Духовно-нравственное воспитание учащихся на уроках литературы (православный аспект)
Оценка 4.9

Духовно-нравственное воспитание учащихся на уроках литературы (православный аспект)

Оценка 4.9
Руководства для учителя
docx
русская литература
5 кл—10 кл
08.02.2018
Духовно-нравственное воспитание учащихся на уроках литературы (православный аспект)
Русская классическая литература по своей сущности глубоко православная, поэтому понять суть многих произведений можно только привлекая библейские сюжеты, притчи. Работа рассматривает привлечение Библии к анализу произведений, что помогает лучше понять замысел писателя,идею произведения. Считаю, что это способствует духовно- нравственному воспитанию современных школьников.Рекомендации учителям по привлечению Библии к анализу произведений русской литературы.
Духовно- нравственное воспитание (православный аспект).docx
Духовно­нравственное воспитание учащихся на уроках литературы                          (православный аспект) Литературно­художественное творчество и религия в России всегда имели  более тесные и напряженные отношения, чем в западных культурах. В  творчестве русских писателей большую роль играли религиозно­этические  элементы, определявшие тематику произведений и арсенал художественных  средств. Классическая литература  создавалась на традициях предшествующих веков, традиции   же   эти   были   освящены   идеалами   Православия.   Вот   главная  особенность   великой   русской   литературы:   эта   литература   прежде   всего ПРАВОСЛАВНАЯ.[3]     « Есть лишь одна мера хорошего или дурного ­ мера, данная Христом.» Эти слова Л. Толстого применимы к поступкам героев романа «Война и мир»: «Что дурно? А что хорошо? Что   нужно любить, а что ненавидеть?»– эти вопросы задает себе Пьер Безухов и ищет ответа на них, обретя истину на пути к Богу.    Этой мерой   христианского, православного должно измерять сегодня и отечественную классику.    Пьесу   Островского   «Гроза»   –   можно   считать   своеобразной энциклопедией   православной   жизни.   Что   такое   грех?   Как   понимать   страх Божий? Как объяснить что такое «лукавый смущал» или «гиена огненная»? Все  эти вопросы возникают в процессе прочтения пьесы. Чтобы ответь на них нужно   обращаться   к   первоисточникам,   т.   е.   к   Святому   Писанию,   трудам духовных отцов Православной Церкви.                  Пьеса   «Гроза»   показывает   кризис   нравственных   устоев   тогдашнего общества,   в   котором   старшее   поколение   утрачивало   понимание   этических норм   морали.   Островский   сумел   почувствовать   приближающуюся катастрофу.       В доме Кабановых сведено к нулю, приравнено к ничтожеству мужское   достоинство   сына,   извращено   понятие   нравственных     норм.    На уроке   по   пьесе   Островского   «Гроза»   рассматривается   через   православный аспект   причина   трагедии   главной   героини.   Вместе   с   учащимися   мы прослеживаем   душевную   травму   Катерины   с   момента   ее   рассказа   в   доме матери, отмечая не только ее поэтичность, мечтательность, но и гордыню, присущую Катерине. Учащиеся замечают, что и молитва   Катерины не была глубокой, а поверхностной. Выросшая   в религиозной, православной семье, Катерина   не   впитала   основы   православной   веры.   На   уроках   цитируются строчки   из   Евангелие.   Анализируя   суету   свидания,   мы   с   учениками наблюдаем за душевными муками порядочной, чистой женщины, не устоявшей перед   искушением.     На   уроках   используется   такой   метод,   как   контроль посредством сочинения. Вот отрывок из сочинения одной учащейся по пьесе Островского «Гроза». «Я думаю: Катерине не случайно было попасть в чужой для   нее   дом   Кабановых.   Все   трудности   Господь   посылает   нам   как   бы   в испытание, в  изменения себя в лучшую сторону. В Катерине много гордыни, в доме Кабановых надо было учиться терпеть, не рабствовать, а именно учиться уходить от своенравия. Катерина этого испытания не выдержала. Как может верующий человек произнести то, что сказала Катерина Борису: «Возьми меня с собой, ведь все равно уж душу свою я загубила…» Мне страшно было читать ее признание. Человек не спасает душу, а продолжает губить. Отсюда – один шаг   до   последней   погибели   –   самоубийства.   Когда­то   Катерина   хотела взлететь до неба, жалея, «…отчего люди не летают так, как птицы»?.. Своим грехом она сама обрезает себе крылья и летит в смертельном полете, но не к Богу, к небу, а в обрыв, в пропасть преисподнюю. Да, люди, действительно, свободны в своем выборе. Ведь перед Богом каждый отвечает за себя сам».        В 11 классе изучается  роман М. Булгакова «Мастер и Маргарита». Этот роман вызывает много споров и разночтений. В православной литературе нет единения на этот счёт. Есть богословы, которые утверждают, что Булгаков написал   греховное   произведение,  исказив   Евангельский   текст.  Необходимо остановиться на проблеме, связанной с темою Мастера и Маргариты. Почему оба они заслужили не свет, а покой? Только ли потому, что Мастер отрекся от своего   произведения,   сломался,   хотя   и   не   сдался?   А   Маргарита,   хоть   и является   в   романе   жертвенной,   самоотверженной,   но   тем   не   менее переступает   Божьи   Заповеди?   Дело     не   только   в   этом.   Жизнь   людей, живущих в безбожной стране, где в каждом окне можно увидеть по атеисту, действительно горька. Мастер­ единственный писатель, написавший роман о Христе, в трудную минуту к нему не обращается, он, отлученный временем, эпохой,   обстоятельствами   от   Православной   Церкви,   не   знает,   как   к   Богу прийти, как не знали тогда тысячи его современников. Своими  страданиями они   снимают   часть   своей   вины,  освобождаясь   от   преисподней   дьявола,  но двери рая, света навсегда закрыты для них.          