Духовное возрождение. Храм с. Мячково Володарского района. Творческая работа
Оценка 4.7
Исследовательские работы
docx
история
6 кл
20.01.2018
Мы должны знать свои духовные и исторические корни. Церковь веками сохраняла культурно-национальные традиции, особенности многовекового уклада жизни россиян. Духовная музыка, поэзия, храмовое зодчество – это часть нашей культуры. История церкви тесно переплетается с историей России. Церковь всегда помогала народу выстоять в самые трудные периоды нашей истории. У каждого храма есть своя собственная история, свои особенности. Сведений о церкви Мячково нет в фондах библиотек, их хранит народная память. Это настоящая архитектурная жемчужина. Ученица исследовала историю церкви в творческой работе.Работа ученицы 6 класса посвящена истории красивейшего храма в с. Мячково
Севостьянова история храма с. Мячково.docx
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
«Гимназия № 1»
ИСТОРИЯ ЦЕРКВИ ВАСИЛИЯ ВЕЛИКОГО
с. Мячково
Работу выполнила
Севостьянова Дарья
ученица 6а класса
МАОУ «Гимназия № 1» п.Мулино
Руководитель:
Коленченко Е.М.
учитель истории
МАОУ «Гимназия №1»
0 п. Мулино,2017 год
Содержание
Введение ……………………………………………………………. ………23
Глава 1. Евфимий Суздальский – основатель Васильевского мужского
монастыря ……………………………………………………………………45
Глава 2. История церкви Василия Великого (13521897 гг.)……………..56
Глава 3. Разрушение церкви и её современное состояние ……...................78
Заключение……………………………………………………………………910
Список литературы………………………………………………………….11
Приложение………………………………………………………………….1217
1 Введение
Среди дубравы
Блестит крестами
Храм пятиглавый
С колоколами.
Их звон призывный
Через могилы
Гудит так дивно
И так уныло.
К себе он тянет
Неодолимо,
Зовет и манит
Он в край родимый
Я очень люблю свою малую Родину – Володарский район. С древности
наш район славится своей «Святой красотой». Стоит вспомнить Свято
Успенский мужской монастырь Флорищеву Пустынь, Церковь Троицы
Живоначальной, Церковь Благовещения Пресвятой Богородицы и многие
другие святые места.
Меня очень заинтересовала церковь, которая расположена практически
на границе Нижегородской и Владимирской области – церковь Василия
Великого. Она находится в селе Мячково. Историю этого села я немного
знала из рассказов нашего учителя истории и моей прабабушки, но о церкви я
не слышала. Вот тогдато я решила провести свое исследование и собрать по
возможности материал об истории церкви села Мячково.
2 Исследовательская работа актуальна, так как в ней рассматривается
тема изучения наших духовных и исторических корней. Мне кажется, что это
важно знать каждому человеку.
Гипотеза: исторические события и политика государства повлияли
как на рождение, так и на закрытие и возрождение церкви в селе Мячково.
Тема исследовательской работы – «История церкви Василия
Великого».
Цель исследовательской работы – на основании исторических
источников и рассказов местных жителей изучить историческое прошлое
церкви Василия Великого в селе Мячково.
Задачи:
Найти сведения о возникновении села Мячково и строительстве
православной церкви в селе.
Изучить историю храма: разрушение и восстановление.
Новизна работы состоит в том, что по данной проблеме
исследовательских работ не написано. В данной работе прослежена история
церкви от начала её основания и до сегодняшнего дня. При написании работы
были использованы историкостатистические описания церквей и приходов
Владимирской губернии, житие преподобного Евфимия Суздальского, а
также воспоминания старожилов села Мячково.
Структура работы обусловлена целями и задачами исследования и
включает введение, три главы, заключение и список источников и
использованной литературы.
3 1. Евфимий Суздальский – основатель Васильевского мужского
монастыря
Считается, что основателем церкви Василия Великого был святой
Евфимий Суздальский. Точный год рождения Евфимия не известен, однако
учёные вычислили его на основании Жития (повесть о жизни) Святого
Евфимия. Родился святой в 1316 году1 (см. приложение 1).
