«Духовно-нравственное воспитание на уроках литературы в рамках реализации ФГОС»
Оценка 4.9

«Духовно-нравственное воспитание на уроках литературы в рамках реализации ФГОС»

Оценка 4.9
Педсоветы
docx
русский язык +1
Взрослым
19.04.2019
«Духовно-нравственное  воспитание  на уроках литературы   в рамках реализации ФГОС»
Выступление на педагогическом совещании. В настоящее время данная тема выступления актуальна и важна. Учителя должны давать детям не только багаж необходимых знаний по тем или иным дисциплинам, но и воспитывать нравственного, творческого, эрудированного человека. Который может применять свои полученные знания в повседневной жизни.
Выступление на педагогическом совете.docx
Выступление «Духовно­нравственное  воспитание  на уроках литературы   в рамках реализации ФГОС»  Учитель русского языка Перетятько Елена Николаевна Во все века люди высоко ценили духовно­нравственную воспитанность. «Кто успевает в  науках, но отстаёт в добрых нравах, тот больше отстаёт, чем успевает»,­ писал в свое  время Я.А. Коменский. Введение Федерального государственного образовательного стандарта второго поколения  (ФГОС) – это новый этап модернизации российского образования. Основой ФГОС является духовно­нравственное воспитание личности. Изменения в социальной жизни нашей страны,  перемены в области просвещения делают особенно актуальными проблемы духовности,  морали, этики. По требованию новых стандартов полученные знания не должны быть  мертвым грузом: вызубрил, но ничего не понял. Ребёнок должен уметь свободно  пользоваться этими знаниями, самостоятельно их находить, применять в жизни. Для  педагога важно не просто передать знания школьнику, а научить его овладевать новыми  знаниями, новыми видами деятельности.Целью духовно­нравственного развития и  воспитания школьников является социально­педагогическая поддержка становления и  развития высоконравственного, творческого, компетентного гражданина России,  принимающего судьбу Отечества, как свою личную, осознающего ответственность за  настоящее и будущее своей страны, укорененного в духовных и культурных традициях  многонационального народа Российской Федерации.Поставленная цель реализуется через  учебные программы и программы внеурочной деятельности. В программу по литературе  мы, учителя­филологи, обязательно включаем уроки регионального компонента, проводим  классные и внеклассные мероприятия по гражданскому и патриотическому воспитанию.  Литература родного края  тоже формирует у школьников высокую гражданскую позицию,  патриотическое сознание, уважение к культуре и истории своего края, обогащает их  духовно­нравственный опыт лучшими чертами менталитета казачества. Учащиеся  постигают категории добра, справедливости, чести, патриотизма, любви к своей «малой»  родине. Каждое художественное произведение донских писателей актуально. Так как  является культурно­историческим, духовно­нравственным наследием родного края.  Родина, родной край ­ однокоренные слова. Род человеческий на том и держится, своё  родное любить нужно, защищать и заботиться. Преподавание литературы в школе играет  важную роль в подготовке учащихся к жизни. Мы живём в такое время, когда наблюдается  дефицит духовности, падение нравственности, утрата милосердия, жестокость и зло берут  верх над добром и порядочностью. В мудрых словах предков отмечалось, мы всегда  «преклоняемся перед прошлым, стремимся к будущему». Сегодняшние дети – это будущий мир. Перед нами, учителями, встают проблемы: «Как учить в век информатизации  человека будущего?», «Чему учить, чтобы знания, полученные на уроках, помогли ученику  стать личностью?», «Как повысить качество обучения школьников?» Согласитесь,  современному обществу нужны образованные, нравственные, предприимчивые люди,  которые могут:  • анализировать свои действия;  • самостоятельно принимать решения, прогнозируя их возможные последствия;   • отличаться мобильностью; • быть способными к сотрудничеству;  • обладать чувством ответственности за судьбу страны, ее процветание. Новые требования к результатам образовательной деятельности диктуют новые требования к уроку как основной форме организации учебного процесса.  Стандарты устанавливают требования не только к предметным результатам, но и к  личностным качествам, которым отдаётся предпочтение. В основе такого подхода лежит  не изучаемый предмет, а ученик, которого мы развиваем. Формируем из него  индивидуальность. Ребёнок – центр развития, а предмет – средство, с помощью которого  мы развиваем ребёнка. Подобные акценты заставляют по­новому взглянуть на цель  образовательного процесса – приоритетное развитие личности.  «Урок – это зеркало общей  и педагогической культуры учителя, мерило его интеллектуального богатства, показатель  его кругозора, эрудиции», ­ писал известный педагог В.А.Сухомлинский.Как разработать  урок по­новому? Как учителю сохранить собственное лицо и учесть при этом новые  требования ФГОС?Особенность федеральных государственных образовательных  стандартов общего образования ­ их деятельностный характер, который ставит главной  задачей развитие личности ученика. Современное образование отказывается от  традиционного представления результатов обучения в виде знаний, умений и навыков;  формулировки ФГОС указывают на реальные виды деятельности.  Какие же требования предъявляются к современному уроку литературы в условиях  введения ФГОС: • урок должен быть проблемным и развивающим: учитель сам нацеливается на  сотрудничество с учениками и умеет направлять учеников на сотрудничество с учителем и  одноклассниками;  • учитель организует проблемные и поисковые ситуации, активизирует деятельность  учащихся;  • вывод делают сами учащиеся;  • минимум репродукции и максимум творчества и сотворчества;  • здоровьесбережение;  • в центре внимания урока — дети;  • учет уровня и возможностей учащихся, в котором учтены такие аспекты, как профиль  класса, стремление учащихся, настроение детей; • урок должен быть добрым.  Ученик должен стать живым участником образовательного процесса.  Современный урок  русского языка и литературы, направленный на формирование метапредметных и  личностных результатов, ­ это проблемно – диалогический урок. При подготовке к  такому уроку следует тщательно продумать свои действия на каждом этапе с учетом  возможных ситуаций, потребующих импровизации: Конструирование проблемной ситуации. Проблемная ситуация на уроке может, конечно, возникнуть сама собой, но для достижения поставленной цель, учитель должен четко  представлять, в какой момент проблема должна возникнуть, как ее лучше обыграть, чтобы  в дальнейшем ее разрешение привело к задуманному результату. Поэтому проблемную  ситуацию необходимо хорошо продумать и подвести к тому, чтобы ученики  самостоятельно сформулировали проблему урока в виде темы, цели или вопроса. Это  можно сделать двумя способами: «с затруднением» или «с удивлением». Первый способ  предполагает, что учащиеся получают задание, которое невозможно выполнить без новых  знаний. В ходе проблемного диалога учитель подводит учеников к осознанию нехватки  знаний и формулированию проблемы урока в виде темы или цели. Второй способ  предполагает сравнительный анализ двух фактов, мнений, предположений. В процессе  сравнения учитель должен добиться осознания учениками несовпадения, противоречия,  которое должно вызвать у них удивление и привести к формулировке проблемы урока в  виде вопроса. Планирование действий. Когда проблема урока будет сформулирована, начнется  основная его часть­ коммуникация. На этом этапе предполагается самостоятельная работа  учащихся. При подготовке к уроку учитель должен предусмотреть возможные варианты  «развития действия», чтобы вовремя «реку направить в нужное русло». Поэтому работая  над сценарием урока, следует спланировать применение разных приемов. Например,  выдвижение версий, проведение актуализации ранее полученных знаний путем мозгового  штурма или выполнения ряда заданий по изученному материалу, составление плана с  использование элементов технологии проблемного диалога для определения  последовательности действий, их направленности, возможных источников информации. Планирование решений. Планируя решение проблемы, необходимо: во­ первых,  сформулировать свой вывод по проблеме (форму правила, алгоритма, описание  закономерности, понятия), к которому при помощи учителя ученики смогут прийти сами;  во – вторых, выбрать такие источники получения учениками необходимых новых сведений  для решения проблемы, в которых не будет содержаться готового ответа, вывода,  формулировки нового знания. Это может быть наблюдение ситуации, в которой  проявляется нужное знание. В – третьих, необходимо спроектировать диалог по поиску  решения проблемы. Можно предусмотреть подводящий или побуждающий диалог.  Подводящий диалог предполагает цепочку вопросов, вытекающих один из другого,  правильный ответ на каждый из которых запрограммирован в самом вопросе. Такой диалог  способствует развитию логики. Побуждающий диалог состоит из ряда вопросов, на  которые возможны разные правильные варианты ответа. Побуждающий диалог направлен  на развитие творчества. Наконец, следует составить примерный опорный сигнал (схему,  набор тезисов, таблицу и т.