Духовно-нравственное воспитание на уроках литературы

  • Руководства для учителя
  • doc
  • 12.04.2018
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Часто мы говорим о том, что наши дети теряют корни, они не знают традиций, не интересуются историей Отчизны. В своем Отечестве, в русских храмах, монастырях, краеведческих музеях, чувствуют себя иностранцами. А что делаем мы, взрослые, для духовно-нравственного воспитания детей? И перед учителем-словесником встает задача осознания смысла и значения уроков литературы, нахождения тех методов и приемов, которые помогут педагогам сделать эти уроки не просто передачей знаний, но станут прочной основой для достижения духовной высоты личности. Основная задача таких уроков – познакомить детей с содержанием Библии, обучать анализу собственных поступков, соотнося их с общечеловеческими ценностями и идеалами. Обращение к богатому наследию христианской культуры – актуальная на сегодняшний день проблема. Библия – Вечная книга – является драгоценным сокровищем, способным возродить внутренний строй души человека. Но, привлекая к ней детей, следует соблюдать осторожность. Главное в таких случаях – не расплескать смысл, проявлять терпимость к различным мнениям, памятуя о том, что терпимость – результат высокого развития личности и культуры.
Иконка файла материала Духовно-нравственное воспитание на уроках литературы.doc
Духовно-нравственное воспитание на уроках литературы Часто мы говорим о том, что наши дети теряют корни, они не знают традиций, не интересуются историей  Отчизны. В своем Отечестве, в русских храмах, монастырях, краеведческих музеях, чувствуют себя  иностранцами. А что делаем мы, взрослые, для духовно­нравственного воспитания детей? И перед учителем­словесником встает задача осознания смысла и значения уроков литературы,  нахождения тех методов и приемов, которые помогут педагогам сделать эти уроки не просто передачей  знаний, но станут прочной основой для достижения духовной высоты личности. Основная задача таких  уроков – познакомить детей с содержанием Библии, обучать анализу собственных поступков, соотнося  их с общечеловеческими ценностями и идеалами. Обращение к богатому наследию христианской  культуры – актуальная на сегодняшний день проблема. Библия – Вечная книга – является драгоценным  сокровищем, способным возродить внутренний строй души человека. Но, привлекая к ней детей, следует  соблюдать осторожность. Главное в таких случаях – не расплескать смысл, проявлять терпимость к  различным мнениям, памятуя о том, что терпимость – результат высокого развития личности и культуры. На первых уроках литературы в пятом классе мы с учащимися задумываемся над тем, для чего нужны  уроки словесности, осознаем смысл и значение понятия «духовность» в доступной пятиклассникам  форме. Объясняя значение этого слова, я обращаюсь к замечательному стихотворению Владимира  Набокова, в котором он выразил восхищение миром как творением Божием. А после прочтения  стихотворения Н.М.Рубцова «Доволен я буквально всем!» спрашиваю учащихся, заметили ли они чувство радости и чистоты, охватывающее поэта от общения с миром природы? Мир как большое зеркало, в  которое мы смотрим, как в чистую воду; мы его часть, и если он хорош, то и мы должны быть красивыми. А что же такое душа? Некоторые утверждают, что у человека нет души, потому что ее нельзя увидеть и потрогать. Другие  считают, что душа – это бессмертное начало человека, продолжающее жить и после его смерти. А можно ли душу сделать красивой? Существует такое выражение «труд души». Как вы его понимаете? У Заболоцкого есть стихотворение «Не позволяй душе лениться…», написанное за шесть дней до его  кончины. Читая его, учащиеся приходят к мысли, что, для того чтобы стать душевно красивым  человеком, надо много трудиться. Так мы приходим у мысли о том, что на уроках словесности мы будем трудиться над тем, чтобы обрести  духовность, чтобы сделать красивой, чистой душу, а тогда особой красотой озарятся лица, поступки и  вся наша жизнь. Вот такой удивительной силой обладает душевная, духовная красота человека. Так у пятиклассников начинает формироваться понятие «духовный мир человека»… На мой взгляд, тема свободы выбора и покаяния в русской литературе – одна из самых важных для  формирования души человека. И поэтому на каждом из уроков литературы мы говорим о ситуациях, в  которых героям произведений приходится делать выбор (Какой выбор и почему сделал Филька, герой  рассказа К.Г.Паустовского «Теплый хлеб»? Свободно ли выбирает путь воспитания мальчика  учительница из рассказа В.Распутина «Уроки французского»?) А изучая в шестом классе «Притчу о добром самаритянине», размышляем над словами Иисуса Христа:  «Люби ближнего своего как самого себя». Размышляя над страницами произведений, учащиеся приходят к выводу, что, совершая выбор в пользу  зла, герои нарушали всеобщие духовно­нравственные законы нашей жизни, основанные на заповедях  Божьих.Знакомство с библейскими сюжетами, их анализ, обсуждение на уроках литературы способствует  укреплению нравственных принципов в сознании детей, помогает глубже проникнуть в художественное  произведение, понять его. Без знания Великой книги, без размышления над словом «нерукотворный»,  например, нельзя понять поэтическую идею стихотворения «Я памятник себе воздвиг нерукотворный»  А.С.Пушкина. Доброе рождается только из доброго. И мудрое слово, нашедшее отклик в человеческом сердце, не  умирает, а всегда живет в памяти людей, передаваясь от поколения к поколению, от родителей к детям.