Духовно-нравственное воспитание школьников через уроки литературы
Оценка 4.6
Научные работы
docx
русская литература
6 кл—7 кл
24.01.2017
Проблема духовно-нравственного воспитания - одна из главнейших проблем современной школы, а уроки литературы - основное средство. Через различные приёмы, используемые на уроках, идет достижение целей духовно-нравственного воспитания. Учащиеся развивают положительное отношение к Родине, семье, здоровому образу жизни, воспитывают такие качества, как терпение, сострадание, благодарность и т.д.
публичное выступление.docx
Духовнонравственное воспитание школьников через уроки литературы
Кто такие современные школьники? Это дети, которые воспитывались не на добрых
мультфильмах и сказках, а на фильмах ужасов, агрессивных боевиках и видеоиграх. Нередко
ученики стремятся копировать главных героев, мечтают о завоевании мира, о подчинении
другого человека своей воле. Поэтому проблема нравственного воспитания учащихся – одна
из сложнейших проблем современного мира. Конечно, ценности личности в первую очередь
формируются в семье. Но наиболее системно, последовательно и глубоко духовно
нравственное развитие человека происходит в школе. И особое место здесь отводится именно
урокам литературы.
Но что значат понятия духовности и нравственности? Они взаимосвязаны, но не
тождественны.
Духовность связана с верой в Бога, с поисками смысла жизни, с размышлением о вечном, о
душе, о жизни и смерти. Нравственность – это характер нашего отношения к окружающему
миру: как я отношусь к другому человеку, к самой природе, как я отношусь к своей семье. Я
могу быть безупречным нравственно: я не нарушаю законов, я верен семье, я хорошо работаю,
но внутри с презрением смотреть на других, то есть быть зараженным гордыней, с позиций
христианства – одним из самых тяжких грехов.
Центральное место в духовной жизни человека занимает борьба добра со злом.
Ф.М.Достоевский кратко и точно сформулировал ее суть: «Здесь дьявол с Богом борется, а
поле битвы – сердца людей».
Человек обречен на выбор между добром и злом. Именно его отобразила русская литература.
Знать эту проблему и верно рассматривать ее на уроках значит направить школьников по
истинному жизненному пути.
Наши ученики – подростки. Они переживают самый трудный этап своего духовного
становления – этап нравственного самоопределения. Это время активного поиска жизненных
ориентиров. Перед человеком встает множество вопросов: Кто я? Кем быть? Каким быть? И
не зря А. Твардовский назвал уроки литературы «уроками нравственного прозрения», т.к.
книги могут дать ответы на все эти вопросы.
Мы, учителя, представляем себе конечную цель воспитания – формирование духовно
развитой личности, обладающей нравственными качествами (совесть, воля, терпение),
нравственной позицией и поведением (сопереживание другим людям, готовность защитить
свою страну). Но и сами школьники должны понимать, каков он – идеальный человек.
Рассматривая с шестиклассниками произведение Н.С. Лескова «Человек на часах» и говоря
о духовнонравственных ценностях в 19 веке, я попросила учащихся назвать те ценности,
которыми, на их взгляд, должны обладать они. Ребята назвали любовь к людям и к своей
стране, доброту, семью, здоровье, труд, уважение к другим народам и религиям. Так, мы
нарисовали образ идеального человека и поставили перед собой цель – развивать
положительные качества.
На уроках литературы ученики знакомятся с историческим прошлым нашей Родины, с
многогранным внутренним миром человека. Ярким примером служит «Песня про купца
Калашникова» М. Ю. Лермонтова, где честь выступает против бесчестия, человеческое
достоинство против произвола и деспотизма. Сила и цельность характера Калашникова, несомненно, вызывает уважение. Но и в образах Ивана Грозного и Кирибеевича
семиклассники пытаются увидеть положительные качества.
Также о прошлом своей Родины ребята узнают из повести Н.В. Гоголя «Тарас Бульба».
Тарас и его соратники не идеальные герои. Но сила их в том, что в трудную минуту они
готовы встать как один на защиту своей веры, своего братства и родины.
Одна из важных тем на уроках литературы тема подвига народа в Великой Отечественной
войне. Произведения о войне это не только лучшие образцы долга и чести, но и примеры
сострадания, взаимопомощи, милосердия.
Огромный след в сердцах моих учеников оставила повесть А.Лиханова «Последние холода».
Ребята сопереживали судьбам Вадика и Маши, отец которых погиб на войне, а мама умирала
от тифа, и детям, чтобы выжить, оставалось только одно – «шакалить» в «столовке».
Шестиклассники вспомнили рассказы своих бабушек и дедушек о голодных годах военного и
послевоенного времени, рассуждали о том, какие раны оставляет война в жизнях людей, как
связаны друг с другом судьбы целых поколений. Так появилась наша школьная Книга памяти.
(Зачитать фрагменты работ учащихся)
Через произведения о природе (стихотворения Жуковского, Фета, Тютчева, Есенина,
рассказы и повести Пришвина, Паустовского и т.д.) школьники воспитывают чувство
бережного отношения к своей родной земле и существам, обитающим на ней.
Часто литературные герои стоят перед нравственным выбором – как не переступить через
свою совесть, через чувства других людей, как остаться Человеком. Неправильный выбор
делает герой произведения В.П. Астафьева «Конь с розовой гривой». Он обманывает
бабушку, но не может смириться с ложью, она мучит его, и, в конце концов, заставляет
раскаяться, признать свою ошибку. Бабушка же прощает внука, преподав ему урок истинной
доброты, духовности.
Журналист, педагог Леонид Жуховицкий писал: «Духовность растят как хлеб.». Труден
труд хлебороба, но еще труднее путь учителя, который растит человеческие души.
Я убеждена, что преподавание литературы должно строиться не только на анализе
произведения с учетом всех художественных особенностей. Конечно, это важно, чтобы дети
открыли мастерство писателя, научились понимать классическую литературу. Но важнее –
помочь им открыть мир, решать духовнонравственные проблемы.
Художественное произведение – это своеобразный мост между автором и читателем.
Понимая точку зрения писателя, раскрывая проблемное содержание текста, ученик познает
себя.
А учитель – это проводник и помощник. Значит, главное для учителясловесника – построить
разговор так, чтобы ученик с радостью последовал за ним в мир литературы
Духовно-нравственное воспитание школьников через уроки литературы
Духовно-нравственное воспитание школьников через уроки литературы
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.