Духовное возрождение. Храм с. Мячково Володарского района. Творческая работа

  • Исследовательские работы
  • docx
  • 20.01.2018
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Мы должны знать свои духовные и исторические корни. Церковь веками сохраняла культурно-национальные традиции, особенности многовекового уклада жизни россиян. Духовная музыка, поэзия, храмовое зодчество – это часть нашей культуры. История церкви тесно переплетается с историей России. Церковь всегда помогала народу выстоять в самые трудные периоды нашей истории. У каждого храма есть своя собственная история, свои особенности. Сведений о церкви Мячково нет в фондах библиотек, их хранит народная память. Это настоящая архитектурная жемчужина. Ученица исследовала историю церкви в творческой работе.Работа ученицы 6 класса посвящена истории красивейшего храма в с. Мячково
Иконка файла материала Севостьянова история храма с. Мячково.docx
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение «Гимназия № 1»  ИСТОРИЯ  ЦЕРКВИ ВАСИЛИЯ ВЕЛИКОГО с. Мячково                                          Работу выполнила  Севостьянова Дарья ученица 6­а класса МАОУ «Гимназия № 1» п.Мулино                                       Руководитель:  Коленченко Е.М. учитель истории МАОУ «Гимназия №1» 0п. Мулино,2017 год Содержание Введение ……………………………………………………………. ………2­3  Глава 1. Евфимий Суздальский –  основатель Васильевского мужского      монастыря ……………………………………………………………………4­5 Глава 2. История церкви Василия Великого  (1352­1897 гг.)……………..5­6 Глава 3. Разрушение церкви и её современное состояние ……...................7­8 Заключение……………………………………………………………………9­10  Список литературы………………………………………………………….11  Приложение………………………………………………………………….12­17 1Введение Среди дубравы Блестит крестами Храм пятиглавый С колоколами. Их звон призывный Через могилы Гудит так дивно И так уныло. К себе он тянет Неодолимо, Зовет и манит Он в край родимый Я очень люблю свою малую Родину – Володарский район. С древности наш   район   славится   своей   «Святой   красотой».   Стоит   вспомнить   Свято­ Успенский   мужской   монастырь   Флорищеву   Пустынь,   Церковь   Троицы Живоначальной,   Церковь   Благовещения   Пресвятой   Богородицы   и   многие другие святые места. Меня очень заинтересовала церковь, которая расположена практически на   границе   Нижегородской   и   Владимирской   области   –   церковь   Василия Великого.  Она  находится   в  селе   Мячково.  Историю   этого   села  я  немного знала из рассказов нашего учителя истории и моей прабабушки, но о церкви я не слышала. Вот тогда­то я решила провести свое исследование и собрать по возможности материал  об истории церкви села Мячково.  2Исследовательская работа актуальна, так как в ней рассматривается тема изучения наших духовных и исторических корней. Мне кажется, что это важно знать каждому человеку. Гипотеза: исторические события и политика государства повлияли как на рождение, так и на закрытие и возрождение церкви в селе Мячково.               Тема   исследовательской   работы –   «История   церкви   Василия   Великого».                        Цель исследовательской работы – на основании исторических источников   и   рассказов   местных   жителей   изучить   историческое   прошлое церкви Василия Великого в селе Мячково. Задачи:  Найти сведения о возникновении села Мячково и строительстве православной церкви в селе.  Изучить историю храма: разрушение и восстановление.                   Новизна   работы  состоит   в   том,   что   по   данной   проблеме   исследовательских работ не написано. В данной работе прослежена история церкви от начала её основания и до сегодняшнего дня. При написании работы были использованы историко­статистические описания церквей и приходов Владимирской   губернии,   житие   преподобного   Евфимия   Суздальского,   а также воспоминания старожилов села Мячково.              Структура работы обусловлена целями и задачами исследования и включает   введение,   три   главы,   заключение   и   список   источников   и использованной литературы. 31. Евфимий Суздальский –  основатель Васильевского мужского монастыря Считается,   что   основателем   церкви   Василия   Великого   был   святой Евфимий Суздальский.  Точный год рождения Евфимия не известен, однако учёные   вычислили   его   на   основании     Жития   (повесть   о   жизни)   Святого Евфимия.  