Мы должны знать свои духовные и исторические корни. Церковь веками сохраняла культурно-национальные традиции, особенности многовекового уклада жизни россиян. Духовная музыка, поэзия, храмовое зодчество – это часть нашей культуры. История церкви тесно переплетается с историей России. Церковь всегда помогала народу выстоять в самые трудные периоды нашей истории. У каждого храма есть своя собственная история, свои особенности. Сведений о церкви Мячково нет в фондах библиотек, их хранит народная память. Это настоящая архитектурная жемчужина. Ученица исследовала историю церкви в творческой работе.Работа ученицы 6 класса посвящена истории красивейшего храма в с. Мячково
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
«Гимназия № 1»
ИСТОРИЯ ЦЕРКВИ ВАСИЛИЯ ВЕЛИКОГО
с. Мячково
Работу выполнила
Севостьянова Дарья
ученица 6а класса
МАОУ «Гимназия № 1» п.Мулино
Руководитель:
Коленченко Е.М.
учитель истории
МАОУ «Гимназия №1»
0п. Мулино,2017 год
Содержание
Введение ……………………………………………………………. ………23
Глава 1. Евфимий Суздальский – основатель Васильевского мужского
монастыря ……………………………………………………………………45
Глава 2. История церкви Василия Великого (13521897 гг.)……………..56
Глава 3. Разрушение церкви и её современное состояние ……...................78
Заключение……………………………………………………………………910
Список литературы………………………………………………………….11
Приложение………………………………………………………………….1217
1Введение
Среди дубравы
Блестит крестами
Храм пятиглавый
С колоколами.
Их звон призывный
Через могилы
Гудит так дивно
И так уныло.
К себе он тянет
Неодолимо,
Зовет и манит
Он в край родимый
Я очень люблю свою малую Родину – Володарский район. С древности
наш район славится своей «Святой красотой». Стоит вспомнить Свято
Успенский мужской монастырь Флорищеву Пустынь, Церковь Троицы
Живоначальной, Церковь Благовещения Пресвятой Богородицы и многие
другие святые места.
Меня очень заинтересовала церковь, которая расположена практически
на границе Нижегородской и Владимирской области – церковь Василия
Великого. Она находится в селе Мячково. Историю этого села я немного
знала из рассказов нашего учителя истории и моей прабабушки, но о церкви я
не слышала. Вот тогдато я решила провести свое исследование и собрать по
возможности материал об истории церкви села Мячково.
2Исследовательская работа актуальна, так как в ней рассматривается
тема изучения наших духовных и исторических корней. Мне кажется, что это
важно знать каждому человеку.
Гипотеза: исторические события и политика государства повлияли
как на рождение, так и на закрытие и возрождение церкви в селе Мячково.
Тема исследовательской работы – «История церкви Василия
Великого».
Цель исследовательской работы – на основании исторических
источников и рассказов местных жителей изучить историческое прошлое
церкви Василия Великого в селе Мячково.
Задачи:
Найти сведения о возникновении села Мячково и строительстве
православной церкви в селе.
Изучить историю храма: разрушение и восстановление.
Новизна работы состоит в том, что по данной проблеме
исследовательских работ не написано. В данной работе прослежена история
церкви от начала её основания и до сегодняшнего дня. При написании работы
были использованы историкостатистические описания церквей и приходов
Владимирской губернии, житие преподобного Евфимия Суздальского, а
также воспоминания старожилов села Мячково.
Структура работы обусловлена целями и задачами исследования и
включает введение, три главы, заключение и список источников и
использованной литературы.
31. Евфимий Суздальский – основатель Васильевского мужского
монастыря
Считается, что основателем церкви Василия Великого был святой
Евфимий Суздальский. Точный год рождения Евфимия не известен, однако
учёные вычислили его на основании Жития (повесть о жизни) Святого
Евфимия. Родился святой в 1316 году1 (см. приложение 1).