Литература в школе способствует духовно­нравственному становлению личности, познанию и самопознанию человека.   Словесное искусство духовно по   своей   природе.   Идеал   нравственности   красной   нитью   проходит   по страницам   бесценных   произведений   А.С.Пушкина,   Ф.И.Тютчева, А.И.Куприна, Ф.М.Достоевского, Л.Н.Толстого, В.И.Белова, М.А.Булгакова, В.П.Астафьева, древнерусской литературы, наследия христианской культуры. Обращение   к   богатому   наследию   христианской   культуры   –   актуальная   на сегодняшний день проблема.[2]  Приложение 1­3.             Изучение фрагментов из Библии начинается с пятого класса. Задача учителя   литературы   –   научить   детей   этическим   принципам   Христа,   его учеников, научить детей понимать нравственную суть притчей, звучащих из уст Христа. Учитель на уроке не должен доказывать детям, есть ли Бог, нет ли Его, достаточно обсуждать вопросы о нравственной сущности Библии, ее художественных особенностях.  Приложение 1. Основная задача таких уроков – познакомить детей с содержанием этой Великой   книги,   развивать   способности   к   творческому   мышлению,   обучать анализу   собственных   поступков,   соотнося   их   с   общечеловеческими ценностями и идеалами. И писатели, и композиторы, и художники обращались и обращаются к Библии, черпая вдохновение, сюжеты своих произведений. Но чтобы понять такие произведения литературы и искусства, надо хорошо знать их первоисточник – Библию.[3]     Так урок по басне И.А.Крылова «Стрекоза и Муравей» можно провести в сопоставлении с притчей Соломоновой, представленной в Писании Ветхого Завета.   И.А.Крылов,   конечно,   хорошо   знал   Библию   и   написал   басню   под влиянием одной из притч Соломоновых: ­   Пойди   к   муравью,   ленивец,   посмотри   на   действия   его   и   будь   мудрым. ­   Нет   у   него   ни   начальника,   ни   приставника,   ни   повелителя. ­  Но он заготавливает летом хлеб свой, собирает во время жатвы пищу свою.     Вот   откуда   появились   у   великого   русского   баснописца   образы   мудрого труженика Муравья и беспечной ленивой Стрекозы. Полезно сравнить текст басни   и   притчи   и   попробовать   с   учащимися   определить,   что   собой представляет   мораль   в   басне,   при   помощи   каких   художественных   средств преобразовал библейскую притчу в басню И.А.Крылов. А подбор эпиграфа к басне пословицы не только приблизит детей к храму слова русского, но и поможет глубже осознать идею произведения. Например: ­Делу­время,апотехе–час. ­ Кто рано встает, тому Бог подает и т.д.     Очень  интересной  может  быть  работа  по   притчам  (небольшим  историям иносказательного   характера)   Иисуса   Христа,   которыми   он   разговаривал   с народом, чтобы они были понятны каждому. Так в 6­ом классе изучается «Притча о добром самаритянине». Обсуждение вопросов: - Что побудило самаритянина взять на себя заботу о незнакомце? - Что вы думаете о «необычном» поступке самаритянина: - Как вы расцениваете поступок священника и левита? - Как вы понимаете слова Иисуса Христа: «Люби ближнего своего как самого себя» - заставит детей рассуждать, чтобы глубже понять идею Классическая литература  создавалась на традициях предшествующих веков, традиции   же   эти   были   освящены   идеалами   Православия.   Вот   главная  особенность   великой   русской   литературы:   эта   литература   прежде   всего ПРАВОСЛАВНАЯ.[3]     « Есть лишь одна мера хорошего или дурного ­ мера, данная Христом.» Эти слова Л. Толстого применимы к поступкам героев романа «Война и мир»: «Что дурно? А что хорошо? Что   нужно любить, а что ненавидеть?»– эти вопросы задает себе Пьер Безухов и ищет ответа на них, обретя истину на пути к Богу.    Этой мерой   христианского, православного должно измерять сегодня и отечественную классику.    Пьесу   Островского   «Гроза»   –   можно   считать   своеобразной энциклопедией   православной   жизни.   Что   такое   грех?   Как   понимать   страх Божий? Как объяснить что такое «лукавый смущал» или «гиена огненная»? Все  эти вопросы возникают в процессе прочтения пьесы. Чтобы ответь на них нужно   обращаться   к   первоисточникам,   т.   е.   к   Святому   Писанию,   трудам духовных отцов Православной Церкви.                  Пьеса   «Гроза»   показывает   кризис   нравственных   устоев   тогдашнего общества,   в   котором   старшее   поколение   утрачивало   понимание   этических норм   морали.   Островский   сумел   почувствовать   приближающуюся катастрофу.       В доме Кабановых сведено к нулю, приравнено к ничтожеству мужское   достоинство   сына,   извращено   понятие   нравственных     норм.    На уроке   по   пьесе   Островского   «Гроза»   рассматривается   через   православный аспект   причина   трагедии   главной   героини.   Вместе   с   учащимися   мы прослеживаем   душевную   травму   Катерины   с   момента   ее   рассказа   в   доме матери, отмечая не только ее поэтичность, мечтательность, но и гордыню, присущую Катерине. Учащиеся замечают, что и молитва   Катерины не была глубокой, а поверхностной. Выросшая   в религиозной, православной семье, Катерина   не   впитала   основы   православной   веры.   На   уроках   цитируются строчки   из   Евангелие.   Анализируя   суету   свидания,   мы   с   учениками наблюдаем за душевными муками порядочной, чистой женщины, не устоявшей перед   искушением.     