Духовность как базовая ценность воспитания национального самосознания
Оценка 5

Духовность как базовая ценность воспитания национального самосознания

Оценка 5
Педсоветы
docx
воспитательная работа
Взрослым
04.02.2020
Духовность как базовая ценность воспитания национального самосознания
Духовность как базовая ценность воспитания национального самосознания.docx

 «Духовность как базовая ценность воспитания национального самосознания»

Залялова Нейля Анатольевна

   Учитель начальных классов "МЛ № 148 г.Челябинска"

Упражнение "Снежинка"Возьмите лист, сложите его пополам, оторвите уголок, снова сверните и т.д. А теперь разверните и покажите всем. Давайте найдём одинаковые. Нет? Почему? Ведь все слышали одинаковую инструкцию.  Так и наши дети, мы вроде говорим всем одинаково, но они понимают по-разному. Вопреки всему, наша задача -   довести до их сознания быть духовно-нравственными, научить выбирать хорошее, ведь отличить хорошее от плохого они многие умеют.  

    Что можем мы? Посмотрите на эту картину, что вы видите? (маленькую чёрную точку).  Настоящая картина такова: большое белое пространство с маленькой точкой посередине. Людям гораздо легче увидеть недостаток   человека, а не то хорошее, что есть в каждом   человеке.

Сегодня можно констатировать, что мы живем в период кризиса ценностей, одно телевидение чего стоит: посмотрев новости, мы слышим то про теракт, то про халатность, повлекшую за собой смерть, то про мошенничество.  Просмотрев мультфильм не понимаем, в чём идея и чему такой мультфильм может научить, фильм, в котором бандит является героем, взрослый - то начинает задумываться как правильно себя вести не то, что ребёнок.  Поэтому перед нами великая задача, воспитать человека, несмотря на внешние факторы.

Тема моего выступления «Духовность как базовая ценность воспитания национального самосознания». Национальное самосознание - это разделяемое всеми гражданами представление о своей стране, её народе, чувство принадлежности к своей стране и народу. Основу национального самосознания составляют базовые национальные ценности и общая историческая судьба.   Подрастающий человек, «образовываясь», впитывает нравственные идеалы, присущие данному конкретному народу, (заметьте, ни одна культура, ни одна религия не учит ничему плохому, только добру и любви к окружающему миру), а потому учебно-воспитательный процесс должен опираться на историю, культуру, духовные традиции.

В основе Федерального Государственного Образовательного Стандарта лежит концепция духовно-нравственного развития, воспитания личности гражданина России.

Современный   национальный воспитательный    идеал  — это высоконравственный, творческий, компетентный гражданин России, принимающий судьбу Отечества как свою личную, осознающий ответственность за настоящее и будущее своей  страны, укоренённый в духовных и культурных традициях многонационального народа Российской Федерации.

      Национальный воспитательный  идеал является высшей целью образования.

Основные принципы организации духовно-нравственного развития и воспитания

      Нравственный пример педагога;

      Социально-педагогическое партнёрство ;

      Индивидуально-личностное развитие;

      Интегративность программ духовно-нравственного воспитания;

      Социальная  востребованность воспитания.

Смысл просвещения – развивающийся человек, гармония его отношений с собой, его духовное становление. 

Как же я пытаюсь развивать духовность в своих учениках, что и кто мне в этом помогает.

Набрав первоклассников, решила, используя опыт Шалвы Александровича Амонашвили и современную литературу   Джоан Роулинг «Гарри Поттер», пригласить своих учеников в лицей в письменной форме. Написала каждому письмо и, чтобы побороть стереотип о литере класса, указала в какой класс я их приглашаю «М" – миролюбивый, мудрый, милосердный.  И сейчас, проводя воспитательные моменты, напоминаю в каком классе они учатся - миролюбивом, мудром, милосердном.

На классном часе 1 сентября каждый ребёнок получил буклет «Правила поведения в школе и в классе», где в стихотворной форме, используя имена обучающихся нашего класса, воспитывала духовность – бережное отношение к имуществу школы, взаимоотношения друг с другом, отношение к учению, уважение к учителям. (Пример -     Не дразнись, не зазнавайся,

В школе всем помочь старайся.

Зря не хмурься, будь смелей

И найдёшь себе друзей.