Евфимий с детства был обучен грамоте и получил духовное
воспитание. Он принял постриг в Нижегородском Печерском монастыре от
его основателя святого Дионисия. «В Печерской обители Евфимий
предавался подвигу непрестанной молитвы. Без устали трудясь днем на
монастырских послушаниях, ночью он удалялся в пещеру для уединенного
богомыслия. Пост доставлял ему такую духовную радость, что, Евфимий
просил у игумена разрешения принимать пищу только раз в 2 или 3 дня, но не
получил на это благословения. Тем не менее, преподобный ел лишь столько,
чтобы не умереть с голоду, и часто на трапезе только делал вид, что вкушает
пищу».2
1 Житие преподобного Евфимия священноархимандрита, Суздальского чудотворца : ко дню 500летия
кончины преподобного Евфимия (1404 г. 1го апреля 1904 г.), сост. Архимандрит Серафим, стр.15
2Фрагмент статьи из 17го тома "Православной Энциклопедии" с. 384
4«В подобных трудах и подвигах Евфимий провел «время немало», пока
ему не исполнилось 36 лет. Тогда, как сообщает Житие, великий князь
НижегородскоСуздальский Борис Константинович обратился к святому
Дионисию с просьбой прислать одного из учеников в Суздаль, чтобы создать
там монастырь. Для исполнение этой просьбы св. Дионисий избрал 12
учеников и отправил их для основания обителей. Евфимий, которому было
велено идти в Суздаль, не желал разлучаться со своим наставником, но св.
Дионисий после долгой беседы и наставлений подтвердил ему свое повеление.
В Житие Святого Евфимия говорится, что он из Нижнего Новгорода сразу
пришел в Суздаль.
По дороге, не доходя до Гороховца, Евфимий основал церковь и при ней
Мячковский Евфимиев во имя святого Василия Великого мужской
монастырь.»3
В XIX в. в храме Василия Великого хранился дорожный посох,
почитавшийся посохом Евфимия (см. приложение 2). Полукруглая рукоять и
снизу и снизу чугунное копейцо составляют все украшение этого посоха.
Посох находился в Мячковской теплой церкви в алтаре. Усердием
Вязниковскаго купца Елизарова, для него сделан футляр, в котором он и
хранился за стеклом. В XX веке посох перенесли в Вознесенский Печёрский
мужской монастырь, где он находится по сей день. Там же хранятся чудом
уцелевшие вещи Евфимия: крест, отрывки из жития иконы (см. приложение
2). Мощи преподобного хранятся в СпасоЕфимиеве монастыре (см.
приложение 2).
2 История церкви Василия Великого (13521897 гг.)
Датой основания церкви принято считать 1352 год.
3 Житие преподобного Евфимия священноархимандрита, Суздальского чудотворца : ко дню 500
летия кончины преподобного Евфимия (1404 г. 1го апреля 1904 г.), сост. Архимандрит Серафим,
стр. 2021
5В прологе об основании монастыря сказано следующее: «Когда
преподобный Евфимий отправлялся в Суздаль, из Нижегородской Печерской
обители, то на пути ему приглянулось пустынное место около города
Гороховец, окруженное лесом и водою. Он построил здесь церковь во имя
святого Василия Великого». 4 В 1352 году в летописях есть упоминание и о
слободке Мячково.
Новопостроенный монастырь был в зависимости от Суздальского
Спасского монастыря, первым настоятелем которого был преподобный
Евфимий. В 1418 году это монастырь получил жалованную и несудимую
грамоту от Нижегородского князя Александра Ивановича, по которой
монастырские люди освобождались от пошлин и повинностей бессрочно.
О судьбе и состоянии монастыря в XVI в. мы не имеем никаких
сведений, от XVII же века имеем две отметки о Васильевском монастыре в
1628 и 1678 г. В писцовых книгах 1628 года сказано: «в Гороховецком уезде
СпасоЕвфимиева в Суздале монастыря за рекой Клязьмою монастырь, а в
нем церковь Василия Кесарийского древяна клецки да трапеза, да 4 кельи да
двор монастырский, в нем живут рыболовы, слободка монастырская Мячкова
на озере Мячковом, в ней 4 дворов крестьянских, в той же слободке живут
бобыли монастырские, ловят рыбу…».
В 1679 г. бывшие монастырские деревянные церкви оказались ветхими,
поэтому власти Спасского монастыря просили у патриарха Иоакима
разрешения построить вместо них каменную двухэтажную церковь.