На   уроках   используется   такой   метод,   как   контроль посредством сочинения. Вот отрывок из сочинения одной учащейся по пьесе Островского «Гроза». «Я думаю: Катерине не случайно было попасть в чужой для   нее   дом   Кабановых.   Все   трудности   Господь   посылает   нам   как   бы   в испытание, в  изменения себя в лучшую сторону. В Катерине много гордыни, в доме Кабановых надо было учиться терпеть, не рабствовать, а именно учиться уходить от своенравия. Катерина этого испытания не выдержала. Как может верующий человек произнести то, что сказала Катерина Борису: «Возьми меня с собой, ведь все равно уж душу свою я загубила…» Мне страшно было читать ее признание. Человек не спасает душу, а продолжает губить. Отсюда – один шаг   до   последней   погибели   –   самоубийства.   Когда­то   Катерина   хотела взлететь до неба, жалея, «…отчего люди не летают так, как птицы»?.. Своим грехом она сама обрезает себе крылья и летит в смертельном полете, но не к Богу, к небу, а в обрыв, в пропасть преисподнюю. Да, люди, действительно, свободны в своем выборе. Ведь перед Богом каждый отвечает за себя сам».        В 11 классе изучается  роман М. Булгакова «Мастер и Маргарита». Этот роман вызывает много споров и разночтений. В православной литературе нет единения на этот счёт. Есть богословы, которые утверждают, что Булгаков написал   греховное   произведение,  исказив   Евангельский   текст.  Необходимо остановиться на проблеме, связанной с темою Мастера и Маргариты. Почему оба они заслужили не свет, а покой? Только ли потому, что Мастер отрекся от своего   произведения,   сломался,   хотя   и   не   сдался?   А   Маргарита,   хоть   и является   в   романе   жертвенной,   самоотверженной,   но   тем   не   менее переступает   Божьи   Заповеди?   Дело     не   только   в   этом.   Жизнь   людей, живущих в безбожной стране, где в каждом окне можно увидеть по атеисту, действительно горька. Мастер­ единственный писатель, написавший роман о Христе, в трудную минуту к нему не обращается, он, отлученный временем, эпохой,   обстоятельствами   от   Православной   Церкви,   не   знает,   как   к   Богу прийти, как не знали тогда тысячи его современников. Своими  страданиями они   снимают   часть   своей   вины,  освобождаясь   от   преисподней   дьявола,  но двери рая, света навсегда закрыты для них.          Литература в школе способствует духовно­нравственному становлению личности, познанию и самопознанию человека.   Словесное искусство духовно по   своей   природе.   Идеал   нравственности   красной   нитью   проходит   по страницам   бесценных   произведений   А.С.Пушкина,   Ф.И.Тютчева, А.И.Куприна, Ф.М.Достоевского, Л.Н.Толстого, В.И.Белова, М.А.Булгакова, В.П.Астафьева, древнерусской литературы, наследия христианской культуры. Обращение   к   богатому   наследию   христианской   культуры   –   актуальная   на сегодняшний день проблема.[2]  Приложение 1­3.             Изучение фрагментов из Библии начинается с пятого класса. Задача учителя   литературы   –   научить   детей   этическим   принципам   Христа,   его учеников, научить детей понимать нравственную суть притчей, звучащих из уст Христа. Учитель на уроке не должен доказывать детям, есть ли Бог, нет ли Его, достаточно обсуждать вопросы о нравственной сущности Библии, ее художественных особенностях.  Приложение 1. Основная задача таких уроков – познакомить детей с содержанием этой Великой   книги,   развивать   способности   к   творческому   мышлению,   обучать анализу   собственных   поступков,   соотнося   их   с   общечеловеческими ценностями и идеалами. И писатели, и композиторы, и художники обращались и обращаются к Библии, черпая вдохновение, сюжеты своих произведений. Но чтобы понять такие произведения литературы и искусства, надо хорошо знать их первоисточник – Библию.[3]     Так урок по басне И.А.Крылова «Стрекоза и Муравей» можно провести в сопоставлении с притчей Соломоновой, представленной в Писании Ветхого Завета.   И.А.Крылов,   конечно,   хорошо   знал   Библию   и   написал   басню   под влиянием одной из притч Соломоновых: ­   Пойди   к   муравью,   ленивец,   посмотри   на   действия   его   и   будь   мудрым. ­   Нет   у   него   ни   начальника,   ни   приставника,   ни   повелителя. ­  Но он заготавливает летом хлеб свой, собирает во время жатвы пищу свою.     Вот   откуда   появились   у   великого   русского   баснописца   образы   мудрого труженика Муравья и беспечной ленивой Стрекозы. Полезно сравнить текст басни   и   притчи   и   попробовать   с   учащимися   определить,   что   собой представляет   мораль   в   басне,   при   помощи   каких   художественных   средств преобразовал библейскую притчу в басню И.А.Крылов. А подбор эпиграфа к басне пословицы не только приблизит детей к храму слова русского, но и поможет глубже осознать идею произведения. Например: ­Делу­время,апотехе–час. ­ Кто рано встает, тому Бог подает и т.д.     Очень  интересной  может  быть  работа  по   притчам  (небольшим  историям иносказательного   характера)   Иисуса   Христа,   которыми   он   разговаривал   с народом, чтобы они были понятны каждому. Так в 6­ом классе изучается «Притча о добром самаритянине». Обсуждение вопросов: - Что побудило самаритянина взять на себя заботу о незнакомце? - Что вы думаете о «необычном» поступке самаритянина: - Как вы расцениваете поступок священника и левита? - Как вы понимаете слова Иисуса Христа: «Люби ближнего своего как самого себя» - заставит детей рассуждать, чтобы глубже понять идею