п.), который будет появляться на доске по мере открытия  учениками нового знания или его элементов. В идеале – каждый элемент опорного сигнала  должен выращиваться в диалоге с учениками по ходу решения проблемы. Планирование результата. Сценарий урока предполагает, что учитель должен продумать  возможное выражение решения проблемы. Например, это может быть ответ на вопрос:  «Так как же мы решили проблему?» Планирование заданий для применения нового знания. Следует помнить, что задания  должны носить проблемный характер, нацеливать ученика на поисковую или  исследовательскую деятельность, предполагать индивидуальную или групповую работу.  Эффективные иды деятельности на уроке: 1. Работа с текстом.   «Чтение с остановками» открывает возможности целостного  видения произведения. Примерные вопросы: Какие ассоциации вызывают у вас имена, фамилии героев? Что вы почувствовали, прочитав эту часть. Какие ощущения у вас возникли? Какие ваши ожидания подтвердились? Что было неожиданным? Как вы думаете, чем закончится рассказ? Как вы бы его закончили? 2. Инсерт ­ это приём такой маркировки текста, когда учащиеся значками отмечают на  полях то, что известно, что противоречит их представлениям, что является интересным и  неожиданным, а также то, о чём хочется узнать более подробно : ? + ­ V 3. Составление кластера .Слово «кластер» вошло в русский язык в эпоху зарождения  интернета, когда несколько серверов стали объединять в блоки (кластеры) чтобы повысить  устойчивость системы к высоким нагрузкам. Кстати, слово cluster переводится с  английского именно так — «пучок, связка».  Особая графическая организация материала,  позволяющая систематизировать и структурировать имеющиеся знания. В центре  записывается ключевое слово и от него расходятся стрелки­лучи, показывая смысловые  поля того или иного понятия. 4. Синквейн ­ это стихотворение, состоящее из пяти строк, написанное по особым  правилам. Синквейн в переводе с французского «пять строк».Схема составления синквейна выглядит следующим образом: в первой строке определяется тема или предмет (одно  существительное); во второй дается описание предмета (два прилагательных или  причастия); в третьей, состоящей из трех глаголов, характеризуются действия предмета; в  четвертой строке приводится фраза обычно из четырех значимых слов, выражающая  отношение автора к предмету; в пятой строке – синоним, обобщающий или расширяющий  смысл темы или предмета (одно слово). Цель написания синквейнов – отработать понятия,  рефлексивно оценить пройденное.  Центральной единицей обучения становится текст как речевое произведение: «Он  является объектом анализа и результатом речевой деятельности не только на традиционно  выделяемых уроках связной речи, к проведению которых привык учитель, но и на каждом  уроке, какой бы теме он ни был посвящён». Большой интерес для меня представляет проектная технология, потому что она  направлена на творческую самореализацию личности, развитие ее возможностей,  мышления. Участвуя в проекте, школьники реализовывают свои творческие возможности.  Навыки и умения, полученные во время создания проекта, развивают деловые качества,  которые в дальнейшем помогут стать им успешными в жизни и уверенными в себе людьми,  быть духовно полноценными творческими личностями. Для меня метод проектов  привлекателен тем, что, возлагая на себя роль организатора познавательной, поисковой,  творческой деятельности учащихся, я обогащаю свой потенциал, постоянно нахожусь в  творческом поиске. Учебный диалог является одним из главных условий духовно – нравственного  развития учащихся. Как особая дидактико­коммуникативная среда учебный диалог  обеспечивает субъектно­смысловое общение, рефлексию, самореализацию личности,  освоение культурных и социально значимых ценностей. Диалогичность как признак  гуманизации образования предполагает изменение способа бытия участников  образовательного процесса, в котором главным является совместный поиск истины. Диалог – это не только форма деятельности, а способ отношений, который позволяет быть  услышанным; где главное не воспроизведение информации, а размышление, обсуждение  проблемы. Диалог – это естественный энерго­информационный обмен, в процессе  которого осуществляются важнейшие проявления человеческих отношений:  взаимоуважение, взаимодополнение, взаимообогащение, взаимопонимание,  сопереживание, сотворчество. В процессе учебного диалога ученики овладевают опытом  эмоционально­ценностного отношения к художественному произведению, опытом общения  и взаимодействия. Такая обучающая среда является развивающей. Использование  следующих форм проведения уроков также помогают в решении поставленных задач: ­ урок – диалог;  ­ урок­исследование; ­ урок ­ творческая мастерская; ­ урок – семинар; ­ урок­экскурсия; ­ урок­дискуссия; ­ театрализованный урок Уроки литературы, русской словесности Твардовский определил, как «уроки  нравственного прозрения. Прозреть ­ значит увидеть ранее невиданное». УЧИТЕЛЬ ­  посредник между ребенком и духовными ценностями прошлых и современных поколений.  