Разрешение было дано и церковь в монастыре построена. Эта церковь
существует здесь и в настоящее время. Но судя по её настоящему виду трудно
полагать, что теплая церковь во имя преп. Евфимия, как и предполагалось,
4 По материалам книги «Историкостатистическе описание церквей и приходов владимирской
епархии.» Вып. пятый и последний. Шуйский и Ковровский уезды. Составил Преподав.
Влад.Сем. В. Березин. Вязниковский и Гороховецкий уезды. Составил Преподав. Влад. Сем.
В.Добронравов. Губ. г. Владимир, типолитография В. А. Паркова, 1898 (стр.441444).– 1898. —
С. 445447. — 505 с.
6была внизу. Скорее здесь устроены были кельи для монашествующих. – Оба
же престола во имя св. Василия Великого и преп. Евфимия были устроены в
верхнем этаже.
Наружный вид церкви остается почти без изменений, только деревянная
кровля заменена железной. Церковь пятиглавая, по длине церкви с одной
стороны устроена крытая галерея.
Колокольня при церкви деревянная. Приход состоял из слободы
Мячково и деревень: Соловьева, Чичирева, Объезда, Щалапина, где по
ведомостям за 1897 год числится 742 души мужского пола и 785 душ
женского, в том числе раскольников 138 душ муж. пола и 161 женского»5 (см.
приложение 3)
3 Разрушение церкви и её современное состояние
В начале ХХ века церковь в селе Мячково была закрыта.
«Закрытие храма в селе Мячкове (сейчас – на территории Володарского
района Нижегородской области) проходило в два этапа. Своеобразной
проверкой сил стал именно запрет колокольного звона. Началось всё со сбора
подписей у населения по этому вопросу. Мячковская церковь обслуживала
несколько населенных пунктов: с. Мячково, д. Чичерево и д. Объезд, где и
проходили соответствующие собрания.
10 апреля 1935 года на общем собрании колхоза д. Чичерево
(присутствовали 34 человека) был
колокольного звона в селе Мячково и снятии колоколов с этой церкви.
поднят вопрос о прекращении
5 По материалам книги «Историкостатистическе описание церквей и приходов владимирской
епархии.» Вып. пятый и последний. Шуйский и Ковровский уезды. Составил Преподав.
Влад.Сем. В. Березин. Вязниковский и Гороховецкий уезды. Составил Преподав. Влад. Сем.
В.Добронравов. Губ. г. Владимир, типолитография В. А. Паркова, 1898 (стр.441444).
7На следующий день жители заслушали выступление И.И.Белова о том,
что колокола не имеют пользы и нужны для социального строительства,
постановили прекратить колокольный звон в Мячково и снять там колокола.
«Голосовали единогласно при 4 воздержавшихся».
12 апреля постановили: «С колокольни колокола снять и просить
сельсовет как можно скорей», т.к. «колокольный звон … колхозников
отвлекает от работ, отчего бывают прогулы….».
Утверждение постановления о запрете колокольного звона прошло
довольно легко. Какихлибо данных о том, что верующие пытались его
опротестовать, нет. Однако люди понимали, что церковьэто единственное
место, где они могли бы раскрыть свою душу, духовно наполнить её верой в
бога, но они не могли пойти против власти.
Из рассказов старожилов деревни Объезд я узнала, что людей, которые
участвовали в снятии колоколов с церкви (их сбрасывали с церкви и они
раскалывались на части) постигла божья кара и они покончили жизнь
самоубийством.
1 марта 1939 года на общем собрании граждан д. Чичерево
(присутствовали 61 человек) был поднят вопрос о закрытии храма в селе
Мячково. Постановили церковь закрыть и просить Мячковский сельсовет
использовать помещение церкви под культурные цели: «Церковь закрыть для
использования помещения для культурных целей, просим президиум
Мячковского с/совета возбудить ходатайство перед Гороховецким
райисполкомом о передаче церкви для использования для культурных
целей»6.
Лишь в 1999 году церковь возвратили верующим. Сегодня храм
восстанавливается. Он функционирует, здесь проходят богослужения каждые
выходные и в праздничные дни. Как говорят местные жители, постоянного
6 Интернетресурс http://www.gttp.ru/MP/mp_126.htm
8батюшки в церкви нет. На большие божественные праздники службу проводят
приезжие священнослужители из с. Старково или пос. Ильиногорск. Ключи от
церкви находятся у местных жителей, они в любой момент могут прийти в
церковь и помолиться Богу (см. приложение 4).