Или

Слова «спасибо», «извините»

Не стесняйся, говори,

Леру, Даниила, Еву , Макара

Ты не ссорь, а помири)

Проверяя тетради, так как в 1 классе нет системы оценивания, пишу «советы- оценки» в форме пословиц и поговорок, приучая к труду, аккуратности, терпению, вниманию, что входит в понятие духовность.  «Учись доброму, худое на ум не пойдёт. Терпенье  и труд - всё перетрут. Терпенье и труд – дивные всходы дают. Не привыкай к безделью, учись рукоделью. Аккуратность человека красит.»

Участвуя в конкурсе рисунков, изготовлении новогодней гирлянды для украшения лицея, требую участия каждого, объясняя, что только все вместе, в дружбе, поддержке друг друга, люди могут сделать большое хорошее дело.

Современная система образования позволяет и предусматривает в программном содержании совместные творческие дела, направленные на развитие духовных качеств.  Например, забота о птицах – изготовление кормушек.  Ребята смастерили кормушки и подсыпали корм всю зиму. При изучении темы «Моя семья» прошла большая работа по развитию нравственно – духовных качеств. Обучающиеся работали в группах и выбирали духовные качества для создания крепкой семьи

Как все первоклассники, создали у своего кабинета Уголок Боевой Славы, кто не смог принести информацию о бойце, принёс рисунок, стихотворение. Оформили и уголок в классе. Каждый видит свою частичку в нужном деле и гордится, что он тоже полезен в обществе.

Ярким для первоклассников оказалось посещение Ветерана войны Сучковой Александры Фёдоровны и вручение ей ордена. Я думаю, они навсегда запомнят этот день, это дело, в котором они явились посредниками   и свидетелями рассказа из первых уст о страшной войне, в которой именно высокие духовные качества людей помогли прийти к победе.

Хочу показать вам видеоролик  (семья)                        

Как вы знаете и убедились ещё раз многое зависит и от семьи. Считаю, что и на семью мы можем оказать влияние, грамотно подходя к этому вопросу. Ни одно родительское собрание ни должно обходиться без хотя бы 15 -минутного воспитательного момента. В 1 классе провела 3 тематических собрания (темы на слайде), используя презентации, видео ролики, анкетирования, кластеры, тренинги. По каждой теме есть что посоветовать родителям, эти советы раздаю в виде листовок, буклетов. Призываю к совместной работе, воспитанию в детях таких добродетелей, как честность, совестливость, скромность. Говорю о толерантности. Надеюсь, что до следующего собрания им хватит мудрости в воспитании своих дорогих крошек.

К нашему педсовету приготовила буклет «Духовность как базовая ценность воспитания национального самосознания», который может пригодится и вам коллегам.

Большую помощь в воспитании духовности оказывают посещения культурных мероприятий: театров, цирка, музея, где дети, узнавая новое, окунаются в мир искусства, что является пищей для души, развития духовности.

Мне очень нравится стихотворение с большим смыслом, посвящается Учителю. Можно перефразировать - Родителю и прочитать на родительском собрании. Хочу с вами поделиться.

Чем проповедь выслушивать, мне лучше бы взглянуть.

И лучше проводить меня, чем указать мне путь.

Глаза мои внимательны, заметят без труда:

Слова порой запутаны, пример же – никогда.

Тот лучший мой учитель, кто веру в жизнь провёл.

Добро увидеть в действии -  вот лучшая из школ.

И если   всё мне показать, я выучу урок,

Понятней мне движенье рук, чем быстрых слов поток.

Я, может, и поверю, хорошим словесам,

Но будет лучше посмотреть, что делаешь ты сам.

Вдруг, я неправильно пойму прекрасный твой совет,

Зато пойму, как ты живёшь: по правде, или нет.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


 

Духовность как базовая ценность воспитания национального самосознания»

Духовность как базовая ценность воспитания национального самосознания»

В основе Федерального Государственного

В основе Федерального Государственного

Пример - Не дразнись, не зазнавайся,

Пример - Не дразнись, не зазнавайся,

Как вы знаете и убедились ещё раз многое зависит и от семьи

Как вы знаете и убедились ещё раз многое зависит и от семьи

Вдруг, я неправильно пойму прекрасный твой совет,

Вдруг, я неправильно пойму прекрасный твой совет,
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
04.02.2020