ДУХОВНО - НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В ПРОЦЕССЕ РЕАЛИЗАЦИИ КУРСА ОРКСЭ
Оценка 4.6
Лекции
docx
религиоведение
4 кл
23.03.2017
Именно внедрение курса ОРКСЭ в образовательный процесс способствует достижению главных задач современного образования. В ходе данного курса рассматриваются такие понятия, как мораль и культура, добро и зло, добродетели и пороки, свобода, моральный выбор, ответственность. Эти понятия являются основами этики. Поэтому главная цель учителя - донести до учеников эти ценности, наглядно им продемонстрировать необходимость быть добрым и справедливым, честным, добродушным по отношению к другим людям.
ДУХОВНО - НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ.docx
ДУХОВНО НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ
МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
В ПРОЦЕССЕ РЕАЛИЗАЦИИ КУРСА ОРКСЭ
«Ребёнок в момент рождения не человек, а только кандидат в
человека». (Анри Пьерон) (слайд 1)
Изменения в социальной жизни нашей страны, перемены в области
просвещения делают особенно актуальными проблемы духовности, морали,
этики. Становится иной и современная стратегия развития российской школы:
в центре ее – формирование духовно богатой, высоконравственной,
образованной и творческой личности. Все это учитывается в федеральных
государственных образовательных стандартах общего образования. В
образовательных стандартах второго поколения одной из приоритетных задач
духовнонравственного развития и воспитания учащихся является воспитание
нравственности, развитие готовности к духовному саморазвитию и понимание
значения веры и религии в жизни человека и общества. Таким образом,
фундаментальной основой преподавания учебного курса ОРКСЭ является
приобретение учащимися базовых ценностных ориентиров,
опытных
представлений о морали и нравственности,
которые способствуют
формированию целостного мировоззрения учащихся. Преподавание знаний
об основах религиозных культур и светской этики призвано сыграть важную
роль не только в расширении образовательного кругозора учащегося, но и в
воспитательном процессе формирования порядочного, честного, достойного
гражданина, соблюдающего Конституцию и законы Российской Федерации,
уважающего ее культурные традиции.
Психологи установили,
что младший школьный возраст
характеризуется повышенной восприимчивостью внешних влияний, верой в
истинность всего, непосредственностью в поведении. Эти особенности
являются залогом эффективности воспитательной работы с младшими школьниками. Именно в этом возрасте возникают большие возможности для
систематического и последовательного духовнонравственного воспитания
детей.
С 1 сентября 2012 г. российские четвероклассники изучают новый
предмет «Основы религиозной культуры и светской этики». На его
преподавание отводится 34 часа. Учебный курс является единой учебно
воспитательной системой. Он включает в себя шесть модулей: (слайд 2)
1. «Основы православной культуры»,
2. «Основы исламской культуры»,
3. «Основы буддийской культуры»,
4. «Основы иудейской культуры»,
5. «Основы мировых религиозных культур».
6. «Основы светской этики».
Все модули согласуются между собой по педагогическим целям,
задачам, требованиям к результатам освоения учебного содержания. Отметок
за него не ставят. Так в чем же смысл введения предмета?
Введение в государственных образовательных учреждениях
образования – это не навязывание догматов, а именно
религиозного
объяснение культуры поведения в обществе. На уроках мы учимся как вести
себя в храме, мечети и других общественных местах. Ребенок в школе
приобретает навыки
национальности.
толерантного поведения с людьми другой
Именно внедрение данного курса
в образовательный процесс
способствует достижению главных задач современного образования. В ходе
курса рассматриваются такие понятия, как мораль и культура, добро и зло,
добродетели и пороки, свобода, моральный выбор, ответственность. Эти
понятия являются основами этики. Здесь цель учителя донести до учеников
эти ценности, наглядно им продемонстрировать необходимость быть добрым
и справедливым, честным, добродушным по отношению к другим людям. Важнейшая составляющая учебного процесса – воспитательная задача.
Сегодня очевиден запрос общества к системе образования о решении задачи
духовнонравственного воспитания граждан России.
Духовнонравственное воспитание содействует духовнонравственному
становлению человека, формированию у него: (слайд 3)
нравственных чувств совести, долга, ответственности, гражданственности;
нравственного облика терпимости, терпения, милосердия;
нравственной позиции готовности к преодолению жизненных испытаний,
способности различать добро и зло;
нравственного поведения готовности служения людям.
Учебный курс «Основы религиозных культур и светской этики»
является культурологическим и направлен на развитие у школьников 1011
лет представлений о нравственных ценностях и идеалах, лежащих в основе
религиозных и светских традиций, а также на понимание их значения в жизни
современного общества и своей сопричастности к ним.
Введение комплексного курса призвано содействовать более тесному
школьников.
взаимодействию семьи и школы в вопросах воспитания
Привлечение родителей к сотрудничеству в учебном процессе не только на
этапе выбора модуля, но и в процессе изучения курса обеспечивает прямое
участие семьи в деле духовнонравственного воспитания детей, способствует
укреплению семьи и повышению авторитета школьного учителя.