Родился  святой  в 1316 году1 (см. приложение 1). Евфимий     с   детства   был   обучен   грамоте   и     получил   духовное воспитание.  Он принял постриг в Нижегородском Печерском монастыре от его   основателя   святого Дионисия.   «В   Печерской   обители   Евфимий предавался   подвигу   непрестанной   молитвы.   Без   устали   трудясь   днем   на монастырских послушаниях, ночью он удалялся в пещеру для уединенного богомыслия.   Пост   доставлял   ему   такую   духовную   радость,   что,   Евфимий просил у игумена разрешения принимать пищу только раз в 2 или 3 дня, но не получил на это благословения. Тем не менее, преподобный ел лишь столько, чтобы не умереть с голоду, и часто на трапезе только делал вид, что вкушает пищу».2 1  Житие преподобного Евфимия священно­архимандрита, Суздальского чудотворца : ко дню 500­летия  кончины преподобного Евфимия (1404 г. 1­го апреля 1904 г.), сост. Архимандрит Серафим, стр.1­5 2Фрагмент статьи из 17­го тома "Православной Энциклопедии" с. 384 4«В подобных трудах и подвигах Евфимий провел «время немало», пока ему   не   исполнилось   36   лет.   Тогда,   как   сообщает   Житие,   великий   князь Нижегородско­Суздальский   Борис   Константинович   обратился   к   святому Дионисию с просьбой прислать одного из учеников в Суздаль, чтобы создать там   монастырь.   Для   исполнение   этой   просьбы   св.   Дионисий   избрал   12 учеников и отправил их для основания обителей. Евфимий, которому было велено идти в Суздаль, не желал разлучаться со своим наставником, но св. Дионисий после долгой беседы и наставлений подтвердил ему свое повеление. В Житие Святого Евфимия говорится, что он из Нижнего Новгорода сразу пришел в Суздаль.  По дороге, не доходя до Гороховца, Евфимий основал церковь и при ней Мячковский   Евфимиев   во   имя   святого   Василия   Великого   мужской монастырь.»3  В  XIX  в.   в   храме   Василия   Великого   хранился   дорожный   посох, почитавшийся посохом Евфимия (см. приложение 2). Полукруглая рукоять и снизу   и   снизу   чугунное   копейцо   составляют   все   украшение   этого   посоха. Посох   находился   в   Мячковской   теплой   церкви   в   алтаре.   Усердием Вязниковскаго   купца   Елизарова,  для   него   сделан   футляр,  в  котором   он   и хранился за стеклом. В XX веке посох перенесли в  Вознесенский Печёрский мужской монастырь, где он находится по сей день. Там же хранятся чудом уцелевшие вещи Евфимия: крест, отрывки из жития иконы (см. приложение 2).  Мощи   преподобного   хранятся   в   Спасо­Ефимиеве   монастыре  (см. приложение 2).  2  История церкви Василия Великого  (1352­1897 гг.)             Датой основания церкви принято считать 1352 год. 3 Житие преподобного Евфимия священно­архимандрита, Суздальского чудотворца : ко дню 500­ летия кончины преподобного Евфимия (1404 г. 1­го апреля 1904 г.), сост. Архимандрит Серафим,  стр. 20­21 5В   прологе   об   основании   монастыря   сказано   следующее:   «Когда преподобный Евфимий отправлялся в Суздаль, из Нижегородской Печерской обители,   то   на   пути   ему   приглянулось   пустынное     место   около   города Гороховец, окруженное   лесом и водою. Он построил здесь церковь во имя святого  Василия Великого». 4  В 1352 году в летописях есть упоминание и о слободке Мячково. Новопостроенный   монастырь   был   в   зависимости   от     Суздальского Спасского   монастыря,   первым   настоятелем   которого   был   преподобный Евфимий.   В   1418   году   это   монастырь   получил   жалованную   и   несудимую грамоту   от   Нижегородского   князя   Александра   Ивановича,   по   которой монастырские люди освобождались от пошлин и повинностей бессрочно.  О   судьбе   и   состоянии   монастыря   в   XVI   в.   мы   не   имеем   никаких сведений, от XVII же века имеем две отметки о Васильевском монастыре в 1628 и 1678 г.  В писцовых книгах 1628 года сказано: «в Гороховецком уезде Спасо­Евфимиева в Суздале монастыря за рекой Клязьмою монастырь, а в нем церковь Василия Кесарийского древяна клецки да трапеза, да 4 кельи да двор монастырский, в нем живут рыболовы, слободка монастырская Мячкова на озере Мячковом, в ней 4 дворов крестьянских, в той же слободке живут бобыли монастырские, ловят рыбу…».  