Обновленный фасад, красивый иконостас и барельефное покрытие
подтверждают тот факт, что эта церковь – неотъемлемая часть многовековой
истории нашей малой Родины (см. приложение 5).
9Заключение
В ходе исследовательской работы мы пришли к следующим выводам:
– Володарская земля духовно богата, каждая церковь несёт в себе
многовековую историю;
– Строительство церкви Василия Великого относится к середине XIV века,
она является одной из первых церквей на территории Володарского района;
– Основатель церкви – Евфимий Суздальский, именно ему приглянулось
красивое, тихое местечко для строительства обители;
– Изначально церковь была деревянная, но в начале XIX века начинается
строительство каменной церкви. Она построена в старорусском стиле,
однокупольная, имеет трапезу и звонницу;
– Приход церкви состояли из окрестных деревень: Объезд, Мячково,
Чичерево, Соловьево;
– В XX веке постановлением правительства отдана под культурные нужды, в
1999 году возвращена верующим, работы по ремонту и внутренней отделке
ведутся и по сей день.
Проведя исследовательскую работу, поняла, что исторические события
повлияли как на рождение, так и на закрытие и возрождение Церкви в селе
Мячково. Каким только гонениям не подвергалась Церковь! Её пытались
разрушить и уничтожить веру. Но все это прошло, и Церковь Христова стояла
и стоит, а значит, и дальше будет стоять, а вместе с ней и наша вера.
Я считаю, что
Храм – символ мира, добра, дружбы, любви,
взаимопонимания. Где есть Храм – там есть жизнь. Это подтверждает история
нашей Родины, и мы её не перепишем.
10Практическая значимость собранного материала состоит в том, что
им могут пользоваться, все ученики нашей гимназии, желающие знать
духовные корни своего народа.
Нам всем необходимо бережно относиться к вере своих предков.
11Список источников и литературы:
Источник:
1. «Историкостатистическе описание церквей и приходов владимирской
епархии.» – Вып. пятый и последний. Шуйский и Ковровский уезды.
Составил Преподав. Влад.Сем. В. Березин. –
Вязниковский и
Гороховецкий уезды. Составил Преподав. Влад. Сем. В.Добронравов.
Губ. г. Владимир, типолитография В. А. Паркова, 1898;
2. Житие преподобного Евфимия священноархимандрита, Суздальского
чудотворца : ко дню 500летия кончины преподобного Евфимия (1404 г.
1го апреля 1904 г.), сост. Архимандрит Серафим.
Интернетресурсы:
1. http://www.pravenc.ru/text/187661.html– Православная энциклопедия;
2. http://sobory.ru/article/?object=10518
3. http://www.gttp.ru/MP/mp_126.htm
4.
https://taday.ru/text/1103907.htm – Cедмица.RU
Научный Центр «Православная Энциклопедия»
Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Кирилла;
5. http://land.lib33.ru/site/publication/1298 электронная научная
По Благословению
Церковно
библиотека «Земля Владимирская»;
6. http://dlib.rsl.ru – Российская государственная библиотека;
7. http://www.pecherskiy.nne.ru – Вознесенский Печёрский мужской
монастырь;
8. http://vyksaeparhia.ru – Выксунская Епархия.
12Приложение 1
Отрывок из жития Евфимия Суздальского (сост. Архимандрит Серафим 1904
год).
13Приложение 2
Посох Витрина с вещами преп. Евфимия
Евфимия Суздальского
Архимандрит Тихон у мощей преп.св. Евфимия
14Приложение 3
15Историкостатистическое описание церквей и приходов Владимирской
Епархии
Приложение 4
16Внутренне убранство церкви
Приложение 5
Церковь в честь св. Василия Великого в селе Мячково Володарского района
Нижегородской области.
17Декор южного фасада основного объема церкви в честь св. Василия Великого
в селе Мячково Володарского района Нижегородской области.
Церковь Василия Великого в Мячково Володарского района Нижегородской
области. Вид с запада.
Звонница церкви Василия Великого в Мячково Володарского района
Нижегородской области.
1819