Евфимий с детства был обучен грамоте и получил духовное
воспитание. Он принял постриг в Нижегородском Печерском монастыре от
его основателя святого Дионисия. «В Печерской обители Евфимий
предавался подвигу непрестанной молитвы. Без устали трудясь днем на
монастырских послушаниях, ночью он удалялся в пещеру для уединенного
богомыслия. Пост доставлял ему такую духовную радость, что, Евфимий
просил у игумена разрешения принимать пищу только раз в 2 или 3 дня, но не
получил на это благословения. Тем не менее, преподобный ел лишь столько,
чтобы не умереть с голоду, и часто на трапезе только делал вид, что вкушает
пищу».2
1 Житие преподобного Евфимия священноархимандрита, Суздальского чудотворца : ко дню 500летия
кончины преподобного Евфимия (1404 г. 1го апреля 1904 г.), сост. Архимандрит Серафим, стр.15
2Фрагмент статьи из 17го тома "Православной Энциклопедии" с. 384
4 «В подобных трудах и подвигах Евфимий провел «время немало», пока
ему не исполнилось 36 лет. Тогда, как сообщает Житие, великий князь
НижегородскоСуздальский Борис Константинович обратился к святому
Дионисию с просьбой прислать одного из учеников в Суздаль, чтобы создать
там монастырь. Для исполнение этой просьбы св. Дионисий избрал 12
учеников и отправил их для основания обителей. Евфимий, которому было
велено идти в Суздаль, не желал разлучаться со своим наставником, но св.
Дионисий после долгой беседы и наставлений подтвердил ему свое повеление.
В Житие Святого Евфимия говорится, что он из Нижнего Новгорода сразу
пришел в Суздаль.
По дороге, не доходя до Гороховца, Евфимий основал церковь и при ней
Мячковский Евфимиев во имя святого Василия Великого мужской
монастырь.»3
В XIX в. в храме Василия Великого хранился дорожный посох,
почитавшийся посохом Евфимия (см. приложение 2). Полукруглая рукоять и
снизу и снизу чугунное копейцо составляют все украшение этого посоха.
Посох находился в Мячковской теплой церкви в алтаре. Усердием
Вязниковскаго купца Елизарова, для него сделан футляр, в котором он и
хранился за стеклом. В XX веке посох перенесли в Вознесенский Печёрский
мужской монастырь, где он находится по сей день. Там же хранятся чудом
уцелевшие вещи Евфимия: крест, отрывки из жития иконы (см. приложение
2). Мощи преподобного хранятся в СпасоЕфимиеве монастыре (см.
приложение 2).
2 История церкви Василия Великого (13521897 гг.)
Датой основания церкви принято считать 1352 год.
3 Житие преподобного Евфимия священноархимандрита, Суздальского чудотворца : ко дню 500
летия кончины преподобного Евфимия (1404 г. 1го апреля 1904 г.), сост. Архимандрит Серафим,
стр. 2021
5 В прологе об основании монастыря сказано следующее: «Когда
преподобный Евфимий отправлялся в Суздаль, из Нижегородской Печерской
обители, то на пути ему приглянулось пустынное место около города
Гороховец, окруженное лесом и водою. Он построил здесь церковь во имя
святого Василия Великого». 4 В 1352 году в летописях есть упоминание и о
слободке Мячково.
Новопостроенный монастырь был в зависимости от Суздальского
Спасского монастыря, первым настоятелем которого был преподобный
Евфимий. В 1418 году это монастырь получил жалованную и несудимую
грамоту от Нижегородского князя Александра Ивановича, по которой
монастырские люди освобождались от пошлин и повинностей бессрочно.
О судьбе и состоянии монастыря в XVI в. мы не имеем никаких
сведений, от XVII же века имеем две отметки о Васильевском монастыре в
1628 и 1678 г. В писцовых книгах 1628 года сказано: «в Гороховецком уезде
СпасоЕвфимиева в Суздале монастыря за рекой Клязьмою монастырь, а в
нем церковь Василия Кесарийского древяна клецки да трапеза, да 4 кельи да
двор монастырский, в нем живут рыболовы, слободка монастырская Мячкова
на озере Мячковом, в ней 4 дворов крестьянских, в той же слободке живут
бобыли монастырские, ловят рыбу…».
В 1679 г. бывшие монастырские деревянные церкви оказались ветхими,
поэтому власти Спасского монастыря просили у патриарха Иоакима
разрешения построить вместо них каменную двухэтажную церковь.
Разрешение было дано и церковь в монастыре построена. Эта церковь
существует здесь и в настоящее время. Но судя по её настоящему виду трудно
полагать, что теплая церковь во имя преп. Евфимия, как и предполагалось,
4 По материалам книги «Историкостатистическе описание церквей и приходов владимирской
епархии.» Вып. пятый и последний. Шуйский и Ковровский уезды. Составил Преподав.
Влад.Сем. В. Березин. Вязниковский и Гороховецкий уезды. Составил Преподав. Влад. Сем.
В.Добронравов. Губ. г. Владимир, типолитография В. А. Паркова, 1898 (стр.441444).– 1898. —
С. 445447. — 505 с.
6 была внизу. Скорее здесь устроены были кельи для монашествующих. – Оба
же престола во имя св. Василия Великого и преп. Евфимия были устроены в
верхнем этаже.
