Духовно-нравственное воспитание школьников через уроки литературы
Оценка 4.6

Духовно-нравственное воспитание школьников через уроки литературы

Оценка 4.6
Научные работы
docx
русская литература
6 кл—7 кл
24.01.2017
Духовно-нравственное воспитание школьников через уроки литературы
Проблема духовно-нравственного воспитания - одна из главнейших проблем современной школы, а уроки литературы - основное средство. Через различные приёмы, используемые на уроках, идет достижение целей духовно-нравственного воспитания. Учащиеся развивают положительное отношение к Родине, семье, здоровому образу жизни, воспитывают такие качества, как терпение, сострадание, благодарность и т.д.
публичное выступление.docx
Духовно­нравственное воспитание школьников через уроки литературы Кто   такие   ­   современные   школьники?   Это   дети,   которые   воспитывались   не   на   добрых мультфильмах и сказках, а на фильмах ужасов, агрессивных боевиках и видеоиграх. Нередко ученики стремятся копировать главных героев, мечтают о завоевании мира, о подчинении другого человека своей воле. Поэтому проблема нравственного воспитания учащихся – одна из сложнейших проблем современного мира. Конечно, ценности личности в первую очередь формируются   в   семье.   Но   наиболее   системно,   последовательно   и   глубоко   духовно­ нравственное развитие человека происходит в школе. И особое место здесь отводится именно урокам литературы. Но   что   значат   понятия   духовности   и   нравственности?   Они   взаимосвязаны,   но   не тождественны.  Духовность связана с верой в Бога, с поисками смысла жизни, с размышлением о вечном, о душе, о жизни и смерти. Нравственность – это характер нашего отношения к окружающему миру: как я отношусь к другому человеку, к самой природе, как я отношусь к своей семье. Я могу быть безупречным нравственно: я не нарушаю законов, я верен семье, я хорошо работаю, но внутри с презрением смотреть на других, то есть быть зараженным гордыней, с позиций христианства – одним из самых тяжких грехов.  Центральное   место   в   духовной   жизни   человека   занимает   борьба   добра   со   злом. Ф.М.Достоевский кратко и точно сформулировал ее суть: «Здесь дьявол с Богом борется, а поле битвы – сердца людей».  Человек обречен на выбор между добром и злом. Именно его отобразила русская литература. Знать эту проблему и верно рассматривать ее на уроках ­  значит направить школьников по истинному жизненному пути. Наши   ученики   –   подростки.   Они   переживают   самый   трудный   этап   своего   духовного становления – этап нравственного самоопределения. Это время активного поиска жизненных ориентиров. Перед человеком встает множество вопросов: Кто я? Кем быть?  Каким быть? И не зря А. Твардовский назвал уроки литературы «уроками нравственного прозрения», т.к. книги могут дать ответы на все эти вопросы.      Мы,   учителя,   представляем   себе   конечную   цель   воспитания   –   формирование   духовно развитой   личности,   обладающей   нравственными   качествами   (совесть,   воля,   терпение), нравственной позицией и поведением (сопереживание другим людям, готовность защитить свою   страну).  Но   и   сами   школьники   должны   понимать,   каков   он   –   идеальный   человек.   Рассматривая с шестиклассниками произведение Н.С. Лескова «Человек на часах» и говоря о духовно­нравственных ценностях в 19 веке, я попросила учащихся назвать те ценности, которыми, на их взгляд, должны обладать они. Ребята назвали любовь к людям и к своей стране, доброту, семью, здоровье, труд, уважение к другим народам и религиям. Так, мы нарисовали   образ   идеального   человека   и   поставили   перед   собой   цель   –   развивать положительные качества.     На   уроках   литературы   ученики   знакомятся   с   историческим   прошлым   нашей   Родины,   с многогранным   внутренним   миром   человека.   Ярким   примером   служит   «Песня   про   купца Калашникова»   М.   Ю.   Лермонтова,   где   честь   выступает   против   бесчестия,   человеческое достоинство   против   произвола   и   деспотизма.   Сила   и   цельность   характера   Калашникова, несомненно,   вызывает   уважение.   Но   и   в   образах   Ивана   Грозного   и   Кирибеевича семиклассники пытаются увидеть положительные качества.    Также о прошлом своей Родины ребята узнают из повести Н.В. Гоголя «Тарас Бульба». Тарас и его соратники не идеальные герои. Но сила их в том, что в трудную минуту они готовы встать как один на защиту своей веры, своего братства и родины.   Одна из важных тем на уроках литературы ­ тема подвига народа в Великой Отечественной войне. Произведения о войне ­ это не только лучшие образцы долга и чести, но и примеры сострадания, взаимопомощи, милосердия.   Огромный след в сердцах моих учеников оставила повесть А.Лиханова «Последние холода». Ребята сопереживали судьбам Вадика и  Маши, отец которых погиб на войне, а мама умирала от   тифа,   и   детям,   чтобы   выжить,   оставалось   только   одно   –   «шакалить»   в   «столовке». Шестиклассники вспомнили рассказы своих бабушек и дедушек о голодных годах военного и послевоенного времени, рассуждали о том, какие раны оставляет война в жизнях людей, как связаны друг с другом судьбы целых поколений. Так появилась наша школьная Книга памяти. (Зачитать фрагменты работ учащихся)     Через   произведения   о   природе   (стихотворения   Жуковского,   Фета,   Тютчева,   Есенина, рассказы   и   повести   Пришвина,   Паустовского   и   т.д.)   школьники   воспитывают   чувство бережного отношения к своей родной земле и существам, обитающим на ней.    Часто литературные герои стоят перед нравственным выбором – как не переступить через свою совесть, через чувства других людей, как остаться Человеком. Неправильный выбор делает   герой   произведения   В.П.   Астафьева   «Конь   с   розовой   гривой».   Он   обманывает бабушку, но не может смириться с  ложью, она мучит  его, и,  в конце концов, заставляет раскаяться, признать свою ошибку. Бабушка же прощает внука, преподав ему урок истинной доброты, духовности.     Журналист, педагог Леонид Жуховицкий писал: «Духовность растят как хлеб.». Труден труд хлебороба, но еще труднее путь учителя, который растит человеческие души.     Я   убеждена,   что   преподавание   литературы   должно   строиться   не   только   на   анализе произведения с учетом всех художественных особенностей. Конечно, это важно, чтобы дети открыли мастерство писателя, научились понимать классическую литературу. Но важнее – помочь им открыть мир, решать духовно­нравственные проблемы. Художественное   произведение   –   это   своеобразный   мост   между   автором   и   читателем. Понимая точку зрения писателя, раскрывая проблемное содержание текста, ученик познает себя.  А учитель – это проводник и помощник. Значит, главное для учителя­словесника – построить разговор так, чтобы ученик с радостью последовал за ним в мир литературы

Духовно-нравственное воспитание школьников через уроки литературы

Духовно-нравственное воспитание школьников через уроки литературы

Духовно-нравственное воспитание школьников через уроки литературы

Духовно-нравственное воспитание школьников через уроки литературы
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
24.01.2017