Особенности экскурсионной работы в музее образовательного учреждения

  • Исследовательские работы
  • docx
  • 14.09.2025
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

В статье описывается опыт экскурсионной работы в музее образовательного учреждения на примере работы музея Екатеринбургского торгово-экономического техникума
Иконка файла материала Особенности экскурсионной работы музея образовательного учреждения, Устюжанинова Е. О..docx

Устюжанинова Е.О. Екатеринбургский торгово-экономический техникум

 

Особенности экскурсионной работы в музее образовательного учреждения

Традиция создания музеев в образовательных учреждениях насчитывает не одну сотню лет. Но судьба этих музеев, работа с посетителями складывается по-разному. В данной статье мы представляем опыт экскурсионной работы в музее Екатеринбургского торгово-экономического техникума, где для посетителей работают постоянная экспозиция по истории техникума (с 1924 года и до наших дней) и выставка, посвященная советскому детству.

Музеи истории образовательных учреждений - категория специфичная, ведь зачастую корпоративность музея, локальность процессов и событий, о которых он рассказывает, не привлекает внимания большого количества посетителей. В связи с этим назначение такого музея нередко  сводится к функциям архива: сохранение информации по истории учебного заведения, проведение ознакомительных экскурсий для учащихся, ветеранов и гостей. Несмотря на то, что в последнее время происходит обновление экспозиции музея истории техникума, подготовка выставок на основе архивных материалов, «узость» аудитории остается неизменной.

Вместе с тем, мы считаем, что на базе техникума необходимо создание такого музейного ресурса, который помог бы привлечь к нам школьников, студентов других учебных заведений, а также взрослую аудиторию. Пилотным проектом в этом направлении стало создание выставки «Счастливое детство», в рамках которой можно познакомиться со школой советского времени, традициями празднования Нового года, детскими игрушками и предметами быта.

Поскольку основная аудитория нашего музея и выставки – школьники и студенты, мы сосредоточим свое внимание на описании опыта работы именно с ними.

На наш взгляд, при проведении экскурсий со школьниками и студентами необходимо учитывать ряд особенностей данной целевой аудитории.

Во-первых, у большинства современных школьников и студентов отсутствует потребность в самостоятельном посещении музея, а, подчас, нет  в наличии и соответствующего опыта. Музей как место, где можно с интересом провести свободное время, не вызывает особого интереса, поэтому его посещение редко является личной инициативой, в основном молодежь приходит в составе организованных групп.

Во-вторых, к музейным экспонатам школьники и студенты демонстрируют избирательный интерес. В музее истории техникума со студентами был проведен небольшой эксперимент: им было предложено выбрать один экспонат и объяснить, почему они считают его самым интересным. В ходе эксперимента выяснилось, что при самостоятельном осмотре музея такие экспонаты как документы, фотографии, плакаты, книги для студентов не существуют вообще, на них внимание не задерживается. Кроме того, вне поля зрения остаются этикетки, указатели. Студенты выбрали в качестве наиболее интересных только вещественные экспонаты; причем, в большинстве своем, это были предметы, которые оказались знакомыми (старое зеркало, медали, фотоаппарат и проч.). Многие из экспонатов, которые можно считать по-настоящему уникальными, просто не были замечены. Таким образом, для многих школьников и студентов музей останется абсолютно немым без рассказа экскурсовода, который может привлечь внимание к тому или иному экспонату и сделать его для посетителей по-настоящему интересным и запоминающимся. 

Кроме того, интерес учащихся, как правило, вызывают экспонаты, которые можно потрогать, с которыми можно поиграть, сфотографироваться, которые кажутся необычными, потому что выходят за рамки личного опыта.

Еще одна особенность современной молодежной аудитории – отрывочность исторических знаний. Даже если им известны те или иные факты, они не обладают целостным представлением об определенной исторической эпохе, испытывают сложности с хронологией. Поэтому в процессе экскурсии приходится выходить за рамки показа конкретных экспонатов и кратко рассказывать о том или ином периоде истории нашей страны. При этом проводя экскурсии, мы не ставим перед собой серьезных просветительских задач, но стремимся через историю вещей, книг, фотографий и других музейных экспонатов расширить общий кругозор учащихся. Задача небольшая, как невелик пока и наш музей.

