;  ­ любознательный, интересующийся, активно познающий мир    ­ готовый самостоятельно действовать и отвечать за свои поступки перед семьёй и школой  ­ доброжелательный, умеющий высказать своё мнение;    обладающий   основами   коммуникативной   культурой   (умеет   слушать   и слышать   собеседника, высказывать своё мнение);   ­   владеющий   основами   умения   учиться,   способный   к   организации собственной   деятельности;    ­ выполняющий правила здорового и безопасного образа жизни для себя и окружающих.      В школе реализовать выполнение поставленных целей и задач учителю помогает и процесс воспитания, и процесс обучения. Важным   условием   нравственного   воспитания   школьников   является общий   нравственный   "климат”   в   классе   и   школе,   стиль   отношений   между учителем   и   детьми,   детских   взаимоотношений.   Полноправным   членом коллектива   ученик   ощутит   себя   тогда,   когда   в   классе   царит   обстановка взаимной заботы и внимания, доброжелательности и требовательности. При   преодолевается таком   подходе   развиваются   достоинства   каждого, неуверенность  слабых,  не  замечаются  их  недостатки. Важно  помочь детям почувствовать коллектив, как целое, научить их дорожить его интересами. Забота   о   личности   ­   первая   заповедь   нашего   коллектива.   Дети   должны чувствовать себя защищёнными от несправедливости и обиды, видеть, что они небезразличны для других. Нужно учить детей не только «брать» что­то для себя, но и уметь «давать» хорошее другим, учить быть ответственными за общее дело. Конечно же, определяющее значение в нравственном воспитании имеет личный пример учителя, его отношение к детям. Даже в мелочах, в манерах дети стараются подражать своему учителю. Личный пример учителя, его отношение к детям имеет определяющее значение в духовно­нравственном воспитании младших школьников. Если для отношений между учителем и  учениками   характерны   заботливость   и   отзывчивость,   такими   же   будут   и отношения   учеников   между   собой.     Очень   важным   моментом   духовно­ нравственного воспитания является также работа над Правилами поведения учащихся в школе.   Урок – место разнообразных коллективных действий и переживаний, накопления   опыта   духовно   –   нравственных   взаимоотношений.   Здесь   дети учатся работать самостоятельно, соотносить свои усилия с усилиями других, слушать и понимать своих товарищей, сопоставлять свои знания со знаниями других, отстаивать своё мнение, помогать и принимать помощь. Нравственное   воспитание   младшего   школьника   происходит   в   процессе   обучения.         Чтобы формировать нравственное сознание школьников, важно помогать учащимся осмыслить как их собственный опыт, так и опыт других (пример товарищей, родителей и взрослых, примеры из литературы). Использование произведений   художественной   литературы   в   процессе   нравственного воспитании   помогает   выработке   у   детей   способности   сопереживания   с другими, формирует их положительные нравственные эмоции.  Для   духовно­нравственного   воспитания   благоприятные   условия создаются и на уроках литературного чтения. В процессе чтения рассказов, стихотворений, сказок у детей складывается представление о добре и зле. Добрый, говорят дети, ­ это тот, кто проявляет заботу об окружающих людях, друзьях,   близких,   родных,   оказывая   бескорыстную   помощь.   При   работе   с пословицами,   поговорками,   объясняется   нравственный   смысл   пословиц   и поговорок, путём подбора интересных примеров.   Знакомясь   с  народным   языком,   дети   входят   в  мир   народной   мысли, народной жизни. Приступая к изучению рассказов, стихотворений, басен дети знакомятся   с   народным   творчеством,   воспитывается   тем   самым   частичка духовности и нравственности.         Более полно наполнены краеведческим материалом уроки окружающего мира. Этот предмет как никакой другой погружает детей в мир как малой Родины,   так   и   великой   страны   в   целом.   Чувство   гордости   за   страну,   ее богатства,   историю,   достижения   прослеживается   на   каждом   уроке   данной дисциплины.   Огромный   воспитательный   материал   для   патриотизма   и закрепления   любви   к   Родине   несет   каждая   тема   и   раздел   предмета Окружающий мир.                   Внеурочная   деятельность   –творческая   среда,   которая   дает дополнительные   возможности   для   формирования   патриотических   чувств младших   школьников. прослеживается периодически в каждом курсе внеурочной деятельности.    Воспитание   духовности   и   нравственности Внеклассная   работа   –   «живое»   общение   с   русским,   духовным,   чистым источником.   Здесь   просто   кладезь   возможностей   для   формирования   и становления таких ценностей, как: ­ доброта; ­ уверенность в себе; ­ щедрость и открытость души; ­ умение наслаждаться окружающим миром ; ­ гордость за страну;  ­ патриотизм; ­ стремление сделать свою страну лучше; ­ открытие своей малой Родины и т.д. Важно   обеспечивать   эмоциональную   насыщенность   внеклассной   организовывать   совместные   коллективные   усилия   и деятельности, переживания, объединяющие ее участников. Нужно давать детям возможность показать   свою   индивидуальность   и   творчество.   Им   интересно   высказывать своё мнение, видеть, что к его мнению прислушиваются другие и чувствовать себя увереннее.  Предпочтение отдается таким формам работы, как беседа, классный, час, круглый стол, дидактическая игра, открытое мероприятие и т.д. Все эти формы   направлены   на   формирование   представлений   о   нормах   морально­ нравственного поведения. Важно превратить долг, честь, совесть, достоинство во   внутренние   стимулы   каждого   ребёнка.   Путь   реализации   данной   задачи, конечно очень долог и кропотлив. И начальная школа­это лишь фундамент, на котором начинают формироваться взаимоотношения со сверстниками. Отличный   потенциал   заложен   в   выездных   мероприятиях   и путешествиях, организуемых взрослыми.  Также важно работа с родителями по созданию семейной базы для духовно­ нравственного воспитания детей. Домашняя обстановка и отношения в семье оказывают большое влияние на нравственное развитие школьника. Как научить родителей видеть важность в воспитании нравственных качеств у детей?! Ведь за нравственным развитием ребенка требуется следить так же тщательно, как и за его успехами в чтении, письме,   математике.   Поведение   родителей   определяет   формирование духовно­нравственных   качеств   ребёнка,   поэтому   часто   приходится беседовать   с   родителями,   проводить   индивидуальную   работу   (по необходимости). А также вовлекать родителей во внеурочную жизнь своих детей. Ведь что, как ни совместные праздники и время, проведенное вместе, благотворно   влияет   на   нравственное   развитие   воспитанников   и   вносит существенные изменения в их духовно­нравственный мир.

«Духовно-нравственное воспитание как ключевое требование ФГОС общего образования»

«Духовно-нравственное воспитание как ключевое требование ФГОС общего образования»

«Духовно-нравственное воспитание как ключевое требование ФГОС общего образования»

«Духовно-нравственное воспитание как ключевое требование ФГОС общего образования»

«Духовно-нравственное воспитание как ключевое требование ФГОС общего образования»

«Духовно-нравственное воспитание как ключевое требование ФГОС общего образования»

«Духовно-нравственное воспитание как ключевое требование ФГОС общего образования»

«Духовно-нравственное воспитание как ключевое требование ФГОС общего образования»

«Духовно-нравственное воспитание как ключевое требование ФГОС общего образования»

«Духовно-нравственное воспитание как ключевое требование ФГОС общего образования»

«Духовно-нравственное воспитание как ключевое требование ФГОС общего образования»

«Духовно-нравственное воспитание как ключевое требование ФГОС общего образования»
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
14.02.2019