Наружный вид церкви остается почти без изменений, только деревянная
кровля заменена железной. Церковь пятиглавая, по длине церкви с одной
стороны устроена крытая галерея.
Колокольня при церкви деревянная. Приход состоял из слободы
Мячково и деревень: Соловьева, Чичирева, Объезда, Щалапина, где по
ведомостям за 1897 год числится 742 души мужского пола и 785 душ
женского, в том числе раскольников 138 душ муж. пола и 161 женского»5 (см.
приложение 3)
3 Разрушение церкви и её современное состояние
В начале ХХ века церковь в селе Мячково была закрыта.
«Закрытие храма в селе Мячкове (сейчас – на территории Володарского
района Нижегородской области) проходило в два этапа. Своеобразной
проверкой сил стал именно запрет колокольного звона. Началось всё со сбора
подписей у населения по этому вопросу. Мячковская церковь обслуживала
несколько населенных пунктов: с. Мячково, д. Чичерево и д. Объезд, где и
проходили соответствующие собрания.
10 апреля 1935 года на общем собрании колхоза д. Чичерево
(присутствовали 34 человека) был
колокольного звона в селе Мячково и снятии колоколов с этой церкви.
поднят вопрос о прекращении
5 По материалам книги «Историкостатистическе описание церквей и приходов владимирской
епархии.» Вып. пятый и последний. Шуйский и Ковровский уезды. Составил Преподав.
Влад.Сем. В. Березин. Вязниковский и Гороховецкий уезды. Составил Преподав. Влад. Сем.
В.Добронравов. Губ. г. Владимир, типолитография В. А. Паркова, 1898 (стр.441444).
7 На следующий день жители заслушали выступление И.И.Белова о том,
что колокола не имеют пользы и нужны для социального строительства,
постановили прекратить колокольный звон в Мячково и снять там колокола.
«Голосовали единогласно при 4 воздержавшихся».
12 апреля постановили: «С колокольни колокола снять и просить
сельсовет как можно скорей», т.к. «колокольный звон … колхозников
отвлекает от работ, отчего бывают прогулы….».
Утверждение постановления о запрете колокольного звона прошло
довольно легко. Какихлибо данных о том, что верующие пытались его
опротестовать, нет. Однако люди понимали, что церковьэто единственное
место, где они могли бы раскрыть свою душу, духовно наполнить её верой в
бога, но они не могли пойти против власти.
Из рассказов старожилов деревни Объезд я узнала, что людей, которые
участвовали в снятии колоколов с церкви (их сбрасывали с церкви и они
раскалывались на части) постигла божья кара и они покончили жизнь
самоубийством.
1 марта 1939 года на общем собрании граждан д. Чичерево
(присутствовали 61 человек) был поднят вопрос о закрытии храма в селе
Мячково. Постановили церковь закрыть и просить Мячковский сельсовет
использовать помещение церкви под культурные цели: «Церковь закрыть для
использования помещения для культурных целей, просим президиум
Мячковского с/совета возбудить ходатайство перед Гороховецким
райисполкомом о передаче церкви для использования для культурных
целей»6.
Лишь в 1999 году церковь возвратили верующим. Сегодня храм
восстанавливается. Он функционирует, здесь проходят богослужения каждые
выходные и в праздничные дни. Как говорят местные жители, постоянного
6 Интернетресурс http://www.gttp.ru/MP/mp_126.htm
8 батюшки в церкви нет. На большие божественные праздники службу проводят
приезжие священнослужители из с. Старково или пос. Ильиногорск. Ключи от
церкви находятся у местных жителей, они в любой момент могут прийти в
церковь и помолиться Богу (см. приложение 4).
Обновленный фасад, красивый иконостас и барельефное покрытие
подтверждают тот факт, что эта церковь – неотъемлемая часть многовековой
истории нашей малой Родины (см. приложение 5).
9 Заключение
В ходе исследовательской работы мы пришли к следующим выводам:
– Володарская земля духовно богата, каждая церковь несёт в себе
многовековую историю;
– Строительство церкви Василия Великого относится к середине XIV века,
она является одной из первых церквей на территории Володарского района;
– Основатель церкви – Евфимий Суздальский, именно ему приглянулось
красивое, тихое местечко для строительства обители;
– Изначально церковь была деревянная, но в начале XIX века начинается
строительство каменной церкви. Она построена в старорусском стиле,
однокупольная, имеет трапезу и звонницу;
– Приход церкви состояли из окрестных деревень: Объезд, Мячково,
Чичерево, Соловьево;
– В XX веке постановлением правительства отдана под культурные нужды, в
1999 году возвращена верующим, работы по ремонту и внутренней отделке
ведутся и по сей день.