Духовно-нравственное воспитание учащихся на уроках литературы (православный аспект)

Духовно-нравственное воспитание учащихся на уроках литературы (православный аспект)

Духовно-нравственное воспитание учащихся на уроках литературы (православный аспект)

Духовно-нравственное воспитание учащихся на уроках литературы (православный аспект)

Духовно-нравственное воспитание учащихся на уроках литературы (православный аспект)

Духовно-нравственное воспитание учащихся на уроках литературы (православный аспект)

Духовно-нравственное воспитание учащихся на уроках литературы (православный аспект)

Духовно-нравственное воспитание учащихся на уроках литературы (православный аспект)

Духовно-нравственное воспитание учащихся на уроках литературы (православный аспект)

Духовно-нравственное воспитание учащихся на уроках литературы (православный аспект)

Духовно-нравственное воспитание учащихся на уроках литературы (православный аспект)

Духовно-нравственное воспитание учащихся на уроках литературы (православный аспект)

Духовно-нравственное воспитание учащихся на уроках литературы (православный аспект)

Духовно-нравственное воспитание учащихся на уроках литературы (православный аспект)

Духовно-нравственное воспитание учащихся на уроках литературы (православный аспект)

Духовно-нравственное воспитание учащихся на уроках литературы (православный аспект)

Духовно-нравственное воспитание учащихся на уроках литературы (православный аспект)

Духовно-нравственное воспитание учащихся на уроках литературы (православный аспект)
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
08.02.2018