На уроках этики дети знакомятся с понятиями дружбы и порядочности,
правды, истины и лжи, добра и зла. При изучении основных критериев
светской этики они убеждаются в ценности самого дорогого, что есть у
человека, его жизни.
В процессе обучения детей нужно поощрять словом, поддерживать их
инициативу высказываться, подбирать такие формы работы, которые по
нраву и по силам младшим школьникам. Дети перестают стесняться
высказываться, спорить друг с другом, вспоминают эпизоды из жизни, доказывают своё мнение, и никто не боится ошибиться. Ведь ошибка одного
ученика может породить полезные мысли у других. До многого ребёнок
может додуматься сам, и нужно стараться не мешать ему думать, не
объяснять материал доступный для понимания. Применяя на уроках игровые
ситуации, ребёнку приходится поставить себя в ту или иную ситуацию,
определить своё поведение или свою позицию, обосновать поступок, выбор.
Повысить интерес учащихся к курсу помогает интересный
дополнительный материал. Это притчи, былины, сказки, рассказы о Родине, о
подвигах, о детях.
В ходе изучения светской этики и этикета у учеников вырабатываются
социальнокоммуникативные умения: говорить и слушать, участвовать в
беседе, дискутировать, аргументированно обосновывать свою точку зрения.
(слайд 4)
Интересно и грамотно построенный урок приводит к формированию
спаянного и дружного коллектива класса, умению избегать конфликты,
находить выход из спорных ситуаций, помогать друг другу, заботиться.
На уроках ОРКСЭ прослеживается тесная междисциплинарная связь с
литературным чтением, окружающим миром, изобразительным искусством,
музыкой. Так по теме «Семья» было предложено нарисовать герб семьи и
составить родословную своей семьи. Темы, поднятые на уроках
литературного чтения, подкрепляются на уроках ОРКСЭ. Ребята дают
характеристику героям произведений, высказывают своё отношение к их
поступкам, анализируют, делают выводы. Так, изучая тему «Добро и зло»,
«Добродетель и порок» вспоминаем литературные произведения и ставим
перед детьми такие вопросы: «Какими качествами наделены те или иные
герои?» или «Какие качества героев вы назвали бы добродетельными, а какие
порочными?» Можно предложить и такое задание: «Вспомни народные сказки,
в которых зависть заставляла героев совершать жестокие поступки». (слайд 5) Получается, что мы об одном и том же говорим не раз и не два, а на всех
предметах, и маленькие зёрнышки нравственности, брошенные во время
общения, формируют и развивают ребёнка как личность, обладающей теми
полезными качествами, которые ей (личности) необходимы для жизни в
обществе. Сухомлинский В.А. писал: «Воспитать человека, научить его жить
– значить научить долженствовать». Главное – это воспитание значимых
общечеловеческих нравственных ценностей, которые связаны с понятиями
гуманности и любви, духовности и свободы, добра и зла, порядочности и
скромности, доброты и бескорыстия.
Воспитание детей было и есть самым трудным видом деятельности в
мире. Что может быть сложнее, чем воспитать в человеке Человека?
Надеемся, что курс «Основы религиозных культур и светской этики»,
направленный на развитие у обучающихся представлений о нравственных
ценностях и идеалах и рассчитанный на сотрудничество школы и семьи,
поможет успешнее решать
школьников.
задачи духовнонравственного воспитания
Закончить мне хотелось бы цитированием одной древней притчи,
которая в полной мере отражает цели преподаваемого курса ОРКСЭ. (слайд
6)
«Когдато давно старик открыл своему внуку одну жизненную истину:
В каждом человеке идет борьба, очень похожая на борьбу двух волков.
Один волк представляет зло: зависть, ревность, сожаление, эгоизм,
амбиции, ложь. Другой волк представляет добро: мир, любовь, надежду,
истину, доброту и верность.
Внук, тронутый до глубины души словами деда, задумался, а потом
спросил:
А какой волк в конце побеждает?
Старик улыбнулся и ответил:
Всегда побеждает тот волк, которого ты кормишь». И с нашей помощью взрослеющий человек должен понять, какого именно
«волка» он кормит.
Литература:
1. А.Я. Данилюк Книга для родителей М. «Просвещение» 2010
2. О.В.Розина Духовные основы русской культуры. М. «Наука и слово». 2009
3. М.Т.Студеникин Основы светской этики. М. «Русское сл
ДУХОВНО - НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В ПРОЦЕССЕ РЕАЛИЗАЦИИ КУРСА ОРКСЭ
ДУХОВНО - НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В ПРОЦЕССЕ РЕАЛИЗАЦИИ КУРСА ОРКСЭ
ДУХОВНО - НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В ПРОЦЕССЕ РЕАЛИЗАЦИИ КУРСА ОРКСЭ
ДУХОВНО - НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В ПРОЦЕССЕ РЕАЛИЗАЦИИ КУРСА ОРКСЭ
ДУХОВНО - НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В ПРОЦЕССЕ РЕАЛИЗАЦИИ КУРСА ОРКСЭ
ДУХОВНО - НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В ПРОЦЕССЕ РЕАЛИЗАЦИИ КУРСА ОРКСЭ
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.