Эти ценности, знания, морально­этические нормы не доходят до детей в стерилизованном  виде, а несут в себе личностные черты учителя, его оценки. Эффективное осуществление  системы воспитания детей школьного возраста всецело зависит от гуманистической  направленности личности педагога.Мы имеем очень сильное оружие – это слово,  художественная речь, книга. А «Книга,­ по словам А.Герцена, ­это духовное завещание  одного поколения другому, совет умирающего старца юноше, начинающему жить, приказ,  передаваемый часовым, отправляющимся на отдых человеку, заступающему на его  место».«Чему учатся люди? Люди учатся Знанию, люди учатся Памяти, люди учатся  Совести. Это 3 предмета, которые необходимы в любой школе», ­ писал Юрий  Михайлович Лотман. Святые слова – «Знание», «Память», «Совесть».  Будущее каждой страны решается за школьной партой. Да, мы достигли больших высот в научном знании: расщепили атом, имеем атомные бомбы, летаем в космос, создаем  искусственный разум, вот уже взялись за клонирование себе подобных. И с развитием всего этого мы стали лучше? Добрее? Счастливее? Смогли мы прожить конец XX века, войти в  XXI век без войны, без страданий? Почему деньги затмили все: разум, слово, любовь к  Родине, почитание корней своих? Мы бесконечно и судорожно «делаем прогресс». Но от  чего зависит то или иное использование научных достижений? Прежде всего от  нравственного состояния того или тех, кто принимает решения о судьбе общества.  Не  могу не привести текст специальной памятки, которую вручал директор одной  американской школы каждому педагогу, начинавшему работать в его школе:  «Уважаемый учитель! Я один из тех, кто уцелел, пройдя концентрационный лагерь.  Мои глаза видели вещи, которые никто не должен был видеть: газовые камеры,  построенные учеными инженерами; людей, отравленных высокообразованными  врачами; младенцев, убитых квалифицированными медсестрами; женщин,  сожженных выпускниками университетов. Поэтому я не доверяю образованности  профессионалов.  Моя просьба: помогите ученикам стать более человечными.  Результатом ваших усилий не могут быть подонки, квалифицированные психопаты,  образованные убийцы. Чтение, письмо, арифметика важны только при условии, что  они делают наших детей более человечными».  Очерк Николая Семеновича Лескова «Кадетский монастырь» ­ короткая, но  возвышенная история об учителях Первого Петербургского кадетского корпуса,  вырастивших не одно поколение офицеров, славных приверженностью долгу перед  Родиной и своим наставникам.  «У нас не переводились, да и не переведутся праведные. Я сейчас вспоминаю целую  обитель праведных… И, заметьте, все не из чернородья и не из знати, а из людей  служилых, зависимых, коим соблюсти правоту труднее; но тогда были…Верно и  теперь есть, только, разумеется, искать надо».. Директор Кадетского корпуса  Михайло Степанович Перский открывает перечень этих праведных в очерке Н.С.  Лескова. Это человек, воспитывающий детей своим собственным примером во всем: в манере тщательно одеваться, сдержанно говорить, всегда выполнять свой долг,  присутствовать на каждом уроке каждого отделения. В очерке рассказывается о  восстании декабристов, о том, как солдаты «бунтовавшего батальона Московского  полка», спасаясь, бросились вечером бежать через Неву по льду на Васильевский  остров. На набережной этого острова находилось здание Кадетского корпуса.  «Кадеты, услыхав об этом или увидев раненых, без удержа, но и без уговора, никого  не слушая, бросились к ним, подняли их на руки и уложили каждого как могли  лучше»  «Пятнадцатого декабря в корпус неожиданно приехал государь Николай Павлович.  Он был гневен. Перскому дали знать, и он тотчас явился из своей квартиры и, по  обыкновению, отрапортовал его величеству о числе кадет и о состоянии корпуса.  