В 1679 г. бывшие монастырские деревянные церкви оказались ветхими, поэтому   власти   Спасского   монастыря   просили   у   патриарха   Иоакима разрешения   построить   вместо   них   каменную   двухэтажную   церковь. Разрешение   было   дано   и   церковь   в   монастыре   построена.   Эта   церковь существует здесь и в настоящее время. Но судя по её настоящему виду трудно полагать, что теплая церковь во имя преп. Евфимия, как и предполагалось, 4 По материалам книги «Историко­статистическе описание церквей и приходов владимирской  епархии.» ­­ Вып. пятый и последний. Шуйский и Ковровский уезды. Составил Преподав.  Влад.Сем. В. Березин. ­­ Вязниковский и Гороховецкий уезды. Составил Преподав. Влад. Сем.  В.Добронравов. Губ. г. Владимир, типо­литография В. А. Паркова, 1898 (стр.441­444).– 1898. —  С. 445­447. — 505 с. 6была внизу. Скорее здесь устроены были кельи для монашествующих. – Оба же престола во имя св. Василия Великого и преп. Евфимия были устроены в верхнем этаже.  Наружный вид церкви остается почти без изменений, только деревянная кровля   заменена   железной.   Церковь   пятиглавая,   по   длине   церкви   с   одной стороны устроена крытая галерея. Колокольня   при   церкви   деревянная.   Приход   состоял   из   слободы Мячково   и   деревень:   Соловьева,   Чичирева,   Объезда,   Щалапина,   где   по ведомостям   за   1897   год   числится   742   души   мужского   пола   и   785   душ женского, в том числе раскольников 138 душ муж. пола и 161 женского»5 (см. приложение 3) 3   Разрушение   церкви   и   её   современное   состояние            В начале ХХ века церковь в селе Мячково была закрыта. «Закрытие храма в селе Мячкове (сейчас – на территории Володарского района   Нижегородской   области)   проходило   в   два   этапа.   Своеобразной проверкой сил стал именно запрет колокольного звона. Началось всё со сбора подписей у населения по этому вопросу. Мячковская церковь обслуживала несколько населенных пунктов: с. Мячково, д. Чичерево и д. Объезд, где и проходили соответствующие собрания. 10   апреля   1935   года   на   общем   собрании   колхоза   д.   Чичерево (присутствовали   34   человека)   был   колокольного звона в селе Мячково и снятии колоколов с этой церкви.    поднят   вопрос   о   прекращении 5 По материалам книги «Историко­статистическе описание церквей и приходов владимирской  епархии.» ­­ Вып. пятый и последний. Шуйский и Ковровский уезды. Составил Преподав.  Влад.Сем. В. Березин. ­­ Вязниковский и Гороховецкий уезды. Составил Преподав. Влад. Сем.  В.Добронравов. Губ. г. Владимир, типо­литография В. А. Паркова, 1898 (стр.441­444). 7На следующий день жители заслушали  выступление И.И.Белова о том, что   колокола   не   имеют   пользы   и   нужны   для   социального   строительства, постановили прекратить колокольный звон в Мячково и снять там колокола. «Голосовали единогласно при 4 воздержавшихся». 12   апреля   постановили:   «С   колокольни   колокола   снять   и   просить сельсовет   как   можно   скорей»,   т.к.   «колокольный   звон   …   колхозников отвлекает от работ, отчего бывают прогулы….».  Утверждение   постановления   о   запрете   колокольного   звона   прошло довольно   легко.   Каких­либо   данных   о   том,   что   верующие   пытались   его опротестовать,  нет.  Однако   люди   понимали,   что   церковь­это   единственное место, где они могли бы раскрыть свою душу, духовно наполнить её верой в бога, но они не могли пойти против власти. Из рассказов старожилов деревни Объезд я узнала, что людей, которые участвовали   в  снятии   колоколов  с  церкви  (их  сбрасывали   с  церкви   и  они раскалывались   на   части)   постигла   божья   кара   и   они   покончили   жизнь самоубийством. 1   марта   1939   года   на   общем   собрании   граждан   д.   Чичерево (присутствовали   61  человек)   был   поднят   вопрос   о   закрытии   храма   в   селе Мячково.   Постановили   церковь   закрыть   и   просить   Мячковский   сельсовет использовать помещение церкви под культурные цели: «Церковь закрыть для использования   помещения   для   культурных   целей,   просим   президиум Мячковского   с/совета   возбудить   ходатайство   перед   Гороховецким райисполкомом   о   передаче   церкви   для   использования   для   культурных целей»6. Лишь   в   1999   году   церковь   возвратили   верующим.  