Проведя исследовательскую работу, поняла, что исторические события
повлияли как на рождение, так и на закрытие и возрождение Церкви в селе
Мячково. Каким только гонениям не подвергалась Церковь! Её пытались
разрушить и уничтожить веру. Но все это прошло, и Церковь Христова стояла
и стоит, а значит, и дальше будет стоять, а вместе с ней и наша вера.
Я считаю, что
Храм – символ мира, добра, дружбы, любви,
взаимопонимания. Где есть Храм – там есть жизнь. Это подтверждает история
нашей Родины, и мы её не перепишем.
10 Практическая значимость собранного материала состоит в том, что
им могут пользоваться, все ученики нашей гимназии, желающие знать
духовные корни своего народа.
Нам всем необходимо бережно относиться к вере своих предков.
11 Список источников и литературы:
Источник:
1. «Историкостатистическе описание церквей и приходов владимирской
епархии.» – Вып. пятый и последний. Шуйский и Ковровский уезды.
Составил Преподав. Влад.Сем. В. Березин. –
Вязниковский и
Гороховецкий уезды. Составил Преподав. Влад. Сем. В.Добронравов.
Губ. г. Владимир, типолитография В. А. Паркова, 1898;
2. Житие преподобного Евфимия священноархимандрита, Суздальского
чудотворца : ко дню 500летия кончины преподобного Евфимия (1404 г.
1го апреля 1904 г.), сост. Архимандрит Серафим.
Интернетресурсы:
1. http://www.pravenc.ru/text/187661.html– Православная энциклопедия;
2. http://sobory.ru/article/?object=10518
3. http://www.gttp.ru/MP/mp_126.htm
4.
https://taday.ru/text/1103907.htm – Cедмица.RU
Научный Центр «Православная Энциклопедия»
Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Кирилла;
5. http://land.lib33.ru/site/publication/1298 электронная научная
По Благословению
Церковно
библиотека «Земля Владимирская»;
6. http://dlib.rsl.ru – Российская государственная библиотека;
7. http://www.pecherskiy.nne.ru – Вознесенский Печёрский мужской
монастырь;
8. http://vyksaeparhia.ru – Выксунская Епархия.
12 Приложение 1
Отрывок из жития Евфимия Суздальского (сост. Архимандрит Серафим 1904
год).
13 Приложение 2
Посох Витрина с вещами преп. Евфимия
Евфимия Суздальского
Архимандрит Тихон у мощей преп.св. Евфимия
14 Приложение 3
15 Историкостатистическое описание церквей и приходов Владимирской
Епархии
Приложение 4
16 Внутренне убранство церкви
Приложение 5
Церковь в честь св. Василия Великого в селе Мячково Володарского района
Нижегородской области.
17 Декор южного фасада основного объема церкви в честь св. Василия Великого
в селе Мячково Володарского района Нижегородской области.
Церковь Василия Великого в Мячково Володарского района Нижегородской
области. Вид с запада.
Звонница церкви Василия Великого в Мячково Володарского района
Нижегородской области.
18 19
Духовное возрождение. Храм с. Мячково Володарского района. Творческая работа
Духовное возрождение. Храм с. Мячково Володарского района. Творческая работа
Духовное возрождение. Храм с. Мячково Володарского района. Творческая работа
Духовное возрождение. Храм с. Мячково Володарского района. Творческая работа
Духовное возрождение. Храм с. Мячково Володарского района. Творческая работа
Духовное возрождение. Храм с. Мячково Володарского района. Творческая работа
Духовное возрождение. Храм с. Мячково Володарского района. Творческая работа
Духовное возрождение. Храм с. Мячково Володарского района. Творческая работа
Духовное возрождение. Храм с. Мячково Володарского района. Творческая работа
Духовное возрождение. Храм с. Мячково Володарского района. Творческая работа
Духовное возрождение. Храм с. Мячково Володарского района. Творческая работа
Духовное возрождение. Храм с. Мячково Володарского района. Творческая работа
Духовное возрождение. Храм с. Мячково Володарского района. Творческая работа
Духовное возрождение. Храм с. Мячково Володарского района. Творческая работа
Духовное возрождение. Храм с. Мячково Володарского района. Творческая работа
Духовное возрождение. Храм с. Мячково Володарского района. Творческая работа
Духовное возрождение. Храм с. Мячково Володарского района. Творческая работа
Духовное возрождение. Храм с. Мячково Володарского района. Творческая работа
Духовное возрождение. Храм с. Мячково Володарского района. Творческая работа
Духовное возрождение. Храм с. Мячково Володарского района. Творческая работа
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.