Государь выслушал его в суровом молчании и изволил громко сказать:  ­ Здесь дух нехороший! ­ Военный, ваше величество, ­ отвечал полным и спокойным голосом Перский.  ­ Отсюда Рылеев и Бестужев! – по­прежнему с неудовольствием сказал  император.  ­ Отсюда Румянцев, Прозоровский, Каменский, Кульнев – все главнокомандующие,  и отсюда Толь, ­ с тем же неизменным спокойствием возразил, глядя открыто в  лицо государя, Перский.  ­ Они бунтовщиков кормили! – сказал, показав на нас рукою, государь.  ­ Они так воспитаны, ваше величество: драться с неприятелем, но после победы  призревать раненых, как своих». Актуальность вопроса о духовно­нравственном воспитании и формировании гражданской  позиции личности в процессе ее обучения не вызывает сомнений. Сейчас много пишут и  говорят об интерактиве, о мультимедиа­уроках, о применении ИКТ и забывают об одном  самом важном, самом многогранном, самом неистощимом, самом «ранимом», самом  трудно измеримом ресурсе урока ­ воспитательном.  Мы забыли СЛОВО, воспитывающее нравственность и патриотизм. То самое СЛОВО,  которое спасает, которое открывает дверь в духовный мир, которое делает человека не  «Иваном, не помнящим родства», а гражданином, патриотом.  Наша главная цель – это  душа ребенка, это проблемы нравственности, это развитие творческой личности. Какие бы инновации не вводились на уроках, главными участниками образовательного процесса  всегда остаются учитель и ученик. В центре урока – живой диалог учителя и ученика. Мы  должны ставить перед собой воспитательные задачи и вносить их в контекст урока как  «педагогический замысел», скрытно, таинственно, творчески, оригинально, интересно. Сто лет назад выпускникам Первой киевской ­ одной из старейших тогда Российских  гимназий ­ предложили на экзамене тему сочинения: «Истинное просвещение соединяет  нравственное развитие с умственным». Для тех выпускников в теме не было проблемы,  так как это утверждение являлось для них азбучной истиной. Они справились с работой с  легкостью, потому что были воспитаны в русле этой мысли.  А справились бы с этим заданием нынешние выпускники? Что бы они написали? Это  вопрос риторический, но следует вспомнить основы той прежней  школьнойобразовательно­воспитывающей работы, которая готовила молодых людей к  пониманию этой существенной идеи. Основными целями духовно­нравственного воспитания являются:  ­ формирование нравственных качеств личности в процессе ее обучения;  ­ воспитание гражданина и патриота;  ­ формирование у обучающихся представления о русском языке как духовной,  нравственной и культурной ценности народа, осознание учащимися национального  своеобразия русского языка. Убеждена, у каждого урока в расписании своя воспитательная роль:  ­ учитель, записывающий на доске число и месяц, воспитывает уважение к течению  времени; ­ учитель, требующий найти к задаче несколько решений, воспитывает мобильность  личности, готовность искать выходы из сложных ситуаций;  ­ учитель, раскрывающий перед ребенком карту мира, воспитывает любовь к  путешествиям,  ­ учитель, показывающий восход солнца, учит любить жизнь;  ­ учитель, читающий стихи, воспитывает восхищение красотой родной речи. «Урок – это зеркало общей и педагогической культуры учителя, мерило  его интеллектуального богатства, показатель его кругозора, эрудиции»  (В.А. Сухомлинский).   Вслушаемся в звуковое содержание слова «УРОК» ­ [у] – установка на поиск, на познание, на успех. У ­ улыбка друзей и  учителя. У – вход в науку, в культуру. У – увертюра к познавательной  деятельности;  ­ [р] – мотор урока, его сердцебиение, это работа разума, рокот мыслей,  режим поиска, риск гипотез. Установка на результат, руководство к  действию;  ­ [о] – окно в мир. Очарование новизной. Озарение. Обобщение сделанного и  понятого. Это цель, в которую нужно попасть. Это возможность говорить о  чем­то с позиции знающего человека;  ­ [к] – конец урока, его завершение, его развязка. Это концентрация на  рефлексии, на багаже урока, который каждый собрал для себя сам. Урок – пространство воспитания благодарного отношения к родному  русскому языку, потому что память основана на благодарности, на даре  блага, добра.  Укорененность этого слова в русском языке удивляет:  благоволить, благоговеть, благодарить; благосостояние, благословить,  благодеяние, благолепие, благоприятный, благополучие, благоденствие,  благой; благодать; благовоние; благородный. «Кто успевает в науках, но отстаёт в добрых нравах, тот больше  отстаёт, чем успевает»  (Я.А. Коменский).  Каждый из нас призван «сеятьразумное, доброе, вечное» и отвечать за  полученный урожай.