Сегодня   храм восстанавливается. Он функционирует, здесь проходят богослужения каждые выходные и в праздничные дни. Как говорят местные жители, постоянного 6 Интернет­ресурс http://www.gttp.ru/MP/mp_126.htm 8батюшки в церкви нет. На большие божественные праздники службу проводят приезжие священнослужители из с. Старково или пос. Ильиногорск. Ключи от церкви находятся у местных жителей, они в любой момент могут прийти в церковь и помолиться Богу  (см. приложение 4).    Обновленный фасад, красивый иконостас и барельефное покрытие подтверждают тот факт, что эта церковь – неотъемлемая часть многовековой истории нашей малой Родины (см. приложение 5). 9Заключение В ходе исследовательской работы мы пришли к следующим выводам: –   Володарская   земля   духовно   богата,   каждая   церковь   несёт   в   себе многовековую историю; – Строительство церкви Василия Великого относится к середине  XIV  века, она является одной из первых церквей на территории Володарского района; –   Основатель   церкви   –   Евфимий   Суздальский,   именно   ему   приглянулось красивое, тихое местечко для строительства обители; –  Изначально   церковь   была   деревянная,  но   в   начале  XIX  века   начинается строительство   каменной   церкви.   Она   построена   в   старорусском   стиле, однокупольная, имеет трапезу и звонницу; –   Приход   церкви   состояли   из   окрестных   деревень:   Объезд,   Мячково, Чичерево, Соловьево; – В XX веке постановлением правительства отдана под культурные нужды, в 1999 году возвращена верующим, работы по ремонту и внутренней отделке ведутся и по сей день. Проведя исследовательскую работу, поняла, что исторические события повлияли как на рождение, так и на закрытие и возрождение Церкви в селе Мячково.   Каким   только   гонениям   не   подвергалась   Церковь!   Её   пытались разрушить и уничтожить веру. Но все это прошло, и Церковь Христова стояла и стоит, а значит, и дальше будет стоять, а вместе с ней и наша вера. Я   считаю,   что     Храм   –   символ   мира,   добра,   дружбы,   любви, взаимопонимания. Где есть Храм – там есть жизнь. Это подтверждает история нашей Родины, и мы её не перепишем.  10Практическая значимость собранного материала состоит в том, что им   могут   пользоваться,   все   ученики   нашей   гимназии,   желающие   знать духовные корни своего народа.  Нам всем необходимо бережно относиться к вере своих предков.  11Список  источников и литературы: Источник: 1. «Историко­статистическе описание церквей и приходов владимирской епархии.» – Вып. пятый и последний. Шуйский и Ковровский уезды. Составил   Преподав.   Влад.Сем.   В.   Березин.   –     Вязниковский   и Гороховецкий уезды. Составил  Преподав. Влад. Сем. В.Добронравов. Губ. г. Владимир, типо­литография В. А. Паркова, 1898; 2. Житие преподобного Евфимия священно­архимандрита, Суздальского чудотворца : ко дню 500­летия кончины преподобного Евфимия (1404 г. 1­го апреля 1904 г.), сост. Архимандрит Серафим. Интернет­ресурсы: 1. http://www.pravenc.ru/text/187661.html– Православная энциклопедия; 2. http://sobory.ru/article/?object=10518 3. http://www.gttp.ru/MP/mp_126.htm 4.  https://taday.ru/text/1103907.htm – Cедмица.RU Научный Центр «Православная Энциклопедия»   Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Кирилла; 5. http://land.lib33.ru/site/publication/1298 ­ электронная научная      По Благословению        Церковно­ библиотека «Земля Владимирская»; 6. http://dlib.rsl.ru – Российская государственная библиотека; 7. http://www.pecherskiy.nne.ru – Вознесенский Печёрский мужской  монастырь; 8. http://vyksa­eparhia.ru – Выксунская Епархия. 12Приложение 1 Отрывок из жития Евфимия Суздальского (сост. Архимандрит Серафим 1904 год). 13Приложение 2                                             Посох                                           Витрина с вещами преп. Евфимия  Евфимия Суздальского Архимандрит Тихон у мощей преп.св. Евфимия  14Приложение 3   15Историко­статистическое описание церквей и приходов Владимирской Епархии Приложение 4 16Внутренне убранство церкви Приложение 5 Церковь в честь св. Василия Великого в селе Мячково Володарского района Нижегородской области. 17Декор южного фасада основного объема церкви в честь св. Василия Великого в селе Мячково Володарского района Нижегородской области. Церковь Василия Великого в Мячково Володарского района Нижегородской области. Вид с запада. Звонница церкви Василия Великого в Мячково Володарского района Нижегородской области. 1819