Конечно, работа музея техникума связана с существенными ограничениями: небольшое выставочное пространство (что не позволяет работать с группами более 10-12 человек), сложности с комплектованием музея, приобретением новых экспонатов, оформлением музея. Но, несмотря на то, что наша экспозиция и выставочные проекты не могут конкурировать по составу экспонатов и оформлению с государственными, областными, муниципальными и частными музеями, нам все же удается проводить экскурсии со школьниками и студентами так, что это вызывает у многих интерес, положительные эмоции.

В первую очередь, мы стремимся к тому, чтобы наши экспозиции и выставки были «атмосферными», создаем не виртуальное,  а реальное погружение в эпоху – с ее специфической вещественной средой, запахами, звуками. Так, к 70-летию победы в Великой Отечественной войне в музее истории техникума была сделана реконструкция землянки, что позволило сделать более эмоциональным и запоминающимся рассказ о сотрудниках техникума, воевавших на фронте. На выставке «Счастливое детство» наши посетители могут услышать детские песни советского времени и ощутить мандариновый запах приближающегося Нового года.

Кроме того, усиливает интерес и внимание к нашему музею и то, что мы стараемся работать с позиции «культуры участия». Например, в формировании фондов нашего музея принимают участие сотрудники техникума и дарители, которым показались интересными наши идеи. Их имена мы размещаем у входа на выставку, дарим благодарственные письма, приглашаем на выставку, чтобы они могли видеть, как благодаря их участию изменяется экспозиция. Большую роль в формировании экспозиции музея истории техникума играют наши ветераны: без их воспоминаний, фотографий, газетных вырезок наш музей был бы неполным. В перспективе – привлечение к работе в музее студентов-волонтеров, что позволило бы в большей степени понять, каким бы хотело видеть музей нынешнее поколение.

И, конечно, решающую роль при проведении экскурсии играет работа экскурсовода.  Экскурсии проводятся в постоянном взаимодействии и диалоге, очень важно при этом сразу установить для учащихся «разрешительные» правила поведения в музее: можно подходить к витрине или выставленным в открытом доступе экспонатам, смотреть, трогать, самим ходить по музею, задавать вопросы экскурсоводу. Тем самым преодолевается некая «стена отчуждения», которая изначально рождается от встречи с незнакомым человеком.

Поскольку для современных школьников и подростков важно не просто видеть экспонат, но и возможность его рассмотреть, подержать в руках, мы кладем под стекло, как правило, только наиболее ценные предметы или экспонаты с невысокой степенью сохранности. По возможности мы даем нашим экскурсантам полистать альбомы, книги и тетради, поиграть в игры, пострелять из рогатки, сфотографировать все, что им интересно.  Для желающих унести из музея приятные воспоминания мы предлагаем сделать ретрооткрытку на память: фото заказчика с символом нашей выставки – медвежонком, с традиционной для советских фотографий подписью «Свердловск» или «Привет из Свердловска» и фигурно обрезанными краями.

Еще один важный прием, который формирует заинтересованность школьников и студентов - проведение параллелей с личным опытом учащихся, историей их семьи, рассказ о личном опыте экскурсовода. Как правило, именно это пробуждает интерес к тому или иному экспонату.

Стоит отметить, что мы рассматриваем разнообразные варианты организации работы с посетителями нашего музея.  Например, посещение выставки «Счастливое детство» происходит в рамках мероприятий различного формата: на запланированной экскурсии, во время проведения профориентационных мероприятий и кулинарных мастер-классов (в данном случае мы работаем в тесной связке с нашим кафе «Сказы», в помещении которого располагается выставка).

В перспективе мы планируем разработать для участников экскурсий игровые программы (на данный момент их сложно реализовать из-за отсутствия подходящего помещения) и образовательные проекты.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


 

Посмотрите также