Духовно-нравственное воспитание младшего школьника в рамках внеурочной деятельности
Оценка 4.9
Лекции
docx
родителям +1
Взрослым
21.06.2019
В статье рассматриваются вопросы организации духовно-нравственного воспитания младшего школьника в рамках курса Т.Н. Просняковой «Художественное творчество: станем волшебниками». Духовно-нравственное воспитание предполагает становление отношений ребёнка к Родине, обществу, коллективу, людям, к труду, своим обязанностям и к самому себе, и, соответственно, развитие качеств: патриотизма, толерантности, товарищества, активное отношение к действительности, глубокое уважение к людям.
Духовно- нравственное воспитание в рамках внеурочной деятельности.docx
Ерофеева Светлана Петровна, учитель начальных классов МБОУ «Белоярская СШ», село
Белый Яр.
Духовнонравственное воспитание младшего школьника
деятельности.
в рамках внеурочной
«Важнейшей целью современного отечественного образования и одной из приоритетных
задач общества и государства является воспитание, социальнопедагогическая поддержка
становления и развития высоконравственного, ответственного, творческого, инициативного,
компетентного гражданина России» [2, с. 12]. Духовнонравственное воспитание предполагает
становление отношений ребёнка к Родине, обществу, коллективу, людям, к труду, своим
обязанностям и к самому себе, и, соответственно, развитие качеств: патриотизма,
толерантности, товарищества, активное отношение к действительности, глубокое уважение к
людям.
Задача духовнонравственного воспитания состоит в том, чтобы социально необходимые
требования общества педагоги превратили во внутренние стимулы личности каждого ребенка,
такие как долг, честь, совесть, достоинство.
«При этом воспитание принципиально не может быть локализовано или сведено к
какомуто одному виду образовательной деятельности, оно должно охватывать и пронизывать
собой все виды: учебную и внеурочную деятельность» [1, с. 5]. В соответствии с федеральным
государственным образовательным стандартом начального общего образования
для
обеспечения такого единения в Федеральный учебный план введен раздел «Внеурочная
деятельность». Внеурочная деятельность является логическим продолжением начатой на уроке
работы.
Самое могучее и красивое дерево обязательно было когдато тоненьким и хрупким. Но
на его срезе ранний возраст навсегда отмечен первым тонким колечком это стержень всего
ствола. Детство это сердцевинная часть каждой жизни. Поэтому всё, что впитывает ребёнок в
себя в эти годы очень важно. Трудно сейчас воспитать здорового ребёнка, здорового и телесно
и душевно. Многое зависит от родителей, но очень многое зависит и от нас учителей. Первый
серьёзный шаг в мир дети совершают, когда переступают порог школы.
Начальная школа период, наиболее благоприятный для духовнонравственного
становления личности.
Курс Т.Н. Просняковой «Художественное творчество: станем волшебниками»,
реализуемый мною в рамках внеурочной деятельности, основное внимание уделяет духовно
нравственному воспитанию младшего школьника.
На уровне предметного содержания создаются условия для воспитания:
•патриотизма через активное познание истории материальной культуры и традиций
своего и других народов;
•трудолюбия привитие детям уважительного отношения к труду, трудовых навыков и
умений самостоятельного конструирования и моделирования изделий, навыков творческого
оформления результатов своего труда и др.;
•творческого отношения к учению, труду, жизни; формирования представлений об
эстетических ценностях (восприятие красоты природы, знакомство с художественными
ценностями материального мира, эстетической выразительностью предметов рукотворного
мира, эстетикой труда и трудовых отношений в процессе выполнения коллективных
художественных проектов);
•бережного отношения к природе, окружающей среде (в процессе работы с природным
материалом, создания из различного материала образов картин природы, животных и др.); •ценностного отношения к здоровью (освоение приемов безопасной работы с инструментами,
понимание необходимости применения экологически чистых материалов, организация
здорового созидательного досуга и т.д.).
Основные содержательные линии программы направлены на личностное развитие
учащихся, воспитание у них интереса к различным видам деятельности, получение и развитие
определенных профессиональных навыков. Программа даёт возможность ребёнку представить
себе место, роль, значение и применение материала в окружающей жизни.
В программе «Художественное творчество» предусмотрено большое количество
развивающих заданий поискового и творческого характера. Раскрытие личностного потенциала
младшего школьника реализуется путём индивидуализации учебных заданий. Ученик всегда
имеет возможность принять самостоятельное решение о выборе задания, исходя из степени его
сложности. Он может заменить предлагаемые материалы и инструменты на другие, с
аналогичными свойствами и качествами.
Развитие коммуникативной компетентности происходит посредством приобретения
опыта коллективного взаимодействия, формирования умения участвовать в учебном диалоге,
развития рефлексии как важнейшего качества, определяющего социальную роль ребёнка.
Программа курса содержит задания, предлагающие разные виды коллективного
взаимодействия (работа в парах, в малых группах, коллективный творческий проект,
инсценировки, презентации своих работ, коллективные игры и праздники).
Повышению мотивации способствует создание положительного эмоционального фона,
стимулирующего состояние вдохновения, желание творить, при котором легче усваиваются
навыки и приемы, активизируются фантазия и изобретательность. Произведения, созданные в
этот момент детьми, невозможно сравнить с результатом рутинной работы. Поддержанию
интереса способствует то, что учебные пособия содержат разного рода информацию,
расширяющую представления об изображаемых объектах, позволяющую анализировать и
определять целевое назначение поделки.
Задача каждого занятия — освоение нового технологического приема или комбинация
ранее известных приёмов, а не точное повторение поделки. Такой подход позволяет
оптимально учитывать возможности каждого учащегося, поскольку допускаются варианты как
упрощения, так и усложнения задания. Дети могут изготавливать изделия, повторяя образец,
внося в него частичные изменения или реализуя собственный замысел. Следует организовывать
работу по поиску альтернативных возможностей, подбирать другие материалы вместо
заданных, анализируя при этом существенные и несущественные признаки для данной работы.
Основными формами подведения итогов реализации курса «Художественное
творчество: станем волшебниками» является: составление альбома лучших работ; проведение
выставок работ учащихся, участие в районной выставке детского прикладного и технического
творчества.
Труд является действенным средством нравственного воспитания. Как говорит
народная мудрость, у человека портятся голова и сердце, если он не знает, чем занять руки.
«Участие в коллективном труде,— говорил А. С. Макаренко,— позволяет человеку
вырабатывать правильное нравственное отношение к другим людям — родственную любовь и
дружбу по отношению ко всякому трудящемуся, возмущение и осуждение по отношению к
лентяю, к человеку, уклоняющемуся от труда» [3].
Духовнонравственное воспитание является одним из основных компонентов
образовательного процесса, что помогает вырастить честных, добрых, трудолюбивых людей, поможет найти им своё место в жизни, использовать полученные знания и умения на благо
Родины.
Список литературы:
1. Григорьев Д.В. Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор: пособие
для учителя. – М.: Просвещение, 2010. – С.5.
2. Концепция духовнонравственного развития и воспитания личности гражданина России Под.
ред. А.Я. Данилюк, А.М. Кондаков, В.А. Тишков. М.: Просвещение, 2009. – С. 12.
3. Макаренко А. С. «О воспитании» /Сост. и авт. вступит. статьи В. С. Хелемендик – М:
Политиздат, 1990.
Духовно-нравственное воспитание младшего школьника в рамках внеурочной деятельности
Духовно-нравственное воспитание младшего школьника в рамках внеурочной деятельности
Духовно-нравственное воспитание младшего школьника в рамках внеурочной деятельности
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.