«Духовно-нравственное воспитание на уроках литературы в рамках реализации ФГОС»

«Духовно-нравственное  воспитание  на уроках литературы   в рамках реализации ФГОС»

«Духовно-нравственное воспитание на уроках литературы в рамках реализации ФГОС»

«Духовно-нравственное  воспитание  на уроках литературы   в рамках реализации ФГОС»

«Духовно-нравственное воспитание на уроках литературы в рамках реализации ФГОС»

«Духовно-нравственное  воспитание  на уроках литературы   в рамках реализации ФГОС»

«Духовно-нравственное воспитание на уроках литературы в рамках реализации ФГОС»

«Духовно-нравственное  воспитание  на уроках литературы   в рамках реализации ФГОС»

«Духовно-нравственное воспитание на уроках литературы в рамках реализации ФГОС»

«Духовно-нравственное  воспитание  на уроках литературы   в рамках реализации ФГОС»

«Духовно-нравственное воспитание на уроках литературы в рамках реализации ФГОС»

«Духовно-нравственное  воспитание  на уроках литературы   в рамках реализации ФГОС»

«Духовно-нравственное воспитание на уроках литературы в рамках реализации ФГОС»

«Духовно-нравственное  воспитание  на уроках литературы   в рамках реализации ФГОС»

«Духовно-нравственное воспитание на уроках литературы в рамках реализации ФГОС»

«Духовно-нравственное  воспитание  на уроках литературы   в рамках реализации ФГОС»

«Духовно-нравственное воспитание на уроках литературы в рамках реализации ФГОС»

«Духовно-нравственное  воспитание  на уроках литературы   в рамках реализации ФГОС»
Скачать файл